Научная статья на тему 'Выступление марийской хоровой капеллы в Москве в 1936 г'

Выступление марийской хоровой капеллы в Москве в 1936 г Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
311
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРИЙСКАЯ ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА / МАРИЙСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / РАДИОКОМИТЕТ / КОНЦЕРТ / ГРАМЗАПИСЬ / MARI CHOIR / MARI REPRESENTATION / COMMITTEE FOR RADIO / CONCERT / GRAMOPHONE RECORD

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цыкина Юлия Юрьевна

В статье рассматривается выступление Марийской хоровой капеллы и его грамзапись в Москве в 1936 г. в рамках 15-летнего юбилея Марийской автономной области. Проведенное исследование позволяет утверждать, что даже в сложную эпоху тоталитаризма, недостаточного финансирования сферы культуры, существующих кадровых проблем руководству Марийской республики и Представительству Марийской автономной области при ВЦИК удавалось заниматься вопросами пропаганды марийского искусства за пределами республики и сохранения его для потомков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE OF THE MARI CHORAL CAPELLA IN MOSCOW IN 19361

The article is concerned with performance of the Mari choral capella and its gramophone recording in Moscow in 1936, dedicated to the 15th anniversary of the Mari autonomous region. The undertaken research shows that even in the complicated environment of the totalitarianism epoch, with scanty financing of the cultural sphere and existing human resources problems, the leaders of the Mari Republic and Office of the Mari Autonomous Region under the All-Russian Central Executive Committee managed to popularize Mari art outside of the republic and keep it for the next generations.

Текст научной работы на тему «Выступление марийской хоровой капеллы в Москве в 1936 г»

УДК 78.01

Цыкина Юлия Юрьевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры культуры и искусств Марийского государственного университета [email protected]

ВЫСТУПЛЕНИЕ

МАРИЙСКОЙ ХОРОВОЙ КАПЕЛЛЫ В МОСКВЕ В 1936 Г.

Tsykina Yulia Yuryevna

PhD in History, Assistant Professor of the Culture and Arts Department, Mari State University [email protected]

PERFORMANCE OF THE MARI CHORAL CAPELLA IN MOSCOW IN 1936

Аннотация:

В статье рассматривается выступление Марийской хоровой капеллы и его грамзапись в Москве в 1936 г. в рамках 15-летнего юбилея Марийской автономной области. Проведенное исследование позволяет утверждать, что даже в сложную эпоху тоталитаризма, недостаточного финансирования сферы культуры, существующих кадровых проблем руководству Марийской республики и Представительству Марийской автономной области при ВЦИК удавалось заниматься вопросами пропаганды марийского искусства за пределами республики и сохранения его для потомков.

Ключевые слова:

Марийская хоровая капелла, Марийское Представительство, Радиокомитет, концерт, грамзапись.

Summary:

The article is concerned with performance of the Mari choral capella and its gramophone recording in Moscow in 1936, dedicated to the 15th anniversary of the Mari autonomous region. The undertaken research shows that even in the complicated environment of the totalitarianism epoch, with scanty financing of the cultural sphere and existing human resources problems, the leaders of the Mari Republic and Office of the Mari Autonomous Region under the All-Russian Central Executive Committee managed to popularize Mari art outside of the republic and keep it for the next generations.

Keywords:

Mari Choir, Mari Representation, Committee for Radio, Concert, gramophone record.

Одним из видных исполнительских коллективов Марийской республики, призванных сыграть большую роль в развитии национального искусства в 1930-е гг., была Марийская хоровая капелла. Этот коллектив был создан 1933 г. под руководством видного марийского композитора, хорового дирижера А.И. Искандарова. Коллектив сразу ярко заявил о себе: без его выступлений не было проведено ни одного революционного массового праздника, конференции, пленума партийных, советских, профсоюзных, комсомольских организаций.

Особенно важной оказалась роль капеллы в подготовке и проведении 15-летнего юбилея Марийской Автономии и приуроченной к этой дате записи марийских хоровых песен в ее исполнении на грампластинки.

В связи с этим важным для марийской культуры событием в марте 1936 г. состоялось совещание в Марийском областном исполнительном комитете, на котором присутствовали заместитель МарОБИК Эшкинин, Сидушкин, Янаев, П.К. Карпов (директор Маргостеатра). Чижов, Суворов, Искандаров. Была обсуждена и утверждена программа грамзаписи:

«а) Хоровые номера:

Вудшо йога - муз. Палантая.

Кусле - муз. Палантая.

Ик варэш пукш погаш - муз. Палантая.

Изи нурэт - муз. Палантая.

Социализм Эл - муз. Искандарова.

Кенеж йуд - муз. Искандарова.

Йошкар армийлан - муз. Эшпая.

Риа-риа шувыр - муз. Кудрявцева.

Завод йук - муз. Смирнова.

Эрык илыш - муз. Короткова.

б) сольные номера:

Салым сола - муз. Эшпая, соло Янаева в сопровождении хора.

Кэнеж кече - муз. Эшпая, исп. Янаева.

Йыдым пэчет - муз. Эшпая, исп. Янаева.

Карэм качет - муз. Эшпая соло Конаковой.

Авый деч йодым - муз. Искандарова Конаковой.

Народные песни на народных инструментах шувыр и шиалтыш исполняет Мамуткин.

в) Оркестровые номера

Три танца - муз. Эшпая, оркестр под управлением Алексеева.

Морлын мурыжо - муз. Палантая, оркестр под управлением Алексеева.

Колхозный марш - муз. Эшпая, оркестр под управлением Николаевского.

Юбилейный марш - муз. Эшпая, оркестр под управлением Николаевского.

г) при сохранении установленного количества пластинок, сократить следующие номера:

Ик вäрэш пукш погаш - муз. Палантая.

Завод йук - муз. Смирнова.

Кенеж кече - муз. Эшпая, исп. Янаева» [1, л. 64].

Ответственным организатором исполнителей марийских песен на грампластинки был назначен А.А. Янаев, художественным руководителем хора - А.И. Искандаров [2, л. 64].

Срок выезда в Москву был установлен 10 марта [3].

Кроме организационных, Президиум Марийского облисполкома, в частности, Эшкинин, решил и финансовые вопросы, выделив в Постановлении от 9 марта 1936 г. «на граммофонную запись марийского хора и солистов 7 550 рублей из местного бюджета [4, л. 65]».

При составлении вышеуказанной программы записи марийской музыки на грампластинки МарОБИк руководствовался следующими соображениями:

1. Показать рост марийской музыкальной культуры за годы революции.

2. Записать на граммофонные пластинки наиболее популярную музыку и песни в исполнении лучших певцов и музыкантов из мари.

При подборе народных инструментов была учтена степень их распространенности. Старинные инструменты (сурем пуч, шыже пуч, ия ковыж, шушпык), которые к тому времени вышли из употребления, в программу включены не были, ибо мелодии, исполняемые на них, были чрезвычайно примитивны и едва ли эти пластинки смогли бы найти массовый сбыт. Были рекомендованы для записи три мелодии на шувыр:

1. Шеремет годсо муро (песня времени Шереметьева, усмирявшего марийцев).

2. Песня Паймыра (из пьесы «Акпатыр», отображающей времена Пугачевского восстания).

3. «Куслэ» - современная веселая мелодия.

В исполнении гуслей рекомендовано было исполнить старинные и современные мелодии: «Акпарс марш» («Марш Акпарса», из времен покорения Казани) и Горно-марийскую танцевальную музыку для мужчин и женщин. Из других инструментов следовало использовать для грамзаписи горно-марийскую гармонь.

Для исполнения были выдвинуты лишь наиболее популярные исполнители, такие как, например, на шувыр - артист Маргостеатра Мамуткин, исполнитель мелодий Йошкар-Олинского района; Т.Т. Агаев - исполнитель сернурских мелодий, на состязаниях музыкантов всегда занимавший первое место; Т.Е. Ефремов - знаток и исполнитель Моркинских мелодий и Ф.А. Эманов, имеющий шувыр особого устройства.

Из гусляров для участия в записи были рекомендованы А.Р. Сидушкина - студентка Марийского техникума искусств, Тихонов - гусляр из Моркинского района, который устраивал музыкальные турне и выступал в больших городах; П. Терентьев - мастер по изготовлению гуслей и исполнитель. Из гармонистов были выдвинуты Спиридон Иванов, исполнитель на горномарийской гармошке, и баянист Н. Смирнов.

При определении тиража Марийский областной исполком (МАрОБИК) исходил из количества патефонов, приобретенных за эти годы марийскими колхозами области, причем учли, что в дальнейшем патефоны будут приобретаться все больше и больше. Было также принято во внимание наличие марийских культурных учреждений за пределами Марийской автономной области (Башкирии, Уральской области, Татарии и т.д.) [5, л. 81-83].

Список хористов и сольных исполнителей, командируемых в Москву для записи Марийских музыкальных произведений на грампластинку к юбилею МАО, был следующим:

Руководитель Искандаров А.И.

Хористы:

Басы:

1. Шалаев Н.Н.

2. Щепелев Н.Н.

3. Талызин А.

4. Сахаров

Тенора:

1. Янаев А.А.

2. Чуров В.П.

3. Смирнов Н.А.

4. Бажнин А.А.

Альты:

1. Лейбина Н.К.

2. Сидушкина Н.К.

3. Иванова Е.Н.

4. Анашкина А.

Сопрано I:

1. Сидушкина А.Р.

2. Смирнова В.С.

3. Саляева А.В.

Сопрано II:

4. Низова М.

5. Юрусова К.В.

6. Фомина Г.А.

7. Конакова Н.

8. Суворова М.М.

Солисты: Мамуткин.

Пианист: Сергеев А.П.

Зам. председателя МарОБИК: Бусыгин.

Отв. худ. рук. Искандаров [6, л. 29].

Помимо местных органов управления, в решение вопросов, связанных с грамзаписью, включилось и Марийское представительство в Москве. Так, в телеграмме на имя Председателя МарОБИК И. Петрова в начале апреля поступила телеграмма следующего содержания: «Грамзапись окончательно 14-го апреля. Подробности письме Конюковым. Бирюков [7, л. 33]». На этом участие Представительства МАО в решении проблем с организацией выступления капеллы в Москве не закончилось. По прибытии хорового коллектива в столицу возник ряд проблем. В частности, приезд капеллы совпал со съездом комсомола, и возникли большие трудности с ее размещением в гостиницу. А.М. Бирюков принял ряд мер, и капеллу удалось устроить в центральном студгородке Наркомпроса. Также возникли и материальные затруднения, так как перед выездом всей труппе было выдано только 3 000 рублей. Бухгалтерия ОБИКА оказалась неисправной и 4 550 рублей перевела только к 15 апреля. Поэтому, чтобы не сорвать работу труппы и создать им нормальные условия, пришлось временно изъять чужие деньги, что тоже организовал А.М. Бирюков.

После 2-х дневного просмотра и репетиций труппа выступила на фабрике звукозаписи грампластинок. Там было записано 20 произведений, причем на некоторых пластинках помещалось по 3 песни.

Выступления коллектива из 23 человек состоялись с 10 по 18 апреля на Радиостудии, в театре творчества народов; несколько вечеров капелла посвятила землячеству и марийским ротам, расположенным в пределах Москвы [8, л. 44]. За это время хоровые произведения марийских композиторов И.С. Палантая, Я.А. Эшпая, А.И. Искандарова, В.П. Кудрявцева и К.А. Смирнова были записаны на 5 пластинок [9, л. 8].

Всесоюзным радиокомитетом записано 9 номеров на пленку и было выступление по радио в первом Всесоюзном радиофестивале. Журнал «Работник радио» в 1936 г. писал о ее выступлении: «Из отдельных номеров выступления Йошкар-Олы на радиофестивале нужно отметить прекрасное исполнение значительной части программы государственным марийским хором под управлением Искандарова» [10, с. 68].

17 апреля состоялся заключительный вечер-концерт в Марийском представительстве при ЦИК для марийских работников, живущих в Москве, красноармейцев и студенческого землячества. На вечере присутствовало более 200 человек. На заседании выступил с приветствием музыкантам представитель МАО при ВЦИКе А.М. Бирюков, который отметил большой рост марийской музыкальной культуры. С кратким докладом о марийской музыкальной культуре выступил Я.А. Эшпай, в котором указал: «...Хору надо пожелать расти количественно и качественно, несмотря на большие успехи, какие хор имел в выступлениях в Москве» [11, л. 8].

Выступления капеллы имели большой общественный резонанс, а для искусства Марийской автономной области это было событие особой важности: с национальным искусством смогла познакомиться широкая служительская аудитория г. Москвы, а благодаря грамзаписи оно стало известно и далеко за пределами России. Кроме того, гастрольная поездка стала хорошей школой для коллектива и дала ему толчок к дальнейшему совершенствованию.

Ссылки:

1. ГАРМЭ Ф.Р. 250. Оп. 1. Д. 1599.

2. Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Там же.

4. Там же.

5. Там же.

6. ГАРМЭ Ф.Р. 250. Оп. 1 Д. 1660.

7. Там же.

8. Там же.

9. РГАЛИ Ф. 673 Оп.1. Д. 922.

10. Резников Б.А. Марийская хоровая культура. Йошкар-Ола, 1960.

11. РГАЛИ Ф. 673 Оп. 1. Д. 922.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.