Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТРЕТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ООО "СУРА-СПОРТИНДУСТРИЯ"'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТРЕТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ООО "СУРА-СПОРТИНДУСТРИЯ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / РЕКЛАМА / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / CONSUMER PORTRAIT / ADVERTISING / TARGET AUDIENCE / CONSUMER PREFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев А.А., Власкина М.В.

В статье анализируется проблема формирования портрета потребителей. Исследована изученность данной проблемы. Рассмотрено понятие портрета потребителей и роли целевой аудитории в маркетинговой деятельности организации. Проведено исследование потребительских предпочтений и личностных характеристик клиентов организации. Разработаны модели портрета потребителей с целью повышения качества маркетинговой деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малышев А.А., Власкина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONSUMER PORTRAIT ON THE EXAMPLE OF "SURA-SPORTINDUSTRIYA"

The article analyzes the problem of forming a portrait of consumers. Studied the knowledge of this problem. The concept of a portrait of consumers and the role of the target audience in the marketing activities of the organization are considered. A study of consumer preferences and personal characteristics of the organization's customers. Developed models of the portrait of consumers in order to improve the quality of the marketing activities of the enterprise.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТРЕТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ООО "СУРА-СПОРТИНДУСТРИЯ"»

УДК 330.163.1

Малышев А.А., к.э.н.

доцент

кафедра «Маркетинг и экономическая теория»

Власкина М.В. студент магистратуры ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет

архитектуры и строительства» ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТРЕТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ООО

«СУРА-СПОРТИНДУСТРИЯ»

Аннотация: в статье анализируется проблема формирования портрета потребителей. Исследована изученность данной проблемы. Рассмотрено понятие портрета потребителей и роли целевой аудитории в маркетинговой деятельности организации. Проведено исследование потребительских предпочтений и личностных характеристик клиентов организации. Разработаны модели портрета потребителей с целью повышения качества маркетинговой деятельности предприятия.

Ключевые слова: портрет потребителей, реклама, целевая аудитория, потребительские предпочтения.

Malyshev A.A.

Candidate of Economic Sciences, Associate ProfessorAssociate Professor of the Department "Marketing and

Economic Theory"

FSBEIof HE "Penza State University of Architecture and Construction"

Vlaskina M. V.

Graduate student

FSBEI of HE "Penza State University of Architecture and Construction"

FORMATION OF CONSUMER PORTRAIT ON THE EXAMPLE OF "SURA-SPORTINDUSTRIYA"

Abstract: The article analyzes the problem of forming a portrait of consumers. Studied the knowledge of this problem. The concept of a portrait of consumers and the role of the target audience in the marketing activities of the organization are considered. A study of consumer preferences and personal characteristics of the organization's customers. Developed models of the portrait of consumers in order to improve the quality of the marketing activities of the enterprise.

Key words: consumer portrait, advertising, target audience, consumer preferences.

В настоящее время ни для кого не секрет, что для успешного выхода на рынок очень важно знать свою целевую аудиторию, ее портрет. Часто владельцы бизнеса не принимают это во внимание и пытаются быть «всем для всех». Такой подход можно назвать оптимистичным, но никак

не целесообразным. Даже если вы предлагаете покупателю продукт, которым пользуются абсолютно все, это еще не значит, что ваше предложение актуально всему свету. Распыляясь на всех и сразу, вы потратите значительно больше времени, сил и средств, причем немалую их часть — впустую. Ваши современные и эффективные инструменты продвижения мало чем помогут. Но, если вы грамотно составите портрет потребителя: изучите его поведение, потребности, «боли» и психологические особенности, вы минимизируете свои вложения и почувствуете, насколько проще работать с конкретной достижимой целью.

Так как проблема целевой аудитории и портрета потребителей появилась сравнительно недавно в российской экономике, примерно на рубеже 90-х и 2000-х гг., ее изучением занимаются современные маркетологи Довлатова А.С.[3], Абулханов Л.Р.[1], Шарифуллина Т.А.[1] и различные рекламные агентства, публикующие статьи на собственных сайтах или в блогах.

Портрет клиента - это общий образ покупателя, включающий в себя такие характеристики, которые могут рассказать о нем практически все, а именно [4]:

• возраст;

• пол;

• место проживания;

• семейное положение, количество детей;

• сфера занятости и уровень зарплаты;

• должность, связанные с ней проблемы;

• потребности, желания, фобии.

В рамках написания статьи было проведено исследование потребительских предпочтений и личностных характеристик клиентов фитнес-клуба «Энигма Сура».

Объектом исследования является ООО «СУРА-СПОРТИНДУСТРИЯ». Предметом исследования является потребители услуг рассматриваемого предприятия.

Целью проведения маркетингового исследования является формирование портрета потребителей ООО «СУРА-СПОРТИНДУСТРИЯ» -фитнес-клуба «Энигма Сура».

Основным инструментом исследования потребительских предпочтений клиентов и их личностных характеристик является анкета. В связи с тем, что генеральная совокупность в данном случае превышает 1 800 человек, то объем выборки (количество опрашиваемых респондентов) при 5 %-ной ошибке выборки составит 350 человек.

Потребительские предпочтения клиентов играют важную роль в формировании портрета потребителей, так как именно они будут определяющими в вопросе: «Подходят ли данному потребителю услуги фитнес-клуба».

86%

Понравилось

Не плохо, но есть что доработать

Не понравилось

Рис.1. Общее впечатление респондентов о фитнес-клубе «Энигма Сура» и его услугах, % Полученные данные респондентов на тему интереса посетителей клуба ко всему комплексу услуг клуба следующие: только 24% опрошенных интересен весь комплекс предоставляемых услуг, а остальные 76% интересны либо несколько направлений услуг, либо всего одно или два направления. Это говорит о том, что большая часть клиентов не стремится платить за весь комплекс услуг клуба, но, тем не менее, в силу основных ассортиментных преимуществ выбирают данный фитнес-клуб.

Рис.2. Желание, мотивирующее клиентов заниматься в фитнес-клубе Основными мотивами клиентов для занятий в фитнес-клубе являются улучшение здоровья (65%), ведение здорового образа жизни (52,3%) и отдых и снятие стресса (39%). Это говорит о том, что основными проблемами целевой аудитории являются здоровье, стресс и ведение здорового образа жизни.

Рис.3. Причина выбора клиентами фитнес-клуба Основными причинами выбора клиентами фитнес-клуба «Энигма Сура» являются широкий ассортимент услуг и то, что все данные услуги находятся в одном месте - одном фитнес-клубе. Данные преимущества преобладают у более 50% опрошенных. Это говорит о тенденции потребителя получать максимум от физкультурно-оздоровительных занятий, которые вмещают в себя не только тренажерный зал и фитнес, но еще и бассейн со СПА.

я регулярно занимаюсь ртом

огда, когда есть время

-^практически не уделяю времени

рту

Рис.4. Поддержание респондентами активного образа жизни,% 64% опрошенных ведут активный образ жизни, 28% поддерживают данный образ жизни, когда есть время, и 8% респондентов практически не уделяют времени спорту. Это говорит о том, что около 70% клиентов посещают фитнес-клуб, так как стремятся к активному образу жизни. Таким образом, целевая аудитория складывается из активных и мобильных людей.

6% 4%

\ _1_18%

Г Целый день, всегда под рукой телефон

Г Много, в основном вечером и в обеденное время

Г По-разному, когда есть время

Г Мало, пользуюсь изредка

52%

Г Не пользуюсь Интернетом вообще

Рис. 5. Количество времени, затрачиваемое респондентами на пользование Интернетом Количество времени, затрачиваемое респондентами на пользование Интернетом, является показателем того, насколько эффективным будет воздействие рекламного обращения к клиенту через социальные сети и сайты. 52% респондентов тратят большое количество своего свободного времени на пользование Интернетом, 18% потенциальных клиентов практически всегда находятся в сети, и остальные респонденты пользуются сетью либо редко, либо не пользуются им вообще. Это говорит о том, что большую часть клиентов можно и нужно информировать о деятельности клуба посредством такого инструмента как Интернет.

Рис.6. Интересует ли посетителей весь комплекс услуг, предлагаемый

клубом

Полученные данные респондентов на тему интереса посетителей клуба ко всему комплексу услуг клуба следующие: только 24% опрошенных интересен весь комплекс предоставляемых услуг, а остальные 76% интересны либо несколько направлений услуг, либо всего одно или два направления. Это говорит о том, что большая часть клиентов не стремится платить за весь комплекс услуг клуба, но, тем не менее, в силу основных ассортиментных преимуществ выбирают данный фитнес-клуб.

Рис.7. Пол респондентов Исходя из данных, полученных при опросе клиентов, пол клиентуры фитнес- клуба выглядит в соотношении 61,3% - женщин и 38,7%. Преобладание женского пола среди клиентов говорит о том, что женщины больше заботятся о своем здоровье и внешности, нежели мужчины. Таким образом, женская направленность в целевой аудитории преобладает над мужской.

Рис.8. Возраст респондентов Благодаря данным, полученным в ходе исследования, становится видно, что большую часть клиентов составляют люди от 30 до 55 лет возраста. Этот возрастной диапазон будем считать за возраст целевой аудитории фитнес -клуба, так как именно эта группа людей является наиболее активной и

платежеспособной, нежели молодежь и люди пенсионного возраста.

Род Вашей деятельности:

• ШкашлнШйлуриИ

• Шнкнаслрдлш*

• Мадмботаи

• >'Ч|'тель

• ГчЛЯа!.ЮТИТЭТСГЬ

Ф *ДЫИ!|И

А У2

4 Рушшь :.1 :.-Л|:и ИО ] гй

. Дикюртимдаш Ф РяВтМ

• СпуА^чГ 1Я Т

Рис.9. Род деятельности респондентов

Большую часть клиентов составляют такие группы, как менеджеры среднего звена, предприниматели, рабочие, руководители высшего звена и пенсионеры. Значительная процентная составляющая пенсионеров зависит от того, что ранее фитнес-клуб был дворцом водного спорта, и многие люди еще с советского времени привыкли ходить в этот бассейн. Результаты рода деятельности говорят о том, что нет особой выраженной тенденции по профессии клиентов, но тем не менее процентная доля, приходящаяся на студентов, школьников и пенсионеров, составляет не более 35% от общего числа. Таким образом, данные группы потребителей являются целевыми на второстепенном плане.

Исходя из результатов исследования, потребительские предпочтения клиентов складываются из следующих аспектов: удовлетворенность услугами фитнес-клуба, поддержание клиентами активного образа жизни; основными проблемами клиентов являются здоровье, избавление от стресса и здоровый образ жизни; это люди активно пользующиеся Интернетом, мессенджерами и социальными сетями, а также они заинтересованы в широком ассортименте услуг.

Таким образом, были проанализированы потребительские предпочтения клиентов фитнес-клуба, которые являются важными составляющими для описания портрета потребителей. Выявлены такие характеристики, как мотивы посещения фитнес-клуба, причины выбора определенного фитнес-клуба, воспринимаемая лояльность к организации, потребительские предпочтения по ассортименту услуг и ведение

потребителями активного образа жизни.

В результате проведенного исследования выявлены определенные характеристики клиентов, которые легли в основу разработки потребительских портретов.

Возрастной критерий в данном исследовании является одним из самых ключевых, так как он характеризует платежеспособность потребителей. Следовательно, на основе проведенного исследования будет разработано 4 модели портрета потребителей.

Таблица 1

Портреты потребителей__

ПОРТРЕТ 1 ПОРТРЕТ 2 ПОРТРЕТ 3 ПОРТРЕТ 4

ПРИЗНАК

Пол Женский Женский Мужской Мужской

Возраст 30-45 лет 45-55 лет 35-45 лет 45-55 лет

Семейное Замужем Замужем Замужем Замужем

Положение

Дети 1-2 детей 1-2 детей 1-2 детей 1-2 детей

Должность Менеджер Менеджер Менеджер Менеджер

среднего звена, среднего звена, среднего звена, среднего звена,

руководитель руководитель руководитель руководитель

высшего звена, высшего звена, высшего звена, высшего звена,

рабочий, рабочий, рабочий, рабочий,

специалист специалист специалист специалист

Доход От 30 000 От 30 000 От 30 000 От 30 000

рублей рублей рублей рублей

Образование Высшее, Высшее, Высшее, Высшее,

профессиональн профессиональн профессиональн профессиональн

ое среднее ое среднее ое среднее ое среднее

ХАРАКТЕРИСТИКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Где он/она живет? Территориально близко к Территориально близко к Территориально близко к Территориально близко к

фитнес-клубу фитнес-клубу фитнес-клубу фитнес-клубу

или же имеет или же имеет или же имеет или же имеет

транспортное транспортное транспортное транспортное

средство средство средство средство

Какие его/ее Активность Активность Активность Активность

самые

выразительн

ые черты характера?

Чем ему/ей Ведение Ведение Ведение Ведение

нравится здорового здорового здорового здорового

заниматься в образа жизни, образа жизни, образа жизни, образа жизни,

свободное от забота о забота о забота о забота о

работы здоровье, отдых здоровье, отдых здоровье, отдых здоровье, отдых

время?

Какие у него/нее цели Быть в хорошей форме, Быть в хорошей форме, Быть в хорошей форме, Быть в хорошей форме,

и задачи в здоровым, здоровым, здоровым, здоровым,

жизни? активным, отдохнувшим человеком активным, отдохнувшим человеком активным, отдохнувшим человеком активным, отдохнувшим человеком

Какими социальными медиа он/она пользуется? Социальные сети ВК, Инстаграм; мессенджеры: Ватсап, Вайбер Социальные сети ВК, Инстаграм; мессенджеры: Ватсап, Вайбер Социальные сети ВК, Инстаграм; мессенджеры: Ватсап, Вайбер Социальные сети ВК, Инстаграм; мессенджеры: Ватсап, Вайбер

Что он/она думает о фитнесе? Это средство поддержания настроения и хорошей формы Это средство поддержания настроения и хорошей формы, необходимое занятие для поддержания здоровья Это средство поддержания настроения и хорошей формы, необходимое занятие для поддержания здоровья Это средство поддержания настроения и хорошей формы, необходимое занятие для поддержания здоровья

Что его/ее на данный момент беспокоит больше всего? Внешний вид, избавление от стресса Внешний вид, избавление от стресса, здоровье Внешний вид, избавление от стресса, здоровье Внешний вид, избавление от стресса, здоровье

В таблице 1 представлены портреты потребителей женщин и мужчин от 30 до 45 лет. В каждом портрете прослеживается тенденция о составе семье -1-2 ребенка, до 45 лет мотивами посещения фитнес-клуба являются преимущественно внешний вид и избавление от стрессов, после 45 лет становится важной проблема здоровья и хорошего самочувствия. Все эти люди поддерживают активный здоровый образ жизни и готовы осуществлять вложения в физкультурно-оздоровительные услуги.

Таким образом, рассмотрены теоретические аспекты портрета потребителей, проведено исследование потребительских предпочтений и их личностных характеристик, разработаны 4 модели портрета потребителей, которые основываются на возрастном и половом факторах. Благодаря данным моделям, формируется представление о целевой аудитории организации, что необходимо для маркетинговой деятельности в процессе воздействия на потребителя.

Использованные источники:

1. Абулханов Л.Р., Шарифуллина Т.А. Целевая аудитория: зачем и как её определить / Л.Р. Абулханов, Т.А. Шарифуллина // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. - 2018. - С.82-83.

2. Гончарова И.В., Макаренко Ю.А. Методический подход к оценке эффективности маркетинговой деятельности компании / И.В. Гончарова, Ю.А. Макаренко // Вестник Воронежского государственного университета.

Серия: Экономика и управление. - 2012. - С.193-196. - №2.

3. Довлатова А.С. Целевая аудитория: определение, классификация, оценка / А.С. Довлатова // Директор по маркетингу и сбыту. - 2016. - С.65-70. - №4.

4. Малышев А.А., Инюшева Ю.Н. Анализ рынка фитнес-услуг и тенденции его развития в России и Пензенской области // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 3 (31). С. 179188.

5. Малышев А.А., Инюшева Ю.Н. Маркетинговое исследование потребительских предпочтений в сфере фитнес-услуг на рынке Пензы. // Маркетинг услуг. 2014. № 1. С. 56-63.

6. Официальный сайт «InSale» - Что такое портрет целевой аудитории, зачем он нужен и как его составить [Электронный ресурс]. - 2017. Режим доступа: https://www.insales.ru/blogs/university/portret-celevoj-auditorii

7. Ядов, В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы / В. А. Ядов. — Самара: Самарский ун-т, 1995. — 332 с.

УДК 34.096

Малякова А.А. студент 3 курса Институт права научный руководитель: Цельникер Г.Ф., к.ю.н.

доцент

кафедра публичного права ФГБОУ ВО « Самарский государственный экономический университет» Россия, г. Самара НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГОВОЙ ТАЙНЫ Аннотация: в статье рассматриваются сведения, составляющие налоговую тайну. Приводится анализ соотношения налоговой тайны с другими видами конфиденциальной информации экономического характера. Выявлены черты налоговой тайны и других видов конфиденциальной информации. Сделан вывод о соотношении налоговой тайны с иными сведениями конфиденциального характера.

Ключевые слова: налоговая тайна, банковская тайна, коммерческая тайна, служебная тайна.

Malyakova A.A. Student 3 course

Institute of law Of the "Samara state University of Economics»

Russia, Samara Scientific adviser Celniker G.F. associate Professor of public law, candidate of law. B. Of the "Samara state University of Economics»

Russia, Samara

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.