Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-02/ Дата поступления: 24.11.2022 Дата публикации: 30.04.2023
Л. П. Костикова, М. А. Сивдков, А. В. Илюшина
Формирование профессиональной идентичности: предпочтения и оценки студентов медицинского вуза
Введение. В настоящее время мир сталкивается всё с большим числом вызовов - возникновение чрезвычайных ситуаций, рост инфекционных заболеваний, природные катаклизмы и военные конфликты. В этих условиях система медицинского образования должна обеспечить качественную профессиональную подготовку необходимых специалистов.
Цель исследования - выявить предпочтения студентов-медиков в процессе их профессиональной подготовки в вузе.
Материалы и методы. Эмпирическая база исследования включает результаты групповых опросов студентов Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова (Российская Федерация), в которых приняло участие 146 человек, 57 из которых студенты первого курса и 89 студентов 3 курса. Методы математической статистики: статистический критерий ф-Фишера, критерий согласия х2-Пирсона.
Результаты исследования подтверждают стабильность профессиональных интересов и мотивации студентов 1 и 3 курсов. Выявлено, что студенты 3 курса определяются со специализацией, гораздо чаще чем студенты 1 курса (ф*эмп = 1,851; р<0,05). Получены данные об активном стремлении студентов-медиков, начиная с первого курса, к научно-исследовательской и волонтёрской деятельности, к выбору дисциплин специализации, отмечен интерес к овладению англоязычным научным дискурсом, который значительно усиливается во время обучения в аспирантуре.
Научная новизна исследования заключается в выявлении и анализе педагогических фактов, характеризующих стабильное отношение студентов-медиков младших курсов к профессиональному саморазвитию.
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных для своевременного выявления предпочтений и интересов студентов-медиков на младших курсах.
Заключение. В качестве направления дальнейшего исследования может быть предложена разработка индивидуальной траектории обучения студентов медицинского вуза с целью наиболее эффективного формирования их профессиональной идентичности.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, качества личности, научно-исследовательская деятельность, волонтерство, обучение иностранному языку, студенты медицинского вуза
Ссылка для цитирования:
Костикова Л. П., Сиваков М. А., Илюшина А. В. Формирование профессиональной идентичности: предпочтения и оценки студентов медицинского вуза // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). С. 85-101. сЬк 10.32744/рБе.2023.2.5
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-02/ Accepted: 24 November 2022 Published: 30 April 2023
L. P. Kostikova, M. A. Sivakov, A. V. Ilyushina
Professional identity formation: preferences and assessments of the medical university students
Introduction. Today's world is facing more and more challenges, these are accidents and emergencies, the growth of infectious diseases, natural disasters and military conflicts. These conditions stipulate the medical education system to provide high-quality professional training of specialists in demand. The topicality of the study is associated with searching for effective ways of the medical students' professional identity development. The purpose of the study is to identify the high medical school students' preferences in the process of their professional training at the university.
Materials and methods. The theoretical and methodological foundations of the study are based on student-centred and professional methodological approaches. The empirical base of the study includes the results of a group survey of the students of I.P. Pavlov Ryazan State Medical University (Russian Federation). It involved 146 respondents, among them 57 were the first-year students and 89 the third-year students. The methods of mathematical statistics: non-parametric criteria 9*-Fisher's angular transformation; Pearson's chi-squared test.
The results of the study confirm the stability of professional interests and motivation of junior students. It was found that 3rd year students determined with the specialization, much more often than 1st year students (9*emp = 1.851; p<0.05). The data obtained show the tendency of medical students to research and volunteer activities. Starting from the first year of studies, the students are eager to choose disciplines for specialty. The interest in mastering English-language scientific discourse is observed; this indicator is markedly higher among postgraduates.
The scientific novelty of the study lies in the identification and analysis of pedagogical facts characterizing the stable attitude of junior medical students to professional self-development.
The practical significance entails the possibility of using the obtained data for timely identification of medical students' preferences and interests in their junior years.
Conclusion. As a trend for further research, the development of an individual trajectory of education for medical university students in the process of their professional identity development can be proposed.
Keywords: professional identity, personal qualities, research activity, volunteering, teaching and learning a foreign language, medical university students
For Reference:
Kostikova, L. P., Sivakov, M. A., & Ilyushina, A. V. (2023). Professional identity formation: preferences and assessments of the medical university students. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 62 (2), 85-101. doi: 10.32744/pse.2023.2.5
_Введение
всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) проводит огромную работу, направленную на улучшение профессиональной подготовки врачей, на укрепление системы охраны здоровья населения и повышение готовности к чрезвычайным ситуациям во всем мире. Возникновение инфекционных заболеваний, охватывающих многочисленные страны и народы, такие как вспышка Эболы в Уганде, холеры на Гаити, малярии, денге, кори и дифтерии в пострадавших от наводнений районах Пакистана, глобальная вспышка оспы обезьян, продолжающаяся пандемия COVID-19 [1; 2], вопросы вакцинации населения [3], природные катаклизмы и военные действия в различных регионах планеты [4] - всё это объединяет медицинских специалистов всего мира в борьбе за выживание человечества. На Всемирном саммите по здравоохранению «Движение в будущее: политический выбор в пользу здоровья» 18 октября 2022 г. Генеральный директор ВОЗ д-р Т. А. Гебрейесус в своём заключительном слове сказал: «Казалось бы, стоящие перед нами проблемы непреодолимы. Их, конечно, много, они большие и сложные. Но их можно решить» [5].
В течение многих лет российское медицинское образование развивалось и совершенствовалось с учётом мировых достижений в области медицины и на основе лучших отечественных практик. В настоящее время российская высшая медицинская школа способна обеспечить высококвалифицированными специалистами не только само здравоохранение, научные и образовательные медицинские организации, но и внести существенный вклад в их подготовку для зарубежных государств [6].
Несомненно, правительство России уделяет большое внимание подготовке медицинских кадров, что выражается в ежегодном увеличении доли студентов, обучающихся в медицинских вузах за счет федерального бюджета. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, с 2019 по 2022 гг. бюджетные места по программам специалитета, бакалавриата и магистратуры увеличились на 20%, при этом особое внимание уделяется специальностям "Лечебное дело" и "Педиатрия". Наибольшее увеличение бюджетных мест наблюдается в регионах России, где особенно чувствуется потребность в привлечении дополнительных кадров [7].
Профессиональная подготовка специалистов в области медицины - предмет серьезной озабоченности во всем мире. Несомненно, несмотря на значительные успехи, достигнутые в подготовке врачей за последние десятилетия, медицинская помощь не всегда бывает своевременной и качественной. «Интеграция новых технических, технологических, виртуальных инструментов в образование, кардинальное изменение модели взаимодействия врача и пациента, - справедливо подчёркивают Л. М. Муха-рямова и соавт., - ставят новые задачи по формированию врача с профессиональными компетенциями, коммуникативными навыками и этическими установками» [8, с. 245].
Как видим, стремительное развитие современных технологий, возрастание общественных требований к системе здравоохранения и к врачам, безусловно, способствуют глубокой трансформации профессиональной подготовки медицинских специалистов. Особое внимание в этом процессе уделяется формированию профессиональной идентичности студентов-медиков, их осознанному отношению к приобретению необходимых знаний и компетенций.
_Обзор литературы
В публикациях российских и зарубежных авторов большое внимание уделяется вопросам формирования профессиональной идентичности студентов медицинских специальностей. Профессионализм является краеугольным камнем профессиональной идентичности врача (T. Daan et al. [9]). Несомненно, формирование профессионализма врача должно быть организовано таким образом, чтобы оно способствовало формированию профессиональной идентичности на протяжении всего времени обучения в медицинском вузе (M. Forouzadeh, M. Kiani, Sh. Bazmi [10]). Вместе с тем, важно понимать, что формирование профессиональной идентичности - это процесс длинною в жизнь, и на этом пути происходит интеграция и гармонизация профессиональной идентичности и личностной идентичности специалиста (S. Sarraf-Yazdi et al. [11]).
К сожалению, в научном сообществе нет единого понимания содержательной сущности феномена профессиональной идентичности. В литературе рассматриваются такие аспекты, как профессиональная деятельность и поведение, знания и умения, ценности, убеждения и профессиональная этика, профессиональное окружение и социализация, личностные характеристики и принадлежность к профессиональной группе. Группа швейцарских учёных акцентирует своё внимание на формировании когнитивных, поведенческих и мотивационных аспектов профессиональной идентичности медицинских специалистов (V. Biehl et al. [12]). Выработка общего понятия необходима для объединения усилий по формированию профессиональной идентичности студентов медиков на этапе их обучения в вузе, что в конечном итоге повысит качество медицинского обслуживания и удовлетворенность профессиональной деятельностью (A. Fitzgerald [13]).
В последние два десятилетия учёные всё чаще задумываются над тем, как сделать так, чтобы выпускники медицинских направлений подготовки могли «думать, действовать и ощущать себя как врачи». Для этого необходимо, чтобы формирование профессиональной идентичности студентов стало реально достижимой целью учебной программы. Требуется пересмотр важнейших принципов, лежащих в основе университетской профессиональной подготовки будущих специалистов. Необходимо вовлекать самих студентов в процесс формирования профессиональной идентичности, повысить их мотивацию, осознанность и стремление к профессиональному саморазвитию, нужна поддержка общественности в организации практической подготовки врачей. Преподавательский состав вуза должен работать на достижение общей цели. Необходимо также помогать студенту видеть и оценивать свой рост на пути профессионального становления (S. R. Cruess, R. L. Cruess & Y. Steinert [14]).
Профессиональная идентичность является центральным вопросом программ профессиональной подготовки, и педагогам необходимо понимать, какую идентичность они формируют, как её можно измерять и оценивать [15]. Безусловно, именно обучение по университетской программе играет большую роль в формировании профессиональной идентичности студентов, и поэтому очень важно осуществлять своевременный контроль за процессом её формирования, используя не только качественные, но и количественные измерения (J. Matthews, A. Bialocerkowski, & M. Molineux [16]).
Кроме того, при составлении образовательной программы в медицинском вузе педагогам необходимо помнить о том, что на формирование профессиональной
идентичности особое влияние оказывает практическое обучение и профессиональная социализация (L. Chandran, R J. Iuli, L. Strano-Paul & S. G. Post [17]). Необходимо предоставить обучающимся более широкие возможности для практической деятельности, которая позволяет наблюдать и приобретать профессионально значимые компетенции. Университетские образовательные программы должны учитывать диссонанс между теоретическим обучением и практическим опытом, который обучающиеся получают в ходе лечебной деятельности в реальных условиях (S. E. Ashby, J. Adler, L. Herbert [18]).
Внедрение в образовательный процесс медицинской высшей школы практического обучения с I курса, создание в медицинских вузах симуляционно-тре-нинговых центров, организация университетских клиник - всё это способствует ознакомлению студентов с будущей профессиональной деятельностью, формированию и закреплению практических навыков и компетенций. «Основой подобного образовательного процесса, - справедливо отмечает В. А. Стародубцев, - служит практико-центрированное обучение» [19]. Безусловно, в профессионализации медицинских студентов огромная роль отводится раннему приобщению к клинике и сообществам профессионалов: только так на основе ролевого моделирования, совместной деятельности, наставничества можно воспитать врача (R. L. Cruess [20]). Кроме того, И. Ю. Бедорева и соавт. предлагают использовать «Фабрику процессов», так называемый вид учебной фабрики, моделирующей организационные процессы, происходящие в учреждении здравоохранения, что «позволяет отрабатывать практические навыки не только руководителей, медицинских работников, но и вспомогательного персонала» [21, с. 510].
Значительное место в формировании профессиональной идентичности отводится профессиональной самоидентификации, которая определяется как состояние души, образ мыслей, идентифицирующие личность как члена профессиональной группы. Трудности в самоидентификации могут служить барьером к успешному переходу студента к статусу профессионала. Современное положение дел в подготовке врачей свидетельствует о недостаточной практической подготовке студентов, что затрудняет их профессиональную самоидентификацию (J. Crossley, P. Vivekananda-Schmidt [22]). Профессиональная самоидентификация может определяться степенью, в которой личность идентифицирует себя с профессиональной группой. Профессиональная самоидентификация, по определению, субъективна. Безусловно, практическая деятельность и её рефлексивный анализ способствуют профессиональному становлению личности (P. Vivekananda-Schmidt, J. Crossley, & D. Murdoch-Eaton [23]).
В научной литературе многие авторы обращают внимание на важность формирования системы ценностей студентов в контексте их профессиональной идентичности. Вектор системы ценностей, не без основания подчёркивают Е. В. Воевода и А. Ю. Бело-гуров, должен «определяться с учетом государственных и общественных интересов» [24, с. 172]. В настоящее время в российском высшем образовании, по мнению И. В. Яковлевой и соавторов, наблюдается «аксиологический разворот», который в определённой степени связан с изменением ценностных ориентаций самого обучающегося. Это с особой степенью выражается в усилении профессиональной направленности содержания образования, которое выражается «в изменении характера образовательно-индивидуальных траекторий в сторону профессионализации образовательных практик...» [25, с. 113]. Общеизвестно, что студенчество является, как правило, ядром молодёжи и определённым интеллектуальным бэкграундом. Именно поэтому вузы в
ходе профессиональной подготовки будущих специалистов осуществляют не только образовательную деятельность, но и воспитательную работу, направленную на формирование профессионально значимых ценностей и личностных характеристик обучающихся, как пишут Ж. В. Пузанова и Т. И. Ларина [26].
Для профессиональной самореализации медицинского специалиста важны также навыки трудоустраиваемости, лишь малая часть студентов формирует долгосрочные планы по саморазвитию. Известно, что студенты не всегда наилучшим образом могут представить свои профессиональные навыки и умения, с сожалением отмечают Р. Р. Хузяхметов и Г. Ф. Ромашкина, «существует некий разрыв между тем, что студенты на самом деле умеют делать, и тем, о чём могут доходчиво рассказать» [27, с. 69].
В медицинском образовании особое внимание, верно подчеркивают К. Г. Рот и соавт., следует уделять формированию эмоционального интеллекта студентов, поскольку именно понимание своего эмоционального состояния и эмоций пациента, умение управлять эмоциями в значительной мере влияет на становление профессиональной культуры медицинского работника [28]. В результате проведённого исследования М. В. Ветлужская и соавт. высказывают предположение о том, что «развитие эмоционального интеллекта студентов-медиков косвенным образом способствует профилактике эмоционального выгорания на следующем этапе личностного и профессионального развития» [29, с. 408].
Особое место в формировании профессиональной идентичности студентов медицинского вуза принадлежит их обучению иностранному языку, которое осуществляется в нашем исследовании на принципах интеграции. Многие современные ученые в результате проведённых исследований пришли к идее интегрированного подхода в преподавании иностранного языка. Так, например, в научной литературе представлены педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике (Н. И. Алмазова, Т. А. Баранова, Л. П. Халяпина [30]), проанализированы дискуссионные вопросы внедрения предметно-языкового интегрированного обучения студентов профессиональному общению в России (П. В. Сысоев [31]), рассмотрен теоретический контекст интегрированного подхода в предметно-языковом обучении в вузе (С. К. Гу-раль и соавт. [32]), показана роль интегрированного похода в формировании профессиональной межкультурной коммуникативной компетенции (Н. В. Барышников, В. Л. Бернштейн [33, с. 143-144]), а также показана целесообразность межпредметной, вну-трипредметной, межличностной, внутри личностной интеграции и современных образовательных технологий, что позволяет поставить в центр личность обучающегося (В. А. Соколова, Ю. В. Титова [34]). Образование по сути своей направлено на интеграцию знаний, жизненного опыта и различных жизненных перспектив, именно поэтому возникает острая необходимость в построении образовательного процесса на принципах интеграции (М. НиЬег, Р. Hutchings [35, с. IV]).
Анализ научной литературы показал, что и российские, и зарубежные авторы связывают процесс формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в области медицины непосредственно с ростом уровня их профессионализма. В связи с этим необходимо объединить усилия педагогического коллектива медицинских вузов и самих студентов в этом сложном процессе становления врача-профессионала. Чем лучше студенты-медики понимают цели и задачи своего обучения в вузе, чем сильнее их мотивация к освоению азов медицины, тем более успешно они постигают секреты своей сложнейшей профессии.
Предположение исследования заключается в том, что проведённый онлайн-опрос студентов медицинского вуза позволит получить данные, характеризующие важные моменты с точки зрения формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в области медицины. Педагогический коллектив вуза сможет внести своевременные изменения в образовательный процесс с целью коррекции и достижения наилучших результатов в формировании профессиональной идентичности будущих врачей.
Цель: выявить отношение студентов-медиков к процессу формирования профессиональной идентичности, определить наличие мотивации и интереса к профессиональному саморазвитию.
Задачи:
1. разработать комплекс вопросов и оформить в виде анкет на бумажном носителе;
2. осуществить опрос студентов и получить эмпирические данные;
3. проанализировать полученные результаты и сделать выводы об интересе студентов к освоению научных знаний в области медицины, о мотивации и желании стать в результате обучения врачом.
_Материалы и методы
Теоретические методы: теоретический анализ, обобщение и систематизация идей российских и зарубежных авторов по вопросам профессиональной подготовки и формирования профессиональной идентичности специалистов в области медицины. Исследование базируется на студентоцентрированной парадигме, компетентностном и профессиологическом методологических подходах.
Эмпирические методы. Основным эмпирическим методом исследования стал групповой анкетный опрос, в котором было задействовано 146 студентов Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации (одного из региональных вузов) с применением группового анкетирования. Кроме того, авторы, будучи преподавателями, осуществляли включенное педагогическое наблюдение во время своих занятий и во внеучебное время. Нами было осуществлено интерпретирование собранных экспериментальных данных и представление их в виде диаграмм, гистограмм и таблиц.
Методы математической статистики. Критерий ф* - угловое преобразование Фишера, который оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект. Для расчета эмпирических значений по критерию мы использовали Интернет-ресурс: https://www. psychol-ok.ru/statistics/fisher/.
Критерий согласия Пирсона х2 (хи-квадрат). Критерий проверяет значимость расхождения эмпирических (наблюдаемых) и теоретических (ожидаемых) частот. Для расчета эмпирических значений по критерию мы использовали Интернет-ресурс: https://medstatistic.ru/calculators/calchit.html.
_Результаты исследования
В процессе исследования было проведено два параллельных групповых анкетирования. Первый для студентов первого курса и второй для студентов 3 курса. В опросах приняли участие 146 человек, 57 из которых студенты первого курса и, 89
студентов 3 курса соответственно. На вопрос анкеты «Определились ли Вы со специализацией?» 44 (77,2%) первокурсника и 56 (62,9%) студентов старшего курса ответили положительно. На вопрос, касающийся интереса к научно-исследовательской деятельности 33 (57,9%) первокурсника и 57 (64%) студентов 3 курса ответили заинтересованностью. На вопрос анкеты «Занимались ли Вы волонтерской работой (в течение года)?» только 26 (29,2%) студентов старших курсов ответили «да», против 18 (31,6%) студентов первого курса.
Вопрос «Участвовали ли Вы в конференциях по профильным предметам?» показал, что 11 (19,3%) первокурсников уже успели попробовать свои силы в науке, против 15 (16,9%) старшекурсников, что свидетельствует о большей заинтересованности молодого поколения. 15 (26,3%) студентов первого курса на вопрос «Участвуете ли вы в работе студенческих научных сообществ?» ответили положительно, против 29 (32,6%) студентов старших курсов.
Таблица
Сравнительный анализ ответов студентов 1 и 3 курсов на вопросы групповой анкеты
Вопрос 1 курс 3 курс ф*эмп (p)
Да Нет Да Нет
1.Определились ли Вы со специализацией? 44 (77,2%) 13 (22,8%) 56 (62,9%) 33 (37,1%) 1,851 (p<0,05)
2.Хотели бы Вы заниматься научно-исследовательской деятельностью 33 (57,9%) 24 (42,1%) 57 (64%) 32 (36%) 0,743 (p>0,05)
3.3анимались ли Вы волонтерской работой (в течение года)? 18 (31,6%) 39 (68,4%) 26 (29,2%) 63 (70,8%) 0,307 (p>0,05)
4.Участвовали ли Вы в конференциях по профильным предметам? 11 (19,3%) 46 (80,7%) 15 (16,9%) 74 (83,1%) 0,371 (p>0,05)
5.Участвуете ли вы в работе студенческих научных сообществ? 15 (26,3%) 42 (73,7%) 29 (32,6%) 60 (67,4%) 0,813 (p>0,05)
Выявлены статически достоверные различия между группами студентов по вопросу, связанному с профессиональным самоопределением (ф*эмп = 1,851; р<0,05). Другие данные статистического анализа показали, что доля студентов первого курса, ответивших на вопросы анкеты «да» примерно равна доле студентов третьего курса, ответивших также. Это означает, что существенных изменений в исследуемых позициях не наблюдается. В течение первых трех лет обучения в медицинском вузе учебный план содержит в основном общенаучные дисциплины, специализация начинается с четвертого курса. Этим объясняется относительная стабильность интересов обучающихся.
Мотивационная составляющая профессиональной идентичности, несомненно, важна в контексте выбора профессии, желании совершенствовать свои навыки и получать новые знания. Понимание уровня мотивации студентов-медиков в выборе специализации и их сформированных профессиональных качеств позволяет получить представление о ценностных ориентирах студентов-медиков, их понимании сущности профессии и осознании себя в профессии. Так, следующий вопрос онлайн-анкетиро-вания «Как Вы оцениваете Вашу мотивацию к обучению в медицинском вузе (по семибалльной шкале)?» был выбран не случайно.
При проведении онлайн-анкетирования было определено, что большинство студентов-первокурсников (51%) высоко мотивированы к обучению в медицинском вузе,
25 студентов (44%) дают оценку своей мотивации в 3-5 баллов из 7. Только 3 (5%) первокурсника не мотивированы к обучению в медицинском вузе (см. рис. 1).
5%
I От 1 до 3 баллов
44% I От 3 до 5 баллов
■ От 5 о 7 баллов
Рисунок 1 Мотивация студентов первого курса к обучению в медицинском вузе
Опрос студентов-медиков третьего курса показал следующие результаты. 35 (39,3%) студентов высоко оценивают свою мотивацию к обучению, 44 (49,4%) студента отметили уровень мотивации от 3 до 5 баллов из 7. Только 10 (11,2%) студентов считают свою мотивацию к обучению низкой. На рисунке 2 схематично представлены ответы на этот вопрос.
11%
39% ■ От 1 до 3 баллов
■ От 3 до 5 баллов 50% ■ От 5 о 7 баллов
Рисунок 2 Мотивация студентов третьего курса к обучению в медицинском вузе
Эмпирическое значение критерия х2 составляет 2.679. Критическое значение х2 при уровне значимости р<0.05 составляет 5.991. Связь между факторным и результативным признаками статистически не значима, уровень значимости р>0.05. Уровень значимости р=0.263. Другими словами, статистически достоверных различий в уровнях мотивации студентов 1 и 3 курсов не выявлено.
Интересными были два последних вопроса, касающиеся качеств личности будущего медицинского специалиста. Первый вопрос с множественным выбором ответов звучал: «Какие, по Вашему мнению, качества будущего медицинского специалиста у Вас уже сформированы?» и показал следующие результаты: студенты первого курса полагают, что терпеливость и наблюдательность являются их наиболее сформированными качествами. Данные качества выбрали 63% респондентов. Умение работать в команде выбрали 60% студентов, дисциплинированность 56%, а коммуникабельность 56% опрошенных. Внимательность и тактичность в равной степени выбрали 52% студентов первого курса в качестве уже сформированного навыка, необходимого буду-
щему врачу. Пунктуальность выбрали почти половина опрошенных (51%), а решительность и самообладание 44%.
Касательно второго вопроса «Каких качеств личности, по Вашему мнению, Вам не хватает?» решительность и самообладание были выбраны 37% студентов-первокурсников, пунктуальность и терпеливость выбрали поровну 31% респондентов. У 24% студентов выявлена недостаточность коммуникабельности и внимательности, показатель которой хуже, чем показатель несформированной дисциплинированности (22%). Недостаточную тактичность, а также низкую способность работать в команде отметили лишь 19% опрошенных. Отсутствие наблюдательности отмечается у 10% опрошенных. 2 студента (3%) написали, что усидчивость является для них несформированным навыком будущего медицинского специалиста. На рисунке 3 схематично представлены ответы на этот вопрос.
Усидчив о сть Решительность и самообладание Н а 6л ю д ател ь н о сть
Внимательность Терпеливость Тактичность Пунктуальность Дисциплинированность Умение ра&отаггь в команде К о мму н и ка бе л ь н о сть
1 5Z
_it_
63
15
22
■ НехЕатает иСформироЕанно Рисунок 3 Сформированное^ и отсутствие качеств личности будущего медицинского
специалиста по мнению студентов
Отдельное внимание в исследовании было уделено определению отношения студентов к роли иностранного языка в их профессиональной деятельности и, в частности, к получению необходимых данных последних научных исследований. В рамках отдельного анкетирования были опрошены студенты первого (34 респондента), третьего (32 респондента), шестого (35 респондентов) курсов и аспиранты (24 респондента). Среди студентов первого курса только 43% опрошенных подтверждают роль иноязычных источников и ресурсов, однако 51% студентов видят пользу иностранного языка для поддержания контактов в профессиональной деятельности. Чуть выше показатели среди студентов третьего курса - 51% и 63%, соответственно. Следует отметить, что студенты шестого курса более науко-ориетированы - 85% отмечают роль иностранного языка для научной деятельности, и только 75% студентов - для профессиональной коммуникации. По-видимому, это связано с тем что, студенты стар-
ших курсов принимают активное участие в научных сообществах и готовят научные доклады. Уровень аспирантуры охватывает молодых ученых, вовлеченных в научную работу и активную профессиональную коммуникацию, поэтому, не удивительно, что 100% респондентов считают владение иностранным языком необходимым для научных изысканий, а 91% опрошенных указывают на важную роль иностранного языка в поддержании профессиональной коммуникации. На рисунке 4 представлена общая картина отношения студентов-медиков к иностранному языку.
студенты 1 года студенты 3 годэ студенты 6 года аспиранты
обучения о&^ения обучения
■ Роль иноязычных источников и ресурсоЕ е полпенни научной информации пом.некню студентов,%
■ Рольнэеыкое владения иностранным языком.дпя коммуникации е профессиональной деятельности, %
Рисунок 4 Роль иностранного языка в профессиональной коммуникации и научной деятельности по мнению студентов медицинского вуза на различных уровнях
обучения
Подчеркнём, что студенты медицинского вуза, проходившие опрос, выражали своё мнение искренне и доброжелательно. Было замечено, что в процессе осмысления ответов на вопросы студенты учились более внимательно анализировать свою образовательную траекторию, профессиональное становление, повышался их уровень осознанной вовлечённости в процесс формирования собственной профессиональной идентичности.
_Обсуждение результатов
В ходе исследования было установлено, что для эффективного формирования профессиональной идентичности необходимо развивать в будущих медицинских специалистах социально активную личность. Подтверждение этой мысли находим у таких авторов, как А. С. Фетисов, Э. П. Комарова, Г. А. Алексеева и С. К. Гураль, которые справедливо полагают что волонтерство даёт возможность самореализации в различных сферах профессиональной деятельности. Отмечаются такие педагогические возможности волонтерства, как формирование социально-профессиональных значимых качеств, подготовка студентов к будущей профессии, развитие общечеловеческих и культурных ценностей, формирование личностных и профессиональных качеств на основе реализации интегративной целостности в области волонтерства
[37]. Подчеркнём, что студенты-медики начинают вовлекаться в волонтёрскую деятельность с первого года обучения в вузе, и это движение приобрело особую актуальность во время пандемии COVID-19.
Выявлено, что в процессе формирования профессиональной идентичности необходима реализация индивидуализации обучения в рамках личностно-ориентирован-ного подхода. Э. Ф. Зеер, О. В. Крежевских по этому поводу решительно заявляют, что лозунг «учить всех и всему» уходит в прошлое, вместо этого возрастает значимость уникальных специалистов [38]. А. Г. Мирошниченко и соавт. также подчёркивают важность актуализации трансформационных процессов в отечественной системе медицинского образования [39].
Результаты проведенного исследования позволили выявить также разнообразие мнений, характеризующих оценку студентами сформированных у них личностных качеств - коммуникабельность, умение работать в команде, терпеливость, наблюдательность и др. В этом вопросе мы опираемся на научную позицию Г. В. Мануйлова и соавт., которые авторитетно подчёркивают, что в таких сферах занятости крайне важны личностные качества специалиста, его способности к общению, продуктивному взаимодействию [40].
Вместе с тем, к сожалению, некоторые студенты признаются, что у них недостаточно сформированы такие качества, как самообладание, терпеливость, тактичность. Т. В. Куприна и соавт. подчёркивают, что будущие специалисты независимо от избранной специализации должны обладать необходимым уровнем эмоционального интеллекта [41]. Мы с этой точкой зрения согласны и уверены в необходимости продолжения дальнейшей работы над совершенствованием эмоциональной составляющей будущих врачей.
Обнаружено, что в процессе формирования профессиональной идентичности студенты всё больший интерес проявляют к овладению иностранным языком. Это и понятно, так как, например, аспиранты делают обзор научных англоязычных статей по теме своего исследования. Но нельзя останавливаться только на чтении англоязычного текста. Необходимо аспирантов последовательно обучать академическому английскому, т.е. написанию научных статей и подготовке докладов на научные конференции.
И, наконец, исследование показало, что настало время для рассмотрения формирования профессиональной идентичности студентов-медиков на принципах индивидуализации образования. Индивидуальный подход, справедливо подчёркивают Е. Г. Белякова и И. Г. Захарова, способствует подготовке студентов к самостоятельному, осмысленному и ответственному выбору, конструированию собственной траектории и маршрута получения профессионального образования [42, с. 106].
Заключение
Таким образом, проведенное исследование показало, что формирование профессиональной идентичности будущих специалистов в области медицины осуществляется в рамках образовательной программы на протяжении всего времени обучения студентов в вузе. Получены педагогические факты, свидетельствующие о высокой мотивации современных студентов, начиная с 1 курса, к получению теоретических и практических знаний по медицинской специальности, к участию в волонтерской работе, в научно-исследовательской деятельности. Выявлено стремление студентов, осо-
бенно аспирантов к овладению профессионально-ориентированным иностранным языком, поскольку англоязычные научные тексты, а точнее, статьи в зарубежных научных журналах значительно расширяют их представление о новейших достижениях и разработках в сфере медицины в различных странах мира.
В качестве перспективы дальнейшего исследования предлагается исследование мнений студентов-медиков о разработке индивидуальных маршрутов с целью формирования их профессиональной идентичности, что позволило бы максимально учитывать интересы студентов и повысить уровень профессионализма молодых специалистов - выпускников медицинского вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Khamees D., Peterson W., Commissaris C. et.al. Remote learning developments in postgraduate medical education in response to the COVID-19 pandemic-A BEME systematic review: BEME GUIDE NO. 71 // Medical Teacher. 2022. Vol. 44. No. 5. Pp. 466-485. DOI: 10.1080/0142159X.2022.2040732
2. Kelly, E. L., Casola, A. R., Smith, K. et al. A qualitative analysis of third-year medical students' reflection essays regarding the impact of COVID-19 on their education // BMC Medical Education. 2021. Vol. 21. No.1. P. 481. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-021-02906-2.
3. Abad González L, Flores-Martos J. A., Cipriano-Crespo C., & Pulido-Fuentes M. Strengths and Weaknesses of Healthcare Professionals' Identity during the COVID-19 Pandemic: A Qualitative Study within the Spanish Context // Social Sciences. 2021. Vol. 10. No. 2. P. 33. DOI: https://doi.org/10.3390/socsci10020033
4. Armitage R., Pavlenko M. Medical education and war in Ukraine // Medical Teacher. 2022. Vol. 44. No. 8. P. 944. DOI: 10.1080/0142159X.2022.2083946
5. Заключительное слово Генерального директора ВОЗ на Всемирном саммите по здравоохранению «Движение в будущее: политический выбор в пользу здоровья». 18 октября 2022 г. URL: https://www.who. int/ru/director-general/speeches/detail/who-director-general-s-closing-remarks-at-the-world-health-summit-moving-into-the-future-making-the-political-choice-for-health-18-october-2022 (дата обращения: 20.11.2022).
6. Трегубов В. Н., Микерова М. С., Гараева А. С. Отношение российских и иностранных студентов к обучению по врачебным и фармацевтическим специальностям // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 146-159. DOI: 10.32744/pse.2022.4.9
7. Российская газета. 23 ноября 2022 г. https://rg.ru/2022/11/23/meduniversitety-rossii-uvelichili-chislo-biudzhetnyh-mest-dlia-budushchih-vrachej.html (дата обращения: 30.11.2022)
8. Мухарямова Л. М., Жидяевский А. Г., Токранова К. П. Качество высшего образования в медицинских вузах России: представления и оценки студентов // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 2. С. 235-251. DOI: 10.15507/1991-9468.099.024.202002.235-251
9. Daan, T., der Vossen Marianne, Mv., Anouk, W. et al. Validation of the professional identity questionnaire among medical students // BMC Medical Education. 2021. Vol. 21. No. 1. Р. 359. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-021-02704-w
10. Forouzadeh M, Kiani M, & Bazmi Sh. Professionalism and its role in the formation of medical professional identity // Medical Journal of Islamic Republic of Iran. 2018. Vol. 32. No 12. P.130. DOI: https://doi.org/10.14196/mjiri.32.130
11. Sarraf-Yazdi, S., Teo,.N., How, A.E.H. et al. A Scoping Review of Professional Identity Formation in Undergraduate Medical Education // Journal of General Internal Medicine. 2021. Vol. 36. No. 11. P. 3511-3521. DOI: https://doi. org/10.1007/s11606-021-07024-9
12. Biehl V, Wieber F, Abegglen D, & Glassel A. Professional Identity Formation in Health Promotion Practitioners: Students' Perspectives during an Undergraduate Program in Switzerland // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. No. 20. P. 10754. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph182010754
13. Fitzgerald A. Professional identity: A concept analysis // Nursing Forum. 2020. Vol. 55. No. 1. P. 26. DOI: https://doi. org/10.1111/nuf.12450
14. Cruess S. R., Cruess R. L., & Steinert Y. Supporting the development of a professional identity: General principles // Medical Teacher. 2019. Vol. 41. No. 6. Pp. 641-649. DOI: 10.1080/0142159X.2018.1536260
15. Professional Identity in the Caring Professions: Meaning, Measurement and Mastery. Edited by Roger Ellis, Elaine Hogard. London: Routledge, Taylor & Francis, 2021. 416 p. URL: https://www.routledge.com/Professional-Identity-in-the-Caring-Professions-Meaning-Measurement-and/Ellis-Hogard/p/book/9780367458263 (дата обращения: 10.12.2022).
16. Matthews J., Bialocerkowski A. & Molineux M. Professional identity measures for student health professionals - a systematic review of psychometric properties // BMC Medical Education. 2019. Vol. 19. No. 1. P. 308. DOI: https://
doi.org/10.1186/s12909-019-1660-5
17. Chandran L., luli R. J., Strano-Paul L., & Post S. G. Developing "a Way of Being": Deliberate Approaches to Professional Identity Formation in Medical Education // Academic Psychiatry. 2019. Vol. 43. No. 2. Pp. 1-7. DOI 10.1007/s40596-019-01048-4
18. Ashby S. E., Adler J., & Herbert L. An exploratory international study into occupational therapy students' perceptions of professional identity // Australian Occupational Therapy Journal. 2016. Vol. 63. No. 4. Pp. 223-243. DOI: https:// doi.org/10.1111/1440-1630.12271.
19. Стародубцев В.А. Практико-центрированное обучение в высшей школе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 75-87. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-75-87
20. Cruess, R. L., Cruess S. R., & Steinert Y. Medicine as a Community of Practice: Implications for Medical Education // Academic Medicine. 2018. Vol. 93. No. 2. Pp. 185-191. DOI: 10.1097/ACM.0000000000001826
21. Бедорева И.Ю. [и др.]. Фабрика процессов как интеграционная форма образования в устойчиво развивающейся медицинской организации // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 3. С. 508-518. DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.508-518
22. Crossley J., Vivekananda-Schmidt P. The development and evaluation of a Professional Self Identity Questionnaire to measure evolving professional self-identity in health and social care students // Medical Teacher. 2009. Vol. 31. No. 12. Pp. e603-e607. DOI: https://doi.org/10.3109/01421590903193547
23. Vivekananda-Schmidt, P., Crossley, J. & Murdoch-Eaton, D. A model of professional self-identity formation in student doctors and dentists: a mixed method study // BMC Medical Education. 2015. Vol. 15. No. 83. DOI: https:// doi.org/10.1186/s12909-015-0365-7
24. Воевода Е. В., Белогуров А. Ю. Аксиология образования в дискурсе современной политики // Полис. Политические исследования. 2018. № 6. С. 172-179. DOI: 10.17976/jpps/2018.06.12
25. Яковлева И. В., Черных С. И., Косенко Т. С. «Аксиологический разворот» в российском образовании: позиция субъективизма // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 4. С. 113-127. DOI: 10.31992/0869-3617-202231-4-113-127
26. Пузанова Ж. В., Ларина Т. И. Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ориентаций обучающихся // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 99-111. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-99-111
27. Хузяхметов Р. Р., Ромашкина Г. Ф. Навыки трудоустраиваемости студентов: стратегии развития // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 69-83. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-3-69-83
28. Roth C. G., Eldin K. W., Padmanabhan V., & Friedman E. M. Twelve Tips for the Introduction of Emotional Intelligence in Medical Education // Medical Teacher. 2019. Vol. 41. No. 7. Pp. 746-749. DOI: 10.1080/0142159X.2018.1481499.
29. Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза / М. В. Ветлужская [и др.] // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 3. С. 404-422. DOI: 10.15507/19919468.096.023.201903.404-422
30. Алмазова Н. И., Баранова Т. А., Халяпина Л. П. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике // Язык и культура. 2017. № 39. С. 116-134. DOI: 10.17223/19996195/39/8
31. Сысоев П. В. Дискуссионные вопросы внедрения предметно-языкового интегрированного обучения студентов профессиональному общению в России // Язык и культура. 2019. № 48. С. 349-371. DOI: 10.17223/19996195/48/22
32. Гураль С. К., Комарова Э. П., Бакленева С. А., Фетисов А. С. Теоретический контекст интегрированного предметно-языкового обучения в вузе // Язык и культура. 2020. № 49. С. 138-147. DOI: 10.17223/19996195/49/8
33. Барышников Н. В., Бернштейн В. Л. Формирование профессиональной коммуникативной межкультурной компетенции: обобщение опыта, поиск методических решений // Язык и культура. 2018. № 43. С. 136-147. DOI: 10.17223/19996195/43/9
34. Соколова В. А, Титова Ю. В. Интегративный подход в преподавании иностранного языка в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2021. № 10. С. 78-86. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1078-86
35. Huber M., Hutchings P. Integrative Learning. Mapping the Terrain. Washington, DC: Association of American Colleges and Universities, 2004. 32 р. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED486247.pdf (дата обращения: 21.12.2022).
36. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Речь, 2000. 350 с.
37. Fetisov A.S., Komarova E.P., Alekseeva G.A., Gural S.K. Professional qualities formation of educators in the system of professional development training // Language and Culture. 2019. No. 45. Pp. 134-141. DOI: 10.17223/24109266/45/10
38. Зеер Э. Ф., Крежевских О. В. Концептуально-теоретические основы персонализированного образования // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 4. С. 11-39. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-11-39
39. Мирошниченко А. Г., Смышляева Л. Г., Подкладова Т. Д., Сошенко И. И., Окороков А. О. Пациентское сообщество как актор развития практик медицинского образования в современной России // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 10. С. 33-63. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-10-33-63
40. Мануйлов Г. В., Горелова Г. Г., Рыльская Е. А., Морозова С. В., Васягина Н. Н. Рефлексивные процессы и социальная ориентация субъектов на этапах профессионализации (на примере подготовки к медицинской
деятельности) // Образование и наука. 2020. Т 22. № 4. С. 43-63. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-4-43-63
41. Куприна Т. В., Евтюгина А. А., Минасян С. М., Таранова О. В. Оценка уровня эмоционального интеллекта в межкультурной образовательной среде // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 7. С. 170-196. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-8-170-196
42. Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 1. С. 84-112. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-1-84-112
REFERENCES
1. Khamees D., Peterson W., Commissaris C. et.al. Remote learning developments in postgraduate medical education in response to the COVID-19 pandemic-A BEME systematic review: BEME GUIDE NO. 71. Medical Teacher, 2022, vol. 44, no. 5, pp. 466-485. DOI: 10.1080/0142159X.2022.2040732
2. Kelly E. L., Casola A.R., Smith K. et al. A qualitative analysis of third-year medical students' reflection essays regarding the impact of COVID-19 on their education. BMC Medical Education, 2021, vol. 21, no. 1, p. 481. DOI: 10.1186/s12909-021-02906-2
3. Abad González L, Flores-Martos JA, Cipriano-Crespo C, & Pulido-Fuentes M. Strengths and Weaknesses of Healthcare Professionals' Identity during the COVID-19 Pandemic: A Qualitative Study within the Spanish Context. Social Sciences, 2021, vol. 10, no. 2, p. 33. DOI: 10.3390/socsci10020033
4. Armitage R., Pavlenko M. Medical education and war in Ukraine. Medical Teacher, 2022, vol. 44, no. 8, p. 944. DOI: 10.1080/0142159X.2022.2083946
5. WHO Director-General's closing remarks at the World Health Summit: Moving into the Future: Making the Political Choice for Health - 18 October 2022. Available at: https://www.who.int/director-general/speeches/detail/who-director-general-s-closing-remarks-at-the-world-health-summit-moving-into-the-future-making-the-political-choice-for-health-18-october-2022 (accessed 20 November 2022)
6. Tregubov B. N., Mikerova M. S., & Garaeva A. S. The attitude of Russian and international students to training in medical and pharmaceutical specialties. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 2022, vol. 58, no. 4, pp. 146-159. DOI: 10.32744/pse.2022.4.9 (In Russ., abstract in Eng.)
7. Rossiyskaya Gazeta. November 23, 2022. Available at: https://rg.ru/2022/11/23/meduniversitety-rossii-uvelichili-chislo-biudzhetnyh-mest-dlia-budushchih-vrachej.html (accessed 30 November 2022)
8. Mukharyamova L. M., Zhidyaevskij A. G., Tokranova K. P. The Quality of Higher Medical Education: Students' Perceptions and Assessments. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education, 2020, vol. 24, no. 2, pp. 235251. DOI: 0.15507/1991-9468.099.024.202002.235-251
9. Daan T., der Vossen Marianne Mv., Anouk W. et al. Validation of the professional identity questionnaire among medical students. BMC Medical Education, 2021, vol. 21, no. 1, p. 359. DOI: 10.1186/s12909-021-02704-w
10. Forouzadeh M, Kiani M, Bazmi Sh. Professionalism and its role in the formation of medical professional identity. Medical Journal of Islamic Republic of Iran, 2018, vol. 32, no. 12, p. 130. DOI: 10.14196/mjiri.32.130
11. Sarraf-Yazdi, S., Teo, N., How, A.E.H. et al. A Scoping Review of Professional Identity Formation in Undergraduate Medical Education. Journal of General Internal Medicine, 2021, vol. 36, no. 11, p. 3511-3521. DOI: 10.1007/s11606-021-07024-9
12. Biehl V, Wieber F, Abegglen D, Glassel A. Professional Identity Formation in Health Promotion Practitioners: Students' Perspectives during an Undergraduate Program in Switzerland. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18, no. 20, p. 10754. DOI: 10.3390/ijerph182010754
13. Fitzgerald A. Professional identity: A concept analysis. Nursing Forum, 2020, vol. 55, no. 1, p. 26. DOI: 10.1111/ nuf.12450
14. Cruess S. R., Cruess R. L., & Steinert Y. Supporting the development of a professional identity: General principles. Medical Teacher, 2019, vol. 41, no. 6, pp. 641-649. DOI: 10.1080/0142159X.2018.1536260
15. Professional Identity in the Caring Professions: Meaning, Measurement and Mastery. Edited by Roger Ellis, Elaine Hogard. London: Routledge, Taylor & Francis, 2021. 416 p. Available at: https://www.routledge.com/Professional-Identity-in-the-Caring-Professions-Meaning-Measurement-and/Ellis-Hogard/p/book/9780367458263 (accessed 10 December 2022).
16. Matthews, J., Bialocerkowski, A. & Molineux, M. Professional identity measures for student health professionals - a systematic review of psychometric properties. BMC Medical Education, 2019, vol. 19, no. 1, p. 308. DOI: 10.1186/ s12909-019-1660-5
17. Chandran L., Iuli R. J., Strano-Paul L., & Post S. G. Developing "a Way of Being": Deliberate Approaches to Professional Identity Formation in Medical Education. Academic Psychiatry, 2019, vol. 43, no. 2, pp. 1-7. DOI: 10.1007/s40596-019-01048-4
18. Ashby S. E, Adler J, Herbert L. An exploratory international study into occupational therapy students' perceptions of professional identity. Australian Occupational Therapy Journal, 2016, vol. 63, no. 4, pp. 223-243. DOI: 10.1111/1440-1630.12271.
19. Starodubtsev V. A. Practice-Centered Education in Higher School. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 5, pp. 75-87. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-75-87 (In Russ., abstract in Eng.)
20. Cruess, R. L., Cruess S. R., & Steinert Y. Medicine as a Community of Practice: Implications for Medical Education. Academic Medicine, 2018, vol. 93, no. 2, pp. 185-191. DOI: 10.1097/ACM.0000000000001826
21. Bedoreva I. Yu., Kazakova M. D., Sokolov S. V., Latuha O. A. Learning Factory as Integration Form of Education in Sustainably Developing Healthcare Organisations. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education, 2018, vol. 22, no. 3, pp. 508-518. DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.508-518
22. Crossley J., Vivekananda-Schmidt P. The development and evaluation of a Professional Self Identity Questionnaire to measure evolving professional self-identity in health and social care students. Medical Teacher, 2009, vol. 31, no. 12, pp. e603-e607. DOI: 10.3109/01421590903193547
23. Vivekananda-Schmidt, P., Crossley, J. & Murdoch-Eaton, D. A model of professional self-identity formation in student doctors and dentists: a mixed method study. BMC Medical Education, 2015, vol. 15, no. 83. DOI: 10.1186/ s12909-015-0365-7
24. Voevoda E.V., Belogurov A.YU. Axiology of education in the discourse of modern policy. Polis. Politicheskie Issledovaniya = Polis. Political research, 2018, no 6, pp. 172-179. DOI: 10.17976/jpps/2018.06.12 [In Russ., abstract in Eng]
25. Yakovleva I. V., Chernykh S. I., Kosenko T. S. «Axiological Turn» in Russian Education: Position of Subjectivism. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2022, vol. 31, no. 4, pp. 113-127. DOI: 10.31992/08693617-2022-31-4-113-127 (In Russ., abstract in Eng.)
26. Puzanova Zh. V., Larina T. I. Influence of University Education on Changes in Students' Value Orientations. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 4, pp. 99-111. DOI: 10.31992/0869-3617-202130-4-99-111 (In Russ., abstract in Eng.).
27. Khuziakhmetov, R. R., Romashkina, G. F. Students' Employability Skills: Development Strategies. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2022, vol. 31, no. 3, pp. 69-83. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-3-69-83 (In Russ., abstract in Eng.).
28. Roth C. G., Eldin K. W., Padmanabhan V., & Friedman E. M. Twelve Tips for the Introduction of Emotional Intelligence in Medical Education. Medical Teacher, 2019, vol. 41, no. 7, pp. 746-749. DOI: 10.1080/0142159X.2018.1481499
29. Vetluzhskaya M. V., Abramova A. A., Serdakova K. G., Bykova E. E., Khammatova R. S., Shurupova R. V. Characteristics of Emotional Intelligence and Empathic Abilities in Medical Students. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education, 2019, vol. 23, no. 3, pp. 404-422. DOI: 10.15507/1991-9468.096.023.201903.404-422
30. Almazova N. I., Baranova T. A., Khalyapina L. P. Pedagogical approaches and models of integrated foreign languages and professional disciplines teaching in foreign and Russian linguodidactics. Language and Culture, 2017, no 39, pp. 116-134. DOI: 10.17223/19996195/39/8 (In Russ., abstract in Eng.)
31. Sysoyev P. V Controversial issues of the introduction of content and language integrated learning approach to teaching foreign language professional communication in Russia. Language and Culture, 2019, no. 48, pp. 349-371. DOI: 10.17223/19996195/48/22 (In Russ., abstract in Eng.)
32. Gural S. K., Komarova E. P., Bakleneva S. A., Fetisov A. S. The theoretical context of integrated subject and language teaching at the university. Language and Culture, 2020, no. 49, pp. 138-147. DOI: 10.17223/19996195/49/8 (In Russ., abstract in Eng.)
33. Baryshnikov N. V., Bernshteyn V. L. The formation of professional communicative intercultural competence: summarising the experience and searching for new didactic solutions. Language and Culture, 2018, no. 43, pp. 136-147. DOI: 10.17223/19996195/43/9 (In Russ., abstract in Eng.)
34. Sokolova V. A., Titova I. V. Integrative Approach in Teaching English for Professional Purposes. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 10, pp. 78-86. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-78-86 (In Russ., abstract in Eng.)
35. Huber M., Hutchings P. Integrative Learning. Mapping the Terrain. Washington, DC: Association of American Colleges and Universities, 2004. 32 p. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED486247.pdf (accessed 21 December 2022).
36. Sidorenko E. V. Methods of Mathematical Analysis. St Petersburg, Rech Publ., 2000. 350 p.
37. Fetisov A. S., Komarova E. P., Alekseeva G. A., Gural S. K. Professional qualities formation of educators in the system of professional development training. Language and Culture, 2019, no. 45, pp. 134-141. DOI: 10.17223/24109266/45/10 (Abstract in Russ.)
38. Zeer E. F., Krezhevskikh O. V. Conceptual and theoretical foundations of personalised learning. The Education and Science Journal, 2022, vol. 24, no. 4, pp. 11-39. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-11-39 (In Russ., abstract in Eng.)
39. Miroshnichenko A. G., Smyshliaeva L. G., Podkladova T. D., Soshenko I. I., Okorokov A. O. Patient community as a factor in the development of medical education practices in modern Russia. The Education and Science Journal, 2022, vol. 24, no. 10, pp. 33-63. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-10-33-63 (In Russ., abstract in Eng.)
40. Manuilov G. V., Gorelova G. G., Rylskaya E. A., Morozova S. V., Vasiagina N. N. Reflective processes and social orientation at different stages of professionalisation (on the example of preparation for medical activity). The Education and Science Journal, 2020, vol. 4, no. 22, pp. 43-63. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-4-43-63 (In Russ., abstract in Eng.)
41. Kuprina T. V., Evtyugina A. A., Minasyan S. M., Taranova O. V. Assessment of emotional intelligence level in intercultural educational environment. The Education and Science Journal, 2022, vol. 24, no. 8, pp.170-196. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-8-170-196 (In Russ., abstract in Eng.)
42. Belyakova E. G., Zakharova I. G. Professional self-determination and professional identity of students-teachers in the conditions of individualisation of education. The Education and Science Journal, 2020, vol. 1, no. 22, pp. 84112. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-1-84-112 (In Russ., abstract in Eng.)
Информация об авторах Костикова Лидия Петровна
(Россия, г. Рязань) Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков Института истории, философии и политических наук Рязанский государственный педагогический
университета имени С. А. Есенина
***
Профессор кафедры иностранных языков с курсом русского языка Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова E-mail: l.p.kostikova@gmail.com ORCID ID: 0000-0002-0114-3113 ResearcherlD: B-9763-2017
Сиваков Максим Анатольевич
(Россия, г. Рязань) Преподаватель кафедры иностранных языков с курсом русского языка Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова E-mail: maximzm6264@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-7373-2315 ResearcherlD: HHS-7148-2022
Илюшина Анна Владимировна
(Россия, г. Рязань) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков с курсом русского языка Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова E-mail: annailushina@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4923-9744 ResearcherID: B-5595-2018
Information about the authors
Lidia P. Kostikova
(Russia, Ryazan) Professor, Dr. Sci. (Educ.), Professor of the Department of Foreign Languages Institute of History, Philosophy and Political Sciences
Ryazan State University named after S. Yesenin
***
Professor of the Department of Foreign Languages with the Course of the Russian Language I. P. Pavlov Ryazan State Medical University E-mail: l.p.kostikova@gmail.com ORCID ID: 0000-0002-0114-3113 ResearcherlD: B-9763-2017
Maksim A. Sivakov
(Russia, Ryazan) Lecturer of the Department of Foreign Languages with the Course of the Russian Language I. P. Pavlov Ryazan State Medical University E-mail: maximzm6264@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-7373-2315 ResearcherID: HHS-7148-2022
Anna V. Ilyushina
(Russia, Ryazan) Cand. Sci. (Educ.), Associate Professor of the Department of Foreign Languages with the Course of the Russian Language
I. P. Pavlov Ryazan State Medical University E-mail: annailushina@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4923-9744 ResearcherID: B-5595-2018