Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОДВИЖНОГО РУССКОГО УДАРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОДВИЖНОГО РУССКОГО УДАРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
234
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ / УДАРЕНИЕ / РАЗНОМЕСТНОСТЬ / ПОДВИЖНОСТЬ / АКЦЕНТОЛОГИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ORTHOEPIC NORMS / ACCENTS / DIVERSITY / MOBILITY / ACCENTOLOGY / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / LINGUISTIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ненько Валентина Михайловна, Нигматулина Ольга Александровна

В статье представлены виды практической работы, способствующей устранению трудностей в усвоении слов с подвижным ударением и направленные на совершенствование лингвистических компетенций младших школьников. Статья содержит как теоретические обоснования, так и практические рекомендации, связанные с пониманием специфики русского ударения. Предлагаемые упражнения могут быть использованы учителями начальной школы на занятиях орфоэпией русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ненько Валентина Михайловна, Нигматулина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IDEAS ABOUT FEATURES OF MOBILE RUSSIAN EMPHASIS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article presents the types of practical work that helps to eliminate difficulties in learning words with mobile stress and aimed at improving the linguistic competencies of younger students. The article contains both theoretical justifications and practical recommendations related to understanding the specifics of the Russian accent. The proposed exercises can be used by primary school teachers in the classroom orthoepy of the Russian language.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОДВИЖНОГО РУССКОГО УДАРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 371.3

кандидат филологических наук, доцент Ненько Валентина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г магистрант Нигматулина Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 имени А.С. Пушкина» (г. Калуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОДВИЖНОГО РУССКОГО УДАРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлены виды практической работы, способствующей устранению трудностей в усвоении слов с подвижным ударением и направленные на совершенствование лингвистических компетенций младших школьников. Статья содержит как теоретические обоснования, так и практические рекомендации, связанные с пониманием специфики русского ударения. Предлагаемые упражнения могут быть использованы учителями начальной школы на занятиях орфоэпией русского языка.

Ключевые слова: орфоэпические нормы, ударение, разноместность, подвижность, акцентология, младшие школьники, лингвистическая компетенция.

Annotation. The article presents the types of practical work that helps to eliminate difficulties in learning words with mobile stress and aimed at improving the linguistic competencies of younger students. The article contains both theoretical justifications and practical recommendations related to understanding the specifics of the Russian accent. The proposed exercises can be used by primary school teachers in the classroom orthoepy of the Russian language.

Keyword: orthoepic norms, accents, diversity, mobility, accentology, primary school children, linguistic competence.

Введение. Совершенствование речевой культуры младших школьников является одной из основных задач школы в условиях современного образования. Усвоение произносительных норм - важная составляющая часть работы над культурой речи, так как правильное произношение является показателем культурного уровня человека в целом.

Основная цель орфоэпической работы в начальной школе - обучение нормам русского литературного произношения. Это означает, что в процессе обучения в начальных классах учащиеся должны научиться не только грамотному письму, но и умению грамотно читать с соблюдением норм русского литературного языка, правильно строить устное высказывание.

К орфоэпическим правилам, регулирующим произношение звуков и звукосочетаний, примыкают и требования, предписывающие обязательные нормы в постановке ударения. Раздел, называемый в науке о языке акцентологией, изучает систему русского ударения, его особенности в словах и формах разных частей речи, исторические изменения ударения и причины таких изменений.

В начальной школе понимание словесного ударения способствует овладению навыками грамотного письма, помогает формировать произносительно-слуховую культуру младших школьников.

В работе над формированием словесного ударения принято выделять три направления:

1. Формирование представлений об ударении и его роли в языке.

2. Знакомство с основными свойствами русского ударения.

3. Формирование умения находить и выделять в слове ударный слог.

Указанные направления, в большей степени, обращены к фонетической стороне ударения: его количественно-динамическому характеру, пониманию различий в произношении ударного и безударных слогов, способности услышать ударный гласный. Но не менее важным аспектом формирования представлений о языке является понимание специфики русского ударения. Это его нефиксированный характер, подвижность, а также временная изменчивость и вариативность.

Такие особенности русского ударения, как разноместность и подвижность, создают большие трудности при практическом изучении русского языка не только теми обучающимся, для которых русский язык не является родным, но и для большинства русскоязычных школьников [4].

Изложение основного материала статьи. Разноместное ударение, являясь индивидуальным признаком отдельного слова, выполняет смыслоразличительную функцию. Слово запоминается с его ударением (пАрта, картИна, водопАд) как факт словаря русского языка. Изменение ударения приводит к разрушению слова. В большинстве русских слов ударение фиксированное, т.е. закреплено за одной и той же морфемой во всех формах слова. Такое ударение называют неподвижным. Неподвижность ударения не вызывает особых трудностей у школьников, если слово усвоено с правильным ударением.

Подвижное ударение выполняет форморазличительную функцию (гОрода-городА, хОдите-ходИте) и является грамматическим средством. Подвижность ударения характерна для падежных форм некоторых существительных, глаголов на -ить , для ряда глаголов прошедшего времени, для кратких форм имён прилагательных. Наибольшие трудности у обучающихся при изучении особенностей русского ударения вызывают именно слова с подвижным ударением (например: начАть - нАчал - началА - нАчало, нАчали; бЕден-беднА-беднЕе и др.).

Таким образом, русское ударение как фонетическое средство обращено к фонетике, как различительное средство слова с его свободным, разноместным характером - к лексике, как отличающее разные формы благодаря своей подвижности - к грамматике. Нормы ударения необходимо прививать и развивать как во время лексической работы, так и на занятиях по грамматике. Современные акцентные нормы есть результат, с одной стороны, развития системы русского ударения, с другой, - сложившихся традиций и речевой практики.

Значимость ударения школьники начинают осознавать тогда, когда непосредственно сталкиваются с усвоением различных грамматических и орфографических правил, опирающихся на ударение, например:

. Калуга) . Калуга),

правописание безударных гласных корня слова, падежных окончаний существительных, прилагательных, образование отдельных глагольных форм, правописание некоторых суффиксов и приставок и др. [4].

В образовательных программах по русскому языку для начальной школы нет отдельного раздела, посвящённого изучению акцентных норм. Многие акцентологические понятия изучаются в рамках других тем, например, в разделе «Фонетика и орфоэпия», «Морфология и синтаксис», «Лексика». Отдельным акцентологическим понятиям, таким как разноместность, подвижность, на наш взгляд, уделяется недостаточное количество времени.

Нами были проанализированы учебники русского языка для начальной школы УМК «Школа Росси» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и УМК «Гармония» авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко с целью анализа слов с подвижным ударением. Ниже приведены примеры из учебников русского языка для 1-го класса общеобразовательных учреждений указанных УМК.

Слова с неподвижным и подвижным ударением, с сочетаниями согласных звуков представлены в «Орфоэпическом словаре» учебника русского языка 1 класса УМК «Школа России» (бАнты, взялА, взЯли, далА, дАли, ждалА, ждАли, звалА, звАли, звонИть, звонИт, повторИть, повторИм, пОнял, понялА) [5, с. 136].

В разделе «Как правильно говорить! Словарь. Правильно ставь ударение!» учебника русского языка УМК «Гармония» уделяется внимание грамматическим формам и произносительным нормам некоторых слов с подвижным ударением (бралА, дралА, клАла, послАла, включАт, включИм, звонИм, звонЯт) [8, с. 134].

Анализ учебников показал, что, начиная с 1-го класса, обучающиеся знакомится с отдельными категориями слов, для которых характерна подвижность ударения.

Учебники для 2-4 классов данных УМК расширяют работу по формированию акцентологических норм при работе над словами с подвижным ударением: включают формы прошедшего времени односложных глаголов с часто встречающимися отклонениями в формах женского рода. Однако нельзя согласиться, что ударение на отрицательной частице в формах среднего рода и множественного числа является единственной и актуальной современной нормой. Здесь уместно говорить о вариативном ударении: нЕжили и не жИли.

Упражнение 225. Прочитайте. Говорите правильно. Какое значение вносит частица не? Запомните произношение данных глаголов с частицей не.

Был - нЕ был, не былА, нЕ было, нЕ были; жил - нЕ жил, не жилА, нЕ жило, нЕ жили; дал - нЕ дал, не далА, нЕ дало, нЕ дали [6, с. 125].

В учебниках русского языка УМК М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко в конце каждого учебника также представлены грамматические формы слов с подвижным ударением и произносительные нормы, на которых следует заострить внимание обучающихся. В содержание учебника включены следующие разделы по формированию орфоэпических норм: «Как правильно писать, говорить? Правильно ставь ударение!» (бралА, далА, клАла, включАт). [7, с. 149], раздел «Глаголы» (бежИм - бегУ, хочУ - хотИм)» [6, с. 153]. Эти разделы направлены на то, чтобы помочь обучающимся усвоить правила произношения слов, в том числе и слов с подвижным ударением.

Несмотря на то что в начальных классах знакомство со словами с подвижным ударением начинается с 1-го класса, более углубленно эта особенность ударения изучается с 3-го класса, при работе на темой «Падежные окончания имён существительных». Далее работа продолжается в 4-м классе при изучении темы «Глагол», и у обучающихся возникают определённые затруднения, например, при образовании родовых форм прошедшего времени некоторых глаголов непродуктивных классов (нанять, принять, начать и др.), имеющих подвижное ударение. Возможно, причина трудностей связана с тем, что программой предусмотрено недостаточное количество часов для закрепления данных тем.

В проведённом нами эксперименте в 2018-2019 учебном году на базе МБОУ «СОШ № 6 им. А.С. Пушкина» г. Калуги и МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги, в котором принимали участие выпускники 4-х классов, обучающимся было предложено выполнить несколько заданий по обозначению ударения в словах, в том числе в словах с подвижным ударением. После анализа выполненных работ мы выявили, что ошибки были допущено в формах слов разных частей речи, наибольшее количество их в глаголах (сверлить, баловать, оптовый, класть, оборвать и др.) Из полученных результатов видно, что многим обучающимся необходима целенаправленная работа по устранению выявленных пробелов в знаниях.

Выполнение заданий по разграничению омографов (атлас - атлас, ирис - ирис и т.п.) показала, что 55 % обучающихся 4-х классов на смогли подобрать пару слов-омографов, хотя, знакомство с ними начинается с 1-го класса в букварном (основном) периоде и продолжается при изучении блока «Русский язык» содержательной линии «Система языка» (основы лингвистических знаний) УМК «Школа России», по которому обучались данные учащиеся.

Упражнение 7. Прочитай слова. Что обозначает каждое из них? Что помогает отличить одинаковые по написанию, но разные по значению слова? Запиши слова-названия картинок. Обозначь в них ударение. Слова: зАмок - замОк, Атлас- атлАс, стрЕлки - стрелкИ [5, с. 42].

Наш опыт показывает, что для преодоления орфоэпических ошибок необходимо фиксировать внимание детей на смыслоразличительной роли русского ударения и на его роли в словоизменении и словообразовании.

Дети приходят в школу с уже обретенным опытом произношения слов с правильным ударением. Устойчивые отклонения могут быть вызваны особенностями произношения в семейном окружении ребенка и содержать черты диалектных (рЕмень, холоднО), профессиональных (рУдник, компАс), просторечных (людЯм, средствА) акцентных вариантов.

Нами была разработана система упражнений по работе над словами с подвижным ударением, что может быть существенным дополнением к изучению теоретических основ раздела «Фонетика и орфоэпия». Упражнения направлены на усвоение акцентологических норм русского языка младшими школьниками как средства формирования их лингвистических компетенций.

Ниже приведены отдельные виды упражнений, которые полезно будет использовать при работе над словами с подвижным ударением.

Упражнение 1. Прочитать правило, поставить ударение в глаголах. Составить и записать 1-3 предложения с любой парой глаголов. Прочитать получившиеся предложения.

Правило: в глаголах ж. р. в форме прошедшего времени ударным становится окончание -а.

Слова: понять-поняла, начать-начала, врать-врала, гнать-гнала, назваться- назвалась, обогнать-обогнала, звать-звала, ждать-ждала, полить-полила и др.

Слова-исключения: класть -клала, красться - кралась, послать- послала, стать- стала.

И все слова с ударной приставкой вы-: выпить-выпила, вылить-вылила, вызвать-вызвала, выдернуть-выдернула и др. [3].

Упражнение 2. Прочитать, употребив вместо точек подходящие по смыслу слова понял, поняла, поняли. Следить за ударением в этих словах.

Учительница объясняла урок, а потом спросила: «Все ...?».

Лена сказала: «Я не...». «А ты, Дима, ...?». «Да, ...»,— ответил Дима.

«Объясни, как ты ...». Мальчик объяснил. «Вот теперь все ...», — сказала учительница.

Упражнение 3. Составить и записать словосочетания с глаголами в форме прошедшего времени. Обозначить в глаголах ударение. Объяснить, почему изменяется место ударения. В случае затруднения проверить по словарю.

Слова: Начать, передать, призвать, попить, поднять, принять, ждать.

Упражнение 4. Прочитать несколько раз данные группы слов. Составить предложения с этими словами. Записать предложения с любой группой слов, подчеркнуть гласную, на которую падает ударение, красным карандашом.

Занять - занял - заняли - заняла. Начать - начал - начала - начали.

Брать - брал -брала. Понять - понял - поняла - поняли.

Гнать - гнал - гнала. Взять - взял - взяла - взяли.

Ждать - ждал - ждала. Быть - была - было.

Запереть - запер - заперла.Звать - звал - звала - звали.

Упражнения по работе со словами-омографами.

Упражнение 1. Расставить в словах ударение. Выписать пары слов, которые имеют разные значения.

Слова для примера: замок, стол, ёжик, летит, мяч, большой, кружки, луна, сидит, холодный, ловит, мою, вести, картофель, яичница, три, смешные, пугало, велосипед, гвоздики, село и др.

Упражнение 2. Прочитать предложения. Найти и выписать из предложений омографы, объяснить их значение.

1) По реке плыли пироги. Мы помогли маме печь пироги.

2) На двери дома висел амбарный замок. Королевский замок стоит на высокой горе.

3) На берёзе сидела говорливая сорока. Солдат около поезда было больше сорока человек.

4) В соборе играл орган. Сердце - мышечный орган нашего тела.

5) Бабушка посадила на клумбе ирис. Мой брат не любит ирис.

6) Нас ожидала дальняя дорога. Эта вещь мне очень дорога!

Упражнение 3. Рассмотреть пары слов. Одинаковое или разное значение имеют эти пары слов? Обосновать своё мнение. Устно составить с несколькими парами словосочетания или предложения [9].

Руки - руки мелок - мелокдорога - дорога

Вёдра - ведра мою - моюдома - дома

Озёра - озера таю - таюгости - гости

Духи - духи вывозить - вывозитьотрезать - отрезать

Выводы. В заключение отметим, что для достижения положительной динамики работа по формированию норм произношения и ударения должна носить системный характер. Мы убеждены, что регулярное использование учителями начальных классов разнообразных упражнений такого типа позволит восполнить имеющиеся у обучающихся пробелы в овладении акцентными нормами и в дальнейшем будет способствовать развитию их лингвистических компетенций.

Литература:

1. Аванесов Р.И. Об ударении в русском языке. Часть 2 [электронный ресурс]: Ударение подвижное и неподвижное // Интернет-журнал Грамота.ру 20.08.2014 URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash/28_747 (дата обращения: 12.09.2020 г.).

2. Ахмедова Д.Х. Работа над ударением в связи с изучением грамматики русского языка // Интернет-ресурс VIDEOUROKI.net 09.05.2019 URL: https://videouroki.net/razrabotki/rabota-nad-udarieniiem-v-sviazi-s-izuchieniiem-ghrammatiki-russkogho-iazyka.html (дата обращения: 20.02.2020 г.)

3. Буряк М.В. Ударения за 10 минут в день. Ростов н/Д: Феникс, 2019. 16 с.: + круговой тренажёр. -(Экспресс-школа).

4. Иванов П.П. Методика правописания безударных гласных в начальной и средней школе. Издание второе. М.: 1955. - 240 с.

5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 5-е изд.- М.: Просвещение, 2014 г. - 145 с.

6. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класса. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях. Часть 2. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2013 г. - 159 с.

7. Соловейчик М.С. Русский язык: Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко - 10-е изд. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2015 г. - 176 с: ил.

8. Соловейчик М.С. Русский язык: Учебник для 1 класса общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко - 9-е изд. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2015 г. - 144 с: ил.

9. Тарасова Л.Е. Школьный словарь омографов. Кто? Что? М.: 5 за знания, 2018. - 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.