МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Б. Л. ТОКАРСКИЙ
доктор экономических наук, профессор, Байкальский государственный университет экономики и права
Н. М. ТОКАРСКАЯ доктор экономических наук, профессор, Байкальский государственный университет экономики и права
А. А. МАРАСАНОВА кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права
Е. И. НЕФЕДЬЕВА кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права
ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ: ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ*
Рассматриваются возможные последствия вступления России во Всемирную торговую организацию, способные повлиять на уровень жизни населения Иркутской области. Дается краткая характеристика положительных и негативных тенденций в текущем состоянии уровня жизни населения. Приведены результаты SWOT-анализа формирования уровня жизни населения региона в условиях вступления России в ВТО.
Ключевые слова: вступление во Всемирную торговую организацию; уровень жизни населения; Иркутская область.
B. L. TOKARSKY
Doctor of Economics, Professor, Baikal State University of Economics and Law N. M. TOKARSKAYA Doctor of Economics, Professor, Baikal State University of Economics and Law A. A. MARASANOVA PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law
E.I. NEFEDIEVA PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law
RUSSIA’S ACCESSION TO THE WTO: CHARACTERISTICS OF POSSIBLE CONSEQUENCES FOR THE POPULATION’S LIVING STANDARDS IN THE IRKUTSK REGION
The authors study how Russia's accession to the World Trade Organization can affect the population's living standards in the Irkutsk region, give a brief description of positive and negative trends in the current state of the population's living standards and present the results of the SWOT analysis of the formation of the regional population's living standards in the conditions of Russia's accession to the WTO.
Keywords: accession to the World Trade Organization; population's living standards; Irkutsk region.
* Работа выполнена в рамках реализации НИР по теме «Оценка последствий вступления России во Всемирную торговую организацию: возможности и угрозы для Иркутской области».
УДК 330.59 ББК 60.526.1
© Б. Л. Токарский, Н. М. Токарская,
А. А. Марасанова, Е. И. Нефедьева, 2013
Объективные условия социально-экономического развития Российской Федерации предопределили ее вхождение во Всемирную торговую организацию. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения ее участников, обеспечивая либерализацию условий деятельности для стран-участников в этой сфере. Присоединение к ВТО в конечном итоге окажет влияние на всю систему социально-экономических отношений нового участника организации. В этой связи возникает вопрос: какие выгоды и потери возможны вследствие вступления России в ВТО?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Во-первых, на данном этапе возможно дать только прогнозные оценки развития экономики страны на перспективу. Во-вторых, разнятся и мнения сторонников и противников присоединения нашей страны к ВТО относительно возможных последствий1. И если оценка экономических последствий может быть дана более или менее точно и может отражать возможное изменение объемов производства по отраслям народного хозяйства в связи с изменением тарифного регулирования, то оценку социальных последствий в связи с вступлением России в ВТО дать очень сложно. Очевидно, что относительно уровня жизни населения и факторов, определяющих его формирование, возможны как позитивные, так и негативные изменения.
Представители высшего руководства страны утверждают, что Россия ощутит последствия от вступления в ВТО только через пять-десять лет. В частности, премьер-министр Д. Медведев на форуме «Антиконтрафакт-2012» отметил: «Очевидно, что будут минусы в каких-то сферах, но в глобальном плане через определенное количество лет мы, безусловно, выиграем... думаю, что результат мы увидим не в короткой перспективе, а лет через пять, через десять»2. С одной стороны, такое утверждение опирается на понимание объективных закономерностей процесса присоединения, поскольку этот процесс как таковой растянется во времени в связи с поэтапным регулированием таможенных пошлин, тарифов, ставок. С другой
1 URL: http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp;
http://stop-vto.ru/.
2 Россия ощутит последствия от вступления в ВТО через пять-десять лет // Российская газета. — 2012. — 22 окт.
стороны, может свидетельствовать о том, что даже для высшего руководства страны до настоящего времени не очевидны в тонкостях проблемы, в том числе социальные, с которыми придется столкнуться. Стоит полагать, что подобного рода суждения возможны при отсутствии детального анализа последствий вступления России в ВТО.
К настоящему времени осознается и вызывает наибольшие опасения проблема снижения уровня занятости населения в ближайшей и среднесрочной перспективе. Рост безработицы вызовет комплекс проблем, острейшими среди которых будут снижение уровня жизни населения и усиление социальной напряженности. Так, на заседании Совета безопасности Президент РФ В. Путин, подчеркивая возможность снижения уровня занятости населения в моногородах и регионах, в отдельных отраслях, поручил Министерству труда и экономическому блоку правительства в ближайшие месяцы провести комплексный анализ возможных последствий вступления в ВТО для рынка труда и представить предложения по снижению негативных эффектов в этой сфере от вступления страны в ВТО3.
По мнению публициста М. Калашникова, слова Путина означают следующее: первое — будет всплеск безработицы и социального напряжения; второе — никто в госаппарате РФ толком не подсчитал пагубные последствия для страны от вступления в ВТО «на беспрецедентно выгодных» условиях4.
Как утверждают специалисты, положительно оценивающие факт вступления Российской Федерации в ВТО, грядущие изменения приведут к росту доходов населения, повышению уровня занятости5. Противники присоединения страны к ВТО, напротив, ссылаются на то, что бедность в странах, которые уже вошли в ВТО, выросла (уровень реальных зарплат упал, выросло неравенство, распространилась работа без соцпакета и трудового договора), а либерализация торговли приводит к росту безработицы6.
3 URL: http://www.nakanune.ru/service/print. php?news=2292769.
4 Там же.
5 URL: http://www.wto.ru/chto.asp?f=preim#m3.
6 URL: http://stop-vto.ru/2012/03/26/vstuplenie-rossii-v-vto-sravnitelnaya-tablitsa /.
Представим собственную точку зрения относительно возможных изменений в социальной сфере в Иркутской области.
1. Анализ текущего состояния уровня жизни населения Иркутской области.
В результате анализа системы статистических показателей уровня жизни населения Иркутской области, сформировавшегося к декабрю 2012 г., и их сравнительной оценки с общероссийскими индикаторами были выявлены неоднозначные тенденции в рассматриваемой сфере. Так, оценка макроэкономических показателей уровня жизни показала, что при выраженном росте показателя валового регионального продукта на душу населения1 отмечается более низкий его уровень, чем по России в целом. А на фоне устойчивого роста номинальных доходов жителей региона не происходит роста их реальных доходов.
Большинство проанализированных статистических показателей соответствуют среднему по России уровню, за исключением уровня среднедушевых номинальных доходов, которые «отстают» от среднего российского уровня. Оценить уровень жизни населения Прибайкалья как высокий не представляется возможным, поскольку покупательная способность доходов населения не превышает в среднем 3,5 размеров прожиточного минимума, что совсем немного превышает показатель восстановительного бюджета для человека [1, с. 61].
Ситуация в Иркутской области усугубляется значительной долей населения, находящегося за чертой бедности. Учитывая, что размер прожиточного минимума не позволяет обеспечить условий для нормального воспроизводства населения [Там же, с. 54], можно утверждать, что реальная доля бедного населения выше приведенных значений. По результатам проводимых в г. Иркутске социологических исследований было выявлено, что реальное количество бедного населения составляет около 30 % [Там же, с. 55]. Отмечается сильная дифференциация населения региона по доходам: высока степень концентрации доходов в группе наиболее богатых жителей Иркутской области; пока-
1 Здесь и далее анализировались статистические показатели за период 2005—2012 гг., отраженные в изданиях Федеральной службы статистики и ее Территориального органа по Иркутской области.
затель соотношения доходов самых бедных и самых богатых граждан превышает средний по России уровень. Несмотря на то, что значение коэффициента фондов по Иркутской области на протяжении последних лет ниже, чем по России в целом, он остается на достаточно высоком уровне при незначительной тенденции к снижению. Наиболее сложная ситуация относительно размера и уровня доходов сложилась для представителей пенсионного возраста.
Следует заметить, что анализ статистических данных не позволяет учесть отдельные формы обеспечения населения, такие как: теневая экономическая деятельность
(влияние которой весьма существенно)2 и самообеспечение населением средствами проживания и самообустройства.
2. Анализ возможных последствий для формирования уровня жизни населения Иркутской области после вступления России в ВТО.
Дать оценку возможных последствий от вступления России в ВТО относительно изменения уровня жизни населения очень непросто. Во-первых, речь идет об оценке социальных последствий экономических процессов, а оценка социальных эффектов не всегда поддается количественному измерению. Во-вторых, на формирование уровня жизни населения оказывают влияние не только экономические факторы (к числу которых можно отнести присоединение России к ВТО), но и комплекс административно-политических воздействий.
Либерализация торговых отношений в связи с вступлением России в ВТО должна привести к снижению протекционистских торговых барьеров. Это обусловит возможность проникновения на российский торговый рынок зарубежных компаний, предлагающих продукцию на более выгодных для конечных потребителей условиях. В результате снижения торговых барьеров должны подешеветь не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты. Участие в ВТО будет стимулировать продвижение крупных торговых
2 По оценкам официальных органов доля теневой экономики в российской Федерации составляет около 15 %. — URL: http://www.interfax.ru/txt.
asp?id=242603&sec=1476.
сетей в города Иркутской области, а это благоприятно скажется на уровне потребительских цен и на качестве обслуживания покупателей. К числу несомненных преимуществ свободной торговой системы для потребителя относят более широкий выбор товаров и услуг. Таким образом, в качестве одного из положительных моментов можно отметить улучшение условий для населения в сфере потребления товаров и услуг вследствие снижения уровня их цен.
Очевидно, что снижение стоимости жизни и расширение ассортимента товаров и услуг будет наиболее выгодно для представителей низкодоходных слоев населения, чье потребление концентрируется на приобретении продуктов питания и товаров повседневного спроса. В общем составе населения Прибайкалья доля представителей низкодоходных слоев достаточно высока и составляет около 30 %. Следовательно, с точки зрения расширения возможностей в сфере потребления продуктов питания и товаров повседневного спроса присоединение к ВТО способно оказать положительное влияние как минимум на третью часть населения региона, расширяя их возможности в сфере потребления.
По оценкам специалистов компании «Эрнст энд Янг», агрегированное потребление всего населения Российской Федерации вырастет на 0,4 % в результате изменения экономической политики, вызванного вступлением России в ВТО1.
Однако не следует выпускать из виду возможные негативные последствия либерализации торговых условий. Так, с одной стороны, следует помнить об особенностях российского «торгового оборота», когда снижение мировых цен не приводит к пропорциональному снижению конечной цены на товары и услуги вследствие стремления розничных продавцов получить более высокую прибыль. С другой стороны, проникновение на российский рынок более дешевых импортных товаров может быть сопряжено с их невысоким качеством и вытеснением товаров более высокого качества.
Понижение торговых барьеров, способствующее росту торговли, должно привести к
1 URL : http://www.ey.com/RU/ru/Issues/ Business-environment/Russias-success-in-WTO-What-The-Opportunities.
повышению как государственных, так и личных доходов. Так, например, со стороны предприятий, выпускающих востребованную для экспортных торговых операций продукцию, возможно увеличение объемов выпуска, что повысит доходы производителей, а значит, государства и населения в целом тоже.
Важным фактором в формировании уровня жизни населения является трудовая занятость населения, выступающая в качестве основного источника доходов к существованию. Численность населения, занятого в экономике региона в 2011 г., составила 1 192 тыс. чел. (49 % населения области). На сегодняшний день доля оплаты труда в структуре доходов населения Иркутской области составляет 49,9 % (для сравнения: социальные трансферты занимают 24,3 %, а доходы от предпринимательства и собственности — 25,8 % в структуре доходов жителей региона). В этой связи трансформации в сфере труда и занятости, возможные по причине изменения объемов производства в разных отраслях народного хозяйства в Иркутской области, способны привести к значительным изменениям в объеме и распределении доходов населения.
По оценкам специалистов аналитического центра «ВТО-информ»2 в целом негативные последствия для Иркутской области от вступления России в ВТО составят 14,4-16,6 %. Это может привести к сокращению 44-100 тыс. рабочих мест. Наибольшее сокращение объема производства ожидается в следующих отраслях: обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство и производство изделий из дерева, легкая промышленность, машиностроение. Падение объемов производства приведет к снижению уровня занятости населения в этих отраслях.
Минимальное негативное влияние присоединение к ВТО окажет на цветную и черную металлургию, химическое и нефтехимическое производство. Можно предположить, что в результате вступления в ВТО риск снижения уровня занятости в указанных отраслях будет минимален.
Очевидно, что изменение отраслевой структуры занятости населения приведет к возникновению структурной безработицы. Решение проблем занятости населения потре-
2 URL : http://wto-inform.ru/.
бует комплекса активных действий. С одной стороны, от самого населения потребуется повышения социально-трудовой активности (например, в поиске работы, повышении собственного профессионально-квалификационного уровня). С другой стороны, значительная ответственность будет возложена на органы власти в свете реализации мер политики занятости населения и его социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях.
Очевидно, что с наименьшими потерями адаптируется к изменяющимся условиям более здоровое, образованное и активное население. Именно оно в настоящее время имеет достаточно крепкие социальные и экономические позиции в обществе. Грядущие перемены, возможно, не ухудшат их социального положения, тогда как для прочих членов общества ожидаемо изменение далеко не в лучшую сторону. Учитывая пониженные возможности в решении собственных проблем населения (а это, как правило, пенсионеры; люди, не имеющие профессионального образования высокого уровня; люди, имеющие проблемы со здоровьем, и прочие уязвимые категории населения), можно предположить усиление процессов социально-экономической поляризации членов общества.
К числу потенциальных социальных угроз можно отнести тот факт, что поиск возможных путей повышения собственного уровня жизни будет сопряжен с активизацией усилий людей в секторах неформальной экономики.
Таким образом, к числу возможных позитивных последствий нашего региона в исследуемой сфере можно отнести следующие:
- снижение уровня цен на отдельные товары и услуги вследствие притока импортных более дешевых товаров и усиления конкуренции на внутреннем рынке. Как следствие, это повлияет на снижение стоимости жизни, изменение структуры потребления населения. В наибольшей степени это будет выгодно для наименее обеспеченных слоев населения;
- сохранение условий для стабильной занятости населения для отраслей, получающих очевидные преимущества от вступления страны в ВТО (например, нефтехимия и не-фтепераработка, лесное хозяйство);
- возможное повышение уровня доходов (как для населения, так и для государства) вследствие позитивных тенденций экономического развития и роста объемов произ-
водства для отраслей, получающих очевидные преимущества от вступления страны в ВТО.
А к числу негативных последствий можно отнести:
- снижение уровня занятости населения из-за падения объемов производства по отраслям, которые испытают сложности вследствие присоединения России к ВТО; углубление структурной безработицы;
- активизация неформального сектора экономики, вследствие чего усилится социальная незащищенность граждан;
- усиление степени социально-экономической дифференциации населения Иркутской области;
- возможное снижение качества потребления вследствие вытеснения более дорогих отечественных товаров импортными аналогами более низкого качества.
Следовательно, относительно сферы формирования доходов населения Иркутской области можно утверждать, что вступление в ВТО окажет наибольшее влияние на сферу труда и занятости и, соответственно, на размер трудовых доходов граждан. Проведенный анализ позволяет предположить отсутствие ярко выраженных негативных тенденций в формировании уровня жизни населения нашего региона при условии оперативного реагирования органов власти на возникающие проблемы в сфере занятости населения. Преодоление отдельных проблем снижения уровня жизни населения региона возможно за счет компенсационного потенциала системы социальной защиты населения.
Основные результаты анализа состояния уровня жизни населения Иркутской области и возможные последствия его изменения в связи со вступлением России в ВТО представлены в таблице. Однако считаем необходимым отметить, что оценка возможных изменений в социальной сфере в ближайшей и среднесрочной перспективе дискуссионна и вызывает объективные затруднения. Достоверные данные могут быть получены только на основе глубокого комплексного научного анализа1.
1 К числу исследований, направленных на оценку возможных последствий присоединения Российской Федерации к ВТО, можно отнести работы Томаса Резерфорда, Дэвида Тарра, Олександра Шепотило. Однако, выполненные в 2004-2005 гг., они к сегодняшнему дню утрачивают свою актуальность.
SWOT-aнaлиз формирования уровня жизни населения Иркутской области в условиях вступления России в ВТО
Сильные стороны Слабые стороны
Рост номинальных доходов населения за последние годы Рост показателей валового регионального продукта в целом и на душу населения Превышение объема валового регионального продукта на душу населения, соответствующего показателям по Сибирскому федеральному округу Развитие различных форм кредитования населения Рост объемов кредитования Отлаженное функционирование системы социальной защиты населения Недостаточно высокий темп роста реальных доходов населения; инфляция «съедает» прирост доходов жителей Иркутской области Высокая степень дифференциации доходов населения Высокий уровень бедности населения Размер прожиточного минимума, не обеспечивающий воспроизводственной функции Наличие задолженности по выплате заработной платы Невысокая покупательная способность доходов населения, особенно — пенсионеров
Возможности Угрозы
Улучшение условий для населения в сфере потребления товаров и услуг вследствие снижения уровня их цен (особенно для низкодоходных слоев населения) Снижение стоимости жизни Повышение уровня реальных доходов населения вследствие снижения стоимости жизни Минимальное негативное влияние присоединения к ВТО на отрасли: нефтепереработка, нефтехимия и химия, металлургия и лесное хозяйство; как следствие; низкая вероятность падения объемов производства и сокращения занятых в отрасли работников Действенный компенсационный потенциал системы социальной защиты населения для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию по причине снижения уровня доходов Проникновение на потребительский рынок товаров невысокого качества Снижение уровня занятости по отдельным отраслям народного хозяйства вследствие падения объемов производства: лесная обрабатывающая промышленность; производство транспортных средств и оборудования; пищевая промышленность; животноводство Ожидание возможного снижения уровня занятых в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды вследствие некоторого сокращения объема промышленного производства в целом по стране Активизация неформального сектора экономики, снижение уровня социальной защищенности населения Усиление дифференциации населения по доходам Невысокая активность населения в решении собственных проблем Углубление структурной безработицы Увеличение нагрузки на систему социальной защиты населения и органы управления трудом и занятостью
Необходимым инструментом, обеспечивающим предотвращение негативных последствий и усиление позитивных тенденций от присоединения России к ВТО, в сфере формирования уровня жизни населения должна стать взвешенная социальноэкономическая политика, опирающаяся на принципы стратегического планирования. К возможным ее направлениям следует отнести: повышение размера реальных
доходов населения; повышение уровня занятости населения; снижение удельного
веса теневых доходов в структуре доходов населения для формирования дееспособной системы государственного социального страхования; повышение эффективности системы социальной защиты населения; содействие предпринимательской деятельности, развитию производства и привлечению инвестиций в экономику региона; планирование социально-экономического развития региона; совершенствование параметров и структуры потребительской корзины и пр.
Список использованной литературы 1. Токарская Н. М. Стратегические направления регулирования уровня жизни населения / Н. М. Токарс-кая, А. А. Марасанова; под ред. В. И. Самарухи. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 164 с.
References
1. Tokarskaya N. M., Marasanova A. A. Strategicheskie napravleniya regulirovaniya urovnya zhizni naseleniya [Strategic directions of regulating population's living standards]. Irkutsk, BGUEP Publ., 2010. 164 p.
Информация об авторах
Токарский Борис Леонидович — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Токарская Нинель Михайловна — доктор экономических наук, профессор, кафедра социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Марасанова Анна Александровна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Нефедьева Елена Ивановна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Authors
Tokarskiy Boris Leonidovich — Doctor of Economics, Professor, Chairholder, Chair of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected].
Tokarskaya Ninel Mikhailovna — Doctor of Economics, Professor, Chair of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected].
Marasanova Anna Aleksandrovna — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected].
Nefedieva Elena Ivanovna — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected].