Литература:
1. Аронова Е.А., Моросанова. Самосознание и саморегуляция поведения. М., 2007. с. 71.
2. Бахчеева Э.П. Оценка качества образования по показателям его результативности // Перспективы развития психологического образования в ХХ! веке: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Под ред. Ю.А. Шара-нова. СПб., 2006. с. 131-134.
3. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной актив-
ности человека // Психологический журнал. 2002. № 6. Том 23, с. 5-18.
4. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб., 2002. 334 с.
5. Основы психологии: практикум / Ред. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д, 2007. с. 339-348.
6. Циммерман Н.В. Условия подготовки студентов педагогических вузов к компьютерному тестированию. / Региональная образовательная информационная среда. Материалы: 2006. СПб., 2006. с. 132-134.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Корниенко А.Ф.
В статье раскрывается сущность понятий «сознание» и «профессиональное сознание», как основных психологических понятий, необходимых для адекватного понимания содержания понятий «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность личности». Вводится понятие о «личной профессиональной компетенции», представляющей собой отражение в профессиональном сознании личности области профессиональной компетенции, подлежащей усвоению.
Ключевые слова: сознание, профессиональное сознание, профессиональные компетенции, личные компетенции, компетентность личности.
Professional consciousness and professional competency of person. In the article, the essence of concepts «consciousness» and «professional consciousness», as basic psychological concepts necessary for adequate understanding of concepts «professional competence» and «professional competency of person» is revealed. The concept of «personal professional competence» that represents the reflection of the area of professional competence in professional consciousness of the person is entered.
Key words: consciousness, professional consciousness, professional competence, personal competence, competency of person.
Интерес к проблемам, которые, так или иначе, связаны с понятием «профессиональный», в любом об-
ществе и во все времена всегда был и будет в числе наиболее важных. Общество не может нормально функци-
онировать и развиваться без осуществления членами общества различных видов профессиональной деятельности, без их профессиональной подготовки и переподготовки, без получения профессиональных знаний и, в целом, профессионального образования.
В течение последних десятилетий область профессиональной проблематики значительно расширилась. Появились новые понятия: «профессиональное сознание», «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность». Соответственно, появились и новые проблемы, которые связаны, в частности:
а) с определением области профессиональной компетенции и уровня профессиональной компетентности личности;
б) с изучением специфики профессионального сознания субъектов профессиональной деятельности;
в) с исследованием влияния уровня развития профессионального сознания личности на качество ее профессиональной подготовки, а также уровни ее профессиональной компетентности и профессионального мастерства в выбранной сфере профессиональной деятельности.
Сложность решения указанных проблем в немалой степени усугубляется неопределенностью, размытостью, порой и противоречивостью в формулировках исходных, базовых понятий, в которых выражается то, что, собственно, подлежит исследованию. Прежде всего, это касается психологических понятий «деятельность» и «сознание».
Вариативность значений слова «деятельность», например, лежит в диапазоне от «активности», присущей любому живому организму, до созна-
тельной формы поведения, присущей только человеку. Как указывает Б.Ф. Ломов, слово «деятельность» в самом широком значении «относится к любым активным системам. В этом значении оно эквивалентно термину «активность» и, безусловно, может применяться при описании и анализе очень широкого класса явлений, в том числе и психических» [14, с. 192]. В то же время, в качестве системообразующих элементов деятельности он выделяет «мотив» и «цель», «Немотивированной, так же как и нецеленаправленной, деятельности просто не может быть» - отмечает Б.Ф. Ломов [14, с. 205]. Что касается понятий «мотив» и «цель», то обычно они определяются через понятие «сознание». Мотив - это осознаваемое человеком побуждение к совершению определенных действий; цель - представленный в сознании человека конечный результат предпринимаемых им действий. Проблема, однако, в том, что ни в психологии, ни в философии нет удовлетворительного ответа на вопрос о сущности сознания и нет научного определения понятия «сознание».
Как считает В.М. Аллахвердов, «о чем, собственно, идет речь, когда мы говорим о сознании, на самом деле никому не известно» [2, с.52]. В предисловии к русскому изданию книги Г. Ханта «О природе сознания» В.П. Зинченко отмечает, что «к сожалению, философия и наука не могут похвастаться тем, что они за тысячи лет своего существования и развития пришли к сколько-нибудь однозначному определению сознания. Живое сознание, при всей своей очевидности, упорно сопротивляется любым кон-цептуализациям» [7, с. 11].
Но если нет определенности в понимании понятия «сознание», то столь же неопределенным следует признать и понятие «профессиональное сознание». Поскольку на основе понятия «сознание» формулируется понятие «деятельность», то и это понятие и связанное с ним понятие «профессиональная деятельность» также обретают ту же неопределенность.
Не многим лучше обстоит дело с понятиями «компетенция» и «компетентность». Широкое использование их, причем в большей степени в педагогике, связано с реорганизацией системы общего и профессионального образования в соответствии с Болонс-кими соглашениями. Вместе с тем, как отмечается, например, в работе И.А. Зимней [6], содержание этих понятий в научном плане до сих пор точно не определено. На это же указывают и результаты анализа соответствующей научно-педагогической литературы, проведенный Д.В. Гулякиным [4].
В связи с этим нам хотелось бы уделить особое внимание уточнению исходных понятий «профессия», «деятельность», «сознание», «компетенция» и «компетентность», а также уточнению смыслового содержания производных от них понятий «профессиональная деятельность», «профессиональное сознание», «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность».
Достаточно полное определение понятия «профессия» со ссылкой на работы Е.А. Климова и В.Г. Макуши-на приводится Э.Ф. Зеером [5]. В этом определении подчеркивается, что профессия - это определенный вид деятельности, необходимой и значимой для общества, посредством которой человек участвует в жизни общества
и выполнение которой дает ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития. Поскольку понятие «профессия» определяется через понятие «деятельность», определение которого, в свою очередь, основано на понятии о сознании, не имеющем удовлетворительного определения, решение всех проблем, связанных с понятием «профессиональный», оказывается зависимым от понимания сущности понятия «сознание».
В современной отечественной психологии при рассмотрении явлений сознания обычно ссылаются на определения сознания, сформулированные в работах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.
По определению С.Л. Рубинштейна, «Сознание - это специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него» [16, с. 20]. Очевидно, это определение без каких-либо поправок и дополнений можно использовать и по отношению к понятию «психика». Специфика же самого сознания не раскрывается. Дальнейшее пояснение о том, что «в психологическом плане сознание выступает реально, прежде всего, как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя» [16, с. 150], по сути своей тавтологично, поскольку психологическая сущность сознания определяется через понятие «осознание», которое включает в себя исходное понятие «сознание».
Согласно определению А.Н. Леонтьева, «сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» [13, с. 166]. Учитывая, что в
общем случае картина мира, открывающаяся субъекту, - это субъективный образ или субъективное отражение объективной действительности и обозначается она понятием «психика», получается, что «сознание», по Леонтьеву, - это психика субъекта с добавлением образа самого субъекта. По существу, «сознание» определяется А.Н. Леонтьевым как расширенная
по содержанию психика, что обусловливает, во-первых, синонимичность в использовании понятий «психика» и «сознание» и, во-вторых, возникновение проблемы с ответом на вопрос о механизмах порождения в психике субъекта образа самого субъекта.
Определение сознания в редакции А.Н. Леонтьева в наглядной форме представлено на рис. 1.
Рис. 1. Понятие о сознании в определении А.Н. Леонтьева.
Существует еще одно достаточно распространенное представление о сознании как некотором интегративном образовании, в котором особым образом объединяются все психические процессы. В принципе, оно созвучно с представлениями, рассмотренными выше. Психика действительно представляет собой систему психических процессов. И если под сознанием понимать, хотя и расширенную, но все же психику, то оно, конечно же, вбирает в себя, интегрирует все психические процессы. «Трактовка сознания как интеграции психических процессов, - отмечает Г.В. Акопов, - доста-
точно распространенный способ определения сознания в психологии» [1, с. 21]. Однако наличие механизмов интеграции психических процессов не определяет специфику сознания. Они имеют место на любом уровне развития психики, а не только на высшем, появление которого соотносится с появлением сознания.
В нашем понимании [8, 9], сознание - это особый познавательный психический процесс, благодаря которому в психике субъекта (носителя психики) возникает образ самого субъекта как носителя психики, то есть возникает образ «Я». Сознание, таким обра-
зом, не психика с добавлением образа самого себя, как у А.Н. Леонтьева, и не механизм интеграции психических процессов, как это обычно считается, а особый психический процесс, протекающий в психике субъекта, в результате которого, собственно, и возникает образ самого себя или образ «Я». Психологические механизмы возникновения образа «Я» и механизмы социальной детерминации процесса сознания описаны нами в работе [10].
Поскольку у человека, который представляет собой «реальное «Я», есть психика, то и в образе «Я», воз-
никающем в результате процесса сознания, должен присутствовать образ этой его психики. В отличие от первичной психики, в состав которой входит образ «Я», психику, входящую в состав образа «Я», можно назвать «рефлексивной психикой», а механизм порождения рефлексивной психики -рефлексией. В наглядной форме сущность сознания как познавательного психического процесса и его соотношение с другими познавательными психическими процессами показана на рис. 2.
Рис. 2. Сущность и специфика сознания как познавательного психического процесса.
Как только в психике человека появляется образ «Я», тут же, благодаря процессам мышления, начинается образование связей этого образа с другими образами, имеющимися в психике. Сам процесс образования связи образа «Я» с другими образами мы называем
процессом осознавания, а результат этого процесса - осознанием. Человек что-то осознает, когда в его психике происходит образование связи образа этого «что-то» с образом «Я». Однако связи образа «Я» образуются не со всеми образами, а только с теми, в
которых отражается значимое для человека содержание действительности. Процессы осознавания носят избирательный, направленный характер. Именно поэтому сознание часто ассоциируется с вниманием. «Во внимании, - указывает С.Л. Рубинштейн, -находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом... Внимание - проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается» [16, с. 418].
Поскольку в образах, возникающих в психике, отражается содержание действительности, можно сказать, что в каждом отдельном образе пред-
ставлены знания человека о той или иной особенности этой действительности. С образом «Я» связываются те образы, в которых представлены знания о наиболее значимых для человека особенностях действительности. В результате в психике появляются две области. Одна из них - это область «сознательного» или «осознанного», которая представлена совокупностью образов, связанных с образом «Я». Другая область - это область «бессознательного» или «неосознанного», которая представляет собой совокупность образов, не связанных с образом «Я» (см. рис.3).
Рис. 3. Области "сознательного" ("осознанного") и "бессознательного" ("неосознанного")
в психике человека.
Если под «сознанием» понимать не только процесс порождения образа «Я», но и сам образ «Я», который включает в себя рефлексивную психику, тогда можно сказать, что содержанием сознания является содержание рефлексивной психики, то есть то, что человеком осознается. В зависимости от специфики осознаваемого можно, очевидно, говорить о разных видах сознания.
Одним из критериев, по которому можно классифицировать виды сознания, является специфика содержания осознаваемого, то есть специфика содержания той области действительности, которая не просто отражается в психике человека, но и осознается им. Возможность использования этого критерия для выделения специфических видов сознания отмечалась еще В.М. Бехтеревым [3].
Если выделить представленную в сознании человека совокупность знаний об особенностях какой-либо профессиональной деятельности, то получим специфическую область сознания, и в силу этой специфичности сознание может быть названо «профессиональным». Таким образом, профессиональное сознание - это совокупность представленных в сознании человека (в его рефлексивной психике) знаний об особенностях профессиональной деятельности.
Если человек осознает, чту побуждает его к совершению определенных действий, и осознает, чего он хочет добиться в результате совершения этих действий, значит, он занимается определенной деятельностью. Профессиональная деятельность - это особый вид непрерывной или систематически
выполняемой человеком деятельности, которая регулируется содержанием его профессионального сознания, в котором представлены: а) знания об операционально-технических особенностях выполняемой деятельности; б) знания об общественной значимости данного вида деятельности; в) знания о том, что данная деятельность является для него источником средств к существованию и развитию.
Для того, чтобы человек мог выполнять профессиональную деятельность достаточно качественно и эффективно, он должен пройти специальную профессиональную подготовку, содержание которой зависит от характера деятельности. Каждый вид профессиональной деятельности предъявляет свои требования к содержанию и объему знаний и умений, которыми человек должен овладеть, к его физическим и умственным качествам, к особенностям его личности, к наличию у него определенного уровня развития коммуникативных, деловых, эмоциональных, волевых и нравственных качеств. В зависимости от способностей, уровня образования и особенностей воспитания профессиональная подготовка того или иного человека займет больше или меньше времени и потребует больших или меньших усилий как со стороны тех, кто готовит, так и со стороны тех, кого готовят. В результате уровень общей профессиональной подготовки у каждого человека может быть разным - у кого-то более высоким, у кого-то более низким. Однако различия могут проявляться и по отдельным, частным параметрам подготовки. Наличие индивидуальных особенностей в объеме
и качестве усвоения профессиональных знаний, общей эрудиции, в опыте работы по данной профессии и другим видам профессиональной деятельности, в развитии определенных свойств личности приводит к выработке у человека своего индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Для обозначения области знаний и умений, а также совокупности свойств личности, требуемых для качественного и эффективного выполнения профессиональной деятельности, в последнее время широко используется понятие «профессиональная компетенция». Выделяются разные виды компетенций - «ключевые», «предметные», «ценностно-смысловые», «общекультурные», «информационные», «коммуникативные» и пр. [17, 18]. Профессиональные компетенции, которые человек усваивает в процессе профессиональной подготовки, будучи отраженными в его психике и осознанными им, становятся его личными достояниями или личными компетенциями. Будучи осознанными, они одновременно становятся содержанием профессионального сознания данного человека. Таким образом, содержание и объем профессионального сознания человека характеризует содержание и объем его личных или индивидуальных профессиональных компетенций. Важно подчеркнуть, на что мы уже обращали внимание ранее (см. [11]), что при рассмотрении личных профессиональных компетенций следует учитывать не только объем
знаний и умений, но и их понимание, степень их осмысленности. Профессиональные знания и умения должны быть пронизаны смысловыми связями, пониманием их значимости, места и роли в единой структуре профессиональной деятельности.
Однако объем профессиональных компетенций, подлежащих усвоению, и объем личных или усвоенных компетенций не совпадают. Для обозначения степени усвоения личностью необходимых профессиональных компетенций, которая может варьироваться в относительных единицах от ноля до единицы, можно использовать понятие «профессиональная компетентность» и, вслед за Л.А. Петровской [15] и Н.В. Кузьминой [12], рассматривать ее как особое свойство личности.
Если профессиональная компетенция - это область профессиональных знаний, умений (опыта), пониманий и свойств личности, подлежащих усвоению, то профессиональная компетентность - это свойство личности, которое выражается в степени усвоения ею области профессиональной компетенции. Очевидно, что степень усвоения профессиональной компетенции или уровень профессиональной компетентности личности определяет качество и степень эффективности выполнения личностью профессиональной деятельности. Соотношение различных понятий, связанных с понятием «профессиональный», показано на рис. 4.
Рис. 4. Формирование в процессе профессиональной подготовки профессиональной компетентности личности на основе отражения в ее профессиональном осознании профессиональных компетенций, необходимых для выполнения профессиональной
деятельности.
Литература:
1. Акопов Г.В. Проблема сознания в российской психологии: Учеб. пособие. -М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004.
2. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. -СПб.: Издательство «Речь», 2003.
3. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. - Казань, 1988.
4. Гулякин Д.В. Социально-информационная компетентность будущего специалиста: теоретические аспекты //Научные
проблемы гуманитарных исследований. -2009. - Вып. 11 (1) - С. 9-13.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. -2003. - № 5. - С. 34-42.
7. Зинченко В.П. Предисловие к русскому изданию //Хант Г. О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения. - М.: ООО «Издательство АСТ и др., 2004. -С. 11-15.
8. Корниенко А.Ф. Функция сознания в психике человека //Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 4-го Всероссийского съезда психологов. 17-22 сентября 2007 года. - Ростов-на-Дону, 2007. - С. 124-125.
9. Корниенко А.Ф. Проблемы сознания, осознания и самосознания //Психология сознания: современное состояние и перспективы. Материалы I Всероссийской конференции, Самара, 29 июня - 1 июля 2007 г. - Самара: Изд-во «Научно-технический центр», 2007. - С. 61-63.
10. Корниенко А.Ф. Психологические механизмы социальной детерминации сознания и самооценки человека //Вестник университета (Государственный университет управления). № 2 (50). - М.: ГУУ, 2008. -С. 85-88.
11. Корниенко А.Ф. Понимание базовых понятий общей психологии как основа профессиональной компетентности психолога //Казанский педагогический журнал. -2009. - № 9-10. - С. 81-88.
12. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность //Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. - М.: Педагогика, 1983. - С. 94-231.
14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
15. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001.
17. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентиро-ванного образования //Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.
18. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe //Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe. - Strasburg, 1997.
НАРКОТИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
Жиляев А.Г., Палачева Т.И.
Рассматриваются социальные и психологические проблемы злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними, освещаются имеющиеся в отечественной литературе подходы к выявлению причин формирования наркотической зависимости. Представлен подход к оценке психологического риска наркотизации в различных возрастных группах детей в условиях школьного образования. Приведены возрастные психологические факторы риска наркотизации детей, подростков и юношества, являющиеся индикатором неспособности личности гармонично функционировать в социальном окружении и могущих стать причиной приобщения к психоактивным веществам.
Ключевые слова: психологические факторы риска наркотизации, интрап-сихические и психологических критерии риска наркотизации, адаптивная и неадаптивная социальная среда, референтная группа.