%
т* УДК 338.23:339.13(47) Б.Л. Токарский
ББК 65.9(2Рос)-18
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ДЕЛОВОЙ <М АКТИВНОСТИ СРЕДНЕГО КЛАССА
О
СЧ Рассматриваются социально-экономические факторы повышения
деловой активности формирующегося среднего класса в условиях рыночных преобразований в России. Представлены результаты социологического исследования, проведенного кафедрой социологии и социальной работы Байкальского государственного университета экономики и права в рамках проекта «Стратегические направления регулирования качества жизни населения крупного сибирского города».
Ключевые слова: рыночная среда, предпринимательство, деловая активность, средний класс.
B.L. Tokarskiy
STIMULATUNG ENTREPRENEURIAL AND BUSINESS ACTIVITY
OF MIDDLE CLASS
The article deals with social and economic factors of rising of business activity of the forming middle class in the conditions of market transformations in Russia, and presents the results of sociological research carried out by the Chair of Sociology and Social Work of Baikal State University of Economics and Law in the context of the project «Strategic directions of regulating life quality of population of a large Siberian city».
Keywords: market environment, entrepreneurship, business activity, middle class.
os| Жесткая монетаристская направленность рыночных преобразова-
м| g ний в России не привела, как это ожидалось, к формированию полноценен ной рыночной среды, эффективно регулируемой макроэкономическими
I инструментами, и отношений цивилизованного капитализма.
Сейчас экономические отношения характеризуются свободой без | жесткой личной ответственности за результаты. Когда говорят, что у нас
£о| «криминальный капитализм» — это полуправда: криминал есть, но нет
Ни о о о о
капитализма — хозяйственной системы, основанной на правовой иму-f щественной ответственности индивидуального предпринимателя
! В России сформировалась система «кланового капитализма», в рам-
ggj ках которой ведущую роль играют не частные предприниматели, а сра-
“ “ щенные с государством и криминалом группировки деловых людей, мо-
нопольно-контролирующие самые выгодные рынки и не допускающие
Нтуда тех, кто мог бы предложить продукцию дешевле (пример — рынок сельхозпродукции, закупочные цены на котором в 2,0-2,5 раза ниже розничных, в результате блокирования подвоза и недопущения индиви-Г} дуальных производителей на розничные рынки).
В рамках такого капитализма рынок не может полноценно работать *4» по следующим причинам:
ИЧ 1. Высок уровень монополизма, нет свободной конкуренции, поэто-
му нет стимулов к снижению издержек производства, осуществлению технических инноваций.
н
PQ
со
© Б.Л. Токарский, 2012
(?4
тН
О
<М
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
«31
НА
ой-
^ 1
5к 1
^ Л £ ё§! ь Е
« ^ I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
*МЦ МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
2. Не работает нормально механизм банкротства, поэтому можно не платить долги, не возвращать кредиты, не выполнять обязательства. Это провоцирует тотальное воровство, ведет к огромной скрытой безработице и совершенно бесправному положению наемных работников.
3. Нет полноценной частной собственности на землю, поэтому нет стимулов для инвестиций в развитие производства, нет притока иностранных капиталов.
4. Государство проводит непоследовательную социальную политику, оно не может обеспечить выполнение взятых на себя обязательств. Это дезориентирует всех участников экономического процесса, делает невозможным проведение сколь-нибудь долгосрочной стратегии, осуществление инвестиций.
В результате возник капитализм для «своих» — тех, кто занимается предпринимательством, используя государственные бюджеты всех уровней. Предпринимательская деятельность «чужаков» пресекается. Четко не зафиксированы права собственности. Социальная система не устойчива, широкие слои активного населения вытеснены на обочину экономической жизни и исключены из легальной предпринимательской деятельности. Отсюда — рост теневой экономики, низкий сбор налогов (по данным специалистов, 78% предпринимательской прибыли укрывается от налогообложения в теневой сфере) и, в конечном счете, — цепь экономических кризисов.
Сделанные выводы позволяют выдвинуть некоторые идеи по созданию социально-экономических условий повышения экономической активности существенной части населения, которая в перспективе должна составить основу для формирования среднего класса общества.
Это предполагает сокращение масштабов бедности в Иркутской области, снижение безработицы за счет осуществления активной политики занятости и оказания адресной социальной помощи нуждающимся и малоимущим.
Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:
- стабилизация и повышение уровня жизни населения, на основе экономического роста, путем проведения последовательных реформ в социальной сфере, адресная борьба с бедностью на основе мер социальной адаптации, экономической реабилитации и социальной поддержки уязвимых слоев населения;
- снижение уровня безработицы;
- создание условий для формирования среднего класса как опоры социальной структуры общества.
Первоочередной задачей региональных органов власти, решение которой обеспечит рост благосостояния широких масс населения, должно стать повышение совокупных доходов территории.
Задача эта может быть решена, главным образом, за счет создания инфраструктурных, институциональных и экономических условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в экономику области.
Инфраструктурные условия должны быть обеспечены развитием промышленного потенциала; транспортной, энергетической и информационной сетью; наличием ресурсов квалифицированной рабочей силы, научных, культурных и образовательных учреждений.
Система мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата должна обеспечивать:
- во-первых, равноправие субъектов экономического процесса путем пресечения незаконной монополизации и сговоров, установления там, где возможно, открытых и гласных условий совершения сделок (откры-
М тые торги и тендеры по размещению заказов, аукционы и т.п.);
- во-вторых, защиту свободы экономической деятельности за счет
5^ гарантирования стабильности хозяйственно-правовых и налоговых ус-
ловий, стимулирования расширения сферы применения договорных отношений, коллективных и индивидуальных трудовых договоров;
- в-третьих, защиту имущественных прав экономических субъектов, путем борьбы со всякого рода «крышами» и коррумпированными структурами.
Экономические меры предполагают, во-первых, адресную поддержку приоритетных проектов, обеспечивающих рост экономического потенциала территории, во-вторых, создание благоприятного инвестиционного климата с помощью системы мер финансово-кредитного и налогового стимулирования, в-третьих, расширение сферы занятости. В этом плане очень важно выделить городской уровень, поскольку приоритетные направления развития города определяются его отраслевой специализацией.
Например, г. Иркутск не только крупный промышленный центр, но и административный, культурный, научный, вузовский. Значит, здесь нужно развивать банковские услуги, торговлю, индустрию развлечений и т.д. Важным ресурсом может быть также коммерциализация науки.
Реализация данных мер обеспечит преодоление негативных тенденций в развитии экономики области и создаст новые возможности для социального развития (социально-ориентированный бюджет, целевые программы).
Усиление имущественной дифференциации различных слоев населения (сейчас децильный коэффициент достиг 16,7 раза и продолжает расти) предопределяет необходимость решения задачи перераспределения ; средств в пользу обездоленных.
Для этого необходимо использовать нетрадиционные методы обес-ой § печения контактов между властью и предпринимательским корпусом,
^1 проводить конкурсы, благотворительные базары, ярмарки и аукционы,
^ | широко освещать благотворительную деятельность в средствах массовой
1 информации.
в Государственная политика и федеральное законодательство в сфере
§к§ борьбы с бедностью реализуются через региональные организационные
в структуры, которые нуждаются в совершенствовании и развитии.
йоэ Для финансирования и координации помощи малоимущим необхо-
к®Э димо создать такую организационную структуру, как общественная не-
коммерческая организация.
Направлениями деятельности этой организации могут быть:
23 - минимизация условий, способствующих увеличению масштабов
бедности. При этом очень важно рассчитать «порог бедности», который, в настоящее время, выражается лишь через минимальный денежный доход и не учитывает такие важнейшие моменты, как характер и источники этого дохода, регулярность его получения и т.д.;
- расширение возможностей самообеспечения бедных слоев населения
со (помощь тем, кто сам может и хочет улучшить условия своей жизни);
Н- социальная поддержка малоимущих (помощь тем, кто не в состоянии улучшить условия своей жизни самостоятельно).
о
н
(?4
тН
О
<М
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
«31
НА
ОЙ"
^ 1
5к 1
^ Л £ ё§! ь Е
« Я41
8Н! Й§ о
ЕнО а
*МЦ МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
В организации помощи бедным и малоимущим необходимо руководствоваться системой критериев для определения реального уровня бедности и выявления тех категорий граждан, для которых организация социальной защиты может служить единственным условием выживания.
Таким образом, к важнейшим факторам сокращения уровня бедности и безработицы следует отнести:
- увеличение спроса на рабочую силу путем стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики;
- подготовка населения к предпринимательской деятельности;
- обеспечение поддержки малого и индивидуального предпринимательства за счет развития его инфраструктуры;
- организация юридического просвещения предпринимателей для более полного использования ими своих прав и льгот, предусмотренных законодательством;
- обеспечение прозрачной адресной государственной поддержки малого и индивидуального предпринимательства;
- проведение мониторинга среди населения по выявлению фактически нуждающихся, введение карточек учета малообеспеченных граждан во всех населенных пунктах;
- разработка мер по стимулированию благотворительной деятельности.
Иркутская область, прежде всего, областной центр, обладает мощным промышленным потенциалом, развитой транспортной, энергетической и информационной сетью, наличием ресурсов квалифицированной рабочей силы, научных, культурных и образовательных учреждений. Развитие экономики области ограничивается недостатком инвестиционных ресурсов.
Поэтому программа экономического развития должна предполагать, во-первых, адресную поддержку приоритетных проектов, обеспечивающих рост экономического потенциала территории, во-вторых, создание благоприятного инвестиционного климата с помощью системы мер финансово-кредитного и налогового стимулирования, в-третьих, целевую поддержку малого и среднего бизнеса, как наиболее гибкого и мобильного сектора экономики.
Обеспечение стабильности хозяйственно-правовых и налоговых условий, стимулирование расширения сферы применения договорных отношений, коллективных и индивидуальных трудовых договоров гарантируют защиту свободы экономической деятельности.
Это должно стать решающим условием хозяйственно-организационной политики региональных и местных органов власти.
Возможности повышения оплаты труда работников бюджетных организаций зависят, прежде всего, от наполнения бюджетов всех уровней. Поэтому нужно создать условия, создающие заинтересованность предпринимателей в официальной уплате налогов, поскольку, как уже отмечалось, в настоящее время, 78% предпринимательской прибыли укрывается от налогообложения.
Для поддержки малого и индивидуального предпринимательства необходимо разработать программу микрокредитования. Должен быть упрощен механизм выдачи малых (от 1 тыс. до 10 тыс. дол.) кратко- и среднесрочных кредитов под солидарные гарантии заявителя, поручителя и Фонда малого и индивидуального предпринимательства при ад-
(N
тН
О
(N
министрации Иркутской области. Сроки возврата кредита должны быть дифференцированы в зависимости от вида деятельности.
Кандидатами на получения микрокредитов могут быть как безработные, желающие заняться бизнесом, так и предприниматели, стремящиеся развить свое дело.
Причем потенциальный спрос на кредитование малого бизнеса есть. По данным социологического исследования, проведенного в рамках научно-исследовательской темы «Стратегические направления регулирования качества жизни населения крупного сибирского города», выполняемой коллективом кафедры социологии и социальной работы Байкальского государственного университета экономики и права, на вопрос: «Как бы Вы поступили, если бы потеряли работу?», — 27,1% респондентов ответили: «Попытался бы открыть собственное дело».
Однако реальная вовлеченность населения в предпринимательскую деятельность на порядок меньше. По данным того же исследования, к предпринимателям себя относят только 2,9% респондентов.
Информация об авторе
Токарский Борис Леонидович — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Tokarskiy Boris Leonidovich — Doctor of Economics, Professor, Chairholder, Chair of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].
SSI
ка > ShSI
HSS
H3l
1
ОЙ"
%<s ^ 1
Ps 1
S I
8s! ИН 25 о
СнО!
£я§||
МО I £й4
See
н
н
о н
м
со
н