Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольных организаций'

Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫХ ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / AGENCY / AUTONOMY / REFLECTION / ACHIEVEMENT MOTIVATION / PROFESSIONAL SELF-AWARENESS / SIMULATION MODELING OF PRACTICE-ORIENTED PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быковская Тамара Егоровна

В статье рассматривается проблема подготовки будущих педагогов дошкольных организаций, направленной на формирование их профессиональной компетентности. Представлены основные характеристики и педагогические условия, способствующие ее формированию, раскрываются этапы, задачи и технологии формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быковская Тамара Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming professional competence of intended preschool teachers

The article deals with the problem of training intended teachers of preschool institutions, aimed at the forming their professional competence. The main characteristics and pedagogical conditions contributing to its forming are presented; the stages, tasks and technologies of formation are revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольных организаций»

УДК 378 ББК 74.48

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF INTENDED PRESCHOOL TEACHERS

Быковская Тамара Егоровна

Доцент кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования E-mail: tamara08-57@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки будущих педагогов дошкольных организаций, направленной на формирование их профессиональной компетентности. Представлены основные характеристики и педагогические условия, способствующие ее формированию, раскрываются этапы, задачи и технологии формирования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, субъектность, самостоятельность, рефлексия, мотивация достижений, профессиональное самосознание, имитационное моделирование практико-ориентированных видов профессиональной деятельности.

Bykovskaya Tamara E.

Assistant Professor at the Preschool Education Department, Moscow Region State University, PhD in Education, Associate Professor, Corresponding Member of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education E-mail: tamara08-57@yandex.ru

Abstract. The article deals with the problem of training intended teachers of preschool institutions, aimed at the forming their professional competence. The main characteristics and pedagogical conditions contributing to its forming are presented; the stages, tasks and technologies of formation are revealed.

Keywords: professional competence, agency, autonomy, reflection, achievement motivation, professional self-awareness, simulation modeling of practice-oriented professional activities.

Современность предъявляет особые требования к организации дошкольного образования: интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. Однако какие бы реформы не осуществлялись в системе образования, все они замыкаются на педагоге, который и реализует все эти нововведения и инновации. Именно от профессиональной компетентности педагогов зависит качество образования дошкольников, успешное введение в практику инноваций и эффективная реализация задач в условиях ФГОС ДО.

В настоящее время дошкольным организациям требуется воспитатель-исследователь, воспитатель-психолог, воспитатель-технолог. Все эти качества в будущем педагоге можно развить только в условиях творческого, проблемного и технологичного образовательного процесса в вузе. Профессиональная подготовка будущих воспитателей дошкольных учреждений должна быть ориентирована не на освоение конкретных программ обучения, а на формирование их профессиональной компетентности. Это будет способствовать мобильности специалиста дошкольного образования и эффективному выполнению им профессиональной деятельности.

В современных условиях уделяется достаточно внимания исследованию проблемы профессионализма и компетентностного подхода в образовании. Инновационные подходы, в частности, к формированию профессиональной компетентности будущих специалистов изучаются многими учеными-педагогами, такими как Е. И. Артамонова, Е. В. Андриенко, В. И. Байденко, Е. В. Бережнова, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, Е. Н. Шиянов и др.

В структуре профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольных организаций выделяют следующие характеристики:

• гностическая или когнитивная характеристика - система мировоззренческих, общекультурных и профессиональных знаний, составляющих основу профессиональной деятельности;

• регулятивная характеристика - грамотное построение содержания профессиональной деятельности и эффективное использование знаний для решения профессиональных задач;

• рефлексивно-статусная характеристика - использование разнообразных приемов психологического воздействия и методов организационных коммуникаций в педагогическом взаимодействии;

• нормативная характеристика - нормы поведения, круг полномочий и профессиональных функций;

• коммуникативная характеристика - владение культурой коммуникативного диалога.

В. А. Исаев отмечает, что формирование профессиональной компетентности является целеполагающим и осуществляется исключительно за счет методических и педагогических подходов, а не за счет «преподавания» на предметно-содержательном уровне. Для этого предусматривается необходимость создания определенных психолого-педагогических условий, а именно: отказ от трансляции знаний и составление индивидуальных маршрутов личностного развития каждого студента; активное внедрение методов стимулирования самостоятельной учебной деятельности; широкое применение игровых методов

обучения; использование разнообразных профессиональных и жизненных ситуаций; применение альтернативных оценочных процедур [1].

Нами была выявлена следующая совокупность педагогических условий, способствующих формированию профессиональной компетентности будущих воспитателей дошкольных организаций:

• создание инновационно-креативной среды;

• становление субъектной позиции личности, способной к самореализации;

• организация рефлексии и саморефлексии;

• превалирование практико-ориентированной направленности деятельности;

• использование информационных технологий в образовательном процессе;

• эффективное руководство учебной, научной и профессиональной деятельностью студентов.

Все эти условия стимулируют студентов - будущих педагогов дошкольных организаций к достижениям, образуют мотивационную основу развития профессионализма.

По исследованиям Л. И. Божович, А. К. Марковой, О. А. Томашевской, П. М. Якобсона, основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: внимательное отношение к содержанию учебного материала; четкая структура организации учебной деятельности; разнообразные формы учебной деятельности; анализ результатов учебной деятельности; индивидуальный стиль учебной деятельности педагога [2-6].

Проблема формирования мотивированной профессиональной деятельности у будущих педагогов проходит несколько этапов.

Первый этап связан с развитием личности как субъекта своей профессиональной деятельности. Личностно-профессиональное развитие субъекта профессиональной деятельности возможно при наличии продуктивной Я-концепции - системы представлений студента о самом себе, своих возможностях и перспективах. Адекватные представления будущего педагога о себе позволят составить индивидуальную программу развития и саморазвития, выстроить систему продуктивных профессиональных взаимодействий и отношений.

В исследованиях Е. В. Бондаревской, Э. Ф. Зеер, В. В. Серикова, А. В. Хуторского указывается, что развитие профессионализма личности предполагает гармоничность составляющих Я-реального (настоящего), Я-идеального (т. е. каким субъект стремится быть, ориентируясь на моральные нормы), Я-фантастического (каким желал бы стать, если это оказалось бы возможным) и Я-будущего (каким намерен стать в будущем в процессе своего развития) [7-9].

Второй этап связан с мотивацией достижений. В этот период важно формировать нравственные механизмы регуляции поведения и отношений будущих воспитателей дошкольных учреждений, которые включают все средства воздействия - внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение и др. [10].

Исследуя мотивы учения будущих педагогов, мы отметили, что мотивированные на достижение успеха студенты ставят перед собой трудные цели и находят эффективные средства для их достижения. Важно отметить и положительные эмоции, которые они испытывают, мобилизуя ресурсы для достижения этих целей [11].

Неуверенные в себе студенты с низкой самооценкой стараются избежать сложных заданий, боятся неудач и не принимают критики. При выполнении творческих заданий они часто испытывают отрицательные эмоции, попытка предпринимать усилия кажется им бессмысленной. Для преподавателя важно именно этой группе студентов уделить пристальное внимание, поощрять самые маленькие достижения, всячески развивать стремление к успеху. Формируя интерес к предмету, предоставлять студентам возможности практического использования знаний. К сожалению, отрешенных педагогов-теоретиков в вузах превалирующее большинство.

Формированию мотивации в целом способствует общая атмосфера учебного занятия, активизация общения между участниками образовательного процесса. Одна из главных целей преподавателя как участника педагогического процесса - научить студентов умению учиться. На занятиях предоставлять возможность размышлять над процессом обучения, спорить, высказывать свою точку зрения, предлагать новые идеи. Функция преподавателя - содействовать творчеству и инициативе студентов, оказывать помощь в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности.

Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдшейн придавали большое значение организации практической деятельности в профессиональной подготовке. В условиях вуза важным в формировании профессиональной компетентности будущих педагогов является создание условий для применения теоретических знаний на практике. Формирование осознаваемых мотивов, универсальных умений, готовность к самостоятельному действию студентов осуществлялось в несколько этапов (таблица).

При организации процесса обучения важно применять гибкие формы, учитывать интересы и способности обучающихся, предоставлять возможность выбора занятий, разнообразить задания для самостоятельной и практической работы. Огромный интерес вызывают у студентов такие формы занятий, как деловые игры, встречи с педагогами-практиками, необычное изложение нового материала, создание и анализ проблемных ситуаций.

Значительно повышается качество и эффективность занятий за счет наглядного проведения лекций и практических занятий с использованием презентаций. Материал излагается в постоянном общении с аудиторией, студенты привлекаются к самостоятельному разрешению проблемных ситуаций с использованием теоретических положений и своего опыта. Интерактивный курс лекций и практических занятий, представленный мультимедийно, обеспечивал высокое качество усвоения материала.

Показ слайд-лекций в цифровом формате проходит в режиме постоянного диалога со студентами, преподаватель дает разъяснение теоретических положений, поясняет их применение в практической педагогической деятельности. После просмотра лекции проводится блиц-опрос или предлагается тестовый контроль по просмотренному материалу. Свою эффективность при изучении нового материала доказали понятийные тренинги, которые помогали студентам закрепить основные понятия темы.

Использование информационных технологий в образовательном процессе вуза помогали усовершенствовать способы и средства применения будущими воспитателями знаний в практической деятельности. Так, с помощью виртуальных экскурсий, не покидая

Таблица

Этапы формирования профессиональной компетентности студентов

Этапы формирования Задачи формирования Технологии формирования

Адаптационно- репродуктивный этап Воспитание субъектной активности Применение активных форм вовлечения студентов в деятельность, самоидентификация и оценка уровня диагностики сформированности профессиональной компетентности

Развитие субъект-субъектных отношений в системе «преподаватель - студент» Проведение дискуссий как формы спора, направленной на достижение истины, выражение разных точек зрения на педагогическую проблему

Имитация профессиональной деятельности Деловые игры, практические занятия с использованием презентаций, виртуальные экскурсии

Активизация процесса учения, развитие критического мышления Создание ситуации успеха, развитие индивидуальности, мультимедийный интерактивный курс лекций и практических занятий

Регулятивно- деятельностный этап Решение педагогических задач по формированию профессиональной компетентности Коллективный поиск средств решения педагогических задач, организации игр, имитирующих профессиональную деятельность, включение студентов в активную познавательную и исследовательскую деятельность

Творческий этап Развитие студентов как активного субъекта профессиональной деятельности Имитационное моделирование практико-ориен-тированных видов профессиональной деятельности, анализ профессиональных ситуаций, создание креативной среды и сотрудничества преподавателей и студентов, практические занятия и курсовое проектирование; оценивание творческого результата и внесение коррективов

аудитории, студенты могли посещать дошкольные учреждения, наблюдать занятия воспитателя с детьми, анализировать образовательную среду группы и дошкольного учреждения. Преимуществами такой формы организации образовательной деятельности студентов являются доступность, наглядность, наличие интерактивных заданий, возможность повторного просмотра при написании отзыва, рецензии, составлении отчета, конспекта с краткой теоретической информацией.

Связующим звеном между теоретической и практической подготовкой студентов в учебно-воспитательном процессе играет педагогическая практика как более эффективная форма профессиональной подготовки к будущей педагогической деятельности. При организации практики важно заранее ознакомить студентов с ее целью и задачами; характером заданий, которые они должны выполнить; критериями оценки всех видов деятельности. Эффективность педагогической практики зависит от качества взаимодействия педагогов базы практики и университета. Студентов нельзя чрезмерно опекать, им следует больше доверять и предоставлять возможность самостоятельно принимать решения в вопросах воспитания и обучения детей, общении с их семьями.

Уникальным наглядным средством формирования профессиональной компетентности будущих педагогов является сам процесс обучения в вузе. Вузовская

профессионально-педагогическая подготовка предоставляет будущему педагогу возможность видеть и воспринимать сам процесс профессионального обучения и как условия для собственного учения, и как моменты педагогической практики. Студент вуза по направлению подготовки «Педагогическое образование», в отличие от вузов других профилей, может анализировать ход учебного процесса не только с точки зрения учащегося, но и с профессиональных позиций.

Будущий специалист имеет возможность анализировать стиль работы своих преподавателей и таким образом формирует свой арсенал педагогических технологий; изучая не только научные дисциплины по профилю подготовки, но и методики обучения и воспитания детей дошкольного возраста, дошкольную психологию и педагогику, постигает особенности развития, воспитания и обучения дошкольников, учится управлять общением не только с детьми, но их родителями.

Список литературы

1. Исаев В. А. Образование взрослых: компетентностный подход. - Великий Новгород, 2005. - 237 с.

2. Божович Л. И. Избранные психологические труды. - М., 1995. - 114 с.

3. Маркова А. К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л. С. Выготского // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология: сб. ст. - М., 1981. - С. 17-21.

4. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

5. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: от теории к системе работы учителя // Изв. Российской академии образования. - 1999. - № 3. - С. 33-40.

6. Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 383 с.

7. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М.: МПСИ, 2005. - 216 с.

8. Мельников Т. Н., Москвина А. С., Третьяков А. Л. Взаимодействие систем образования Российской Федерации и Китайской народной республики в современных условиях // Проблемы современного образования. - 2018. - № 2. - С. 140-146. -URL: http://pmedu.ru/images/2018-2/15.pdf (дата обращения: 20.01.2019).

9. Томашевская О. А. Формирование познавательной мотивации студентов // Педагогика: традиции и инновации: матер. IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск, 2013. - С. 169-171.

10. Гребенкина Л. К., Суворова Н. А. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в современных условиях: моногр. - Рязань, 2012. - 180 с.

11. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1969. - 317 с.

References

1. Isaev V. A. Obrazovanie vzroslykh: kompetentnostnyy podkhod. Velikiy Novgorod, 2005. 237 p.

2. Bozhovich L. I. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow, 1995. 114 p.

3. Markova A. K. Issledovanie motivatsii uchebnoy deyatelnosti i idei L. S. Vygotskogo. In: Nauchnoe tvorchestvo L. S. Vygotskogo i sovremennaya psikhologiya: coll. of arts. Moscow, 1981. Pp. 17-21.

4. Markova A. K., Matis T. A., Orlov A. B. Formirovanie motivatsii ucheniya. Moscow: Pros-veshchenie, 1990. 192 p.

5. Serikov V. V. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: ot teorii k sisteme raboty uchitelya. Izv. Rossiyskoy akademii obrazovaniya. 1999, No. 3, pp. 33-40.

6. Khutorskoy A. V. Metodika lichnostno orientirovannogo obucheniya. Kak obuchat vsekh po-raznomu? Posobie dlya uchitelya. Moscow: Vlados-Press, 2005. 383 p.

7. Zeer E. F., Pavlova A. M., Symanyuk E. E. Modernizatsiya professionalnogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod. Moscow: MPSI, 2005. 216 o.

8. Melnikov T. N., Moskvina A. S., Tretyakov A. L. Vzaimodeystvie sistem obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii i Kitayskoy narodnoy respubliki v sovremennykh usloviyakh. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2018, No. 2, pp. 140-146. Available at: http://pmedu. ru/images/2018-2/15.pdf (accessed: 20.01.2019).

9. Tomashevskaya O. A. Formirovanie poznavatelnoy motivatsii studentov. In: Peda-gogika: traditsii i innovatsii. Proceedings of the IV International scientific conference (Chelyabinsk,, Dec. 2013). Chelyabinsk, 2013. Pp. 169-171.

10. Grebenkina L. K., Suvorova N. A. Formirovanie professionalnoy kompetentnosti studentov tekhnicheskogo vuza v sovremennykh usloviyakh: monogr. Ryazan, 2012. 180 p.

11. Yakobson P. M. Psikhologicheskie problemy motivatsii povedeniya cheloveka. Moscow, 1969. 317 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 3

Статья поступила в редакцию 25.01.2019 The article was received on 25.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.