ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Поздеева Т.В.
Поздеева Татьяна Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра общей и дошкольной педагогики, Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация: в статье отражена актуальность формирования профессиональной компетентности педагогов. Описываются возможности использования практикоориентированных заданий, различных форм деятельности в процессе подготовки специалистов дошкольного образования. Отмечены педагогические условия, способствующие формированию профессиональной компетентности.
Ключевые слова: компетентность, практикоориентированность, дошкольное образование, учебная дисциплина, специалист.
Происходящие в Республике Беларусь социально-экономические изменения, модернизация образования по иному подразумевают рассмотрение вопроса о профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования. В настоящее время в качестве ключевого направления выделяют совершенствование профессиональной компетентности педагога. На наш взгляд, это правомерно, потому что профессионализм является решающим фактором обеспечения качества образования. Развитие современной системы дошкольного образования в Республике Беларусь во многом определяется профессиональной компетентностью педагога. В последнее время все более очевидным становится внедрение компетентностного подхода в систему образования, в том числе и систему дошкольного образования. Ведь от профессионализма педагогов учреждения дошкольного образования зависит качество образовательного процесса, уровень комфортности воспитанников. В концепции государственной программы развития дошкольного образования в Республике Беларусь на 2015 - 2020 годы отмечается необходимость разработки и внедрения современных образовательных технологий, электронных средств обучения; совершенствование содержания, организационных форм, методов и образовательных технологий дошкольного образовании. Поэтому стоит важная задача - сформировать у будущих педагогов дошкольного образования личностно и профессионально значимые компетентности.
Вопросы подготовки компетентностного специалиста широко представлены в российских исследованиях В.А. Болотова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.В. Хуторского и др. Компетенции студентов учреждений высшего образования и выпускников исследуются белорусскими учеными (А.И. Жук, О.Л. Жук, Н.Н. Кошель, А.В. Макаров, А.В. Торхова и др.). Однако, единого подхода к определению профессиональной компетентности нет.
Профессиональная компетентность специалиста - это сложная система внутренних психических состояний и свойств личности: готовность и способность к определенной профессиональной деятельности [1]. А.К. Маркова в структуре профессиональной компетентности выделяет специальную, социальную, личностную и индивидуальную компетентности. Специальная компетентность - это способность и навыки собственно профессиональной деятельности и проектирования дальнейшего профессионального развития. Социальная компетентность - владение приемами межличностного взаимодействия, приемами профессионального общения и совместной деятельности, осознание социальной ответственности за результаты своего труда. Личностная
45
компетентность - способности и навыки личностного самовыражения и развития, противостояние профессиональной деформации личности. Индивидуальная компетентность - развитие индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту [2].
Традиционно профессиональная компетентность рассматривается как совокупность ключевой, базовой и специальной компетенций. Базовые компетенции отражают специфику профессиональной деятельности, в частности воспитателя учреждения дошкольного образования. Сформированность этих компетенций способствует самореализации специалиста дошкольного образования и его конкурентоспособности на современном этапе. Компетентный педагог способен создавать условия для развития каждого ребенка с учетом его способностей, возможностей и интересов.
С учетом требований компетентностного подхода в профессиональном высшем образовании необходимым является обновление нормативно-методических материалов и совершенствование образовательного процесса.
На кафедре общей и дошкольной педагогики Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка постоянно ведется поиск форм и методов осуществления перехода студентов из режима пассивного получателя информации в режим активного участника, из позиции наблюдателей - в позицию соучастника образовательного процесса.
С этой целью была определена тема научно-исследовательской работы кафедры «Разработка и внедрение практикоориентированных учебно-дидактических материалов в подготовку будущих специалистов системы дошкольного образования к реализации компетентностного подхода» предполагающая разработку практикоориентированных заданий по педагогическим дисциплинам. Тематика НИР кафедры соответствует приоритетным направлениям исследований на 2016-2020 гг. Задачи научного исследования кафедры согласуются с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.
В процессе исследования, преподавателями разрабатывается и реализуется содержание практикоориентированных учебно-дидактических материалов, ЭУМК, методических разработок для будущих специалистов системы дошкольного образования по реализации компетентностного подхода. В основу проектирования и реализации содержания учебно -дидактических материалов для будущих специалистов дошкольного образования по учебным дисциплинам «Педагогика», «Дошкольная педагогика» положены международные критерии практикоориентированности содержания методического сопровождения. Это, прежде всего, фокусность задач учебно-дидактических материалов, предполагающая их направленность на достижение реальных образовательных результатов за определенный отрезок времени, отражение в содержании учебно-дидакических материалов актуальных проблем современности, знание которых повышает компетентность специалиста в сфере образования; разработка учебно-дидактических материалов деятельностной направленности (решение кейсов, проведение микроисследования, деловые игры и т.д.), многоуровневость материалов, учет междисциплинарных связей и т.д.
Решение практикоориентированных задач используется на разных этапах изучения учебных дисциплин, в частности «Дошкольная педагогика»: как один из видов самостоятельной работы студентов заочной формы получения образования в межсессионный период, как выполнение контрольного задания, использовано на практических занятиях, а также включено в экзамены. При разработке учебно-тематической карты по учебной дисциплине предусмотрены часы на подготовку и решение профессиональных задач. На практических занятиях работа над проблемными ситуациями организуется парами, небольшими группами по 3-4 человека. Распределение практикоориентированных задач, педагогических ситуаций для решения происходит с учетом опыта работы студентов в учреждениях дошкольного образования, индивидуального подхода, уровнем подготовки. В межсессионный период решение таких задач входит в самостоятельную работу по учебной дисциплине на этапе дистанционного
46
обучения в системе МооШе. На практических занятиях со студентами дневной формы получения образования задания включают: написание конспекта прогулки, методических рекомендаций для воспитателей или родителей по проблемам социально-нравственного воспитания, разработку элементов планирования, описание организации игровой, художественной деятельности, разработку фрагментов проектной деятельности. В процессе выполнения таких заданий формируется у студентов потребность постоянного выбора способов решения, осмысление и предвидение оптимального результата. Студентам предлагаются задания на конструирование и комбинирование нескольких педагогических идей одновременно, на обоснование различных вариантов решений, поиск нестандартных решений. Работа каждой подгруппы анализируется. Анализ результатов проведенных практических занятий по учебным дисциплинам «Дошкольная педагогика», «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью» показал, что выполняя практикоориентированные задания, студенты испытывают определенные трудности. Это, прежде всего, поиск необходимой информации для выполнения задания, аргументация своего мнения, подготовка аннотации на статью, активное участие в «деловой игре», анализ предложенных конспектов, рефлексия проведенного фрагмента образовательного процесса. Решение практикоориентированных заданий были включены в экзаменационные вопросы для студентов второй ступени образования. Опрос студентов показал, что 95% опрошенных отдают предпочтение такой форме проведения экзамена. Аргументируют это следующим: «Подготовка к такому экзамену помогла систематизировать знания по дисциплине», «»В процессе изложения можно было связать теорию с практикой», «Приобрела уверенность в себе» и т.д.
Процесс работы студентов над практикоориентированными заданиями позволил определить комплекс педагогических условий. Прежде всего, преподаватели учреждения высшего образования должны проявлять компетентность в управлении развитием профессиональной компетентностью студентов; осуществлять индивидуальный подход к будущим воспитателям или работающим; стараться активизировать личностное развитие будущих специалистов дошкольного образования; при личностно ориентированном подходе в обучении обеспечить студентам субъектную позицию, социально-педагогическое равноправие всех субъектов образовательного процесса; создавать благоприятный психологический микроклимат - атмосферу сотворчества, взаимодействия, доброжелательности, чувства уверенности в собственных силах и возможностях.
Важно на первых курсах у студентов пробудить интерес к творческой деятельности, потребности к собственному творчеству. С этой целью в процессе преподавания педагогических дисциплин используются такие формы деятельности, как: решение творческих исследовательских задач, проблемные семинары, учебные конференции, защиты проектов «Детский сад будущего», «Игра как средство разностороннего развития ребенка», интеллектуальные марафоны и т.д. Использование этих форм работы позволяет развивать интерес студентов к поисковой, творческой работе, формировать профессиональную компетентность. Положительные результаты дает использование преподавателями в работе со студентами различных технологий: проблемное обучение, проектное обучение, работа в малых группах, коллективный способ обучения. Так, при работе с проектами студенты приобретают знания, имеющие практическую ценность, работать в индивидуальном режиме, уметь согласовывать свои действия с другими членами группы. Интерес вызывает групповое выполнение курсовой работы по «Дошкольной педагогике» (2-3 человека). Например «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями», предполагает коллективное написание теоретической части, практическую часть выполняет каждый студент по ознакомлению воспитанников с разными профессиями.
Таким образом, использование практикоориентированих заданий, различных технологий как содержательных единиц учебных дисциплин помогает развитию и становлению профессиональной компетентности будущего специалиста системы дошкольного образования. Главное в обучении современного воспитателя - это создание условий для повышения уровня их готовности к профессиональной деятельности, формирование у них
47
способности оперативно решать социально значимые педагогические проблемы, вытекающие из реальных профессионально-педагогических ситуаций.
Список литературы
1. Матяш Н.В. Диагностика профессиональной компетености педагога-психолога / Н.В. Митяш, Е.М. Фещенко // Образовательные технологии. № 2, 2009. С. 80-91.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М., 1996.
3. Лобанов А.П. Профессиональная компетентность и мобильность специалистов: учеб.-метод. пособие / А.П. Лобанов, Н.В. Дроздова. Минск: РИВШ, 2010. 96 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
12 3
Мадьярова С.А. , Морхова И.В. , Нишанова М.Х.
1Мадьярова Светлана Аминовна - кандидат педагогических наук, доцент;
2Морхова Инесса Вячеславовна - старший преподаватель;
3Нишанова Мастура Хафизовна - преподаватель, кафедра общей педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье речь идет о формировании профессиональной компетентности педагога. Выделены четыре вида профессиональной компетентности. Названы блоки педагогической компетентности, состоящие из шести видов.
Ключевые слова: профессионализм, компетентность, вуз, учитель, студент, институт, университет, педагогика, инновации, деятельность.
Система образования на современном этапе развития общества претерпела существенные изменения. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Для успешного введения в практику инноваций и для реализации поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять свою деятельность. Для приобретения профессионализма необходимы способности, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Составляющей профессионализма педагога является профессиональная компетентность, которая рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности. В педагогике данную категорию рассматривают как производный компонент от общекультурной компетентности и как уровень образованности специалиста. Компетентности имеют также знаниевый аспект и классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук), по отраслям общественного производства (в области энергетики, в области транспорта, в области связи и т.д.).
Учеными выделены четыре вида профессиональной компетентности: специальная, социальная, личностная, индивидуальная:
1. Специальная или деятельностная профессиональная компетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
2. Социальная профессиональная компетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
48