Научная статья на тему 'Формирование правовой культуры членов современных казачьих объединений'

Формирование правовой культуры членов современных казачьих объединений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Добровольский Владимир Викторович

В статье обобщается опыт участия правоохранительных органов Ставропольского края в формировании правовой культуры членов современных казачьих объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой культуры членов современных казачьих объединений»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЛЕНОВ СОВРЕМЕННЫХ КАЗАЧЬИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Владимир Викторович Добровольский

Управление внутренних дел МВД России по г. Ставрополю, Ставрополь, Россия

FORMATION OF LEGAL CULTURE OF MEMBERS MODERN COSSACK ASSOCIATIONS

V. V. Dobrovolsky

Department oflnternal Affairs of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia Across Stavropol, Stavropol, Russia

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУК (РУССКАЯ СЕКЦИЯ) • 2013 • 1

13

В статье обобщается опыт участия правоохранительных органов Ставропольского края в формировании правовой культуры членов современных казачьих объединений.

In article experience of participation of law enforcement agencies of Stavropol Krai in formation of legal culture of members of modern Cossack associations is generalized.

С 1990-х годов вроссийском обществе активно развиваются институты гражданского общества, среди которых заметное место занимают общественные объ-единенияграждан, признающими себя казаками. Эксперты насчитывают в России от 2 до 10 млн. человек, идентифицируемых с казачеством [1]. Из них в зарегистрированных государством объединениях казаков состоит более 1,3 млн. человек [2].

Многочисленный состав и общественно-политическая активность обеспечили объединениям казаков высокий социальный статус, вызывают заинтересованность в сотрудничестве с ними у органов государственной власти и местного самоуправления, партий и иных акторов политики.

Сущностные характеристики современного российского казачества и его деятельности наглядно проявляются в субъектах РФ, включенных в Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО). На их территории действуют подразделения Терского и Кубанского войсковых казачьих обществ, которые включены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также многочисленные общественные объединения, имеющие «казачьи» наименования. Они интегрированы в региональные и общероссийские политические процессы.

В 1990-х годах объединения казаков проявляли гражданские инициативы по выводу страны из глубокого системного кризиса, становились одной из общественно значимых форм самоорганизации населения, противодействовали деструктивной деятельности националистических и сепаратистских общественных формирований, нарушавших общественный порядок на Северном Кавказе и в других регионах России. Объединения казаков создавали массовую общественную поддержку органам государственной власти в преодолении глубокого долговременного кризиса политических систем СССР, РСФСР — РФ, центробежных тенденций «парада суверенитетов». Объединения казаков помогали государственным правоохранительным органам выявлять и устранять угрозы региональной безопасности и общественного порядка. В свою очередь, государственные правоохранительные органы в пределах, установленных законодательством, контролируют процессы формирования и деятельности объединений казаков.

Российское законодательство предполагает возможность привлечения казаков федеральными и региональными органами исполнительной власти к несению службы по невойсковой защите Государственной границы Российской Федерации, обеспечению экологичес-

кой и пожарной безопасности, охране общественного порядка, противодействию терроризму и иной правоохранительной деятельности. Эти обстоятельства предопределяют общественные потребности в формировании правовой культуры членов объединений казаков, участвующих в реализации делегированных им функций государственной и приравненной к ней службы [3].

Правовые основы привлечения членов казачьих обществ к несению правоохранительной службы в Ставропольском крае составляют Федеральный закон «О государственной службе российского казачестве» [3], Законы Ставропольского края «О казачестве в Ставропольском крае» [4], «О привлечении членов казачьих обществ к государственной или иной службе в Ставропольском крае» [5] и «Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка» [6].

Учитывая эти обстоятельства органы внутренних дел Ставропольского края предпринимают меры для реализации требований Федерального закона «О полиции» [7] в части взаимодействия с населением в охране общественного порядка. Они учли ранее накопленный опыт взаимодействия с казачьими обществами в охранен общественного порядка [8], разработали и направили во все городские и районные отделы внутренних дел методические рекомендации по организации из числа членов казачьих объединений добровольных казачьих дружин правоохранительной направленности.

При отборе кандидатов в такие формирования особое внимание уделялось тому, чтобы в них не попали граждане, склонные к пьянству, правонарушениям, ранее привлекавшиеся к административной и уголовной ответственности. В результате таких проверок значительное число кандидатов не были зачислены в казачьи дружины. Им было рекомендовано заниматься экономическими видами службы, не связанной с правоохранительной деятельностью.

По специальной программе, разработанной сотрудниками Учебного центра ГУВД МВД РФ по Ставропольскому краю, члены добровольных казачьих дружин изучили основы законодательства РФ, связанные с обеспечением права и свобод человека и гражданина, выполнением функций государственной службы по охране общественного порядка, использованием специальных средств, методами самозащиты в экстремальных ситуациях.

Члены казачьих общественных формирований правоохранительной направленности участвуют в охране общественного порядка совместно с сотрудниками полиции, что обеспечивает, с одной стороны, правовые гарантии деятельности казаков, контролируемых поли-

цеискими, а, с другой стороны, — усиливает наряды полиции, обеспечивает их свидетелями.

В целях усиления правовой подготовленности членов казачьих обществ перед выходами на дежурство проводится их инструктирование по вопросам оперативной обстановки в зоне несения службы, напоминаются правовые основы несения службы по охране общественного порядка.

В большинстве городов и районов Ставропольского края, члены казачьих дружин правоохранительной направленности, положительно зарекомендовавшие себя при выполнении обязанностей правоохранительной службы оформляются в качестве внештатных сотрудников полиции, что способствует повышению их социального статуса и усиливает гарантии их социальной защищенности при выполнении обязанностей правоохранительной службы.

Так, в Кировском муниципальном районе казачьи общества участвуют в реализации муниципальной целевой программы «Профилактика правонарушений, противодействие терроризму и экстремизму в Кировском муниципальном районе на 2011 —2013 годы», в г. Буденновске — муниципальной целевой программы «Профилактика правонарушений в городе Буденновске на 2009—2011 годы», в г. Георгиевске — муниципальной целевой программы «Безопасный город», в г. Кисловодске — городской целевой программы «Обеспечение безопасности граждан, предупреждение (профилактика) терроризма и экстремизма в городском округе городе-курорте Кисловодске на 2011—2013 годы». Всего для материальной поддержки казачьих обществ, участвующих правоохранительной деятельности, согласно муниципальным программам, договорам о сотрудничестве муниципальные образования края выделяют ежегодно более 2,7 млн. руб.

Руководствуясь Законом РФ от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Правительство РФ приняло постановление от 24 февраля 2010 г. №82 «Об утверждении Правил предоставления права учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной» согласно которому в перечень организаций, которым предоставлено право учреждения частной охранной организации дополнительно внесены «реестровые» войсковые казачьи общества. Согласно нормативным документами, регламентирующим общественные отношения в сфере частной охранной деятельности, казачьи общества создают частные охранные предприятия из числа казаков в гг. Ставрополе, Невинномысске, Пятигорске, других муниципальных районах и городах. Так, охранное предприятие, созданное Ставропольским городским казачьим обществом СОКО ТВКО, приняло под охрану задания администрации и Думы г. Ставрополя, отдельные муниципальные учреждения. Такая форма организации казачьих формирований

правоохранительной направленности, по мнению экспертов МВД России, представляется удачной, так как сотрудники частных охранных предприятий перед зачислением на службу проходят тщательное медицинское обследование, специальную проверку (при получении разрешения на несение службы с оружием) и обучение по программе профессиональной подготовке (переподготовке). Взаимоотношения правоохранительных органов и казачьих обществ полезен для обеих сторон, так как способствует расширению форм и методов гражданского участия в деле укрепления общественного порядка, защиты законных прав граждан.

Предпринимательская деятельность казачьих объединений, осуществляемая в форме охранных предприятий, позволяет казачьим объединениям зарабатывать значительные средства, создает новыми местами работы.

Обобщение опыта взаимодействия правоохранительных органов с объединениями казаков правоохранительной направленности позволяет предложить следующие меры по повышению правовой культуры членов казачьих объединений:

1. Организовать во всех казачьих объединениях систематические занятия по изучению основ российского законодательства, обеспечивающего правовые основы привлечения казаков к государственной и иной приравненной к ней службы, в том числе и к службе по охране общественного порядка;

2. Проводить обязательное обучение и инструктирование членов казачьих дружин, оказывающих содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка;

3. Внести изменения в Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» и ведомственные акты МВД РФ, разрешив на время выполнения членами казачьих обществ функций по охране общественного порядка их вооружение специальными средствами из арсенала территориальных УВД: резиновыми палками, газовыми баллонами, наручниками, средствами связи, а в необходимых случаях и средствами индивидуальной защиты: пластиковыми милицейскими шлемами, бронежилетами и щитами, с обязательной сдачей полученных спецсредств после окончания дежурства;

4. Предоставить членам казачьих объединений правоохранительной направленности право применять во время дежурства физическую силу и специальные средства в случаях, предусмотренных Законом РФ «О полиции» для сотрудников полиции;

5. Распространить на членов казачьих дружин правоохранительной направленности действие статей КоАП РФ и УК РФ, предусматривающих ответственность граждан в случаях совершения ими правонарушений во время выполнения правоохранительных функций;

6. Обеспечить реальные социальные гарантии казакам, участвующим в деятельности дружин, обеспе-

чивающих охрану общественного порядка и региональной безопасности;

7. овлекать членов казачьих обществ в товарищеские суды, советы ветеранов и другие общественные правоохранительные объединения.

Предложенные меры могут способствовать укреплению общественного порядка и общественной безопасности в Российской Федерации.

Список литературы

1. Российский обзор. 1992. №1-2. С.14.

2. Информационный бюллетень о ходе реализации аналитической программы Министерства регионального развития Российской Федерации «Становление и развитие государственной службы российского казачества в 2008-2010 годах». Вып. №2. иЯЬ:Ьйр//«'™.уакги

3. Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». иЯЬ:Ы±р://Ъа5е^агаП:.ги

4. Закон Ставропольского края от 1 авг. 2003 г. № 29-КЗ «О казачестве в Ставропольском крае» // Сб. законов и других правовых актов Ставропольского края. 2003. № 17 (119). 15 сент.

Очевидно, дальнейшее повышение правовой культуры членов казачьих обществ является необходимым в связи с подготовкой к принятию в третьем чтении и введением в практику Федерального закона (проект №238654-6) «Об участии граждан в охране общественного порядка» [9].

5. Закон Ставропольского края от 26 июля 2013 г. №69-кз «О привлечении членов казачьих обществ к государственной или иной службе в Ставропольском крае».иЯЬ:Ьир://ш^гм,Лита5кга

6. Закон Ставропольского края от 18 декабря 2007 г. №69-кз «Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка». иЯЬ:Ьйр://1аш7.га

7. Федеральный закон от 7 февр. 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» // Российская газ. 2011. 8 февр. Федералвып. №5401.

8. Масалов А.Г. Возрождение казачества на Северном Кавказе в конце ХХ — начале XXI века: Монография. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.

9. Проект №238654-6 Федерального закона (проект №238654-6) «Об участии граждан в охране общественного порядка». иЯЬ:Ьйр://Ъазе.соши1-tant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.