Редакционная почта
147
составляют языковое содержание программы обучения обобщенному умению перевода. После прохождения этой программы студенты могут, опираясь на систему самостоятельно выделенных формально-грамматических показателей и общий метод ориентации в тексте, не только быстро и с высоким качеством справляться с переводом текстов любой степени сложности на изучаемом иностранном языке, но и переводить с незнакомого им ранее языка с помощью справочной литературы. Таким образом у студентов совершенствуются уже имеющиеся специальные компетенции и формируются новые общие и специальные компетенции, в частности, реализуется возможность развивать многоязычную компетенцию. Кроме того, создается мотивация к изучению новых иностранных языков, повышается самооценка студентов, их уверенность в собственных силах, в возможности изучать новые иностранные языки.
Литература
1. Полякова Т.Ю. Факторы, определяющие цели обучения иностранному языку в ус-
ловиях разноуровневой системы высшего образования // Вестник МГЛУ. Вып. 509. - М., 2006.
2. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты фор-
мирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: Автореферат дисс... докт. пед. наук. - СПб., 2003.
3. Общеевропейские компетенции владения
иностранным языком: изучение, обучение, оценка / Департамент по языковой политике. - Страсбург: Изд. МГЛУ (рус. версия), 2005.
4. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. -
М., 2002.
5. Кабанова О.Я., Гальперин П.Я. Языковое
сознание как основа формирования речи на иностранном языке // Управление познавательной деятельностью учащихся. -М., 1972.
6. Солнцев В.М. Язык как системно-струк-
турное образование. - М., 1978.
7. БархударовЛ.С. Язык и перевод. - М., 1975.
8. Кабанова О.Я, Евдокимова Н.В. Лингвис-
тический аспект содержания учебного предмета «иностранный язык» // Совершенствование учебного процесса в высшей школе. - М., 1988.
9. Евдокимова Н.В. Основы перевода: Учеб.
пособие. - Ростов н/Д, 2004.
Формирование предметно-специфического мышления современного учителя
К. ШАКИРОВА, профессор О. РАЗУМОВА, ст. преподаватель Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет
Одним из наиболее важных качеств будущего учителя является высокоразвитое профессиональное мышление, формирование которого должно быть в центре внимания преподавателей высших педагогических учебных заведений. Профессиональное мышление весьма многогранно по своему составу и включает в себя такие разновидности, как психолого-педагогическое мышление (его можно разделить на дидактическое и «воспитательное»), методическое мышление, предметное мышление. В ряду этих разновидностей исключительно важное значение имеет именно предметно-
специфическое мышление учителя, органично связанное как со спецификой учебного предмета, так и с особенностями методики его преподавания [1].
Предметно-специфическое мышление учителя математики характеризует его способность творчески работать в своей дисциплинарной области, учитывая изменения, происходящие в науке и образовании. Процесс полноценной подготовки учителя в педагогическом вузе поэтому должен сопровождаться специальными дидактическими усилиями, направленными на выработку у него предметно-специфического мышления
148 Высшее образование в России • № 10, 2007
в рамках как общепрофессиональной (психолого-педагогической и частнометодичес-кой), так и специальной подготовки.
Предметно-специфическое мышление учителя математики является особым типом мыслительной деятельности, в контексте которой моделируется «математический» мир дисциплины на основе соответствующих образно-категориальных конструктов, позволяющих дидактически адаптировать предмет науки к задачам учебного процесса.
Авторы статьи предлагают рассматривать предметно-специфическое математическое мышление как особый тип педагогического мышления, основанный на когнитивном предметном математическом опыте и фиксируемый в специфической математической терминологии и определенных умениях и навыках. Говоря о формировании предметно-специфического мышления будущего учителя математики в вузе, мы имеем в виду развитие педагогических умений и навыков его использования при решении профессиональных образовательных задач, круг которых отнюдь не ограничивается задачами сугубо математической направленности.
В ходе учебно-воспитательного процесса развиваются такие формы проявления математического мышления, как:
■ логическое мышление, понимаемое как умение применять законы логического следования;
■ системное мышление, понимаемое как умение рассмотреть сложный объект как органическую совокупность взаимосвязанных частей, подчиненных общей цели, идее, задаче, либо самостоятельно объединять в целое данные части вместе со связывающими их отношениями так, чтобы прийти к определенному результату;
■ моделирование, которое проявляется в процессе решения задач, когда на конкретное условие «накладывается» абстрактная модель (схема), по которой осуществляется решение задачи;
■ творческая самостоятельность, т.е. способность переносить имеющиеся знания и умения в новую для испытуемого ситуацию, комбинировать известные способы деятельности для решения новой проблемы.
Они способствуют не только развитию
математических способностей студента, но и формированию научного взгляда на мир, т.е. дают ему инструменты исследования любого предмета, делают его более целеустремленным, творчески активным, повышают его интуицию как при решении математических задач, так и в более широкой области педагогической деятельности.
Традиционные методы обучения не предполагают рефлексии обучаемого по поводу своего процесса мышления. Контроль уровня его развития осуществляется педагогом по результатам решения задач. Однако для студентов педагогических вузов такой подход является недостаточным. Процесс формирования предметно-специфического мышления у будущего учителя должен сопровождаться прежде всего самоанализом и поиском путей к саморазвитию.
Повышение статуса предметно-специфического мышления при профессиональной подготовке учителя происходит, в частности, при переходе к задачам дидактического характера, относящимся к преподаванию школьного курса математики. Эти задачи возникают на занятиях по методике преподавания математики и требуют разрешения проблемных ситуаций, связанных с развитием логики, аналитических способностей, системного мышления, пространственного воображения обучаемых. Студенту вновь предлагают задачи по математическим дисциплинам, но теперь помимо навыка решать эти задачи он должен продемонстрировать понимание того, на развитие каких качеств ума направлены эти задачи и какие развивающие методики способствуют их решению. Студент - будущий учитель - должен овладеть многоэтапными методиками развития различных форм мышления учащегося. При этом на учебный процесс налагается процесс воспитания личностных качеств учителя, определяемых влиянием предметно-специфического мышления.
На фоне широкого спектра исследований процессов формирования и развития мышления в целом выработке предметно-специфического мышления учителя в контексте анализа его профессионально-личностных качеств уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание.
Редакционная почта
149
В настоящее время можно констатировать ряд несоответствий между имеющимися результатами теоретических исследований на эту тему и сложившейся образовательной практикой. Проведенный авторами анализ позволил указать на противоречия между:
• необходимостью ориентации образовательного процесса в педагогическом вузе на развитие наиболее важных личностных качеств будущего учителя и недооценкой роли формирования предметно-специфического мышления в процессе его полноценной подготовки;
• потребностью в использовании будущим учителем в своей деятельности основ моделирования математической реальности на базе образно-категориальных конструктов, отражающих специфику дисциплинарного подхода, и наличным качеством предметно-специфического мышления студентов;
• возможностями развития предметно-специфического мышления будущих учителей средствами информационных технологий и недостаточной практической базой использования компьютерных средств в образовательном процессе в педагогическом вузе.
Повышение уровня предметно-специфического мышления студентов возможно, на наш взгляд, путем создания определенной психолого-педагогической среды, активно вовлекающей обучаемых в творческий процесс совершенствования своих профессиональных и личностных качеств. В связи с этим нами разработаны и обоснованы педагогические условия процесса формирования предметно-специфического мышления средствами информационно-коммуникационных технологий. Среди них:
1) достижение устойчивой положительной мотивации студентов к изучению ИКТ и их использованию в процессе решения мыслительных задач профессионально-предметного характера;
2) обеспечение высокой психологической готовности студентов к использованию информационных технологий как средства формирования и практической реализации предметно-специфического мышления;
3) приоритетное развитие самостоятель-
ной творческой деятельности студентов средствами проблемного обучения на основе использования компьютерных учебных комплексов;
4) сочетание форм и методов традиционного и инновационного обучения на основе ИКТ, направленных на развитие основных форм предметно-специфического мышления;
5) наличие системы мониторинга уровня сформированности предметно-специфического мышления на базе компьютерных тестирующих комплексов.
Информатизация образования и внедрение компьютерных средств обучения в образовательный процесс требуют качественного анализа школьного курса математики, направленного на выявление проблемных ситуаций, связанных с развитием мыслительной деятельности ученика. Он может быть инициирован уже в педагогическом вузе, в том числе и с помощью вовлечения студентов в учебно-исследовательский процесс.
Помимо подготовки специалиста, владеющего современными методами ведения урока, это дает хорошую учебную базу для развития предметно-специфического мышления студента. Действительно, подготовка обучающей программы потребует от студента отбора и решения большого количества задач и их классификации по степени влияния на различные формы проявления мышления.
Необходимо отметить, что использование информационных технологий при решении студентами методических и научно-исследовательских задач имеет большой воспитательный потенциал. Активная самостоятельная поисковая мыслительная деятельность приводит к формированию новых свойств личности, положительных качеств ума, что обусловливает повышение уровня предметно-специфического мышления студента.
Литература
1. Шестакова Т.Д. Формирование предметно-специфического мышления при изучении дисциплин естественно-научного цикла (на примере физики): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2001. - http:// lib.unn.ru