Научная статья на тему 'Формирование профессиональной идентичности будущих педагогов'

Формирование профессиональной идентичности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1077
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Е.В., Ельцова А.А.

В статье рассматриваются проблемы формирования профессиональной идентичности, интерес к которым в последние годы заметно возрос. Анализируются мероприятия, способствующие формированию профессиональной идентичности в профессиональном и социальном самоопределении личности и приводятся рекомендации по проведению тренингового взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина Е.В., Ельцова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной идентичности будущих педагогов»

- консолидированная отчетность составляется по официально признанным на территории Российской Федерации международным стандартам параллельно с отчетностью, составленной в соответствии с российским бухгалтерским законодательством

изменения условий хозяйствования организаций (отделения собственности от управления, повсеместного развития института наемных менеджеров, управляющих в интересах собственников)

корректировки законодательной базы в области налогообложения (расчет налога на имущество по данным налогового учета (гл. 25 и гл. 30 НК РФ));

изменения менталитета лиц, принимающих решение об установлении сроков полезного использования объектов основных средств

Рисунок 7 - Условия, при которых МСФО в части самостоятельного определения срока полезного

использования основных средств

4.Закрепление материала, вопросы для повторения:

- Какие существуют системы бухгалтерского учета?

- Что такое МСБУ и МСФО?

- Каковы различия между МСФО и бухгалтерской системой РФ?

- Каковы способы решения адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным учетным стандартам?

- Каковы направления осуществления гармонизации на примере сближения отечественных и международных стандартов учета затрат?

5.Домашнее задание: изучить материал, записать основныеопределения в словарь.

6. Подведение итогов. Выставление оценок

Представленный в статье урок «Адаптация российского бухгалтерского учета к мировым стандартам» позволяет учащимся легко освоить необходимые знания и аспекты изучения трансформации российского бухгалтерского учета к мировым стандартам на уроках экономики, в рамках реализации программы элективного курса по «Бухгалтерскому учету». Данный урок разработан в виде лекции, подробно раскрыта тема урока; цели и задачи; план и ход урока; общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Во время урока, учащиеся повышают интерес к данной теме, разбирают значимые проблемы адаптации и ищут способы их решения. Развивают навыки самостоятельной работы, чувство сознательности, формирование ответственности, положительного отношения к знаниям, требовательности к себе.

© А С. Васина, А.В. Махова, 2015

УДК 378

Е.В. Воронина, к.п.н., доцент Кафедра педагогики и психологии, Филиал ТюмГу в г. Ишиме, г. Ишим, РФ

А.А. Ельцова, Студент 4 курса Педагогический факультет, Филиал ТюмГу в г. Ишиме, г. Ишим, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования профессиональной идентичности, интерес к которым в последние годы заметно возрос. Анализируются мероприятия, способствующие формированию

профессиональной идентичности в профессиональном и социальном самоопределении личности и приводятся рекомендации по проведению тренингового взаимодействия.

Ключевые слова

Профессиональная идентичность, профессиональное и личностное самоопределение, статусы

профессиональной идентичности.

Формирование профессиональной идентичности студентов в педагогическом вузе - сложный процесс, который требует применения специальных, психологически обоснованных методов диагностики и реализации. Традиционная система педагогического образования эту задачу решает неполноценно, что обусловило актуальность нашего исследования.

Региональный рынок труда нуждается в педагогах, мотивированных на квалифицированную профессиональную деятельность, готовых к развитию и самосовершенствованию в педагогической деятельности. Целесообразно определить комплекс психолого-педагогических мероприятий, помогающих формировать профессиональную идентичность студентов.

Н.Л. Иванова под профессиональной идентичностью понимает интегративную характеристику, в которой выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных личностных качеств, обеспечивающих ориентацию и взаимодействие в мире профессий, позволяющих более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности и профессиональном сообществе, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и направления развития [1].

В ходе исследования нами была проанализирована и обобщена система мероприятий по формированию профессиональной идентичности студентов на факультете.

Таблица 1

Задачи формирования профидентичности Мероприятия

Диагностика мотивов и целей обучения, отношения к педагогической профессии • Тестирование первокурсников и выпускников. • Психолого-педагогическое сопровождение формирования личности специалиста по результатам диагностики.

Формирование у бакалавров интереса к профессии педагога, желания иметь высокий учебный и профессиональный статус, формирование образа профессии • Встречи с выпускниками, имеющими достижения в педагогической профессии. • Общение с людьми, занимающими различные должности в образовательных учреждениях. • Вечер, посвященный Дню учителя. • Факультетская доска почета. • Беседы в музее ИТПИ .

Формирование мотивационной готовности к педагогической профессии; Развитие профессиональной компетентности, обеспечивающей планирование и прогнозирование различных видов детской деятельности; Совершенствование методической подготовки студентов. • Конференции по итогам каждого вида практики. • «Круглые столы» на психолого-педагогическую и профессиональную тематику. • Посещение открытых уроков учителей в рамках педагогической практики. • Проведение в рамках методики преподавания дисциплин, дидактических ролевых игр, модулирующих проведение уроков в школе с применением современных образовательных технологий. • Организация участия студентов в методических конкурсах и конференциях регионального и всероссийского уровня.

Подготовка студентов к решению профессиональных задач, повышение профессионального мастерства и профессиональной компетентности • Участие студентов в подготовке и проведении воспитательных мероприятий (поэтических, литературных гостиных; организация новогодних утренников для детей в школах, исторический кросс и др.). • Профессиональные пробы в Лингвоцентре, музее, общеобразовательных школах.

Знакомство студентов с технологией подготовки конкурсных работ различного уровня и направленности • Привлечение студентов к работе в жюри региональной научной конференции «На пути к открытиям» • Привлечение студентов к организации и проведению предметных олимпиад школьников, проводимых на базе ИГПИ им. П.П. Ершова.

Формирование потребности совершенствовать профессиональное мастерство • Курсовые собрания с определением перспектив профессионального роста • Организация участия в конкурсах профессионального мастерства (на факультете, в институте, на Всероссийском уровне) • Помощь в трудоустройстве, организация свободного посещения

Исследование показывает, что потенциал формирования профидентичности студентов достаточно обширен и требуются грамотные организационные и управленческо-воспитательные решения для

компетентного взаимодействия с целью повышения профессиональной идентичности студентов педагогических специальностей, формирования их лидерских качеств [2].

Нами был принят во внимание тот факт, что большинство студентов мотивированы не на саму педагогическую профессию, а на профиль обучения, не акцентировано внимание на формирование у себя должного отношения к будущей профессии. Это, наверно, одна из важных причин, по которой выпускники педвузов не идут работать в образовательные организации, то есть - педагогическая профессия не играет значимой роли в их жизненных ценностях.

С этой целью в ходе опытно-экспериментальной работы была проведена диагностика мотивации профессиональной, учебной деятельности и профессионально важных качеств личности студента с организацией рефлексии.

Кроме самоанализа результатов диагностики, студентам предлагалось написать рефлексивное эссе «Я выбрал(а) педагогический вуз, потому что...». Наиболее типичные ответы студентов в низким уровнем мотивации: «Так сложились обстоятельства..», «В нашем городе просто больше некуда поступить», «Выбрала не столько педагогический вуз, сколько экономический (правовой) профиль обучения». Студенты с высоким уровнем мотивации к профессионально-педагогической деятельности писали: «ИГПИ - уверенность в завтрашнем дне!», «Считаю педагогическую профессию престижной и благородной», «Педагог - это тяжелый, но благородный труд», «С детства мечтала стать педагогом, хочу зажигать глаза и сердца детей».

Для актуализации мотивационной сферы предлагается провести самодиагностику «Какой Я». Студентам предлагалось время для того, чтобы записать в два столбца качества, характеризующие их как будущих педагогов.

В один столбик - качества, которые имеются в наличии, по их мнению, и которые будут благоприятствовать профессиональному росту, эффективности профессиональной деятельности. В другой столбик нужно записать качества, потенциально мешающие им в профессиональной деятельности.

После этого проводилось совместное обсуждение важных качеств, предложенных студентами. Каждый пояснял, аргументировал, почему данное качество пригодится в профессиональной деятельности педагога. В ходе дискуссии бакалавры могли корректировать свой список, добавляя или убирая те или иные качества. Затем каждый сравнивал список профессионально-важных, желательных качеств педагога со списком качеств, которыми он обладает.

Важным условием формирования профессиональной идентичности является использование активных методов обучения, диалогового общения, которое предусматривает выдвижение различных точек зрения, позитивное отношение к другим людям и самому себе, убедительное изложение аргументов, отстаивание своей точки зрения и осмысление позиции оппонента [3].

Студенты активно высказывали свою точку зрения в диалогах-дискуссиях «Престижна ли профессия учителя?», «Что означает быть современным учителем?», «Надо ли педагогу любить детей?».

Формированию идентичности способствовало и использование игровых упражнений, например «Взгляд со стороны». Когда студентам предлагалось придумать монолог-высказывание об учителе от лица сказочных персонажей. Студент вытягивает карточку с именем героя и должен составить монолог, используя характер, особенности речи, манеры конкретного персонажа. Задание позволяет взглянуть на педагога с точки зрения различных жизненных позиций, иначе осмыслить образ профессионально-педагогической деятельности.

Данные формы работы повышают статус профессиональной идентичности бакалавров, что подтверждается диагностикой.

Список использованной литературы:

1. Иванова, Н.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях [Текст] / Н.Л. Иванова // Вопросы психологии. - 2008. - № 1.- С. 89-100.

2. Воронина, Е.В. Формирование лидерской позиции студентов педагогического вуза [Текст] / Е.В. Воронина // XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей. отв.ред. Л.В. Ведерникова. Ишим, 2013. - С. 10-12.

3. Кунгурова, И.М., Арт-технологии в формировании инновационной педагогической деятельности у студентов [Текст] / И.М. Кунгурова, Е.В. Воронина // Инновации в образовании. - 2015. - № 1. - С. 136-154

© Воронина Е.В., Ельцова А.А., 2015

УДК37

П.Д. Гаджиева, к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения праву ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г.Махачкала, РФ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ

Современная дидактика интенсивно развивается, пополняясь новыми подходами, технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества и практические наработки в образовании. Педагогические нововведения затронули и правовое образование, в том числе методы и средства обучения. Практический опыт работы со студентами на факультете права показывает эффективность интерактивных методов в обучении праву, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания. Конечным результатом такого взаимодействия является профессиональная компетентность студента - сложное, системное, социально - педагогическое качество личности, проявляющееся на различных этапах его подготовки и характеризующееся определенным уровнем профессионального развития; сформированными знаниями, умениями, навыками и личностным опытом решения проблемных задач в предметной области.

Этимология слова технология обращает нас в далекое прошлое, начиная с его первоначального смысла как «искусство, мастерство, умение что - либо делать».

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет судить о том , что в учебном процессе во все времена реализовалась определенная технология обучения, и в настоящее время следует вести речь о современной технологии обучения, сущность которой состоит в определении наиболее рациональных способов достижения поставленных учебных целей. При этом, учебный процесс нужно рассматривать комплексно, как систему.

Таким образом, педагогические технологии - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогностируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Технологии обучения позволяют преподавателю добиться запланированного результата в правовом обучении учащихся [3].

В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы и методы обучения, которые можно разделить на: дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора; игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно - деятельностные игры; тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Для обучения студентов применению интерактивных технологий в будущей профессиональной деятельности на факультете права ДГПУ ввели специальный курс «Интерактивные методы в обучении праву». В основу построения программы спецкурса были положены педагогические подходы, базирующиеся на принципах: мотивации, интенсификации процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач.

Весьма результативным в инновационном правовом обучении, как показывает опыт работы со студентами, является так называемая технология «ПОПС - формула», её суть заключается в следующем:

П - позицию (т. е. объясняет, в чем заключена его точка зрения), предположим, выступает на уроке с речью «Я считаю, что ...»;

О - обоснование (ученик должен не просто суметь объяснить свою позицию, но и доказать ее определенными доводами, начиная фразой типа: «Потому что, ...»);

П - пример (при разъяснении сути своей позиции ученик пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что...»);

С - следствие (вывод, который нужно сделать в результате обсуждения определенной проблемы. Например, ученик говорит: «В этой связи...»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.