разования в Великобритании и т.д. Но также это может быть и международный проект. В этом году мои учащиеся принимают участие в международном проекте, предложенном издательством Кэмбридж - Cambridge Penfri-end, который дает нам следующие возможности: получить доступ к новым увлекательным заданиям для работы на уроке, попрактиковаться в чтении и письме, вступить в переписку с учащимися других стран, внести разнообразие в обычный курс изучения иностранного языка, укрепить взаимоотношения с другой школой, организовать видеоконференции, показать учащимся, что английский язык полезен в реальной жизни и помогает общаться с представителями других стран, помочь ученикам обрести уверенность в своих силах в ходе общения с другими учащимися на иностранном языке. В ходе данного проекта учащиеся обмениваются открытками с ребятами из других стран, в нашем случае это испанская языковая школа Comeand Speak, учащиеся оценивают работы друг друга, вступают в переписку. В мои планы входит в конце проекта провести урок с использованием сети интернет, чтобы учащиеся могли наглядно увидеть современные способы общения и получения информации.
Я считаю, что использование данного проекта в обучении иностранному языку учащихся начальной школы подтверждает актуальность проектного метода вцелом, его практическую направленность, а интерес учащихся доказывает его неоспоримую эффективность.
Список литературы:
1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка I Т.В. Душеина // Иностранные языки в школе. - 2QQ3. - № 5.
2. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка I/ Иностранные языки в школе. - 2QQ2. - № 3. - С. 41-46.
3. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку / Иностранные языки в школе. - 2QQ2. - № 3. - С. 46-48.
4. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка. -М.: Дрофа, 2004.
5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка II Иностранные языки в школе. - 2QQQ. - № 2.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ © Имамова А.Н.*
Лицей № 410 Пушкинского района, г. Санкт-Петербург
В данной статье предлагается обобщение опыта работы учителя по подготовке учащихся выпускных классов к успешному прохождению
* Учитель математики высшей категории.
единого государственного экзамена по математике. Рассматриваются различные формы и методы проведения занятий с учащимися, а также способы самообразования учителя.
«Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе».
Г. Галилей
Мне всегда были близки и понятны слова В.А. Сухомлинского: «Страшная это опасность - безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека... Все наши замыслы, поиски, построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».
Кто из учителей с этим поспорит? Я понимаю, чтобы заставить ребёнка мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу и приёму. И как следствие этого - постоянный поиск и ... сомнение.
Сегодня формой аттестации является ЕГЭ - это форма проверки знаний, которая требует продуманной системы работы учителя по подготовке к нему как на уроке, так и во внеурочное время. Такая независимая экспертиза знаний учащихся требует от учителя, прежде всего, ориентации на результат, который может быть достигнут лишь в процессе открытой, продуманной работы по приведению знаний обучающихся к требованиям единого государственного экзамена. Итогом такой работы стало обобщение опыта по теме «Формирование предметной готовности учащихся к ЕГЭ по математике».
Главная задача учителя - подготовить ученика такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
На своих уроках я активно применяю различные средства обучения: познавательные и логические задачи, задания по систематизации и структурированию учебного материала, творческие задания. В целях повышения уровня обучения и воспитания учащихся, регулярно анализирую свою педагогическую деятельность, выделяю её сильные и слабые стороны, ставлю новые педагогические задачи. При отборе теоретического и практического материала для урока учитываю цели урока, дидактические задачи, индивидуальные и психические особенности учащихся. Использую в своей работе нетрадиционные типы уроков: уроки-путешествия, уроки-презентации, смотры знаний.
В основу системы моей работы положены следующие концептуальные положения:
- личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества;
- индивидуализация обучения «трудных» и «одарённых»;
- связь индивидуальной и коллективной деятельности;
- обучение математике - это обучение решению задач, а это значит необходимо научить типизации и умению решать типовые задачи.
Для достижения результатов на уроках я применяю современные образовательные технологии: ИКТ, развивающее и личностно-ориентированное обучение, игровые технологии и в последнее время большое место в моей работе занимает тестовая технология. На протяжении ряда лет я занимаюсь проблемой организации самостоятельной работы учащихся на уроках.
Важное требование школьной реформы - развитие логического мышления. Можно выделить следующие направления моей деятельности:
1. Уроки-лекции проводятся с целью изучения новой темы крупным блоком, активизируют мышление школьников при изучении нового, экономят время для дальнейшей творческой работы.
2. Уроки решения ключевых задач по теме. Мы вместе с учащимися выделяем минимальное число задач, на которых реализуется изученная теория, учимся распознавать и решать ключевые задачи, после которых задается определенный объем индивидуальной работы.
3. Уроки обобщения и систематизации знаний, цель которых - обобщение единичных знаний в систему, установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности. Данный тип урока очень важен при подготовке к ЕГЭ.
4. Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а отвечает на них учитель.
5. Зачетные уроки, на которых школьники показывают решения задач, над которыми они трудились дома. В идеале было бы замечательно, если все учащиеся побывали у доски, но это не всегда удаётся. Каждая самостоятельно решенная задача - это успех ученика, который способствует воспитанию у него чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.
6. Уроки контроля и оценки знаний, умений и навыков, целью которых является организация управления процессом усвоения, его коррекции.
Главными в моей работе являются следующие два принципа.
Принцип активного обучения.
Учащиеся должны понять, что для усвоения научных истин одного примитивного прилежания недостаточно, а нужны долгие, порой мучительные размышления.
Принцип дифференцированного обучения и оценки.
Этот принцип реализуется довольно просто. Ведь предлагаются задачи разной сложности - от типовых до трудных. И каждый учащийся волен выбирать для решения те задачи, которые ему доступны.
Очень часто учителя, репетиторы и родители, помогающие своим детям подготовиться к ЕГЭ, пытаются решить как можно больше вариантов пре-
дыдущих лет. Такой путь неперспективен. Во-первых, варианты не повторяются. Во-вторых, у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. В-третьих, у школьника появляется чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и все они такие разные. И каждый раз нужно применять соответствующий подход. Естественно, запомнить все решения всех заданий невозможно. Поэтому намного разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению.
Анализ ЕГЭ прошлых лет показал, что для успешной аттестации важно не столько решать большое количество однотипных заданий традиционных для ЕГЭ тем, сколько обыграть по условиям и главному вопросу один и тот же пример.
Подобные серии вопросов приводят не просто к знаниям учащихся по данной теме, но и к пониманию сути изучаемых вопросов. А это и есть реализация компетентного подхода в преподавании математике.
Сформулирую принципы построения методической подготовки к ЕГЭ.
Первый принцип - тематический. Разумнее выстраивать подготовку к экзамену, соблюдая правило преемственности - от простых типовых заданий до заданий части С. Развитие логического мышления учащихся осуществляется с помощью системы различных типов задач с нарастающей трудностью. Эмпирические данные показали, что расположение однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.
С учётом первого принципа, все задания разбиваются по следующим темам:
- функции;
- преобразования выражений;
- уравнения и неравенства-системы уравнений и неравенств;
- текстовые задачи;
- производная и первообразная.
Второй принцип: переход к комплексным тестам разумен только в конце подготовки (апрель-май), когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности. Но на пропедевтическом уровне тесты можно решать намного раньше, примерно с конца первого полугодия, так как к этому времени теоретический материал практически весь изучен. Для снятия трудности и страха при решении задач типа С1-С3 я разработала алгоритм решения таких задач. Задачи рассматриваются на основе перехода от простого к сложному. Сначала решаются с опорой на доску под комментарий учителя, далее в группах, а затем уже каждый учащийся решает подобные задачи самостоятельно, используя предложенный учителем алгоритм.
Третий принцип: все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел для учащихся на первых порах, но, привыкнув к нему, они чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее. Я делаю это следующим образом: в начале урока выдаю варианты ЕГЭ и строго ограничиваю: 15 минут на работу, решить столько, сколько успеете. Затем тетради собираю, проверяю правильность решения и на следующем уроке раздаю снова. Ребята выполняют задание до конца и одновременно исправляют ошибки прошлого урока так же строго за 15 минут. В результате часть В вся бывает проверена. На третьем уроке в течение нескольких минут разбираем те задания, которые вызвали затруднения. Учащиеся привыкают к такому режиму, знают, что у них на уроке не будет ни одной свободной минуты. В течение года проводится несколько тренировочных работ внутри школы, которые так же проходят с ограничением времени.
Четвертый принцип в шутливой форме звучит так: «Нормальные герои всегда идут в обход!». Нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и понятным способом. Я учу ребят не решать задачи «в лоб», а искать более рациональные способы их решения. И здесь мне помогают «уроки одной задачи». Особенно часто такие уроки провожу по геометрическому материалу, но также и при решении уравнений различными способами.
Конечно, готовиться к ЕГЭ необходимо начинать очень рано. Сейчас в тесты включено много задач практического содержания. Практика показала, что многие учащиеся не понимают смысла терминов предложенных в задаче: трафик, капитализация, и поэтому просто не приступают к решению таких задач; не умеют анализировать реальные числовые данные; не знают, как осуществить практические расчёты по формулам и воспользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах. Вывод: необходимо уделять больше времени на решение прикладных задач, в том числе социальноэкономического и физического характера; задач на проценты и концентрацию; на наибольшее и наименьшее значение, на нахождение скорости и ускорения. С 5 класса нужно начинать учить детей читать графики движения, температуры, давления. Большое внимание уделять вычислительным навыкам, устной работе. С 7 класса на начальных уроках планиметрии вводить понятия геометрических величин: длин, углов, площадей, включая тему «Аксиоматика и её применение». В более старших классах необходимо уделять внимание нахождению координат точки, умению проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами, что я и делаю на своих уроках. Эти знания потребуются при решении части С. На протяжении всех 7 лет обучения необходимо учить ребят ре-
шать текстовые задачи. Для этого нужно выделять основные типы задач, рассматривать алгоритмы их решения. Уже с 7 класса можно выборочно использовать материалы ЕГЭ для информационных минуток.
В целом, вся кропотливая, ежедневная работа учителя направлена на то, чтобы не просто быть проводником знаний, а чтобы пробудить интерес к познанию нового, создать условия, в которых ученик сможет почувствовать свои силы, воодушевиться своими победами и достойно пройти все испытания.
Список литературы:
1. ЕГЭ в оценке Всероссийского педагогического собрания. - М.: Всероссийское собрание, 2009. - 160 с. - (Наша новая школа. Вып. 2). - І8ВМ 978-5-7320-1154-8.
2. ЕГЭ: вопросы и ответы. - М.: Всероссийское педагогическое собрание, 2009. - 48 с. - (Наша новая школа. Вып. 1).
3. Деминский В.А. ЕГЭ-2010 и уровень математической подготовки сту-дентов-первокурсников / В.А. Деминский // Математика в школе. - 2010. -№ 6. - С. 38-42.
РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» © Родионова С.Г.*
Братский профессиональный техникум, г. Братск
В настоящее время технологиям обучения уделяется большое внимание. Тем не менее не решен ряд вопросов, связанных с определением сущности некоторых ключевых понятий, систематизацией применяемых теорий педа-логических технологий обучения [3, с. 3].
В истории становления и развития понятия педагогической технологии прослеживаются различные понимания, начиная с первоначального толкования ее как обучения с помощью технических средств, до представления о педагогической технологии как о систематической и последовательной организации проектируемого процесса обучения.
Педагогическая технология определяется как проект педагогической системы, осуществляемой на практике. Педагогическая система является основой для разработки технологии. Главное внимание сосредоточено на предварительном проектировании учебно-педагогического процесса.
Перевод предметного знания в систему управления учебной деятельностью осуществляется на языке дидактики и называется технологией обу-
* Заведующий заочным отделением.