Научная статья на тему 'Формирование положительной образовательной мотивации у студентов как важный фактор реформирования образования и устойчивого развития высшей школы'

Формирование положительной образовательной мотивации у студентов как важный фактор реформирования образования и устойчивого развития высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МАССОВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНЫЙ УСПЕХ / УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / LEARNING MOTIVATION / COMPETENCE / MASS HIGHER EDUCATION / PERSONAL SUCCESS / THE LEVEL OF QUALIFICATION / AN EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремин А. С.

В статье освещаются проблемы развития мотивационной составляющей учебного процесса в вузах, вскрываются социальные причины, влияющие на учебную мотивацию студентов и предлагаются практические меры по улучшению образовательной активности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF POSITIVE EDUCATIONAL MOTIVATION OF THE STUDENTS AS AN IMPORTANT FACTOR IN EDUCATION REFORM AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION

The article highlights the problem of the motivational component of the educational process in higher education, opened the social causes that affect the learning motivation of students and suggest practical measures to improve the educational activity of students.

Текст научной работы на тему «Формирование положительной образовательной мотивации у студентов как важный фактор реформирования образования и устойчивого развития высшей школы»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© 2011 А.С.Еремин

Самарский государственный технический университет

Статья поступила в редакцию 17.06.2011

В статье освещаются проблемы развития мотивационной составляющей учебного процесса в вузах, вскрываются социальные причины, влияющие на учебную мотивацию студентов и предлагаются практические меры по улучшению образовательной активности студентов.

Ключевые слова: учебная мотивация, компетентность, массовое высшее образование, личный успех, уровень квалификации, образовательная активность.

Противоречивость социально-экономической ситуации в стране в последние годы нигде так ярко не проявляется, как в сфере образования., где наблюдается очевидный, растущий общественный запрос на качественное образование полного цикла (от дошкольного до второго высшего), а общее число высших учебных заведений выросло с 514 в 1990 году до 2039 государственных и 1407 негосударственных вузов (вместе с филиалами)1, и доля населения, получающего высшее образование, увеличилась с 2 % в 1970 году, до 4,5% в 2003 году, а именно с 3,04 миллиона человек в 1980 году (пик роста на территории РСФСР) до 7,46 миллиона в 2008 году2. Однако рост произошел только за счет платного образования и бесплатно учатся по-прежнему около 2% населения3. Такая тенденция развития сферы высшего образования соответствует общемировому процессу, так в передовых странах Запада в послевоенное время численность студентов увеличилась более чем в 11 раз, а в ряде стран мира в последние годы ставится вопрос о всеобщем высшем образовании. При этом в России доля населения, имеющая высшее образование, постоянно увеличиваясь, достигла 22 % экономически активных граждан4, что соответствует тенденции, характерной для передовых стран (в развитых странах Европы

22%, а в США - 31% экономически активного населения)5. Это неудивительно, так как в постиндустриальную эпоху главным фактором экономического развития становится интеллект. Однако, при очевидной внешней схожести происходящих процессов, огромный прирост сферы высшего образования в нашей стране, наблюдаемый в последние 15 лет, парадоксальным образом сочетается с очевидной экономической стагнацией, которая порой приобретает форму откровенной деиндустриализации, когда исчезают или влачат жалкое существование целые отрасли отечественной промышленности, а основой существования страны остается только сырьевой сектор. Удивительный рост высшего профессионального образования сосуществует с тем, что доля России на мировом рынке высоких технологий не превышает 1%6, а доля современного продукта в общем объеме производства составляла в 2008 году 1,5 - 2%7. Неудивительно, что в международном рейтинге конкурентоспособности Россия занимала в докризисном 2007 году лишь 43-е место8. Притом, что по оценкам специалистов Мирового банка, потенциал экономического развития передовых стран на 64% формируется человеческим капиталом и только на 20% сырьевыми ресурсами, в нашей стране соот-

Еремин Андрей Сергеевич, аспирант. E-mail: kvadrant6 3@yandex. ru

1 Сальникова Н., Бурухина С. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы // Высшее образование в России. - 2008. - № 8. - С.3 - 13.

2 Бердашкевич А.П. Российские университеты: направления и перспективы развития // ALMA MATER. -2009. - № 8. - С.6 - 11.

3 Плаксий С. Сверхэксплуатация преподавателей - главная угроза высшей школе и развитию России в XXI веке // ALMA MATER. - 2004. - № 3. - С.16 - 22.

4 Щербакова Е.М. Тенденции образования в России // Со-

циологические исследования. - 2006. - № 11. - С.108 - 114.

5 Карпенко М.П., Семенова Т.Ю., Березовский В.А. Формирование рынка труда в обществе знаний // Экономика образования. - 2009. - № 2. - С.4 - 17.

6 Зиятдинова Ф.Г. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта // Социологические исследования. - 2006. - № 5. - С.51 - 58.

7 Сауткина В. Формирование отечественной инновационной системы тормозится нерешенностью кадровых и правовых вопросов // Человек и труд. - 2009. - № 2. - С.47.

8 Зернов В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России // Социологические исследования. - 2003. - № 2. - С.99 - 112.

ношение практически обратное: 14% и 72%9. Главная причина падения вклада научно-технических достижений в промышленность - откровенная незаинтересованность субъектов рынка т.е. крупных собственников средств производства. Такая незаинтересованность объясняется не только нерешенностью структурных и правовых вопросов рыночных отношений, но и, главное, отсутствием легитимных, признаваемых обществом прав собственности частных лиц на основные производственные фонды и ресурсы, приватизированные в 90-е годы, что создает нестабильность правообладания, когда собственность частных лиц может перераспределяться посредством номенклатурно-правового произвола, не встречая общественного противодействия. В таких условиях крупный бизнес не имеет стимула для долгосрочных инвестиций в основные фонды с использованием новейших научных достижений со сроком окупаемости минимум 5 -10 лет, так как не уверен в завтрашнем дне и стремится получить максимально возможную прибыль в кратчайшие сроки. Однако если внимательно проанализировать сложившуюся ситуацию, то становится понятно, что парадоксальный рост сферы высшего образования объясняется, прежде всего, увеличением социального спроса на образовательные услуги со стороны населения, который порожден не экономической необходимостью, а общественным сервилизмом, то есть стремлением любым путем приспособиться к меняющейся действительности, не вступая в конфликт с общественно-легитимными властными и социальными структурами, а доминирующими общественными установками становятся стремление к успеху и выживание в быстро меняющейся социально-экономической среде. Общественное мнение четко зафиксировало связь между возможным индивидуальным жизненным успехом и высоким образовательным статусом, чему есть объективные основания: % лиц, имевших высшее образование, обладали (до кризиса) доходами, превышающими прожиточный мини-мум10. Среди верхушки среднего потребительского слоя, составлявшим (2006 год) не более 5 - 7% населения, высшее образование имели 78%11, а к безработным причисляли себя лишь

9 Рогозин Ю.И., Лукин В.В. Рынок труда и система образования: реалии и перспективы // Информатика и образование. - 2007. - №11. - С.29 - 34.

10 Топилина А.В., Малаха И.А. Сдвиги в занятости и миграции высококвалифицированных кадров в России // Социологические исследования. - 2004. - № 11. -С.132 - 136.

11 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. - 2003. - № 2. - С.99 - 112.

13,5% лиц, имевших вузовские дипломы12. Кроме того, при сравнении, относительная разница в заработках между работниками с высшим и полным средним образованием обеспечивает обладателям вузовских дипломов, в среднем по России, прирост доходов в размере 60 - 70%, что соотносимо с уровнем промышленно развитых стран, где премия на высшее образование варьируется в диапазоне от 50 до 100 %13. Однако нынешний уровень развития страны не требует такого количества работников с высшим образованием. Неудивительно, что многие из недавних выпускников вузов, работают не по специальности. Да и качество подготовки во многих учебных заведениях оставляет желать лучшего. Так, работодатели (главные оценщики качества молодых специалистов) невысоко оценивают уровень квалификации предлагаемых молодых кадров: только 27,8% опрошенных руководителей считали, что выпускники вузов, приходящие на их предприятие, обладают достаточно высоким уровнем профессиональной подготовки, обеспечивающим использование их по специальности14. При этом большинство руководителей, из тех, кого устраивало качество подготовки, работали в сфере традиционного производства с незначительной ориентацией на инновации и наукоемкие технологии. Согласно официальной позиции Министерства образовании и науки только 15 - 20% российских вузов готовят специалистов, соответствующих потребностям рынка труда15. Именно поэтому, в последние годы не раз поднимался вопрос об улучшении качества вузовского образования с одной стороны, и сокращения количества вузов, не дающих высокого качества подготовки, с другой. Но проблема в том, что состояние современной высшей школы все более приближается к состоянию российской экономики, как сырьевого придатка развитых стран, что в принципе не предполагает чрезмерно образованного населения и при современном положении может трудоустроиться лишь часть выпускников по востребованным на рынке труда специальностям. При этом, такая ситуация никак не отражается на спросе населения на массовое высшее образование, которое остается стабильно высоким, что, с учетом последствий экономического кризиса, исключает возможность администра-

12 Беляев Л.А. Материальное неравенство в России: реальность и тенденции // Социологические исследования. - 2007. - № 11. - С.29 - 41.

13 Капелюшников Р. Человеческий капитал в России: эволюция и структурные особенности // Вестник общественного мнения. - 2005. - № 4. - С.46 - 54.

14 Нещадин А., Нещадина О., Царева И. Актуальные проблемы профессионального образования в России // Общество и экономика. - 2005. - № 6. - С.106 - 122.

15 Лебедев Л. Россия и Болонский процесс // Человек и труд. - 2007. - № 7. - С.72 - 75.

тивным путем резко сократить для граждан предложение образовательных услуг. Кроме того, концентрация в течение 5 (а скоро, возможно, 6) лет в стенах вузов значительной части молодежной генерации снижает напряженность на нестабильной рынке труда и позволяет, хоть как-то контролировать негативные тенденции в молодежной среде. Однако, это лишь меры по смягчению негативных общественных процессов.

Итак, в настоящий момент, мы имеем избыток формально-образованного населения, чрезмерный для качества экономики, который сочетается с недостатком высококвалифицированных специалистов в некоторых сферах деятельности, объясняемый, как низким качеством подготовки выпускников вузов, так и архаичной методикой трудоустройства и поиска необходимых работодателям кадров, когда основным способом привлечения нужных специалистов остается система неформальных отношений (то есть на основе социальных связей, т.е. «по блату»). Постоянное увеличение количества формально-дипломированных молодых работников, стремящихся к достижению личного успеха, в условиях ограниченных возможностей экономически неразвивающейся страны, усиливает градус социального напряжения. При этом возникает вопрос, возможно ли в настоящей ситуации качественно улучшить подготовку выпускников массовых вузов? Для этого необходимо понять - существует ли в этом общественная потребность. Видимо, да, так как в обществе, явственно, существует спрос на качественное образование. Тем более что в ряде сфер экономики и науки несмотря ни на что наблюдаются положительные тенденции, дающие надежду на развитие. Так, согласно оценкам экспертов РСПП, 15% экономики (до кризиса) все же были заряжены потенциалом ускоренного роста и повышения конкурентоспо-собности16. Столичные «элитные» вузы (которые уже давно, по большому счету, не элитные по качеству способностей своих студентов) вряд ли смогут полностью удовлетворить спрос на качественных специалистов. Наконец, ситуацию в социально-экономической сфере страны все равно рано или поздно изменится и придется решать стоящие перед страной огромные задачи, для чего необходимо готовить кадры уже сейчас. В связи с чем возникают две главные, на мой взгляд, проблемы: возможно ли, на уровне конкретного вуза, уже сейчас повысить качество подготовки специалистов и какие условия для этого необходимы. Повышения качества подготовки реально, если выполняются два обязательных условия: ориентация руководства вуза и

16 Зернов В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России // Высшее образование в России. - 2008. - № 1. - С. 12 - 22.

основной массы педагогического коллектива на внедрение новых методик и средств интенсификации учебного процесса, готовность творчески переосмыслить учебные планы и задачи, а также наличие (пускай ограниченного) спроса на качественно подготовленных выпускников данного высшего учебного заведения со стороны работодателей. Кроме того, для стимулирования учебной мотивации студентов необходимо учитывать то обстоятельство, что в настоящий момент основным мотивом получения высшего образования является то, что диплом вуза становится почти обязательным условием получения не только хорошо оплачиваемой работы, но и почти любой, достаточно приемлемой. Диплом о высшем образовании стал важным фактором на пути достижения жизненного успеха, зачастую безотносительно качества полученных знаний. Поскольку в обществе не существует системы премирования наиболее подготовленных молодых специалистов в виде предоставления им наиболее выгодных и привлекательных рабочих мест а, послевузовское трудоустройство обеспечивается, прежде всего, наличием социальных связей и банальным везением, мотивация к добросовестной учебе у большинства учащихся высшей школы к учебе остается ослабленной. Однако, отдельных вузах могут быть созданы собственные программы по стимулированию образовательной активности студентов, развитию осознанной учебной мотивации. Которые, при всей своей искусственности, тем не менее, соответствуют в перспективе потенциальной общественной потребности в экономическом и социальном прогрессе.

В основе этих программ должны лежать следующие принципы: 1) Поощрение наиболее успевающих студентов. Для этого необходимо создавать в вузах особую среду, в которой наиболее успевающие и одаренные студенты будут чувствовать особое внимание и заботу со стороны администрации. При этом, руководству вуза необходимо сформулировать особую концепцию для развития мотивации и поощрения студентов как установку к деятельности. В рамках данной концепции должна быть выработана соответствующая методика, в основе которой может лежать парадигма как о стимулировании особо одаренных учащихся, так и повышения уровня их самооценки, а также стремление к положительной дифференциации студенческих коллективов. Для чего требуется выделение наиболее одаренных студентов в специальные группы для более качественной, специализированной подготовки (тоже можно реализовать при двухуровневом высшем образовании); предоставление возможностей наиболее одаренным учащимся учиться по индивидуальным программам. А

также, необходимо наличие скидок в оплате учебы для хорошо успевающих студентов платных отделений или предоставление им права учиться бесплатно. Учитывая, что многие студенты вынуждены совмещать учебу и работу возможно с помощью вузовских отделов по трудоустройству способствовать привлечению их к трудовой деятельности уже в ходе учебы на привлекательные рабочие места или к участию в научных проектах, если научная деятельность является для вуза одним из приоритетов. Поскольку, наиболее продвинутые студенты могут улучшить репутацию и престиж вуза, важно способствовать их послевузовскому трудоустройству на наиболее привлекательные рабочие места, что является важным условием развития учебной мотивации. 2) В вузах должны существовать программы коррекции довузовской подготовки первокурсников, так как не секрет, что значительная часть выпускников школ недостаточно готова к учебе в вузе. Превращение многих вчерашних школьников уже по итогам первого семестра в аутсайдеров учебного процесса, резко ослабляет их учебную мотивацию, которая может улучшиться, если будут предприняты меры по постепенному их включению в учебный процесс в течение первого и второго семестра с обязательной положительной дифференциацией первокурсников по качеству знаний и уровню способностей, для повышения подготовки слабых студентов до уровня, позволяющего им усваивать учебный материал в вузе. Это будет способствовать сокращению количества неуспевающих и положительно влиять на развитие учебной мотивации. 3) Необходима выработка единообразных мотивационных установок, транслируемых преподавателями в процессе обучения каждой конкретной специальности и преподавании отдельных дисциплин. В основе этих установок должен лежать принцип обоснования практической важности овладения

данным предметом как для будущей специальности, так и возможной смены трудовой деятельности, при этом должна присутствовать определенная система согласованных правил и принципов, которые могут быть сформулированы в согласованной концептуальной программе по стимулированию образовательной мотивации для каждой конкретной специальности, с учетом ее реального положения на рынке труда и уровнем общественной востребованности. В центре концепции подобных установочных программ должен находиться главный принцип: в условиях современного экономического положения и нестабильного рынка труда, невозможно заранее знать, какие компетенции могут быть востребованы. Поэтому, лишь разнообразные знания и умения могут способствовать, в настоящий момент, менее болезненному вхождению на рынок труда как при трудоустройстве по специальности, так и при возможной смене сферы трудовой деятельности.

Создание программы для улучшения учебной мотивации важно потому, что в данный момент социально-экономическая ситуация в стране носит откровенно демотивирующий характер и не может настроить основную массу студенческой молодежи на добросовестное отношение к учебе. Однако высшая школа должна готовить смену поколений специалистов с учетом неизбежного для страны возрождения, когда придется по-настоящему решать вопросы и модернизации, и «национальных проектов», но уже, возможно, в гораздо худших условиях. К этому времени со сцены уйдут многие ныне живущие специалисты всех сфер науки и экономики, поэтому какую-то смену им необходимо готовить уже сейчас на перспективу последующего развития, когда сократятся источники существования страны за счет продажи энергоносителей и придется по-настоящему заниматься экономическим развитием страны.

FORMATION OF POSITIVE EDUCATIONAL MOTIVATION OF THE STUDENTS AS AN IMPORTANT FACTOR IN EDUCATION REFORM AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION

© 2011 A.S.Eremin

Samara State Technical University

The article highlights the problem of the motivational component of the educational process in higher education, opened the social causes that affect the learning motivation of students and suggest practical measures to improve the educational activity of students.

Keywords: learning motivation, competence, mass higher education, personal success, the level of qualification, an educational activity.

°Andrey Sergeevich Eremin, a post-graduate student. E-mail: kvadrant63@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.