А Р Х И Т Е К Т У Р А
З.В. Мещерякова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИРЕЛЬСОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ
В статье сформулированы основные принципы функционального и архитектурно-планировочного решения прирельсовых территорий с учётом эффективного использования территории.
Ключевые слова: прирельсовые территории, принципы развития прирельсовой территории, проницаемость территории.
Железные дороги занимают особое место в функционировании города; это не только крупные внешние транспортные связи, но одновременно и мощные искусственные преграды, мешающие нормальному развитию городских подсистем. Обширные городские территории, которые занимают железнодорожные пути, рядом расположенные сортировочные и депо в центральных районах, промышленные вводы, территории технических построек, зоны отчуждения негативно влияют на экологические, архитектурно-планировочные, визуальные характеристики города [1].
Анализ комплексных решений прирельсовых территорий, в частности решений объектов железнодорожной инфраструктуры шести стран (Франция - Северный вокзал (Гар-дю-Нор) в Париже, Великобритания - реновация района Кингс-Кросс, Нидерланды - вокзал в Ассене, Эстония - проект «Ulemiste Terminal» в Таллине, Италия - преобразование привокзального района Барицентралле, Германия - центральный вокзал Берлина) позволил получить следующий результат: принципы проектирования и реконструкции прирельсовых территорий. Предлагаемые принципы можно объединить по таким аспектам: территориально-градостроительный аспект, функционально-планировочный и экологический аспекты.
1 .Территориально-градостроительные принципы:
- Застройка территории вплотную к железнодорожным линиям и насыщение её новыми функциями;
- Интеграция прирельсовой территории в транспортно-пешеходную структуру города. Доступность и проницаемость территории: пересечение места расположения объекта дорогами разного назначения и транспорта, создание горизонтальных связей-мостов, вертикальных связей: лифты, лестницы, эскалаторы;
© З.В. Мещерякова, 2022.
Научный руководитель: Хафизов Ринат Рашитович - старший преподаватель, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия.
- Использование природного и антропогенного ландшафта. Расположение железнодорожных путей относительно земли: в надземном пространстве, в подземном пространстве и на поверхности земли, в зависимости от геологических условий.
2. Функционально-планировочные принципы:
- Многофункциональность. Создание полифункциональной структуры вокзального комплекса, железнодорожной станции. Внедрение в объект функций, доступных для жителей близлежащих районов;
- Использование надпутевого пространства.
Авторы Кочешкова Е. И., Захаров А. В. и Забалуева Т. Р. выделяют следующие типы зданий, которые позволяют использовать пространство над прирельсовыми территориями:
1) «Здание-мост». Такое здание может выполнять не просто функцию связи, но также и торговую, офисную, развлекательную функции.
2)«Здание-платформа». В данном типе здания пролетная конструкция - это «пространственная плита» со световыми колодцами. В таком здании можно расположить: автостоянки, спортивные залы, фит-нес-центры, офисные помещения. Примерами типа «здание-платформа» можно назвать: Колледж искусства и дизайна Онтарио в Торонто; здание «Радио Свобода» в Праге.
3)«3дание-портал» - состоит из двух самостоятельных элементов: пролетная конструкция и боковые опоры. Такая модель здания позволяет вторично использовать городские территории, сохраняя их первоначальную функцию. Примерами данного типа здания являются: комплекс крупнейшей телевизионной компании Китая ССТУ и телевизионный культурный центр в Пекине [2].
3. Принципы экологического аспекта:
- Сокращение энергопотребления;
- Создание комфортной среды в соответствии с принципами универсального дизайна;
- Применение современных технологий, позволяющих снизить негативное воздействие на окружающую среду: применение системы сбора дождевой воды, солнечных батарей, использование шумозащит-ных экранов.
- Применение естественной вентиляции с помощью кинетических оконных систем.
На основе изученного опыта проектирования прирельсовых территорий и выявленных принципах можно сформулировать новую концепцию реконструкции существующих территорий, прилегающих к железнодорожным путям, и концепцию развития новых прирельсовых территорий с учётом проницаемости территории, доступности и экологического аспекта.
Библиографический список
1. Канунников, М. Н. Многофункциональные комплексы в прирельсовых территориях современного города (на примере Москвы): специальность 18.00.02: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры / Канунников Михаил Николаевич. - Москва, 2002. - 168 с.
2. Забалуева, Т. Р. Многоэтажные большепролетные здания над эксплуатируемыми городскими территориями / Т. Р. Забалуева, А. В. Захаров, Е. И. Кочешкова // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. -2012. - № 3(158). - С. 34-38.
МЕЩЕРЯКОВА ЗЛАТА ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия.