Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Языков Е. Ю.

В динамично меняющихся социально-экономических условиях России при продолжающемся социально-политическом строительстве, поиске и обновлении фундаментальных идеологических и нормативных основ существования государства и общества непреходящую значимость приобретает формирование у подрастающего поколения таких качеств личности, которые позволят стать активным, сознательным, полезным членом общества, участвовать в общегосударственных процессах, сохраняя собственную индивидуальность, внутреннюю свободу и т.д. В современной терминологии это может означать воспитание личности, способной эффективно функционировать в правовом государстве как представитель гражданского общества. В числе внутренних личностных детерминантов воспитания подобной личности правомерно назвать гражданско-правовую культуру. Формирование гражданско-правовой культуры российских граждан обосновано сегодня как важнейшее направление государственной социальной и образовательной политики, вызванное к жизни особенностями современных мировых политических процессов. Решение указанной государственной задачи кроме необходимости четкого представления о сути формируемого качества, требует определенного моделирования педагогических процессов. Рассмотрены и проанализированы научные исследования, посвященные вопросам формирования, развития, воспитания гражданских качеств личности (гражданская культура, гражданское сознание, гражданская позиция, гражданская компетентность), качеств личности, связанных с освоением правовых основ жизнедеятельности (правовая культура, правовое сознание, правовая компетентность), интегрированных гражданско-правовых качеств и различных характеристик личностной культуры. Обобщение данных анализа позволило определить мнения ученых относительно соответствующих педагогических, социально-педагогических и других условий, необходимых для достижения поставленных задач по формированию требуемого уровня гражданско-правовой культуры обучающихся, а также теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования требуемых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEM OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A CIVIL LAW CULTURE OF STUDENT PERSONALITIES AT THE MILITARY UNIVERSITIES

In the dynamically changing socioeconomic conditions of Russia, of transcendent importance is the formation in the younger generation of such personality traits that will allow them to become an active, conscious, useful member of society, to participate in national processes, while maintaining their own individuality, inner freedom, etc. In modern terminology, this may mean the education of a person who is able to function effectively in a state of law as a representative of civil society. Among the internal personal determinants of the upbringing of such a person, it is legitimate to name civil law culture. The formation of a civil law culture of Russian citizens is justified today as the most important direction of state social and educational policy, brought to life by the peculiarities of modern world political processes. The solution of this state task, in addition to the need for a clear idea of the essence of the quality being formed, requires a certain modeling of pedagogical processes. This article discusses and analyzes scientific research on the formation, development, education of civic qualities of a person (civil culture, civic consciousness, civic position, civic competence), personality qualities associated with the development of the legal foundations of life (legal culture, legal consciousness, legal competence), integrated civil-legal qualities and various characteristics of personal culture. The generalization of the analysis data made it possible to determine the opinions of scientists regarding the relevant pedagogical, sociopedagogical and other conditions necessary to achieve the tasks set for the formation of the required level of civil law culture of students, as well as to substantiate theoretically the organizational and pedagogical conditions for the formation of the required qualities.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

Научная статья

УДК [378:355]:340.1 ББК 74.48:67.05 Я 41

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-4-308-55-63

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

(Рецензирована)

Евгений Юрьевич Языков

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия

yasjazzikov@gmail.com, http://orcid.org/0000-0002-4392-1630

Аннотация. В динамично меняющихся социально-экономических условиях России при продолжающемся социально-политическом строительстве, поиске и обновлении фундаментальных идеологических и нормативных основ существования государства и общества непреходящую значимость приобретает формирование у подрастающего поколения таких качеств личности, которые позволят стать активным, сознательным, полезным членом общества, участвовать в общегосударственных процессах, сохраняя собственную индивидуальность, внутреннюю свободу и т.д. В современной терминологии это может означать воспитание личности, способной эффективно функционировать в правовом государстве как представитель гражданского общества. В числе внутренних личностных детерминантов воспитания подобной личности правомерно назвать гражданско-правовую культуру. Формирование гражданско-правовой культуры российских граждан обосновано сегодня как важнейшее направление государственной социальной и образовательной политики, вызванное к жизни особенностями современных мировых политических процессов. Решение указанной государственной задачи кроме необходимости четкого представления о сути формируемого качества, требует определенного моделирования педагогических процессов. Рассмотрены и проанализированы научные исследования, посвященные вопросам формирования, развития, воспитания гражданских качеств личности (гражданская культура, гражданское сознание, гражданская позиция, гражданская компетентность), качеств личности, связанных с освоением правовых основ жизнедеятельности (правовая культура, правовое сознание, правовая компетентность), интегрированных гражданско-правовых качеств и различных характеристик личностной культуры. Обобщение данных анализа позволило определить мнения ученых относительно соответствующих педагогических, социально-педагогических и других условий, необходимых для достижения поставленных задач по формированию требуемого уровня гражданско-правовой культуры обучающихся, а также теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования требуемых качеств.

Ключевые слова: наука, образование, военные учебные заведения, правовая культура, гражданская культура, военнослужащие, педагогические условия, развитие личности, системный анализ, суверенитет.

Для цитирования: Языков Е.Ю. Система организационно-педагогических условий формирования гражданско-правовой культуры личности обучающихся военных вузов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2022. Вып. 4(308). С. 55-63. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-4-308-55-63.

Original Research Paper

A SYSTEM OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A CIVIL LAW CULTURE OF STUDENT PERSONALITIES AT THE MILITARY UNIVERSITIES

Evgeniy Yu. Yazykov

Adyghe State University, Maykop, Russia

yasjazzikov@gmail.com, http://orcid.org/0000-0002-4392-1630

Abstract. In the dynamically changing socioeconomic conditions of Russia, of transcendent importance is the formation in the younger generation of such personality traits that will allow them to become an active, conscious, useful member of society, to participate in national processes, while maintaining their own individuality, inner freedom, etc. In modern terminology, this may mean the education of a person who is able to function effectively in a state of law as a representative of civil society. Among the internal personal determinants of the upbringing of such a person, it is legitimate to name civil law culture. The formation of a civil law culture of Russian citizens is justified today as the most important direction of state social and educational policy, brought to life by the peculiarities of modern world political processes. The solution of this state task, in addition to the need for a clear idea of the essence of the quality being formed, requires a certain modeling of pedagogical processes. This article discusses and analyzes scientific research on the formation, development, education of civic qualities of a person (civil culture, civic consciousness, civic position, civic competence), personality qualities associated with the development of the legal foundations of life (legal culture, legal consciousness, legal competence), integrated civil-legal qualities and various characteristics of personal culture. The generalization of the analysis data made it possible to determine the opinions of scientists regarding the relevant pedagogical, sociopedagogical and other conditions necessary to achieve the tasks set for the formation of the required level of civil law culture of students, as well as to substantiate theoretically the organizational and pedagogical conditions for the formation of the required qualities.

Keywords: science, education, military educational institutions, legal culture, civil culture, servicemen, pedagogical conditions, personality development, system analysis, sovereignty.

For citation: Yazykov E.Yu. A system of organizational and pedagogical conditions for the formation of a civil law culture of student personalities at the military universities // Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022. No. 4 (308). P. 55-63. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-4-308-55-63.

Становление внутренних характеристик и свойств личности - результат ее собственной активности (эмоциональной, интеллек-

туальной, физической), детерминируемой внешними воздействиями. Совокупность внешних воздействий в их субъектно-процессно-со-

держательном представлении в самом широком представлении может определяться как внешние условия формирования (развития, воспитания, совершенствования) определенного личностного качества. То есть внешние условия интегрируют различные явления внешней среды - семьи, образовательной организации, коллектива, общества в целом и отдельных его сфер (в частности, СМИ, профессиональной сферы и пр.) [1, 2, 3, 4]. В данном кругу явлений (внешних условий) наиболее широким охватом обладают социальные условия, описывающие влияния социальных норм и ценностей, социальных групп, общественных практик, социальных институтов и т.д.

Условия, относящиеся к системе образования, являются компонентом внешних, социальных условий, объединяют явления и процессы образовательной среды, в том числе организационные, дидактические, коммуникативные, воспитательные и пр. ее характеристики и свойства [3, 4, 5]. Сущность условий заключается в том, что именно проектирование в образовательной организации ситуаций, обстоятельств с характеристиками, заданными конкретными условиями позволяет достигать поставленной педагогической цели. И именно педагогическая цель, точнее, формируемое личностное качество, определяет отбор системы образовательных условий.

Учитывая мнения педагогов относительно оснований отбора педагогических (психолого-педагогических, образовательных, социально-педагогических и пр.) условий достижения заплауированных результатов в личностном развитии, преобразовании, считаем необходимым, прежде всего, исходить из характеристик формируемого качества. Соответственно интегратив-ная сущность гражданско-правовой культуры личности определяет необходимость для выделения педаго-

гических условий ее формирования обратиться к анализу работ, посвященных проблемам развития, формирования, воспитания и т.д. личностной гражданской культуры и правовой культуры, а также общих педагогических аспектов воспитания культуры личности. Синтез выводов, сделанных учеными ранее и обоснованных ими эмпирическим путем, позволит выстроить систему педагогических условий, отвечающих проблеме, цели, идеям нашего исследования. При этом мы считаем, что комплекс условий должен отвечать признакам необходимости и достаточности, поскольку отсутствие какого-либо значимого условия может существенно снизить действенность моделируемого процесса, если не обнулить ее вовсе; избыточность условий может затруднить процедуру их создания в образовательной среде либо создать ситуацию дублирования, в любом случае это также может стать причиной неэффективности моделируемого процесса.

Исходя из вышесказанного, для определения совокупности организационно-педагогических условий формирования ГПК курсантов вначале были выделены дифференцированные группы условий, предметно-ориентированных на формирование гражданской культуры (и сопряженных с ней качеств) и правовой культуры (и сопряженных с ней качеств) личности, а также качеств личности, относящихся к структурным компонентам личностной культуры, закономерностям и механизмам ее формирования. Затем из двух этих групп отобраны те условия, которые могут рассматриваться как наиболее общие для двух целевых ориентиров, а также те, которые могут быть объединены, интегрированы (это преимущественно научные подходы и методологические принципы). Чтобы соблюсти принцип «необходимости», проанализированы условия, не вошедшие в комплекс (интегрированный список); среди

них выбраны те, которые являются особенно специфичными и важными, без которых невозможна реализация самой идеи формирования конкретного качества - преобразовать данное условие применительно к задаче формирования интегратив-ного качества - ГПК. Полученный список далее проанализирован на предмет соответствия условий субъ-ектно-средовой специфике, в соответствии с которой они либо конкретизировались, преобразовывались и иллюстрировались затем необходимым методическим инструментарием, либо исключались из списка. Во втором случае вначале определялось, не является ли данное условие необходимым, тогда оно компенсировалось другими условиями. В данном аспекте учитывалось, что формирование личностных качеств, включая разные виды культуры, курсантов военного вуза «обусловлено спецификой организации педагогического процесса военного вуза; органической взаимосвязью военно-профессиональной и учебной деятельности курсантов, жесткой правовой регламентацией этих видов деятельности; спецификой взаимоотношений между субъектами образовательного процесса» [6].

Кроме того, важным в данном аспекте было определение не только условий, характеризующих образовательный процесс, но и условий, характеризующих социальную среду, выходящую за пределы образовательной. Забегая вперед, отметим, что сюда можно отнести явления, характерные профессиональному сообществу (процессы, установки и нормы, взаимодействие и пр.), базы практики, те сферы деятельности и организации, которые могут быть включены в социальное партнерство и др. В данном случае основаниями для формулирования исходного положения является, во-первых, открытость образовательной среды, во-вторых, общественная сущность формируемого качества обучающих-

ся [3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15

и др.]. Заметим, что в ряде исследований отражены не только условия формирования конкретных качеств. Учитывая вышесказанное, мы провели анализ научных исследований, посвященных вопросам формирования, развития, воспитания гражданских качеств личности (гражданская культура, гражданское сознание, гражданская позиция, гражданская компетентность), качеств личности, связанных с освоением правовых основ жизнедеятельности (правовая культура, правовое сознание, правовая компетентность), интегрированных гражданско-правовых качеств и различных характеристик личностной культуры. Обобщение данных анализа позволило определить мнения ученых относительно соответствующих педагогических, социально-педагогических и др. условий, представленных в тезисном формате, характеристики учебного/воспитательного процесса, обеспечивающего соответствующую направленность влияний (гражданское воспитание, правовое образование и т.п.).

Результатом стало теоретическое обоснование совокупности организационно- педагогических условий формирования гражданско-правовой культуры курсантов.

1. Проблемно-аксиологическая организация образовательного процесса (учебной, воспитательной, общественной, служебной деятельности) означает освоение совокупности гражданско-правовых ценностей через контекст этических проблем в ситуациях нравственного выбора гражданско-правового поведения (ситуации учебные, квазиреальные, реальные).

При этом проблемный аспект условия требует моделирования, рефлексивного осмысления и разрешения (снятия) заложенных в проблемах противоречий общегражданского или профессионально-статусного происхождения.

В силу общегражданско-про-фессиональной специфичности противоречий, ценностного контекста проблемных ситуаций при работе над ними требуется актуализация конкурентного мышления. Это к тому же позволит непротестно осмысливать идею о допустимости и целесообразности ограничения некоторых прав и свобод личности, наложения дополнительных обязанностей в определенных условиях и ситуациях, что важно для профессионально-статусного состава граж-данско-правой культуры курсантов.

Рассматриваемое условие, помимо проблемности образовательного контекста, предполагает обеспечение его аксиологичности, которая раскрывается через достижение ценностной определенности образовательного процесса (посредством непротиворечивого формулирования системы гражданско-правовых ценностей в рамках теоретического содержания образования, предъявления их педагогами через поведение и общение (трансляция когнитивного содержания в эмоциональное)), постановку дискуссионных вопросов, тематики проектной деятельности и пр. [3, 12].

В результате реализации условия проблемно-аксиологической организации образования ценностные ориентации и базирующиеся на них мотивы гражданско-правового поведения формируются сознательно, на основе самостоятельной интеллектуальной деятельности, осмысленных знаний, с помощью действенных умений поиска, анализа и интерпретации информации; обеспечиваются и подкрепляются рефлексией собственных чувств, представлений, поступков и пр.

2. Насыщение образовательной (учебно-воспитательной) среды, предполагающее ее расширение, пе-дагогизацию и экзистенциализацию.

Расширение среды означает:

- включение в состав организаторов и реализаторов граждан-

ско-правового воспитания, помимо педагогов, также представителей социальных партнеров, институтов гражданско-правовой, политической социализации и соответствующих специалистов (органы правопорядка, юристы и правоведы; общественные организации гражданской направленности и их сотрудники; учреждения и субъекты политической сферы социальной жизни и государственного управления; родители, члены семей обучающихся; учреждения и представители профессионального сообщества);

- отбор соответствующих коллективных и индивидуальных субъектов, определение их функций, способов включения в гражданско-правового воспитание, непосредственную организацию взаимодействия между субъектами расширенной среды;

- оптимизацию общественно-организаторской сферы жизнедеятельности (актуализация гражданско-правового контекста жизнедеятельности) обучающихся в контексте их участия в гражданско-правовых мероприятиях, возможной инициации таких мероприятий не только внутри образовательной организации, но и за ее пределами, в широком социуме; это также требует повышения коммуникативности образования, поскольку гражданские права и обязанности, юридические нормы осваиваются во взаимодействии с другими субъектами социальной среды, участниками гражданско-правовых отношений (свобода личности ограничивается свободами других личностей).

Педагогизация образовательной среды в контексте исследования означает:

- целесообразную (и возможную, достижимую, учитывая специфику военного вуза) демократизацию отношений между субъектами образования;

- обеспечение всеобщего охвата субъектов образования нормами

и законами как реализация идеи справедливости (все равны перед законом), что допускает, в числе прочего, возможность принуждения к соблюдению законов и дисциплинарных требований, к выполнению обязанностей;

- актуализацию личного достоинства обучающихся, продвижение воспитательной идеи о том, что самоуважение (протест ради протеста - не достойно), внутренняя свобода (как осознанная необходимость) являются основами сознательного гражданско-правового поведения; обеспечивается сопровождением рефлексии студентов, ориентированной на т.н. «нравственную экспертизу» событий, явлений, собственных поступков;

- организацию коллективного жизнетворчества, ориентированного на реализацию личностной гражданско-правовой культуры в рамках академической среды и за ее пределами и предполагающего рефлексивно-деятельностное освоение гражданско-правовых практик, актуализацию опыта правомерного гражданско-правового поведения; обеспечение включенности обучающихся в гражданско-правовую деятельность, осмысленной заинтересованности в ней;

- обогащение (насыщение) образовательного процесса воспитывающими ситуациями (гражданско-правового контекста, проблемно-аксиологической сущности).

По мнению М.И. Рожкова, сущность экзистенциальной педагогики заключается в направленности воспитательных воздействий на формирование человека, готового к оптимальной жизнедеятельности, с максимальным использованием внутреннего потенциала, стремящегося и способного реализовать себя в социально важной деятельности. для этого предусматривается педагогическое воздействие на всю жизнь обучающихся как событийного ряда посредством актуализации веду-

щих смыслов значимых жизненных событий.

Экзистенциализация образовательной среды, согласно идеям экзистенциальной педагогики, с одной стороны, и проблематики исследования, с другой стороны, предполагает:

- обеспечение «социального закаливания» (социального иммунитета) обучающихся как основы накопления опыта преодоления тех этических противоречий, которые не встречаются в образовательной среде, но характерны для реальной жизнедеятельности; достигается включением обучающихся в «социальные пробы» - в те ситуации (учебные, специально смоделированные, реальные и пр.), которые требуют волевых усилий для преодоления негативного влияния факторов социальной среды на структуры гражданско-правовой культуры;

- гражданско-правовую событийность образовательного процесса, предполагающую насыщение жизнедеятельности обучающихся контекстными мероприятиями, определение и актуализацию специфических для каждого события и в значительной степени индивидуализированных ситуационных доминант (термин Т.В. Машаровой): «актуализированное внутреннее состояние человека, определяющее содержание данного события, что является для него значимым и выражается в его эмоциональной оценке»; требует сопровождения обучающихся в процессе анализа события, определения в нем главного и второстепенного в ценностно-смысловом аспекте; важно также акцентировать внимание на тех доминантах, которые имеют наибольшие возможности для достижения конкретных педагогических целей; для обеспечения событийности осуществлять отбор, построение (выстраивание, систематизация, пространственно-временное сопряжение) актуального событийного ряда социального, общественно-политического и пр. кон-

текста; управлять осмыслением и интерпретацией событийного ряда; обеспечивать социально-оправданный эмоциональный отклик;

- организацию и управление рефлексивной активностью и нравственной саморегуляцией обучающихся, поскольку социальный иммунитет формируется на основе серьезной рефлексии чувств, представлений, поступков и пр., самоопределения нравственных критериев гражданско-правового поведения;

- использование личного (включая индивидуальный) событийного опыта гражданско-правового поведения, участия в гражданско-правовых мероприятий и пр. как предмета рефлексии, эмоционального оценивания, стратегического проектирования и т.д. (с учетом, что данный опыт может быть и конструктивным, и деструктивным), обеспечение гражданско-правовой самоидентификации обучающихся как представителей государства, общества, профессионального сообщества.

3. Оптимальное комплексиро-вание, то есть гармоничное, сбалансированное сочетание несинонимичных, в том числе альтернативных позиций, характеризующих целевые, содержательные, операциональные и др. аспекты процесса формирования гражданско-правовой культуры обучающихся.

- осуществляется при проектировании содержания гражданско-правового образования (обучения и воспитания): общегражданских и профессионально-статусных норм (регулятивов, установок) поведения и деятельности; достояния социального и индивидуального гражданско-правового опыта;

- достигается при реализации содержания гражданско-правового образования (обучения и воспитания): актуализации социального и индивидуального гражданско-правового опыта; нормативности и вариативности форм, методов, содержания образования; дидактических и воспита-

тельных технологий; разъяснения и убеждения, с одной стороны, и пропаганды и агитации, с другой стороны;

- реализуется при проектировании целевых ориентиров гражданско-правового развития личности: значимости социального и индивидуального гражданско-правового опыта; установок на личную и коллективную ответственность (доминанта личной ответственности).

4. Обеспечение жизнеспособности гражданско-правовых знаний и ценностей, а именно:

- отбор необходимой и достаточной по объему гражданско-правовой информации, имеющей практическую значимость, применимость (для личной и общественной жизни, профессиональной деятельности, самосовершенствования и пр.);

- выделение когнитивной доминанты в осваиваемой теоретической информации с точки зрения наибольшей важности конкретных общесоциальных, индивидуально-бытовых и профессионально-ориентированных гражданско-правовых знаний;

- обеспечение ценностного освоения информации посредством обоснования значения гражданско-правовых знаний для личной и общественной жизни, профессиональной деятельности, самосовершенствования и пр.;

- моделирование либо включение в реальные ситуации, позволяющие практически проверить гражданско-правовые знания.

Мы предполагаем, что создание представленной совокупности организационно-педагогических условий в образовательной среде военного вуза обеспечит эффективное формирование гражданско-правовой культуры у обучающихся. В свою очередь, возможность создания этих условий может быть создана посредством разработки и реализации соответствующей технологии организации учебно-воспитательного процесса, что и составляет цель дальнейшего исследования.

Примечания:

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. Казань: Центр инновац. технологий, 2005. 500 с.

2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.

3. Лебедева И.В. Воспитание культуры конкурентных взаимодействий у обучающихся колледжа: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Майкоп, 2015.

4. Габидуллин, И.Ф. Концепция и модель развития гражданско-правового сознания студентов вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2015.

5. Механизмы формирования культуры личности обучающегося в контексте современного образовательного процесса / В.М. Галынский, АС. Гаркун, Н.К. Кисель [и др]. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/

6. Федина Т.В. Оптимизация процесса формирования правосознания курсантов военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Йошкар-Ола, 2010.

7. Абубакаров З.Г. Оптимизация процесса социализации молодежи в системе гражданского воспитания: на материале Чеченской Республики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Махачкала, 2012. 212 с.

8. Бибарсова Г.Ш. Формирование гражданско-правового сознания студентов-юристов: автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.08. Ставрополь, 2006. 26 с.

9. Кунижев А.М. Формирование правовой культуры у студентов автотранспортных ССУЗ: на примере подготовки техников в Кабардино-Балкарском лицее автомобильного транспорта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Майкоп, 2008. 197 с.

10. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: дис. ... д-ра пед наук: 13.00.01. М., 2007. 372 с.

11. Рубан А.В. Аксиологическая подготовка курсантов военно-морских вузов: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2019. 225 с.

12. Трубицына Е.В. Формирование гражданско-правовой культуры инновационного типа у современных школьников // Педагогика и психология образования. 2012. № 1. С. 41-48.

13. Усимова И.П. Правовая социализация личности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2007. 208 с.

14. Шамсутдинова Д.В. Парадигмы социокультурного воспитания гражданско-правовой культуры молодежи // Вестник КАЗГУКИ. 2018. № 1. С. 129-134.

15. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособной личности в системе образования: дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2011.

References:

1. Andreev V.I. Pedagogy of Higher School: Innovative and Prognostic Course: a manual. Kazan: Center for Innovation technologies, 2005. 500 pp.

2. Borytko N.M. In the space of educational activity. Volgograd: Peremena, 2001. 181 pp.

3. Lebedeva I.V. Education of culture of competitive interactions among college students: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.01. Maikop, 2015.

4. Gabidullin I.F. The concept and model of the development of civil law consciousness of university students: Diss. abstract for the Dr. of Pedagogy degree: 13.00.01. Orenburg: Orenburg State University, 2015.

5. Galynsky V.M. Mechanisms for the formation of student personality culture in the context of the modern educational process [Electronic resource] / V.M. Galynsky, A.S. Garkun, N.K. Kisel [etc.]. Access mode: http://elib.bsu.by/bitstream/

6. Fedina T.V. Optimization of the process of forming the legal consciousness of cadets of a military university: Diss abstract for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.08. Yoshkar-Ola: Ulyanovsk Higher Military Technical School (Military Institute), 2010.

7. Abubakarov Z.G. Optimization of the process of socialization of youth in the system of civic education: based on the Chechen Republic: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.08. Makhachkala: Dagestan State Ped. University, 2012. 212 pp.

8. Bibarsova G.Sh. Formation of civil law consciousness of law students: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.08. Stavropol, 2006. 26 pp.

9. Kunizhev A.M. Formation of legal culture among students of motor transport secondary schools: based on the training of technicians in Kabardino-Balkarian lyceum of motor transport: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.08. Maikop: Publishing House of ASU, 2008. 197 pp.

10. Kuznetsova L.V. Formation and development of civic education of schoolchildren in Russia: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree: 13.00.01. M.: Moscow State Open Pedagogical University of M.A. Sholokhov, 2007. 372 pp.

11. Ruban A.V. Axiological training of cadets of naval universities: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Krasnodar: KubGU, 2019. 225 pp.

12. Trubitsyna E.V. Formation of civil law culture of innovative type among modern schoolchildren // Pedagogy and psychology of education. 2012. No. 1. P. 41-48.

13. Usimova I.P. Legal socialization of the individual: Diss. for the Cand. of Jurisprudence degree: 12.00.01. M.: Publishing House of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2007. 208 pp.

14. Shamsutdinova D.V. Paradigms of socio-cultural education of civil law culture of youth // Bulletin of KAZGUKI. 2018. No. 1. P. 129-134.

15. Khazova S.A. The development of a competitive personality in the education system: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. Maikop: Publishing house of ASU, 2011.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 13.09.2022; одобрена после рецензирования 07.10.2022; принята к публикации 21.10.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 13.09.2022; approved after reviewing 07.10.2022; accepted for publication 21.10.2022.

© Языков Е.Ю., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.