Научная статья на тему 'Формирование правового сознания у курсантов юридических вузов'

Формирование правового сознания у курсантов юридических вузов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL LEGAL CONSCIOUSNESS / КРИМИНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / CRIMINAL PERSONALITY TYPE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕСТРУКЦИЯ / PROFESSIONAL DESTRUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ежова Олеся Николаевна

Статья посвящена рассмотрению правового сознания сотрудников, работающих в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в контексте профилактики у них профессиональной деструкции и фактов нарушения законности. В статье анализируются необходимые условия, при которых сотрудник, работающий в пенитенциарной системе, будет соблюдать требования закона. В результате проведенного анализа автор рассматривает правовое сознание сотрудников уголовно-исполнительной системы как отдельный вид профессионального правового сознания. Представлена структура правового сознания, в которой выделены три компонента когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Особое внимание в статье уделяется функциям профессионального правового сознания сотрудников уголовно-исполнительной системы и причинам его деформации. Приводятся результаты исследования уровня правового сознания у курсантов 2-го курса Самарского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний. Рекомендации, сформулированные в статье, могут быть использованы как психологами для выявления особенностей личности кандидатов при устройстве на работу в уголовно-исполнительную систему, преподавателями и курсовыми офицерами специализированных учебных учреждений, так и инспекторами воспитательных отделов для профилактической и коррекционной работы с сотрудниками, у которых отмечается недостаточно высокий уровень правового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS AMONG CADETS OF LAW INSTITUTES

The article is devoted to the consideration of the legal consciousness of officers working in the institutions and bodies of the penal system, in the context of the prevention of their professional destruction and the facts of law violation. The article analyzes the necessary conditions under which an employee working in the penal system will be law-abiding. As a result of the analysis, the author considers the legal consciousness of any penal officer as a separate type of professional legal consciousness. The structure of legal consciousness is considered, in which three components are distinguished: cognitive, emotional and behavioral. In the article special attention is paid to the functions of professional legal consciousness of the staff of the penal system and the reasons for its deformation. The results of the study of the legal consciousness level among the second-year cadets of Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia are given. The recommendations, mentioned in this article, may be used both by psychologists for examinations of personal peculiarities of candidates obtaining employment in the penal system, teachers, officers of specialized educational institutions, and by inspectors of educational units for preventive and corrective work with those, who have an insufficiently high level of legal consciousness.

Текст научной работы на тему «Формирование правового сознания у курсантов юридических вузов»

УДК 159.9 Ежова О. Н.

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: e-olesja2008@mail.ru

Olesya N. Ezhova

Candidate of Psychology, Associate Professor, Professor of the Department of penitentiary psychology and pedagogics, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: e-olesja2008@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению правового сознания сотрудников, работающих в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в контексте профилактики у них профессиональной деструкции и фактов нарушения законности.

В статье анализируются необходимые условия, при которых сотрудник, работающий в пенитенциарной системе, будет соблюдать требования закона.

В результате проведенного анализа автор рассматривает правовое сознание сотрудников уголовно-исполнительной системы как отдельный вид профессионального правового сознания. Представлена структура правового сознания, в которой выделены три компонента - когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Особое внимание в статье уделяется функциям профессионального правового сознания сотрудников уголовно-исполнительной системы и причинам его деформации.

Приводятся результаты исследования уровня правового сознания у курсантов 2-го курса Самарского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний.

Рекомендации, сформулированные в статье, могут быть использованы как психологами для выявления особенностей личности кандидатов при устройстве на работу в уголовно-исполнительную систему, преподавателями и курсовыми офицерами специализированных учебных учреждений, так и инспекторами воспитательных отделов для профилактической и коррекционной работы с сотрудниками, у которых отмечается недостаточно высокий уровень правового сознания.

Ключевые слова: правовое сознание, профессиональное правовое сознание, криминальный тип личности, профессиональная деструкция.

FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS AMONG CADETS OF LAW INSTITUTES

Summary. The article is devoted to the consideration of the legal consciousness of officers working in the institutions and bodies of the penal system, in the context of the prevention of their professional destruction and the facts of law violation.

The article analyzes the necessary conditions under which an employee working in the penal system will be law-abiding.

As a result of the analysis, the author considers the legal consciousness of any penal officer as a separate type of professional legal consciousness.

The structure of legal consciousness is considered, in which three components are distinguished: cognitive, emotional and behavioral.

In the article special attention is paid to the functions of professional legal consciousness of the staff of the penal system and the reasons for its deformation.

The results of the study of the legal consciousness level among the second-year cadets of Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia are given.

The recommendations, mentioned in this article, may be used both by psychologists for examinations of personal peculiarities of candidates obtaining employment in the penal system, teachers, officers of specialized educational institutions, and by inspectors of educational units for preventive and corrective work with those, who have an insufficiently high level of legal consciousness.

Keywords: legal consciousness, professional legal consciousness, criminal personality type, professional destruction.

Профилактика нарушений служебной дисциплины, должностных злоупотреблений, коррупционных проявлений и других деструктивных форм поведения сотрудников, противоречащих нормам и требованиям к служебному поведению работников уголовно-исполнительной системы, явля-

© 2018 Ежова О. Н.

ется важной задачей в рамках кадрового обеспечения развития уголовно-исполнительной системы (УИС).

При профессиональной деструкции происходит изменение всей структуры личности сотрудника (его ценностной сферы, мировоззрения, установок, черт характера, шаблонов поведения и способов общения с окружающими людьми), причиной которых выступают особенности служебной деятельности.

Риск совершения противоправных действий повышает наличие у сотрудников УИС такого качества личности, как низкая антикриминальная устойчивость. В этом случае у сотрудника отсутствует (или слабо выражена) способность противостоять негативному воздействию обстоятельств или людей с асоциальной мотивацией либо осужденных, предпочитающих преступное поведение правопослушному (криминальный тип личности) [1].

У этой категории сотрудников происходят изменения и в ценностно-мотивационной сфере: формируется негативное отношение к правовым ценностям и нормам, что проявляется в аморальных поступках и безнравственном поведении.

В основе законопослушного поведения человека лежат несколько взаимосвязанных компонентов: знание закона, отношение к нему и желание ему следовать, которое в обязательном порядке должно сопровождаться волевым актом. Человек может нарушать закон в следующих случаях:

— по незнанию;

— если он считает закон несправедливым или не доверяет людям, от которых зависит его претворение в жизнь;

— если у человека отмечается слабая воля, необходимая не только для исполнения закона, но и для противостояния различным соблазнам, или низкая саморегуляция, которая проявляется либо в неумении совладать с эмоциями в напряженных ситуациях, либо с переоценкой собственных сил, либо с недооценкой сложности ситуации.

Таким образом, правосознание представляет собой целую систему отношений с правом (интегральное личностное образование), включающую в себя когнитивный (взгляды, идеи, представление о праве), эмоциональный (отношение к закону и представителям власти) и поведенческий компонент (действия, направленные на реализацию закона).

Целью правосознания является сохранение целостности общества [2, с. 56]. Это возможно только при условии реализации принципа справедливости при урегулировании спорных вопросов, возникающих в процессе отношений между людьми. Правовое сознание и действующее законодательство - нетождественные понятия, и уровень правосознания не измеряется лишь суммой знаний о нем.

И, тем не менее, это знание о праве необходимо. И. А. Ильин отмечал, что если народ не знает существующих в его стране законов, то тогда и жизнь его будет неправовой или он будет довольствоваться самодельными и неустойчивыми зачатками права [3, с. 83].

Правовое сознание является формой общественного сознания и представляет собой систему знаний, установок, оценок человека по отношению к праву, проявляющееся в отношениях человека с другими людьми и миром в целом, регулирующее поведение личности в ситуациях, значимых с точки зрения исполнения закона [4, с. 19].

Таким образом, правовым сознанием является комплекс социальных представлений о правовых объектах, которые конструируются в ходе коммуникации между людьми и являются специфическими для конкретной социальной группы.

Во многом объясняет формирование у человека правосознания теория Р. Мертона. Он выделил пять способов приспособления человека к обществу: конформность, инновация, ритуализм, ре-тритизм и мятеж, из которых только первый не приводит к девиантному поведению.

Если человек выбирает как способ приспособления к обществу инновацию, то значит, что он согласен с существующими в обществе целями, но выбирает социально неодобряемые (преступные) способы их достижения (шантаж, угрозы, насилие, рэкет). Ритуализм, наоборот, предполагает отрицание целей, но согласие использовать социально одобряемые средства (бюрократизация). Одновременное отвержение и целей, и социально одобряемых средств их достижения (ретритизм) характерно для бродяг и наркоманов. Если человек не только отвергает социально одобряемые цели и способы, но и старается их изменить, то это уже мятеж.

Правосознание сотрудников УИС следует рассматривать как отдельный вид профессионального правосознания - специализированного, характеризующего спецификой выполняемых служебных функций, сложившимися в этой связи стереотипами в оценках правовой действительности, методами и способами деятельности.

М. А. Шерменев считает [5], что профессиональным правосознанием является важнейший компонент профессиональной пригодности сотрудников любых юридических специальностей, оно рассматривается как элемент идеальной модели профессионала.

У «неэффективных» сотрудников наиболее выражены такие черты правосознания, как правовой нигилизм, а именно отрицательное и пренебрежительное отношение к праву, инфантилизм и правовой цинизм, который выражается в негативном отношении к закону при хорошем его знании. Все эти признаки совершенно несовместимы с профессиональной деятельностью в соответствии с общественными ожиданиями. Помимо этого группе таких сотрудников присущ конформизм, то есть «подстройка» под сложившиеся стандарты правового поведения, стремление угодить коллегам по работе и начальству либо действовать исходя из практической значимости, поступая так, «как принято», даже если это не совсем соответствует установленному правовому порядку. Все это тоже приводит к уже названной деформации профессионального правосознания, которая способствует в свою очередь совершению правонарушений и профессиональной деформации сотрудников УИС. Низкий уровень правосознания приводит к тому, что у сотрудника УИС происходит рассогласование целей, декларированных обществом, и институционализированных средств их достижения, он обесценивает традиционные ценности, снимает с себя ответственность, выстраивая при этом целую систему оправдательных аргументов, разрешая себе тем самым противоправное поведение.

Профессиональное правосознание не возникает у сотрудника УИС вместе с его поступлением на службу, этот процесс идет постепенно, в течение всей его жизни. Но если на начальном этапе он представляет собой своеобразный переход от обыденного к профессиональному, то впоследствии «формирование» происходит в виде дополнения, коррекции (в том числе деформирующей) уже существующего профессионального правосознания.

Н. Я. Соколов отмечал, что правосознание многофункционально, то есть содержит в себе множество функций [6]. Выделяют общие функции правосознания, к которым можно отнести:

- регулятивную (правосознание определяет поведение человека, его готовность к определенному виду поведения (мотивацию));

- оценочную (на основании представлений о законопослушном («должном») поведении человек дает правовую оценку происходящему как с другими людьми, так и с самим собой);

- познавательную (изучение правовых основ существования общества и осмысление их);

- воспитательную, которая заключается в формировании правосознания у членов общества, разъяснение содержания правовых норм (правовое воспитание);

- информационную (получение и передача сведений правового характера);

- прогностическую (предвидение последствий морального выбора и прогноз человеческого поведения в различных ситуациях).

Функции профессионального правосознания согласуются с теми социальными ролями, которые выполняют представители каждой профессии.

В. А. Щегорцев выделяет у правосознания еще идеологическую и когнитивную функции [7, с. 90-92]. Целью когнитивной функции, по его мнению, является получение правовых знаний определенного уровня, в то время как цель познавательной - выработка отношения к правовым явлениям в социуме.

Идеологическая функция проявляется не только в осознании государственных правовых норм, но и в формировании правовой культуры как общества в целом, так и отдельных профессиональных групп.

Профессиональное пенитенциарное правосознание является своеобразным мостиком между индивидуальным и общественным сознанием, поэтому выполняет с учетом особенностей служебной деятельности в УИС кроме общих еще и специализированные функции:

- защитную (способность противостоять криминальному заражению);

- адаптационную (позволяет адаптироваться к условиям служебной деятельности при сохранении своих ценностей и нравственных идеалов);

- инструментальную (консультирование осуждённых по вопросам законодательства);

- телеологическую (оказание социальной и психологической помощи осужденным как условие их успешной ресоциализации - цель деятельности сотрудников УИС).

Мы проводили исследование уровня правосознания у 88 курсантов 2-го курса Самарского юридического института ФСИН России по методике Е. А. Певцовой [8]. Анализ полученных результатов показал, что у 12,5 % курсантов отмечается низкий уровень развития правосознания (правовой нигилизм); у 45,5 % основы правосознания заложены (средний уровень), у 34 % - пра-

восознание в основном сформировано, а у 8 % отмечается высокий уровень развития правосознания (правосознание сформировано).

Правовой нигилизм характеризуется тем, что человек не признает необходимость правового регулирования отношений, рассматривает все отношения с позиции своих морально-нравственных ценностей, а все другие жизненные ценности и этические нормы, которые не совпадают с его собственными, не признает. Люди с низким уровнем развития правосознания характеризуются безответственностью, конфликтным поведением, у них часто отмечается непоследовательность в принятии решений.

У почти половины курсантов (40 человек) основы правосознания заложены, однако оно пока противоречиво, сформировано не полностью и регулирует поведение только в отдельных сферах (бытовой, профессионально-деловой или социально-гражданской). Если правосознание в основном сформировано, то человек старается не нарушать установленные правила, точно соблюдать инструкции, достаточно надежен в деловой сфере, корректен в деловом общении и взаимодействии, хотя при этом у него может сохраняться отрицательное отношение к правовому регулированию в целом и к существующим законам в частности.

Следует отметить, что только у 7 курсантов правосознание сформировано, то есть они понимают важность буквы закона и осознают необходимость регулирования отношений на основе права. Они осознают этические нормы и толерантны к чужим жизненным ценностям, поэтому могут эффективно выполнять свои служебные обязанности и взаимодействовать с различными категориями людей вне зависимости от их вероисповедания, национальности и социальной принадлежности.

Кроме того, мы изучили индивидуальные особенности профессиональных установок курсантов с помощью Опросника профессиональных установок подростков И. М. Кондакова. Профессиональные установки позволяют сотруднику эффективно принимать решения, осуществлять моральный выбор в различных ситуациях служебной деятельности. На формирование профессиональных установок влияют не только требования самой профессиональной деятельности, но и личный опыт самого сотрудника.

Моральный выбор предполагает не только наличие самой возможности реализации различных вариантов выбора (объективные условия), но и отсутствие внешней принудительной силы в виде физического принуждения, осуждения общества, угрозы наказания (субъективные условия).

Сотрудники УИС должны обладать устойчивой психикой, быстрой реакцией, способностью выполнять функциональные обязанности в экстремальных условиях. Особое внимание обращается на воспитание уважительного отношения к осужденным, которые остаются гражданами страны, несмотря на наказание. При этом нравственным долгом сотрудника является исправление осужденных, которое возможно лишь при нравственно здоровом поведении самих сотрудников УИС.

Особую тревогу вызывает тот факт, что по шкале «Зависимость в профессиональном выборе» высокие показатели были выявлены у 14 % курсантов. Это свидетельствует о их социальной незрелости, то есть в случае ситуаций морального выбора они могут проявить несамостоятельность в принятии решений. Перечисленные качества с учетом специфики служебной деятельности (необходимость взаимодействовать с осужденными, у которых правосознание уже деформировано) создают риск у их обладателей совершения противоправных действий.

Полученные результаты говорят о необходимости работы, направленной на повышение уровня правосознания будущих сотрудников УИС.

По мнению большинства, в учебных заведениях ФСИН России закладывается тот фундамент, на основании которого не только формируется правосознание, но и личность сотрудника УИС, которая способна противостоять профессиональной деформации.

Правосознание как интегральное личностное образование несовместимо с инфантилизмом, который не предполагает, что человек возьмет на себя ответственность в целом за свою жизнь и за свой выбор в частности поэтому оно отражает личностную зрелость человека [9, с. 4].

Для формирования правосознания у курсантов юридических вузов нужно осуществлять целый комплекс мероприятий, которые бы задействовали все три компонента правосознания - когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Каждому сотруднику необходимо не просто знать нормативные документы, но и включать правовые и профессионально-этические нормы в систему служебных отношений, которые приобретают при этом личностный смысл. Исходя из этого образовательные компетенции формируются с учетом требований профессиональной деятельности к уровню профессиональной подготовки

будущих сотрудников УИС. Это позволяет скоординировать процесс определения содержания образования.

С этой целью в Самарском юридическом институте используется практико-ориентированная модель обучения, при которой образовательный процесс носит непрерывный формирующий характер на основе деятельностного подхода, при котором профессиональные компетенции формируются за счет максимального приближения к реальным условиям службы.

Руководящий состав и ведущие сотрудники учреждений и органов УИС также привлекаются к проведению учебных занятий для формирования у курсантов интереса к будущей профессии.

Процесс обучения в специализированных вузах должен быть направлен также на формирование у курсантов чувства ответственности за свои действия, самостоятельности и навыков рефлексии, позволяющих в процессе служебной деятельности адекватно оценивать себя и поведение других людей.

Доброжелательное отношение руководства к курсантам, сплоченность постоянного состава института, здоровый нравственно-психологический климат в коллективе во многом определяют уровень правосознания курсантов, поэтому этим вопросам нужно уделять особое внимание.

Основными направлениями психологической работы с курсантами являются: снижение чувства беспомощности; развитие навыков самостоятельного принятия решения; обучение методам саморегуляции, позволяющим снять эмоциональное поведение; формирование умений и навыков бесконфликтного общения. Данные умения и навыки позволят курсантам принимать решение в соответствии с правовыми и моральными нормами и выбирать средства в соответствии с нравственной необходимостью. Этому во многом способствуют также правила, традиции и обычаи, сложившиеся в УИС.

Для того чтобы преодолеть деформацию правосознания сотрудников УИС, которая является опасным явлением для индивида и системы в целом, необходимо выявить явления, процессы, обстоятельства и тенденции, которые ее обусловливают.

Качество исполнения сотрудниками УИС своих должностных обязанностей напрямую связано с уровнем их правового сознания, которое детерминировано воздействием сложного комплекса разнонаправленных факторов, таких как экономические, политические, собственно юридические, материальные, духовные и другие. Здесь необходимо применение комплексного подхода к исследованию деформаций правосознания, который позволит учесть все многообразие вызывающих их обстоятельств, причин и условий.

Принятые меры будут способствовать становлению у сотрудников УИС развитого правосознания, которое включает в себя глубокие юридические знания, позитивные оценки уголовно-исполнительной политики государства, активную реализацию правовых норм и развитую правовую культуру.

Библиографический список

1. Ежова О. Н. Профилактика деструктивного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 3(39). С. 73-79.

2. Теория государства и права / под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2011. Т. 1. 516 с.

3. Ильин И. А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993. 235 с.

4. Муслумов Р. Р. Правовое сознание личности: учебное пособие. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2013. 83 с.

5. Шерменев М. А. Деформация профессионального правосознания сотрудников УИС (общеправовой анализ): дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. 173 с.

6. Соколов Н. Я. Профессиональное правосознание юристов. М.: Наука, 1988. 224 а

7. Щегорцов В. А. Социология правосознания: монография. М.: Мысль, 2010. 174 с.

8. Певцова Е. А. Правовое воспитание: вопросы теории и практики: учебное пособие. М.: Международный юридический институт, 2013. 296 с.

9. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. СПб: ПСТГУ, 2014. 540 с.

becthhk cm

References

1. Ezhova O. N. Profilaktika destruktivnogo povedeniya sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sis-temy [Prevention of destructive behavior of employees of the penal correction system]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [Herald of the Institute: crime, punishment, correction], 2017, no. 3 (39), pp. 73-79 [in Russian].

2. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of Government and Rights]. In M. N. Marchenko (ed). Moscow: Zertsalo-M. 2011, t. 1, 516 p. [in Russian].

3. Il'in I. A. O sushchnosti pravosoznaniya [On the essence of legal consciousness]. Moscow: Ra-rog'', 1993, 235 p. [in Russian].

4. Muslumov R. R. Pravovoe soznanie lichno-sti: uchebnoe posobie [Legal consciousness of person: a textbook]. Ekaterinburg: Ural'skiy federal'nyy universitet, 2013, 83 p. [in Russian].

5. Shermenev M. A. Deformatsiya professional'nogo pravosoznaniya sotrudnikov UIS (obshche-pravovoy analiz): dis. ... kand. yurid. nauk [Deformation of professional sense of justice of UIS officers (general legal analysis). Candidate's of Law thesis]. Vladimir, 2006, 173 p. [in Russian].

6. Sokolov N. Ya. Professional'noe pravosoznanie yuristov [Professional legal awareness of lawyers]. Moscow: Nauka, 1988, 224 p. [in Russian].

7. Shchegortsov V. A. Sotsiologiya pravosoznaniya: monografiya [Sociology of legal awareness: monograph]. Moscow: Mysl', 2010, 174 p. [in Russian].

8. Pevtsova E. A. Pravovoe vospitanie: voprosy teorii i praktiki: uchebnoe posobie [Legal Education: Issues of Theory and Practice: A Training Manual]. Moscow: Mezhdunarodnyy yuridicheskiy institut, 2013, 296 p. [in Russian].

9. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Psikhologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub''ektivnoy real'nosti v ontogeneze [Psychology of human development. Development of subjective reality in ontogeny]. Saint-Petersburg: PSTGU, 2014, 540 p. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.