Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование элементарных математических представлений / представления о величинах и их измерении / дидактическая игра / старший дошкольный возраст / formation of elementary mathematical concepts / ideas about quantities and their measurement / didactic game / senior preschool age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Марина Владимировна, Макеева Светлана Юрьевна

В статье описываются результаты проведенного исследования по формированию представлений о величинах и их измерении у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр. Предлагаются диагностические задания по выявлению уровня сформированное™ представлений о величинах и их измерении у детей старшего дошкольного возраста. Представлен комплекс дидактических игр способствующий развитию представлений о величине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксенова Марина Владимировна, Макеева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the results of a study on the formation of ideas about quantities and their measurement in older preschool children by means of didactic games. Diagnostic tasks are proposed to identify the level of formation of ideas about quantities and their measurement in older preschool children. The complex of didactic games contributing to the development of ideas about the magnitude is presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Аксенова Марина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Макеева Светлана Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье описываются результаты проведенного исследования по формированию представлений о величинах и их измерении у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр. Предлагаются диагностические задания по выявлению уровня сформированности представлений о величинах и их измерении у детей старшего дошкольного возраста. Представлен комплекс дидактических игр способствующий развитию представлений о величине.

Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений, представления о величинах и их измерении, дидактическая игра, старший дошкольный возраст.

Annotation. The article describes the results of a study on the formation of ideas about quantities and their measurement in older preschool children by means of didactic games. Diagnostic tasks are proposed to identify the level of formation of ideas about quantities and their measurement in older preschool children. The complex of didactic games contributing to the development of ideas about the magnitude is presented.

Key words: formation of elementary mathematical concepts, ideas about quantities and their measurement, didactic game, senior preschool age.

Введение. Дошкольный возраст - это начальный период развития личности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования существуют области развития дошкольников, одной из которых является «Познавательное развитие».

Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений является одной из составных частей области «Познавательное развитие» и необходимо для понимания ребенком окружающей действительности.

Представления о величинах и их измерении являются разновидностью математических представлений дошкольников и относятся к числу сложно усваиваемых. В старшем дошкольном возрасте дети получают первичные представления о длине (высоте, ширине) как свойстве предметов иметь протяженность, об объеме как способности тела занимать некоторую часть пространства, о массе. Знакомятся с понятием «мерка», учатся измерять и сравнивать величины выбирая различные мерки.

Педагогу необходимо сделать процесс усвоения знаний о величинах и их измерении интересным. Одним из средств, позволяющих решить эту проблему может стать дидактическая игра.

Использование дидактических игр в процессе обучения на основе поддержания интереса к изучаемому вопросу со стороны воспитанников, позволит детям лучше освоить понятия масса, длина, объем.

Вышеуказанное определяет актуальность данной исследовательской работы.

Проблема исследования заключается в подборке и реализации комплекса различных видов дидактических игр по формированию у старших дошкольников представлений о величинах и их измерении.

Изложение основного материала статьи. В рамках проведенного исследования была проанализирована психолого-педагогическая и учебно-методическая литература по проблеме исследования. На основе проведенного анализа, можем сказать, что дидактическая игра средство активного обучения в дошкольном образовательном учреждении, используется в целях формирования понятий в игровой форме.

Можно выделить три основных вида дидактических игр: игры с предметами; настольные игры; словесные игры. Любая дидактическая игра содержит основные компоненты: цель, задачи (могут быть обучающие и игровые), правила, игровые действия и результат [2]. Дидактическая игра помогает развивать речь, мышление, способствует воспитанию нравственных черт личности.

Являясь средством активного обучения, дидактическая игра на занятиях математики при изучении величин позволяет развивать у детей пяти-семи лет следующие умения [1]:

- для совокупности пяти (десяти) объектов, разной длины, (высоты, ширины); массы или объема устанавливать размерные отношения (быть длиннее (выше, шире), тяжелее, иметь больший объем);

- располагать объекты из совокупности в порядке увеличения (убывания) величины (длины, массы, объема);

- выражать в предложении порядок объектов и то как они соотносятся по какой-либо величине (книга в разноцветной обложке - толще всех, в коричневой - немножко тоньше, в мягком переплете - еще потоньше, но она толще той которая в синей обложке, а в красной обложке тоньше той которая в синей обложке и тоньше всех книг на полке и т.д.);

- сравнивать два объекта по величине (длине, толщине, массе, объему) используя третий, который считается мерой; находить объекты длиннее (короче), толще (тоньше), тяжелее (легче) чем выбранный, и имеющие равную длину, объем,

Включение дидактических игр в занятия по математике позволяет сделать обучение более интересным, создавая и поддерживая определенный эмоциональный настрой, активность старших дошкольников.

Базой исследования являлось МБДОУ «Детский сад № 66» г. Оренбурга.

Опытная составляющая исследования включала два этапа.

Первый этапе предполагал отбор и апробацию комплекта диагностических заданий с целю выявления уровня сформированности представлений о величинах и их измерении у детей пяти-семи лет.

Были выделены критерии и определены три уровня сформированности представлений о величинах и их измерении у детей пяти-семи лет.

В процессе диагностики использовались задания И.К. Куроптевой, Г.Г. Хазиевой. Детям необходимо было сравнить объекты разной длины, толщины, установить отношение меньше по величине, рассказать о расположении объектов и о том, как они соотносятся по величине, сравнить 2 объекта с помощью выбранной меры, найти объекты длиннее (короче), или тоньше (толще).

Комплекс диагностических заданий состоял из трех заданий.

Задание 1. «Посади ёлочки». Выявление умения сравнивать объекты по высоте, располагать их в порядке уменьшения высоты, используя в предложении понятия «выше», «ниже».

Задание 2. «Сравни мячики». Направленно на выявление умения сравнивать два объекта по величине используя третий, который считается мерой.

Задание 3. «Кто какого роста?». Направленно на выявление умение находить объекты такие же по величине что и данный или меньшие (большие) по величине, чем данный.

Результаты выполнения диагностических заданий по определению уровня представлений о величинах и их измерении у детей пяти - семи лет отражены в таблице.

Таблица 1

Результаты диагностики уровня сформированности представлений о величинах и их измерениях детей

экспериментальной группы

Воспитанник Результат диагностики (в баллах) Уровень

Задание 1 Задание 2 Задание 3

1 1 2 0 средний

2 2 2 1 высокий

3 0 1 0 низкий

4 1 1 1 средний

5 1 0 0 низкий

6 1 2 0 средний

7 0 0 1 низкий

8 0 1 1 низкий

9 1 2 0 средний

10 1 1 0 средний

11 2 2 1 высокий

12 1 1 1 средний

13 1 2 1 средний

14 1 1 0 средний

15 0 1 0 низкий

16 2 1 1 средний

17 2 1 1 средний

18 1 0 0 низкий

19 1 2 1 средний

20 0 1 0 низкий

Результаты диагностики в процентном соотношении представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты диагностики уровня сформированности представлений о величинах и их измерении у

детей экспериментальной группы

Анализируя результаты диагностического этапа пришли к выводу: уровень сформированности представлений о величинах у детей экспериментальной группы недостаточно высок.

В этой связи необходимо повышение эффективности процесса формирования представлений о величинах у детей экспериментальной группы.

В рамках второго этапа опытной работы был разработан комплекс дидактических игр, направленный на формирование представлений о величинах у детей пяти - семи лет.

Комплекс был составлен с учетом анализа работ A.A. Столяра, З.А. Михайловой, Л.А. Венгера, Л.С. Метлина и состоял из сорока игр, условно разбитых на четыре блока.

В первый блок были включены игры, в которых для совокупности пяти (десяти) объектов, разной величины нужно установить размерные отношения.

Во второй блок включены игры, в которых нужно расположить объекты из совокупности в порядке увеличения (убывания) величины.

Третий блок состоял из игр, в которых нужно сравнивать два объекта по величине используя третий, который считается мерой.

Четвертый блок содержал игры, в которых нужно находить объекты длиннее (короче), толще (тоньше), тяжелее (легче) чем выбранный, и имеющие равную длину, объем, массу.

Приведем примеры дидактических игр из каждого блока.

Первый блока игра «Построй мостик».

Цель игры, закреплять умение сравнивая объекты по ширине.

Материалы игры, «дощечки» из картона имеющие разную ширину, два листа голубого цвета имеющих форму реки.

Ход игры. Дети распределяются в две команды. Каждая получает набор из семи картонных «дощечек» разной ширины. Каждой команде предлагается построить мост через реку (лист голубого цвета) из имеющихся «дощечек», причем обязательное условие, что мост строится от самой узкой дощечки к самой широкой. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно построила мост через речку.

Во второй блок включены шесть дидактических игр, одной из которых является игра «Высади дерево».

Цель игры: учить старших дошкольников располагать имеющиеся предметы по возрастанию или убыванию их высоты.

Материалы игры: комплекты бумажных деревьев различной высоты.

Ход игры: Каждый берет комплект бумажных деревьев различной высоты. Нужно выложить деревья по увеличению их высоты, потом по уменьшению их высоты. Каждый раз определяется победитель - кто правильно и раньше всех разложит свои деревья.

Третий блок включает пять игр. Например, игра «Шнурки для Вовы».

Цель игры, учить детей сравнивать два предмета по величине с помощью третьего.

Материалы игры, два одинаковых комплекта шнурков разной длины, картонные ботинки.

Ход игры. Дети распределяются в две команды. Каждая получает набор из шнурков имеющих разную длину. Каждой команде предлагается помочь мальчику Вове который собирается на прогулку, но потерял один шнурок. Командам нужно помочь Вове и подобрать второй шнурок из имеющегося комплекта. Обязательно условие: шнурок может быть другого цвета, но обязательно такой же длины, что который есть у Вовы и прикреплен к одному ботинку. Побеждает та команда, которая правильно и быстрее подобрала шнурок для Вовы.

Четвёртый блок включает в себя семь дидактических игр. Одной из них является игра «Домики».

Цель игры: закреплять умение находить предметы которые выше или ниже чем имеющийся.

Материалы игры: комплект домиков разной высоты, два листа бумаги (один большой, другой поменьше).

Ход игры: Каждый ребенок получает комплект бумажных домиков различной высоты и два листа (один большой, другой поменьше). Детям необходимо на лист большего размера выложить домики которые выше, чем образец, на лист меньшего размера выложить домики пониже, чем образец. И объяснить свое решение. Победитель правильно и раньше всех раскладывает домики и объяснить выполненные действия.

Специфика предлагаемых дидактических игр заключается в устойчивости интереса детей несмотря на частое их использование. Это связано с тем, что материал игры можно менять, оставляя правила теми же. Игры в комплексе расположены от простых к сложным. А игры одного блока помещены одна за другой, причем внутри каждого блока тоже соблюдается тот же принцип. При первоначальном знакомстве детей с величинами использовали игры в том порядке в котором они расположены в самом комплексе. Позже использовали игры в любом порядке.

Выводы. Сконструированный комплекс дидактических игр обогащает дошкольников новыми представлениями, вызывает устойчивый непосредственный интерес. Систематическое использование дидактических игр из рассматриваемого комплекса на занятиях, в самостоятельной деятельности детей и дома позволяет наиболее эффективно формировать представления о величинах у дошкольников.

Комплекс дидактических игр был использован нами в соответствии с изучаемыми темами, соответствовал поставленным целям и задачам занятий, был направлен не только на формирование представлений о величинах и их измерении, но и способствовал изучению нового или закреплению пройденного материала. Комплекс дидактических игр, по нашему мнению, позволил разнообразить занятия по математике, сделать их более увлекательными, занимательными, интересными. Дидактические игры дают возможность не только формировать у дошкольников представления о величинах, но и расширять их кругозор, что позволяет глубже и прочнее овладеть программным знанием, в условиях эффективного развития детей. Наблюдения за детьми показали, что при выполнении заданий из комплекса дети чувствовали себя комфортно. Кроме этого, было заметно, что используемый комплекс был интересен для тех детей, у которых в процессе диагностики был выявлен низкий уровень.

Литература:

1. Леушина, A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / A.M. Леушина. - Москва: Сфера, 2004. - 368 с.

2. Тихеева, Е.И. Дидактические игры / Е.И. Тихеева. - Москва: Просвещение, 1980. - 239 с.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Аксенова Марина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Швецова Резеда Фаритовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ЗАДАЧАМИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО НА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье раскрываются вопросы формирования у младших школьников умения решать задачи на нахождение четвертого пропорционального на уроках математики. Рассматриваются содержание, встречающиеся виды и этапы работы над задачами данного типа. Раскрываются особенности этапа проверки решения задач на нахождение четвертого пропорционального. На примере конкретной задачи описываются приемы прикидки, соотнесения полученного результата с условием задачи, составления и решения обратной задачи, решения задачи другим способом и выяснение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.