Научная статья на тему 'Формирование портфолио аспиранта как механизм оценки его исследовательской компетентности'

Формирование портфолио аспиранта как механизм оценки его исследовательской компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОРТФОЛИО / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакушина А. Н.

Существующие сегодня проблемы подготовки и аттестации кадров высшей квалификации в аспирантуре привели к необходимости поиска путей контроля за качеством и уровнем подготовки диссертанта, за формированием его исследовательской компетентности. Одним из механизмов учета позитивных и негативных тенденций образования аспиранта стало портфолио аспиранта как чрезвычайно важный элемент самооценки рефлексии соискателя по поводу своего обучения, хода и результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакушина А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern problems of training and certifying of highly qualified staff have resulted in the necessity of searching for new ways of control of Ph-research fulfillment, quality and level of educating of a person working at a Ph thesis, his/her professional and individual progress. One of the ways of controlling positive and negative tendencies of a post-graduate student is his/her portfolio as an extremely important element of his/her self-appraisal with regard to the study, course and results of the research.

Текст научной работы на тему «Формирование портфолио аспиранта как механизм оценки его исследовательской компетентности»

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

А. Н. Бакушина

ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТФОЛИО АСПИРАНТА КАК МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Работа представлена кафедрой теории развития образовательных систем Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор С. А. Писарева

Существующие сегодня проблемы подготовки и аттестации кадров высшей квалификации в аспирантуре привели к необходимости поиска путей контроля за качеством и уровнем подготовки диссертанта, за формированием его исследовательской компетентности. Одним из механизмов учета позитивных и негативных тенденций образования аспиранта стало портфолио аспиранта как чрезвычайно важный элемент самооценки - рефлексии соискателя по поводу своего обучения, хода и результатов исследования.

Ключевые слова: кадры высшей квалификации, портфолио, исследовательская компетентность, личностно ориентированный подход.

The modern problems of training and certifying of highly qualified staff have resulted in the necessity of searching for new ways of control of Ph-research fulfillment, quality and level of educating of a person working at a Ph thesis, his/her professional and individual progress. One of the ways of controlling positive and negative tendencies of a post-graduate student is his/her portfolio as an extremely important element of his/her self-appraisal with regard to the study, course and results of the research.

Key words: highly qualified personnel, portfolio, research competence,

individually oriented approach.

Одной из важнейших проблем подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, по мнению многих современных ученых (Н. Б. Бордовская, С. Г. Вер-шловский, В. В. Лаптев, С. А. Писарева, А. С. Роботова, А. П. Тряпицына, Д. И. Фельдштейн и др.), является проблема низкого уровня исследовательской компетентности соискателя ученой степени. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что сегодня в аспирантуру

поступают педагоги, имеющие большой стаж практической работы, но не владеющие навыками систематической исследовательской деятельности. Очевидно, в современных условиях возможны различные варианты решения рассматриваемой проблемы. В статье предлагается один из возможных, построенный на идеях личностно ориентированного подхода.

В качестве инновационного механизма организации исследовательской дея-

тельности аспиранта мы рассматриваем портфолио как форму учета и предъявления его педагогических и научных достижений в одной или нескольких областях, характеризующих его квалификацию (компетентность).

Охарактеризованные в данной статье возможности портфолио аспирантов не являются исключительно проектным замыслом. Эффект введения портфолио был осмыслен и зафиксирован в процессе его пятилетней опытной апробации автором данной статьи - заведующей отделом аспирантуры и докторантуры Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Мы предположили, что структуру портфолио аспиранта могут образовывать разделы, отражающие его исследовательскую компетентность. В нашей исследовательской практике оказалось целесообразным ввести следующие разделы.

1-й раздел - образовательный опыт соискателя в научно-исследовательской, социальной и проектной деятельностях.

В данном разделе размещаются: свидетельства об образовании, сертификаты, характеризующие профессионализм соискателя и подтверждающие его готовность к занятиям наукой (диплом о высшем образовании, свидетельства о переподготовке, об освоении образовательных программ различного уровня, удостоверения, патенты на научные открытия, изобретения); документы о зачислении в аспирантуру, в том числе данные о результатах «входного» собеседования с заведующим и предполагаемым научным руководителем выпускающей кафедры академии, протокол сдачи вступительных экзаменов, отзыв на вступительный реферат или научные публикации с рекомендацией рецензента о целесообразности обучения в аспирантуре. Оценке подлежат ответы на следующую группу вопросов: каков личностный потенциал со-

искателя? Уровень образования соискателя в дальнейшем позволит ему решить научную проблему с учетом приобретенных знаний? Способен соискатель передавать имеющийся теоретический и практический опыт? Готов соискатель к проведению самостоятельного научного исследования?

2-й раздел - учебная работа.

В данном разделе представляются сведения (протоколы сданных экзаменов и зачетов, рецензии, отзывы на рефераты и другие виды работ) об освоении академических дисциплин, об изучении общих и факультативных программ, курсов по своей научной специальности и/или по другим специальностям; данные о сдаче экзаменов кандидатского минимума. В этот раздел аспирант может вкладывать выполненные самостоятельно задания по освоенным курсам, демонстрирующие использование им методов научного исследования и «работающие» на его диссертационную работу. Оценке подлежит установление степени соответствия уровня подготовки аспиранта требованиям, действующим на данной ступени образования (сегодня это - «Временные требования к основной образовательной программе аспирантской подготовки), готовность педагога к научно-исследовательской деятельности. Материалы раздела позволяют осуществлять самоконтроль за освоением дисциплин образовательной программы аспиранта за отведенное время и уровнем учебной нагрузки.

3-й раздел - научно-исследовательская работа.

В разделе размещается информация о работе над темой диссертационного исследования (промежуточные результаты): текст обоснования темы, рабочие материалы по тексту диссертации: характеристика проблемы предполагаемого исследования, замысел разработки путей ее решения методами научного исследова-

ния, рабочий план, структура диссертации, проект автореферата, экспериментальные материалы, методики, программы педагогического эксперимента, результаты и/или обоснования выполнимости исследования, глава (фрагмент) диссертации, реферативные обзоры, библиография. В этом же разделе находит отражение участие аспиранта в коллективных научно-исследовательских программах, ведущихся на кафедре. Оценке подлежит отслеживание развития исследовательского опыта аспиранта (профессиональная научно-исследовательская компетентность) в конкретной области науки, культура научного творчества.

4-й раздел - педагогическая практика (ассистентская и доцентская).

В требованиях к формированию основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли педагогические науки предусматривается прохождение аспирантом педагогической практики, создающей условия для расширения профессиональных компетенций аспирантов.

Педагогическая практика аспирантов включает в себя два вида: ассистентскую и доцентскую. Ее цель: сформировать практические навыки и умения, необходимые преподавателю, опыт самостоятельной работы проведения семинарских и лекционных занятий с взрослыми слушателями.

Предметом оценивания прохождения ассистентской практики могут быть: аналитическая справка; аналитический обзор изученных работ и/или библиография прочитанных источников с краткой аннотацией каждого из них; отзыв(ы) на диссертационные материалы коллег; методические разработки собственно проведенных занятий; выполненный фрагмент научного исследования и т. д.

В рамках доцентской практики аспиранты должны: представить программу

«модельного занятия», учебно-методические материалы к нему в рамках собственного исследования; апробировать программу со слушателями академии или в других образовательных учреждениях города (по их желанию и согласованию с научным руководителем).

Предметом оценивания прохождения доцентской практики могут быть: программы практических занятий, семинаров, курсов, которые аспирант проводил либо под руководством научного руководителя, либо самостоятельно; отзывы научного руководителя, преподавателей разных кафедр, других специалистов по качеству проведения практики, а также отзывы слушателей, обучавшихся под руководством соискателя.

Таким образом, аспирант для прохождения педагогической практики должен, с одной стороны, разработать и провести определенное количество лекций, семинаров, подготовить программы,

учебно-методические материалы для организации занятий, а с другой - освоить различные функции (роли) преподавателя (тьютора, модератора и т. п.). Существенным критерием положительной оценки прохождения педагогической практики является умение аспиранта презентовать ее результаты в разделе своего портфолио. Аспирант, по сути, предъявляет анализ проблем, которые ему удалось решить в рамках педагогической практики, проводит анализ факторов успеха и заявляет о проектируемых изменениях в своих образовательных результатах, которые он предполагает достичь в течение определенного времени.

5-йраздел - научные публикации.

В разделе размещаются: планы публикаций, подтверждающие теоретические и практические результаты исследования; ксерокопии собственных публикаций по теме диссертационного исследования и/или по проблематике, связанной с темой

и отражающей общекультурный кругозор и компетентность аспиранта; рецензии на свои статьи специалиста по данной проблеме. Таким образом, аспирант за время обучения «накапливает» как свои публикации, так и библиографию прочитанных изданий.

6-й раздел - другие виды работ, составляют материалы, в свободной форме характеризующие квалификацию и индивидуальные интересы, достижения аспиранта.

В разделе могут быть представлены свидетельства участия аспиранта в качестве аналитика, тьютора на научнопрактических конференциях, семинарах. Раздел может содержать отзывы о практической значимости экспериментальной работы, иные материалы.

Следует особо подчеркнуть, что каждый раздел портфолио формируется аспирантом на основании собственных целевых установок и представлений о значимости тех или иных результатов своей научной и профессиональной квалификации; содержит неформальные материалы -начиная от перечня документов об образовании, списка научных публикаций, результатов сдачи кандидатских экзаменов, зачетов, завершая сертификатами, удостоверениями и отзывами, полученными аспирантом за различные виды работ.

Разделы портфолио могут быть дополнены аспирантом, что имеет место в реальной практике. Так, помимо заданных отделом аспирантуры и докторантуры шести разделов, «были обнаружены» новые: «Анализ причин неудач», «Факторы успеха», «Мои достижения», «Проектируемые изменения в моей НИР», «Барьеры при оформлении результатов НИР», «Позитивные изменения в моем обучении».

Какие возможности представляет портфолио для аспиранта?

1. Представлять отчеты о работе в неформальной форме. Достаточная сво-

бода в представлении материалов, прежде всего по разделу «Научно-исследовательская работа», может оказаться привлекательной для категории аспирантов-прак-тиков, которые, особенно на начальных этапах обучения, испытывают определенные психологические барьеры при оформлении результатов научной деятельности, при построении собственного процесса исследования.

2. Постоянно «накапливать» информацию о результатах научной и учебной деятельности и успешности своих достижений.

Ведение портфолио может оказать влияние на соблюдение логики научного поиска, которая, при отсутствии навыка систематической исследовательской деятельности, зачастую утрачивается.

3. Подтверждать реализацию индивидуального учебного плана в части учебной и научно-исследовательской деятельности.

Данная функция портфолио чрезвычайно актуальна, поскольку позволяет обеспечить самоконтроль за освоением дисциплин образовательной программы аспиранта и ходом диссертационного исследования за отведенное время подготовки.

4. Планировать функциональное освоение программ ассистентской и доцентской практик.

Наличие раздела портфолио по педагогической практике позволяет аспиранту как отследить выполнение установленных нормативами объемов педагогической нагрузки, так и обеспечить содержательное согласование педагогической и научной деятельности для расширения своих педагогических компетенций.

5. Анализировать собственную деятельность с целью повышения ее качества.

Систематизация материала в портфолио позволяет аспиранту осуществлять самоэкспертизу, оценивать обучение в ас-

пирантуре как целостный процесс, планировать исследование и презентовать его результаты; анализировать четкость, доказательность и обоснованность промежуточных диссертационных материалов; обнаружить собственные ошибки, осмыслить неудачи и «недоработки», а также определить, «куда двигаться дальше». Кроме того, при формировании портфолио повышается значимость прогностических умений аспиранта, связанных с целеполаганием, анализом, оценкой и самооценкой планируемых действий, их коррекцией, организацией процесса достижения целей.

Какие возможности представляет портфолио для заведующего кафедрой, научного руководителя?

1. Получать информацию, имеющую значение для оценки прогресса обучения в рамках реализации индивидуального учебного плана работы аспиранта, а именно: оценивать академическую успеваемость (освоение дисциплин образовательной программы, своевременность сдачи кандидатских экзаменов, прохождение педагогической практики, эффективность решения профессиональных и научных задач); проводить экспертизу хода диссертационного исследования (соблюдение этапов работы, подготовку публикаций, готовность к презентации и т. п.); «наблюдать» личностное развитие конкретного аспиранта в процессе обучения.

2. Контролировать индивидуальное продвижение аспиранта, оценивать перспективность его труда, профессионализм; давать рекомендации какой курс пройти, когда и как должны быть представлены результаты диссертационного исследования.

3. Выявлять проблемы подготовки и определять пути их решения.

4. Своевременно вносить коррективы в процесс, содержание и результаты учебной и научной деятельности.

5. Обеспечивать сопровождение научно-исследовательской деятельности аспиранта.

6. Объективно оценивать выполнение аспирантом различных видов работ при проведении аттестации.

Какие возможности представляет портфолио для отдела аспирантуры и докторантуры?

1. Осуществлять контроль за работой аспиранта.

2. Своевременно информировать научного руководителя, заведующего кафедрой о выполнении индивидуального учебного плана аспирантом (успешность, проблемы, конкретные научные результаты и т. д.).

3. Выявлять позитивные и негативные тенденции подготовки аспиранта.

4. Обеспечивать индивидуальное сопровождение процесса реализации образовательной программы.

5. Фиксировать во времени и пространстве направления проектных изменений образовательного процесса и содержания образовательной программы аспирантуры.

6. Отслеживать результаты подготовки аспирантов в конечных точках обучения (аттестация, предзащита).

7. Ходатайствовать о принятии решения о дальнейшем пребывании (отчислении) аспиранта.

8. Ходатайствовать о возможности продления срока обучения.

9. Управлять (в соответствии с нормативными документами) процессом «движения» аспиранта - предоставлять ходатайства о его поощрении, стимулировании - переведении с одной формы обучения на другую, например из соискателей на хозрасчетной основе в заочную аспирантуру или наоборот.

10. Оперативно формировать итоговую и справочную информацию для принятия управленческих решений на

уровне руководства образовательного учреждения, к которому относится аспирантура.

11. Обеспечивать вышестоящие органы достоверной и целостной информацией.

Введение портфолио при обучении в аспирантуре академии позволило выявить целый ряд дополнительных педагогических эффектов, главным из которых является эффект личностно ориентированного подхода, отразившийся в повышении степени заинтересованности и личной ответственности научных руководителей в продвижении аспирантов и выполнении ими качественного исследования в срок, отведенный образовательной программой аспирантской подготовки; в стремлении самих аспирантов представить собственные возможности и результаты как ученых-исследователей, преподавателей высшей школы.

Введение портфолио позволило индивидуализировать процесс обучения, создать условия для выработки аспирантами собственного образовательного маршрута и выбора оптимального варианта обучения, исходя из его научной специальности, предпочтений, наиболее ор-

ганичного для их личностного и профессионального опыта.

Введение портфолио повысило и организационную культуру аспирантов. Сократилось число обучающихся, не выполняющих или имеющих задолженности по индивидуальному учебному плану, поскольку аспирант самостоятельно (по согласованию с научным руководителем) планирует возможные результаты, свою академическую и исследовательскую нагрузку, исходя из имеющихся и необходимых временных ресурсов и собственных возможностей. Таким образом, развивается и рефлексивный компонент сознания аспиранта.

В целом же введение портфолио позволило повысить образовательный уровень соискателя первой ученой степени, сформировать у аспирантов представление об обучении в аспирантуре как комплексном, многогранном процессе развития познавательных, коммуникативных и рефлексивных возможностей личности, что, в свою очередь, увеличило их заинтересованность, повысило мотивацию и в конечном счете повлияло на развитие исследовательской компетентности, которое достигается в процессе освоения образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.