УДК 37:745.542
Данилова Ю.Н.
магистрант кафедры лаковой миниатюрной живописи Высшая школа народных искусств (академия) (г. Санкт-Петербург, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА У СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ МСТЁРСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ
Аннотация: в статье представлен обзор процесса развития профессионального мастерства у студентов среднего профессионального и высшего образования, обучающихся по профилю мстерская лаковая миниатюрная живопись. Отмечено, что творческая деятельность студентов-выпускников Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова находится в состоянии потери интереса и мотивации к творческому развитию по окончании учебного заведения в самостоятельной профессиональной жизнедеятельности. Актуальностью темы становится выявление причин угасания развития профессиональной творческой деятельности в данном виде искусства после окончания обучения. Рассматриваются возможные пути решения представленной проблемы.
Ключевые слова: мстерская лаковая миниатюрная живопись, среднее профессиональное образование, высшее образование, профессиональное мастерство, профессиональные компетенции, развитие творчества, самостоятельное творчество.
Непрерывное профессиональное образование в профильном высшем учебном заведении, находящимся в регионально-историческом центре народных художественных промыслов, в данном случае в области мстерской лаковой миниатюрной живописи, представляется в виде непрерывной линии развития профессиональных компетенций. По мере продвижения по ней обучаемый приобретает и накапливает знания, умения и навыки, через репродуктивный отрезок развития попадает в непрерывную линию
профессиональной творческой деятельности. Время продвижения по этому ходу развития для всех индивидуально. К сожалению, до конца доходят не многие, а начать своё творческое развитие в области лаковой миниатюрной живописи по завершению обучения редко кому удается [2, с. 452-453].
Профессорско-преподавательским составом вуза прикладываются большие усилия для мотивации обучающихся к творческой деятельности в области лаковой миниатюрной живописи. Но на данный момент отчетливо вырисовывается, неутешительная перспектива в последующем процессе реализации не востребованных продуктов творчества, как результатов творческой деятельности. Иначе обстоят дела с иконописью, которая носит перспективу положительного характера.
Сегодня на базе Высшей школы народных искусств, во Мстерском институте лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова имеются все обязательные условия для выпуска высококвалифицированных специалистов, а главное созданы условия для профессиональной реализации первых творческих возможностей студентов [1, с. 351]. Однако современная обстановка существования искусства мстерской лаковой миниатюрной живописи отличаются от условий периода деятельности коллективного труда в связи с ускорением темпа жизни, изменением эстетических и материальных запросов общества, рыночных отношений, вследствие чего произошло изменение требований и к художнику-миниатюристу [3, с. 9].
Студент, находящийся на дипломном курсе, должен иметь творческий интеллект на уровне, способного к самостоятельному решению проблем построения композиции в идейном, живописном и графическом плане. Важнейшим фактором, влияющим на формирование у студента творческой профессиональной деятельности и созидательного потенциала, является активная работа в исследовательской деятельности, а также стремление к новизне. Именно по такому принципу построены большинство учебных программ, способствовавших формированию творческой личности будущего художника мстерской лаковой миниатюрной живописи.
Специальная дисциплина «Основы композиции», которая на последующих курсах переходит в «Проектирование», тесно взаимосвязана с «Исполнительским мастерством». Эта связь является двухсторонней, так как работы, изучаемые студентами выполнены мастерами-основоположниками мстерской лаковой миниатюрной живописи, имеют высочайшее качество исполнения и сложное композиционное решение и не могут быть постигнуты без развитого творческого мышления, но на уровне среднего профессионального образования готовят художников-копиистов. Формирование профессионального мастерства у студентов начинается с помощью первичных элементарных упражнений по установлению понятий и представлений что такое творческая деятельность. Знакомя обучающихся с мстерской лаковой миниатюрной живописью, придерживаются основного правила, о котором говорил Дмитриев Н.Г. в труде «Мстера рукотворная»: «в становлении исполнительского мастерства огромную роль играет опыт -неоднократное повторение технических приемов письма» [7, с. 36].
Изучение профессиональных дисциплин начинается с выполнения простых заданий-упражнений по приобретению навыков, которые являются основательным пластом в последующем профессиональном развитии. Например, на «мастерстве» студентами осваивается линейная передача изображения, выполняются первые пробы на отработку простых линейных геометрических орнаментов, линейных иконографических орнаментов -буквица. Особое внимание уделяется копированию сложного линейного мстерского («юринского») орнамента. Далее выполняются элементы природы в иконописном стиле (горки, дерево, палаты, волна) и элементы фигуры человека и коня в иконописном стиле. Все задания по получению первичных навыков выполняются в технике карандашного рисунка и технике кистевой прориси. Следующий этап изучения основ «исполнительского мастерства» является изучение элементов природы в стиле мстерской лаковой миниатюрной живописи (облака, дерево и горки, архитектура, волна, конь, голова и фигура человека) [6, с.31]. На этом моменте, помимо выполнения карандашного
рисунка, студенты начинают изучать технику темперной живописи. После изучения всех основных элементов росписи используется принцип копирования классических образцов традиционного мстерского искусства, выполняемый непосредственно на заготовке из папье-маше или иконной доске.
Параллельно с изучением основ мастерства у студентов среднего профессионального образования происходит получение знаний, умений и навыков в разработке композиции. Изучение предмета «Основы композиции» проходит через выполнение упражнений на композиционное заполнение плоскости листа геометрическими фигурами, разработку простых композиционных схем растительных мотивов (симметрия, асимметрия), разработку и выполнение композиций раппорта и орнаментальных полос. Следующим этапом изучения предмета является выполнение орнаментально-декоративных композиций в геометрической фигуре. Это задание является первой творческой задачей, которую следует решить путем переработки природной формы растения в декоративный аналог, создания стилизации и его силуэтное решение. Аналогичным по ходу выполнения является задание на разработку раппорта орнаментальной полосы, но уже с включением цвета. Последующие задания относятся к разработке тематических композиций в иконописном стиле по предмету «Проектирование». На этом этапе знания, умения и навыки формируются с выходом на усложнение заданий. На последнем году обучения студенты проектируют тематические композиции в стиле ранних произведений мастеров-основоположников мстерской лаковой миниатюрной живописи. Завершающим этапом изучения учебных предметов «Мастерство» и «Проектирование» является выполнение выпускной квалификационной работы, а именно выполнение копии работы мастера-основоположника мстерской лаковой миниатюрной живописи в увеличенном размере с добавлением некоторых декоративных элементов, вследствие чего в процесс работы вносятся некоторые черты творчества.
На уровне высшего образования, вновь пришедшие студенты, сталкиваются с уже известным принципом обучения по предмету «Мастерство»
- копирование. Отличием являются габариты выполняемых работ. Здесь миниатюрные изображения, перерастают в монументальные, что вызывает определённые трудности при воспроизведении оригинала. При увеличении масштаба оригинала произведения искусства мстерской лаковой миниатюрной живописи, студенты сталкиваются с серьезным искажением композиции. Главной задачей теперь становится не изучение технического исполнения, а доведение рисунка до необходимого композиционно-правильного построения.
Изучая предмет «Проектирование», студентам дается возможность подходить к проектированию изделий более творчески. Задания выполняются с постепенным усложнением темы, разрабатываются сложные, многофигурные, многоплановые, наполненные символикой сюжета композиции, которые имеют определенную систему и логику построения, технику и приемы исполнения, применяя знания, полученные на занятиях по «Мастерству».
Особенно хорошо просматривается эта взаимосвязь на этапах выполнения выпускной квалификационной работы (далее ВКР), когда студенту необходимо показать приобретенные и накопленные знания, умения и навыки. За счёт разнообразия тематических заданий, студент приходит к работе над своей будущей композицией с уже выработанным чувством глубокого и осознанного анализа. Для создания концепции и замысла будущей дипломной работы, студенты активно взаимодействуют с различными источниками информации - литературными, иллюстративными, методическими материалами, интернет-ресурсами. Большую часть ВКР они выполняют самостоятельно, что способствует приобретению профессиональных качеств. Работа преподавателя в этот период обучения имеет строго консультативный вид. Нередко на этом этапе обучения студенты сталкиваются с проблемой в области творчества. Причиной этому служит выполнение заданий, носящих репродуктивный характер, которые затормаживают формирование профессионального мастерства, развитие «творческости».
Наилучшим вариантом для формирования профессионального мастерства студентов считается взаимосвязь, носящая характер, воплощения
разработанного художественного проекта в материале, как текущее задание по предмету «Исполнительское мастерство» и «Совершенствование мастерства». В процессе выполнения работы благодаря требующимся углубленным и расширенным теоретическим, композиционным, исследовательским знаниям, которые студент приобретает на занятиях по «Проектированию» будущая творческая работа, приобретает сложный технический и художественный уровень. Исполнение проекта в материале соотносится со сложностью его идейного замысла и художественного содержания. Отсюда следует, что между «Проектированием» и «Мастерством» складывается неразрывная связь. Иным образом, изучение одного предмета отдельно, без связи с другой, прерывает формирование необходимого уровня творческого мышления студента и способствует только подготовке хорошего художника-исполнителя (копииста).
Существует четкая граница между «Мастерством» как учебным предметом, изучающим технологию и технику исполнения, и мастерством как компетенцией высшего пилотажа профессионала-творца. Для укрепления навыков профессионального мастерства обучающимся необходимо заниматься не только копированием, но и созданием изделий высокого качества по собственно-творческим проектам, как писал Л.С. Выготский - «творческой деятельностью называется такая деятельность человека, которая создает нечто новое» [5, с. 3]. Эту деятельность можно разделить на два вида. Первый вид - воспроизводящий, или репродуктивный, который тесным образом связан с нашей памятью. Сущность заключается в воспроизведении чего-либо по заданному образцу. На практике это наблюдается, когда «мастерство» рассматривают в аспекте учебной предмета, в виду обучения техническому исполнению. Второй вид творческой деятельности, который можно заметить в поведении человека - комбинирующая или творческая деятельность. В данном случае это происходит, когда человек рисует в своем воображении картину, которую ему не доводилось увидеть, но он имеет свое представление, свой образ [5, с. 3-4]. Прямым следствием этого является, когда мы говорим о «мастерстве» как о компетенции профессионального специалиста, который
может не только создавать копии (пройденная база обучения), но и придумывать свое, генерировать и изображать свои мысли и идеи. Придерживаясь последнего, по завершению обучения линия развития профессиональных компетенций должна развиваться в условиях самостоятельного творчества, то есть с выходом уже в самостоятельную творческую деятельность.
На уровне высшего образования, у вновь пришедших студентов, почти сразу усиливается тенденция к угасанию мотивации и интереса к творческому развитию, вследствие этого, в настоящее время еще никому не удалось достичь высшей точки мастерства. Все внимание студентов направлено к совершенствованию копийной деятельности. Первой причиной является непонимание главной принципа в становлении художника - как говорил известный итальянский художник Джорджо Вазари: «опыт, приобретаемый многолетними упражнениями в рисовании, и есть, истинный светоч рисунка, и именно то, что служит людям залогом высшего превосходства <...>. <...> рисунок не может получиться хорошим без постоянного упражнения в рисовании» [4]. Другим фактором становится отсутствие желания творческого развития, в связи реальным отсутствием материальной перспективы в профессиональной творческой деятельности. Современная молодежь, для которых заработная плата является одним из важнейших стимулов, при столкновении с реалиями художественного рынка реализует себя в качестве копиистов в частных мастерских, не видя стимула развивать своё мастерство [2, с. 463].
В том случае, когда студенты начинают осваивать задания по иконописи, ситуация кардинально меняется - интерес к предмету изучения возрастает пропорционально перспективе дальнейшей после учебной профессиональной деятельности. В современное время икона и как культовая вещь, и как предмет культуры очень востребованы социумом.
В настоящее время творческих художников-мастеров мстерской лаковой миниатюрной живописи критически малое количество. Среди молодого
поколения миниатюристов, входящих в состав Союза художников России, ведущих профессиональную и творческую деятельность, участвующих в региональных и всероссийских выставках, работают только двое - Антон Владимирович Юдин, специализирующийся в орнаментальном направлении, и Николай Владимирович Молодкин, являющийся членом семейной династии Молодкиных [1, с. 350-352].
Возможно, для решения данной проблемы при организации обучения, по программам высшего образования, кроме профессионального развития и профессионального мастерства, которые получает студент, следует учитывать факт необходимости предоставления возможности выполнения текущих заданий в виде законченных, готовых к выставкам или реализации изделий. Такая форма организации обучения позволит мотивировать студента, находящегося на последнем году обучения, к самостоятельной творческо-выставочной деятельности. Данный аспект вероятнее всего может положительно отразится не только на формировании профессионального мастерства будущего художника-миниатюриста, но и на мстерской лаковой миниатюре в целом. Но самое основное в решении данной проблемы, заключается в государственной поддержке творчески работающих художников. Такая поддержка может быть представлена в виде адресных грантов, как один основных из способов развития современного искусства в области мстерской лаковой миниатюрной живописи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Борисова В. Ю. Мстёрская лаковая миниатюрная живопись: роль профессионального образования в сохранении искусства / В. Ю. Борисова // Научный диалог. — 2016. — № 12 (60). — С. 348—36;
2. Борисова В. Ю. Творческий уровень освоения мстёрской лаковой миниатюрной живописи в вузе: типичные трудности и методы их преодоления /
В. Ю. Борисова // Научный диалог. — 2017. — № 11. — С. 451—467. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-11-451 -467;
3. Борисова В.Ю., Максимович В.Ф., «Проектирование. Учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль - «Художественная роспись - мстёрская лаковая миниатюрная живопись на папье-маше». - СПб.: ВШНИ, 2014. - 136 с;
4. Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / [Электронный ресурс] // https://facetia.ru: [сайт]. — URL: https://facetia.ru/node/1303 (дата обращения: 25.11.2023);
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. — Москва: Просвещение, 1991. — 93 с;
6. Демидова Н.А., Кулышова Е.А. Рабочая тетрадь для студентов 1 курса среднего профессионального образования, обучающихся по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», базовой подготовки по виду - «Мстёрская лаковая миниатюрная живопись» - СПб: ВШНИ, 2019 - 45с;
7. Дмитриев Н. Г. Мстёра рукотворная / Н. Г. Дмитриев. — Ленинград: Художник РСФСР, 1986. — 440 с;
8. Рыбникова, О.П. Обучение педагогическим дисциплинам в художественном вузе / О.П. Рыбникова // Вопросы культурологии. - 2013.- №3. - С. 30-32;
9. Федотова О.В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2005. -147 с;
10. Холина О.Н. Комплексное развитие образного восприятия в мотивации к творческой деятельности при подготовке художников декоративно-прикладного искусства // Традиционное прикладное искусство и образование:
Т65 Материалы XIV Международной научно-практической конференции, декабрь 2008 г. / Под общ. ред. И.Э. Кашековой. - М.: ИПТИ, 2008. - С. 238-243
Danilova Yu.N.
Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia)
FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS IN STUDENTS IN THE FIELD OF MSTERA LACQUER MINIATURE PAINTING
Abstract: the article presents an overview of the process of developing professional skills in students of secondary vocational and higher education studying in the profile of Mstera lacquer miniature painting. It is noted that the creative activity of graduate students of the Mstera Institute of Lacquer Miniature Painting named after F.A. Modorov is in a state of loss of interest and motivation for creative development upon graduation in an independent professional life. The relevance of the topic is to identify the reasons for the fading of the development of professional creative activity in this type of art after graduation. Possible solutions to the presented problem are considered.
Keywords: Mstera lacquer miniature painting, secondary vocational education, higher education, professional skills, professional competencies, creative activity, independent creativity.