Научная статья на тему 'Формирование правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в свете реформы гражданского законодательства'

Формирование правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в свете реформы гражданского законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
725
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / РЕФОРМА / CIVIL LEGISLATION / THE LEGAL STATUS / FARMING / INDIVIDUAL ENTREPRENEUR / REFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молчанов Александр Александрович

Статья посвящена анализу законодательных изменений гражданского законодательства в свете принятого Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в части нормативного регулирования правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the legal status of the peasant (farmer’s) economy in the context of reform of the civil legislation

The article is devoted to the analysis of the legislative amendments of the civil legislation in line with the adopted Federal law of 30.12.2012 N 302-FZ «On amending chapters 1, 2, 3 and 4 of part one of the Civil code of the Russian Federation» in the part of regulation of the legal status of the peasant (farmer’s) economy.

Текст научной работы на тему «Формирование правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в свете реформы гражданского законодательства»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013

8. СПС Гарант. Приведенными нормативными актами отменены ранее действовавшие ведомственные акты: Приказы МВД России № 242 от 18 марта 2002 г., № 8 от 9 января 2007 г., № 1055 от 28 декабря 2005 г.

9. СПС Гарант.

10. Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 23 марта 2000 г. N 296-р «О конкурсе на звание «Лучший участковый уполномоченный милиции в Санкт-Петербурге» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 2000. - № 4. - 28 апреля.

11. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. № 30 (часть I). - Ст. 3105.

12. Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843 // Вестник Банка России. - 2007. - № 39.

13. Распоряжение губернатора Ленинградской области от 9 апреля 2003 г. № 173-рг «О результатах открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению в 2003 году государственных регистрационных знаков

для Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

14. Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 20 октября 1995 г. № 1027-РП «Об организации конкурсов на строительство объектов ГУВД г. Москвы» (с изменениями от 24 ноября 1995 г., 15 августа 1997 г., 30 января, 24 марта, 30 ноября 1998 г., 26 апреля 1999 г., 21 сентября 2001 г., 27 августа 2003 г., 19 апреля, 14 июня, 13 декабря 2005 г.).

15. http://www.rg.ru/2011/05/13/doklad-lukin-dok.html.

Literature

1. Sobranie zakonodatelstva RF. - 2011. № 10. - St. 1335.

2. Sobranie zakonodatelstva RF. - 2011. - № 7. - St. 900.

3. Prikaz MVD RF ot 15 iyunya 2011 g. № 636 «Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o lineynom otdele Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii na zheleznodorozhnom, vodnom i vozdushnom transporte» // Rossiyskaya gazeta. - 2011. - № 183. - 19 avgusta.

4. Sobranie zakonodatelstva RF. - 2011. - № 10. - St. 1334.

5. Sobranie zakonodatelstva RF. - 2010. - № 31. - St. 4179.

6. Prikaz MVD Rossii ot 16 iyulya 2012 g. № 689 «Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii deyatelnosti podrazdeleniy vnevedomstvennoy ohranyi territorialnyih organov Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii po obespecheniyu ohranyi ob’ektov, kvartir i mest hraneniya imuschestva grazhdan s pomoschyu tehnicheskih sredstv ohranyi» // URL: SPS Garant.

7. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 11 fevralya 2005 g. № 66 «Voprosyi reformirovaniya vnevedomstvennoy ohranyi pri organah vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii» // Sobranie zakonodatelstva RF. - 2005. - № 8. - St. 648.

8. SPS Garant. Privedennyimi normativnyimi aktami otmenenyi ranee deystvovavshie vedomstvennyie aktyi: Prikazyi MVD Rossii № 242 ot 18 marta 2002 g., № 8 ot 9 yanvarya 2007 g., № 1055 ot 28 dekabrya 2005 g.

9. SPS Garant.

10. Rasporyazhenie gubernatora Sankt-Peterburga ot 23 marta 2000 g. N 296-r «O konkurse na zvanie «Luchshiy uchastkovyiy upolnomochennyiy militsii v Sankt-Peterburge» // Vestnik Administratsii Sankt-Peterburga. - 2000. - № 4. - 28 aprelya.

11. Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. - 2005. № 30 (chast I). - St. 3105.

12. Ukazanie TsB RF ot 20 iyunya 2007 g. N 1843 // Vestnik Banka Rossii. - 2007. - № 39.

13. Rasporyazhenie gubernatora Leningradskoy oblasti ot 9 aprelya 2003 g. № 173-rg «O rezultatah otkryitogo konkursa na pravo zaklyucheniya gosudarstvennogo kontrakta na vyipolnenie rabot po izgotovleniyu v 2003 godu gosudarstvennyih registratsionnyih znakov dlya Upravleniya gosudarstvennoy inspektsii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya GUVD Sankt-Peterburga i Leningradskoy oblasti».

14. Rasporyazhenie Premera Pravitelstva Moskvyi ot 20 oktyabrya 1995 g. № 1027-RP «Ob organizatsii konkursov na stroitelstvo ob’ektov GUVD g. Moskvyi» (s izmeneniyami ot 24 noyabrya 1995 g., 15 avgusta 1997 g., 30 yanvarya, 24 marta, 30 noyabrya 1998 g., 26 aprelya 1999 g., 21 sentyabrya 2001 g., 27 avgusta 2003 g., 19 aprelya, 14 iyunya, 13 dekabrya 2005 g.).

15. http://www.rg.ru/20Í1/05/13/doklad-lukin-dok.html.

УДК 63.115.11+347.4 А.А. Молчанов*

Формирование правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в свете реформы гражданского законодательства

Статья посвящена анализу законодательных изменений гражданского законодательства в свете принятого Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N° 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в части нормативного регулирования правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.

Ключевые слова: гражданское законодательство, правовой статус, фермерское хозяйство, индивидуальный предприниматель, реформа.

* Молчанов, Александр Александрович, профессор кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России доктор юридических наук, профессор. Россия, 198206, г Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: Alexmol53@mail.ru.

* Molchanov, Alexander Alexandrovich, professor of the civil law chair of St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. doctor of law, professor. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. E-mail: Alexmol53@mail.ru.

© Молчанов А.А., 2013

А.А. Molchanov*. Formation of the legal status of the peasant (farmer’s) economy in the context of reform of the civil legislation. The article is devoted to the analysis of the legislative amendments of the civil legislation in line with the adopted Federal law of 30.12.2012г. N 302-FZ «On amending chapters 1, 2, 3 and 4 of part one of the Civil code of the Russian Federation» in the part of regulation of the legal status of the peasant (farmer’s) economy.

Keywords: civil legislation, the legal status, farming, individual entrepreneur, reform.

Одной из важнейших составляющих формирования новых, передовых подходов к организации производства в аграрном секторе экономики нашей страны является экономическое стимулирование сельскохозяйственных производителей, создание благоприятных условий для свободного развития предпринимательства и закрепление практики эффективного развития сельскохозяйственного производства.

Значительная роль в развитии рыночных отношений в сельском хозяйстве по праву принадлежит крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые в последние годы начали существенно развиваться в сельскохозяйственном производстве. Их деятельность регулируется ГК РФ, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N° 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [1] и иными актами законодательства.

Первые крестьянские (фермерские) хозяйства в современной России создавались на основе Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [2]. Некоторые из этих хозяйств продолжают свою деятельность в неизменном виде и в настоящее время и могут так существовать до 1 января 2021 г. Правовой статус вновь регистрируемого сегодня крестьянского (фермерского) хозяйства коренным образом отличается от правового статуса 90-х гг. Настоящая статья посвящена анализу современного правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.

В деятельности крестьянского хозяйства доминируют как задачи, определенные сельскохозяйственной и связанной с ней деятельностью, так и те, которые направлены на получение прибыли. В связи с этим законодатель наделяет крестьянское (фермерское) хозяйство требуемыми для осуществления предпринимательской деятельности правами и обязанностями.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [3] (далее - ФЗ № 302-ФЗ) внесены поправки в нормативное регулирование правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства, установлена возможность государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица.

Изменения коснулись непосредственно ст. 23 ГК РФ и дополнения § 2 гл. 4 ГК РФ подпараграфом 3.1, который состоит из ст. 86.1. «Крестьянское (фермерское) хозяйство», определяющей особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица.

Согласно законодательной дефиниции, крестьянским (фермерским) хозяйством признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов (п. 1 ст. 86.1 ГК РФ).

Если бы крестьянское (фермерское) хозяйство всегда создавалось только одним гражданином, то не было бы и вопросов с определением его правового статуса - полное совпадение с правовым статусом индивидуального предпринимателя. Но крестьянское (фермерское) хозяйство, как правило, - обЪединение нескольких граждан, один из которых и становится его главой.

В настоящее время функционируют различные организационно-правовые формы крестьянских (фермерских) хозяйств, т.е. действуют крестьянские (фермерские) хозяйства с различным правовым статусом. По данным Росстата, на 1 января 2011 г. насчитывалось 304 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Из них 117 тыс. являются индивидуальными предпринимателями - главами крестьянского (фермерского) хозяйства, 103 тыс. - индивидуальными предпринимателями - сельскохозяйственными товаропроизводителями, 84 тыс. имеют статус крестьянского (фермерского) хозяйства - юридического лица. Благодаря усилиям крестьянских (фермерских) хозяйств и проводимой государственной политике, за 20 с небольшим лет фермерство прочно укоренилось на российской земле и сегодня вносит существенный вклад в экономику России, но, к сожалению, численность фермерских хозяйств год от года уменьшается.

16 февраля 2013 г. министр сельского хозяйства Российской Федерации Николай Федоров в выступлении на XXIV Съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России отметил, что, по предварительным данным Росстата, на конец 2012 г. в стране насчитывается 192 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 84 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые производят 8,5 %, а вместе с личными подсобными хозяйствами - более 50 % от общего объема сельскохозяйственной продукции, производимой всеми категориями хозяйств.

Вступление России в ВТО для аграрного сектора означает, что у нас должны стать равными не только условия конкуренции с иностранными производителями сельскохозяйственной продукции, но и объемы поддержки аграриев. В послании Федеральному собранию РФ Президент В. Путин сказал: «Спрос на продовольствие стремительно растет во всем мире, особенно в развивающихся странах. А на долю России, как вы знаете, приходится более чем половина плодородных земель планеты - 55 процентов. В ближайшие четыре-пять лет мы должны полностью обеспечить свою независимость по всем основным видам продовольствия, а затем Россия должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания. Это открывает для нас колоссальные новые возможности» [4].

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013

Изменения, внесенные законодателем в ст. 23 ГК РФ, связаны с правовой основой предпринимательской деятельности граждан, а именно, с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности в форме крестьянского (фермерского) хозяйства. Так, п. 2 указанной статьи «Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (ст. 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства» утратил силу с 1 марта 2013 г.

А со дня официального опубликования ФЗ № 302-ФЗ, т.е. с 31 декабря 2012 г., начал действовать введенный вновь п. 5 ст. 23 ГК, устанавливающий право граждан заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Следовательно, в единой структуре крестьянского (фермерского) хозяйства сосуществуют как бы два предпринимателя, действующих без образования юридического лица, - фермерское хозяйство и глава хозяйства. Между ними устанавливаются гражданско-правовые отношения. Фермерское хозяйство как объединение граждан (супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей; а также не более пяти граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства) имеет фирменное наименование, под которым осуществляется предпринимательская деятельность, банковские счета, печать, отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, выступает в качестве истца и ответчика в суде и т.п. Однако, не участвуя непосредственно в предпринимательстве, фермерское хозяйство как объединение граждан осуществляет собственно производственную и иную разрешенную ему хозяйственную деятельность. Глава фермерского хозяйства, наделенный представительскими полномочиями, для участия в гражданско-правовых отношениях только от имени и в интересах крестьянского (фермерского) хозяйства должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Впервые в правовой оборот понятие «крестьянское (фермерское) хозяйство» было введено Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В ст. 1 данного Закона указывалось, что «крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков». Предоставленная законодателем возможность пользоваться правами юридического лица не была подкреплена соответствующими обязанностями, прежде всего ответственностью по обязательствам своим собственным имуществом.

Провозглашение крестьянского (фермерского) хозяйства юридическим лицом противоречило действовавшему в то время законодательству и не было им предусмотрено. Кроме того, первая часть ГК РФ, вступившая в силу 1 января 1995 г., в п. 2 ст. 23 указывала, что создать крестьянское (фермерское) хозяйство можно только без статуса юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В дальнейшем в законодательство были внесены изменения, и вновь принятый Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» закрепил за крестьянским (фермерским) хозяйством статус предпринимателя без образования юридического лица, установленный в ГК РФ, указав в ст. 1, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Одновременно ст. 23 данного Закона сохранила за крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, созданными как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», статус юридического лица на период до 1 января 2010 г. Впоследствии данный период был продлен до 1 января 2013 г.

Поскольку в связи с истечением срока сохранения за крестьянским (фермерским) хозяйством статуса юридического лица возникает ряд проблем - таких, как получение и погашение долгосрочных инвестиционных кредитов, выдаваемых крестьянским (фермерским) хозяйствам, невозможность принятия участия в реализации государственных и ведомственных целевых долгосрочных программ, возникновение дополнительных затрат на переоформление имущественно-хозяйственного комплекса при переходе в другую организационно-правовую форму, законодателем были вновь внесены поправки, касающиеся продления срока сохранения статуса юридического лица за крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые были созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», на период до 1 января 2021 г. Указанные поправки, внесенные ФЗ от 25 декабря 2012 г. № 263-ФЗ в Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [5], вступили в действие с 6 января 2013 г. При этом законодатель не обязывает перерегистрировать такие ранее созданные крестьянские (фермерские) хозяйства в связи с вступлением в силу ФЗ № 263-ФЗ.

Цель подобных нововведений обусловлена созданием условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств путём сохранения за ними организационно-правовой формы юридического лица и предоставлением возможности фермерскому хозяйству самостоятельно выбрать наиболее подходящую для осуществления хозяйственной деятельности организационно-правовую форму.

Следует отметить, что при смене организационно-правовой формы крестьянское (фермерское) хозяйство теряет ряд важных преимуществ.

В частности, ставится под угрозу принцип семейности. Индивидуальный предприниматель -глава крестьянского (фермерского) хозяйства сталкивается с трудностями, касающимися передачи своего хозяйства в случае его нетрудоспособности, болезни или старости, а также передачи по наследству, для чего необходимо закрыть крестьянское хозяйство, а преемнику - открыть новое и зарегистрировать его в государственном органе. Это требует множества дополнительных расходов и, самое главное, разрушается принцип преемственности при передаче хозяйства от одного поколения к другому.

Еще одной проблемой является то, что индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства отвечает по обязательствам всем своим имуществом, в т.ч. личным. Глава и члены крестьянского (фермерского) хозяйства - юридического лица отвечают по обязательствам только своей долей в крестьянском хозяйстве. Вместе с этим крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица ограничено в некоторых видах деятельности, в частности, не может заниматься племенным животноводством. Существует и ряд других недостатков.

Как уже указывалось ранее, согласно действующей законодательной дефиниции, крестьянским (фермерским) хозяйством признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. Законодатель наделяет правом создания юридического лица в форме крестьянского (фермерского) хозяйства граждан, ведущих совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства.

Из приведенной выше дефиниции следует, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан. Такое понятие часто применяется в законодательстве о некоммерческих организациях, и можно предположить, что соответственные нормы можно применить к фермерским хозяйствам. Однако по отношению к предпринимательской деятельности фермерских хозяйств используются только положения гражданского законодательства о юридических лицах, регулирующие деятельность коммерческих организаций.

Одновременно с этим, в п. 5 ст. 23 ГК РФ, зафиксировано, что граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Таким образом, законодатель в настоящее время определил, что крестьянское (фермерское) хозяйство, согласно правилам ст. 86.1 ГК РФ, может осуществлять свою деятельность как в форме юридического лица, так и, согласно правилам п. 5 ст. 23 ГК РФ, как крестьянское (фермерское) хозяйство, не являющееся юридическим лицом.

Что касается имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, то законодатель в п.2 ст. 86.1 ГК РФ установил, что имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. Следовательно, крестьянское (фермерское) хозяйство владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом, т.е. вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Введенное в п. 3 ст. 86.1 ГК РФ ограничение членства граждан возможностью быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, связано с тем, что крестьянское (фермерское) хозяйство, как правило, основано на особенных, доверительных отношениях его участников. Ранее такого ограничения ни ГК РФ, ни ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не содержали.

Нововведением является и введение субсидиарной ответственности для всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства. Субсидиарная ответственность является дополнительной по отношению к ответственности основного должника - самого фермерского хозяйства, и наступает, если крестьянское (фермерское) хозяйство отказалось удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование. Срок предъявления субсидиарного требования законодателем не определен.

Особые правила законодателем установлены для случаев обращения взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства. В таких случаях земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Принятые законодателем изменения, касающиеся правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства, способствуют формированию благоприятных условий для дальнейшего успешного развития как фермерского хозяйства, в частности, так и всего аграрного комплекса в целом.

Список литературы

1. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // СЗ РФ. - 2003. - № 24. - Ст. 2249.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013

2. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - № 26. - Ст. 324.

3. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7627.

4. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ (12 декабря 2012 г.) // Российская газета. - 2012. - № 287.

5. Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 263-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”» // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7588.

Literature

1. Federalnyiy zakon ot 11 iyunya 2003 g. № 74-FZ «O krestyanskom (fermerskom) hozyaystve» // SZ RF. - 2003. - № 24. - St. 2249.

2. Zakon RSFSR ot 22 noyabrya 1990 g. № 348-1 «O krestyanskom (fermerskom) hozyaystve» // Vedomosti SND i VS RSFSR. - 1990. - № 26. - St. 324.

3. Federalnyiy zakon ot 30 dekabrya 2012 g. № 302-FZ «O vnesenii izmeneniy v glavyi 1, 2, 3 i 4 chasti pervoy Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. - 2012. - № 53 (ch. 1). - St. 7627.

4. Poslanie Prezidenta Vladimira Putina Federalnomu Sobraniyu RF (12 dekabrya 2012 g.) // Rossiyskaya gazeta. - 2012. - № 287.

5. Federalnyiy zakon ot 25 dekabrya 2012 g. № 263-FZ «O vnesenii izmeneniya v statyu 23 Federalnogo zakona “O krestyanskom (fermerskom) hozyaystve”» // SZ RF. - 2012. - № 53 (ch. 1). - St. 7588.

УДК 347.447.82 Ю.В. Рогова*

Односторонний отказ от договора: теория и практика применения

В статье исследована теоретическая конструкция права на односторонний отказ от договора, а также практика применения этого института. Сделаны выводы о правовой природе данного права, и о перспективах его применения в современных условиях. Компаративный метод исследования позволил сделать вывод о включении отдельных элементов теории эффективного нарушения договора, существующей в системе американского права, в модернизируемый Гражданский кодекс РФ.

Ключевые слова: договор, односторонний отказ, расторжение договора, обязательство, эффективное нарушение, исполнение договора, юридический факт.

Y.V. Rogova*. Withdraw from the order: theory and practice. The paper studies the theoretical structure of the right to withdraw from the contract, as well as the practice of this institution. The conclusions of the legal nature of the rights, and the prospects of its application in the modern world. The comparative method of research led to the conclusion to include individual elements of the theory of efficient breach in the existing system of American law in the modernized Civil Code.

Keywords: agreement, a unilateral waiver, termination of contract, liability, efficient breach, contract, legal fact.

Гражданский кодекс РФ отталкивается от принципа неукоснительного исполнения контрагентами обязательств, принятых на себя по договору. Подтверждением этому является включение в Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) гл. 27 «Понятие и условия договора», гл. 28 «Заключение договора» и гл. 29 «Изменение и расторжение договора», содержащих общие положения о договоре. Закрепленные в этих главах правовые нормы в первую очередь направлены на обеспечение более четкого регулирования договорных отношений во всей сфере гражданского оборота. И это не удивительно: принятие Части I Гражданского кодекса РФ в 1994 г. проходило в условиях, когда в экономике страны существенным образом были нарушены хозяйственные связи советского периода, когда неплатежи по договорам не были уже чем-то из ряда вон выходящим, когда экономика страны столкнулась с проблемой формирования стабильных договорных отношений. В Кодексе она (проблема стабильных договорных отношений) решается путем установления императивов, регулирующих изменение и расторжение гражданско-правовых договоров.

* Рогова, Юлия Валентиновна, старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права юридического факультета СевероЗападного института управления - филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ (г. Санкт-Петербург), соискатель кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: rogova.julia@mail.ru.

* Rogova, Julia Valentinovna, a senior lecturer in civil and labor rights of the legal department of the North-West Management Institute - a branch of the Russian academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation (St. Petersburg), competitor of the department of civil law university of St. Petersburg Russian Ministry of Internal Affairs. E-mail: rogova.julia@mail.ru.

© Рогова Ю.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.