Научная статья на тему 'Формирование прав женщин в процессе культурных и общественных преобразований в Турецкой Республике'

Формирование прав женщин в процессе культурных и общественных преобразований в Турецкой Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2711
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АТАТЮРК / ЖЕНЩИНА В ТУРЕЦКОМ ОБЩЕСТВЕ / ПРАВА ЖЕНЩИН / ЗАНЯТОСТЬ / МУСУЛЬМАНСКИЙ ГОЛОВНОЙ ПЛАТОК / WOMEN'S RIGHTS / ATATURK / WOMAN IN TURKISH SOCIETY / EMPLOYMENT / MUSLIM HEAD SCARF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кютюкчю Мустафа

Изучение проблемы формирования новых подходов к определению положения женщины в процессе культурных и общественных преобразований в Турецкой Республике является актуальным и перспективным направлением, поскольку многие вопросы, касающиеся статуса турецкой женщины, выходят за локальные рамки и становятся общими по мере усиления интереса к Востоку и исламу во всем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the problem of forming of a new approaches to determining the status of women in the process of cultural and social changes in the Turkish Republic is an actual and perspective direction as many questions regarding the status of Turkish women are outside the local scope and become common while increasing interest in the East and Islam throughout the world.

Текст научной работы на тему «Формирование прав женщин в процессе культурных и общественных преобразований в Турецкой Республике»

Зарубежный опыт

Мустафа КЮТЮКЧЮ

формирование прав женщин в процессе культурных и общественных преобразований в турецкой республике

Изучение проблемы формирования новых подходов к определению положения женщины в процессе культурных и общественных преобразований в Турецкой Республике является актуальным и перспективным направлением, поскольку многие вопросы, касающиеся статуса турецкой женщины, выходят за локальные рамки и становятся общими по мере усиления интереса к Востоку и исламу во всем мире.

Studying the problem of forming of a new approaches to determining the status of women in the process of cultural and social changes in the Turkish Republic is an actual and perspective direction as many questions regarding the status of Turkish women are outside the local scope and become common while increasing interest in the East and Islam throughout the world.

Ключевые слова:

Ататюрк, женщина в турецком обществе, права женщин, занятость, мусульманский головной платок; Ataturk, woman in Turkish society, women's rights, employment, Muslim head scarf.

КЮТЮКЧЮ

Мустафа — соискатель степени к.филос.н. кафедры государственноконфессиональных отношений РАГС при Президенте РФ mkutukcu@mail.ru

С XIX в. не прекращается борьба за права женщин, за их фактическое и юридическое равенство с мужчинами. Пик этой борьбы наблюдался в США и Великобритании, в движении суфражисток и пр. Османская империя, а затем и Турецкая Республика, образованная на ее азиатских территориях, не стали ареной подобных процессов. В Турецкой Республике права женщин были закреплены Мустафой Кемалем Ататюрком в ходе его реформ. Определенный прогресс в вопросе равенства мужчин и женщин был достигнут в период становления республики.

Реформы положения женщин, осуществленные под руководством Ататюрка за 10 лет после образования Турецкой Республики в 1923 г., с одной стороны, способствовали достижению женщинами гражданских прав, с другой — во многом обеспечили перестройку турецкого общества. Стало возможно участие женщин в таких важных сферах, как образование и политика, деловая жизнь. Государство посредством политики равенства полов поддерживало их участие во всех сферах общественного развития.

Ататюрк находился под впечатлением высокой гражданской активности женщин во время освободительной войны 1918—1923 гг. в Турции, и именно он инициировал политику по полному уравниванию женщин в правах с мужчинами. Но турецкое общество было не готово к радикальным изменениям в этой сфере.

Кемаль Ататюрк в своей известной речи в городе Конья 23 марта

1923 г. сказал: «Необходимо с огромной благодарностью вспомнить усилия, приложенные турецкой женщиной, и ее необыкновенно высокое, возвышенное, драгоценное самопожертвование. Никто не будет отрицать, что в этой и в предыдущих войнах именно женщины поддерживали способность народа бороться»1.

Ататюрк своими речами готовил турецкое общество к предстоящим реформам в области прав женщин. Например, в речи, произнесенной в Измире в 1923 г., он поставил вопрос о необходимости подготовки образованных граждан, высоко оценив в этом роль

1 Caporal Bernard. Kemallzm’de ve Kemallzm Sonraslnda Turk Kadlnl. — Ankara: Turkiye І§ Bankasl Kultiir Yaylnlarl, No: 233, 1982, s. 180.

женщин: «Мы стали людьми благодаря своим матерям. Они сделали все, что могли. Но уровень, который у нас имеется, не отвечает современным потребностям и нуждам. Необходимы зрелые люди с другими взглядами. Этих людей воспитают женщины»1.

Ататюрк верил, что «женщины тоже будут образованными и они будут проходить все ступени образования, как и мужчины. Женщины будут идти бок о бок с мужчинами и будут помогать и поддерживать друг друга»2.

В числе важнейших реформ, предложенных Ататюрком и напрямую повлиявших на положение турецкой женщины, являются: Закон о едином образовании «Tevhid-i Tedrisat Капипи» (1924), обеспечивавший женщинам возможность обучаться наряду с мужчинами; Закон о внешнем виде «Klyafet Капипи» (1925); Гражданский кодекс «Ти^ Medeni Капипи» (1926), кардинально изменивший правовой статус женщин и уравнявший ее в правах с мужчинами.

Этот кодекс основывался на принятой в 1924 г. Конституции Турецкой Республики, провозгласившей равенство всех граждан, независимо от пола. В соответствии с той частью гражданского кодекса, которая регулировала брачно-семейные отношения, было запрещено многоженство, а вместо религиозного был введен гражданский брак (по швейцарскому образцу); кроме того, были закреплены равные права супругов в воспитании детей и вопросах наследства.

Отмечая прогрессивное значение законодательных актов 1926 г., профессор Анкарского университета Нермин Аба-дан-Унат утверждает, что принятый за основу швейцарский кодекс не предполагал полного равенства в отношениях супру-гов3. Закон закреплял за мужем статус главы семьи, от которого зависел выбор места поселения жены. От мужа женщине надлежало получать разрешение трудиться вне дома. В соответствии с действовавшей до ноября 1990 г. ст. 159 Свода законов о

1 Gill Muhittin. Bizde kadlnlarln Siyasal Haklar Almasl ve Ilk Kadln Milletvekillerimiz // Cumhuriyetin Kuruluunun 75. ylH Armalarn. Gazi iimversitesi Ata-tiirk Ilkeleri ve Inkllap Tarihi Ar^tlrma ve Uygulama Merkezi. - Ankara: Yayin No: 3, 1998, s. 79.

2 Caporal Bernard. Op. cit., s. 180.

3 См подробнее: Abadan-Unat N. Toplumsal de-

g^ime ve Turk kadirn (1926-1976). - Ankara, 1979.

семье, жене также следовало получать разрешение мужа для поступления на любую оплачиваемую работу.

Согласно положениям Свода законов о семье (ст. 88 и 90) совершеннолетние граждане (достигшие 18-летнего возраста) могли вступать в брак без согласия старших членов семьи. Устанавливался нижний предел брачного возраста: для мужчин — 17 лет, а для женщин — 15. Однако поскольку в обоих случаях он был ниже возраста достижения совершеннолетия, то оговаривалось, что вступление в брак возможно лишь при наличии письменного разрешения старших родственников.

Супруги имеют равное право возбуждать дело о разводе (ст. 141). Однако ст. 263 Свода законов о семье предусматривает, что хотя супруги и имеют одинаковые права на детей в случае развода, в спорных случаях предпочтение отдается мужу.

В этой связи Н.Ю. Ульченко отмечает, что «Гражданский кодекс, действующий в Турции с 1926 г., закрепил ряд правовых преимуществ мужчины. Их истоком следует считать не столько остаточное влияние ислама, сколько ограниченную трактовку прав женщины, в том числе и в самих европейских странах в первые десятилетия XX века»4.

Кемалисты предоставили женщинам возможность работать вне дома, в частности на производстве. Однако поле общественной и политической жизни осталось для них закрытым. Таким образом, положения Гражданского кодекса Турции, регулирующие права женщин, были весьма прогрессивны на момент его принятия.

Турецкие женщины продолжили борьбу за свои социальные и политические права, за создание благоприятных условий для более активного участия в общественной жизни страны5. В апреле 1923 г. во время обсуждения Закона о выборах депутатов («Іntihab-l МеЬтап Капипи») женщины пытались поставить вопрос о предоставлении им избирательного права. Принятый в апреле 1923 г. Закон о выборах, подобно закону 1909 г., закреплял право голосовать и быть избранным только за мужчиной.

4 Ульченко Н.Ю. Исламская традиция, феминизм и положение женщин в современной Турции // Ислам и политика. — М. : Крафт + ИВ РАН, 2001, с. 329.

5 Эфендиева Н.З. Участие женщин Турции в национально-освободительной борьбе турецкого народа // Турция: история, экономика : сборник статей. — М. : Наука, 1978, с. 113.

Это положение перешло и в Конституцию

1924 г.

В феврале 1924 г. был зарегистрирован Союз турецких женщин («Turk Kadinlar Birligi»). Хотя в уставе и говорилось, что объединение находится вне политики, на практике оно было нацелено на борьбу за обретение женщинами политических прав1. В последующие три года в устав Союза был добавлен пункт, где говорилось, что основной целью организации является достижение политических прав женщинами в конституционном порядке. Союз турецких женщин планировал свое участие на выборах 1927 г. и заявил об этом в прессе 2.

Союз долгие годы продолжал борьбу за достижение своих целей. Первых успехов он добился на местных выборах 1930 г. и на парламентских выборах 1935 г. Женщины-депутаты, избранные в Великое Национальное Собрание от Союза турецких женщин, впоследствии направили свою деятельность на ликвидацию неграмотности среди женщин и устранение недостатков в социальной сфере.

В соответствии с муниципальным законом от 3 апреля 1930 г. впервые в истории Турции женщинам были предоставлены политические права. В результате настойчивости Союза турецких женщин женщины получили право голосовать на выборах в муниципалитет и быть избранными в городской совет.

Закон, гарантирующий женщинам право избирать и быть избранными, был принят 8 октября 1934 г. Великим Национальным Собранием Турции и введен в действие 5 декабря 1934 г. Первой женщиной, ставшей депутатом меджлиса, была крестьянка Хатидже Чырпан, выдвинутая в меджлис в 1935 г. по личному указанию Мустафы Кемаля Ататюрка.

Получение избирательных прав обеспечило высокую явку избирателей на выборах 1935 г. Поскольку в этих выборах участвовала только Республиканская народная партия, кандидатуры женщин-депутатов могли быть утверждены лишь этой партией. Участие и интерес женщин к выборам, как в роли избирателей, так и кандидатов в депутаты, были довольно высокими. Явка

1 £aklr Serpil. Osmanll kadln hareketi. — Istanbul : Metis, 1994, s. 75-78.

2 Qaklr Serpil. Siyasal Y^ama Kattbm Miicadelesmde Turk Kadln // Kadlnlar ve Siyasal Y^iam. - Istanbul, 1991, s. 131-141.

избирателей в крупных городах превысила 80%, причем 48% из этого числа составляли женщины3.

По итогам выборов 1935 г. в состав Великого Национального Собрания Турции (ВНСТ) из 399 депутатов 17 составили женщины. Спустя год после этих выборов, на промежуточных выборах в депутаты была избрана еще одна женщина. Число женщин-депутатов в этот период в парламенте достигло 18, или 4,5% от численности всех депутатов, что и по сей день, можно сказать, является пределом. С введением в стране в 1946 г. многопартийной системы число женщин в составе правительства резко сократилось до 9, или до 2%, в 1950 г. их было всего 3, или 0,6%, а в 1965 г. - 11, или 1,8%4.

Первых женщин, избранных в парламент, отличал более высокий уровень образования и культуры по сравнению с депутатами-мужчинами. Однако если принять во внимание тот факт, что депутаты-женщины в парламенте занимали места на последних рядах, то становится ясным, что, несмотря на законодательно закрепленное равенство, на подсознательном уровне неравенство сохранялось. Про женщин-депутатов ВНСТ много писала турецкая пресса. Из публикаций в газетах известно, что они одевались и вели себя по-европейски5. Во всех своих выступлениях женщины-депутаты выражали признательность Ататюрку. Примером этому служит выступление депутата от г. Измира Эсмы Найман по случаю смерти Ататюрка: «Ататюрк спас честь не только турецкой нации, но и турецких матерей, вырастивших эту нацию. Женщины Турции бесконечно обязаны ему. Все права, которые женщина приобрела, она приобрела благодаря гениальности Ататюрка»6.

Женщины-депутаты того периода проделали большую работу по улучшению жизни женщин, медицинскому и социальному обеспечению. Их работа была направлена на претворение замыслов

3 Qaklr Serpil. Osmanll kadln hareketi, s. 54.

4 Ибрагимова Н.Р. Роль женщины в социально-экономической, политической и культурной жизни Турции // Женщины зарубежного Востока и современность. - Ташкент, 1988, с. 121.

5 См.: Sezer Ayten. Tiirkye’deki ilk Kadln Milletvekilleri ve Meclisteki £all§malarl // Atatiirk Ar^Orma Merkezi Dergisi, № 42, cilt 14, Kaslm 1998, s. 889-905.

6 Tekeli Sirin. Kadlnlar ve Siyasal Toplumsal Hayat, s. 287.

Ататюрка. За такую линию поведения первых депутатов назвали «послушными женщинами» (тШ kadmlar).

Реформы, проведенные Ататюрком, сыграли важную роль в борьбе с неграмотностью, феодальными пережитками, особенно в отношении женщин. Однако преобразования не коснулись глубин социально-экономической структуры общества и потому лишь частично изменили статус женщин. Реформы способствовали распространению идеалов равенства в общественном сознании женщин, приобщению их к общественно-производственной деятельности.

Конституция 1934 г. закрепила принцип равноправия женщин и мужчин. Материнство признавалось социальной функцией. Государство брало на себя охрану семьи, создание социальных учреждений, призванных охранять материнство и младенчество (ст. 33, ст. 17, § 163).

Развитие женского образования привело к росту числа женщин, преподающих в высших учреждениях страны. В 1939 г. в вузах страны преподавало 99 женщин, в том числе 38 — в Стамбульском и Анкарском университетах1. Постепенно вводилась практика назначения женщин на государственные должности, в частности в органы управления народного образования. Десятки женщин стали директорами школ и лицеев, руководителями вилайетских отделов народного образования, инспекторами министерства народного просвещения.

Кемалисты смогли привить широким слоям общества идеи турецкого национализма и патриотизма. Однако сложнее обстояло дело с перестройкой традиционного быта и образа жизни населения. В 1925 г. был принят Закон о внешнем облике, который запретил носить феску, ношение религиозной одежды было ограничено особыми случаями — походами в мечеть, похоронами и другими религиозными ритуалами. Женщинам-учителям и врачам запрещалось носить на рабочем месте мусульманские покрывала.

В ноябре 1925 г. в парламенте было принято решение о ликвидации всех обителей суфийских братств на территории Турции. На практике, однако, реформы удалось осуществить только в столице и

крупных городах. Нововведения лишь поверхностно затронули большую часть сельского населения, продолжавшего в массе своей ориентироваться на многовековые патриархальные традиции. Вмешательство посткемалистского государства в религиозную сферу вызвало на местах стремление восстановить роль религии в обществе. В дальнейшем политические партии начали использовать религиозный фактор для привлечения голосов избирателей. В итоге симпатии многих оказались на стороне политических партий, заявивших в своих программах о верности исламским идеалам.

В женском вопросе политическими силами все чаще стали выдвигаться психологические и этические ценности, связанные с традиционными установками ислама. Эта тенденция постепенно усиливалась, что подтверждают следующие цифры: на выборах 1935 г. в состав Великого Национального Собрания Турции (ВНСТ) было избрано 18 женщин, или 4,5% от общего количества депутатов, а спустя 50 лет количество женщин, избранных в ВНСТ, составляло лишь 0,6%.

После смерти Ататюрка (1938 г.) турецкое общество стало отходить от «крайнего лаицизма». В 1945 г. парламент принял ряд постановлений и поправок, нацеленных на пересмотр отдельных положений Основного закона государства. В Турции стали открываться медресе, посещение которых перестало рассматриваться как пережиток прошлого. Турецкие женщины, желающие носить чаршафы2, уже не испытывали в том каких-либо трудностей.

Получив право на участие в политической жизни страны, женщины, к сожалению, в этом направлении не смогли развить свои права. Соотношение женщин в ВНСТ постоянно уменьшалось. Хотя Партия справедливости и развития в 2007 г. перед общими выборами проводила политику, направленную на увеличение количества женщин в парламенте, в результате было избрано всего 50 жен-щин-депутатов. Прогресс наметился в середине 1980-х — 1990-х гг., после того как Турция ратифицировала Соглашение о предотвращении всех видов сегрегации женщин. В 1990 г. при правительстве была создана Генеральная дирекция по вопро-

1 Почаев Н. Н. Высшее образование в Турции // 2 Чаршаф — (персидск.) широкое женское по-

Вестник высшей школы, 1962, № 4, с. 85. крывало, закрывающее верхнюю часть туловища.

сам положения женщин «Kadmm Statйm Genel ШШгШ$ (KSGM)». Эта организация занялась вынесением на повестку в парламенте женских вопросов и лоббированием гендерных проблем внутри ВНСТ и правительства.

С вступлением в XXI в. женщина все еще не достигла заслуженного места в политической жизни Турции, хотя в законодательстве Турции нет каких-либо положений, ограничивающих их пользование политическими правами. Конституция Республики Турция в ст. 67, 68 и 70 предоставляет женщинам право избирать и быть избранным на местных и парламентских выборах, право учреждать политические партии и определять порядок вступления и выхода из партии, право на участие в референдуме, право поступления на государственную службу. Статьи 25, 26, 28, 29, 33 и 34 гарантируют право на свободу мысли и убеждений, свободу агитации и распространения убеждений, свободу печати, права и свободу собраний для всех граждан. Законом № 4121 от 23.07.2005 было отменено шестое положение ст. 68 Конституции, в соответствии с которым ранее запрещалось учреждение партий женщинами.

Бывший глава Турецкого Национального Собрания Бюлент Арынч отмечал, что количество женщин-депутатов в любой стране является показателем ее развитости. В своей речи, произнесенной 5 декабря 2005 г. перед представительницами женских организаций, а также женщинами-депутатами, он сказал: «Я рассматриваю активное участие женщин в любых процессах принятия решений, в первую очередь в политике, как жизненно важный пункт, указывающий на уровень развития сообществ»1.

Однако следует отметить, что в высшем руководстве, советах, комиссиях и комитетах общественных организаций и объединений Турции количество женщин по-прежнему незначительно. В то же время доля женщин в профессиях, требующих специальных знаний, достаточно высока. Сегодня в университетах Турции преподавательский состав на 39% состоит из женщин, доля женщин в общем количестве профессоров достигла 27%. 36% всех архитекторов, 29% докторов и хирургов, 33%

1 http://www.tbmm.gov.tr/develop/owa/tbmm basin_aciklamalari_sd.aciklama?p1=30924.

адвокатов являются женщинами. К примеру, на дипломатических должностях, на которых во всем мире господствуют, как правило, мужчины, в министерстве иностранных дел Турции из 166 дипломатов 15 - женщины, семь человек выполняют свои обязанности за пределами государства. В настоящее время в Турции число женщин, занимающих руководящие посты в сфере гражданской администрации, достигает 21. В стране нет женщин-гу-бернаторов, только 5 из 408 заместителей губернаторов, 16 из 857 уездных начальников - женщины. Из 165 кандидатов на посты уездных начальников шестеро -женщины2.

Следует отметить, что доля вовлеченности женщин в производство в целом низка и продолжает снижаться. Несмотря на равноправие, утвержденное законом, отсутствие необходимых механизмов, которые бы обеспечивали качественное развитие женщин и вовлечение их в рынок труда, является главной проблемой. Доля работающих женщин в 1990 г. составляла около 34,1%; в 2002 г. - 26,9%; в 2004 г. -25,4%; в 2007 г. - 24,8%. В сельской местности, по данным 2007 г., рабочих женщин в процентном соотношении было больше (32,7%), чем в городе (20,2%). Однако из 100 рабочих женщин в сельской местности 83 были заняты в сфере сельского хозяйства, а 77% из них без заработной платы работали на благо своей семьи3.

В настоящее время из 100 женщин только 13 работают на себя или выступают в качестве работодателя, 49 работают за сдельную плату и 38 занимаются домашней работой. В Турции, где наблюдается большая степень урбанизации, женщина при переселении из сельской местности в город по причине отсутствия достаточного образования, знаний и опыта не может сразу найти работу и обычно становится домохозяйкой. Те женщины, которые вынуждены работать из-за низкого уровня дохода семьи, часто заняты на рабочих местах низкого статуса, лишающих их каких-либо социальных гарантий.

Согласно отчету, подготовленному Ассоциацией женщин-предпринима-телей, и статистическому отчету, озаглавленному «Социальное неравенство

2 Tiirkiye’de Kadlnln Durumu. T.C. B^bakanllk Kadlnln Statusii Genel ^и^игШрт.- Ankara, 2008, s. 29-30.

3 Ibid., s. 24.

%

в Турции», за последние восемь лет уровень занятости турецких женщин упал на 9%. В настоящее время не только необразованные, но и женщины с дипломами вынуждены или сами предпочитают оставаться дома.

Несмотря на существенные меры, предпринимаемые правительством и общественными организациями, пока нельзя сказать, что сегодня женщина достигла заслуженного места в общественно-политической жизни Турции.

Турецкая женщина с позиции политических прав, участия в механизме принятия решений и получения образования остается в не равных условиях по сравнению с мужчинами. В ст. 10 Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин — одного из самых важных международных документов о правах человека, созданного с целью обеспечения равных прав и возможностей для мужчин и женщин, на государство возлагается обязанность принимать все допустимые меры по предотвращению дискриминации женщин, в том числе по обеспечению равных прав на образование мужчин и женщин1. Турция полностью приняла документы, которые были утверждены после прошедшего в Пекине в 1995 г. IV Всемирного женского конгресса (Пекинская декларация и план действий).

Хотя уровень образования женщин за последние 10 лет неуклонно повышается, все же нельзя игнорировать тот факт, что в начале XXI столетия каждая пятая женщина Турции не владеет основами грамоты. Из пяти грамотных женщин одна не имеет свидетельства об образовании. На сто безграмотных мужчин приходится 309 женщин, что свидетельствует о существенном дисбалансе между мужчинами и женщинами в сфере просвещения.

Одним из препятствий для получения

1 №., s. 8.

образования турецкими девушками в школах и высших учебных заведениях в 80-х гг. XX столетия стал вопрос ношения ими мусульманских головных платков. Основное затруднение здесь состоит в том, что в соответствии с законом № 671 от 25 ноября 1924 г. «О головных платках», они не имеют права появляться в таком виде в общественных заведениях. По сути, это создает препятствие для обучения либо преподавания в государственных школах и университетах религиозных турчанок, а также для их трудоустройства в госучреждения.

В заключение следует сказать, что в настоящее время острыми остаются главные проблемы, связанные с положением женщины, — неграмотность, безработица, ранние браки, дискриминация при трудоустройстве и оплате труда. Некоторые положения Трудового кодекса, направленные на охрану безопасности и здоровья женщины, на самом деле приводят к ограничению деятельности женщины традиционными секторами и наиболее низко оплачиваемыми должностями.

Таким образом, турецкому обществу предстоит еще много сделать, чтобы женщина получила политические, социальные и правовые возможности для своего развития. Тем самым увеличится и ее роль в общественном прогрессе страны. Процесс этот сложный, противоречивый, связанный с преодолением патриархальных традиций, которые плохо вписываются в реалии XXI в.

Турция стремится войти в семью Европейского союза, и женщина может сыграть в этом процессе существенную роль. Именно такой видел Кемаль Ататюрк турецкую женщину — способной к гражданскому и патриотическому самопожертвованию, свободной, наделенной всеми правами, соответствующими современным демократическим традициям и ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.