Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательный интерес / активность / урок / младший школьник / учебная деятельность / проблемная ситуация / cognitive interest / activity / lessonjunior schoolchild / learning activity / problem situation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вотченко Мария Сергеевна, Фоменко Наталья Викторовна

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты понятия «познавательный интерес», описывается процесс формирования и развития познавательной активности вследствие введения проблемных заданий, а также приводятся примеры включения в уроки проблемных ситуаций, вопросов и заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вотченко Мария Сергеевна, Фоменко Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the theoretical aspects of the concept of "cognitive interest", describes the process of formation and development of cognitive activity as a result of the introduction of problem tasks, and also provides examples of the inclusion of problem situations, questions and tasks in the lessons.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

regard, the category of the genus of the noun name can be recognized as one of the most complex and at the same time requiring close attention at all stages of studying the Russian language system, having spelling, formo- and word formation, vocabulary and style. One of the directions of studying the category of the genus of nouns is the specifics of the connection between language and society, that, in particular, in relation to words of type, the doctor shows the specifics of not only the language system, capable of correcting "gender asymmetry", but also social relations, which are very problematic to implement by changing language categories, which can also be topics of research work at the school with the involvement of the achievements of modern socio- and psycholinguistics.

Key words: gender category, gender of nouns, criteria of generic affiliation, gender of non-stooping nouns, status of general gender in Russian, direction of study of gender category in school.

Литература:

1. Барсов, А.А. Русская грамматика / А.А. Барсов / Поготовка текста и текстологический комментарий М.П. Тоболовой / Под ред. Б.А. Успенского.-М.: Изд-во МГУ, 1981. -778 с.

2. Брусенкова, Л.А. Грамматические параметры конфликтогенности: морфологические категории рода и числа / Л.А. Брусенкова // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2021. - Том 25. - № 3. -С. 61-73

3. Бунамес, Н.В. Андрогенность языка и проблемы синтагматики категории рода / Н.В. Бунамес // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 382. - С. 11-18

4. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В.В. Виноградов. - М.: Русский язык, 2001.-720 с.

5. Гольберг, И.М. Особенности изучения грамматической категории рода имен существительных на факультете начального образования / И.М. Гольберг, Ю.С. Сиренко // Школа будущего. - 2022. - № 1. - С. 242-251. DOI: 10.55090/199645 52 2022 1 242-251

6. Граматика 1648 г. / Предисл., науч. коммент., подг. текста и сост. указателей Б.А. Кузьминовой. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 624 с.

7. Грамматики Лаврентия Зизания и Мелетия Смотрицкого / Сост., подг. текста, научный комментарий и указатели Б.А. Кузьминовой; предисл. Б.А. Кузьминовой, М.Л. Ремнёвой. -М.: Изд-во МГУ, 2000. -258 с.

8. Копелиович, А.Б. Род и грамматика межсловных синтаксических связей / А.Б. Копелиович. - М. - Владимир: Ин-т языкознания РАН, ВГГУ, 2008. - 147 с.

9. Ломоносов, М.В. Российская грамматика // М.В. Ломоносов. Полное собрание сочинений. - Т. 7: Труды по филологии 1739-1758 гг.-М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - С. 389-578

10. Панова, Г.И. Функциональный потенциал адъективных словоформ в русском языке / Г.И. Панова, А.Б. Кузьмина, Н.Ю. Кравченко // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2023. - Т. 22. - № 2: Филология. - С. 30-41. DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-2-30-41

11. Русская грамматика.-Т. 1,- М.:Наука,1980,- 789 с.

12. Савчук, С.О. Корпусное исследование вариантов родовой принадлежности имен существительных в русском языке / С.О. Савчук // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 25-29 мая 2011 г.). - 10(17). - М.: Изд-во РГГУ, 2011. - С. 562-579

13. Сичинава, Д.В. Части речи. Материалы для проекта корпусного описания русской грамматики. На правах рукописи / Д.В. Сичинава. -М. -2011. - URL: http://rusgram.ru/Pofl) (дата обращения: 12.04.2023)

14. Степихов, А.А. О грамматическом освоении иноязычной лексики в русском языке в аспекте категории рода / А.А. Степихов // Acta Pinguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. - 2015. - Т. XI. - № 1. -С. 297-318.

15. Functional and stylistic differentiation of language within integrative paradigm / M.K. Tulegenova, Z.N. Zhunussova, E.N. Bekasova, Z.T. Balmagambetova // XPinguae, 2022. - 15(3). -Pp. 200-217

УДК 373.31

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

студент Вотченко Мария Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное -учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический -университет» (г. Армавир);

кандидат педагогических наук, доцент Фоменко Наталья Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное -учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

Постановка проблемы. Развитие и модернизация общества в настоящее время происходят в стремительном темпе, что приводит к возникновению конкурентоспособных специалистов в различных сферах деятельности человека. Все это касается различных структур жизнедеятельности и затрагивает сферу образования, предъявляя к данной системе новые требования, следовательно, становится необходимым формирование и становление узконаправленных специалистов, которые будут способны осваивать и применять в различных условиях знания и умения. Исходя из вышеизложенного, становится очевидным то, что способности личности играют важную роль в определении степени интеллекта, эрудиции и профессионализма человека. Для того, чтобы данные качества каждого человека были раскрыты в полной мере, необходимо на начальном этапе образования включать детей в познавательную деятельность, формируя в них интерес и стремление к обучению.

Изложение основного материала исследования. «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению». Данное высказывание принадлежит великому педагогу Я.А. Коменскому, который определял познавательную активность как естественное стремление учащегося к познанию. В современном обществе данная проблема не утратила своей актуальности и является приоритетной целью обучения. Необходимость формирования познавательного интереса школьников зафиксирована в главном документе, регулирующем процесс образования и воспитания - Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) [5]. Стоит также отметить, что ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ от 29 декабря 2021 года описывает начальное общее образование как обучение, направленное на развитие личностных особенностей учащихся и формирование у них мотивации к учебной деятельности, что подтверждает необходимость включения детей в активную познавательную деятельность на уроках [7].

Рассмотрим теоретические аспекты понятия «познавательный интерес». Большой интерес придавал к данному вопросу Ж.-Ж. Руссо, описывая интерес как великий двигатель, ведущий человека «верно и далеко» [3]. Заметное место проблема познавательного интереса заняла в трудах И.Ф. Гербарта, который совершал многочисленные попытки в определении понятия интереса, сделав вывод о том, что развитие многостороннего интереса должно быть важнейшей задачей обучения [4]. Понятие «познавательный интерес» изучали и такие отечественные ученые как Н.Ф. Бунаков, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов и другие. Обширное изучение данной проблемы принадлежит К.Д. Ушинскому, по мнению которого интерес связан с потребностью личности и является ее качественной характеристикой, для чего необходимо использовать природное любопытство ребенка, перерастающее в любознательность [9]. Формирование познавательного интереса к учению нашло свое отражение и в работах выдающихся психологов, таких как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие. Ученые и психологи рассматривали понятие «познавательный интерес» с различных сторон. Например, группа педагогов (М.М. Безруких, В.А. Болотова, Л.С. Глебова) считают познавательный интерес целенаправленным стремлением обучающихся к овладению знаниями [1]. Некоторые психологи (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова и др.) рассматривали познавательный интерес как мотив учения, черпающий «строительный материал» из внешнего мира [2].

В данной работе мы будем опираться на определение познавательного интереса ученого, педагога и психолога Г.И. Щукиной: «познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями» [8].

Необходимо также отметить, что важность формирования познавательного интереса у школьников аргументируется тем, что он направляет личность на активность и самостоятельность в процессе овладения новыми знаниями, что является основополагающим аспектом системно-деятельностного подхода, на который ориентируется ФГОС НОО, а также помогает устранить пассивность и отсутствие заинтересованности в обучении.

При рассмотрении вопроса формирования познавательного интереса детей младшего школьного возраста, необходимо отметить особенности данного периода. Младшим школьникам свойственны необычайная чувствительность к образным впечатлениям, богатство воображения, неустанная любознательность, возрастающий интерес к учению.

Для эффективного, целенаправленного процесса формирования познавательного интереса, важно соблюдение некоторых условий. Перечислим их:

1. Условия, направленные на развитие положительного отношения к учению:

- новизна содержания;

- культурно-исторический аспект знаний;

- подбор заданий нарастающей сложности;

- задания по желанию;

- задания в занимательной форме (игры, ребусы, загадки);

- задания-просьбы;

- дифференцированный подход к учащимся;

- дидактически, раздаточный, иллюстративный материал;

- индивидуальная работа на уроке;

- использование ИКТ-технологий;

- создание нестандартных ситуаций и форм урока.

2. Условия, способствующие повышению самостоятельности в выполнении заданий:

- применение разнообразных форм самостоятельной работы;

- внедрение проблемности, в которой должны содержаться удивление, трудности, стимулирующие учащихся к активности и самостоятельности;

- применение творческих и практических работ.

3. Условия, способствующие стимулированию вопросов учеников, обращенных к учителю:

- создание благоприятного психологического климата и атмосферы делового доверительного общения;

- побуждение учащихся к преодолению возникающих трудностей;

- организация на уроке сотрудничества как с учителем, так и со сверстниками.

4. Условия, направленные на развитие стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности и высказывать свою точку зрения:

- положительный эмоциональный тонус деятельности учащихся;

- высокая эмоциональность в дискуссиях;

- эмоциональность и энергичность учителя;

- совместная увлеченность деятельностью;

- педагогический оптимизм, доверие к учащимся и их познавательным возможностям;

- взаимная поддержка, помощь, поощрения.

Соблюдение данных условий возможно при включении в обучение различных видов проблемных ситуаций. Проблемное обучение на сегодняшний день представляется нам не просто инновационным процессом ФГОС, но и необходимой формой, т.к. формирует творческие способности, развивает продуктивное мышление, воображение, повышает познавательную активность обучающихся. Проблемный вид обучения предполагает выстраивание процесса обучения в такой форме, чтобы дети сами открывали новые знания и формулировали правила и понятия. Именно поэтому на уроках целесообразно применять различные виды проблемных ситуаций, вопросов и заданий. Итак, проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных задач, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых научных выводов (A.M. Матюшин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.) Г61.

Отметим правила, на которые необходимо опираться при проектировании проблемных ситуаций на уроке:

1) задание или вопрос должен быть сформулирован так, чтобы от учащихся требовались новые знания, которые они должны открыть или умения, которыми необходимо овладеть;

2) задание должно быть подобрано в соответствии с интеллектуальными, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

3) задание необходимо давать до объяснения нового материала, так как оно должно сформировать мотивацию к изучению новой информации.

Приведем примеры путей создания данного приема на различных уроках.

1. Проблемная ситуация с «затруднением». В основе данной технологии лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без нового материала. При данном методе создание проблемной ситуации предполагает введение противоречия, столкновение с которым вызывает у школьников

эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Например, при изучении темы «Заглавная буква в словах» на уроке русского языка в 1 классе целесообразно ввести проблемную ситуацию следующим образом: записать на доске слова: роза, черное, шарик, вести, тихий, Роза, Черное, Шарик, Вести, Тихий. Далее педагогу необходимо попросить учащихся разделить слова на два столбика и назвать основание для деления. Дети поймут, что они разделили на группы одни и те же слова, а разница только в том, что в одних - первая буква строчная, а в других - прописная. Учителю необходимо спросить, почему одно и то же слово может быть написано по-разному? Одно ли у них лексическое значение? Как понять, в каком случае нужно писать строчную букву, а в каком - заглавную? Дети должны прийти к выводу о том, что есть такие слова, которые нужно писать с заглавной буквы.

2. Подводящий диалог, в который могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни по образцу, по алгоритму) и продуктивные (проанализируй, сравни, раздели по основаниям). В процессе диалога учителя и детей ответом на последний вопрос будет являться тема урока. Например, при изучении темы «Переместительное свойство сложения» на уроке математики в 1 классе целесообразно дать для решения два столбика примеров:

1+2= 2+1 =

4+3= 3+4=

2+5= 5+2=

3+6= 6+3=

При этом можно разделить учащихся на две группы. После решения примеров должны следовать вопросы: какие ответы у вас получились? Что вы заметили? Почему ответы получились одинаковые? Какова тема урока? Ответом на данный вопрос должна стать формулировка темы урока.

3. Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим «пятном», где может быть два приема: «яркое пятно», предполагающий включение интересного фрагмента (сказка, рассказ, стихотворение, басня и другие фрагменты художественной литературы) и «актуальность», предполагающий осознание учащимися важности и значимости данной темы для решения жизненных задач. Например, при изучении темы «В гости к осени» на уроке окружающего мира во 2 классе целесообразно предложить учащимся следующий рассказ: «Миша и Петя долго спорили, что такое осень? Миша утверждал, что осенью часто идут дожди, бывает туман и воздух становится холоднее. Листья на деревьях становятся желтыми, оранжевыми, красными и коричневыми. А Петя считал, что осенью становится теплее, деревья цветут и распускаются листочки. Снег тает, а на грядках вырастают первые овощи». После прочтения рассказа педагогу нужно спросить, кто из ребят прав и почему? Исходя из этой проблемы, учащиеся должны назвать тему урока.

Рассмотрим также примеры некоторых заданий, направленных на повышение активности учащихся в процессе учебной деятельности.

1. Дифференцированное задание нарастающей сложности:

- 1 вариант: найди среди слов синонимы: мокрый, мечтать, печальный, известный, знойный, фантазировать, теплый, жаркий, горячий, знаменитый, влажный, грустный;

- 2 вариант: найди среди слов синонимы: мокрый, красивый, мечтать, печальный, известный, добрый, знойный, светлый, фантазировать, теплый, жаркий, горячий, знаменитый, сложный, влажный, грустный.

Какие слова оказались лишними?

- 3 вариант: подбери к словам синонимы: мокрый, мечтать, печальный, известный, знойный.

2. Интерактивная игра «Найди ошибку»:

- слово «выпечка» - это глагол (ошибка);

- «трамвай» - словарное слово (верно);

- имя прилагательное отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» (ошибка);

- слова «дом», «домовой», «бездомный» являются однокоренными (верно).

3. Игра «Редакторы»:

ребята, сегодня мы с вами побудем в роли специалистов-редакторов, которым необходимо исправить ошибки в статье, прежде чем ее опубликуют в газете. Вам необходимо разделиться на группы, определить в своей команде ведущего, представляющего результаты, и других специалистов, которым необходимо найти и исправить ошибки в тексте. Работать необходимо дружно, советуясь друг с другом и прислушиваясь к мнению своих коллег.

Обратим внимание на фрагменты уроков, разработанных с соблюдением вышеизложенных условий: 1. Шуточное задание «Восстанови текст»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Первичное закрепление

Ребята, к нам в гости приходил Незнайка. Он написал рассказ, но допустил в нем много ошибок. Давайте поможем ему исправить их и запишем в тетради правильный вариант:

«Наступлиа венса, и сенг растаял. На полякнах стала появляться зеленая траква и первые вцеты. Каждое урто очень ркасиво поют тпицы. Мы с рдузьями каджый день ходим на прогукли и насладжаемся телпыми декьнами!».

Записывают исправленный текст:

«Наступила весна, и снег растаял. На полянках стала появляться зеленая травка и первые цветы. Каждое утро очень красиво поют птицы. Мы с друзьями каждый день ходим на прогулки и наслаждаемся теплыми деньками!»._

2. Задание «Представь себя поэтом»

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

Первичное закрепление Ребята, давайте представим себя поэтами. Сейчас вам необходимо будет придумать к данным словам рифмующиеся: - ветка; - кран; - свет. Кто придумает больше слов, тот и станет сегодня лучшим поэтом! - ветка: метка, жилетка, этикетка; - кран: тюльпан, стакан, роман; - свет: цвет, газет, примет.

3. Языковой турнир «Знатоки русского языка»:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

Первичное закрепление Ребята, сегодня мы с вами проведем турнир «Знатоки русского языка» и проверим ваши знания раздела «Фонетика». Вам необходимо разбиться на две группы и выбрать название и капитана команды. Внимательно слушайте вопросы. После обсуждения в команде капитану необходимо поднять руку и ответить на вопрос. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Итак, 1 вопрос: что общего в словах мышь, мебель, мост, молоко? 2 вопрос: как изменить слово кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? 3 вопрос: какая буква стоит на месте звука [э] в слове [кр'эм]? 4 вопрос: посчитайте в слове метростроение количество согласных букв. 5 вопрос: сколько раз встречается буква е в слове деревце? 6 вопрос: в каком слове буква я обозначает 2 звука: мяч, яма, мясо? Команда 1: начинаются с буквы «м». Команда 2: заменить букву «к» на «г» (гость). Команда 2: буква «е». Команда 1: семь. Команда 2: три. Команда 1: яма.

Таким образом, главный смысл постановки учебной проблемы состоит в возникновении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний, что способствует формированию познавательного интереса. Потребность развития у учащихся познавательного интереса зафиксирована также в главных документах, регулирующих процесс образования - Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, ФЗ «Об образовании», а также рабочих программах 1-4 классов, которые предъявляют серьезные требования к организации процесса обучения, а также к результатам в ходе освоения учебного материала. Решить проблему формирования познавательного интереса младших школьников становится возможным при правильном построении процесса обучения и использования современных методик, привлекающих внимание учащихся, развивающих их мышление, а также желание самостоятельно добывать новые знания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. На современном этапе развития образования проблема формирования познавательного интереса младших школьников является актуальной и значимой. Реализовать поставленную задачу станет возможным только при сформированном у учащихся познавательного интереса на довольно высоком уровне, проявляющемся в стремлении к познанию, самостоятельности, желании высказать и аргументировать свою точку зрения и т.д. Главной формой обучения, на которой необходимо организовывать грамотный процесс овладения знаниями, является урок, обладающий большим потенциалом для решения вышеизложенной цели, поскольку позволяет применять разнообразные методы, приемы, техники, средства, повышающие познавательный интерес младших школьников. В ходе теоретического изучения исследуемой темы мы установили, что наиболее рациональными методами решения данной проблемы являются проблемные ситуации.

Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические аспекты понятия «познавательный интерес», описывается процесс формирования и развития познавательной активности вследствие введения проблемных заданий, а также приводятся примеры включения в уроки проблемных ситуаций, вопросов и заданий.

Ключевые слова: познавательный интерес, активность, урок, младший школьник, учебная деятельность, проблемная ситуация.

Annotation. This article discusses the theoretical aspects of the concept of "cognitive interest", describes the process of formation and development of cognitive activity as a resuit of the introduction of problem tasks, and also provides examples of the inclusion of problem situations, questions and tasks in the lessons.

Key words: cognitive interest, activity, lesson,junior schoolchild, learning activity, problem situation.

Литература:

1. Богоявленский, Д.Н. Развивающее обучение и приемы умственной деятельности школьников / Д.Н. Богоявленский // Русский язык в школе. - 1978 - №5,- С. 59.

2. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - Москва: АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

3. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2002. - 368 с.

4. Подгаецкая, ИМ. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка / И.М. Подгаецкая. - Москва: Просвещение, 1985. -208 с.

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования": сайт. - 2021. http://ivo.garant.rU/#/document/400907193/paragraph/221:0 (дата обращения: 11.04.2023)

6. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю / М.Н. Скаткин. - Москва: Педагогика, 1986. - 152 с.

7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция): сайт. -2021. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_rAW_140174/ (дата обращения: 11.04.2023)

8. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе / Г.И Щукина. - Москва: Педагогика, 2002. - №8. - С. 97.

9. Якиманская, И.С. Принцип активности в педагогической психологии / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. -1989 -№ 6. -С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.