Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология и социальная педагогика»)'

Формирование профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология и социальная педагогика») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL WORKER / БАКАЛАВР / BACHELOR / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митичева Т. И.

В статье автор рассматривает теоретические аспекты формирования профессиональных компетенций студентов вузов. Особое внимание уделяется представленному опыту работы преподавателя вуза с бакалаврами в ходе их теоретического и практического обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS TRAINING PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION (PSYCHOLOGY AND SOCIAL PEDAGOGY)

In the article the author considers the theoretical aspects of formation of professional competences of students. Special attention is paid to the presented work experience as a University teacher with a bachelors in the course of their theoretical and practical training.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология и социальная педагогика»)»

УДК 377

Т.И. Митичева

канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ПРОФИЛЬ «ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»)

Аннотация. В статье автор рассматривает теоретические аспекты формирования профессиональных компетенций студентов вузов. Особое внимание уделяется представленному опыту работы преподавателя вуза с бакалаврами в ходе их теоретического и практического обучения.

Ключевые слова: компетенция, профессиональные компетенции, социальный педагог, бакалавр, образовательный стандарт.

T.I. Miticheva, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS TRAINING PSYCHO-PEDAGOGICAL

EDUCATION (PSYCHOLOGY AND SOCIAL PEDAGOGY)

Abstract. In the article the author considers the theoretical aspects of formation of professional competences of students. Special attention is paid to the presented work experience as a University teacher with a bachelors in the course of their theoretical and practical training.

Keywords: competence, professional competence, social worker, bachelor, educational standard.

Реализуемый государственный образовательный стандарт в системе образования предъявляет к специалистам образовательных учреждений совершенно новые требования к осуществлению профессиональной деятельности, которая должна быть направлена на развитие познавательного интереса и социальных компетенций школьников [3]. Для того, чтобы данная задача была реализована успешно, на современном этапе необходимо перестроить работу специалистов образовательных учреждений так, чтобы они могли по-новому качественно оказывать высоко квалифицированную помощь детям. Поэтому, в образовательных учреждениях сейчас востребованы компетентные специалисты, которые умеют осмыслить, перестроить свою работу в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями и умеют применять на практике современные инновационные подходы в профессиональной деятельности. Таким образом, в новых условиях модернизации образования образовательные учреждения нуждаются в совершенно новых качественно подготовленных квалифицированных кадрах.

На современном этапе проблема профессиональной подготовки специалиста с разных точек зрения отражена в работах отечественных ученых:

- В.А. Сластенин отразил в своих работах вопрос о готовности социальных педагогов к осуществлению социально-педагогической деятельности;

- В.Г. Бочарова уделяла внимание вопросу профессиональной подготовке социального педагога;

- М.А. Галагузова обращала внимание ученых на аспект научно-методического обеспечения профессиональной подготовки социальных педагогов;

- Г.В. Мухаметзянова определила принципы профессиональной подготовки;

- Б.З. Вульфов, Л.С. Нагавкина, П.А. Шептенко, Г.А. Воронина отразили в работах требования к методической и технологической подготовке социального педагога;

- Л.В. Мардахаев отметил важность формирования личностных качеств социального педагога в процессе профессиональной подготовки;

- В. Торохтий обратил внимание на такое понятие, как профессионализм социального педагога.

Из огромного количества исследований, посвященных изучению вопроса профессиональной подготовки социальных педагогов, лишь незначительная часть посвящена изучению компе-тентностей социального педагога (М.И. Лукьянова, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, Р.В. Овчарова). В основном, в данных работах обосновано интерпретация самого понятия «компетентность социального педагога» и не дается сущностной характеристики данного понятия.

В отечественной литературе представлены работы ученых, в которых рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях педагогов, инженеров, врачей, а вопрос о профессиональной компетентности социального педагога базируется на основе рассмотрения профессионального стандарта педагогической деятельности (под ред. Я.И. Кузьминова) [1]. А.К. Маркова выделяет следующие виды профессиональной компетентности педагога: специальную, социальную, личностную индивидуальную.

Если говорить о компетенциях социального педагога с точки зрения европейской науки и практики, то в исследованиях дается определение термина «компетентность», под которой понимается потенциал действий социальных педагогов, связанный с определённой задачей, ситуацией или контекстом, т.е. социально-педагогическая работа, которая включает в себя знание и опыт, интеллектуальные, физические и социальные навыки, а так же отношения и мотивацию [2].

Кроме того, определена классификация компетенций социального педагога с разных ракурсов рассмотрения. С одной стороны, она распознает различные ступени действий социальных педагогов, оценивает, как социальный педагог способен вмешиваться и рефлексировать в различных контекстах практики. С другой стороны, рассматривает центральные компетенции, вытекающие из перспектив и условий социально-педагогической работы [2].

В европейской науке определены следующие группы компетенций, которыми должен владеть социальный педагог: 1) основные компетенции: компетенция вмешательства, компетенция оценивания, рефлексивная компетенция; 2) ключевые основные компетенции: личностные компетенции и компетенции взаимодействия; социальные и коммуникативные компетенции; организационные компетенции; системные компетенции; компетенции развития и обучения; компетенции, основанные на профессиональном опыте: теоретическое знание и методологические компетенции, поведенческие компетенции в профессии; культуроведческие компетенции и творческие компетенции [2].

Проведенный нами анализ теоретических основ исследования данной проблемы в научной литературе показал, что проблема формирования профессиональной компетентности социального педагога недостаточно разработана и может послужить темой нашего исследования.

С этой целью нами была определена опытно-экспериментальная база психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского. В качестве объекта исследования выступили студенты 1-4 курсов, обучающихся по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология и социальная педагогика»). Процесс профессиональной подготовки будущих специалистов на факультете направлен на освоение бакалаврами новых общекультурных и профессиональных компетенций в области социально-педагогической деятельности.

Реализация новых государственных образовательных стандартов в вузе требует от преподавателей совершенно иных подходов к процессу их обучения. Студенты, обучающиеся по данному направлению, готовятся к освоению различных видов профессиональной деятельности, осуществляемыми педагогами-психологами и социальными педагогами. С целью освоения и изучения аспектов социально-педагогической деятельности, студенты в ходе обучения должны научиться:

- реализовывать социальную защиту детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- выявлять проблемы, конфликтные ситуации у детей, помогать в их решении и организовывать взаимодействие различных социальных институтов;

- организовывать для учащихся образовательных учреждений социально полезные виды деятельности;

- развивать познавательные интересы, социальные инициативы и социальные компетенции учащихся;

- формировать адекватные навыки поведения в обществе.

В соответствии с новыми учебными планами бакалавры осваивают различные учебные дисциплины, которые помогают будущим специалистам овладеть в ходе обучения не только социально-педагогической деятельностью, но и сформировать у них общекультурные и профессиональные компетенции. Изучение методики и технологий осуществления социально-педагогической деятельности бакалаврами происходит в ходе изучения следующих учебных дисциплин профессионального цикла: «Социальная педагогика», «Теория социального воспитания», «Методика и технология социального воспитания», «Социально-педагогическая викти-мология», «Социально-педагогическое проектирование образовательной среды» и др.

Например, учебный предмет «Социальная педагогика» изучается бакалаврами во 2, 3 семестрах 1 и 2 курса. Количество часов, отведенных на лекционные и практические занятия по предмету, по сравнению со стандартами первого поколения значительно уменьшилось, однако увеличилось количество часов на самостоятельное изучение дисциплины бакалаврами. Это требует от преподавателей высшей школы четкой организации учебного процесса и планирования дополнительных заданий для самостоятельной подготовки студентов. На лекционных, практических и лабораторных занятиях преподаватель продумывает задания, которые направлены на развитие общекультурных и профессиональных компетенций.

Бакалаврам на занятиях мы предложили разработать в микрогруппах алгоритм осуществления социальным педагогом социально-педагогической деятельности по работе с детьми из семей социального риска (многодетные, малообеспеченные, неполные, опекаемые, дети-инвалиды, родители-инвалиды). Студенты на основании теоретического материала темы, не только разрабатывали основные направления работы социального педагога с данными категориями семей и виды деятельности, но и подбирали методы, формы и технологии работы по данным направлениям работы. В ходе наблюдения за работой студентов на занятиях мы отметили, что при выполнении заданий они овладели навыками работы с научной информацией, научились грамотно формулировать, высказывать и обосновывать свои мысли, учитывая при этом особенности участников образовательного процесса для построения индивидуальных образовательных маршрутов и социального взаимодействия с различными субъектами деятельности. Таким образом, работая над выполнением такого рода заданий, студенты имеют возможность овладеть общекультурными компетенциями.

Предмет «Методика и технология социального воспитания» предполагает использование преподавателем на практических занятиях различных интерактивных методов обучения. Наиболее значимым в формировании профессиональных компетенций у студентов является использование метода имитационной игры. В ходе работы на занятиях студентам предлагалось разобрать конкретные социальные ситуации, требующих не только принятия правильного решения, но и их обсуждения внутри микрогруппы студентов. Студенты проигрывали данные ситуации и моделировали профессиональную деятельность социального педагога. Для каждой конкретной социальной истории студентам предлагалось разработать программу сопровождения детей по решению выявленных проблем. Таким образом, вовлечение студентов в данный вид деятельности помогает им в овладении практическими навыками деятельности, и формирует у них следующие профессиональные компетенции: способность осуществлять профес-

сиональную деятельность с учетом социальных рисков и опасностей окружения, использовать современные технологии в работе с детьми, составлять программы сопровождения проблемных детей и т.д.

Кроме того, в работе преподавателя на занятиях со студентами используются репродуктивные и проблемно-поисковые методы работы с целью овладения знаниями теоретических основ будущей профессии социального педагога. В ходе выполнения заданий перед студентами ставятся проблемные вопросы и включаются различные практические задачи для отработки алгоритма их решения. Данный вид деятельности побуждает студентов к анализу опыта накопленных теоретических знаний, к осуществлению практической деятельности.

Однако необходимо отметить, что все вышеуказанные компетенции у бакалавров невозможно сформировать и совершенствовать только при изучении учебных дисциплин. Формируются профессиональные компетенции у студентов и в ходе прохождения учебных и производственных практик. Разработанные нами практики имеют сквозной, непрерывный характер. Они проводятся на протяжении всех лет обучения студентов и проходят в городских учреждениях системы образования и социальной сферы под руководством и контролем опытных специалистов - социальных педагогов. Для организации всех видов практики разработаны программы их прохождения, творческие задания, которые направлены на освоение навыков профессиональной работы, формирование компетенций. Учебные и производственные практики по профилю обучения поэтапно знакомят будущих специалистов с различными направлениями профессиональной деятельности социального педагога и педагога-психолога. Для этого в программах практик от курса к курсу постоянно усложняются задания, а студенты включаются в различные виды деятельности. Именно такая работа, на наш взгляд, способствует успешному становлению будущего компетентного специалиста.

И, в заключение, необходимо отметить, что формирование профессиональных компетенций социального педагога складывается, прежде всего, из системы необходимых знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности, которые будущие специалисты осваивают в период обучения в вузе. Исходя из этого, данный вопрос требует дополнительного изучения, что и является предметом нашего исследования в дальнейшем.

Список литературы:

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

2. Профессиональные компетенции социальных педагогов. Концептуальная основа [Электронный ресурс] / Ин-т иностр. яз. МГПУ; пер. подгот. П.А. Степичев. - Режим доступа: http://aieji.net/wp-content/uploads/2013/01/Professional-competences-RU.pdf

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» 050400.62 - Психолого-педагогическое образование. Профиль - Психология и социальная педагогика (квалификация (степень) - бакалавр). - Режим доступа: http://mon.gov.ru/files/materials/5943/09.10.02-050400b.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.