Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
359
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ НОРМЫ / FORMATION OF LEGAL CULTURE / LEGAL NIHILISM / FUNCTIONS OF LEGAL CULTURE / LEGAL TRAINING / SOCIAL AND GROUP NORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минияров Валерий Максимович, Миниярова Валерия Анатольевна, Лузанова Татьяна Александровна

Цель: выявление представлений у студентов о значимости предупреждения правового нигилизма в их повседневной жизни и профессиональной деятельности, о направленности интересов в области правовых знаний, а так же источниках формирования правовой культуры личности. Методы: анализ литературы, анкетирование. Результаты: многие из обучающихся в полной степени осознают необходимость повышения уровня правовой культуры с целью повышения готовности к профессиональной деятельности в юридическом пространстве, предупреждения правового нигилизма. В то же время студенты колледжа нуждаются в создании педагогических условий для устранения пробелов в правовых знаниях и опыте. Низкие и средние результаты самооценки уровня правовой культуры студентов сочетаются с определённой неудовлетворённостью работой колледжа в данном направлении и с активным стремлением подавляющего большинства опрашиваемых к повышению уровня правовой культуры и интересом к правовым отраслям знаний. Выводы: полученные результаты подтверждают необходимость совершенствования формирования правовой культуры студентов, а также свидетельствуют о ярко выраженной мотивации испытуемых к повышению уровня своих правовых знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL CULTURE AS A CONDITION FOR OVERCOMING LEGAL NIHILISM

Object: to identify students ' ideas about the importance of preventing legal nihilism in their daily life and professional activities, the direction of interests in the field of legal knowledge, as well as the sources of formation of legal culture of the individual. Methods: literature analysis, questionnaires. Findinqs: many of the students are fully aware of the need to improve the level of legal culture in order to increase their readiness for professional activity in the legal space, and to prevent legal nihilism. At the same time, College students need to create pedagogical conditions to eliminate gaps in legal knowledge and experience. Low and average results of self-assessment of the level of legal culture of students are combined with a certain dissatisfaction with the work of the College in this direction and with the active desire of the vast majority of respondents to improve the level of legal culture and interest in legal branches of knowledge. Conclusions: the results confirm the need to improve the formation of legal culture of students,and also indicate a pronounced motivation of the subjects to improve their legal knowledge.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА»

заставили их рано повзрослеть, они хотели сражаться с врагом за освобождение Родины вместе со взрослыми.

Выводы. Таким образом, творческое использование возможностей фольклора, а также тех поэтических текстов, в которых звучат фольклорные мотивы, привносит в практику преподавания русского языка как иностранного новые средства работы с иностранными обучающимися. Содержание текста фольклорного характера влияет на развитие их интереса к русскому языку.

Литература:

1. «Идет война народная... ». Стихи о Великой Отечественной войне. / Составление, предисловие, справки об авторах Н.И. Горбачева. - М., 2015, 321 с.

2. Кравцова Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М, 1889, 368 с.

3. Твардовский А.Т. Василий Теркин. Стихотворения. Поэмы. - М., 2018, 637 с.

4. 500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей / Сост. И.А. Мазнин. - М.: ТЦ Сфера, 2016, 96 с.

5. Шибко Н.Л. Общие вопросы преподавания русского языка как иностранного. - Санкт-Петербург, 2014, 368 с.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор Минияров Валерий Максимович

«Московский государственный педагогический университет», Самарский филиал (г. Самара); кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Миниярова Валерия Анатольевна

ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет» (г. Самара); аспирант кафедры педагогики Лузанова Татьяна Александровна

«Московский государственный педагогический университет», Самарский филиал (г. Самара)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

Аннотация. Цель: выявление представлений у студентов о значимости предупреждения правового нигилизма в их повседневной жизни и профессиональной деятельности, о направленности интересов в области правовых знаний, а так же источниках формирования правовой культуры личности. Методы: анализ литературы, анкетирование. Результаты: многие из обучающихся в полной степени осознают необходимость повышения уровня правовой культуры с целью повышения готовности к профессиональной деятельности в юридическом пространстве, предупреждения правового нигилизма. В то же время студенты колледжа нуждаются в создании педагогических условий для устранения пробелов в правовых знаниях и опыте. Низкие и средние результаты самооценки уровня правовой культуры студентов сочетаются с определённой неудовлетворённостью работой колледжа в данном направлении и с активным стремлением подавляющего большинства опрашиваемых к повышению уровня правовой культуры и интересом к правовым отраслям знаний. Выводы: полученные результаты подтверждают необходимость совершенствования формирования правовой культуры студентов, а также свидетельствуют о ярко выраженной мотивации испытуемых к повышению уровня своих правовых знаний.

Ключевые слова: формирование правовой культуры; правовой нигилизм; функции правовой культуры; правовое обучение; социальные и групповые нормы.

Annotation. Object: to identify students ' ideas about the importance of preventing legal nihilism in their daily life and professional activities, the direction of interests in the field of legal knowledge, as well as the sources of formation of legal culture of the individual. Methods: literature analysis, questionnaires. Findinqs: many of the students are fully aware of the need to improve the level of legal culture in order to increase their readiness for professional activity in the legal space, and to prevent legal nihilism. At the same time, College students need to create pedagogical conditions to eliminate gaps in legal knowledge and experience. Low and average results of self-assessment of the level of legal culture of students are combined with a certain dissatisfaction with the work of the College in this direction and with the active desire of the vast majority of respondents to improve the level of legal culture and interest in legal branches of knowledge. Conclusions: the results confirm the need to improve the formation of legal culture of students,and also indicate a pronounced motivation of the subjects to improve their legal knowledge.

Keyword: formation of legal culture; legal nihilism; functions of legal culture; legal training; social and group norms.

Введение. Правовой нигилизм, находит свое выражение в различных своих проявлениях. По мнению В.Н. Гоймана, правовой нигилизм выражается в правовом невежестве, не позволяющем студентам (гражданам) распорядиться предоставленными законом возможностями. Студенты не в состоянии отстаивать свои права и, более того, не желают считаться с правами и законными интересами других лиц [3, с. 3].

Формы проявления правового нигилизма в студенческой среде многообразны, трудно привести их исчерпывающий перечень. В научной литературе выделяются наиболее очевидные из них, с которыми повсеместно сталкиваются исследователи этой проблемы:

Изложение основного материала статьи. Умышленное нарушение законов, основанных на нормативно-правовых актах, включающих в свое содержание массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных проступков [6, с. 5].

Корыстный уголовный криминал считается наиболее грубым и опасным видом правового нигилизма. Он наносит вред обществу в виде физического, материального, морального ущерба. Преступные действия становятся мощным катализатором правового нигилизма. Студенческая молодежь не боится законов, рано учатся обходить их, используя разного рода правовые упущения. В последующем, когда молодые люди становятся специалистами, это приводит к коррупции, которая сводит на нет все реформаторские усилия, разлагает нравственные и правовые устои общества.

Массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, которые вступают в разрез с требованиями правовых норм.

Массовое неисполнение законов ослабляет действия власти. Неприведение в действие закона наносит больший вред обществу, чем их прямое нарушение. Массовое непослушание приводит к деформированию правового сознания, в силу отсутствия у студентов правовой культуры. Причинами правового нигилизма является противоречивость правовых актов, которые в огромном количестве не систематизированы и опровергают сами себя, в результате чего возникает неоднозначное их толкование.

Многие подзаконные акты становятся «надзаконными».

Принимаемые правовые нормы в большом количестве не стыкуются, плохо соотносятся между собой, что приводит к острейшим конфликтам и пониманию несправедливости закона, на котором легко произрастает правовой нигилизм.

Нарушение прав и свобод человека.

Рассуждая о формах правового нигилизма В.А. Туманов показывает, что они зарождаются в общественном сознании в виде идеологических течений и теоретических доктрин, например, в виде анархизма или левого радикализма. На уровне сознания и национальной психологии возникают отрицательные установки, стойкие предубеждения и стереотипы, что находит отражение в разных сферах общественной практики, в том числе в государственном управлении [7, с. 528].

Как утверждает В.А. Туманов, живучесть обыденного правового нигилизма возникает в результате нерадостных встреч человека с правовой действительностью. Вставая на «юридический путь» решения своих проблем, мы наталкиваемся на бюрократические процедуры и необоснованные отказы. Юридическая среда ежедневно и повсеместно воспроизводит юридико-нигилистические установки и предубеждения. В силу этого, В.А. Туманов выделяет три уровня (формы) правового нигилизма: идеологический уровень, зарождающийся в общественном сознании; ведомственный и обыденный. Обыденный или массовый правовой нигилизм связан с переплетением правовой неосведомлённости, скептических стереотипов и предубеждения, неверием в право, достигающим такой степени непринятия, что человек отказывается от реализации своих законных интересов, лишь бы не связываться с законом. Обыденный правовой нигилизм получил широкое распространение в студенческой среде, а также в среде технической, научной и творческой интеллигенции, что может свидетельствовать о высоком общекультурном и образовательном уровне [14, с. 25].

В своих исследованиях в области правового нигилизма В.А. Туманов выделяет пассивную и активную формы правового нигилизма. Для первой формы правового нигилизма студенческой молодежи свойственно безразличное отношение к закону и недооценка его роли в их жизни. Активному правовому нигилизму соответствует осознанное враждебное отношение к закону. Представители активной формы видят важную роль права в жизни общества и поэтому выступают против него [14, с. 26].

Таким образом, анализ существующих в научной литературе подходов к пониманию правового нигилизма позволяет считать, что это сформировавшаяся в общественном, групповом и индивидуальном сознании форма отрицательного, безразличного, пренебрежительного, а иногда агрессивного отношения к системе общеобязательных норм, принятых государством для регуляции общественных отношений, неисполнение которых приводит к деструктивным формам поведения.

Студенты представляют собой многочисленную прослойку российского общества, поэтому и являются объектом пристального внимания ученых и исследователей. Данный интерес обусловлен тем, что именно студенты как социальная группа отражает сложную дифференциацию жизни современного общества. Студенты являются стратегически важным ресурсом государства, основой развития гражданского общества. От роли молодежи в социуме, к коим относятся и студенты, от ее воспитания, зависит демократическое развитие России.

Одним из условий преодоления и предупреждения правового нигилизма в студенческой среде является формирование у них правовой культуры.

Понятие «правовая культура» широко используется в современной науке, где обнаруживается разное понимание не только самой категории «правовая культура», но и ее содержания, функций и структурных компонентов. Все это свидетельствует о многоаспектности понятия правовой культуры [4, ^ 330].

В представлении Е.В. Аграновской, правовая культура выступает в качестве системы взглядов, оценок, убеждений, установок на социальные ценности прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивая конструктивное поведение молодежи в правовом обществе.

Сложились различные подходы к рассмотрению культуры, в том числе и правовой, такие, как, -комплексный, описательный, нормативный, исторический, психологический, структурный, генетический, аксиологический и пр. Для дальнейшего продолжения исследования нам необходимо выделить среди них те, которые имеют наибольшую ценность для рассмотрения развития и формирования правовой культуры в студенческой среде. В отечественной науке принято изучать социальные явления с позиции основных подходов: антропологический, социологический и философский.

Антропологический подход предполагает констатацию того факта, что под правовой культурой в широком смысле понимается все созданное человеком в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, юридическая практика [1, с. 179-180].

Социологический подход основывается на определении понятия «правовая культура», как культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе правовые законы и технологию законодательного исполнения, правовую науку, юридическое образование, юридическую практику и стабильный правопорядок [8, с. 176].

Философский подход предполагает, что правовая культура — это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовых отношений в обществе. Культура человека состоит в том, чтобы жить по закону. Правовую культуру философы представляют в виде «второй природы», которая трансформирует, культуризирует и культивирует всю природу отдельного человека в социальную природу общества» [9].

Предложенный В.В.Лазаревым комплексный подход к пониманию правовой культуры рассматривает ее с аксиологической точки зрения. Таким образом, правовую культуру можно рассмотреть на качественном уровне правовой действительности, господствующей в обществе. Правовая культура в обществе показывает качественное состояние правовой жизни человека, которое проявляется в «достигнутом уровне совершенства

правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности...» К этому можно добавить свободу ее поведения и взаимной ответственности государства и личности [11, с. 167].

Следовательно, правовая культура многогранна и неоднородна, но ее можно рассматривать как средство предупреждения проявления различных форм правового нигилизма, т.к. в ее содержании заключены такие составляющие, как язык, обычаи, нормы, знания, убеждения, ценности. Правовые нормы являются еще одним из условий, влияющих на поведение и формирование личности. Правовые нормы являются разновидностью социальных норм, поэтому определяют меру допустимого поведения, программируя поведение индивида [5].

Правовые нормы работают во всех сферах общественной жизни, в труде, политике, личных, семейных, внутригрупповых, межгрупповых, международных отношениях. С помощью правовых норм обществом предъявляются требования к поведению человека и одновременно служат средством социального контроля.

Для формирования правовой культуры и развития правосознания студентов важное значение имеет правовое воспитание и правовой обучение [10, с. 241].

Для данного исследования важное значение имеет правовое обучение, которое представляет собой планомерное, управляемое, организованное, систематическое и целенаправленное воздействие на сознание и поведение студентов с целью формирования у них правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей и практического опыта правомерного поведения [10, с. 241].

Стержнем правового обучения в образовательных организациях, является, прежде всего, изучение основ теории государства и права. Оно дает учащимся основы знаний о происхождении государства и права, их роли в развитии общества, о Конституции как об основном законе государства, об основных самостоятельных правовых отраслях, принципах законности, задачах по ее укреплению.

Значительную сумму правовых знаний учащиеся получают также в процессе изучения других предметов, в частности истории, литературы, ОБЖ. Информация, которую предоставляют эти учебные дисциплины, служит эмоционально насыщенной иллюстрацией к тем или иным нормам права, что способствует развитию и укреплению правосознания учащихся.

Можно сказать, что правовое обучение направлено на предупреждение правового нигилизма обучаемых за счет формирования правовой культуры личности. Та роль, которую играет обучение в системе правового образования учащихся, выдвигает и некоторые особые требования к процессу правового обучения, в первую очередь необходимо обеспечить дифференцированность и одновременно единство правового обучения.

В создании условий предупреждения правового нигилизма студентов особое внимание уделялось знанию студентами правовых норм. Правила поведения, закрепленные в правовых нормах, должны быть известны учащимся, поняты и осознаны ими. Необходимость знания права воплощена в правовых принципах и презумпциях: «незнание закона не есть оправдание», «незнание закона не освобождает от ответственности».

Для выявления представлений у студентов о значимости предупреждения правового нигилизма в их повседневной жизни и профессиональной деятельности, о направленности интересов в области правовых знаний, об источниках формирования правовой культуры личности среди студентов экспериментальной и контрольной групп было проведено анкетирование. Данная диагностика проводилась в 2019 году. В ней участвовало 45 студентов педагогического колледжа, обучающихся на юридическом отделении. Испытуемым была предложена анкета, гарантирующая искренность ответов за счет ее анонимности [12, с. 95].

В результате диагностики в экспериментальной группе были получены следующие результаты. На вопрос: «Необходима ли Вам правовая культура?» большинство студентов (12 чел. - 48%) ответили утвердительно, так как это необходимо для выполнения функций, связанных с жизнедеятельностью; 7 чел. (28%) - указали на необходимость правовой культуры для будущей профессиональной деятельности; 8 чел. (28%) - испытали затруднения с ответом; 2 чел. (8%) - не увидели необходимости в правовой культуре. Как видим, 76% студентов (19 чел.) понимают необходимость в приобретении правовой культуры т.к. профессиональная деятельность в будущем предъявит им требование не только следить за соблюдением правовых норм, но и самим соответствовать им. В то же время треть студентов специализированного юридического отделения не понимают значимости своей профессиональной подготовки.

Самооценка уровня правовой культуры студентов дала следующие результаты: высокий уровень - 5 чел. (20%); средний уровень - 13 чел. (52%); низкий уровень - 6 чел. (24%); очень низкий уровень - 1 чел. (4%). Причинами низкого и очень низкого уровней правовой культуры являются такие ответы студентов, как: недостаточность теоретических знаний (10 чел. - 40%) и недостаточность практических умений (3 чел. -12%). Среди этих студентов наблюдаются трудности в понимании правовых норм - 4 чел. (8%). В связи с тем, что быстро меняется законодательство - 2 чел. (8%); - наличие правового беспорядка в государстве - 2 чел. (8%); - низкий уровень правовой культуры ближайшего окружения - 3 чел. (12%). Затруднились назвать какие-либо конкретные причины 1 чел (4%). В такой ситуации уместен был вопрос: «Желаете ли Вы повысить свой уровень правовой культуры?» Ответили положительно 19 студентов (76%); отрицательно - 1 студент (4%); затруднились с ответом - 5 студентов (20%).

На вопрос: «Считаете ли Вы эффективными условия формирования правовой культуры в колледже?» положительно ответили 15 учащихся (60%), 7 учащихся (28%) затруднились ответить на данный вопрос, 3 человека (12%) ответили отрицательно.

Среди способов, повышающих уровень формирования правовой культуры, студенты отметили: -введение специализированных правовых курсов (40%); - увеличение количества часов, отведённых для преподавания правовых дисциплин (4%); - создание бесплатной юридической консультации для студентов (32%); - увеличение количества предлагаемых для решения студентов задач на занятиях по правовым дисциплинам (24%). К иным способам испытуемые отнесли: включение в занятия деловых игр, имитирующих реальные правовые ситуации; встречи и беседы с профессиональными юристами, наблюдения за их деятельностью; расширение участия обучающихся в правовых формах общественной жизни образовательной организации.

Выводы. Таким образом, на основании проведенного исследования и анализа результатов, можно сделать следующие выводы: многие из обучающихся в полной степени осознают необходимость повышения уровня правовой культуры с целью повышения готовности к профессиональной деятельности в юридическом пространстве, предупреждения правового нигилизма. В то же время студенты колледжа нуждаются в

создании педагогических условий для устранения пробелов в правовых знаниях и опыте. Низкие и средние результаты самооценки уровня правовой культуры студентов сочетаются с определённой неудовлетворённостью работой колледжа в данном направлении и с активным стремлением подавляющего большинства опрашиваемых к повышению уровня правовой культуры и интересом к правовым отраслям знаний. Полученные результаты подтверждают необходимость совершенствования формирования правовой культуры студентов, а также свидетельствуют о ярко выраженной мотивации испытуемых к повышению уровня своих правовых знаний. Обучающиеся называют достаточно весомые предложения о путях оптимизации формирования их правовой культуры. Необходимо отметить, что данные предложения распространяются не только на учебную деятельность, но и внеучебную сферу колледжа. Предполагаем, что это является одним из подтверждений высказанной нами точки зрения о том, что для предупреждения правового нигилизма, повышения уровня сформированности правовой культуры и развития правосознания требуется не только использование потенциала учебного процесса, но и создание ряда педагогических условий, функционирующих в рамках целостной правовой среды колледжа. Полагаем, что эти результаты представляют собой подтверждение теории целостного педагогического процесса, согласно которой предупреждение правового нигилизма и развитие правовой культуры студентов обеспечивается всем образовательным процессом, научным и методическим уровнем преподавания правовых вопросов, а также нетрадиционными формами и методами внеурочной и внеаудиторной правовоспитательной работы с обучающимися.

Среди анкетируемых проявились студенты, которые не только затруднялись в ответах на поставленные вопросы, но и пытались скрыть свое негативное отношение к правовой культуре, что объясняется свойственным для них правовым нигилизмом, невзирая на то, что будущая специальность связана с выполнением правовых норм, регулирующих всю систему отношений как между государством и личностью, так и между отдельными индивидуумами.

Литература:

1. Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. Т. 1. - Свердловск, 1974. - C. 179-180.

2. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юристь, 2005. - С. 63.

3. Гойман В.Н. Правовой нигилизм: пути преодоления / В.Н. Гойман // Советская юстиция. - 1990. -№ 9. - С. 3

4. Комаров С.А. Общая теория государства и права [Текст]. — М.: Юрайт, 1998. - С. 330.

5. Манкиева Х.М. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа. - Ростов н/Д: КубГУ, 2006.

6. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как явления российского политического менталитета // Право и жизнь. 2002. - № 47. - С. 5.

7. Матузов Н.И. Теория государства и права: учеб. для вузов / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - 3-е изд. -М.: Дело АХН, 2009. - С. 528.

8. Назаренко Г.В. Теория государства и права. - М.: Изд-во «Ось-89», 1998. - 176 с.

9. Нерсесянц B.C. Философия права. М.: Издательская группа ИНФРА. - М.: НОРМА, 1997. - 652 с.

10. Нефедов, С.И., Нефедова М.С. Критерии сформированности правовой культуры студентов. Ползуновский вестник № 3, 2006. - С. 241.

11. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 1996. - С. 167.

12. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520 с.

13. Потомахин, В.В. Формирование правовой культуры студентов неюридического профиля подготовки: дис. канд. пед. наук / В.В. Потомахин. - Курск, 2009. - С. 95.

14. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: Методология и методика. - М., 1990. - 175 с.

15. Туманов В.А. О правовом нигилизме / В.А.Туманов // Советское государство и право. 1989. - № 10. -С. 25-27.

Педагогика

УДК 372

кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); воспитатель высшей квалификационной категории Московская Нурфия Нурмухаметовна МБДОУ Детский сад № 32 «Садко» общеразвивающего вида № 32 ( г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития памяти у детей дошкольного возраста. Память лежит в основе познания окружающего мира, формирования умений и способностей. Какова динамика развития памяти? По данной проблеме проведено эмпирическое исследование. Выявлены уровни развития зрительной памяти.

Ключевые слова: зрительная память, образная память, запоминание, становление, формирование личности, дошкольный возраст.

Annotation. The article deals with the problem of memory development in preschool children. Memory underlies the knowledge of the surrounding world, the formation of skills and abilities. What is the dynamics of memory development? The authors carried out an empirical study. The levels of development of visual memory have been identified.

Keywords: visual memory, figurative memory, memorization, formation, personality formation, preschool age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.