УДК 7.071.1+745:37
Борисова В.Ю., кандидат педагогических наук, член Союза художников России, заведующий кафедрой художественно-исполнительской и проектной деятельности Мстерского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 601408 Владимирская область, Вязниковский район, пос. Мстера, ул. Советская, д. 84, e-mail: vborisova59@yandex. ru
Borisova V.Yu., candidate ofpedagogical sciences, member of the Union of artists of Russia, head of the department of professional disciplines, Mstera institute of lacquer miniature painting named after F.A. Modorov - branch of the «Higher school of folk arts (academy)», 601408 Vladimir region, Vyaznikovsky district, Mstera village, 84 Sovetskaya str., e-mail: [email protected]
К дню рождения Народного художника России В.Ф. Некосова On the occasion of the birthday of People's Artist of Russia V.F. Nekosova
Аннотация. Статья посвящена 84-летию Народного художника России Владислава Федоровича Некосова. Статья написана на основе интервью с художником, профессором кафедры художественно-исполнительской проектной деятельности Мстерского института лаковой миниатюрной живописи и личных воспоминаний автора о мастере. В ходе интервью Владислав Федорович рассказал об этапах своего творческого становления как художника и педагога.
Abstract. The article is dedicated to the 84th anniversary of the People's Artist of Russia Vladislav Fedorovich Nekosov. The article was written based on an interview with the artist, a professor at the Department of Artistic and Performing Project Activities at the Mstera Institute of Lacquer Miniature Painting, and the author's personal memories of the master. During the interview, Vladislav Fedorovich spoke about the stages of his creative development as an artist and teacher.
Ключевые слова: Народный художник России, Мстёра, лаковая миниатюрная живопись, профессиональная техническая школа, институт, академия, преподавание, преемственность поколений.
Keywords: People's Artist of Russia, Mstera, lacquer miniature painting, professional technical school, institute, academy, teaching, continuity of generations.
Народный художник России Владислав Фёдорович Некосов родился 10 апреля 1940 г. во Мстёре (рис. I1). Из-за войны рано лишился отца и испытал все трудности военного и послевоенного сиротского детства. В 1955 г. перед окончившим школу-семилетку подростком возник вопрос - куда идти
1 Рис. 1-3. - фото автора статьи.
дальше? К этому времени трудное положение мстёрской художественной артели, связанное с общими для страны тяжелейшими экономическими обстоятельствами военной и послевоенной жизни, начало постепенно улучшаться. Появились заказы на импортную продукцию, на внутреннем рынке постепенно усиливался спрос на сувенирную продукцию.
Художники артели
«Пролетарское искусство» были уважаемыми людьми мстёрского общества. Учиться в художественной профтехшколе в эти годы считалось престижным. Вот как вспоминает об этом сам художник: «Когда Иосиф Маркович Вайсман, высочайшей культуры человек, универсальный врач и хирург высшего класса, имевший среди мстерян
непререкаемый авторитет, узнав у моей матери, что я поступил и учусь в художественной профтехшколе, он торжественно поздравил её с этим событием. И при этом отметил, что она, как мать, достойна всяческого уважения за правильное и достойное воспитание сына, который в будущем станет художником. А в его понимании, это
звание было равносильно понятию интеллигент, интеллектуал,
почтенный гражданин общества».
Студент мстёрской
художественной профтехшколы, Владислав Некосов со временем станет одним из лучших мстёрских
Рис. 1. Владислав Фёдорович Некосов, Народный художник России, член Союза художников России, профессор кафедры художественно-исполнительской и проектной деятельности Мсёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова -филиала Высшей школы народных искусств (академии)
художников. Своим
художественным дарованием, активной жизненной позицией и педагогической деятельностью он внесёт заметный вклад в развитие и обновление искусства мстёрской лаковой миниатюрной живописи. Об этом свидетельствуют его многочисленные работы, хранящиеся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, искусствоведческие статьи, отзывы и характеристики, посвящённые его творчеству и работы его учеников.
В 1986 г. при активной поддержке Мстёрского союза художников, который тогда возглавлял В.Ф. Некосов, мстёрская художественная профессионально-техническая школа была реорганизована в среднее специальное учебное заведение - техникум. Художник вспоминает: «Давно
уже шли диспуты и споры о необходимости организации высшего образования в промысле. Мы добились приёма у премьер-министра тех лет -И. С. Силаева - и убедительно доказали необходимость этого шага».
Владислав Федорович решает начать преподавательскую деятельность. Вместе с ним исполнительское мастерство и композицию начал преподавать ныне Народный художник России, замечательный самобытный мстёрский миниатюрист - Владимир Николаевич Молодкин, родоначальник известной во Мстёре династии Молодкиных. Его сыновья - Денис, Даниил и Николай -также известные художники.
По примеру В.Ф. Некосова и В.Н. Молодкина преподавать стали ныне Народный художник России Л. А. Фомичев, а также подающий большие надежды как художник и педагог, но к огромному сожалению рано ушедший из жизни В.В. Голованов. Они положили начало новому этапу жизни и развития родной альма матер. Под их руководством была задана и достигнута высокая планка художественных достижений в освоении мастерства и творчества. Успеху их педагогического порыва сопутствовал существовавший в то время фактор популярности искусства лаковой миниатюры, который содействовал притоку многочисленных хорошо подготовленных и мотивированных абитуриентов. Конкурс среди поступающих был 5-7 человек на место. Абитуриенты приезжали изо всех регионов необъятной страны; работать художнику-педагогу с таким контингентом было интересно и увлекательно.
Годы, отданные училищу, пришлись на период наивысшего подъёма общественного интереса к миниатюре и её востребованности на художественном рынке. Художники отдавали студентам большую часть своего времени. Этот бесценный труд в то время оплачивался чрезвычайно низко. Владислав Фёдорович вспоминает: «Платили нам такие копейки, что мы даже за зарплатой не ходили, кассир сам нам её приносил. Но мы с Володей [Молодкиным - В.Б.] решили - если нет достойной зарплаты, значит, будем работать за идею. На курсе среди студентов царили творческая жизнь и дух соревновательности. Ребята жаждали понять и постигать как можно больше, глубже проникнуть в суть дела. Рисовали постоянно и с азартом. Это придавало силы, вливало энергию и желание отдавать им всё, что они смогут принять и вобрать в себя».
Уже будучи признанным художником, заслужившим авторитет среди старших коллег, В.Ф. Некосов, по собственному признанию «испытывал бьющую изнутри необходимость глубокого осмысления сущности искусства, которым ... призван был заниматься. Меня мучили вопросы: в чём его суть? В чем истинный смысл его изобразительного языка? Как найти правильный способ и средства, одновременно передавая мысль, идею, замысел глубокой и значительной по объёму сложной исторической, былинной или литературной темы сюжета композиции миниатюры, но при этом сохранить изобразительную традицию с её специфическими особенностями? Причём сделать это надо было так, чтобы не было повторения того, пусть и хорошего, что уже пройдено и пережито
предшественниками. Всё это так беспокоило меня, что просто не давало спокойно жить».
Художник погружается в процесс познания и изучения иконописи и творчества основоположников мстёрской миниатюры. Он пересматривает заново всю изобразительную систему иконографического изобразительного языка, который унаследовали эти самые «отцы-основатели» - бывшие иконописцы. Ездит в музеи Москвы, Ленинграда, Ярославля, Ростова, Костромы, Владимира, Суздаля. Покупает и выменивает редкие в то время издания и альбомы по иконописи. Пристально изучает и открывает для себя искусственно закрытый мир древнерусской живописи. И чем больше он познаёт его, тем больше открываются восхищённому взгляду В.Ф. Некосова великие достижения высочайшего искусства средневековых художников.
Такое упорство приносит свои плоды. Как откровения свыше Владислав Фёдорович постепенно получает ответы на свои вопросы. Одним из самых беспокоящих был вопрос цвета и красок: как, используя ту же самую краску на яичной эмульсии, иконописцы превращали её в сияющий цвет? Почему под их кистью краска «исчезала» и превращалась в цвет такой нежности и силы, что казалась, даже спустя столетия, как бы светящейся изнутри? В.Ф. Некосов экспериментирует, реализуя открывающиеся ему знания, и появляются чистые, яркие и вместе с тем тонко колористически сгармонированные миниатюры.
В процессе профессионального становления художник понимает важность рисунка в изобразительном искусстве и такого художественного приёма как стилизация. Без неё невозможно раскрыть идейное содержание композиции с учетом художественно-стилистических особенностей мстёрской миниатюры. При изучении классической иконографии в работах В.Ф. Некосова постепенно начинают вырисовываться ставшие характерными для него красивые силуэты фигур людей, коней, разнообразных животных, очертания цветов, деревьев, пышных дворцовых интерьеров. С тех пор светоносные краски, изящество и красота линеарной пластики определяют стиль его работ.
Как отмечает Владислав Фёдорович, «к 80-м годам [XX века - В.Б.] техника письма и свойства яичной темперы по белильному грунту были утрачены и заменены каким-то смешением техник масляной живописи и казеиновой темперы, создававшими мазок глухой не прозрачной краски». Всё найденное и открытое в собственных поисках хотелось передать молодёжи. Природный дар убеждения и увлечённость благородной целью, личный энтузиазм и вдохновение В.Ф. Некосова заряжали студентов желанием активно постигать, искать и открывать тайны мстёрского искусства, упорно преодолевать трудности на этом пути. В понятие «художник» вкладывался смысл, куда больший, нежели просто профессия. «Я старался передать своим студентам всё то, что мне в своё время было не додано. Я возвращал га к иконописи. Все пять лет они изучали иконографию, разнообразные иконописные стили, настоящую яичную темперную технику живописи, истинные приёмы иконописного письма. Мы с Володей [Молодкиным - В.Б.]
начали с того, что весь первый год обучения посвятили занятиям по иконописному рисунку; учили работать в технике кистевого рисунка "инокопъ", добиваясь от студентов совершенства в графическом исполнении тончайшей детализации форм и общей конструкции рисунка. И только "поставив " им руку и глаз на профессиональную основу, мы перешли на втором году к работе с красками», - говорит Владислав Фёдорович. Этот эксперимент сразу показал свою эффективность и стал основой системы обучения профессиональному мастерству мстёрской лаковой миниатюрной живописи.
Учебные рисунки и работы студентов того времени стали бесценной частью коллекции методического фонда Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова. Наиболее убедительно о правильности выбранного метода обучения говорят монументальные панно и дипломные работы студентов первого выпуска училища. К сожалению, большинство этих работ утрачены. Покрывающие поверхность миниатюры слои лака по каким-то причинам потрескались и отслоились вместе с живописью. Сейчас трудно определить причину этого несчастья, но остались впечатления и память об этих великолепных композициях, отличающихся свежим и неожиданным взглядом на лаковую миниатюру. Впоследствии все выпускные курсы училища старались ориентироваться на этот высокий художественный уровень.
Педагогическое дарование В.Ф. Некосова раскрылось намного раньше, еще до преподавательской деятельности в стенах училища. В 1978 г. на фабрике «Пролетарское искусство» была сформирована творческая молодёжная бригада. Ее целью стало повышение художественного уровня творческих работ фабричной молодёжи, мотивация их к творчеству как перспектива развития традиционного художественного промысла. В качестве художественного руководителя бригады был назначен В.Ф. Некосов. Он же и набирал группу, в которую он пригласил В.Ю. Борисову, автора настоящей статьи.
В бригаде царила творческая атмосфера. Нам было весело и интересно работать в особом маленьком, отгороженном и в прямом, и в переносном смысле пространстве. Нас поместили за лёгкой перегородкой, которую соорудили в вестибюле, мы разрабатывали и выполняли только творческие работы. «Массовку», так называлось копирование образцов, мы почти не писали.
Сейчас, имея немалый опыт работы преподавания в учебном заведении я могу оценить, каким деликатными, но действенными были способы и педагогические подходы, посредством которых В.Ф. Некосов исподволь, подводил нас, молодых художников, к правильному пониманию смысла миниатюры. В доказательство приведу три примера.
Пишет большую и сложную многофигурную композицию на историческую тему молодой, талантливый художник. Композиционная схема работы выстроена грамотно, динамичный сюжет убедительно передаёт напряжённость и накал изображаемого события. Технически работа
исполнена отлично. Но почему-то, глядя на неё, возникало смутное чувство, которое обычно в таких ситуациях принято обозначать словами «чего-то не хватает ...», «что-то не то ...» и т.п. Художник и сам чувствовал, что в работе нет законченности. Он снова писал и переписывал готовое, но «то, что надо» не появлялось. Владислав Фёдорович наблюдал, конечно, за этими творческими потугами, но в процесс со своими рекомендациями и замечаниями до определенного момента не вмешивался. Наконец автор предлагает художественному руководителю оценить произведение, ждёт замечаний, возможной критики, аналитического разбора. В.Ф. Некосов сохраняя молчание, садится на место автора и, буквально за считанные минуты, волшебным образом преображает работу. У нас на глазах она становится именно «такой, как надо». Что же он сделал? Нашёл на палитре нужные цвета, чистые и прозрачные, «пробежал» ими по филигранно выписанной, но бесцветной миниатюре. Этого урока нам всем, мне, во всяком случае, точно, хватило на всю жизнь.
Ещё пример. Задумал один из нас сделать работу на тему «Слово о полку Игореве». Сюжет в искусстве мстёрской миниатюры довольно известный: его не раз интерпретировали разные мастера. Молодой художник подошёл к трактовке этой темы формально, в результате чего и работа получилась формальной. Глядя на её, у человека хоть как-то знакомого с историей и культурой изображаемой эпохи, неизбежно возникало недоумение, действительно ли это та самая история про князя Игоря Святославича, о которой поведал древний поэт? Стараясь не обидеть самолюбие автора неудавшейся работы, обращаясь, как бы ко всем, Владислав Фёдорович вдохновенно и убедительно объяснил, насколько важно, принимаясь за серьёзную историческую тему, художнику всесторонне исследовать историко-культурный материал изображаемой эпохи. Художник-миниатюрист не освобождён от этой ответственности, равно как и художник академической школы. Только художник-миниатюрист трактует тему специфическими изобразительным языком и способами выражения. Это был незабываемый урок.
Пример третий. Я писала выставочную работу, и мне не удавалось изобразить женский образ, соответствующий идейному замыслу. Требовалось изобразить фигуру в сложном развороте так, чтобы очертания силуэта были выражены предельно ограниченным набором линий, очень лаконично, но при этом необходимо было придать силуэту красивую пластику. Владислав Фёдорович «мимоходом» заметил это и принёс образец, который помог мне быстро справиться с рисунком.
Мстёрская лаковая миниатюрная живопись - яркая, уникальная и неотъемлемая часть национального искусства. В.Ф. Некосов твёрдо убеждён в том, что не может прерваться из глубин веков идущая живая нить, передающаяся от поколения к поколению древняя традиция. В настоящее время Народный художник России в свои 84 года продолжает активную творческую и педагогическую деятельность (рис. 2, 3).
Рис. 2. В.Ф. Некосов. Шкатулка «Царевна- Рис. 3. В.О. Пуртова. Панно
лягушка». 2010 г. Коллекция автора работы «Василиса Микулична и Ставр Годинович».
Выпускная квалификационная работа. Руководитель В.Ф. Некосов. 2020 г.
Мсёрский институт лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова - филиал Высшей школы народных искусств (академии)
После присоединения Мстёрского художественного училища к Высшей школе народных искусств (академии) в качестве филиала и получения статуса Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова, президент академии В.Ф. Максимович, высоко оценив вклад художника в развитие искусства мстёрской лаковой миниатюрной живописи, предложила В.Ф. Некосову проявить себя в образовательной деятельности. В настоящее время В.Ф. Некосов является профессором кафедры художественно-исполнительской и проектной деятельности Мстёрского института. Как всегда, с большой заинтересованностью он общается с молодым поколением. Пытается зпродить в их душах такой же, как у него самого глубокий интерес к самобытному искусству. «Вы учитесь быть особенными художниками. Все остальные художники изображают мир средствами натурных образов. И только миниатюристы изображают его посредством жизнерадостных и жизнеутверждающих метафор. В миниатюре нет декаденства, упадничества, недосказанности, туманной таинственности и т.п.» - говорит Владислав Фёдорович выпускникам, помогая им разрабатывать тематику произведений лаковой миниатюрной живописи и выполнять семестровые учебные задания и выпускные квалификационные работы. Успехи современных студентов вселяют в
Народного художника оптимизм, но при этом он обращает внимание и на недостатки в студенческих произведениях, с тем, чтобы искать пути их исправления. Так, например, он неустанно объясняет и повторяет, что важным условием становления художника-миниатюриста является постоянная работа по выполнению зарисовок, причём зарисовок со специфических образцов - иконописных подлинников и прорисей.
В.Ф. Некосов прекрасно понимает, в какой сложной социокультурной ситуации работает сегодня педагогический коллектив института, пытаясь сформировать у современных молодых людей любовь к мстёрскому искусству, которому он служит всю профессиональную жизнь и старается внести свой вклад в это непростое дело. Необходимо в любых обстоятельствах пытаться сохранить и передать будущим поколениям не историческую память о культурном достоянии, но живую традицию мстёрской лаковой миниатюрной живописи.