Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КРУГОЗОРА СТУДЕНТОВ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЖУРФИКСОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДВГГТК)'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КРУГОЗОРА СТУДЕНТОВ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЖУРФИКСОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДВГГТК) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КРУГОЗОР / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЖУРФИКСЫ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрченко Е.В., Клочко В.Г., Колесников Д.О.

В статье предпринята попытка по-новому рассмотреть роль профессионального кругозора в подготовке студентов по специальности «Профессиональное обучение отрасль строительство». Отмечается способность психологических журфиксов оказывать познавательно-эвристическое воздействие на их участников: формировать интерес к профессии; стимулировать научную мысль, популяризировать научные психологические знания; расширять круг профессиональных интересов; способствовать повышению нравственной и профессиональной культуры.In this article we have made an attempt to take a fresh look at the role of the professional horizons in training the students majoring in professional training in construction industry. It has been noted the ability of psychological jour-fixes to provide cognitive and heuristic affect on their parties: to generate interest in the profession; to promote scientific thought, to popularize scientific psychological knowledge; to expand the range of professional interests; to contribute to improving of the ethical and professional culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КРУГОЗОРА СТУДЕНТОВ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЖУРФИКСОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДВГГТК)»

01.01.2014 г. 12,44

01.01.2013 г. 12,29

По данным Центрального банка России, по состоянию на 1 октября 2015 года банки Российской Федерации выдали кредитов населению на общую сумму 11 триллионов 329 миллиардов рублей (из которых 3,614 трилиона рублей ипотечные кредиты). Это примерно 16 % ВВП и 23,6 % от общего суммарного дохода населения. По сравнению с 2014 годом, в 2015 году происходит падение производства в тех отраслях, которые объединены с потребительским спросом. Закономерным итогом протекающих негативных процессов является падение ВВП. Именно эти отрасли вносили максимальный вклад в развитие и экономический рост Российской Федерации в последние годы. Вышесказанное указывает на актуальность системного теоретического исследования проблем материального состояния населения. Представляется, что повышение благосостояния населения, а также определение перспектив его устойчивого стабильного роста, во многом обеспечит укрепление экономического состояния России.

Использованные источники:

1. ЦБ РФ: Статистика банковского сектора, 2015. URL: http://cbr.ru/statistics/?PrtId=ipoteka;

2. Постановление Правительства РФ от 26.08.1996 N 1010 "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию";

3. Данные показателей рынка жилищного (ипотечного жилищного) кредитования в Российской федерации http://cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblI D=4-3&pid=ipoteka&sid=ITM_17631.

УДК 377.112.4

Юрченко Е.В., к.п.н преподаватель Клочко В.Г. студент Колесников Д.О. студент

КГА ПОУ «Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж» Россия, г.Владивосток ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КРУГОЗОРА СТУДЕНТОВ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЖУРФИКСОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДВГГТК) Аннотация: в статье предпринята попытка по-новому рассмотреть роль профессионального кругозора в подготовке студентов по специальности «Профессиональное обучение отрасль строительство». Отмечается способность психологических журфиксов оказывать познавательно-эвристическое воздействие на их участников: формировать

интерес к профессии; стимулировать научную мысль, популяризировать научные психологические знания; расширять круг профессиональных интересов; способствовать повышению нравственной и профессиональной культуры.

Ключевые слова: профессиональный кругозор, психологические журфиксы, популяризация научных психологических знаний, профессиональная культура.

Abstract: in this article we have made an attempt to take a fresh look at the role of the professional horizons in training the students majoring in professional training in construction industry. It has been noted the ability of psychological jour-fixes to provide cognitive and heuristic affect on their parties: to generate interest in the profession; to promote scientific thought, to popularize scientific psychological knowledge; to expand the range of professional interests; to contribute to improving of the ethical and professional culture.

Keywords: professional horizons, psychological zhurphichses, popularization of scientific psychological knowledge, professional culture.

Роль профессионального кругозора в подготовке будущего специалиста, его возможности при взаимодействии с окружающими и влияние на окружающий мир невозможно переоценить (Глухих Е.В., Демидова Т.П. Зеер Э.Ф. ,Левитан К.М.) . Наряду с этим нельзя игнорировать недостаток круга интересов студентов СПО: сегодняшний современный студент полностью поглощён мобильными устройствами [4;5]. Высокотехнологические гаджеты стали неотъемлемой частью его жизни. Поэтому ценность профессионального кругозора, как компетентностной составляющей в профессиональной подготовке будущих мастеров производственного обучения прямо пропорциональна той ценности, которую педагог привносит в жизнь студентов. В своём профессиональном становлении студент зависит от исполнителей профессиональной подготовки: педагогов-преподавателей, мастеров производственного обучения. Педагог - образец для подражания[6]. С его мастерством студенты всегда сравнивают свои успехи, усилия в освоении профессии. Сегодня студенты в первую очередь нуждаются в таких ощущениях, которые, обогащая разнообразными впечатлениями, пробуждают интерес к профессии, несут удовольствие от повышения профессиональной компетентности и мастерства[2]. Определенные виды активных и интерактивных методов способны выполнить эту потребность. В связи с этим нами разработан и частично апробирован комплекс психологических журфиксов, предназначенный для работы со студентами политехнического отделения в дни «Недели строителей». Особого внимания он заслуживает как источник активизации познавательной деятельности исторической действительности, культуры и психологии в строительстве зданий и сооружений.

Наблюдения показали, что подготовка студентов к психологическим журфиксам не только расширяет кругозор, но и развивает мыслительные способности: 1) умение проводить всесторонний анализ информации, определять взаимосвязи, сравнивать и сопоставлять между собой различные фрагменты информации; 2) умение рассуждать, мыслить и анализировать, не нарушая принципов логики, умение делать верные, логичные и последовательные выводы; 3) умение находить общую идею из большого массива информации и грамотно формулировать ее, способность к обобщению; 4) умение критически оценивать информацию, отсеивать неправильные выводы, отметать ложные идеи; 5) умение формулировать сравнения, метафоры, что помогает упрощать понимание сложных идеи, переводя их на более доступный уровень понимания, хорошее восприятие художественных образов; 8)умение концентрироваться, удерживать внимание.

Организация психологических журфиксов позволяет компенсировать недостатки кругозора студентов через интеллектуальную креативность, которую они выбирают сами, будь то психология пространства или психология воздействия цвета на сознание; деревянная архитектура или эмоциональный мир зодчего; психологический портрет старого города или психология ландшафта и т.п.' В этом творчестве студент принимает на себя ответственность за свой профессиональный кругозор и свою профессиональную компетентность^. А это помогает обрести уверенность в своих силах, расширить круг общения, повысить авторитет среди сверстников, оказывает значительное влияние на нравственные ориентиры и на духовное развитие, формирует и развивает хороший вкус.

Осуществление задачи профессионального развития и расширения профессионального кругозора, требует от студентов использования исторических документов, наглядного материала, художественной литературы и умелого применения знаний, полученных на лекциях по психологии. Знания могут быть сознательными и прочными только тогда, когда студенты активно участвуют в их приобретении и в этом руководящую роль играет преподаватель[1;3;6]'. Преподаватель даёт нужный стимул, вовлекая студентов в яркие представления об изучаемой эпохе и её людях, их среде проживания и её воздействии на человека прошлого, его психологический комфорт. Сама тематика психологических журфиксов («Архитектура и эмоциональный мир человека», «Русский дом», «Деревянное зодчество древней Москвы», «Психологический портрет старого города», «Печальное прошлое Миллионки», «Психология цвета в строительстве Залов Зимнего дворца и оформлении интерьеров», «Собор Василия Блаженного», «Психология архитектуры древнего востока», «Ландшафтная архитектура», «Сады духовного прозрения» и др.)ориентирована на потенциирование творческих возможностей и расширение кругозора студентов. Психологические журфиксы позволяют:

повышать интерес к выбранной профессии; стимулировать мышление; развить поисковую активность; расширить профессиональный кругозор; найти пути творческой самореализации; выразить лучшие стороны своего «Я»; вникнуть в различные психологические и культурные особенности архитектурной среды; правильно оценивать теорию и практику строительной деятельности прошлого; творчески использовать наследие прошлого в преемственности традиций и новаторства; нравственно и эстетически воспитывать будущих специалистов.

Возможность плодотворной работы обусловлена воздействием богатейшего исторического и иллюстративного материала одновременно на мысли и чувства молодых людей. Психологические журфиксы - это не просто встречи. Каждый раз - это путешествие в удивительный мир культуры, мир великолепного искусства, мир мастерства человеческих рук, аромата и психологии прошлого. Воссоздавая в яркой образной форме реальные картины жизни нашей современности и предшествующих поколений, среду проживания, воздействующую на эмоциональные состояния и поведение человека прошлого, психологические журфиксы не только решают задачу расширения профессионального кругозора студентов специальности «Профессиональное обучение отрасль строительство», но и находятся в тесной взаимосвязи с нравственным и эстетическим воспитанием.

Использованные источники:

1.Глухих Е.В. Формирование профессиональной педагогической компетенции будущего учителя в процессе преподавания педагогических дисциплин //Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы. Сборник научных статей и докладов ^Всероссийской научно-практической конференции. Владивосток. ДВФУ.,2015. 170с.; с.55-58.

2. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально -личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях.М.,2006. 112с.

Э.Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1999.280с.

4.Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Влияние информационных технологий на трансформацию совладающего поведения // Вопросы психологии.М.,2014, №4.49-59с.

5.Кожевникова Е.С. Читатель и интернет//Вопросы психологии.М.,2006, №1,33-39с.

6.Левитан К.М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург, 1999.272с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.