Научная статья на тему 'Проблема интеграции территорий железных дорог в историческую среду города (на примере Казани)1'

Проблема интеграции территорий железных дорог в историческую среду города (на примере Казани)1 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
193
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИРЕЛЬСОВЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мулагалеева З.Р., Мухитов Р.К.

В статье рассмотрены основные принципы реконструкции территорий железных дорог на примере Центрального вокзала в Вене, проекта Штутгарт 21, эстакадной железной дороги в Нью-Йорке и проекта Барицентр в Италии и возможность их применения в реконструкции железной дороги в историческом центре Казани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INTEGRATION OF RAILWAY TERRITORIES IN THE HISTORIC URBAN ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF KAZAN)

The article discusses the basic principles of reconstruction of railway territories on the example of the Central Station in Vienna, the project Stuttgart 21, the elevated railway in New York and the project Bari Centrale in Italy and the possibility of their use in the reconstruction of the railway in the historical center of Kazan.

Текст научной работы на тему «Проблема интеграции территорий железных дорог в историческую среду города (на примере Казани)1»

УДК 711.168

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В ИСТОРИЧЕСКУЮ СРЕДУ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНИ)1

З.Р. Мулагалеева, Р.К. Мухитов

Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия

Z.R. Mulagaleeva, 2th year master student

R.K. Mukhitov, candidate of architecture, associate professor

Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russia

Аннотация

В статье рассмотрены основные принципы реконструкции территорий железных дорог на примере Центрального вокзала в Вене, проекта Штутгарт 21, эстакадной железной дороги в Нью-Йорке и проекта Барицентр в Италии и возможность их применения в реконструкции железной дороги в историческом центре Казани.

Ключевые слова:

прирельсовые территории, железная дорога, реконструкция железных дорог, железнодорожный вокзал История статьи:

Дата поступления в редакцию 15.05.19 Дата принятия к печати 18.05.19

Ш

ОС

о

I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

Железные дороги начали активно распространяться по всему миру во второй половине XIX века. Это стало толчком для нового витка развития промышленности. Железные дороги обеспечивали быструю и круглогодичную доставку сырья и материалов на производства в городах. В свою очередь интенсивное развитие промышленности требовало увеличения количества железных дорог. Рос и пассажиропоток, было построено множество крупных железнодорожных вокзалов.

Со временем потребность в большом количестве железных дорог снизилась, так как многие производства были выведены за черту города. Появилось множество заброшенных железнодорожных путей, а также вокзалов и прочих объектов, относящихся к железным дорогам.

Без внимания и реконструкции с течением времени территории железных дорог становятся фактором, который негативно влияет на среду: она становится запущенной, деградированной, что может повлиять на работу всего городского района. Растет криминализация территории, с нее уходят инвесторы. Таким образом складывается ситуация, когда в центре исторического города образуется зона отчуждения, в которой неприятно гулять и ее трудно пересечь на автомобиле. Однако при должной реконструкции можно получить большое количество выгодных территорий, целостную городскую структуру с удобным транспортом и среду с высоким культурным и экономическим потенциалом.

1Материалы статьи доложены на VI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых архитектурных специальностей «Новая архитектура в контексте сложившихся городов» 29 марта 2019 года в МГАХИ им. В.И. Сурикова.

s

S J

ГО

а i_

и н I

s

ГО

S

а

12 >

^

и а

и

ГО Z

(U

^ о VO щ

2

о а

ш

Р

CL

СО ш ш

< Z

го

т

S

а о

(3 s

о а

о ^

X

г

m <и

и *

>s

S

а о н s а а и н

Существует несколько основных путей реконструкции территорий железных дорог, которые можно проанализировать на примерах:

1) Реконструкция территории, прилегающей к железной дороге.

Данный принцип реконструкции предполагает наименьшее вмешательство в структуру самой железной дороги, и занимается больше реконструкцией окружающей ее территории.

Центральный вокзал Вены (Вена, Австрия)

Центральный вокзал Вены Хауптбанхоф — крупнейший транспортный узел Европы. Появился путем слияния двух вокзалов в 2015 году [1]. Особенностью этого узла является архитектурный облик вокзала со сложной конструкцией крыши и реконструкция территории вокруг железной дороги. Проектом предполагается строительство большого количества объектов, это около 5000 квартир для размещения 13 000 жителей, офисов на 20 000 сотрудников и помещений для гостиниц, магазинов, служб и предприятий общественного питания.

Новый жилой квартал простирается вдоль нового парка, занимающего 8 га. Кроме этого предполагается строительство большого нового торгового центра со 100 магазинами на площади 20 000 кв. м [2].

2) Реконструкция территории и перенос железных дорог под землю

Такой принцип наиболее предпочтителен для исторических городов, так как в таком случае вся железнодорожная инфраструктура скрыта под землей.

Штутгарт 21 (Штутгарт, Германия)

Штутгарт 21 — современный проект реновации территории железнодорожных путей и вокзала в городе Штутгарт в Германии. Проект предполагает новую трассировку железной дороги в Штутгарте, поворачивает ее на 90°, опуская под землю, и снижает количество путей до 8. Таким образом появляется большое пространство в центре исторического города, которое по проекту приобретает рекреационную функцию [3].

Авторы проекта планируют сохранить исторический вокзал, а также устроить парк на месте путей. Благодаря тому, что основная часть путей в городе находится под землей, город становится единой системой, в которой нет необходимости передвигаться по переходам, чтобы пересечь их.

3) Строительство эстакадных железных дорог

К данному способу размещения железных дорог приходилось обращаться во многих странах, так как развивалась наземная городская транспортная инфраструктура, а железные дороги, находящиеся на той же плоскости, создавали проблемы.

Рис. 1. Проект Центрального вокзала Вены, план территории

Рис. 2. Проект Штутгарт 21, видовой кадр Эстакадная железная дорога (Нью-Йорк, США)

Одной из первых эстакадных железных дорог является дорога в Нью-Йорке, построенная в 1868 г. Эстакады были проложены над парками и улицами на высоте 3-6 этажей домов. Спустя несколько десятилетий после начала строительства эстакадных линий роль главного уличного транспорта перешла развивающимся в это время автомобилям, и надземные дороги стали не нужны [4].

Ш

Ш

С*

э н

и

ш

н

м X

и

С* <

& 2 ш

£ 8

Рис. 3. Эстакадная железная дорога в Нью-Йорке, фотография нач. XX в.

4) Повышение уровня земли без изменения конфигурации железной дороги Конкурсный проект студии Fuksas из всех участников наиболее полно отразил те потребности, которые испытывает город от своей железной дороги. «Барицентр» (Бари, Италия)

Проект студии решает проблему связности городской ткани путем строительства большого парка, не меняя местоположение железнодорожных путей, протяженностью в 3 км с велосипедными дорожками.

а л

а о н

а а

£

Особенностью этого проекта является то, что железная дорога остается на месте, однако поднимается уровень земли. Таким образом железная дорога оказывается в туннеле. Поднявшаяся высотная отметка создаст удобную смотровую зону с видом на море.

Проект поддерживает восстановление исторической среды и наполняет восстанавливаемые объекты культурно-развлекательной функцией. Появится многофункциональный зал для выступлений на 1000 мест. Там будут проводиться различные мероприятия: концерты, спектакли, конгрессы, кинопоказы и выставки [5].

Рис. 4. Проект «Барицентр», видовой кадр и разрез территории

Казань — один из многих городов России, в котором существует железная дорога. Она появилась в конце XIX века, будучи изначально тупиковой линией, расширялась со временем, и на данный момент из-за буферных и складских зон стала занимать большие площади в историческом центре города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Железная дорога в Казани является свидетелем многих исторических событий города и вместе с сооружениями железной дороги свидетельствует об этапах развития дороги в городе. К ней относится памятник архитектуры — здание железнодорожного вокзала, построенное в 1896-1898 годах, и объект культурного наследия — железнодорожный мост через Волгу, построенный в 1913 году [6]. Однако примечательны и особенности ландшафта, по которому прошла дорога, и ансамбль привокзальной площади, который сложился к концу XX века, и панорама города, открывающаяся с железной дороги.

Строительство железной дороги всегда значительно отражается на среде и структуре города. На момент появления железной дороги в Казани, она стала фактором оздоровления среды: новое строительство в нищих районах снизило криминальную составляющую. Тогда дорога была тупиковой и в черте города не занимала много пространства. Существенный вред от железной дороги для города появился позднее, в XX веке, когда дорога стала транзитной, а железнодорожное хозяйство значительно расширилось. В то же время появилось Куйбышевское водохранилище, в следствии чего берег Волги оказался заметно ближе к городу [7]. На сегодняшний день железная дорога проходит вдоль реки и полностью отрезает город от берега. Чтобы попасть к берегу, необходимо преодолеть значительное расстояние и несколько переходов.

Такая ситуация негативно отразилась на районах, примыкающих к железной дороге. Здесь много складов и других хозяйственных построек, что делает среду непривлекательной и некомфортной для проведения досуга или для ведения бизнеса. Со временем ситуация в таких районах будет только ухудшаться, потому что для реабилитации заброшенных зон нужен комплексный подход и решение многих инфраструктурных задач.

Одной из таких задач является необходимость в снижении функциональной нагрузки на железную дорогу в исторической части города. В данном случае Казань имеет выгодную особенность, в городе два

вокзала, помимо исторического существует еще один, построенный в 2012 году в северной части города. Так как он находится не в историческом центре, на него при относительно небольших затратах можно вывести излишнюю нагрузку с исторического вокзала.

С другой стороны может предусматриваться строительство крупного транспортно-пере-садочного узла, совмещающего железную дорогу и речное сообщение. В таком случае нагрузка будет снижена не только у железной дороги в исторических территориях, но и у речного порта, который в Казани находится недалеко от железнодорожного вокзала. Таким образом можно полностью вывести из центра города все складские зоны и территории железнодорожного и речного хозяйства.

Эти меры кроме всего прочего позволили бы сократить количество железнодорожных путей в центре. Полезным для горожан решением было бы использовать эти пути для регулярного внутригородского общественного транспорта. Необходимо также изменить дорожную сеть в городе с целью создать больше связей между районами, разделенными железной дорогой.

Еще одной важной задачей является вопрос, какой функцией заполнить территории реконструируемой железной дороги. Исходя из изученных примеров можно прийти к выводу, что оптимальной функцией является рекреационная. Однако сама по себе рекреационная зона на территории вокруг железной дороги не будет работать на благо города. Туда необходимо добавить какие-либо общественно значимые объекты. Это могут быть и спортивные комплексы, и концертные залы, и музеи. Недалеко от исторического вокзала может располагаться музей Казанской железной дороги или политехнический музей под открытым небом, в котором будет представлен срез эпох в области железнодорожного транспорта.

Также задачей является выбор самого подходящего для данной территории приема реконструкции самих железнодорожных путей. Стоит ли уводить пути под землю, поднять их на эстакаду или оставить пути нетронутыми, а изменять только окружающую территорию, зависит от конкретного участка дороги.

Железная дорога в исторической части Казани находится на нижней террасе города, которая насыщена грунтовыми водами. Это сильно усложняет строительство подземных сооружений с большой глубиной, поэтому проекты аналогичные проекту Штутгарт 21 с большой вероятностью для этой территории не осуществимы.

Строительство эстакадной железной дороги также бы вызвало множество проблем, одной из таких проблем является то, что это могло бы испортить панораму города, открываемую с Волги, и негативно повлиять на восприятие объектов культурного наследия, одним из которых является Казанский кремль.

Таким образом остается только два варианта реконструкции железной дороги и оба они предполагают неизменное положение железнодорожных путей. Один вариант возможен лишь при возведении шумозащитных и виброзащитных устройств. Второй требует сильного вмешательства в ландшафт территории.

Так как вдоль железной дороги в историческом центре Казани проходит дамба, чья высота составляет около 4м, имеет смысл поднять вопрос об изменении ландшафта территории. При повышении уровня земли до высоты дамбы, можно избежать необходимости пересекать дорогу и дамбу по переходам. Существует и альтернативный способ, в котором повышение уровня получается за счет строительства сооружений с эксплуатируемой кровлей. Такая реконструкция приведет к созданию единого пространства, в котором возможно обустройство парка и смотровых площадок, отсюда будут видны и исторический центр Казани, и панорама Волги.

Ш

Ш

ОС

о

I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

га

а |_

и н I 5

< 2

го

га

а

12 >

^

и а

и

га и

^ о

Ю Ф

2

о а

ш

а

ш ш

т

а о

(3

5

О

а

о ^

X

г

т <и

ш ф § *

>5

а о н

а а и н

ЛИТЕРАТУРА:

1. Masterplan Vienna Central Station // www.awimmer.at/en: сайт Альберта Уиммера. URL: http://www.awimmer.at/en/ work/masterplan-vienna-central-station (дата обращения: 27.02.2019)

2. Multimodal Transport and Railway Systems — Vienna Central Station // blog.bearing-consulting.com: блог консалтинговой фирмы Bearing Consulting. URL: http://blog.bearing-consulting.com/2015/05/22/multimodal-transport-and-railway-systems-vienna-central-station/ (дата обращения: 27.02.2019)

3. Bahnprojekt Stuttgart-Ulm // bahnprojekt-stuttgart-ulm.de: официальный сайт Bahnprojekt Stuttgart-Ulm. URL: http://www.bahnprojekt-stuttgart-ulm.de/projekt/stuttgart-filder-s21/neue-bahnhoefe/hauptbahnhof-stuttgart/architektur/ (дата обращения: 19.02.2019)

4. Надземка Нью-Йорка // livejournal.com: блог-платформа для ведения онлайн-дневников. (дата обращения: 24.02.2019) URL: https://mgsupgs.livejournal.com/594621.html

5. Masterplan per la nuova stazione Bari Centrale — Massimiliano Fuksas // arketipomagazine.it: сайт архитектурного интернет-издания. URL: https://www.arketipomagazine.it/masterplan-per-la-nuova-stazione-bari-centrale-massimiliano-fuksas/ (дата обращения: 27.02.2019)

6. Барышев Н. 100 летний юбилей казанской железной дороги. Казань : Татарское газетно-журнальное издательство, 1993. 192 с.

7. ЭтоМесто // etomesto.ru: электронный архив. URL: http://www.etomesto.ru (дата обращения: 08.12.2018).

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

З.Р. Мулагалеева, Р.К. Мухитов. Проблема интеграции территорий железных дорог в историческую среду города (на примере Казани). — Системные технологии. — 2019. — № 31. — С. 127—132.

THE PROBLEM OF INTEGRATION OF RAILWAY TERRITORIES IN THE HISTORIC URBAN ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF KAZAN)

Z.R. Mulagaleeva, 2th year master student

R.K. Mukhitov, candidate of architecture, associate professor

Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russia

Abstract:

The article discusses the basic principles of reconstruction of railway territories on the example of the Central Station in Vienna, the project Stuttgart 21, the elevated railway in New York and the project Bari Centrale in Italy and the possibility of their use in the reconstruction of the railway in the historical center of Kazan.

Key words:

railroad area, railway, reconstruction of railways, railway station.

Date of receipt in edition: 15.05.19 Date of acceptance for printing: 18.05.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.