Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В МАРИЙСКОЙ АВТОНОМИИ: 1920-Е ГГ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В МАРИЙСКОЙ АВТОНОМИИ: 1920-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
53
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
World science
Область наук
Ключевые слова
KRASNOKOKSHAJSK / MARI AUTONOMY / PERFORMING COLLECTIVE / ACTIVE CREATIVITY / NATIONAL CULTURE / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цыкина Ю.Ю.

The article reveals the peculiarities of formation of professional performance in Mari Autonomous Oblast during the complex period of its formation. The author analyzes historical, political, economic factors contributing to the establishment and functioning of the Mari autonomy of amateur and professional troupes, considers the activities of the choir Krasnokokshajskogo pedagogical school and a brass band and their contribution to the further development of performance professionalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В МАРИЙСКОЙ АВТОНОМИИ: 1920-Е ГГ»

2. Hafizova K.Sh. Problemy issledovaniya mezhdunarodnyh otnoshenii Kazahskih hanstv, "Tsivilizatsii Velikoi Stepi" (Almaty)// http://e-history.kz/ru/books/library/read/832 (in Russ.)

3. Mazhidenova D.M. Istoki kazahskoi diplomatii//http://e-history.kz/ru/expert/view/96 (in Russ.)

4. Atygayev N.A. About diplomatic contacts of the Kazakh khanate with the muslim states (XVI-the beg.of XVIII c.)/NAAtygayev// Otan tarihy, 2015. №2.-15-22p. (in Russ.)

5. Abuseitova M.H. Kazakhstan and Central Asia: political, international and cultural relations (XV-XVII c.).-Almaty, 1997.-312 p.(in Russ.)

6. Nemnogo o diplomatii v period Kazahskogo hanstva// http://e-history.kz/ru/proj ect/view/3 ?type=publications&material_id=1229 (in Russ.)

7. Korni kazahskoi diplomatii berut nachalo v glubokoi drevnosti// http://www.inform.kz/rus/article/2475915 (in Russ.)

8. Atygayev N.A. Kazahskoe hanstvo v XV- seredine XVI veka. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata istoricheskih nauk. A., 2003.-30 s. (in Russ.)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В МАРИЙСКОЙ АВТОНОМИИ:

1920-е гг.

к. и. н., доцент Цыкина Ю. Ю.

Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Марийский государственный университет

Abstract. The article reveals the peculiarities offormation of professional performance in Mari Autonomous Oblast during the complex period of its formation. The author analyzes historical, political, economic factors contributing to the establishment and functioning of the Mari autonomy of amateur and professional troupes, considers the activities of the choir Krasnokokshajskogo pedagogical school and a brass band and their contribution to the further development ofperformance professionalism.

Keywords: Krasnokokshajsk, Mari Autonomy, performing collective, active creativity, national culture, professionalism.

Становление и развитие профессионального исполнительства в Марийской автономии протекало в течение нескольких этапов. Отсутствие необходимого кадрового потенциала, материальной базы, низкий уровень слушательской аудитории в первое послереволюционное десятилетие были существенной причиной стагнации профессионализма во многих областях музыкальной жизни.

В первые годы после революции в Марийском крае началось активное культурное строительство. Так, в 1921 г. в Краснококшайском кантоне работало 2 театра, 19 библиотек, 130 изб-читален, 7 драматических и 2 музыкальных кружка, функционировал музей. [3, л. 123].

В марте 1921 г. при областных и кантонных отделах народного образования начали функционировать самостоятельные подотделы искусств, подчиненные сектору Народного комиссариата просвещения и местному ОНО. Однако уже к концу 1921 г. по Марийской автономии произошел спад культурно-просветительной работы. Причиной этому были большие потери в экономике Марийской автономной области из-за сильных морозов (из-за непогоды погибли все озимые), лесных пожаров и засухи. Голод, вызванный этими стихийными бедствиями, стал препятствием для развития национальной культуры [1, Л.47]. Новая экономическая политика (НЭП), а также передача на местный бюджет большинства учреждений народного образования также не способствовали укреплению позиций национальной культуры. С 1922-1923 гг. начинается упорная борьба за дальнейшее развитие культуры и одновременно за повышение качества массовой политической работы [1, Л. 123]. В результате деятельности местных и центральных руководящих органов и организаций, активной деятельности местной интеллигенции в 1923 г. в Марийской автономной области насчитывалось 36 библиотек с 43 работниками, 1 музей (одни работник), 3 театра, 17 народных домов.

Наличие талантливых знатоков народного искусства, многочисленных исполнителей-любителей, а также большой интерес к национальному музыкальному фольклору со стороны всех слоев населения автономии явились факторами, способствовавшими возникновению и

развитию первого этапа развития профессионального исполнительства - самодеятельного творчества. Это явление в целом было весьма характерно для развития культуры России послереволюционной эпохи. Массовые шествия, революционные праздники, а также новая национальная политика советского государства способствовали активному развитию художественной самодеятельности. Опора на «творчество масс» в строительстве новой пролетарской культуры была, поэтому, характерна и для Марийского края. Властные структуры, в особенности, Краснококшайский Комитет партии РКП (б), проводили активную работу по созданию сети культурно-просветительных учреждений в Марийской Автономной Области. Уже в первые годы после установления советской власти в Марийском крае начинается активная деятельность самодеятельных творческих объединений. В праздничные дни силами любителей устраивались литературно-музыкальные вечера, ставились спектакли революционного содержания. Как в городе, так и в волостях было несколько культурно-просветительных кружков [2, Л.30].

В 1921 г. в Краснококшайском кантоне было 7 драматических и 2 музыкальных кружка [3, Л. 23], был организован народный хор в с. Сурты [4, Л. 41]. Разрушительные последствия гражданской войны, голод 1921-1922 гг., введение НЭПА и, как следствие - самоокупаемости культурно-массовых учреждений не позволили увеличить число самодеятельных объединений. К концу 1920-х гг. в связи с некоторым улучшением экономического и культурного статуса1 Марийской автономии количество кружков художественной самодеятельности относительно возросло. В 1927 г. насчитывалось 10 драмкружков, хоровых и музыкальных - 2, радиоустановок - 8 (однако отмечалось, что радио в-целом работает плохо) [7]. В указанный хронологический период главенство радио как средства популяризации музыкальных произведений, особенно в сельской местности, было бесспорным, поэтому необходимо было срочно улучшить его работу. Как видно из приведенных данных, большим спросом пользовались драматические кружки, не требующие особых специальных навыков от их участников, да и, вероятно, от их руководителей, чего нельзя было сказать о музыкальных.

В целях пропаганды самодеятельного творчества проводились различные конкурсы. Так, 24 июня 1927 г. ячейка РКСМ при Нурбельском райсельсовете устроила конкурс на лучшего гармониста и национальной музыки в Нурбельском районе. В мероприятии приняли участие 6 исполнителей на волынке и 9 гармонистов, присутствовало 100 мужчин и 40 женщин. Первое место в исполнении на волынке завоевал Мамаев, на гармони - Носков. Аналогичный конкурс был проведен Юледурской ячейкой РКСМ в своем районе. Мероприятие, в котором приняло участие 5 человек, было приурочено к проведению «Йошкар пеледыш пайрем» («Праздника красного цветка»).

К концу 1920-х гг. успехи в строительстве новой культуры стали еще более явными. Увеличивались и государственные субсидии на развитие этой сферы. Так, из государственного бюджета на Социально-культурные нужды в 1925-1926 гг. было выделено 285, 6 тыс. руб., а в 1926-1927 гг. - уже 341, 1 тыс. руб. Показательно, что 40, 5 % всей суммы расходов 1926-1927 гг. было выделено из местного бюджета. Удельный вес и расход на душу населения в 1926-1927 гг. составлял 51, 3%, т.е. 5,44 руб. [11, с. 176]. Активно шел и процесс ликвидации неграмотности. По данным переписи 1920 г. процент грамотности населения в области составлял 23, 3 %, из них мари -18%, русских - 37,8 %, особенно мало было грамотных женщин-мари. В 1926 г. процент грамотности мари поднялся до 29,1 %, русских - 47,1 %, всего - 36,9.

Важным событием 1927 г. стало появление художественного фильма о новой советской деревне «Марий кужер» («Марийская деревня»), в котором главную роль сыграл видный марийский музыкант, выдающийся исполнитель на гуслях П.С. Тойдемар.

К этому периоду относится второй этап развития исполнительства в Марийской автономии, ознаменованный формированием профессиональных коллективов. Этому способствовало открытие ряда учебных заведений, в том числе и специализированных, появлению лидеров в области национального музыкального искусства.

Одним из первых исполнительских коллективов, сыгравших важную роль в развитии марийской музыкальной культуры, стал хор Краснококшайского педагогического техникума под управлением И.С. Палантая. Хор был создан основоположником марийской профессиональной музыки еще в 1920 г. при Краснококшайской учительской марийской семинарии, где он преподавал пение и музыкальную грамоту [12, с. 14]. После преобразования

1 В 1927 г. была построена железнодорожная ветка, связавшая Краснококшайск с Зеленым Долом и Яранском, начал работу радиотелеграф (с 1922 г.), повысился общий уровень грамотности населения

семинарии в педкурсы, а затем в педтехникум хоровой коллектив продолжил активную творческую деятельность.

1 марта 1921 г. на торжественном вечере, посвященном провозглашению Марийской автономии, хор исполнил специально написанную И.С. Палантаем к этой дате песню «Марий совет погынымашлан» («Съезду советов мари») и обработку народной марийской песни «Иквареш пукш погаш» («С дружком по орехи»). Впервые марийский народ услышал в профессиональном исполнении марийские народные песни, обработанные для многоголосного хора и для скрипки с фортепиано.

В процессе становления хора в его репертуар включались песни революции и гражданской войны. Впоследствии, по мере профессионального роста коллектива, хор исполнял произведения русской и советской музыкальной классики: хоры из опер П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чеснокова и др., марийские народные песни, и, что особенно важно, и произведения самого Палантая - обработки народных песен и авторские сочинения композитора.

Хор выступал и за пределами республики. В 1922 году в его исполнении прозвучали обработки марийских народных песен и оригинальные сочинения И.С. Палантая в Казанской Восточной консерватории. Знатоки народных песен, преподаватели этого учебного заведения, профессор Соколовский, композитор и этнограф Я.В. Прохоров дали песням высокую оценку. В том же году Я.В. Прохоров написал Ивану Степановичу большое письмо, в котором с восторгом отзывался о марийских песнях. Однако самым ярким показателем мастерства коллектива стало его успешное выступление в Москве в августе 1923 г. на Олимпиаде хоров России под эгидой I сельскохозяйственной выставки. Исполнив свою оригинальную программу наряду с такими прославленными коллективами, как Украинская, Белорусская капеллы, хором Пятницкого, хором Бретницкого, коллектив под управлением И.С. Палантая завоевал признание не только слушательской аудитории, но и мастеров-музыкантов. Как указывала пресса, хор И.С. Палантая имел большой успех на Выставке и занял Второе место после хора М.Е. Пятницкого.

Выступление хора И.С. Палантая на вечере национальностей, организованном на территории Выставки, было отмечено благожелательным отзывом: «Марийский национальный хор под управлением знатока марийской музыки Ключникова И.С. (Палантая), выступавшего на вчерашнем вечере национальностей, показал подлинную красоту и рост Марийской национальной музыки, подающей большие надежды на будущее, и она займет одно из первых мест в музыкальном творчестве среди хоровых коллективов Советского Союза. Одним из лучших номеров исполнения марийским хором была песня плясовая «Кусле» («Гусли») в сопровождении музыки и пляски певца - артиста Йанай» [8, с 34-35].

Находясь в Москве, хор Палантая был также приглашен на заседание этнографической секции Государственного Института музыкальной науки (ГИМН), работу которой возглавлял композитор А.Д. Кастальский, присутствовали профессора Московской государственной консерватории П.Г. Чесноков, Н.М. Данилов. В исполнении хора прозвучал весь его репертуар, состоявший из обработок марийских народных песен и оригинальных сочинений И.С. Палантая. Здесь же было записано на фонографические валики несколько песен и мелодий, исполненных на волынке (шувыр). Присутствующие этнографы высоко оценили качество звучания хора и отметили хормейстерское и композиторское мастерство руководителя коллектива. А.Д. Кастальский предложил И.С. Палантаю поступить в Московскую Государственную Консерваторию.1

Во время пребывания хора в Москве на пластинки были записаны авторские песни И.С. Палантая «Иктыт-коктыт куэрет» («Раз-два березняк»), «Сынзат соты» («Светлые глаза»), «Вуйыштем савыцем» («На голове платочек») и народная песня «Шке атя гыц» («Без отца родного»), обработанная И.С. Палантаем для голоса, скрипки и фортепиано. Исполнила эту песню О.П. Аказеева (сопрано), ей аккомпанировал на скрипке Н.А. Сидушкин, бывший в то время студентом Московской государственной консерватории, партию фортепиано исполнял композитор. В это же время был подготовлен и сдан в Центроиздат сборник обработок народных песен для хора, выполненных И.С. Палантаем, предназначавшийся для школ.

В декабре 1923 г. хор, состоявший в то время из 80 человек, с успехом показал свое мастерство на открытии IV областного съезда РКП (б), что было отмечено на страницах газеты

"Через небольшой промежуток времени основоположник марийской профессионально музыки поступил в это учебное заведение, но из-за проблем со здоровьем учиться там не смог.

«Йошкар кече». В концерте, состоящем из двух отделений, особенно яркими, по мнению автора статьи, были номера Первого отделения: «Марш коммунистов» муз. Шведова, «Молодая гвардия» гармонизация Ключникова, «Гимн труда» муз. Костельного и «Марш коммунаров» муз. Васильева, а также народные песни «Яр хмель», «А мы просо сеяли» [10]. Безусловно, такую идеологически выдержанную программу, посвященную строительству новой жизни и ее лидерам, а также исполненные народные песни, доступные «широким народным массам», пресса могла отметить только положительно. Однако и уровень исполнения был также весьма высоким, так что можно считать данную оценку достаточно объективной.

К 5-летнему юбилею Марийской автономии в 1926 г. И.С. Палантай подготовил хоровой коллектив из 140 человек [6, с. 107]. К этому событию композитором был создан сборник «Тушкан муралтена» («Споем вместе»), включавший 15 песен. На торжественном концерте в помещении Марийского государственного театра впервые были исполнены новые сочинения композитора, написанные специально к этому дню: песни «Йывырте» («Радуйся») и «Кусле» («Гусли»), обработки народных песен «На плетень», «Воды текут» и другие, вошедшие впоследствии в золотой фонд музыкального искусства республики. Хоровые номера чередовались с исполнением стихотворений марийских поэтов, плясками, игрой на гуслях. Особенно запоминающимися стали выступления солиста А.А. Янаева, гусляра П.Т. Терентьева [9, с. 103]. Этот концерт стал значительным событием в жизни марийской музыкальной культуры.

После кончины И.С. Палантая в 1926 г. коллектив возглавил Т.Е. Ефремов, работавший с хором практически до своего трагического конца1. А впоследствии костяк хора вошел в созданную А.И. Искандаровым Марийскую хоровую капеллу.

Кроме коллектива И.С. Палантая, с мая 1923 г. начал функционировать духовой оркестр. 15 мая заведующая Марийским областным политпросветом Кормакова, как полномочный представитель Обоно и гражданин города Андрей Сергеевич Федоров, заключили договор, в котором указывалось: «1. Я, гр-н Федоров, обязуюсь организовать духовой оркестр в составе не менее 10 инструментов за вознаграждение из расчета ставок 14 разряда тарифа технических служащих на каждого оркестранта. ...за получаемое от Политпросвета содержание в обязательном порядке обслуживать оркестром все митинги, манифестации, политические собрания, общественные похороны и прочие частные игры как в саду, театре и пр. Причем 4 обязательные игры в саду Обоно проходят за сборы за вход в сад. Отвечаю за художественность постановок и беспрерывное пополнение репертуара новыми номерами; при обязательной игре в саду Обоно обязуюсь исполнять не менее 1 номера в каждые 15 минут. Со своей стороны я, Кормакова, обязуюсь означенную выше плату проводить своевременно» [4, Л. 73 об.].

Оркестр сопровождал все важнейшие мероприятия, проводимые в городе. Малочисленность состава коллектива вызвала необходимость открытия частной школы для подготовки оркестрантов для Духового оркестра, с взиманием платы за обучение. На совещании ответственных работников Областного Отдела Народного Образования 2 ноября 1923 г. было предложено войти с ходатайством в Облисполком и Обком о выделении соответствующих средств на содержание этого учебного заведения [4, Л. 115]. Открытая в ноябре Школа позволила в какой-то мере удовлетворить потребность в кадрах для духового оркестра. Дальнейшее развитие оркестрового исполнительства

Однако в этот период говорить о подлинном исполнительском профессионализме марийского музыкального искусства еще достаточно сложно. Отмечая значительный вклад вышеуказанных исполнительских коллективов в формирование профессиональной исполнительской культуры, следует подчеркнуть, что их участники не имели специального музыкального образования. Высокий исполнительский уровень во многом объясняется таланту их руководителей и, безусловно, упорному труду и способностям участников. Лишь с открытием в 1931 г. Марийского техникума искусств начинается новая эпоха в развитии профессиональных исполнительских коллективов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Республики Марий Эл (ГАРМЭ). Ф. П.-1 Ф.П.-1. Оп. 1. Д. 45. Л. 47

2. ГАРМЭ. Ф.П.-3. Д.10. Л.30

3. ГАРМЭ. Ф.П.-23. Оп.1.Д.13 а. Л.23

1 Репрессирован, расстрелян 2 октября 1938 г.

4. ГАРМЭ. Ф.Р-250. ОП.1.Д.ЗО. Л.41

5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.А-2306.0П. 1. Л.. 29

6. Искандаров, А.И. В педтехникуме/ У колыбели профессиональной музыки: И.С. Палантаю - 125 лет. -Йошкар-Ола, 2011. - С. 107

7. Марийская деревня. - 1927 - 24 декабря

8. Мухин, В.А. Наш музыкальный фольклор, его гармонизаторы, и певцы-исполнители/ В.А. Мухин// МАО. - 1935.-3-4. - С. 35

9. Николаев, С.Н. Годы творческих поисков/ И.С. Ключников-Палантай. Статьи, воспоминания, документы. - Йошкар-Ола, 1986. -С. 103

10. Хор Палантая. /Йошкар кече. -1923 г. - 22 декабря.

11. Янтемир, МН. Марийская автономная область / МН. Янтемир. - Йошкар-Ола, 2006. - С. 176

12. Яшмолкина, И.В. Жизнь и творчество/И.В. Яшмолкина// И.С. Ключников-Палантай. Статьи, воспоминания, документы. - Йошкар-Ола, 1986. - С.14

THE WAR IN WHICH THE YOUTH SHOWED THEIR

MILITANCY

1Bolat Sailan 2Balzhan Raushanbek

Kazakhstan, Almaty, Al-Farabi Kazakh National University, 1Professor at History of Kazakhstan Department 2a 2nd year master student at history of Kazakhstan Department

Abstract. In the war between fascist Germany and the Soviet Union 1941-1945, participated in three-quarters of the population of Kazakhstan. For the sake winning the war youth of Kazakhstan showed selflessness. The young people of Kazakhstan is desperate heroism in all sectors of the front.The youth expressed their desire to send to the front swell the ranks of troops from all over Kazakhstan. A significant share of military units formed in Kazakhstan was young. Love for the Motherland is always called them to the front.Young people of our country in the war against the fascist invaders, participated in in the liberation of many cities and regions. In the same row with the male part of the population were sent to the front line and more Kazakh girls.The heroism of young people on the battlefield was an example for others. For the heroism shown by young people in the fierce battles, they were presented with awards. The names of these heroes in the country were in special honor. The contribution of young people to victory, who took up arms under the slogan "Everything for the front" from a historical point of view has been extensively analyzed.

Keywords: war, commander, officer, soldier, youth, award, hero, Kazakh.

In a few months most of the republics which were administrated in the former Soviet Union are celebrating a 70-years anniversary of the victory of the Great Patriotic War. Our country is in the list as well. Therefore, thousands of people participated in the war from Kazakhstan. Consequently, the long history of the war is still written and shaped in history, which is full of fierce battles.

The loss of the fascist was officially announced on May 8 th, 1945, and the 9th of May became the Day of the Victory over the fascist. The war instantly continued for about 4 years ended with the victory of the Soviet Union. For the people of the former Soviet Union it was the Great patriotic War, because there went not only the army forces but also people for the defense of the native shore. Every Kazaks family saw the damages affected by the war. There had been 6, 200 000 people in Kazakhstan before the war started, and quarter of the population went to the war. This means that the number of people went to the war is 1, 700 000 people. It is the Kazakhstani youth which refers to one of the contributors to the victory of the war.

From the first days of the Great Patriotic War republican youth organizations showed active patriotism when there began military subpoena. The youth understood their patriotic duty, so they volunteered and asked to be sent to battle fields from its initial moments when it began. Thousands of young people made statements of volunteering to the participation into the war to local administrations and military commissariats. The members of Almaty city youth organizations such as Nurbai Salamatov, Taken Azembaev, Baykutnay Mirzaqulov, Omirgali Orinbekov made statements about the acceptance

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.