Научная статья на тему 'Формирование правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в процессе повышения квалификации'

Формирование правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Германова Галина Михайловна, Иванов Дмитрий Ермолаевич

Недостаточная разработанность вопроса о формировании правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в процессе повышения квалификации в педагогической теории и практике определила тему исследования. Соответственно актуализируется проблема разработки такой системы повышения квалификации, которая может предоставить образовательные услуги, адекватные уровню современных проблем. Статья посвящена вопросам формирования правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в процессе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Германова Галина Михайловна, Иванов Дмитрий Ермолаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в процессе повышения квалификации»

УДК 371.113.1.018.46:34

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF A HEAD OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Г. М. Германова, Д. Е. Иванов G. M. Germanova, D. E. Ivanov

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Недостаточная разработанность вопроса о формировании правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в процессе повышения квалификации в педагогической теории и практике определила тему исследования. Соответственно актуализируется проблема разработки такой системы повышения квалификации, которая может предоставить образовательные услуги, адекватные уровню современных проблем. Статья посвящена вопросам формирования правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в процессе повышения квалификации.

Abstract. The research issue is conditioned by insufficient investigation of the problem of formation of legal competence of a head of an educational institution in the process of professional development in pedagogical theory and practice. The problem of designing such a system of professional development which may provide education services relevant to the modern problems is presented. The article is devoted to the issues of formation of legal competence of a head of an educational institution in the process of professional development.

Ключевые слова: правовая компетентность, руководитель образовательного учреждения, повышение квалификации.

Keywords: legal competence, head of an educational institution, professional development.

Актуальность исследуемой проблемы. Интенсивно изменяющиеся социальноэкономические условия российского общества требуют гибкой и динамической системы образования. Сегодня социальные ожидания предполагают появление нового типа руководителя, обладающего потребностью и готовностью решать возникающие правовые проблемы. Изменения в содержании и организации деятельности образовательных учреждений, их целевой направленности тесно связаны с изменениями в управлении внутри учебного заведения. Профессиональная управленческая деятельность руководителя усложняется содержательно и психологически, появляются неопределенные, неоднозначные ситуации, требующие принятия оперативных и эффективных управленческих реше-

ний. К сожалению, проблема формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений осложняется тем, что квалификация «руководитель образовательного учреждения» в педагогических вузах не присваивается, а подготовка менеджеров образования началась сравнительно недавно, и на сегодняшний день квалифицированных руководителей значительно меньше, чем необходимо. Недостаточность правовых знаний руководитель может восполнить самостоятельно или в системе повышения квалификации.

Правительство Российской Федерации отводит важную роль системе повышения квалификации руководителей в реализации приоритетных направлений развития системы образования и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, через решение приоритетных задач: обеспечение инновационного характера образования, создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Как самостоятельная выделяется задача разработки, апробации и внедрения персонифицированной системы повышения квалификации. В связи с созданием новой нормативно-правовой базы образования изменились квалификационные требования к руководителям образовательных учреждений, расширились и усложнились их функциональные обязанности, поэтому при подготовке программы повышения квалификации руководителей необходимо максимально учитывать их потребности.

Следовательно, в процессе непрерывного образования, повышения уровня правовой компетентности руководителя образовательного учреждения существенно возрастает роль учреждений системы повышения квалификации, которые в формирующейся конкурентной образовательной среде должны мобильно и гибко реагировать на растущие и изменяющиеся потребности педагогической практики. Практикоориентированные программы повышения квалификации управленческих кадров, переподготовки, краткосрочных курсов, семинаров должны быть направлены на формирование и совершенствование правовой компетентности, которой должен обладать руководитель учебного заведения.

Исследуемая проблема является актуальной. Обновление содержания правовой подготовки руководителей образовательных учреждений в системе повышения квалификации призвано снять противоречие между потребностью общества в профессионально (в том числе в правовом плане) компетентных руководителях образовательных учреждений и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической теории и практике.

Материал и методика исследований. Материалом исследования для нас стали научные изыскания российских ученых, связанные с проблемой формирования компетентности руководителей в процессе повышения квалификации, анализ результатов тестирования (входного и выходного) на курсах повышения квалификации директоров школ. В качестве основных методов исследования выступили: изучение и анализ научной литературы, обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент.

Результаты исследований и их обсуждение. Происходящие перемены в общественной, политической, экономической жизни России напрямую затрагивают систему образования. Смена социальных ориентиров, становление рынка образовательных услуг, изменение законодательной базы страны в целом и области образования в частности, пе-

редача полномочий в области образования субъектам приводит к изменению механизма управления образовательными учреждениями, а именно - к децентрализации системы управления. В связи с этими процессами существенно изменилось требование к личности руководителей образовательных учреждений, к знанию ими нормативно-правовой базы, теории и практики управления, а также к умению применять имеющиеся правовые знания в реальных ситуациях. Как показывает практика и результаты исследований, одной из основных проблем системы образования, препятствующих ее развитию в настоящее время, является невыполнение требований законодательства руководителями образовательных учреждений. Это происходит в силу ряда причин, основными из которых являются низкий уровень их профессиональной подготовки в области управления, слабая правовая компетентность и недостаточность финансирования.

Труды отечественной науки по проблемам профессиональной компетентности и квалификации руководителей образовательных учреждений создали прочную теоретическую и практическую базу для решения некоторых актуальных вопросов (А. Л. Журавлева, А. П. Ситникова, О. М. Атласова, Т. П. Васькина, Т. Н. Гущина, Л. В. Калашникова, И. И. Митина, Е. П. Тонконогая, П. В. Худолинский и др.). Однако анализ научной юридической, психологической, педагогической литературы показал, что при общей высокой степени разработанности проблемы практически отсутствуют работы, рассматривающие вопрос с педагогической точки зрения, не определены педагогические условия, способствующие формированию правовой компетентности руководителей образовательных учреждений.

В основу нашего исследования положена необходимость решения ряда противоречий между:

- возрастанием потребности общества в руководителе образовательного учреждения, обладающем правовой компетентностью, и невозможностью достижения этого профессионального качества в процессе традиционной системы повышения квалификации, не выделяющей правовую компетентность как специфический результат образовательного процесса в системе повышения квалификации;

- потребностью руководителя в осуществлении управления образовательным учреждением в новых условиях, взаимодействием со средой в соответствии с изменившимся законодательством и отсутствием правовых знаний для решения новых задач;

- требованиями государства обеспечить правовую компетентность современных руководителей образовательных учреждений и неразработанностью педагогических условий формирования правовой компетентности в системе повышения квалификации.

Длительное время управление учебным заведением не считалось видом деятельности, требующей специальной профессиональной подготовки. Но в последние десять лет менеджмент в учебном заведении рассматривается как профессиональная деятельность, требующая специального образования, на что и направлен процесс повышения квалификации. Парадигма образования нацелена на формирование компетентности специалиста как условие качества профессиональной подготовки и повышения его конкурентоспособности [1]. Важной научно-педагогической задачей сегодня является определение необходимого и оптимального перечня актуальных профессионально значимых компетенций, личностных качеств, которыми должен обладать руководитель, чтобы обеспечивать качество управления развитием учебного заведения. Низкая управленческая компетентность руководителей образовательных учреждений, следствием которой является слепой пере-

нос идей менеджмента в образование и применение административно-командного метода в управлении, относится к числу основных проблем, задерживающих инновационные процессы в учреждениях.

Также подтверждено, что взаимодействие системы повышения квалификации и формирование правовой компетентности руководителей образовательных учреждений -это процесс, обозначающий взаимообусловленное существование системы повышения квалификации и развития правовой компетентности руководителя образовательного учреждения, разделенных в пространстве и во времени, но находящихся в закономерном, последовательном изменении. Повышение квалификации не может представлять собой жесткую консервативную систему. Напротив, она должна оперативно реагировать на все изменения, происходящие в мировом образовательном пространстве, быть гибкой и максимально учитывать потребности слушателей [2]. Процесс повышения квалификации и формирование правовой компетентности руководителя образовательного учреждения обусловлены качественными изменениями потребностей российского общества, в том числе становлением образовательного права, изменениями содержания системы повышения квалификации, что в свою очередь требует подготовки и переподготовки руководителей, компетентных в правовой деятельности [3]. Правовая компетентность руководителя образовательного учреждения - это свойство личности, которое позволяет ей принимать участие в разработке решений или самому решать вопросы правоприменения на основе подготовленности к правовой деятельности, правового мышления и способности к правовой деятельности.

Резюме. Исследование подтвердило потенциал системы повышения квалификации, дающей возможность формирования правовой компетентности руководителя образовательного учреждения, поскольку в настоящее время существует множество субъектов (сами руководители, органы управления образованием, работники образовательных учреждений, обучающиеся и их родители), заинтересованных в получении качественного образования, адекватного современному уровню проблем и тенденциям развития правовых отношений в сфере образования.

Формирование правовой компетентности позволит преодолеть относительность знаний и способностей руководителя ориентироваться в постоянно изменяющейся правовой базе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании / В. А. Козырева и др. - СПб. : Изд-во РГПУ им. Герцена, 2008. - 392 с.

2. Красинская, Л. Ф. Повышение квалификации преподавателей: моделирование на основе компетент-ностного подхода / Л. Ф. Красинская // Высшее образование в России. - 2011. - № 7. - С. 77.

3. Шестак, Н. В. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании / Н. В. Шестак, В. П. Шестак // Высшее образование в России. - 2009. - № 3. - С. 46-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.