Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №2, Том 6 / 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN218.pdf
Статья поступила в редакцию 20.04.2018; опубликована 18.06.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Гайкова Т.П. Формирование профессионально-педагогического интереса будущих учителей начальных классов // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Gaikova T.P. (2018). Formation of professional and pedagogical interest of future primary school teachers. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN218.pdf (in Russian)
УДК 378
Гайкова Татьяна Петровна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия
Доцент кафедры «Теории и методики начального образования»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Формирование профессионально-педагогического интереса будущих учителей начальных классов
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о развитии профессионального интереса студентов педагогического вуза. Особое значение эта проблема имеет при подготовке учителей начальных классов, поскольку основы необходимых знаний, умений и навыков учащихся закладываются именно в первые годы их обучения в школе. От наличия подлинного, глубокого профессионального интереса учителя начальных классов зависит эффективность его профессиональной деятельности.
Автором рассмотрено понятие «интерес» с точки зрения философской, социологической и психолого-педагогической. Опираясь на данные положения, сделана попытка раскрыть сущность и понятие профессионального интереса, определить его связь с познавательным интересом и сделать вывод о их соподчиненности.
В статье прослеживается связь профессионального интереса с понятием «профессионально-педагогическая направленность личности». В связи с этим отмечается, что профессиональный интерес может рассматриваться как сложное личностное образование, входящее в состав направленности личности.
В данной работе предпринята попытка разграничить понятия «профессионально-педагогический интерес» и «интерес к профессии учителя».
На основе анализа понятий «профессиональный интерес», «профессионально-педагогический интерес», а также специфики деятельности учителя начальных классов, представлены особенности профессионального интереса будущих учителей начальных классов.
Исследовав различные подходы к вопросу о интересующей автора проблеме, он выявил структуру профессионального интереса, которая включает в себя ряд взаимосвязанных,
взаимообусловленных компонентов: интеллектуальный, эмоционально-волевой и потребностно-деятельностный.
В статье заостряется внимание на том, что необходимо включение будущих учителей в активную деятельность, максимально приближенную к профессиональной, в ходе которой создаются условия, благоприятствующие формированию конкретного представления о современной школе, функциях учителя, учебно-воспитательном процессе, кроме того, укрепляется положительное эмоциональное отношение к будущей педагогической деятельности.
Ключевые слова: интерес; профессиональный интерес; педагогическая направленность; будущие учителя начальных классов; педагогическая деятельность; познавательный интерес; структура интереса
В воспитании подрастающего поколения начальное звено общеобразовательной школы играет важную роль, поэтому особое место в современных научных исследованиях занимает вопрос о развитии профессионального интереса студентов педагогического вуза.
Совершенно очевидно, что компетентный, грамотный специалист должен иметь глубокий интерес к своей профессиональной деятельности, стремление к приобретению новых знаний в избранной профессии.
Важной задачей при подготовке будущих учителей к практической деятельности является не только обеспечение их фундаментальными знаниями, прочными умениями и навыками, но и создание условий для развития профессионального интереса. Решение данной проблемы имеет особое значение при подготовке учителей начальных классов: основы необходимых знаний, умений и навыков учащихся закладываются именно в первые годы их обучения в школе, формируется мировоззрение, отношение к обучению в целом. Высокая эффективность профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов делается возможной при наличии у него подлинного, глубокого профессионального интереса.
Для нашего исследования важным является рассмотрение понятия «интерес» во взаимосвязи трех аспектов: философском, социологическом, психолого-педагогическом. В философии интерес рассматривается как категория, которая отражает реально существующую причину социальных действий, свершений, событий, стоящую за разнообразными побуждениями отдельных людей, социальных групп, классов, участвующих в этих действиях [9, c. 29].
В социологии интерес характеризуется как проявление внутренней сущности субъекта и отражение объективного мира, совокупности ценностей мировой культуры, как материальных, так и духовных, в сознании этого субъекта [4, c. 29].
В психолого-педагогической литературе интерес трактуется как сложное психологическое образование, характеризующееся избирательным, эмоционально насыщенным отношением индивида к определенному предмету и явлению [6, с. 126].
Опираясь на данные положения, сделаем попытку раскрыть сущность и понятие такого явления как «профессиональный интерес». В научных исследованиях разных лет данному вопросу уделяется особое внимание и неоднозначное трактование, вызванное сложностью его природы. Одни ученые связывают профессиональный интерес с направленностью субъекта на выбор определенного вида деятельности и стремление больше узнать о ней (Е.П. Гроссу, Н.К. Елаев, И.В. Загорец, В.И. Щеголь, И.Н. Эсаулов и др.). Другие указывают на избирательное познавательное, окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение личности к определенной профессиональной деятельности и стремление овладеть ею (В.Ф. Афанасьев, О.Н. Зайцева, В.В. Кревневич, В.А. Мордовская). В.Ф. Бессараб характеризует
https://mir-nauki.com
профессиональный интерес как эмоционально выраженную направленность личности на приобретение теоретических знаний и практических умений и навыков [1, с. 4]. Т.Л. Бухарина связывает с профессиональным интересом осознанную жизненную значимость объекта или деятельности и потребность глубокого знакомства с ней [2, с. 19]. Мы придерживаемся мнения И.Н. Вакуловой, которая характеризует профессиональный интерес как «избирательное активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься» [3, с. 24].
В ряде работ по данной проблеме отождествляются понятия «профессиональный интерес» и «познавательный интерес» (Ю.В. Рысев). Однако нам представляется неправомерным отождествление данных понятий. Познавательный интерес направлен на процесс познания в той или иной предметной области знаний. Он имеет более широкий диапазон действий, на его основе развивается и формируется профессиональный интерес. «Формирование профессионального интереса невозможно без наличия фундаментального познавательного интереса, на базе которого развивается система знаний и представлений о будущей профессии», - пишет Т.Л. Бухарина [2, с. 15].
Следовательно, между познавательным и профессиональным интересом существует определённая связь, которая находит выражение в общих особенностях их проявления: познавательная активность в определённой области, связанная с углублением, расширением необходимых для человека знаний; положительное эмоциональное отношение к приобретению знаний и умений в интересующей его деятельности; сконцентрированность на достаточно ограниченном круге знаний и видов деятельности.
Итак, исходя из вышесказанного, отметим безусловную связь познавательного и профессионального интереса, их соподчинённость.
В общей структуре интереса выделяется центральный, ведущий интерес, который доминирует над другими, при всём при этом не сужая все остальные интересы, а способствуя успешному их развитию. По утверждению Н.Г. Морозовой, таким стержневым интересом у взрослого человека, в нашем случае у будущего учителя начальных классов, является профессиональный интерес [8, с. 68]. А сочетание разных видов интереса: познавательного, учебного, профессионального и других, способствует осознанному выбору старшеклассниками профессии.
Поскольку наше исследование связанно с формированием профессионального интереса будущих учителей начальных классов, мы попробуем раскрыть содержание и выделить особенности изучаемого понятия.
Необходимо отметить, что профессиональный интерес будущих учителей связан с понятием «профессионально-педагогическая направленность личности». В научной литературе представлены различные толкования педагогической направленности. Она рассматривается как положительное отношение к педагогической деятельности (Н.А. Абоимова), всеобъемлющий устойчивый интерес к педагогической деятельности (Е.И. Антипова, Т.С. Деркач), любовь к детям, увлечённость педагогической работой, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, организаторские способности и др. (В.А. Сластенин).
Исследовав различные подходы к вопросу о месте профессионального интереса в структуре личности, позволим себе сделать следующий вывод: профессионально-педагогический интерес - это одна из составляющих структуры профессионально-педагогической направленности личности. Учитывая тот факт, что профессиональный интерес - это не только избирательное эмоциональное отношение личности к конкретной профессиональной деятельности, но и её познавательная активность, направленная на овладение данной профессией, мы считаем, что ошибочным было бы отнести его только к профессиональной направленности. Представляется целесообразным рассматривать
профессиональный интерес как синтетическое образование, характеризующее как познавательную, так и профессиональную направленность личности. Таким образом, профессиональный интерес будущих учителей начальных классов нами рассматривается как сложное личностное образование, входящее в состав направленности личности.
Опираясь на вышеизложенные положения, составившие основу анализа ключевого понятия «профессиональный интерес будущих учителей начальных классов», мы практикуем его как сложное образование в структуре направленности личности, которое характеризует избирательное, положительно эмоциональное, активное отношение к профессии педагога, педагогической деятельности учителя начальных классов, выделение данной профессии из ряда других, потребности к глубокому знакомству с ней, проявление воли в овладении выбранной профессией и стремление действовать в данной области.
Необходимо разграничивать понятия «профессионально-педагогический интерес» и «интерес к профессии учителя». Интерес к определённой профессии - это проявления интереса к внешним её сторонам. Он более узок по сравнению с профессионально-педагогическим интересом, который представляет понятие более широкое, объединяющее в себе как интерес к профессии учителя, так и интерес к педагогической деятельности. Формирование из интереса к профессии учителя подлинного профессионально-педагогического интереса связано, в первую очередь, с осмыслением личностью содержания педагогической профессии, с активным её участием в педагогической деятельности, так как только в условиях реального педагогического процесса в начальных классах устанавливаются и развиваются связи между учащимися и будущими учителями, возникает симпатия и любовь к детям, реализуется волевая активность, удовлетворяются интеллектуальные запросы в области овладения профессионально-педагогическими знаниями, умениями и навыками.
Проанализировав понятия «профессиональный интерес», «профессионально-педагогический интерес», а также специфику деятельности учителя начальных классов, мы выделили особенности профессионального интереса будущих учителей начальных классов. Она включает в себя ярко выраженную профессионально-педагогическую направленность: наличие положительно эмоционального отношения как к профессии учителя вообще, так и к педагогической деятельности учителя начальных классов в частности, а также потребности в ней; широкий диапазон познавательных интересов: познавательные интересы педагога начальной школы не могут быть сосредоточены в какой-то одной области науки, так как он осуществляет преподавание различных предметов; понимание единства профессиональных и социально-педагогических функций выбранной профессии при ведущей роли последних. Это связанно с особенностями деятельности учителя начальных классов - организацией благоприятных условий для всестороннего развития личности учащегося, в которой приоритетное место занимает адаптация к совершенно новым для них условиям в школе.
Опираясь на научные исследования по изучаемой нами проблеме, мы выявили, что структура профессионального интереса включает в себя ряд взаимосвязанных, взаимообусловленных компонентов: интеллектуальный, эмоционально-волевой и потребностно-деятельностный. Интеллектуальный компонент характеризуется более глубоким знакомством студентов с содержанием их будущей профессиональной деятельности. Эмоционально-волевой компонент предполагает наличие устойчивого положительного эмоционального отношения к выбранной ими сфере деятельности, стремление к преодолению трудностей в процессе овладения интересующей профессией. Для потребностно-деятельностного характерна как потребность в определённой деятельности, так и активность в освоении профессии.
Нельзя не согласиться с А.В. Мордовской, которая убеждена, что системообразующим в структуре профессионального интереса является потребностно-деятельностный компонент. Вышеперечисленные компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы [7, с. 16].
Поскольку формирование устойчивых профессионально-педагогических интересов обучаемых может быть осуществлено только при полном понимании ими важности и нужности выбранного объекта, то представляется важным включение будущих учителей в активную профессиональную деятельность, связанною с положительными переживаниями, когда в процессе знакомства с объектом обучаемые, опираясь на собственный опыт, должны увидеть неразрывную связь приобретаемых ими знаний, умений и навыков с практикой, убедиться в их образовательной и жизненной значимости, осознать потребность в данной деятельности. Этого можно достичь, включая будущих учителей в максимально приближенную к профессиональной деятельности, в ходе которой создаются условия, которые благоприятствуют формированию конкретного представления о современной школе, функциях учителя начальных классов и учебно-воспитательном процессе в целом. И что особенно важно, будущие учителя приобретают первый педагогический опыт, включаясь в разнообразную по содержанию и видам деятельность, творчески применяя полученные теоретические знания, шлифуя умения и навыки на практике. Кроме того, заметно укрепляется положительное эмоциональное отношение к будущей педагогической деятельности, повышается уверенность в своих силах.
Таким образом, формирование профессионального интереса будущих учителей начальных классов - это целостный педагогический процесс, который основан на специально организуемой и сознательно осуществляемой деятельности, направленной на развитие положительного активного отношения как профессии учителя в целом, так и педагогической деятельности учителя начальных классов в частности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бессараб В.Ф. Формирование интереса к профессии у учащихся средних ПТУ в процессе изучения специальных технологий [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Ф. Бессараб. - Челябинск, 1981. - 15 с.
2. Бухарина Т.Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.Л. Бухарина.
- М., 1983. - 221 с.
3. Вакулова И.Н. Вопросы становления профессиональных планов [Текст] / И.Н. Вакулова, Т.В. Проскурякова, Н.Д. Соловьева. - Л.: Наука, 1979.
4. Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории [Текст] / А.Г. Здравомыслов; Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А.А. Жданова. - Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1964. - 74 с.
5. Кревневич В.В. Формирование профессиональной направленности у учащихся старших классов [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / В.В. Кревневич. - М., 1958. -230 с.
6. Левитов Н.Д. Психология [Текст]: (для преподавателей и мастеров проф.-техн. училищ) / Н.Д. Левитов. - М.: Высшая школа, 1964. - 256 с.
7. Мордовская А.В. Формирование профессиональных интересов школьников в процессе факультативных занятий [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.В. Мордовская; АПН СССР. НИИ труд. подготов. и профес. ориентации. - М., 1990.
- 187 с.
8. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей [Текст]: (сравнительно с нормой) / Н.Г. Морозова; Акад. пед. наук СССР. - М.: Просвещение, 1969. - 280 с.
9. Филосовский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л.Ф. Ильичев [и др.].
- М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 839 с.
10. Эсаулов А.Ф. Формирование профессиональных интересов старших школьников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.Ф. Эсаулов. - М., 1955. - 318 с.
Gaikova Tatyana Petrovna
Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russia E-mail: [email protected]
Formation of professional and pedagogical interest of future primary school teachers
Abstract. The article deals with the development of the professional interest of students of a pedagogical university. This problem is especially important in the training of primary school teachers, since the foundation of the necessary knowledge, skills and skills of students is laid precisely in the first years of their schooling. The availability of genuine, profound professional interest of the primary school teacher depends on the effectiveness of his professional activities.
The author considers the concept of "interest" from the point of view of the philosophical, sociological and psychological-pedagogical. Based on these provisions, an attempt was made to reveal the essence and concept of professional interest, to determine its connection with cognitive interest and to draw a conclusion about their subordination.
The article traces the connection of professional interest with the notion of "professional-pedagogical orientation of the individual". In this regard, it is noted that professional interest can be considered as a complex personal education, which is part of the direction of the individual.
In this paper, an attempt is made to distinguish between the concepts of "professional and pedagogical interest" and "interest in the profession of the teacher".
Based on the analysis of the concepts of "professional interest", "professional and pedagogical interest", as well as the specifics of the activity of the primary school teacher, features of the professional interest of future primary school teachers are presented.
Having investigated various approaches to the problem of the author's problem, he identified a structure of professional interest that includes a number of interrelated, interdependent components: intellectual, emotional-volitional, and need-driven.
The article focuses attention on the fact that it is necessary to include future teachers in active activities as close as possible to the professional, in the course of which conditions conducive to the formation of a concrete concept of the modern school, the functions of the teacher, the teaching and upbringing process, and, moreover, the positive emotional attitude to future pedagogical activity.
Keywords: interest; professional interest; pedagogical orientation; future primary school teachers; pedagogical activity; cognitive interest; interest structure