Научная статья на тему 'Формирование правовых основ регулирования в условиях цифровой трансформации сельского хозяйства'

Формирование правовых основ регулирования в условиях цифровой трансформации сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
аграрный сектор / сельское хозяйство / цифровая экономика / правовое регулирование / agricultural sector / agriculture / digital economy / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буняева Мария Викторовна

Автор анализирует нормативные правовые акты, регулирующие сельскохозяйственную деятельности. На сегодняшний день в последствии таких реформ в аграрном секторе многие вопросы так и остались не решенными, в том числе такие как: диспаритет цен, ограничение монопольного положения перерабатывающих предприятий, взаимодействие аграрных предприятий и предприятий по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, снижение налогового бремени сельскохозяйственных предприятий, финансирование отрасли в виде субсидий и грантов, осуществление процедуры банкротства несостоятельных хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the legal framework for regulation in the context of digital transformation of agriculture

The author analyzes the normative legal acts regulating agricultural activities. To date, as a result of such reforms in the agricultural sector, many issues have not been resolved, including: price disparity, restriction of the monopoly position of processing enterprises, interaction between agricultural enterprises and enterprises for processing and selling agricultural products, reduction of the tax burden of agricultural enterprises, financing of the industry in the form of subsidies and grants, implementation of bankruptcy procedures for insolvent farms.

Текст научной работы на тему «Формирование правовых основ регулирования в условиях цифровой трансформации сельского хозяйства»

негосударственных институтов в становлении системы корпоративного управления.

Буняева Мария Викторовна

Руководитель направления

по внутреннему аудиту дирекции по внутреннему контролю и аудиту АО «РХК» (Акционерное общество «Русатом Хэлскеа»)

Формирование правовых основ регулирования в условиях цифровой трансформации сельского хозяйства

Аннотация. Автор анализирует нормативные правовые акты, регулирующие сельскохозяйственную деятельности. На сегодняшний день в последствии таких реформ в аграрном секторе многие вопросы так и остались не решенными, в том числе такие как: диспаритет цен, ограничение монопольного положения перерабатывающих предприятий, взаимодействие аграрных предприятий и предприятий по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, снижение налогового бремени сельскохозяйственных предприятий, финансирование отрасли в виде субсидий и грантов, осуществление процедуры банкротства несостоятельных хозяйств.

Ключевые слова. Аграрный сектор, сельское хозяйство, цифровая экономика, правовое регулирование.

Formation of the legal framework for regulation in the context of digital transformation of agriculture

Annotation. The author analyzes the normative legal acts regulating agricultural activities. To date, as a result of such reforms in the agricultural sector, many issues have not been resolved, including: price disparity, restriction of the monopoly position of processing enterprises, interaction between agricultural

enterprises and enterprises for processing and selling agricultural products, reduction of the tax burden of agricultural enterprises, financing of the industry in the form of subsidies and grants, implementation of bankruptcy procedures for insolvent farms.

Keyword. Agricultural sector, agriculture, digital economy, legal regulation.

Преобразования в экономике России, затрагивающие аграрный сектор, включая сельское хозяйство происходят в нашей стране не впервые. В качестве примера можно привести масштабные реформы, начавшиеся в 90-х годах прошлого века, с целью перехода экономики к рыночным отношениям. В ходе преобразований произошло перераспределение земельных ресурсов, отменена монополии государства на землю и другие природные ресурсы, проведена реорганизация колхозов и совхозов, а государственное регулирование стало осуществляться экономическими методами в области налоговой, кредитной, социальной политики, ценообразования, страхования, финансирования сельского хозяйства.

Следует отметить, что из-за принятых формальных правил в виде нормативно-правовой базы, которые не подкреплялись реальными механизмами их реализации эффективность функционирования сельскохозяйственных предприятий существенно снизилась, а удельный вес убыточных предприятий аграрного сектора России увеличился с 3% в 90-м году до 90% в 2008 году. В конечном счете, привело к сокращению числа сельскохозяйственных предприятий с 27,3 тыс. в 1998 году до 8,9 тыс. в 2008 году.

На сегодняшний день в последствии таких реформ в аграрном секторе многие вопросы так и остались не решенными, в том числе такие как: диспаритет цен, ограничение монопольного положения перерабатывающих предприятий, взаимодействие аграрных предприятий и предприятий по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, снижение налогового бремени сельскохозяйственных предприятий, финансирование

отрасли в виде субсидий и грантов, осуществление процедуры банкротства несостоятельных хозяйств и другие.

Среди многочисленных попыток, нормативного регулирования, предпринимаемых к решению указанных проблем, можно выделить

следующие: _^^[Добавлено примечание ([МБ1]):

1. Принятие доктрины продовольственной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20) взамен Указа Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»;

2. Утверждение Концепции устойчивого развития сельскохозяйственных территорий на период до 2020 года (Постановление Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р);

3. Утверждение Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020гг. (Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717). Одним из приоритетных направлений государственной программы является интеграция и кооперация. Создание крупных интегрированных агропромышленных структур, включающих процессы производства, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции. По мнению специалистов мировой опыт агрохолдингов показывает высокую эффективность.

4. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Существенным фактором в развитии агропромышленного комплекса России можно также выделить вступление в ВТО, предусматривающее меры либерализации отрасли.

Данные нормативные акты и действия государства позволили частично решить вопросы особенностей банкротства сельскохозяйственных организаций.

Исходя из проведенного примера реформ в аграрном секторе экономики России можно сделать вывод, что все изменения и трансформации в сельском хозяйстве должны базироваться и регулироваться совокупностью нормативно-правовых актов.

В условиях формирования новой «цифровой» экономики России теперь предстоит поиск путей решения не только старых, но и новых вопросов и проблем. Сегодня в целях создания надежной правовой основы регулирования оборота цифровых технологий в сельском хозяйстве в мировом сообществе формируется с правопонимание цифровых информационных ресурсов.

0.А. Колоткина утверждает, что внедрение инновационных информационно-цифровых систем в различных отраслях экономики, в том числе в агропромышленном комплексе, пришедших на смену информатизации и компьютеризации, актуализирует процесс совершенствования правового обеспечения процесса цифровизации в базовой отрасли экономики1. Автор выражает свое видение сущности правового обеспечения экономических отношений в агропромышленном секторе, в условиях цифровизации, как реализацию определенных правом целей и задач, при помощи различных юридических и неюридических средств, с учетом определенных обстоятельств и процессов, направленных на общественные отношения, с целью учета их трансформации под влиянием информационно-цифровых технологий и инструментов.

Также О.А. Колоткина выделяет две группы средств правового обеспечения процесса трансформации агропромышленного комплекса в условиях цифровой экономики:

1. правовые средства, которые можно свести к механизму правового регулирования отношений в АПК и его отраслях;

1 Российская юстиция: научно-практический журнал : В.В. Максимов действительный государственный советник юстиции 1-го класса, кандидат юридических наук, доцент (главный редактор) / учредитель и издатель издательская группа «Юрист». - 2019. Вып. № 10. С. 47. - Ежемес. - ISSN 0131-6761. - Текст : непосредственный.

2. неправовые средства, носящие обеспечительный характер (материально-технические, кадровые, организационно-управленческие и др.).

Таким образом, автор статьи комплексно подходит к вопросу цифровизации агропромышленного комплекса в целом, где с одной стороны говорит о фактическом внедрении и использовании цифровых технологий в производственной деятельности, а с другой стороны необходимости создания слаженной нормативно-правовой базы, регулирующей оборот таких цифровых технологий во всех аспектах.

В тоже время А.А. Арямов, Ю.В. Грачева, С.В. Маликов и А.И. Чучаев отмечают, что информационное право России пребывает в состоянии эмбриона и осмысления понятий «виртуальное пространство», «блокчейн», «пространства и времени применительно к области цифровых технологий», возможности и пределы правового регулирования оперирования цифровой информацией. Авторы приводят пример общего правила подачи иска (заявления) в суд: «Иск (заявление) подается в суд по месту нахождения имущества (месту совершения правонарушения)» и совершенно справедливо ставят вопрос: «А что есть место нахождения и место совершения правонарушения для цифровых технологий в виртуальном пространстве, которые одновременно могут находится на территории разных стран».

Среди попыток создания основ правового регулирования информационного пространства в России авторы выделяют следующие нормативные акты:

- Указ Президента РФ от 28.06.1993 № 966 «О концепции правовой информатизации России»;

- Указ Президента РФ от 20.01.1994 № 170 «Об основах политики в сфере информатизации»;

- Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации (утв. Гостехкомиссией РФ 25.11.1994);

- Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу);

- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

- Приказ Роскомнадзора от 05.12.2016 № 307 «Об утверждении Методики определения количества пользователей программ для электронных вычислительных машин, сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет», которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети «Интернет» в сутки».

В данных документах употребляются термины «Информатизация», «Информационный ресурс», но не приводятся понятия этих терминов (определения).

Авторы считают, что основной целью госрегулирования оборота информационных ресурсов является обеспечение безопасности, в том числе разработке и применению мер правового, организационно-технического и организационно-экономического характера по выявлению угроз информационной безопасности, предотвращению их реализации, пресечению и ликвидации последствий реализации таких угроз в национальном и международном информационно-коммуникационном пространстве. А Базовым нормативно-правовым актом в области правопонимания цифровых ресурсов авторы приводят национальный стандарт ГОСТ Р53622-2009 «Информационные технологии. Информационно-вычислительные системы. Стадии и этапы жизненного цикла, виды и комплектность документов», утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 964-ст. Данный документ закрепляет такие как «цифровые информационные ресурсы», «информационные технологии», «программно-информационный продукт» и другие.

В тоже время О.А. Колоткина считает важными, основополагающими документами нормативного регулирования на пути развития АПК в условиях цифровизации, которые не только определили направления развития этапов цифровизации АПК, но и заложили фундамент для интенсивного использования цифровых технологий. К таким документам автор относит:

1) Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». Данным документом закреплено понятие «цифровая экономика», определяющее ее сущность и основную задачу по повышению эффективности различных видов производства, технологии, оборудования, хранения, продажи и доставки товаров и услуг;

2) Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

3) Национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7);

4) Ведомственный проект Министерства сельского хозяйства РФ «Цифровое сельское хозяйство» со сроком реализации 2019-2024гг.

Исходя из приведенных мнений различных авторов, можно справедливо заметить, что различные авторы не только имеют различные представления и концепции по формированию правовых основ регулирования сельского хозяйства в условиях цифровизации экономики, но и используют различные подходы и правовые конструкции.

Однако, среди существенных мер по формированию нормативно-правового регулирования, затрагивающих цифровые технологии в том числе и в сельском хозяйстве, на мой взгляд, следует выделить также изменения, внесенные Федеральным законом от 18.03.2019 № 34-Ф3 в Гражданский кодекс Российской Федерации, согласно которым с 01.10.2019 цифровые права стали объектом гражданских прав. Федеральным законом от 29.06.2018 № 173-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21.07.2005 в соответствии с которыми концессионные соглашения, объектом которых являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и

технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий урегулированы статьей 53.1 указанного закона. Также одним из базовых документов является Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» № 993-р от 12.04.2020, согласно которому национальная цель № 7 (подцель «Цифровизация отраслей экономики») формирует цель Стратегии «Цифровая трансформация агропромышленного комплекса». Для достижения указанной цели решается задача, связанная с созданием национальной цифровой платформы «Цифровое сельское хозяйство».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данном этапе сформирован ряд основополагающих документов в области нормативно-правового регулирования сельского хозяйства России в условиях цифровизации экономики, при этом внедрение цифровых технологий и их применение в гражданском обороте требует развитие навыков, практического применения этих знаний и конечно же создание правовой базы, учитывающей все аспекты и регулируя вопросы обеспечения безопасности, правового статуса участников правоотношений, государственной поддержки и другие.

Ильин Александр Юрьевич, доцент департамента Международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета, кандидат юридических наук, доцент

ы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.