Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРИРЕЛЬСОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ РАСПОЛОЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КАЗАНИ)'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРИРЕЛЬСОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ РАСПОЛОЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КАЗАНИ) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прирельсовые территории / эффективное развитие города / проницаемость территории / железная дорога / типовое решение.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — З.В. Мещерякова

В статье рассматриваются проблемы прирельсовых территорий в зависимости от их расположения в структуре города. Выявлены и проанализированы характерные участки железнодорожных артерий в городе Казани, рассмотрены их проблемы и предложены возможные пути решения на основе мирового опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРИРЕЛЬСОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ РАСПОЛОЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КАЗАНИ)»

А Р Х И Т Е К Т У Р А

З.В. Мещерякова

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРИРЕЛЬСОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ РАСПОЛОЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КАЗАНИ)

В статье рассматриваются проблемы прирельсовых территорий в зависимости от их расположения в структуре города. Выявлены и проанализированы характерные участки железнодорожных артерий в городе Казани, рассмотрены их проблемы и предложены возможные пути решения на основе мирового опыта.

Ключевые слова: прирельсовые территории, эффективное развитие города, проницаемость территории, железная дорога, типовое решение.

Полноценное функционирование города сложно представить без железнодорожных артерий. Благодаря данным транспортным путям обеспечивается связь между городами, поставка сырья. Железная дорога даёт дополнительные возможности городу и имеет свои преимущества, но в то же время железнодорожные артерии образуют обширные прирельсовые территории, которые, в свою очередь, являются блоком в структуре города. Образуя искусственные границы прирельсовые зоны нарушают нормальное развитие города, разрывая территории и делая их труднодоступными. Подбор эффективного типового решения в зависимости от расположения и характеристик определенной прирельсовой территории позволит улучшить проницаемость, повысит эффективность территории и гармонично свяжет части города.

Проблема обширных прирельсовых территорий распространена среди многих городов России: Самара, Москва, Челябинск, Новосибирск и многие другие. Казань не стала исключением. Проходя через город, железнодорожная сеть делит его на части, делая труднодоступными земли с большим потенциалом для города.

На сегодняшний день в Казани можно выделить 4 вида формирования железной дороги в структуре города.

© З.В. Мещерякова, 2022.

Научный руководитель: ХАФИЗОВ РИНАТ РАШИТОВИЧ - старший преподаватель, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия.

1)Первый характерный участок находится рядом с железнодорожным вокзалом Казань-1, который признан объектом архитектурного наследия. 54,2 га прирельсовой зоны, которая сама по себе создаёт большой блок, - отрывают ценную для города и жителей прибрежную территорию. Сейчас она находится не в лучшем состоянии: труднодоступная, заросшая зеленью, не благоустроенная (рис. 1). Однако потенциал территории возле пляжа Локомотив - велик. С моста, проходящего над железнодорожными путями, с одной стороны, можно увидеть реку Волгу, с другой стороны, находится центр города Казани.

Проблема данной территории: Большое количество железнодорожных путей, территории отстоя вагонов рядом с прибрежной зоной и центром города. Трудная проницаемость территории. Некомфортная и непривлекательная для жителей среда.

Рис. 1. Схема расположения. Фотофиксация. Разрез

Решение:

- Сокращение железнодорожных путей - трансформация в наземное метро.

В Казани есть два железнодорожных вокзала, наличие второго вокзала Казань-2, расположенного в северной части города, даёт возможность снизить функциональную нагрузку в историческом центре города. Также решением может стать проектирование крупного транспортно-пересадочного узла, который совместит железную дорогу и речное сообщение.

- Создание многофункционального мостового комплекса, как «связь города с прибрежной зоной» над прирельсовой территорией.

Железная дорога в исторической части Казани находится на нижней террасе города, которая насыщена грунтовыми водами. Это сильно усложняет строительство подземных сооружений с большой глубиной [1].

Аналоги решения:

В статье Е.И. Кочешковой и Т.Р. Забалуевой «Исследование возможностей применения новых типов зданий, использующих пространство над занятыми территориями в городской застройке» выделено несколько возможных вариантов зданий над проблемными зонами в любом мегаполисе:

1. Здание, расположенное над железнодорожными путями или сложным рельефом и имеющее опоры на прирельсовых или благоприятных территориях «здание-платформа»;

2. Здание, расположенное над улицей или пешеходной зоной - «здание- портал»;

3. Здание, расположенное над территорией на неблагоприятном рельефе, над рекой или над улицей - «здание-мост» [2].

Такой многофункциональный «обитаемый» мост, в дополнение к его изначальной функции преодоления естественных или искусственных препятствий, будь то реки или каналы, железные дороги или автострады, может служить органической связью между двумя городскими территориями, соединяя их друг с другом [3].

2)Второй участок характерен расположением железнодорожных путей над автомобильной дорогой. Его мы можем наблюдать на пересечении улицы Тимер Юл и улицы Техническая, пересечение улицы Павлюхина и улицы Даурская, а также на многих других участках железной дороги города Казани (рис.2).

Рис. 2. Схема расположения. Фотофиксация. Разрез

Проблема данной территории: Большие прирельсовые территории, которые используются неэффективно.

Решение:

- Трансформация железной дороги в наземное метро;

- Увод железнодорожных путей под землю.

Аналоги решения:

Штутгарт 21 — современный проект реновации территории железнодорожных путей и вокзала в городе Штутгарт в Германии. Проект предполагает новую трассировку железной дороги в Штутгарте, поворачивает ее на 90°, опуская под землю, и снижает количество путей до 8. Таким образом, появляется большое пространство в центре исторического города, которое по проекту приобретает рекреационную функцию [4].

Благодаря тому, что основная часть путей в городе находится под землей, город становится единой системой, в которой нет необходимости передвигаться по переходам, чтобы пересечь их [1].

3)Третий участок характерен расположением железнодорожных путей под автомобильной дорогой. На данном участке железная дорога проходит под улицей Аделя Кутуя, под улицей Николая Ершова (рис.3).

Проблема данной территории. Решение. Аналоги. Можно сказать, что третий тип участка подобен второму. Они имеют аналогичную проблему и пути решения.

Рис. 3. Схема расположения. Фотофиксация. Разрез

4)Четвертый участок проходит рядом с Кировской Дамбой и характерен своим многополосным движением. На одном уровне располагаются полосы автомобильного движения, трамвайные пути, железная дорога (рис.4).

Рис. 4. Схема расположения. Фотофиксация. Разрез.

Проблема данной территории: Многополосное движение - нерациональное использование большой городской площади.

Решение:

Создание многоуровневости, совмещение автомобильных дорог с железнодорожными путями.

Аналоги решения:

Во французском городе Канны железная дорога, доходя до центральной части города, ныряет под автомобильную дорогу, тем самым экономя пространство и делая среду более комфортной для восприятия.

Преобразование прирельсовой территории в соответствии с современными тенденциями развития данных территорий поможет развитию города и использованию резервной территории с большим потенциалом для нового строительства.

Новый подход к территориям, примыкающим к железнодорожным путям, поможет сделать данную зону более открытой и проницаемой. Таким образом, прирельсовая территория не будет блоком, отрывающим от города часть, которая в большинстве городов - прибрежная.

Библиографический список

1.З.Р. Мулагалеева, Р.К. Мухитов. Проблема интеграции территорий железных дорог в историческую среду города (на примере Казани). — Системные технологии. — 2019. — № 31. — С. 127—132.

2.Кочешкова Е. И, Забалуева Т. Р. «Исследование возможностей применения новых типов зданий, использующих пространство над занятыми территориями в городской застройке» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: elibrary_20328892_88992745.pdf (дата обращения: 19.12.2020).

3.Н.И. Плотникова. Научная статья «Из всего, что воздвигает и строит человек, повинуясь жизненную инстинкту, на мой взгляд, нет ничего лучше и ценнее мостов» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15552745_32726266.pdf (дата обращения: 27.12.2021)

4.Bahnprojekt Stuttgart-Ulm // bahnprojekt-stuttgart-ulm.de: официальный сайт Bahnprojekt Stuttgart-Ulm. URL:http://www.bahnprojekt-stuttgart-ulm.de/projekt/stuttgart-filder-s21/neue-bahnhoefe/hauptbahnhof-stuttgart/architektur/

МЕЩЕРЯКОВА ЗЛАТА ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.