ФОРМИРОВАНИЕ ПРИГРАНИЧНОГО КУЛЬТУРНОГО КОРИДОРА НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ КНР
Ольга Николаевна РЯБЧЕНКО,
аспирантка Института истории ДВО РАН
С 1978 г. в КНР начался новый этап исторического развития, связанный с осуществлением программы модернизации страны и ее открытости во внешний мир. Хотя основное внимание при этом уделялось вопросам экономики, необходимость развития культуры также вскоре стала актуальной задачей. В дальнейшем китайское руководство старалось сочетать экономический прогресс с социальным и культурным развитием общества. Этот курс со временем принял более четкие очертания как осознанное стремление к достижению гармонии при всевозрастающем значении культуры. Так, в документах XV съезда КПК (1997) говорилось о необходимости гармоничного развития экономики, политики и культуры, о важности правильного соотношения в реализации курса: реформа, стабильность, развитие1. На XVI съезде КПК (2002) было заявлено о стратегическом значении культурного строительства как одной из основных цементирующих сил общества. С целью поощрения творческой инициативы интеллигенции был вновь провозглашен курс «ста цветов», открывающий широкие возможности для ее деятельности. Одним из важных направлений политики в области культуры было объявлено воспитание высоких моральных качеств граждан. Главной задачей работников литературы и искусства стало активное продвижение культуры в массы. При этом большое значение придается средствам массовой информации, в том числе Интернету2.
Приграничное положение северо-восточного региона определило специфику культурной политики в отношении данной территории. Предстояло вплотную заняться подъемом уровня культуры отсталых окраинных районов, приобретающих стратегически важное значение для развития отношений с соседними странами, осуществлением всекитайской программы создания приграничного культурного коридора (ПКК), начало формирования которой положено в ЮгоЗападном Китае.
В 80-х годах на Юго-Западе столкнулись с тем, что в ходе бурного развития внешней торговли в приграничье стали возникать многие негативные явления, отрицательно влияющие на местный нравственный климат. Чтобы противостоять этому, недостаточно ограничительных мер, следовало целенаправленно заниматься развитием культурной сферы. В этих условиях в 1985 г. в уезде Цинь-чжоу провинции Гуанси появилась идея создать вдоль границы «культурный коридор». В 1990 г. власти Гуанси официально объявили о строительстве «Пограничного культурного коридора» в семи уездах и городах вдоль магистральных дорог вблизи границы.
На основе обобщения опыта провинции Гуанси министерство культуры КНР совместно с другими министерствами и ведомствами в 1992 г. выдвинуло проект строительства «Пограничного культурного коридора длиной в 10 тыс. ли»3. Он должен был проходить по территории 9 провинций и автономных округов протяженностью 22 тыс. км. В основном это были районы
старой промышленной базы на северо-востоке, места проживания малочисленных народов, а также горные и окраинные территории, вышедшие на передний план в связи с реформами и открытостью во внешний мир. В 1994 г. проект был распространен на приморские районы и получил название «Культурный коридор приграничных территорий длиной в 10 тыс. ли». Общая длина коридора, включая приморские районы и острова, составила 39 тыс. км4. В этом же году 20 центральных ведомств, в том числе министерство культуры, отдел пропаганды ЦК КПК, государственный комитет статистики и другие, приняли «Общий план строительства всекитайского культурного коридора приграничных территорий длиной 10 тыс. ли».
Главными целями строительства ПКК были объявлены пропаганда культуры, развитие торгово-экономической деятельности, туризма, а также содействие укреплению национальной обороны. В финансировании программы создания ПКК должны использоваться средства местных бюджетов, средства государства здесь играют вспомогательную роль. Каждый приграничный район должен найти собственный путь строительства культурного коридора и все вместе сформировать единую целостную систему5.
На Северо-Востоке Китая «Культурный коридор приграничных территорий длиной в 10 тыс. ли» проходит по трем провинциям — Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин.
Пограничная линия провинции Цзилинь, отделяющая Китай от России и Кореи, пролегает по рекам Туманган и Ялуцзян, поэтому в 1993 г. здесь был принят «План строительства приграничного культурного коридора двух рек». Его основная задача — создание единого торгово-экономического, культурного, туристического пояса открытости во внешний мир. Общая длина коридора превышает 1400 км. Вдоль границы провинции Цзилинь расположены 1 автономный округ, 2 города, 9 уездов, 43 деревни и поселка, 13 открытых пограничных портов. В соответствии с планом к концу XX в. в пограничных районах предстояло реконструировать старые и построить новые учреждения культуры, в том числе более 20 культурно-развлекательных центров6. Благодаря успешной реализации данного проекта и достаточным капиталовложениям положение в приграничье заметно улучшилось. В развитие культурной программы районов, расположенных у р. Туманган, провинциальными, местными и государственными властями вложено более 6,5 млн. юаней, в 17 деревнях построены шесть культурных центров общей площадью 7600 кв. м. На территориях, прилегающих к р. Ялуцзян, построены 5 культурных центров, реконструированы 11 общей площадью более 12 000 кв. м7. Вложено 9,3 млн. юаней.
«Культурный коридор» провинции Ляонин охватывает 26 уездов шести городов — Далянь, Даньдун, Цзиньчжоу, Инкоу, Паньцзинь, Хулудао, в него входят также 333 деревни и поселка8. Основное внимание при строительстве этого «коридора» уделяется развитию культуры в приморских районах и в местах проживания малочисленных народов. В последние годы администрация приграничных городов увеличила капиталовложения в строительство «коридора». Так, Далянь вложил более 50 млн. юаней в реконструкцию и расширение городских библиотек, построил более 6 тыс. кв. м детских библиотек. В Даляне, Панцзине, Цзиньчжоу, Инкоу библиотеки оснащены компьютерами9. Активное строительство библиотек идет и в других городах.
В провинции Хэйлунцзян импульс формировнию ПКК был дан в 1993 г., когда Министерство культуры КНР провело здесь всекитайское выездное совещание по созданию «приграничного культурного коридора», на котором утвержден план его строительства в целинных районах и определены приоритетные направления деятельности коридора — проведение культурных мероприятий, развитие культуры масс, формирование рынка культуры, создание специальных творческих коллективов, развитие издательского дела. В результате осуществления этого плана в 1996 г. в целинных районах для рабочих и служащих предоставлено около 200 клубов и дворцов культуры, 578 центров для научной и культурной деятельности и 764 центра для творческой деятельности молодежи, 90 спортивных площадок, 36 сельских парков. В 110 библиотеках хранилось более 2,6 млн. экземпляров печатной продукции.
Капиталовложения направлены также на создание центров культуры для пожилых кадровых работников, рабочих и служащих целинных районов, на строительство оздоровительных центров, площадей и парков культуры. В первую очередь были построены 17 телевизионных ретрансляторов, 360 наземных станций по приему спутникового телевидения. Кроме того, развернута работа по обмену опытом передовых сельскохозяйственных предприятий, достигших успехов в области культуры10.
Для реформирования сферы культуры провинции Хэйлунцзян и строительства «культурного коридора» в соответствии с решениями центрального и провинциального правительств создаются специальные фонды. Это обусловлено также тем, что провинция имеет огромные по протяженности приграничные территории. К участию в формировании ПКК здесь привлекаются самые разные организации, включая сельскохозяйственные предприятия, среди них созданный в 50-е годы прошлого века с советской помощью госхоз «Дружба», лесные и дорожные управления. Особое внимание уделяется развитию культуры в военных гарнизонах, пограничных отрядах и постах.
В провинции Хэйлунцзян проводится активная работа по изучению культуры соседних стран — России, Кореи, Монголии, Японии. На Хэйлунцзянском телевидении планировалось создание программы «Здравствуй, Россия!», а на провинциальной радиостанции — передачи на корейском языке. В Харбине в течение нескольких лет издается журнал «Партнеры» на русском языке, который помогает россиянам больше узнать о жизни Китая. На телевидении выходят выпуски новостей на английском языке. Близкому знакомству с провинцией способствуют традиционные местные специфические праздники — «Международный праздник снега», «Праздник льда». Привлечению капиталов в провинцию и развитию торговых связей помогает проведение ежегодной «Харбинской ярмарки».
В рамках строительства ПКК Хэйлунцзяна планируется осуществление проекта «одна линия, два пояса». Предстоит создать «культурную пограничную линию в 10 тыс. ли», построить «образцовый промышленный пояс Харбин — Да-цин — Цицикар» и культурный пояс ландшафтного туризма «оз. Ханка—оз. Цзин-боху—Ябули — Цзиньюань», а также использовать «города пограничных переходов» и расположенные вдоль границы деревни и поселки для создания духовной цивилизации11.
Формирование ПКК в Китае уже дало первые положительные результаты, и государство планирует продолжить осуществление этой программы. В начале
XXI в. министерство культуры КНР совместно с другими ведомствами утвердило «План строительства всекитайского «культурного коридора приграничных территорий длиной в 10 тыс. ли» на 2001—2010 гг.». Согласно плану в каждой деревне или селе «коридора» должны быть библиотеки, кабинеты культуры, соответствующие современным стандартам, восстановлена деятельность сельских кинобригад, а крестьяне должны иметь возможность участвовать в культурной жизни. В отдаленных районах должны работать автомобильные культурные передвижки, необходимо уделять серьезное внимание развитию спорта и продолжать повышать качество культурной жизни народных масс12.
В течение ближайших лет руководство КНР поставило задачу утвердить образ Северо-Восточного Китая как культурного приграничного региона, поэтому пропаганда культуры становится первостепенной задачей. Убедительным свидетельством прогресса, достигнутого в приграничье, стал расцвет расположенных здесь городов Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хуньчунь. Так, расположенный на площади в 460 кв. км город Суйфэньхэ, насчитывающий 150 тыс. жителей, сегодня считается одним из самых передовых в ПКК. Партком и правительство провинции Хэйлунцзян выступили с инициативой превратить его в «Северный Шэньчжэнь»13.
1 Мамаева Н.Л. О значении XV съезда КПК (12—18 сентября 1997 г.) // Информационные материалы. Сер. Общество и государство в Китае в ходе реформ. Китай на рубеже тысячелетий. М., 1998. Вып. 3. С. 8.
2 Жэньминь жибао. 2002. 8 нояб.
3 Ли — китайская мера длины. 1 ли равен 0,5 км. Выражение «10 тыс. ли» в данном случае имеет символическое значение как обозначение чего-то грандиозного. В Китае традиционно считается, что длина Великой китайской стены составляет 10 тыс. ли.
4 Жэньминь жибао. 2002. 26 сент.
5 Там же.
6 Цзилинь шэн вэньхуа тин. Гуаньюй цзай цюань шэн шиши вэньхуа чжун дянь гунчэн де иц-зянь. 31.10.1993. (Предложения об осуществлении важных культурных проектов провинции. 31.10.1993) // [Электрон. ресурс] Доступно из URL: http://www.lawyers.org.cn [Дата обращения
10.05.2006].
7 Цзилинь шэн вэньхуа тин. Цзяцян бяньцзин дицюй вэньхуа шие цзяньшэ кайчжань хао син бянь фу минь синдун (Управление культуры провинции Цзилинь. Действия по укреплению дела культуры в пограничных районах, созданию условий для процветания границы и зажиточности народа). [Электрон. ресурс]. Доступно из URL: http://www.xbfm.jl.gov.cn/chengjiyujingyan/ wenhua-2.htm [Дата обращения 12.05.2006].
8 Жэньминь жибао. 2002. 29 окт.
9 Там же.
10 Вэньхуа бао. 2002. 10 окт.
11 [Электрон. ресурс]. Доступно из URL: http://www.cpll.cn/law.aspx?id=5217 [Дата обращения
4.06.2006].
12 Вэньхуа бао. 2000. 14 дек.
13 Суйфэньхэ ши вэй сюаньчуань бу. Суйфэньхэ ши гайкуан. 02.08.2006 (Отдел пропаганды парткома города Суйфэньхэ. Общая ситуация в городе Суйфэньхэ. 02.08.2006.) // Электрон. ресурс. Доступно из URL: http://www.hlj.xinhuanet.com [Дата обращения 25.08.2006].
SUMMARY: The article “Forming of Border Cultural “Corridor” in North East of People’s Republic of China” by a post graduate of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Science Olga Ryabchenko elucidates the project of forming a specific passage (“corridor”) directed for development of culture in border and maritime districts of North East China at the end of 20th — the early 21th cc.