Научная статья на тему 'Формирование профессиональнопедагогической направленности студентов'

Формирование профессиональнопедагогической направленности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА / СТУДЕНТЫ / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL EDUCATION / SELF-EDUCATION / BECOMING OF THE EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиннатнурова Айгуль Айратовна

В статье рассматриваются особенности формирования профес сионально-педагогической направленности студентов, раскрываются вопросы профессионального становления студентов будущих педагогов. Автор пред лагает уделить внимание самообразованию студентов как одной из состав ляющих решения проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of students' professional-pedagogical orientation

Special features of formation students' professional-pedagogical orientation are considered in the article. It reveals questions of professional develop ment of students the future teachers. The author offers to pay attention to self edu cation of students, as to a way of solving the problem.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональнопедагогической направленности студентов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

УДК 378.147

А. А. ЗИННАТНУРОВА

Стерлитамакский институт физической культуры (филиал Уральского государственного университета физической культуры)

ФОРМИРОВАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются особенности формирования профессионально-педагогической направленности студентов, раскрываются вопросы профессионального становления студентов — будущих педагогов. Автор предлагает уделить внимание самообразованию студентов как одной из составляющих решения проблемы.

Ключевые слова: профессиональная направленность, самообразование, становление специалиста, студенты.

Одно из важных мест в психолого-педагогических исследованиях занимает проблема профессионального интереса. Профессиональный интерес предстает как результат взаимодействия субъекта с выбранной профессией. Результат подобного взаимодействия определяется волевой активностью студента, направленной на сохранение этого взаимодействия.

Анализ литературы позволил выявить отрицательное воздействие ряда ситуаций. Вот некоторые из них: низкая успеваемость, неблагоприятные взаимоотношения студентов с преподавателями и товарищами по учебе вызывают ослабление профессионального интереса.

В психологии личность определяется как системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, в общении, характеризуемое активностью, направленностью, глубинными смысловыми образованиями, степенью осознанности своих отношений к действительности. Направленность личности как совокупность устойчивых мотивов, интересов, склонностей, убеждений, идеалов.

Профессиональная направленность определяется как система активных отношений личности к избранной деятельности. Характеризуется эта система интересом, жизненными установками, связанными с профессией учителя, интересом к психолого-педагоги-ческим наукам, самостоятельностью и активностью, успешностью деятельности и его удовлетворенностью.

На сегодня выделяют три уровня профессиональной направленности. Высокий уровень определяется оптимальным сочетанием собственно-педагогической и предметной направленности при ведущей роли собственно-педагогической. Средний — характеризует преобладание предметной направленности над собственно-педагогической. Низкий — наличием предметной и ситуативной направленности и отсутствием собственно педагогической. Первый (высокий) уровень потребности к самоутверждению, проявляющийся в стремлении студента быть признанным в коллективе, соответствующий уровень самооценки и т.п. способствует формированию как собственно-педагогической, так и предметной направленности. На формирование собственно-педагогической направленности влияет преобладание потребностей в признании, потребности занять свое место в социальной среде. Преобладание потребности в достижении цели, высокий уровень

притязаний, способствует формированию предметной направленности.

Важным моментом в профессиональном становлении личности является ее профессиональная направленность, которую разные авторы предлагают формировать по-разному: В. А. Сластенин и др. предлагают формировать профессиональнопедагогическую направленность через изучение предметов психолого-педагогического цикла, В. И. Ульянов считает основным средством для ее формирования педагогическую практику; Ю. Д. Железняк и В. Н. Селуянов в качестве основного средства предлагают научно-исследовательскую работу, а у С. Д. Неверкович — психотренинг и ролевые игры. Вместе с тем, необходимо отметить, что через формирование профессионально-педагогической направленности идет формирование личности преподавателя, его профессионально-личностных качеств, мотивов и ценностных ориентации.

Педагогическая направленность для преподавателей всех предметов, формирующих профессионально-педагогическую направленность студентов сводится к тому, чтобы учить не наукам, а формировать навыки педагогической деятельности, воспитывать сознательное отношение к профессии учителя, развивать профессионально важные качества.

По мнению Г. Д. Бабушкина и А. С. Гречко, отношение к себе, как к учителю формируется только при наличии двух компонентов: ППН личности и при условии достаточно высокой и устойчивой профессиональной самооценки.

Самооценка — это элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, своих возможностей и способностей, нравственных качеств и поступков, места среди других людей, являющийся важным регулятором поведения. Следовательно, формирование правильной самооценки — важнейшая задача воспитания и самовоспитания студенческой молодежи.

В исследованиях, проведенных в нашем вузе, показано, что у студентов с более высоким уровнем профессионально-педагогической направленности уровень профессиональной самооценки выше, чем уровень общей самооценки. У студентов с более низким уровнем ППН уровень общей самооценки выше, чем уровень профессиональной самооценки.

С самого начала обучения студента, с первых дней занятий преподаватели специализации стараются формировать внутреннюю установку «Я — учитель»; а не установку «Я — студент». В соответствии с этим каждое действие студента, его деятельность на учебной и производственной практиках будут совпадать или расходиться с его внутренним образом. Если это будет установка «Я — учитель», то радость или переживание по совпадению или расхождению с внутренним образом будет активизировать студента в становлении его профессионального мастерства. Если это будет установка «Я — студент», то будет активизироваться деятельность студента по формированию студента. Использование данных подходов в общении со студентами помогли нам успешно решить ряд вопросов исследования.

Проблема формирования, воспитания, подготовки будущего преподавателя рассматривается в различных аспектах. Одно из направлений ее решения — формирование потребности в самообразовании, самосовершенствовании и самовоспитании; воспитание мотивационно-ценностного отношения к избранной деятельности; формирование устойчивых ориентиров на социальную активность.

Некоторые специалисты [1, 2] склонны считать, что преподаватель является носителем и преобразователем общественных отношений, сознания, культуры и духовной жизни. Это проявляется в его деятельностной сущности, для успеха в которой он должен быть сформирован с развитыми способностями, качествами, потребностями, интересами, культурным опытом. В связи с этим необходимо отметить мнения, где отмечается, что важной составной частью общей культуры личности учителя является его педагогическая культура [3, 4]. Как специфическое профессиональное явление она представляет собой определенную степень овладения педагогическим опытом человечества, степень его совершенства в педагогической деятельности и достигнутый уровень его развития как педагога.

Педагогический труд требует систематической работы учителя над собой, так как он каждодневно должен отдавать свои знания учащимся и постоянно подвергаться общественной проверке в процессе работы. Профессиональное становление педагога —процесс многогранный — обучение и самообразование. Последнее является основой развития и содержания духовного и интеллектуального «стержня» человека после окончания вуза. Самообразование как одна из сторон повышения общего уровня образованности — это лишь возможность решения данной проблемы. Но технологии и методика самостоятельного приобретения знаний — дело сложное. Этому необходимо обучать как можно раньше.

Мы считаем, что умения и навыки профессионального самообразования должны приобретаться на всех дисциплинах. Однако особенно внимательно и заинтересованно — в процессе изучения дисциплин профилированной подготовки. Безусловно, эффект будет только при опоре на современные технологии самообразования, самовоспитания, самосовершенствования. В процессе учебных занятий необходимо формировать «образованность студента в области его самообразования». Внешне данная фраза выглядит как тавтология, но суть ее — в определении приоритетов при разработке содержания программного материала психолого-педагогических дисциплин.

Мотивация, овладение технологией личной работы, содержание самообразования, самовоспитания студентов — гарантия поддержания и совершенствования деловых качеств специалиста после завершения обучения в вузе. Это одна из причин нашего внимания к данному

разделу арсенала профессиональной готовности будущих преподавателей в рамках учебных занятий.

Профессиональное самообразование, здоровый образ жизни, в том числе в основу мышления закладывает противоположную мысль: человек сам должен заботиться о себе, сам искать необходимую информацию, сам проверять ее своим опытом и вводить коррективы в стереотипы своей жизни, сам отвечать за свое здоровье. Эта перестройка мышления трудна из-за неуверенности молодого человека, студента в себе. Гораздо проще подчиняться. Действовать же по своему усмотрению, отвечать за свои поступки и образ жизни — значит брать на себя ответственность. К этому нужно готовить до поступления в вуз, но при необходимости — в стенах его и, конечно, на учебных занятиях.

Перестройки, подобные упомянутым трудны, но это единственный путь самореализации молодежи в условиях вуза.

Самообразование является одним из средств воспитания. По мнению ряда авторов [3, 5] самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и др. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес учащегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. В системе непрерывного образования самообразование выполняет роль связующего звена между ступенями и стадиями организованной учебы, придавая образовательному процессу целостный и восходящий характер [6].

Анализ литературы показал, что под самообразованием понимается образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности.

Вопрос о включении самообразования в категорию учебной деятельности является спорным. Если существенным признаком последней считать содержание деятельности, то он должен решаться положительно, а если общение с обучающими, то предварительно следует рассмотреть проблему, можно ли считать чтение (представляющее основной метод самообразования) видом общения с обучающим. Основания для такой точки зрения заложены в диалогичности дискурсивного мышления. Хотя учебная деятельность является ведущей только для определенного возраста, все же учение человека проходит через всю жизнь. Таким образом, самообразование — самостоятельно организованная деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в субъектном познании и личностном росте, необходимая составляющая процесса саморазвития.

Суть разрабатываемой концепции самоактуализации студентов — максимально возможно обеспечить разностороннюю профессиональную готовность студентов к предстоящей практической работе. Будущий специалист должен владеть всем многообразием методических и содержательных сторон каждой профильной дисциплины. Это необходимо для того, чтобы каждый преподаватель мог приспособить «свой» предмет к возможностям и интересам учащихся, а не занимающихся к предмету.

Без хорошо налаженной самостоятельной работы этого достичь нельзя. Возможность и первоочередная необходимость обучения студентов методике самообразования очевидна. Причина банальна — выпускники общеобразовательных школ в большинстве своем не владеют основами самостоятельной работы в пределах вузовской программы обучения. Опрос студентов I курса в течение 3-х лет подтвердил это. Как следствие —

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

издержки и трудности формирования профессиональной готовности будущего специалиста, в том числе ее важной части — основ профессионального самообразования. Формирование опыта самообразования, самовоспитания, самосовершенствования необходимо осуществлять при прохождении студентами любой дисциплины учебного плана, особенно на I курсе. Профессиональное самообразование (содержание, организационно-методические формы освоения, задачи) должны совершенствоваться на занятиях с конкретной тематикой профессиональной подготовки на протяжении всего периода обучения студента.

Становление личности специалиста — многолетний процесс специализации, опосредованных воздействием различных факторов внутреннего и внешнего порядка. Профессор Г. Д. Бабушкин отмечает, что границы профессионального становления личности выходят за рамки профессиональной подготовки, и распространяется на довузовские и послевузовские периоды.

Необходимо отметить, что процесс профессионального становления специалиста включает в себя множество дополняющих моментов:

— необходимая информированность субъекта о выборе профессии;

— формирование ориентировочной основы для дальнейшей деятельности субъекта по выбору профессии;

— развитие склонности, формирование профессионального интереса к определенной деятельности, проявление активности, способствующие успеху в будущей профессии;

— проявление новых операционально-технических возможностей и синтеза специальных способностей;

— проявление взаимоотношений с родителями, друзьями в связи с выбором профессии;

— установление специфических деловых взаимоотношений с различными людьми (учителями, методистами, психологами, профессорами);

— образование качественно новых связей в самосознании; формирование профессиональных намерений, установок;

— приобретение необходимого уровня знаний и умений в период профессиональной подготовки;

— самоанализ, самооценка, уточнение профессиональных планов и конкретной профессиональной деятельности;

— проявление удовлетворенности профессией, результатами, условиями деятельности;

— закрепление профессионального интереса и его трансформацию в профессиональное призвание;

— переход умений на качественно новый и более высокий уровень.

В литературе в профессиональном становлении специалиста выделяются следующие этапы:

— довузовский, с его профориентационным содержанием работы;

— вузовский, включающий овладение необходимым составом знаний и умений, а также формирование профессионально значимых личностных качеств;

— послевузовский, с его профессиональной адаптацией и достижением профессионализма в работе.

Рассматривая вузовский этап становления специалиста, необходимо отметить, что количество факторов, влияющих на профессиональное становление, увеличивается. Но увеличивается также и сила их влияния. К внешним факторам следует отнести: организацию профессиональной подготовки; психологический климат в вузе и учебных группах;

творческую обстановку окружения; практическую деятельность студентов по профилю выбранной специальности; моральные и материальные стимулы; преподавательский состав. К внутренним факторам относятся: склонность и интерес к выбранной профессии; специальные способности; профессиональные намерения; волевые качества личности; мотивация учебной деятельности; интеллектуальные качества; потребность в самосовершенствовании.

Анализ научно-методической литературы позволяет сделать некоторые заключения, касающиеся учебного процесса преподавателей:

Во-первых, с самого начала обучения студента, с первых занятий необходимо формирование внутренней установки «Я — учитель», а не «Я — студент». Первое, как фон, активизирует деятельность студента в устремлении его к профессиональному мастерству.

Во-вторых, если обучение начинается с какого-то целого, общего и это общее никогда не теряется из виду, то процесс обучения будет отличаться большей эффективностью. В подготовке преподавателя, на наш взгляд, — профессиональные знания, умения, навыки и личностные качества преподавателя, сформированные в процессе учебной и научной деятельности, а также всех видов практик.

В-третьих, анализ деятельности студента в качестве преподавателя должен быть обстоятельным. Независимо от трудности задания на учебной практике и курса, на котором учится студент, анализ проведенного им фрагмента деятельности должен охватывать все его стороны. Это касается и уровня знаний, и педагогической техники и культуры.

Библиографический список

1. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса студентов к педагогической деятельности : учеб. пособие / Г.Д. Бабушкин. — Омск : ОГИФК, 1990. - 186 с.

2. Ефимова Е.А. Развитие профессионального самосознания как условие формирования творческой самореализации будущего педагога / Е.А. Ефимова // Культура и образование как фактор развития региона : мат-лы Междунар.науч.-практ. конф. ; под ред.В.М. Кашлач. — Ишим : Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2008. — Ч.2. — С. 52— 57.

3. Виленский М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин. — М. : Высшая школа, 1989. — 164 с.

4. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе : монография / В.В. Игнатова. — Красноярск : СибГТУ, 2000. — 272 с.

5. Решетень И.Н. Основы педагогического мастерства учителя физической культуры / И.Н. Решетень, И.Х. Кобер, М.В. Прохорова, И.Т. Абдулов. — Алма-ата : Рауан, 1999. — 64 с.

6. Сыманюк Э.Э. Критические явления профессионального становления педагога / Э.Э. Сыманюк // Образование в Уральском регионе в XXI веке: научные основы развития : тез.докл. науч.-практ. конф. ; под ред. В.А. Федорова. — Екатеринбург : УГППУ, 2000. — С. 108 — 110.

ЗИННАТНУРОВА Айгуль Айратовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления и экономики физической культуры.

E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 21.01.2009 г.

© Зиннатнурова А.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.