Обеспечение самореализации студентов экономических специальностей Новиков С. И.
Новиков Сергей Иванович /Novikov Sergej Ivanovich - студент, факультет психологии,
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев, Украина
Аннотация: в статье освещаются вопросы обеспечение самореализации студентов экономических
специальностей. Самостоятельная учебная деятельность должна быть организована в условиях высшего учебного заведения таким образом, чтобы достижение определенных целей и реализация определенных стремлений на каждом отдельном этапе обучения побудили и стимулировали студентов к выдвижению новых целей (более высокого и ответственного уровня) и появления новых стремлений (более разнообразных, и с каждым следующим этапом они должны быть все теснее связанными с будущей экономической деятельностью).
Ключевые слова: самореализация студентов, самомодели, самообучение, самоконтроль, самооценка,
самоуправление.
Современная эпоха образования отличается использованием различных инновационных методов обучения. Одним из них является метод кейса. Суть его заключается в разборе на учебных занятиях конкретных ситуаций (от англ. case - «случай»), разрабатываемых на основе фактического материала и связанных с профессиональной деятельностью будущих специалистов [14, с. 114]. Образование можно назвать основным каналом приобщения учащегося к базовым постулатам культуры, образования и профессии. Именно ценности, к которым приобщился учащийся в процессе обучения в средней школе, влияют на его отношение к семье, окружению, будущей профессии. Именно поэтому аксиологический подход становится определяющим в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы [20, с. 117]. Анализ имеющихся исследований позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время не существует единых подходов в определении понятия «образовательная среда», в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования и экспертизы. Вместе с тем обучение, воспитание и развитие личности происходит не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей личности, но и детерминированы условиями образовательной среды, ее психологическим ресурсным содержанием, а именно, использование субъектами образовательного процесса развивающих возможностей образовательной среды (ресурсы); ориентированность педагога на личностную модель взаимодействия; творческий характер образовательной среды, творческий педагог [24, С. 129]. Феномен самореализации изучается в рамках различных наук, употребляется рядоположно с «самовыражением», «самовоспитанием», «самоактуализацией» и т. д. На современном этапе в философии выделяют три наиболее распространенные подходы к проблеме самореализации, а именно - ессенциалистичной, экзистенциальной и концепции, которая их объединяет. Последняя рассматривает самореализацию личности как целостный процесс, во взаимодействии внутреннего и внешнего, материального и идеального, субъективного и объективного. Это означает сочетание в стремительном процессе усилий преподавателей и студентов, их взаимодействие для достижения акме.
Учитывая необходимость проектирования процесса становления личности будущего экономиста, вызывают интерес исследованные А. А. Идиновим этапы самореализации, а именно: актуализация, развертывание, решения. Структурными элементами первого этапа самореализации являются: социализация, индивидуализация личности, становления ее потребностей, интересов, построение целей, мобилизация волевых усилий. То есть, будущий экономист сначала должен осознать свои потребности. Для этого нужно давать студентам возможность самооценки, рефлексии своей учебной деятельности. Второй этап самореализации предусматривает развертывания актуализированной потребности через процессы самопознания, построение самоцели, самомодели, осуществления самовыбора, самоконтроля и самоанализа. Т.е. речь идет о целеполагании на основе самоанализа, самооценки, следствием чего является построение плана учебной деятельности и программы ее осуществления с учетом ресурсов и реальных учебных возможностей студента. Таким образом, требуется обучение студента целеполаганию, умениям планировать, программировать свою учебную деятельность. В процессе реализации потребности происходит реализация потребности, при этом результатом самореализации является самоутверждения - при достижении цели. Таким образом, студентам здесь необходимые условия для выполнения плана и программы, самоконтроля. Далее потребность в самореализации на время удовлетворяется, потом со временем происходит становление новой потребности в самореализации, которая вновь проходит через эти же этапы. Таким образом, от преподавателя требуется работа по постоянной мотивации студентов на обучение, создание противоречий в обучении, которые запускают процесс познавательной деятельности студента. Учитывая необходимость профессиональной направленности процесса обучения студентов экономических специальностей, уместно опираться на функции экономиста, которые нужно использовать и показывать с ними связь на всех этапах самореализации уже в обучении в ВУЗе. Для студентов экономических специальностей в ВУЗах такие возможности бесконечны, поскольку введённое в ВУЗах студенческое самоуправление позволяет студенту пройти путь от подчиненного к руководителю союзом студентов ВУЗа, способствует саморазвитию, самоутверждению, самосовершенствованию, самоактуализации личности студента [19].
Изменение условий современной российской действительности привело к необходимости появления педагога, сформировавшегося как постоянно развивающаяся профессионально компетентная личность с собственной активной субъектной позицией. Именно субъектная позиция придает педагогу социальную и профессиональную
устойчивость, повышает его конкурентоспособность, помогает осознанно выстраивать этапы своего профессионального пути [11, с. 98]. А. Я. Голубчиков рассматривает механизм самореализации как предоставление предметности основным формам активности индивида (деятельность, общение, сознание) через самообучение, самовоспитание и самообразование, осуществляемых как в соответствии с потенциями индивида, так и исходя из внешних условий (уровня знаний, воспитанности общества) [19]. Таким образом, в ВУЗах этому способствует организация самостоятельной работы студентов, научной работы студентов, самоуправление и профессиональное самовоспитание. При этом акцент должен делаться на «само» с показом путей осуществления этой деятельности, ее значение и мотивирование к ней.
Поскольку, мотивация проходит через весь процесс обучения, то именно самоактуализацию рассматривают как мотивационную и ценностно - содержательную часть самореализации личности, которая предшествует или оказывается параллельной относительно предметно - деятельности активности обучающегося. При этом нужны такие приемы, пути и средства формирования положительной мотивации будущего экономиста к учебной деятельности, которые отражают как условия профессии, так и познавательную деятельность в условиях кредитно-модульной системы, что требует большого объема самостоятельной работы студентов. Ими могут быть как традиционные приемы - создание ситуаций успеха, поощрения и т.п., так и нетрадиционные, которые до сих пор в учебном процессе не использовались, но применяются в работе экономистов - обмен передовым опытом на конференциях, стимулирование научной работы, их исследований по специальности и творческого развития студентов во внеаудиторной работе, поощрения средствами самоуправления лучших студентов, влияние на организацию учебного процесса в направлении его совершенствования, разрешение обучения экстерном, на индивидуальном графике и т.д. - для экономии времени. Все это способствует самореализации студента и достижению его акме в обучении.
Нужно так организовать процесс обучения, чтобы при обучении студентов экономических специальностей реализовывалась идея профессиональной направленности в обучении осложнения задач и целей, сочетание близких, средних и отдаленных перспектив в обучении, обучении с опорой не только на зону ближайшего развития студента, но и с опорой на зону его перспективного развития для лучшего целеполагания и осознания потребностей в обучении.
То есть, нужно так организовать процесс обучения, чтобы при обучении студентов экономических специальностей реализовывалась идея профессиональной направленности в обучении, под которой понимается личное стремление личности применять собственные знания, опыт, способности в рамках профессии, позитивное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать собственно подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь работой в рамках определённой профессии.
А. Нисимчук утверждает, что формирование профессиональной направленности, так же реализовывается в несколько этапов. На первом этапе - прогнозируются возможности педагогической направленности студентов. На втором этапе - активно формируется именно профессиональная направленность, на данном этапе у студента существует стремительное желание применять свои знания и способности в рамках определенной профессии (экономист, бухгалтер, менеджер).
На основе концепций А. Маслоу и К. Роджерса выделим определенные способы воздействия на личность будущего экономиста, которые способствовали процессу самоактуализации его личности через организацию самостоятельной учебной деятельности и окончательно, на его самореализацию. А именно: акцентировать внимание на практическую профессиональную деятельность; пытаться формулировать задачи, максимально связывая его с уже приобретенным опытом студента - учебным и жизненным; придерживаться оптимального уровня сложности изучаемого материала; прогнозировать потенциальные затруднения; убедить студента, только собственные стремления и амбициозные желания могут побудить личность к выполнению определенных действий и определенной самостоятельной деятельности; побудить студента уверенно делать выбор в пользу знаний и не бояться принимать самостоятельные решения; позволить студенту самому выбирать наиболее эффективные методы и средства обучения, формы и виды презентации учебной информации; разнообразить в методических рекомендациях для самостоятельной работы по отдельным дисциплинам предлагаемые методики, методы и средства для самостоятельного приобретения знаний с учетом специфики учебного предмета, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию самостоятельного обучения; стимулировать ответственное и с пониманием дела отношение студента к самостоятельным действиям, на должном научном и методическом уровне разрабатывать методики для осуществления самоконтроля и самооценки знаний, обеспечить системность в осуществлении самостоятельной учебной деятельности; поддерживать положительное эмоциональное состояние, как результат удовлетворения от собственной самостоятельной учебной деятельности, способствовать постепенному освобождению от неправильных представлений о себе, способствовать превращению самостоятельной учебной деятельности на истинную, действенную ценность студента высшего педагогического учебного заведения - будущего учителя, которая постепенно превращалась в настоящую потребность личности.
Исследования В. В. Грачева свидетельствуют, что по результатам факторного анализа было выявлено два ведущих факторы, детерминирующие самореализацию студентов. Первый интерпретируется как фактор субъективной значимости обучения: реализовать свой потенциал; приблизиться к мечте, извлечь пользу, иметь источник вдохновения и т. д. Второй фактор отразил социальные условия, способствующие успешной самореализации. При этом успешность самореализации в обучении, по итогам исследования автора, тесно коррелирует с положительной «Я - концепцией» студентов, особенно в смысловом отношении, в осознании студента себя как сильной личности, способной принимать решения, нести ответственность, строить продуктивное и насыщенную жизнь [19]. Таким образом, обучение умениям осознавать свои потребности, мотивировать свое обучение, осуществлять целеполагание, планирование обучения, реализацию его плана и его
самооценку становится задачей преподавателя рядом с организацией самовоспитания, самообразования, самостоятельной работы.
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана [25, с. 105]. Инновационный опыт организации учебного процесса на основе рефлексивной технологии саморазвития человека в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с возможностью эффективного включения в образовательный процесс системы Moodle и, что особенно важно, -созданием условий непрерывного развития ключевых и профессиональных знаний и навыков преподавателей и студентов [21, с. 93].
Резервы эффективности организации самостоятельной учебной деятельности студентов экономических ВУЗов следует искать не столько в технологии организации данной деятельности, сколько в осознании и стимулировании тех психофизиологических процессов структуры личности студента, которые должны определять ее эффективность, и тем самым обусловливать содержание и этапы педагогических мероприятий, которые в своей совокупности создают целостную педагогическую систему организации самостоятельной начальной деятельности студентов высших учебных заведений. Реализация в ВУЗе идеи профессиональной направленности обучения студентов экономических специальностей способствует реализации процессов: самообучения, самоконтроля, самооценки, самоуправления и самоорганизации, самоактуализации, как неотъемлемой составляющей самореализации будущих экономистов в процессе профессионального становления.
Литература
1. Бледных О. И. Активные методы обучения // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 118-120.
2. Вальцев С. В. Духовность в ценностной иерархии российского образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 49-52.
3. Вальцев С. В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 22-25.
4. Вальцев С. В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 6 (6). С. 16-19.
5. Вальцев С. В. Компетентностный подход как компонент процесса развития социально-педагогической деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 9 (9). С. 19-21.
6. Вальцев С. В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования.
2012. № 1 (1). С. 8-12.
7. Веремеева И. Ф. Конфликты в условиях учебной деятельности // Проблемы современной науки и образования.
2013. № 3 (17). С. 166-169.
8. Грачева Ю. В. Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 120-125.
9. Дайкер А. О. Особенности исследования регионоведческого образования в России // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 86-87.
10. Игошина Н. М. Значение математического образования в формировании профессиональной компетенции курсантов военных институтов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 5 (23). С. 64-67.
11. Казак Е. Г. Компоненты субъектной позиции педагога в процессе дополнительного профессионального образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 98-100.
12. Калиуллина С. А. Значение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 131-137.
13. Калякина И. М., Чумакова М. Н., Филатова А. И. Электронные учебники как средство улучшения образования // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 83-84.
14. Колкова Н. А. Применение метода кейса на занятиях по деловому общению // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 2 (20). С. 114-116.
15. Лепшокова М. А. Общекультурные компетенции будущих юристов как условие формирования гражданственности // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 106-108.
16. Лимонов С. А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 106-110.
17. Лубенко В. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в методологии стержневой истины // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 108-119.
18. Лубенко В. В., Юркина Г. А., Ильина О. Я. Федеральные государственные образовательные стандарты (фгос), индивидуальность и коммуникация (средовый подход) // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 76-80.
19. Малыхин А. В. Обеспечение самореализации студентов экономических специальностей через систему организации самостоятельной учебной деятельности в вузе. // SCI-ARTICLE.RU 2014 № 6.
20. Минякова И. В. К вопросу о применении аксиологического подхода в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 117-122.
21. Морозкова Н. А. Подготовка студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности с применением e-leaming технологий // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 89-94.
22. Мыцык И. А. Оценка медицинской группы для занятий физической культурой в вузах // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 129-130.
23. Полякова И. А. Формы и методы повышения культуры невербального общения учителя общеобразовательного учреждения // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 88-91.
24. Савина Т. Г. Развивающий потенциал образовательной среды // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129.
25. Чолак В. В. Интерактивное обучение // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 102105.
26. Шеншина А. П. Грамматический аспект обучения языку специальности в туристическом вузе // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 69-72.
27. Мирсанова Е.А. Дифференцированная работа на уроках истории // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 112-114.
28. Здор Е.В., Шабанов А.Г. Роль профсоюзной организации в профессиональном развитии студента педагогического вуза // Наука, техника и образование. 2014. № 3 (3). С. 115-117.
29. Белякова М.А. Исследование особенностей эмоционального «выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 110-113.
30. Попкова М.А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 111-113.
31. Цедякова Ж.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 94-97.