Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право / правосознание / обучение / педагог / студент / law / legal consciousness / teaching / teacher / student

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артур Альбертович Губайдуллин, Садагат Гюльмирза Кызы Баширова, Гузель Анваровна Валеева, Айдар Рузалинович Хамдеев

Трансформация российского общества предполагает исследования правового сознания. В данной статье проводится анализ понятия «правовое сознание», особенности правового сознания будущих педагогов. В связи со сложившейся ситуацией в российском обществе важным условием воспитания подрастающего поколения является формирование патриотического правосознания. В современных условиях законность и правопорядок становятся необходимым условием развития правового общества. Для этого следует обратить внимание на формирование профессионального правосознания, наполненного специальными прикладными знаниями о праве. Модель формирования правовой культуры предполагает развитие интеллекта, расширение кругозора правовых представлений, формирование установок и нравственно-правовых ценностных ориентаций, активацию самостоятельной поисковой деятельности студентов. В данном случае главная роль отходит образовательным учреждениям, умение работать с юридическими документами совершенствуется в ходе проведения лекций, семинаров, практических занятий. Следовательно, молодой специалист в области педагогики должен быть психологически готов принять происходящее в обществе. С этих позиций правовая культура представляет собой активное правомерное поведение личности в обществе, оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. В этой связи важно, чтобы программы обучения преподавателей включали курсы и тренинги, направленные на приобретение правовых знаний, этических ценностей и практических навыков, необходимых учителям для эффективного функционирования в правовых и этических аспектах их работы. В ходе научного изучения были представлены результаты исследования уровня сформированности правового сознания студентов, изучающих образовательное право. Также представлены краткие рекомендации по формированию правового сознания у будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Артур Альбертович Губайдуллин, Садагат Гюльмирза Кызы Баширова, Гузель Анваровна Валеева, Айдар Рузалинович Хамдеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF FUTURE TEACHERS IN THE STUDYING EDUCATIONAL LAW

The transformation of Russian society involves research into legal consciousness. This article analyzes the concept of “legal consciousness”, the features of the legal consciousness of future teachers. Given the current situation in Russia, it is important to form a patriotic legal consciousness while educating the younger generation. In modern conditions, legality and order are becoming a necessary condition for the development of a legal society. To do this, one should pay attention to the formation of a professional legal consciousness, filled with special applied knowledge about the law. The model of forming legal culture involves the development of intelligence, broadening the horizons of legal concepts, the formation of attitudes and moral and legal value orientations, and the activation of independent search activities of students. In this case, the main role belongs to educational institutions; the ability to work with legal documents is improved during lectures, seminars, and practical classes. Consequently, a young specialist in the field of pedagogy must be psychologically ready to accept what is happening in society. From these positions, legal culture represents the active lawful behavior of an individual in society; it is closely related to the level of moral consciousness. In this regard, it is important that education programs for teachers include courses and trainings aimed at acquiring the legal knowledge, ethical values and practical skills necessary for teachers to work effectively in the legal and ethical aspects of their work. The results of a study on the level of formation of legal consciousness of students studying educational law were presented as well as brief recommendations on the formation of legal consciousness among future teachers were given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК [378.147:37]:340 ББК 74.489:67 Ф 79

DOI: 10.53598/2410-3004-2023-3-323-79-86

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ

У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА

(Рецензирована)

Артур Альбертович Губайдуллин1, Садагат Гюльмирза кызы Баширова2Н, Гузель Анваровна Валеева3,

Айдар Рузалинович Хамдеев4

1-4ФГБОУ ВО «Казанский Приволжский федеральный университет», г. Казань, Россия

1arturfskn@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-5344-3636 2 bashirova-sg@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-0503-3920 3valeeva@icloud.com; https://orcid.org/0000-0002-7895-8134 4airatkzn@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-6335-5253

Аннотация. Трансформация российского общества предполагает исследования правового сознания. В данной статье проводится анализ понятия «правовое сознание», особенности правового сознания будущих педагогов. В связи со сложившейся ситуацией в российском обществе важным условием воспитания подрастающего поколения является формирование патриотического правосознания. В современных условиях законность и правопорядок становятся необходимым условием развития правового общества. Для этого следует обратить внимание на формирование профессионального правосознания, наполненного специальными прикладными знаниями о праве.

Модель формирования правовой культуры предполагает развитие интеллекта, расширение кругозора правовых представлений, формирование установок и нравственно-правовых ценностных ориентаций, активацию самостоятельной поисковой деятельности студентов. В данном случае главная роль отходит образовательным учреждениям, умение работать с юридическими документами совершенствуется в ходе проведения лекций, семинаров, практических занятий. Следовательно, молодой специалист в области педагогики должен быть психологически готов принять происходящее в обществе. С этих позиций правовая культура представляет собой активное правомерное поведение личности в обществе, оно тесно связано с уровнем нравственного сознания.

В этой связи важно, чтобы программы обучения преподавателей включали курсы и тренинги, направленные на приобретение правовых знаний, этических ценностей и практических навыков, необходимых учителям для эффективного функционирования в правовых и этических аспектах их работы. В ходе научного изучения были представлены результаты исследования уровня сформирован-ности правового сознания студентов, изучающих образовательное право. Также представлены краткие рекомендации по формированию правового сознания у будущих педагогов.

Ключевые слова: право, правосознание, обучение, педагог, студент. Для цитирования: Формирования правового сознания у будущих педагогов в процессе изучения образовательного права / А.А. Губайдуллин, С.Г. Баширова кызы, Г.А. Валеева [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 3(323). С.79-86. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-3-323-79-86.

Original Research Paper

FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF FUTURE TEACHERS IN THE STUDYING EDUCATIONAL LAW

Artur A. Gubaydullin1, Sadagat G. Bashirova2, Guzel A. Valeeva3, Aydar R. Khamdeev4

1-4 FGAOU VO "Kazan (Volga Region) Federal University", Kazan, Russia 'arturfskn@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-5344-3636 2bashirova-sg@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-0503-3920 3valeeva@icloud.com; https://orcid.org/0000-0002-7895-8134 4airatkzn@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-6335-5253

Abstract. The transformation of Russian society involves research into legal consciousness. This article analyzes the concept of "legal consciousness", the features of the legal consciousness of future teachers. Given the current situation in Russia, it is important to form a patriotic legal consciousness while educating the younger generation. In modern conditions, legality and order are becoming a necessary condition for the development of a legal society. To do this, one should pay attention to the formation of a professional legal consciousness, filled with special applied knowledge about the law.

The model of forming legal culture involves the development of intelligence, broadening the horizons of legal concepts, the formation of attitudes and moral and legal value orientations, and the activation of independent search activities of students. In this case, the main role belongs to educational institutions; the ability to work with legal documents is improved during lectures, seminars, and practical classes. Consequently, a young specialist in the field of pedagogy must be psychologically ready to accept what is happening in society. From these positions, legal culture represents the active lawful behavior of an individual in society; it is closely related to the level of moral consciousness.

In this regard, it is important that education programs for teachers include courses and trainings aimed at acquiring the legal knowledge, ethical values and practical skills necessary for teachers to work effectively in the legal and ethical aspects of their work. The results of a study on the level of formation of legal consciousness of students studying educational law were presented as well as brief recommendations on the formation of legal consciousness among future teachers were given.

Keywords: law, legal consciousness, teaching, teacher, student. For citation: Gubaydullin A.A., Bashirova S.G., Valeeva G.A., Khamdeev A.R. Formation of legal consciousness of future teachers in the studying educational law// Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and psychology. 2023. Issue. 3(323). P.79-86. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-3-323-79-86.

Введение. Проблема формирования правосознания будущих педагогов в процессе изучения образовательного права в современных условиях стоит остро. Исследование направлено на изучение того, как будущие учителя могут развить правосознание, которое позволит им принимать обоснованные решения и действовать надлежащим образом в различных ситуациях, связанных с юридическими вопросами.

В условиях постоянно меняющегося образовательного ландшафта и усложнения правовой базы крайне важно, чтобы учителя обладали необходимыми знаниями и навыками для решения юридических вопросов, с которыми они могут столкнуться в своей профессии. Отсутствие правового сознания может привести к юридическим последствиям, что может негативно сказаться на их преподавательской практике и опыте обучения их студентов.

Тема исследования актуальна еще и потому, что может способствовать выработке стратегий и подходов, которые можно использовать для повышения правосознания будущих педагогов. За счет изучения факторов, влияющих на формирование правосознания, и выявления наиболее эффективных путей его развития результаты исследования могут способствовать повышению качества педагогических образовательных программ и обеспечению адекватной подготовки будущих учителей к решению правовых вопросов в условиях класса.

Развитие патриотического правосознания устраняет критический пробел в сфере образования и может способствовать профессиональному развитию будущих учителей. Необходимо для начала определить

ключевые понятия, связанные с темой исследования.

Так, Д.Д. Одинцова указывает, что правосознание охватывает все правовые отношения, связанные с поведением отдельных лиц, групп и обществ. Его ключевыми компонентами являются психологические процессы, приводящие к правопослушному поведению, а также взаимосвязь недостатков правосознания личности с ее поведением. Правосознание - это тип общественного сознания, указывающий на общественные аномалии, которые в настоящее время либо реализуются законом, либо требуют регулирования [1].

Р.Р. Муслумов указывает, что на рост правосознания студентов влияют как внутренние, так и внешние факторы. Формирование правосознания происходит одновременно с ростом личности студентов, что является не только целью, но и важнейшим фактором развития их сознания. Внешние факторы служат лишь мотивами правового поведения, воспринимаемого в сознании индивида. Такие факторы, как мотивация, желание учиться, целеустремленность, трудолюбие, целеустремленность, ответственность и многое другое, определяют успех учащихся. Процесс воспитания правосознания студентов направлен на формирование граждан с развитой демократической правовой культурой. Этот процесс регулируется и контролируется [2].

Также Д.Х.К. Нгуен, Д. Кольер, А. Вотс утверждают, что, хотя общепризнано, что знание и понимание закона имеет решающее значение, недостаточно основанных на фактических данных исследований, в которых изучается, как люди,

работающие в системе высшего образования, приобретают, применяют, интерпретируют и поддерживают свою компетентность в области правовых понятий, усвоенных в ходе учебных программ, возможности профессионального развития, а также отзывы коллег и начальства. Из-за сложного характера правоприменения в сфере высшего образования ожидается, что профессионалы будут ежедневно понимать, применять и соблюдать закон [3].

Таким образом, правосознание - это то, как люди и группы понимают и взаимодействуют с законом и правовыми институтами. Он охватывает их убеждения, отношения и знания о законе, а также их опыт работы с правовой системой. Правосознание может влиять на то, как люди воспринимают свои права и обязанности, как они принимают решения и как они взаимодействуют с другими в правовом контексте. Он формируется рядом факторов, включая социальные нормы, культурные традиции и личный опыт.

Также С.С. Силби отмечает, что современные исследования правосознания обычно включают сбор данных о том, как люди выражают и применяют (или не выражают и не применяют) право. Эта область возникла в результате сдвига в социально-правовых исследованиях, которые перешли от изучения исключительно формальных правовых контекстов к изучению опыта обычных людей при взаимодействии с юридическими лицами. Впоследствии ученые начали изучать, как правовые системы и концепции проявляются в языке, действиях и интерпретациях неюридических специалистов и граждан, которые могут предвидеть, воображать или игнорировать правовые действия и идеи. Эти неофициальные и непрофессиональные участники представляли особый интерес для исследователей правосознания [4].

Правосознание будущих педагогов включает в себя следующие черты:

- осознание своих законных прав и обязанностей как профессионалов в сфере образования;

- понимание правовых рамок, в которых они работают, включая законы, правила и политику, связанные с образованием;

- знание юридических последствий своих действий, решений и поведения в классе;

- способность распознавать и решать юридические вопросы, которые могут возникнуть в ходе их работы;

- признание важности этического поведения в своей профессиональной деятельности;

- готовность обращаться за юридической консультацией и поддержкой, когда это необходимо для обеспечения соблюдения требований законодательства;

- приверженность продвижению социальной справедливости и равноправия в образовании посредством применения правовых принципов;

- понимание роли закона в формировании образовательной политики и практики.

Р.А. Осипов указывает, что понимание закона имеет решающее значение для его существования и действия. Можно сделать вывод, что в основе правосознания лежит способность человека понимать и интерпретировать правовые понятия, а также его мотивация заниматься юридической деятельностью. Это можно рассматривать положительно, когда человек признает важность закона и уважает права других, и отрицательно, если не видит ценности правовых норм. Стоит отметить, что соблюдение законов из страха, а не из личного убеждения также является негативной позицией [5].

Методы исследования. В результате изученного теоретического материала было проведено исследование, направленное на выявление состояния сформированности

правосознания у будущих педагогов. В исследовании приняли участие 26 студентов. При этом исследуемые были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную. Студенты из экспериментальной группы при этом изучали в ходе образовательного процесса дисциплину «Образовательное право». Для исследования была использована методика Р.Р. Мус-лумова «Измерение отношения к праву и правовых установок у студентов» [2]. Методика предполагала 35 вопросов. Цель методики - определить отношение к праву и

Результаты исследования. Результаты начального исследования показывают, что студенты контрольной группы демонстрируют средний уровень правовых эмоций и согласия с правовыми нормами (Кс) и имеют среднюю готовность заниматься юридическими знаниями, применением и реализацией (Ки). В то же время в экспериментальной группе данные показатели немного ниже.

Основываясь на результатах проведенного исследования, провели работу, направленную на повышение уровня правового сознания будущих педагогов. Для этого студентам из экспериментальной группы предлагалось изучать дисциплину «Образовательное право».

Образовательное право охватывает широкий круг правовых вопросов, связанных со сферой образования. Некоторые из ключевых областей, включенных в образовательное право:

- права и обязанности учащихся;

- школьное управление и администрация;

правовым установкам. коэффициент солидарности указывает на степень поддержки учащимися правовых норм, особенно в отношении прав других людей, и отражает их правовые эмоции и установки. Коэффициент интернализации измеряет соответствие правовых установок правовым нормам.

Методика Р.Р. Муслумова направлена на исследование эмоционально-оценочного отношения студентов к праву. Результаты первоначального исследования в контрольной и экспериментальной группе представлены в таблице 1.

- закон о специальном образовании;

- дискриминация и вопросы гражданских прав;

- трудовое право для педагогов;

- школьное финансирование;

- учебный план и инструкции;

- технологии и использование интернета в школах;

- ответственность и управление рисками для школ;

- закон о высшем образовании [6].

Изучение дисциплины образовательного права важно по нескольким причинам:

1. Защита прав: закон об образовании помогает защищать права учащихся, учителей и учебных заведений. В нем содержатся рекомендации по таким вопросам, как дискриминация, свобода слова и соблюдение процессуальных норм.

2. Соблюдение правил. Закон об образовании содержит рекомендации по соблюдению государственных правил и политик. Сюда входят такие вопросы, как правила охраны труда и техники безопасности, стандарты

Таблица 1. Результаты первоначального исследования отношения студентов к праву

Коэффициент Контрольная группа Экспериментальная группа

Кол-во человек

Солидарность 0,6 0,5

Интернализация 0,65 0,61

учебных программ и требования к специальному образованию [7].

3. Предотвращение судебных разбирательств: понимая образовательное законодательство, образовательные учреждения могут принимать активные меры для предотвращения возникновения юридических споров. Это может сэкономить время, деньги и ресурсы, которые в противном случае были бы потрачены на юридические баталии.

4. Поощрение подотчетности: закон об образовании помогает повысить подотчетность образовательных учреждений. Возлагая на школы и преподавателей ответственность за свои действия, образовательный закон помогает гарантировать, что учащиеся получают высококачественное образование [8].

Таким образом, изучение образовательного право важно для защиты прав, соблюдения правил, предотвращения судебных разбирательств и поощрения ответственности. Дисциплина «Образовательное право» может оказать существенное влияние на правосознание обучающихся. Это может помочь учащимся понять свои права и обязанности как учащихся, а также правовую базу, регулирующую

систему образования. Это может помочь учащимся принимать обоснованные решения относительно своего образования и принимать меры, когда они считают, что их права были нарушены [9].

Кроме того, изучение образовательного права также может помочь развить навыки критического мышления и понимание роли права в обществе. Учащиеся могут узнать о различных точках зрения и интересах, которые формируют образовательную политику и практику, и о том, как юридические решения могут оказать глубокое влияние на учащихся, преподавателей и сообщества. В целом изучение образовательного права может способствовать лучшему пониманию и пониманию правовой системы и ее роли в формировании образования и общества в целом [10].

В результате изучения дисциплины «Образовательное право» в экспериментальной группе было проведено повторное исследование на выявление состояния правосознания будущих педагогов. Для этого была использована та же методика Р.Р. Муслумова. Результаты повторного исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты повторного исследования отношения студентов к праву Table 2. The results of a repeated study of students' attitudes to law

Коэффициент Контрольная группа Экспериментальная группа

Кол-во человек

Солидарность 0,6 0,7

Интернализация 0,65 0,75

Результаты начального исследования показывают, что студенты контрольной группы остались на том же уровне правосознания, в то время как коэффициенты студентов в экспериментальной группе значительно повысились. Студенты экспериментальной группы демонстрируют высокий уровень правовых эмоций, согласие с правовыми нормами (Кс), готовность к активной

деятельности в сфере правовых знаний, применения и реализации (Ки). Это свидетельствует о том, что у студентов этой группы развито чувство солидарности и приверженности правовым нормам, а также высокая степень усвоения правовых предписаний в различных сферах отношений. Иными словами, исследование показывает, что студенты имеют сильную склонность

к правовым установкам и высокий уровень включения этих установок в свою повседневную жизнь.

Заключение. Таким образом, формирование правосознания у будущих учителей является важнейшим аспектом их подготовки в области педагогического права. Важно, чтобы программы обучения учителей включали курсы и тренинги, направленные на приобретение правовых знаний, этических ценностей и практических навыков,

необходимых учителям для эффективного функционирования в правовых и этических аспектах их работы. Развивая сильное правовое сознание, учителя будут лучше подготовлены к созданию безопасной, инклюзивной и справедливой учебной среды для своих учеников. В конечном итоге это будет способствовать более глубокому пониманию закона и его роли в обществе, что приведет к лучшим результатам для учащихся и их сообществ.

Примечания:

1. Одинцова Д.Д. Правовое сознание и юридическая ответственность // Экономика и социум. 2020. № 11. С. 1082-1085.

2. Муслумов P.P. Психолого-педагогические условия формирования правового сознания будущих учителей // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2007. № 10. С. 216-221.

3. Examining the Legal Consciousness of Residence Life Staff / D.H.K. Nguyen, J. Collier, A. Watts [et al] // The journal of college and university student housing.

2018. № 3. P. 126-143.

4. Silbey Susan S. Studying Legal Consciousness: Building Institutional Theory from Micro Data // Law and society. 2018. № 100. P. 685-731.

5. Осипов Р.А. Правовой инфантилизм как деформация правосознания личности // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 3. С. 207-214.

6. Касаткин М.Н. Право на образование, его место и роль в общей системе прав человека // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. С. 62-65.

7. Образовательное право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А.И. Рожкова. М.: Юрайт, 2018. 324 с.

8. Сафронов В.В. Парадигма правового сознания гражданина // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2021. № 3. С. 126-131.

9. Щукина Т.Ю. Правовое сознание будущего учителя // Молодой ученый.

2019. № 5. С. 210-211.

10. Ожиганова М.В. Образовательное право: учеб. пособие / М.В. Ожиганова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. 144 с.

References:

1. Odintsova D.D. Legal consciousness and legal responsibility // Economy and Society. 2020. No. 11. P. 1082-1085.

2. Muslumov P.P. Psychological and pedagogical conditions of formation of the legal consciousness of future teachers // The Buryat State University Bulletin. Philosophy. 2007. No. 10. P. 216-221.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Examining the Legal Consciousness of Residence Life Staff / D.H.K. Nguyen, J. Collier, A. Watts [et al] // The journal of college and university student housing. 2018. No. 3. P. 126-143.

4. Silbey Susan S. Studying Legal Consciousness: Building Institutional Theory from Micro Data // Law and society. 2018. No. 100. P. 685-731.

5. Osipov R.A. Legal infantilism as a deformation of a legal consciousness of the individual // Legal policy and legal life. 2022. No. 3. P. 207-214.

6. Kasatkin M.N. The right to education, its place and role in the general system of human rights // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 2. P. 62-65.

7. Educational law: a textbook for academic bachelor's degree / general ed. by A.I. Rozhkov. M.: Urait, 2018. 324 pp.

8. Safronov V.V. Paradigm of the legal consciousness of a citizen // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 3. P. 126-131.

9. Shchukina T.Yu. Legal consciousness of the future teacher // The Young Scientist. 2019. No. 5. P. 210-211.

10. Ozhiganova M.V. Educational law: a manual / M.V. Ozhiganova. Ekaterinburg: Publishing house of Russian State Professional Pedagogical University, 2021. 144 pp.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Статья поступила в редакцию 16.06.2023; одобрена после рецензирования 30.06.2023; принята к публикации 14.07.2023. The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 16.06.2023; approved after reviewing 30.06.2023; accepted for publication 14.07.2023.

© Губайдуллин, А.А., Баширова С.Г. кызы, Валеева Г.А., Хамдеев А.Р., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.