Научная статья на тему 'Формирование познавательного интереса у младших школьников средствами технологии развития критического мышления'

Формирование познавательного интереса у младших школьников средствами технологии развития критического мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калюлина Виктория Алексеевна, Минаева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательного интереса у младших школьников средствами технологии развития критического мышления»

Г&Суар^'^ч-ВннЫЙ СоВетНиК, 2078 № 4

УДК 37.01

В. А. Калюлина, Е. В. Минаева

Формирование познавательного интереса у младших школьников средствами технологии развития критического

мышления

Статья посвящена актуальной проблеме формирования познавательного интереса младших школьников. В качестве средства формирования выступила технология развития критического мышления. Раскрываются понятия «интерес», «познавательный интерес», педагогическая технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ). Представлены данные экспериментального исследования, которые убедительно доказывают эффективность технологии ЧПКМ в плане формирования познавательного интереса младших школьников. Экспериментальное исследование проводилось на уроках литературного чтения в начальной школе.

Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, младший школьник, педагогическая технология, технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»

V. А. Ка!уиИпа, Е. V. Minayeva

Cognitive Interest Formation in Junior Schoolchildren by Means of Critical Thinking Development Process

The article is devoted to the actual problem of formation of cognitive interest of younger students. As a means of formation was the technology of development of critical thinking. The concepts of "interest", "cognitive interest", pedagogical technology "Reading and writing for the development of critical thinking" (PCM) are revealed. The data of the experimental study, which convincingly prove the effectiveness of the technology of PCM in terms of the formation of cognitive interest of younger students, are presented. The experimental study was conducted at the lessons of literary reading in primary school.

Key words: interest, cognitive interest, Junior schoolboy, pedagogical technology, technology of Reading and writing for the development of critical thinking

настоящее время принципиально ме- сти. Особую значимость в школьные годы при-

няются цели образования. Обучение обретает познавательный интерес, который

'учащихся в школе не должно ограничи- выступает стимулом для учебной и творческой

ваться сообщением им готовых знаний, долж- деятельности учащихся.

но формировать и развивать навыки и спо- Формирование познавательного интереса

собности к самостоятельному приобретению является темой не новой. Однако недостаточ-

знаний, применению их в жизни. Согласно но исследованным в психолого-педагогической

требованиям федерального государственного литературе остается вопрос использования

образовательного стандарта нового поколения современных методов, приемов, форм и тех-

важнейшая целью современного образования нологий обучения для активизации и поддер-

становится его личностно ориентированная жания познавательного интереса. В частности

направленность. не получил должного рассмотрения вопрос ис-

В связи с этим задача учителя помочь рас- пользования технологии ЧПКМ для формиро-

крепостить мышление учеников, научить их вания устойчивого познавательного интереса

использовать свои познавательные возможно- младших школьников. Таким образом, целью

No. 4

The State Counsellor, 2018

данной работы является изучение технологии развития критического мышления (ЧПКМ) как перспективного и актуального средства формирования познавательного интереса младших школьников.

Проанализировав разные точки зрения отечественных авторов на понятие «интерес» и «познавательный интерес», в качестве базового для нашей статьи мы выбрали определение Г.В. Алябушевой, согласно которому познавательный интерес - это личностное ин-тегративное образование, соединяющее в себе интеллектуальный, эмоционально-волевой и процессуальный компоненты [1].

Проведенный нами анализ современных психолого-педагогических исследований отечественных авторов позволил установить, что в качестве эффективных средств формирования познавательного интереса у младших школьников выступают учебная деятельность (при выполнении ряда условий ее организации), проектная деятельность и внеурочная деятельность. В каждом из названных видов деятельности возможен целый спектр приемов, актуализирующих и развивающих познавательный интерес у детей [2].

Одной из современных педагогических технологий, востребованных в отечественном образовании, является технология развития критического мышления. Стоит отметить, что существуют разнообразные названия данной технологии. В настоящий момент одновременно используется несколько названий технологии: «Технология развития критического мышления» (ТРКМ), «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ или RWCT - Readingand Writing for Critical Thinking), «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). В нашей работе мы будем использовать название: Чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПКМ), поскольку оно является наиболее распространенным [4, с.245].

Таким образом, технология ЧПКМ - это технология, направленная на развитие критического мышление при помощи различных приемов работы с информацией, где чтение и письмо выступают инструментами мышления.

Технология чтение и письмо для развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо [6, с. 33].

Исходя из этого, можно сказать, что целью данной технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение

принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений) [5, с. 23].

Основываясь, на проведенном анализе теоретической и методической литературы нами была спланирована и реализована экспериментальная работа по формированию познавательного интереса младших школьников.

Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ СОШ N 47 г. Нижнего Новгорода. Исследованием было охвачено 26 человек, учащихся в 3 класса.

Для изучения исходного уровня развития познавательного интереса респондентов были использованы метод «парных сравнений» Л.Н. Вахрушевой, метод наблюдение Н. Н. Замош-никовой. Диагностические методики позволяют выявить уровень познавательного интереса и его устойчивость.

Констатирующий этап эксперимента позволил сформулировать следующие выводы:

1. У большинства испытуемых средний уровень сформированности познавательного интереса (42%). Высокий уровень сформированности познавательного интереса имеют 39% учащихся. 19% детей имеют низкий уровень.

2. Большинство детей (50% и 23%) имеют низкий и нулевой уровень устойчивости познавательного интереса по отношению к литературному чтению. 23% учащихся - средний уровень, и только 4 % - высокий уровень.

Таким образом, у большинства детей наблюдается средний, либо высокий уровень сформированности познавательного интереса. Однако, больше половины испытуемых имеют низкий или нулевой уровень устойчивости познавательного интереса по отношению к литературному чтению. Поэтому необходима целенаправленная работа для формирования познавательного интереса учащихся экспериментального класса.

Для повышения уровня познавательного интереса и его устойчивости был разработан и реализован комплекс уроков литературного чтения с применением технологии ЧПКМ. Были разработаны и проведены уроки литературного чтения с использованием отдельных приемов технологии ЧПКМ, а так же разработаны и проведены уроки литературного чтения в соответствии с полной моделью технологии ЧПКМ.

После реализации запланированного комплекса уроков был проведен контрольный эксперимент, позволяющий оценить эффективность технологии ЧПКМ как средства формирования познавательно интереса у младших

Г&Суар^'^ч-ВннЫЙ СоВетНиК, 2018 № 4

школьников. На заключительном этапе экспе- Результаты констатирующего и кон-римента были использованы те же методики, трольного экспериментов представлены в что и в начале эксперимента. табл.1.

Таблица 1

Сопоставительные результаты, полученные в ходе проведения диагностических методик «парные сравнения» Л.Н. Вахрушевой и метод наблюдения Н. Н. Замошниковой на констатирующем и

контрольном этапах эксперимента

Уровни Результаты

Методика «парных сравнений» Л.Н. Вахрушевой Метод наблюдения Замошниковой

Конст.этап Контр.этап Конст.этап Контр.этап

Высокий 4% 8% 39% 50%

Средний 23% 27% 42% 35%

Низкий 50% 38% 19% 15%

Нулевой 23% 27%

Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы позволил сформулировать следующие выводы.

• В ходи эксперимента увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем познавательного интереса (с 39% до 50% - высокий уровень и с 42% до 35% - средний уровень)

• Показатели устойчивости познавательного интереса так же увеличились (с 4 % до 8% - высокий уровень, с 23% до 27% - средний уровень), что свидетельствует об эффективности

применения технологии ЧПКМ как средства формирования познавательного интереса.

Таким образом, технология ЧПКМ может использоваться в качестве эффективного средства для формирования познавательного интереса младших школьников.

В качестве перспективного направления нашего исследования можно рассматривать изучение развивающих возможностей технологии ЧПКМ для младших школьников при ее использовании на различных уроках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алябушева Г.В. Развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 201 1. 23 с.

2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011. 33 с.

3. Иванова Н.В. Эффективные средства и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников // Перспективы Науки и Образования/ Н.В. Иванова, В. А. Калюлина, Е. В. Минаева. 2017. N 6. С. 70-73.

4. Иванова Н.В., Эрментраут Л.А., Эрментраут Н.В. Развивающие возможности технологии «чтение и письмо для развития критического мышления» для младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2016. N 3. С. 244.

5. Ильиных Л.М. Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС начального общего образования / Л.М. Ильиных, О.С. Нестерова // Начальная школа плюс До и После. 2012. N 7. С. 23-25.

6. Самарова Н.Н. Формирование навыков работы с информацией как средство развития критического мышления младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2010. N 1. С. 33-36.

REFERENCES

1. Alyabusheva G.V. The development of the cognitive interests of younger schoolchildren in project activities: author. Diss. PhD Ped. Sci., Moscow, 2011. 23 p. (in Russ.)

2. Zair-Bek, S.I., Mushtavinskaya, I.V. The development of critical thinking in the classroom. Moscow, Education Publ., 201 1. 33 p. (in Russ.)

3. Ivanova N.V. Effective tools and techniques for the formation of cognitive interest among younger students. Perspectives on Science and Education / N.V. Ivanova, V. A. Kalulina, E. V. Minaev. 2017. No. 6. pp. 70-73.

4. Ivanova N.V., Ermentraut L.A., Ermentraut N.V. Developmental capabilities of the technology "reading and writing for the development of critical thinking" for younger students. Modern problems of science and education. 2016. No. 3. P. 244. (in Russ.)

5. Ilinykh L.M. Modern educational technologies in the introduction of the Federal State Educational Standard of elementary general education / L.M. Ilinykh, O.S. Nesterova. Primary School plus Before and After. 2012. No. 7. pp. 23-25. (in Russ.)

6. Samarova N.N. Formation of skills of working with information as a means of developing critical thinking of younger schoolchildren. Primary School plus Before and After. 2010. No. 1. pp. 33-36. (in Russ.)

No. 4

The State Counsellor. 2018

Информация об авторах

Калюлина Виктория Алексеевна (Россия, Нижний Новгород) Магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: viktoria.kalylina.ru@yandex.ru

Information about the authors Victoria A. Kalyulina

(Russia, Nizhny Novgorod) Undergraduate student Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: viktoria.kalylina.ru@yandex.ru

Elena V. Minaeva (Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Psychological Sciences, Associate Professor Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: eminaeva69@mail.ru

Минаева Елена Викторовна (Россия, Нижний Новгород) Кандидат психологических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: eminaeva69@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.