Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРУКТУРЕ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ ФУТБОЛИСТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРУКТУРЕ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ ФУТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / КОМПОЗИЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернецов Максим Михайлович, Пегов Владимир Анатольевич, Биткин Валерий Михайлович

В статье приводится анализ сформированности представлений о структуре игрового пространства футболистов и осуществляется попытка обоснования путей развития композиционного мышления на его основе. Отмечается, что тактический замысел, реализованный посредством сознательного созидания пространственно-геометрических игровых форм, выступает в роли эффективного средства ведения соревновательной деятельности за счет образования функциональных взаимосвязей. Кроме того, композиционные взаимосвязи предлагается рассматривать не только как «маршруты перемещения мяча», но и «смысловые связи» определяющие содержание игрового взаимодействия. Авторы отмечают низкие показатели композиционного мышления футболистов (членов студенческих команд), и предлагают пути совершенствования тактической подготовки, за счет совершенствования представлений о структуре игрового пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IDEAS ABOUT THE STRUCTURE OF THE PLAYING SPACE AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF COMPOSITIONAL THINKING OF FOOTBALL PLAYERS

The article analyzes the formation of ideas about the structure of the playing space of football players and attempts to substantiate the ways of developing compositional thinking based on it. It is noted that the tactical plan, implemented through the conscious creation of spatial and geometric game forms, acts as an effective means of conducting competitive activities through the formation of functional relationships. In addition, compositional relationships are proposed to be considered not only as "ball move ment routes", but also as "semantic connections" that determine the content of game interaction. The authors note the low indicators of compositional thinking of football players (members of student teams), and suggest ways to improve tactical training by improving ideas about the structure of the playing space.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРУКТУРЕ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ ФУТБОЛИСТОВ»

Музыка активизирует внутренние ресурсы ребенка, помогает расслабиться, снимает напряжение, повышает самооценку, помогает справиться с проблемами.

Существует множество техник музыкальной терапии, успешно использующихся на практике и не требующих сложного оборудования, не имеющих ограничений и противопоказаний и дополняющих различные медицинские и психологические подходы в лечении. Такие техники эффективно интегрируются, к примеру, в программы различных профессиональных психологических тренингов.

На пути личностного и эмоционального развития детей для преодоления трудностей и оказания им эмоционально-психологической поддержки в индивидуальной и групповой практической работе применяются все чаще средства музыкальной терапии, открывая еще одно окно в мир ребенка.

Контактная информация: lara-bostanova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.05.2022

УДК 159.955

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРУКТУРЕ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ ФУТБОЛИСТОВ

Максим Михайлович Чернецов, кандидат педагогических наук, Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, профессор, Валерий Михайлович Биткин, кандидат педагогических наук, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

Аннотация

В статье приводится анализ сформированности представлений о структуре игрового пространства футболистов и осуществляется попытка обоснования путей развития композиционного мышления на его основе. Отмечается, что тактический замысел, реализованный посредством сознательного созидания пространственно-геометрических игровых форм, выступает в роли эффективного средства ведения соревновательной деятельности за счет образования функциональных взаимосвязей. Кроме того, композиционные взаимосвязи предлагается рассматривать не только как «маршруты перемещения мяча», но и «смысловые связи» определяющие содержание игрового взаимодействия. Авторы отмечают низкие показатели композиционного мышления футболистов (членов студенческих команд), и предлагают пути совершенствования тактической подготовки, за счет совершенствования представлений о структуре игрового пространства.

Ключевые слова: футбол, композиционное мышление, игровое пространство.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p598-602

FORMATION OF IDEAS ABOUT THE STRUCTURE OF THE PLAYING SPACE AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF COMPOSITIONAL THINKING OF

FOOTBALL PLAYERS

Maksim Mikhailovich Chernetsov, the candidate of pedagogical sciences, Vladimir Anatol-yevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior, Valeriy Mikhailovich Bitkin, the candidate ofpedagogical sciences, Smolensk State University of Sport

Abstract

The article analyzes the formation of ideas about the structure of the playing space of football players and attempts to substantiate the ways of developing compositional thinking based on it. It is noted that the tactical plan, implemented through the conscious creation of spatial and geometric game forms, acts as an effective means of conducting competitive activities through the formation of functional relationships. In addition, compositional relationships are proposed to be considered not only as "ball move-

ment routes", but also as "semantic connections" that determine the content of game interaction. The authors note the low indicators of compositional thinking of football players (members of student teams), and suggest ways to improve tactical training by improving ideas about the structure of the playing space.

Keywords: football, compositional thinking, game space.

ВВЕДЕНИЕ

Игровая деятельность в футболе рассматривается как сложная динамическая система с большим количеством элементов, в то время как тактической подготовке отводится ключевая роль по их структурированию и упорядочиванию. Эффективная тактическая расстановка, представленная набором игроков-элементов, призвана создавать условия для возникновения следующих ситуаций:

- численное преимущество игроков в ключевых зонах игрового пространства;

- создание большего количества взаимосвязей между игроками.

Второе условие достигается только за счет образования игровых пространственно-геометрических форм (треугольники, ромбы, квадраты), т. к. чем сложнее форма, тем больше взаимосвязей она содержит. Число взаимосвязей между организованными элементами всегда больше, чем самих элементов (формула для расчета: n2-n/2).

Композиционные взаимосвязи в игровом пространстве между функциональными и базовыми элементами образуют не только «маршруты перемещения мяча», но и «смысловые связи», которые определяют содержание и качество игрового взаимодействия.

Гипотеза исследования: предполагается, что развитие композиционного мышления футболистов необходимо осуществлять на основе формирования представлений о структуре игрового пространства.

Цель исследования - оценить степень сформированности представлений о композиционной структуре игрового пространства у квалифицированных футболистов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; методы организационно-обучающей игры, контент-анализа; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

В констатирующем педагогическом эксперименте приняли участие 2 группы по 20 спортсменов, имеющие стаж занятий футболом 8-10 лет и являющиеся членами студенческой команды СГУС г. Смоленск (призеры НСФЛ 2021 г.)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В предыдущих статьях мы отмечали, что игровое пространство сознательно конструируется игроками в виде геометрических форм с опорой на композицию ключевых зон [4, 5]. Игра в целом представляет собой сеть геометрических фигур, созидаемых футболистами во времени и пространстве. Если понимать композицию как «конструкцию для смысла», то композиция как объект композиционного мышления рассматривается в качестве структуры взаимодействия в игровой ситуации.

Цель композиционного мышления — организовать игровые элементы в смысловую целостность, которая содержит в себе свойства коммуникации между игроками и средства достижения цели.

В основе игровой композиции лежит идея или тактический замысел, определяющий композиционный строй и предполагающий определённый способ мышления. При первоначальном восприятии объекта вначале выявляется характер «целой формы» и только потом конкретизируются детали. Согласно теории функциональных систем П.К. Анохина, геометрический образ движения первичен по отношению к реализующей ее функциональной системе индивида [1].

Композиционная структура игрового пространства в футболе рассматривается на трех уровнях: компоновка, конструирование, целостная композиция [5]. Процесс модели-

рование игрового пространства в рамках формосложения предполагает последовательное прохождение этапов от компоновки к выстроенной композиции, а мышление формой и объемами - от целостной композиционной идеи к объектам компоновки (рисунок).

Формосложение

Конструирование

Композиция

Композиционное мышление

Рисунок - Способы композиционного моделирования игрового пространства

Основной методологической особенностью моделирования игрового пространства является то, что геометрический образ игрового взаимодействия является исходной точкой принятия решения в игре и реализации двигательной программы.

Обучение мышлению целостной композиционной формой и пространством обосновывается необходимостью выбора стратегического плана на игру и базовой тактической схемы, которая будет способствовать возникновению более частых шансов для взятия ворот соперника и эффективным оборонительным действиям.

Метод организационно-обучающей игры (ООИ), разработанный в рамках научной школы развивающего обучения С.Д. Неверковича, мы рассматриваем как эффективное средство развития и диагностики сформированности представлений о структуре игрового пространства и композиционного мышления футболистов [3]. Эффективность применения ООИ в процессе тренировочной и учебной деятельности футболистов определяется включением их в коллективную мыслительную деятельность и освоением специальных мыслительных действий (проблематизация, рефлексия, понимание, анализ и оценка) [2].

В ходе проведения ООИ, мы обращали внимание на степень сформированности структурных компонентов композиционного мышления футболистов:

- объемно-пространственное мышление (умственные действия по восприятию и пониманию целостной игровой ситуации);

- точность и объем восприятия (пространственная и количественная точность расположения игровых элементов);

- рефлексия (умственные действия по самоанализу).

Для участия в ООИ футболисты в каждой из возрастной групп, были разделены на 2 функциональные микро-группы: «архитекторы» и «реконструкторы». «Архитекторы» произвольно выбирали игровой видео-момент, просматривали его и описывали словами на листе бумаги. «Реконструкторы» на основании письменного описания предпринимали попытку воспроизвести игровой момент на макете.

В ходе педагогического эксперимента участники получали опыт работы в каждой микро-группе для развития навыков объемно-пространственного восприятия, вербально-письменного воспроизведения, а также схематически-плоскостной реконструкции игро-

вой ситуации на макете.

С помощью контент-анализа вербальной и письменной продукции в ходе проведения ООИ фиксировались содержание и частота одинаковых слов, высказываний, рассуждений и определялось процентное соотношение встречаемости. За единицу счета принята тема высказывания, единицу кодирования - слово, контекстуальной единицу - письменное описание игрового момента.

Для изучения количественных и смысловых характеристик определены категории анализа (ключевые понятия об игровом пространстве, которые соответствуют трем уровням композиционного мышления).

В соответствии с задачами исследования были выделены 8 базовых категорий, отражающих уровень сформированности компонентов композиционного мышления и представлений о структуре игрового пространства. В таблице 1 приведены результаты анализа серии организационно-обучающих игр, в ходе которых футболисты поочередно выступали в роли «архитекторов» и «реконструкторов». Весь массив письменных описаний обработан на предмет поиска соответствия содержания заданным критериям.

Таблица 1 - Сравнительный анализ показателей сформированности представлений о структуре игрового пространства у футболистов до этапа рефлексии в ООИ (в %)_

№ Категории Группы испытуемых

1-2 курс 3-4 курс

1 Цельно-композиционное или фрагментарное описание 10 10

2 Пространственная точность расположения игроков 20 30

3 Объем динамических элементов (кол-во игроков, участвующих в игровой ситуации) 15 25

4 Ритмо-темповая структура игровых действий 15 25

5 Динамическая структура игровых действий 20 20

6 Плотность-разреженность, цельность-разорванность игрового пространства 10 20

7 Детализация и дифференциация игрового пространства 15 35

8 Пространственное расположение тела игрока по отношению к игровой ситуации 5 10

Результаты предварительного этапа проведения ООИ (до групповой рефлексии) свидетельствуют о невысоком уровне сформированности представлений о структуре игрового пространства у испытуемых двух групп. Спортсмены-студенты 3-4 курсов незначительно превосходят младшекурсников по показателям детализации игрового пространства, пространственной точности расположения игроков и вниманию к ритмо-темповой структуре игровой ситуации.

После проведения межгрупповых дискуссий, проблематизации, анализа и рефлексии сложившейся ситуации, проведена вторая серия игр, результаты которой свидетельствуют о незначительном увеличении показателей сформированности представлений о структуре игрового пространства при умеренном росте показателей пространственной точности (таблица 2).

Таблица 2 - Сравнительный анализ показателей сформированности представлений о структуре игрового пространства у футболистов после этапа рефлексии в ООИ (в %)_

№ Категории Футболисты

15-16 лет Студенты

1 Цельно-композиционное или фрагментарное описание 20 25

2 Пространственная точность расположения игроков 35 50

3 Ритмо-темповая структура игровых действий 15 25

4 Объем динамических элементов (кол-во игроков, участвующих в игровой ситуации) 30 45

5 Динамическая структура игровых действий 25 20

6 Плотность-разреженность, цельность-разорванность игрового пространства 10 20

7 Детализация и дифференциация игрового пространства 35 55

8 Пространственное расположение тела игрока по отношению к игровой ситуации 5 10

В половине случаев вербальная продукция участников содержит темы пространственной точности расположения игроков и детализации игрового пространства. Крайне мало отмечено случаев цельно-композиционного мышления, предполагающего видение

целостной игровой ситуации с указанием внутренних закономерностей развития игровой ситуации с привязкой к структуре игрового пространства.

ВЫВОДЫ

В спортивных играх среди спортсменов и тренеров в большей степени распространено мышление, называемое формосложением, предполагающее движение от элемента к целому, подобно образованию слов из букв или текста из предложений. При этом качественные характеристики элемента также отсутствуют в вербальной продукции (положение тела игрока и его сегментов; положение вратаря и его передвижения; часть ворот, в которую забит мяч). Пространственная точность и объем восприятия игровых элементов (игроки двух команд, мяч, игровое пространство) формируется вокруг движения мяча при полном упускании из вида остальных игроков. Объемно-пространственное мышление или умственные действия по восприятию и пониманию целостной игровой ситуации носят фрагментарный характер. Положительная динамика отмечается в способности к рефлексии собственного опыта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П.К. Кибернетика функциональных систем / П.К. Анохин. - Москва : Медицина, 1998. - 397 с.

2. Костюнина Л.И. Формирование творческого мышления юных футболистов как условие повышения эффективности тренировочного процесса / Л.И. Костюнина, А.С. Чайкин // Поволжский педагогический поиск. - 2018. - № 8 (25). - С. 126-134.

3. Неверкович С.Д. Методика проведения и структура организационно-обучающих игр. / С.Д. Неверкович // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 1. - С. 12-17.

4. Пегов В.А. Игровое мышление как мышление в пространстве / В.А. Пегов, М.М. Чернецов // Наука и образование: современные тренды : коллективная монография. Выпуск II. - Чебоксары : Интерактив плюс, 2013. - С. 33-45.

5. Чернецов М.М. Инновационный подход к формированию представлений об игровом пространстве в футболе в аспекте композиционных схем / М.М. Чернецов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 398-404.

REFERENCES

1. Anokhin, P.K. (1998), Cybernetics of functional systems, Medicine, Moscow.

2. Kostyunina, L.I. and A.S. Chaikin (2018), "Formation of creative thinking of young football players as a condition for improving the effectiveness of the training process", Volga Region Pedagogical Search, Vol. 8, No. 25, pp. 126-134.

3. Neverkovich, S.D. (1988), "Methodology of conducting and structure of organizational and educational games", Theory and practice ofphysical culture, 10, No. 1, pp. 12-17.

4. Pegov, V.A. and Chernetsov, M.M. (2013), "Game thinking as thinking in the space", Science and education: current trends: a collective monograph. Series "Scientific and methodological library", Issue II, publishing house CNS "Interactive plus", Cheboksary, pp. 33-45.

5. Chernetsov, M.M. (2020), "An innovative approach to the formation of ideas about the playing space in football in the aspect of compositional schemes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 10, No. 188, pp. 398-404.

Контактная информация: Chernetsov-smolsport@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.