ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
УДК 378.147
А. А. ЗИННАТНУРОВА
Стерлитамакский институт физической культуры (филиал Уральского государственного университета физической культуры)
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье рассматриваются особенности формирования профессионально-педагогической направленности студентов, раскрываются вопросы профессионального становления студентов — будущих педагогов. Автор предлагает уделить внимание самообразованию студентов как одной из составляющих решения проблемы.
Ключевые слова: профессиональная направленность, самообразование, становление специалиста, студенты.
Одно из важных мест в психолого-педагогических исследованиях занимает проблема профессионального интереса. Профессиональный интерес предстает как результат взаимодействия субъекта с выбранной профессией. Результат подобного взаимодействия определяется волевой активностью студента, направленной на сохранение этого взаимодействия.
Анализ литературы позволил выявить отрицательное воздействие ряда ситуаций. Вот некоторые из них: низкая успеваемость, неблагоприятные взаимоотношения студентов с преподавателями и товарищами по учебе вызывают ослабление профессионального интереса.
В психологии личность определяется как системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, в общении, характеризуемое активностью, направленностью, глубинными смысловыми образованиями, степенью осознанности своих отношений к действительности. Направленность личности как совокупность устойчивых мотивов, интересов, склонностей, убеждений, идеалов.
Профессиональная направленность определяется как система активных отношений личности к избранной деятельности. Характеризуется эта система интересом, жизненными установками, связанными с профессией учителя, интересом к психолого-педагоги-ческим наукам, самостоятельностью и активностью, успешностью деятельности и его удовлетворенностью.
На сегодня выделяют три уровня профессиональной направленности. Высокий уровень определяется оптимальным сочетанием собственно-педагогической и предметной направленности при ведущей роли собственно-педагогической. Средний — характеризует преобладание предметной направленности над собственно-педагогической. Низкий — наличием предметной и ситуативной направленности и отсутствием собственно педагогической. Первый (высокий) уровень потребности к самоутверждению, проявляющийся в стремлении студента быть признанным в коллективе, соответствующий уровень самооценки и т.п. способствует формированию как собственно-педагогической, так и предметной направленности. На формирование собственно-педагогической направленности влияет преобладание потребностей в признании, потребности занять свое место в социальной среде. Преобладание потребности в достижении цели, высокий уровень
притязаний, способствует формированию предметной направленности.
Важным моментом в профессиональном становлении личности является ее профессиональная направленность, которую разные авторы предлагают формировать по-разному: В. А. Сластенин и др. предлагают формировать профессиональнопедагогическую направленность через изучение предметов психолого-педагогического цикла, В. И. Ульянов считает основным средством для ее формирования педагогическую практику; Ю. Д. Железняк и В. Н. Селуянов в качестве основного средства предлагают научно-исследовательскую работу, а у С. Д. Неверкович — психотренинг и ролевые игры. Вместе с тем, необходимо отметить, что через формирование профессионально-педагогической направленности идет формирование личности преподавателя, его профессионально-личностных качеств, мотивов и ценностных ориентации.
Педагогическая направленность для преподавателей всех предметов, формирующих профессионально-педагогическую направленность студентов сводится к тому, чтобы учить не наукам, а формировать навыки педагогической деятельности, воспитывать сознательное отношение к профессии учителя, развивать профессионально важные качества.
По мнению Г. Д. Бабушкина и А. С. Гречко, отношение к себе, как к учителю формируется только при наличии двух компонентов: ППН личности и при условии достаточно высокой и устойчивой профессиональной самооценки.
Самооценка — это элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, своих возможностей и способностей, нравственных качеств и поступков, места среди других людей, являющийся важным регулятором поведения. Следовательно, формирование правильной самооценки — важнейшая задача воспитания и самовоспитания студенческой молодежи.
В исследованиях, проведенных в нашем вузе, показано, что у студентов с более высоким уровнем профессионально-педагогической направленности уровень профессиональной самооценки выше, чем уровень общей самооценки. У студентов с более низким уровнем ППН уровень общей самооценки выше, чем уровень профессиональной самооценки.
С самого начала обучения студента, с первых дней занятий преподаватели специализации стараются формировать внутреннюю установку «Я — учитель»; а не установку «Я — студент». В соответствии с этим каждое действие студента, его деятельность на учебной и производственной практиках будут совпадать или расходиться с его внутренним образом. Если это будет установка «Я — учитель», то радость или переживание по совпадению или расхождению с внутренним образом будет активизировать студента в становлении его профессионального мастерства. Если это будет установка «Я — студент», то будет активизироваться деятельность студента по формированию студента. Использование данных подходов в общении со студентами помогли нам успешно решить ряд вопросов исследования.
Проблема формирования, воспитания, подготовки будущего преподавателя рассматривается в различных аспектах. Одно из направлений ее решения — формирование потребности в самообразовании, самосовершенствовании и самовоспитании; воспитание мотивационно-ценностного отношения к избранной деятельности; формирование устойчивых ориентиров на социальную активность.
Некоторые специалисты [1, 2] склонны считать, что преподаватель является носителем и преобразователем общественных отношений, сознания, культуры и духовной жизни. Это проявляется в его деятельностной сущности, для успеха в которой он должен быть сформирован с развитыми способностями, качествами, потребностями, интересами, культурным опытом. В связи с этим необходимо отметить мнения, где отмечается, что важной составной частью общей культуры личности учителя является его педагогическая культура [3, 4]. Как специфическое профессиональное явление она представляет собой определенную степень овладения педагогическим опытом человечества, степень его совершенства в педагогической деятельности и достигнутый уровень его развития как педагога.
Педагогический труд требует систематической работы учителя над собой, так как он каждодневно должен отдавать свои знания учащимся и постоянно подвергаться общественной проверке в процессе работы. Профессиональное становление педагога —процесс многогранный — обучение и самообразование. Последнее является основой развития и содержания духовного и интеллектуального «стержня» человека после окончания вуза. Самообразование как одна из сторон повышения общего уровня образованности — это лишь возможность решения данной проблемы. Но технологии и методика самостоятельного приобретения знаний — дело сложное. Этому необходимо обучать как можно раньше.
Мы считаем, что умения и навыки профессионального самообразования должны приобретаться на всех дисциплинах. Однако особенно внимательно и заинтересованно — в процессе изучения дисциплин профилированной подготовки. Безусловно, эффект будет только при опоре на современные технологии самообразования, самовоспитания, самосовершенствования. В процессе учебных занятий необходимо формировать «образованность студента в области его самообразования». Внешне данная фраза выглядит как тавтология, но суть ее — в определении приоритетов при разработке содержания программного материала психолого-педагогических дисциплин.
Мотивация, овладение технологией личной работы, содержание самообразования, самовоспитания студентов — гарантия поддержания и совершенствования деловых качеств специалиста после завершения обучения в вузе. Это одна из причин нашего внимания к данному
разделу арсенала профессиональной готовности будущих преподавателей в рамках учебных занятий.
Профессиональное самообразование, здоровый образ жизни, в том числе в основу мышления закладывает противоположную мысль: человек сам должен заботиться о себе, сам искать необходимую информацию, сам проверять ее своим опытом и вводить коррективы в стереотипы своей жизни, сам отвечать за свое здоровье. Эта перестройка мышления трудна из-за неуверенности молодого человека, студента в себе. Гораздо проще подчиняться. Действовать же по своему усмотрению, отвечать за свои поступки и образ жизни — значит брать на себя ответственность. К этому нужно готовить до поступления в вуз, но при необходимости — в стенах его и, конечно, на учебных занятиях.
Перестройки, подобные упомянутым трудны, но это единственный путь самореализации молодежи в условиях вуза.
Самообразование является одним из средств воспитания. По мнению ряда авторов [3, 5] самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и др. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес учащегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. В системе непрерывного образования самообразование выполняет роль связующего звена между ступенями и стадиями организованной учебы, придавая образовательному процессу целостный и восходящий характер [6].
Анализ литературы показал, что под самообразованием понимается образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности.
Вопрос о включении самообразования в категорию учебной деятельности является спорным. Если существенным признаком последней считать содержание деятельности, то он должен решаться положительно, а если общение с обучающими, то предварительно следует рассмотреть проблему, можно ли считать чтение (представляющее основной метод самообразования) видом общения с обучающим. Основания для такой точки зрения заложены в диалогичности дискурсивного мышления. Хотя учебная деятельность является ведущей только для определенного возраста, все же учение человека проходит через всю жизнь. Таким образом, самообразование — самостоятельно организованная деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в субъектном познании и личностном росте, необходимая составляющая процесса саморазвития.
Суть разрабатываемой концепции самоактуализации студентов — максимально возможно обеспечить разностороннюю профессиональную готовность студентов к предстоящей практической работе. Будущий специалист должен владеть всем многообразием методических и содержательных сторон каждой профильной дисциплины. Это необходимо для того, чтобы каждый преподаватель мог приспособить «свой» предмет к возможностям и интересам учащихся, а не занимающихся к предмету.
Без хорошо налаженной самостоятельной работы этого достичь нельзя. Возможность и первоочередная необходимость обучения студентов методике самообразования очевидна. Причина банальна — выпускники общеобразовательных школ в большинстве своем не владеют основами самостоятельной работы в пределах вузовской программы обучения. Опрос студентов I курса в течение 3-х лет подтвердил это. Как следствие —
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
издержки и трудности формирования профессиональной готовности будущего специалиста, в том числе ее важной части — основ профессионального самообразования. Формирование опыта самообразования, самовоспитания, самосовершенствования необходимо осуществлять при прохождении студентами любой дисциплины учебного плана, особенно на I курсе. Профессиональное самообразование (содержание, организационно-методические формы освоения, задачи) должны совершенствоваться на занятиях с конкретной тематикой профессиональной подготовки на протяжении всего периода обучения студента.
Становление личности специалиста — многолетний процесс специализации, опосредованных воздействием различных факторов внутреннего и внешнего порядка. Профессор Г. Д. Бабушкин отмечает, что границы профессионального становления личности выходят за рамки профессиональной подготовки, и распространяется на довузовские и послевузовские периоды.
Необходимо отметить, что процесс профессионального становления специалиста включает в себя множество дополняющих моментов:
— необходимая информированность субъекта о выборе профессии;
— формирование ориентировочной основы для дальнейшей деятельности субъекта по выбору профессии;
— развитие склонности, формирование профессионального интереса к определенной деятельности, проявление активности, способствующие успеху в будущей профессии;
— проявление новых операционально-технических возможностей и синтеза специальных способностей;
— проявление взаимоотношений с родителями, друзьями в связи с выбором профессии;
— установление специфических деловых взаимоотношений с различными людьми (учителями, методистами, психологами, профессорами);
— образование качественно новых связей в самосознании; формирование профессиональных намерений, установок;
— приобретение необходимого уровня знаний и умений в период профессиональной подготовки;
— самоанализ, самооценка, уточнение профессиональных планов и конкретной профессиональной деятельности;
— проявление удовлетворенности профессией, результатами, условиями деятельности;
— закрепление профессионального интереса и его трансформацию в профессиональное призвание;
— переход умений на качественно новый и более высокий уровень.
В литературе в профессиональном становлении специалиста выделяются следующие этапы:
— довузовский, с его профориентационным содержанием работы;
— вузовский, включающий овладение необходимым составом знаний и умений, а также формирование профессионально значимых личностных качеств;
— послевузовский, с его профессиональной адаптацией и достижением профессионализма в работе.
Рассматривая вузовский этап становления специалиста, необходимо отметить, что количество факторов, влияющих на профессиональное становление, увеличивается. Но увеличивается также и сила их влияния. К внешним факторам следует отнести: организацию профессиональной подготовки; психологический климат в вузе и учебных группах;
творческую обстановку окружения; практическую деятельность студентов по профилю выбранной специальности; моральные и материальные стимулы; преподавательский состав. К внутренним факторам относятся: склонность и интерес к выбранной профессии; специальные способности; профессиональные намерения; волевые качества личности; мотивация учебной деятельности; интеллектуальные качества; потребность в самосовершенствовании.
Анализ научно-методической литературы позволяет сделать некоторые заключения, касающиеся учебного процесса преподавателей:
Во-первых, с самого начала обучения студента, с первых занятий необходимо формирование внутренней установки «Я — учитель», а не «Я — студент». Первое, как фон, активизирует деятельность студента в устремлении его к профессиональному мастерству.
Во-вторых, если обучение начинается с какого-то целого, общего и это общее никогда не теряется из виду, то процесс обучения будет отличаться большей эффективностью. В подготовке преподавателя, на наш взгляд, — профессиональные знания, умения, навыки и личностные качества преподавателя, сформированные в процессе учебной и научной деятельности, а также всех видов практик.
В-третьих, анализ деятельности студента в качестве преподавателя должен быть обстоятельным. Независимо от трудности задания на учебной практике и курса, на котором учится студент, анализ проведенного им фрагмента деятельности должен охватывать все его стороны. Это касается и уровня знаний, и педагогической техники и культуры.
Библиографический список
1. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса студентов к педагогической деятельности : учеб. пособие / Г.Д. Бабушкин. — Омск : ОГИФК, 1990. - 186 с.
2. Ефимова Е.А. Развитие профессионального самосознания как условие формирования творческой самореализации будущего педагога / Е.А. Ефимова // Культура и образование как фактор развития региона : мат-лы Междунар.науч.-практ. конф. ; под ред.В.М. Кашлач. — Ишим : Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2008. — Ч.2. — С. 52— 57.
3. Виленский М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин. — М. : Высшая школа, 1989. — 164 с.
4. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе : монография / В.В. Игнатова. — Красноярск : СибГТУ, 2000. — 272 с.
5. Решетень И.Н. Основы педагогического мастерства учителя физической культуры / И.Н. Решетень, И.Х. Кобер, М.В. Прохорова, И.Т. Абдулов. — Алма-ата : Рауан, 1999. — 64 с.
6. Сыманюк Э.Э. Критические явления профессионального становления педагога / Э.Э. Сыманюк // Образование в Уральском регионе в XXI веке: научные основы развития : тез.докл. науч.-практ. конф. ; под ред. В.А. Федорова. — Екатеринбург : УГППУ, 2000. — С. 108 — 110.
ЗИННАТНУРОВА Айгуль Айратовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления и экономики физической культуры.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 21.01.2009 г.
© Зиннатнурова А.А.