Научная статья на тему 'Использование интерактивных технологий как средства формирования социальной компетентности студентов'

Использование интерактивных технологий как средства формирования социальной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Е.В., Терпугова О.А.

В статье рассматривается актуальность формирования социальной компетентности как одной из ключевых. Авторы предлагают варианты интерактивных технологий, способствующие формированию социальной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных технологий как средства формирования социальной компетентности студентов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

необходимо провести дополнительную работу с ними. Такая работа вовлечет их самих в активную организованную культурно-досуговую деятельность и позволит им овладеть техникой коучинга. Это способствует росту знаний и умений саморазвития в культурно-досуговой деятельности руководителей. Данное обстоятельство является началом технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза.

Список используемой дитературы:

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

2. Парсонс, Т. Новый аналитический подход к теории социальной структуры / Т. Парсонс // Социальная стратификация. Вып. 2. - М.: РАН, 1992. - С. 50-121.

© Т.А. Вековцева 2015

УДК 378

Е.В. Воронина

к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»

О.А. Терпугова

ст. преподаватель кафедры физико-математических дисциплин и профессиональнотехнологического образования Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Г. Ишим, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассматривается актуальность формирования социальной компетентности как одной из ключевых. Авторы предлагают варианты интерактивных технологий, способствующие формированию социальной компетентности.

Ключевые слова

Компетентностный подход, социальная компетентность, интерактивные технологии

Модернизация современного Российского образования ставит задачу формирования социальных компетенций личности в аспекте ее субъектной самореализации в образовательной среде. Система образования решает эту проблему реализацией идеи компетентностного подхода в обучении, реализованной во ФГОС ВО. Отличительной характеристикой новых стандартов является поворот на практическую жизненную направленность образования.

Сегодня под социальной компетентностью понимают интегративную характеристику, отражающую способность личности вступать в эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом интересов, целей и потребностей собственных, Другого и не противоречащим нормам, ценностям общества, в котором он

68

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

находится [3]. Этим и определяется существенная роль вузовского образования в формировании социальной компетентности.

Эффективной социализации студентов в высокой степени способствует практика самостоятельных социальных проб, овладение способами реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт партнерства, сотрудничества во взаимоотношениях молодежи друг с другом, с преподавателями в совместной деятельности.

В современной системе высшего образования используются различные технологии, но требованиями стандарта заложены именно интерактивные технологии.

Интерактивные технологии - это организация процесса обучения, основанная на прямом взаимодействии субъекта с окружающей информационной средой. Опыт студента - это главный побудитель учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой субъект находит для себя область осваиваемого опыта. Ведущий метод - общение [1].

Интерактивные технологии подразумевают активное взаимодействие всех участников процесса. Преподаватель здесь находится в позиции, предназначенной для организации процесса формирования компетенций участниками. В ходе этого процесса они должны взаимодействовать, общаться, изобретать, применять имеющийся у них опыт.

Интерактивные технологии позволяют:

• Активно включать каждого студента в образовательный процесс;

• Повысить познавательную мотивацию;

• Совершенствовать коммуникации (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);

• Развивать навыки самостоятельной учебной деятельности: определять текущие и перспективные задачи, уметь прогнозировать последствия своего выбора, объективно оценивать;

• Воспитывать лидерские качества;

• Уметь работать с командой и в команде.

• Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Основным термином, определяющим смысл интерактивных технологий, является «взаимодействие». Под взаимодействием понимают непосредственные межличностные коммуникации, спецификой которых признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Педагогическое взаимодействие - это обмен деятельности между педагогом и обучающимися, в котором деятельность одного обусловливает деятельность других.

Основные принципы интерактивных технологий:

• Свобода выбора. Возможность выбирать форму, способ передачи информации, возможностб представить собственную точку зрения;

• Принцип открытости. Не столько давать готовые знания, сколько ставить субьектов перед проблемами, решения которых лежат за пределами исследуемого вопроса;

• Принцип деятельности. Обучение через опыт деятельности. Создавать условия для исследования границ применимости полученных знаний;

• Обратная связь. Регулярный контроль процесса обучения с помощью широкой системы обратной связи: подведение итогов дня, оценка результатов семинара, рефлексия

Принцип идеальности. Анализ не только пользы, но и затрат от выполняемых действий.

Среди основных интерактивных технологий выделим: диспуты и дискуссии, мозговой штурм, деловые игры, тренинги.

69

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Семинар-дискуссия реализуется как диалогическое общение участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

Студенты овладевают техникой точно выражать свою точку зрения в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою позицию, аргументировано возражать, опровергать ошибочную точку зрения оппонента.

Семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры. В первом случае студенты генерируют и выдвигают как можно больше идей, не критикуя и не отвергая их, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства или опровержения.В другом случае участники получают ролевую «инструментовку», которая отражает реальные позиции людей, участвующих в научных или иных дискуссиях. Можно ввести роли ведущего, оппонента или рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д., в зависимости от того, какой материал обсуждается и какие дидактические цели ставятся.

Одной из ведущих интерактивных технологий является деловая игра.

Игра является самой демократичной формой обучения студентов социальным и профессиональным компетентностям. Например, блиц-игра «Иду на урок».

Цель игры - освоить алгоритм подготовки педагога к уроку. Имитационная модель - аспект реальной педагогической деятельности - системы подготовки педагога к уроку, являющийся предметом игры. Игровая модель - социальная и профессиональная подготовленность учителя в данной ситуации. Игровые процедуры: ранжирование, принятие решения как индивидуальная деятельность, коллективное принятие решения на основе дискуссии, сравнение результатов индивидуальной и коллективной деятельности, защита перед аудиторией по итогам работы, рефлексия.

Игровая ситуация: «Вы - учитель математики. Вам нужно подготовить урок по изучению новой темы. Совершите 13 действий, проранжировав их по последовательности во времени. В реальной педагогической ситуации некоторые действия могут осуществляться параллельно, но ваша задача - развести их по времени...». Необходимо помнить о цели, скрытой за игровой формой, которая отражает определенное ценностное отношение к тем или иным явлениям педагогической действительности, открывать ее в ходе групповой работы, обнаруживать как некий социальный феномен, созданный культурой человечества [2].

Эффективным средством повышения социальной компетентности является тренинг, направленный на приобретение, анализ и самооценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование интерактивны технологий способствует формированию социальных компетенций.

Список использованной литературы:

1. Коротаева Е.В. Когда «интерактивные технологии» интерактивны? //Народное образование. 2014. № 3. С.115.

2. Кунгурова И.М., Воронина Е.В. Арт-технологии в формировании инновационной педагогической деятельности у студентов // Инновации в образовании. 2015. № 1. С. 136-154

3. Пушкарева Т.Г., Трифонова Ю.А. Содержание, структура социальной компетентности и ее диагностика //

Гуманитарные научные исследования. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL:

http://human.snauka.ru/2012/11/1903 (дата обращения: 25.09.2015).

© Е.В. Воронина, О.А. Терпугова, 2015

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.