Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / представления / старший дошкольный возраст / патриотизм / малая Родина / formation / representations / senior preschool age / patriotism / small Motherland

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фархшатова Ирина Абдуллаевна

В статье обозначена актуальность формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста. Автором проанализированы нормативно-правовые источники, исследованы различные точки зрения по заявленной проблеме. В статье уточнена сущность таких понятий как «представления», «патриотизм», «малая Родина». Также были раскрыты психолого-педагогические аспекты формирования представлений о малой Родине. Были раскрыты возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и, на основании этого, определено организационно-содержательное наполнение исследуемого процесса. На основе проведенного теоретического анализа и опыта практической деятельности автором предложены направления, формы организации процесса формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста. Обоснованы виды продуктивной деятельности старших дошкольников, повышающие эффективность исследуемого процесса. Также предложено примерное содержание перспективного плана по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста. Автор, в качестве примера, приводит темы занятий. К каждой теме также имеются методические указания, повышающие эффективность проводимой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фархшатова Ирина Абдуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article indicates the relevance of the formation of ideas about the small homeland in older preschool children. The author analyzes regulatory and legal sources, examines various points of view on the stated problem. The article clarifies the essence of such concepts as "representations", "patriotism", "small Motherland". Psychological and pedagogical aspects of the formation of ideas about the small homeland were also revealed. The age characteristics of older preschool children were revealed and, based on this, the organizational and content content of the process under study was determined. Based on the theoretical analysis and practical experience, the author suggests the directions, forms of organization of the process of forming ideas about the small Homeland in older preschool children. The types of productive activities of senior preschoolers that increase the effectiveness of the process under study are substantiated. The approximate content of a long-term plan for the formation of ideas about a small homeland in older preschool children is also proposed. The author, as an example, gives the topics of classes. There are also methodological guidelines for each topic that increase the effectiveness of the work carried out.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Учащиеся должны проанализировать и доказать, какая из двух картин наиболее ярко передает образ Бога, который Сергей Есенин и Таймураз Хаджеты хотели донести до читателя и ответить на вопрос: Передают ли образы художников внутренний мир поэтов? При этом учащимся следует сформулировать три тезиса, подтвердив их примерами из предложенных для анализа текстов.

Выводы. Поиски движения лирической мысли должны привести обучающихся к тому, что текст стихотворения - это единый и бесконечный в своих возможностях мир. Основная задача учителя в процессе изучения стихотворения - показать школьникам, что поэтический текст - это особый вид текста, где каждое слово не случайное явление, что это динамическая система, в которой все взаимосвязано, взаимозависимо на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса.

Таким образом, изучение поэтических стихотворений в школе наделено целым рядом специфических качеств, вне которых контакт обучающихся с творчеством автора может не состояться.

Литература:

1. Есенин, С. Стихотворения. / Сергей Есенин. - М.: Издательство «Эксмо», 2022. - 352 с.

2. Калькова, О.В. Концепт Бог в русской языковой картине мира (основные компоненты) / О.В. Калькова // Вестник ЦМО МГУ. - 2009. - № 1. - С. 89-92

3. Камболов, Т.Т. К какому храму ведёт осетинская дорога? [Электронный ресурс] / Т.Т. Камболов // История Осетии и осетин. - Режим доступа: https://dzen.rU/a/ZGiQUBEqSzYceVm4 (дата обращения: 11.11.2023)

4. Коцты, X. Архаические корни мировоззрения осетин / X. Коцты // Газета «Республика». - 2017. - №30. -21 апреля.

5. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах) / Гл. редактор С.А. Токарев. - М.: «Советская энциклопедия», 1987. - Т. 1. -А-К.-С. 177.

6. Певец земли родной [Электронный ресурс]: http://osetia.kvaisa.ru/l-rubriki/01-budem-pomnit-vsegda/pevec-zemli-rodnoj/ ( дата обращения 11.112023)

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Фархшатова Ирина Абдуллаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье обозначена актуальность формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста. Автором проанализированы нормативно-правовые источники, исследованы различные точки зрения по заявленной проблеме. В статье уточнена сущность таких понятий как «представления», «патриотизм», «малая Родина». Также были раскрыты психолого-педагогические аспекты формирования представлений о малой Родине. Были раскрыты возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и, на основании этого, определено организационно-содержательное наполнение исследуемого процесса. На основе проведенного теоретического анализа и опыта практической деятельности автором предложены направления, формы организации процесса формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста. Обоснованы виды продуктивной деятельности старших дошкольников, повышающие эффективность исследуемого процесса. Также предложено примерное содержание перспективного плана по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста. Автор, в качестве примера, приводит темы занятий. К каждой теме также имеются методические указания, повышающие эффективность проводимой работы.

Ключевые слова: формирование, представления, старший дошкольный возраст, патриотизм, малая Родина.

Annotation. The article indicates the relevance of the formation of ideas about the small homeland in older preschool children. The author analyzes regulatory and legal sources, examines various points of view on the stated problem. The article clarifies the essence of such concepts as "representations", "patriotism", "small Motherland". Psychological and pedagogical aspects of the formation of ideas about the small homeland were also revealed. The age characteristics of older preschool children were revealed and, based on this, the organizational and content content of the process under study was determined. Based on the theoretical analysis and practical experience, the author suggests the directions, forms of organization of the process of forming ideas about the small Homeland in older preschool children. The types of productive activities of senior preschoolers that increase the effectiveness of the process under study are substantiated. The approximate content of a long-term plan for the formation of ideas about a small homeland in older preschool children is also proposed. The author, as an example, gives the topics of classes. There are also methodological guidelines for each topic that increase the effectiveness of the work carried out.

Key words: formation, representations, senior preschool age, patriotism, small Motherland.

Введение. Актуальность заявленной проблемы состоит в том, что социально-экономические и политические изменения, происходящие в российском обществе в последние годы, обусловили возникновение ряда проблем, актуализировав значимость патриотического воспитания, роли патриотизма как национальной идеи. Воспитание в духе патриотизма и гражданственности, как государственной задачи, закрепилось на нормативно-правовом уровне:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» актуализирует гражданско-патриотическое воспитание, обозначает его как «один из принципов политики государства и регулирования правовых отношений в образовательной сфере»;

- на уровне дошкольного образования (далее - ДО), в соответствии с ведущим документом - Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), воспитание патриотизма у обучающихся в дошкольной организации регламентировано содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие, что подразумевает необходимость усвоения дошкольниками ценностей социума (моральные, нравственные); формирования уважения к близким и родным, а также развитие чувств сопричастности к семье. Познавательное и социальное развитие должно быть направлено на формирование первичных представлений о малой Родине (регионе) и Отечестве; знаний ценностей, традиций, праздников своего народа.

Изложение основного материала статьи. Понятие «представление» широко изучено в психологии: Н.А. Виноградова определяет его как наглядный образ предметов или явлений, возникающих на основе ощущений, восприятия и воспроизводства их в памяти, воображении [3, С. 63].

В психологической науке трактовка понятия «представление» имеет двойное значение. Первое связано с образами предметов или явлений, которые до этого воспринимались анализаторами, но не воздействовали на органы чувств. Согласно второму значению этого термина, он связан с описанием самого процесса воспроизводства образов [7, С. 82]. В

научной литературе описаны следующие классификации представлений. По ведущему анализатору их делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные. По степени обобщенности они могут быть единичными, общими, схематизированными. По происхождению они делятся на представления, которые возникли благодаря ощущениям; восприятию, то есть первичному чувственному отражению действительности; мышлению; воображению. Также представления бывают непроизвольные и произвольные, исходя из степени проявления волевых усилий [7, С. 125].

В педагогике «представление» рассматривают как высшую форму чувственного отражения, наглядное образное знание, характеризующее что-то одно или множество (например, представление о каком-либо конкретном человеке или человеке вообще) [1, С. 32]. Представления - есть процесс по отражению чего-либо или кого-либо, в данный момент не воспринимающиеся, но воссоздающиеся благодаря нашему предыдущему опыту.

Далее обратимся к понятию «патриотизм». Толковый словарь С.И. Ожегова дает определение «патриотизма» как чувства преданности и любви к своему Отечеству, народу [8, С. 52]. Более полное определение патриотизма находим в психологическом энциклопедическом словаре, в котором оно раскрывается как чувство любви к отечеству, Родине, культурным традициям. Эти характеристики - естественное основание патриотизма, указывают на его природное начало, которые затем образуют нравственный смысл в виде обязанностей и добродетели. Ясно осознавать свои обязанности по отношению к Родине и верно их исполнять - это основа патриотизма.

В содержание понятия «патриотизм» выделяют несколько структурных компонентов (по Т.В. Беляевой и Т.В. Мишаткиной): патриотическая идея и идеал; патриотическое сознание; патриотическое поведение; патриотические чувства и убеждения [2, С. 38]. Показателями сформированности патриотического сознания, как сложного целостного образования, являются знания своей родословной; понимание всего того, что происходит в социуме, тенденций, перспектив его развития; готовность к созиданию и защите Отечества [5, С. 114].

Идеи патриотического воспитания основательно разрабатывалась К.Д. Ушинским. Отечественный педагог называл главным нравственным чувством - патриотическое чувство. Педагог призывал к исполнению гражданско-патриотического долга, что значит «быть готовым сражаться на поле брани с внешним врагом, но и каждодневно служить Родине, ведь патриот осознает еще и недостатки общества, окружающего социума и во что бы то ни стало активно помогает отечеству стать лучше» [9].

Любовь к малой Родине зарождается с раннего детства. Она начинается в семье, в заботе и уважении близких людей -матери, отца, бабушки, дедушки. Патриотические представления связаны с родным домом, близким окружением и начинаются с простого удивления, того, что вызывает отклик, радость, восхищение. Переживаемое впечатление ребёнка еще не осознано глубоко, но, пропущено через детское восприятие, оно играет большую роль в становлении патриота, определяет желание любить свою Родину, а также бережное отношение и стремление приумножить ее благополучие.

Д.С. Лихачевым подчеркивалась важность формирования представлений о Родине, малой Родине, он вслед за К.Д. Ушинским отмечал, что патриотические чувства зарождаются в семье, доме. Образы, переживания, которые ребенок там получает, формируются в представления, которые с каждым разом расширяются и связаны уже с государством, его историей, прошлым и настоящим, а далее - уже со всем миром [6, С. 81].

По А.Н. Вырщикову, представления о малой Родине, ценностное и бережное отношение к ней - это важнейший компонент патриотизма [5, С. 66].

Анализ психолого-педагогических источников указывает на то, что представления основываются на обобщении: содержание отдельного восприятия обязательно связано с предыдущим опытом и предшествующим восприятием, что наводит на мысль о необходимости раннего формирования патриотических чувств, сознания у дошкольников в семье, с близкими, что ляжет в основу его представлений о малой Родине. Но также, формирование представлений старших дошкольников о малой Родине - это и педагогический процесс, что связано с педагогическим руководством совместной деятельности педагогов и детей, реализацией специально организованного образовательного процесса.

В своих исследованиях Л.С. Выготский утверждает, что «дети старшего дошкольного возраста максимально подвержены процессу формирования необходимых социально значимых ценностей, поскольку данный период считается сензитивным, а значит и сознание ребенка более гибкое» [11, С. 141]. Именно для этого возраста характерно накопление необходимых знаний, которые позволяют делать выводы о характере отношений между людьми. Кроме того, «сознание ребенка податливо для взрослого авторитета, а значит, в нем можно формировать необходимые патриотические качества. Задача воспитателя - это обучение ребенка таким ценностям, как любовь, доброты, верность, ребенок должен уметь ценить все названные качества» [4, С. 142].

Выделим основные особенности формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста: соблюдение постепенного перехода от более близкого, знакомого ребёнку, личностно значимого фактора (семья, дом, двор, детский сад к менее близкому - культурно-историческим событиям, фактам); сочетание разнообразных видов деятельности детей (речевая, познавательная, исследовательская, проектирование, конструирование, художественно-творческая, игровая и другие); преобладание эмоционального фактора над информативным, придание личного эмоционального отношения обсуждаемым событиям, явлениям в жизни города, региона; тесное взаимодействие не только субъектов образовательного процесса в ДОУ (прогулки, совместное чтение и обсуждение, путешествия, совместная творческая деятельность и другое), но и с представителями местного сообщества.

Одним из педагогических условий, повышающих эффективность формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников, является включение в содержание работы регионального компонента, независимо от выбора используемых форм: занятия, прогулки, культурно-развлекательные мероприятия и др. Содержание проводимой работы обусловлено географическими, природно-экологическими, национальными, социально-экономическими и историко-культурными особенностями региона. При этом важно учитывать ряд принципов, которые необходимо учитывать педагогу: опора на положительно окрашенные эмоции и образы от встреч с пейзажными, природными явлениями и предметами, этнокультурными событиями, происходящими в регионе, городе, поселке; идентификация дошкольника с регионом, народом, культурой, природой, городом должна происходить на основе схожести с традициями, ценностями семьи, в которой ребенок проживает. Это значит, что формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений малой Родине с учетом включения регионального содержания, должно строиться постепенно, переходя от более близкого, личностно значимого для ребёнка (семья, дом, двор, детский сад) к менее близкому - культурно-историческим событиям, фактам.

Еще одним немаловажным является и то, что интеграция речевой, познавательной, исследовательской, художественно-творческой, игровой и других видов деятельности ребенка повышает результативность организуемого процесса. Так же, как и тесное взаимодействие с родителями в ходе прогулок, совместного чтения и обсуждения прочитанного, путешествий, совместной творческой деятельности. Процесс формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников связан с обогащением их знаний, эмоциональным общением и организацией разнообразной деятельности (познавательная, коммуникативная, игровая и др.), в ходе чего развивается активность, самостоятельность и инициативность дошкольников.

Для этого используется работа с картами, схемами города, ребята погружаются в проблемные ситуации, составляют маршруты экскурсий, отправляются в воображаемые путешествия, самостоятельно ищут ответы на вопросы.

Учитывая, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, необходимо использовать дидактические игры и упражнения, с помощью которых закрепляются полученные ранее знания, дети общаются друг с другом, выполняют роли ведущего, развивается логическое мышление. Для ознакомления старших дошкольников с малой Родиной нужно не только учитывать тип мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенное формирование основ логического мышления), но и использовать различные типы анализаторов: слуховой (рассказ педагога, аудиозапись); зрительный (карта, видеоролик, рисунок, картина, аппликация, предметы материальной культуры, мультимедийные презентации, фотографии и др.); тактильные и кинестетические (коллекция, аппликация, модели, предметы материальной культуры).

Формирование представлений о малой Родине у старших дошкольников предполагает разработку такого содержания, которое объединяло бы следующие разделы: природа родного края, его народы (язык, обряды), культура и традиции, достопримечательности города и региона. Такое содержание в образовательной деятельности у старших дошкольников должно реализоваться во всем многообразии педагогических форм: экскурсия по достопримечательным местам, прогулка-экскурсия; рассматривание и составление карт-схем; создание фотовыставки или фото коллажа «Мой любимый город». Увлекательными станут детско-взрослые проекты «Самые красивые и-или интересные места в городе, крае, области»; рисование; лепка; аппликация; формы культурно-досуговой деятельности (театрализованное представление); праздники -День родного города, национальные, календарные; посещение музеев или природных памятников, краеведческих музеев, музея города, например.

Все перечисленные формы вносятся в содержание перспективного плана работы по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста, где ведущими темами могут стать:

1. «Знакомство с краем (областью, регионом)»;

2. «Мой город - моя семья»;

3. «Природа нашего края (области, региона)»;

4. «Народы моего края (области, региона)»;

5. «Культура и традиции моего края (области, региона)»;

6. «Праздники нашего моего края (области, региона)»;

7. «Выдающиеся земляки»;

8. «Величие и богатство моего края (области, региона)»;

9. «Самые красивые места моего края (области, региона)».

Занятия должны начинаться с организованной беседы, можно провести дидактическую игру, прочесть сказку, а заканчивать его рекомендуется какой-либо продуктивной деятельностью или развлечением.

Содержание деятельности в рамках первой темы посвящено формированию представлений о родном регионе. Эту тему лучше начать с рассмотрения символики РФ и края (области, региона). Для этого целесообразно организовать беседу о гербе и флаге Российской Федерации. Старшие дошкольники уже знают цвета флага РФ, что на российском гербе изображен двуглавый орел. По итогам этого занятия ребята должны научиться отличать герб и флаг РФ от других. После следует приступить к изучению темы «Флаг и герб моего края (области, региона)». Важно рассказать, что представляет собой элементы герба, что символизируют цвета флагов. Чтобы закрепить представления можно провести дидактическую игру «Собери флаг и герб» (пазл). Для более точного усвоения этого сложного для восприятия и понимания материала, рекомендуется провести игру с мячом, (вопрос-ответ): город (поселок, село), в котором мы живём? Столица нашей Родины? Как называется наш регион? Перечисли элементы герба РФ, края (области, региона)? Какие города края (области, региона) знаешь?

Для усиления наглядной составляющей в ходе изучения материала о символике РФ можно провести виртуальную экскурсию и в игровой форме показать историю о гербе, флаге и гимне РФ. В рамках изучения первой темы можно «отправиться» в путешествие по карте края (области, региона), познакомиться с городами, входящими в состав региона.

Занятия в октябре посвящены знакомству с любимым и родным для дошкольников городом. На занятии дети знакомятся с историей создания города, его символами и достопримечательностями. С детьми важно наладить активную деятельность по знакомству с ним: это выставки рисунков, проект «Родная улица», прогулка по городу, экскурсия к памятникам и достопримечательностям.

В ноябре тема посвящена природе края (области, региона). Важно обсудить время начала и окончания сезонных явлений (листопад, таяние снега, цветение деревьев и т.д.). Отметить даты прилета и отлета перелетных птиц, с чем это связано, можно провести дидактическую игру «Зимующие и перелётные птицы». Немаловажной в воспитательном значении будет беседа о помощи зимующим птицам. Также нужно познакомить воспитанников с Красной книгой края (области, региона).

Четвертая тема посвящается народам края (области, региона). Ребята знакомятся в рамках этой темы с предметами быта и традициями русских, татар, казахов, украинцев, кавказских народов. Используемые методы: рассматривание иллюстраций национальных костюмов, украшений, произведений быта и народных промыслов. После можно провести дидактическую игру «Чей это костюм». Важно при этом рассказать о национальном костюме, отличиях их друг от друга. Закрепить усвоенный материал можно в ходе занятия по созданию аппликации «Узоры на тарелке». Нужно для этого понравившейся национальный узор одного из народов края (области, региона) перенести с помощью пластилина на тарелку. Завершить данную тему можно конкурсом рисунков «Национальный костюм моего народа» и выставкой всех рисунков.

Январь месяц посвящается культуре и традициям края (области, региона). Старшие дошкольники знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел.

Тема «Праздники нашего края (области, региона)» знакомит и расширяет представления у старших дошкольников о культуре и праздниках края (области, региона). В ходе изучения этой темы ребята узнают о значимых событиях: фестивалях, праздниках (профессиональных, национальных). Закрепить полученные знания рекомендуется включением детей в продуктивную деятельность: сделать аппликации, подготовить инсценировку, создать панно и т.п.

Тема «Выдающиеся земляки» посвящена людям, прославившим край (область, регион). Вначале проводится беседа о людях, которые прославили родной регион, а после знакомства можно попросить детей рассказать о том, хотят ли они быть похожими на них, обсудить, какой вклад внесли эти люди во благо Родины.

Тема «Величие и богатство края (области, региона)» знакомит старших дошкольников с тем, чем гордятся земляки. Это и уникальная природа, история народов, природные объекты, заводы и предприятия. Интересной для детей станет встреча с представителями города, профессий, предприятий.

Тема «Самые красивые места в края (области, региона)» знакомит с достопримечательностями. Рассматривая фотографии памятников, слушая истории об их возникновении и создании, они все больше проникаются в особенности его

жизнеустройства, расположения улиц, эмоционально сближаются с объектами, которые там находятся. В конце этой темы проводится конкурс рисунков «Мое любимое место в городе». Формируя представления о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста, важно использовать разнообразные формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с детьми. Добавим к вышеназванным другие формы и методы работы: игровая ситуация, игра; кроссворд; викторина; составление карт-схем; рисование; лепка; конструирование; аппликация; рассказ; целевая прогулка-экскурсия; театрализованное представление; мини-музей, выставка, экскурсия, детское портфолио, фотовыставка «Мой любимый город (село)», «Самое красивое место в нашем городе»; детско-взрослый проект; гостевание, культурно-досуговая деятельность, конкурс, фестиваль; спортивное соревнование; праздник, утренник, массовые мероприятия, день здоровья; совместная акция (природоохранная, социальная); кружок, студия, секция краеведческой, спортивной, социальной направленности с учетом интересов способностей детей; формы партнерского сотрудничества с социальными институтами (школа, библиотека, музей, ботанический сад, дом культуры, театр, филармония, дом фольклора, зоопарк, дендрарий, спортивный комплекс, ГИБДД, пожарная часть, МЧС и другие).

Выводы. Таким образом, организация деятельности в ДОУ по формированию представлений о малой Родине является актуальным и востребованным направлением социально-коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Эффективность запланированной работы во многом определяется включением в содержание перспективного плана регионального компонента. Это позволит педагогу познакомить детей с достопримечательностями, историей родного региона, города, расширить представления об окружающем мире и действительности, а закрепить представления помогут формы, направленные на активное «погружение» ребенка в жизнь региона (края, области), города и продуктивная творческая деятельность (рисование, аппликации, театрализованные постановки и многое др.).

Литература:

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.: Изд-во Сфера, 2014. - 458 с.

2. Беляева, Т.В. Этика гражданственности: учебно-методическое пособие / Е.В. Беляева. Т.В. Мишаткина. - Минск: РИВШ, 2013. - 131 с.

3. Виноградова, H.A. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / H.A. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. -208 с.

4. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Просвет, 2007. - 564 с.

5. Вырщиков, А.Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи / А.Н. Вырщиков. Н.Б. Кусмарцев. В.И. Лутовинов. - Волгоград, 2008. - 485 с.

6. Лихачев, Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре / Д.С. Лихачев. - СПб.: Питер, 2006. - 485 с.

7. Немов, P.C. Психология: учеб для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. / P.C. Немов. - Кн. 3. Психодиагностика. - М.: Владос, 2003. - 640 с.

8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Москва: Словари, 2012. - 452 с.

9. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.: Изд-во Педагогика, 2018. - 782 с.

Педагогика

УДК 37.018

кандидат педагогических наук Фефелова Олеся Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Баран Диана Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Осетрова Елизавета Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация. В статье рассматривается положительное влияние чтения художественной литературы на процесс формирования гуманистических ценностей младших школьников. В современном мире ребенок окружен всевозможными гаджетами. Отсутствие контроля со стороны взрослых при их использовании приводит к снижению уровня учебной мотивации, а героями для детей становятся те персонажи, которые агрессивно настроены по отношению к другим. В то время как, художественная литература - сокровищница, позволяющая постичь понимание важнейших человеческих ценностей. Для подтверждения благоприятного воздействия чтения художественной литературы была осуществлена диагностика. Она нацелена на выявления представлений у обучающихся начальной школы о себе, как о патриоте, семьянине, активисте, ученике, общественнике, друге и товарище, здоровом человеке. Кроме этого, анкетирование определяло какие литературные произведения повлияли на представление о себе у младших школьников. По результатам исследования выявлено, что читающие младшие школьники глубже понимают и осознают базовые гуманистические ценности.

Ключевые слова: младший школьник, гуманистические ценности, литературное чтение, личностные результаты, художественная литература.

Annotation. The article examines the positive impact of reading fiction on the process of formation of humanistic values of younger schoolchildren. In the modern world, a child is surrounded by all kinds of gadgets. The lack of control by adults when using them leads to a decrease in the level of educational motivation. For children, the heroes are those characters who are aggressive towards others. At the same time, fiction is a treasure trove that allows us to comprehend the understanding of the most important human values. To confirm the beneficial effects of reading fiction, a diagnosis was carried out. It is aimed at revealing the ideas of elementary school students about themselves as a patriot, family man, activist, student, social activist, friend and comrade, a healthy person. In addition, the survey determined which literary works influenced the self-image of younger schoolchildren. It is aimed at revealing the ideas of elementary school students about themselves as a patriot, family man, activist, student, social activist, friend and comrade, a healthy person. In addition, the survey determined which literary works influenced the self-image of younger schoolchildren. According to the results of the study, it was revealed that reading younger schoolchildren have a deeper understanding and awareness of basic humanistic values.

Key worafc:junior high school student, humanistic values, literary reading, personal results, fiction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.