https://mir-nauki.com
Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №1, Том 6 / 2018, No 1, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-1-2018.html
URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/04PDMN118.pdf
Статья поступила в редакцию 10.01.2018; опубликована 01.03.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Готлиб Д.Л. Формирование положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка как один из приоритетов модернизации школьного образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Gotlib D.L. (2018). Formation of positive motivation of pupils to studying foreign languages as one of the priorities of modernization of school education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN118.pdf (in Russian)
Готлиб Давид Леонидович
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10», Пермь, Россия1
Учитель английского языка
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Пермь, Россия
Аспирант, кафедра «Методики преподавания иностранных языков»
E-mail: dgot@mail.ru
Формирование положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка как один из приоритетов модернизации школьного образования
Аннотация. В настоящей статье формирование навыков межкультурного общения рассматривается, как одна из наиболее важных компетенций учащегося в современном, глобализированном мире. Сегодня иностранный язык является не только средством коммуникации людей разных культур, но и средством продвижения своих идей, интересов, коммерческих предложений и научных достижений в единое полилингвальное и поликультурное пространство. Поэтому возникает необходимость в качественном школьном иноязычном образовании. На основании результатов проведенного автором исследования в российских школах было выявлено множество проблем в иноязычном образовании, поэтому возникает потребность в модернизации школьного иноязычного образования в соответствии с вызовами 21-ого века. В статье рассмотрены понятия «мотивации» и «мотива» при изучении иностранного языка, а также представлены наиболее важные мотивы, которые следовало бы формировать на уроках иностранного языка в школе. Автором предложены возможные способы формирования положительных мотивов учения на уроках иностранного языка. К конкретным способам можно отнести развитие когнитивных способностей учащихся на всех этапах обучения, технологии критериального оценивания и рефлексии, аффективный подход и другие. Данные способы не претендуют на исчерпывающее освещение проблемы повышения мотивации школьников, но призваны помочь учителям иностранного языка сделать образовательный процесс более интересным и эффективным.
Ключевые слова: модернизация; иноязычное образование; мотивация; мотив; компетенции; полилингвальность; поликультурность; критериальное оценивание;
1 614016, г. Пермь, ул. Глеба Успенского 9 Страница 1 из 13
For citation:
УДК 373
04PDMN118
аффективный подход; образовательный процесс; самодеятельность; самоорганизация; саморазвитие
В условиях становления постнеклассической научно-образовательной парадигмы в 21 веке статус иностранного языка меняется очень существенно. В виду определённых социальных, геополитических и технологических процессов, значимость иностранных языков в мире сильно возрастает. Такие явления, как глобализация, социальная открытость, развитие международных связей и отношений способствуют распространению многоязычия или полилингвизма. Информатизация современного общества также является одним из феноменов, без которого сегодня невозможно представить современную культуру и благодаря которому, значимость иностранных языков выходит на совершенно другой уровень [6].
Реалии современного общества заставляют пересмотреть значимость знания иностранного языка. Не случайно в списке 25 важнейших изобретений человечества за последние двадцать лет Интернет занял первое место, а электронная почта, одно из самых популярных его приложений - пятое [9].
Постоянно идет активное подключение пользователей во всемирные сетевые структуры, темпы их роста и размеры невозможно игнорировать как в повседневной жизни, так и в системе иноязычного образования. Среднестатистическая аудитория сетевого взаимодействия составила более 2 миллиардов человек, что означает, что около 30 % населения Земли, по крайней мере, хотя бы знает, что означает слово Интернет2.
Сегодня каждый пользователь имеет бесплатный доступ к безграничному множеству интернет ресурсов (блогам, электронным энциклопедиям, социальным сетям, различным файлообменникам), позволяющим не только контактировать с неограниченным количеством пользователей, но и создавать любое виртуальное сообщество, а также размещать или создавать в Глобальной паутине любые необходимые материалы, т. е. быть творцом контента [6].
У каждого пользователя Глобальной паутины, рано или поздно возникает необходимость в применении своей иноязычной коммуникативной компетенции, так как все виды межкультурной коммуникации в информационном пространстве осуществляются преимущественно на одном или нескольких современных иностранных языках. Межкультурная коммуникации становится неотъемлемой частью огромной аудитории пользователей сети Интернет.
Иностранный язык становится не только средством коммуникации, но и средством интеграции и продвижения своих идей, мыслей, интересов, коммерческих предложений, и даже научных достижений в единое поликультурное и полилингвальное пространство.
Учитывая условия полилингвального и поликультурного общества, представить современного социально, культурно, профессионально и психологически адаптированного, всесторонне развитого человека как без знания иностранного языка, так и без умений интегрировать его в структуру своих компетенций невозможно. [12]
Иноязычная коммуникация является средством взаимодействия людей разных культур с разными интересами в различных сферах, однако без качественного иноязычного образования - межкультурное общение не всегда успешно.
Согласно данным организации Intercultural Network, от 27 % до 35 % всех международных командировок кончаются преждевременным возвращением командируемых,
2 См.: Internet Usage Statistics: The Internet Big Picture World Internet Users and Population Stats. -[Электронный ресурс]. 2017. - URL: http://www.internetworldstats.com/stats.htm. - (дата обращения: 22.07.2017).
35 % так и не достигают поставленных целей, 50 % совместных международных проектов закрываются так и не достигнув поставленных целей. При этом значительно страдает предприятие и существует вероятность ухудшения деловых отношений с иностранными партнерами. В следствии таких ошибок, репутация фирмы может пошатнуться, а также могут возникнуть чувствительные финансовые потери. Причиной этого являются проблемы межкультурного общения и взаимопонимания. Умения межкультурной коммуникации формируются в процессе иноязычного образование, или в более широком смысле, в процессе межкультурного образования, которое не ограничивается одним лишь знанием иностранного языка.
Сегодня основной задачей межкультурного образования выступает развитие языкового и культурного многообразия в современном обществе, а также полилингвизма отдельного индивидуума с целью его успешного взаимодействия с представителями других культур и преодоления различных культурно-лингвистических барьеров.
Поэтому можно сказать, что иноязычное образование в России приобретает наибольшую значимость, представляющую собой поликультурное и полилингвальное общественное пространство, требующее от действующих в нем субъектов толерантности, способности сопереживать, уважения и понимания в общении с представителями других лингвоэтнокультурных социумов [3].
Из вышесказанного следует, что процесс изучения иностранного языка должен сопровождаться изучением культуры народа, являющегося его главным носителем и одновременно с этим постижением на новом уровне фактов, явлений, ценностей родной культуры. Данный процесс должен протекать параллельно, а не в раздельных плоскостях. В процессе межкультурного образования личность обучающегося должна тотально совершенствоваться: обучающийся должен выступать не только в роли субъекта речи, но и субъекта нравственности, субъекта культур, субъекта деятельности. Результат такого образования должен быть нацелен на формирование многоязычия граждан общества, осознающих свою принадлежность к определенному этносу, к месту постоянного проживания, к государству, а также к глобальному мировому пространству в целом. Именно в процессе межкультурного образования у обучающегося появляется возможность более глубоко осознать ценности родной культуры в процессе сопоставления с другими культурами [3].
Перед образованием появляется задача подготовить своего выпускника не только к «выживанию» и достаточно успешному «существованию» в сфере своей трудовой деятельности. Предполагается, что выпускник будет ее активным и инициативным новатором. А для этого у него должна быть сформирована соответствующая коммуникативная компетенция, которую возможно сформировать, если образовательный процесс будет опираться на индивидуальный коммуникативный и жизненный опыт обучающегося, материальные умения, которые необходимы ему в учебе, профессии, жизни.
В современных реалиях, в межкультурном образовании в школе необходимо учитывать новейшую и быстро распространяющуюся информационную среду современной поликультурной языковой действительности, как новый тип технологического, психофизического и социокультурного бытия.
Однако проведенное нами исследование в общеобразовательных школах Перми и Пермского края позволяет выявить целый ряд проблем в школьном иноязычном образовании в России:
• отсутствие здоровье-сберегающих технологий (некорректно составленное расписание, обучение во вторую смену, большой объем домашнего задания и др.) не позволяет учащимся эффективно усваивать полученные знания;
• недостаточная разработанность УМК и технологий работы с ними (не все компоненты УМК используются в образовательном процессе, отсутствие последовательности в обучении предмету т. е. переход с одного УМК на другой, отсутствие интересных мотивирующих заданий, неумение работать с информационными технологиями и др.) затрудняют процесс овладения иностранным языком;
• отсутствие у учащихся четких структурированных знаний грамматического материала, в следствие чего у детей возникает чувство страха перед преподавателем и уроком и другие.
Данные проблемы приводят к тому, что мотивация изучения иностранного языка у школьников снижается, и иноязычная коммуникативная компетенция не формируется, и поэтому иноязычное образование сложно назвать эффективным и успешным.
Поэтому, появляется острая необходимость модернизировать систему иноязычного образования в России.
Кроме этого, возрастает значимость и актуальность ориентации иноязычного образования на процесс формирования полилингвальной и поликультурной личности. Следовательно, возникает необходимость модернизации всей системы обучения иностранному языку начиная со школы. При этом, целью полилингвального и поликультурного личностно-ориентированного школьного образования остается развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
В условиях современного мира, когда полилингвальное и поликультурное образование представляет собой услугу, осуществляющуюся в соответствии с законами рыночных отношений, значительную роль занимает не только качество предоставляемых услуг, но и ориентация на будущую компетентность школьников для поступления в ВУЗ и дальнейшую интеграцию в социальную поликультурную и полилингвальную жизнь.
На данный момент, система образования, как и другие институты Российской Федерации, находится в непрерывном изменении и обновлении. Принимаются новые поправки в закон «Об образовании», изменяются образовательные стандарты, внедряются новые технологии в обучении. Наметилась тенденция перехода к западной модели общего образования. Международный опыт интенсивно интегрируется в систему образования России. Одним из таких примеров может служить система Международного бакалавриата, которая интенсивно внедряется в образовательное пространство России. Сочетание международного и российского опыта может способствовать устойчивому развитию образовательной системы нашей страны [5].
Данные действия характеризуют лишь часть более глобального и всеобъемлющего процесса, под названием - «модернизация».
Под модернизацией российского образования, понимается процесс обновления и развития, обусловленный изменившимися требованиями современного общества. Чтобы вывести российскую систему образования, и иноязычного в том числе, на новый уровень, необходимо постоянно контролировать и корректировать модернизацию в зависимости от социальных, политических и экономических факторов. Этот процесс должен стать четырехсторонним, включающим в себя воспитание, развитие, познание и учение [8].
Благодаря глобализации, Российская система образования тесно связана с мировыми процессами, происходящими в этой сфере. Основные педагогические и методические установки международных систем во многом схожи со стратегией модернизации российской системы образования. Их главным принципом является «всестороннее развитие личности и
подготовка активного, готового к принятию на себя ответственности гражданина посредством динамичного соединения знаний, навыков, умений, развития критического и творческого мышления» [5].
Основной тенденцией международных образовательных систем является направленность на развитие поликультурной и полилингвальной личности, а именно на формирование интернационального мышления. При этом интернациональным мышлением индивида выступает сообщество мирно сосуществующих людей, исповедующих межкультурное взаимопонимание и толерантность друг к другу. Исходя из этого, современный ученик должен иметь следующий образ и обладать следующими характеристиками: любознательность, стремление к овладению знаниями и к развитию критического и творческого мышления, способность к коммуникации и коллоборации с другими людьми, толерантность и уважение к другим, принципиальность и справедливость, открытость к восприятию ценностей и традиций других индивидов и сообществ, ответственность, мужественность, честность, осознанность необходимости достижения интеллектуального, физического и эмоционального баланса, способность анализировать свои действия3.
Эти задачи созвучны процессам модернизации, происходящим в нашей стране. Так Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (5-9 классы) нацелен на формирование личностных характеристик, «портрета выпускника основной школы». Выпускник должен любить свою страну, культуру и народ. Осознавать ценности жизни, семьи, российского общества и всего человечества. Активно и заинтересованно познавать мир, осознавать ценность труда, науки и творчества. Стремиться к образованию и самообразованию и быть способным применить полученные знания на практике. Быть социально-активным, уважать закон и порядок, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством. Уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы4.
ФГОС и международные образовательные системы нацелены на воспитание современного, образованного, поликультурного и полилингвального гражданина, который способен интегрироваться в социальной сфере и быть полезен обществу в целом. Это возможно достичь посредствам динамичного соединения знаний, навыков, умений, критического и творческого мышления.
Приоритетом модернизации российского иноязычного образования должна быть ориентация на воспитание личностей с интернациональным мышлением, которые будут осознавать свою значимость и ответственность в глобальной судьбе мира, способствовать улучшению качества жизни и создавать более миролюбивую атмосферу на всей планете [5].
Система образования в России направлена на создание условий для индивидуального развития и реализации возможностей каждого ученика. Одной из центральных задач в образовании становится формирование ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и других сферах, т. е. общеучебных умений и навыков.
Идея целостного подхода к образованию, которая успешно реализуется в международных образовательных системах, характерна и для модернизации российского
3 См.: The IB learner profile. The International Baccalaureate. - [Электронный ресурс]. 2017. - URL: http://www.ibo.org/benefits/learner-profile/. - (дата обращения: 22.07.2017).
4 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.), - [Электронный ресурс]. 2010. - URL: минобрнауки.рф/документы/938. - (дата обращения: 14.05.2017).
https://mir-nauki.com
образования, основной целью которого является осознание учащимися связей между школьными предметами и окружающим миром посредством интеграции знаний, жизненного опыта и практической деятельности учащихся [5].
Таким образом, модернизация образования - это масштабная программа государства, в рамках которой разработан и должен реализовываться план конкретных мероприятий по улучшению и адаптации российской образовательной системы в соответствии с современными потребностями и тенденциями, в том числе и формированием полилингвальной, поликультурной личности, гражданина страны.
Систему образования России необходимо рассматривать, прежде всего, как пространство для формирования нравственного, гармоничного, развивающегося человека, ответственного гражданина России. Главным направлением модернизации российской системы образования должна быть ее гуманизация с целью активизации человеческих ресурсов, поворота образовательного процесса в сторону человека.
Модернизация должна происходить не из вне, а изнутри. Она не должна навязываться государством и постоянно находиться в экспериментальном режиме. В этом, решающую роль играет соответствующая организация учебного процесса. Применимо к иностранному языку в школе это переосмысление целей и содержания иноязычного образования, оснащение классов необходимым оборудованием, разработка технологии работы с УМК и объективной системы оценивания результатов обучения и другие.
В настоящее время иноязычное образование правомерно рассматривать не только как систему, а как образовательную инфраструктуру, социокультурный комплекс, значимый с точки зрения формирования устойчивых связей между сферой образования и другими социальными сферами, такими как наука, культура, формирование и развитие духовных и материальных ценностей и др.
При переходе системы среднего образования на новые федеральные государственные стандарты, одной из важнейших общекультурных компетенций выпускника, как будущего специалиста на рынке труда, становится владение иностранным языком, в соответствии с этим иностранный язык приобретает роль обязательного предмета в базовом гуманитарном, социальном и экономическом цикле. В этих условиях проблемы, связанные с модернизацией школьного иноязычного образования, закономерно выдвигаются в число актуальных проблем методической науки. Введение новых стандартов влечёт за собой изменения в языковой политике общеобразовательных учреждений.
Цель модернизации современного школьного иноязычного образования определяется как создание механизма устойчивого развития системы образования, приведение содержания и структуры иноязычного образования в соответствие с потребностями рынка труда и социума, развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг, обеспечение инновационного характера иноязычного образования, обеспечения реализации фактора непрерывности иноязычного образования, его соответствия вызовам 21-ого века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, социума и государства.
Современные государственные образовательные стандарты общего школьного образования России имеют компетентностный характер: в данных документах именно через компетенции прописаны результаты образования, требуемые социальным заказом применительно к выпускникам определенной образовательной ступени. Данные результаты понимаются не просто как сумма усвоенных знаний, сформированных навыков и умений, а как способность человека действовать в проблемных ситуациях.
https://mir-nauki.com
При обучении иностранному языку следует обратить внимание не только на формирование вербальных и невербальных средств общения, но и на изменение личности учащегося, обретающего целый ряд компетенций (социальных, культурных, гуманитарных, профессиональных и других), необходимых для качественной жизнедеятельности в повседневной и профессиональной ситуации [3].
На первый план выходят способность школьника проявлять вариативность, многофункциональность, многоязычие и поликультурность.
Если говорить об иностранном языке, прежде всего, необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы воспитать у учащихся потребность в самоорганизации, саморазвитии, формировании самостоятельности в овладении иностранным языком и в осуществлении самоконтроля. Поэтому встает проблема мотивации при овладении иностранным языком.
В психолого-методической литературе, «мотивация» рассматривается как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом для достижения определенных целей. Это источник активности человека [7].
Мотивация в изучении иностранного языка рассматривается как внутреннее побуждение, импульс, чувство или сильное желание, толкающее индивида к определенным действиям для достижение образовательной цели.
Для достижения поставленной цели кроме желания необходим объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определенную конкретную направленность, т. е. необходим мотив. Мотив - это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Мотив выступает в качестве намерения, стремления, потребности или конечного результата, который побуждает индивида к действию, определяет его выбор средств и стратегию для наиболее эффективного достижения образовательной цели.
Мотивация - это источник активности, а мотив - это объект, на который направлена активность индивида.
Существуют различные классификации мотивов учебной деятельности. Самые основные категории мотивов являются: внутренние или познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и внешние или социальные (внешние факторы).
Абсолютно ясно, что устойчивая, положительная мотивация школьников должна содержать некое сбалансированное сочетание познавательных (внутренних), а также основных социальных (внешних) мотивов, которые должны находить отражения в образовательном процессе на каждом уроке в основной школе.
На наш взгляд, на уроках иностранного языка в школе, целесообразно развивать познавательные мотивы, такие как: широкий учебный (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательный (направленность на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), коммуникативный (постоянное желание и стремление реализовать, проверить, опробовать полученные знания и умения в непосредственной иноязычной практике), эмоциональные (переживание радости, удовольствия, удовлетворения от занятий иностранным языком), а также мотив самообразования (приобретение дополнительных знаний с целью построения программы самосовершенствования). К наиболее значимым для развития социальным мотивам можно отнести мотив сотрудничества (желание взаимодействовать и общаться с другими людьми), достижения (стремление человека достигать успехов и высоких результатов в любой
деятельности, в том числе в изучении иностранного языка), идентификации (стремление человека быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям) и саморазвития (стремление к самоусовершенствованию) [7, 6].
Данные мотивы можно представить в виде следующей схемы:
Рисунок 1. Мотивы учебной деятельности, которые целесообразно развивать у школьников при овладении иностранным языком (составлено автором)
Очевидно, что развивать вышеупомянутые мотивы возможно различными способами:
1. При обучении иностранному языку детей, необходимо учитывать их когнитивные способности. Память, мышление и внимание необходимо развивать с самого раннего детства. Согласно А.А. Леонтьеву, как таковой «способности к языку» не существует. Именно от степени развития когнитивных способностей зависит успешность формирования у детей соответствующих навыков и умений, легкость и скорость их приобретения при овладении иностранным языком. Однако у всех детей в основной школе когнитивные способности развиты в разной степени. У «сильных» учащихся они развиты лучше, чем у, так называемых, «средних» и тем более «слабых». Но когнитивные способности можно и нужно развивать на всех этапах обучения. Поэтому необходимо придерживаться принципа индивидуализации обучения и учитывать индивидуальные когнитивные способности каждого ребенка при планировании уроков и составлении учебных заданий. Игнорирование данного принципа приводит к тому, что сильные ученики задерживаются в развитии, у них снижается познавательная активность, темп работы и мотивация к учению, а слабо подготовленные учащиеся не могут достичь уровень средних, а тем более сильных учащихся. Мотивация к изучению иностранного языка может усиливаться благодаря овладением эффективными способами и приёмами когнитивной деятельности, создания условий для незамедлительного подкрепления и тренировки освоенного материала, создание благоприятного психологического климата во время образовательного процесса и влияние изучаемого материала на эмоциональную сферу школьника.
2. Кроме этого, необходимо помнить, что одна из главных задач школы является формирование у учащихся способностей к самостоятельной деятельности, и поэтому, в основе эффективного овладения иностранным языком школьниками лежат следующие принципы:
• самодеятельности - определяет мотивационную сферу процесса обучения и заключается в создании условий, при которых учащиеся ощущают себя полноправными субъектами обучения, свободными в творческом плане личностями;
• самоорганизации - определяет операционно-деятельностную сферу процесса обучения и заключается в обеспечении учащихся необходимыми средствами и
04PDMN118
инструментарием и обучении способами, помогающими формировать иноязычные навыки и умения;
• саморазвития - определяет потребностную сферу учащихся для достижения наивысшей формы жизнедеятельности - творческой самореализации.
Для реализации данных принципов применительно к иноязычному школьному образованию эффективно было бы создание, своего рода, учебного иноязычного центра, в котором учащиеся могли бы послушать иностранную речь, посмотреть мультфильмы или фильмы на иностранном языке, выполнить правильно домашнее задание, закрепить пройденный материал, устранить пробелы в знаниях, почитать интересную для них литературу на иностранном языке. Такой центр можно создать на базе кабинета иностранного языка в школе, и он являлся бы хорошим средством формирования самодеятельности, самоорганизации, и повышал бы мотивацию учащихся [1].
3. В свете модернизации образования в России, не менее важной предстает проблема оценивания и рефлексии учебной деятельности. В качестве конкретных способов повышения мотивации учения школьников предлагается технология критериального оценивания. Главная функция оценивания и рефлексии состоит в анализе образовательного процесса, выявлении особенностей его протекания и внесении соответствующих изменений. Поэтому, в образовательных системах мира придается большое значение критериальному оцениванию и самооценке учащихся. Для каждого предмета, в том числе и для иностранного языка, разрабатываются общие критерии оценивания, которые едины для всех учащихся. Так, недопустимо выставление итоговой оценки из текущих с использованием среднего балла. Текущая оценка является лишь показателем успешности конкретной работы. Критерии оценивания являются одним из стимулирующих факторов в иноязычном образовании, так как вносят ясность в цели иноязычного образования, что позволяет учащимся самостоятельно планировать учебную деятельность, следить за своим прогрессом и в случае чего-ликвидировать пробелы в знаниях. Оценка, основанная на критериях, позволяет учащимся демонстрировать свою иноязычную компетенцию, четко представлять объем содержания материала для усвоения, рассматривать обучение в качестве совокупности взаимосвязанных компетенций как часть иноязычной коммуникативной компетенции, объективно оценивать индивидуальную и групповую работу, ориентировать образовательный процесс в школе на непрерывную форму оценивания. Таким образом, благодаря критериальному оцениванию становится возможным контролировать уровень сформированности компетенций по конкретным учебным модулям и дисциплинам. Итоговая аттестация представляется в виде комплексного экзамена с мультимедийной презентацией, при защите которой, учащиеся демонстрируют свои сформированные компетенции. Рефлексивная деятельность позволяет вспомнить, осознать и проанализировать основные компоненты деятельности. Рефлексия призвана побуждать творчество, изобретательность учащихся и способность прогнозировать и планировать свою траекторию образования.
4. Вышеуказанные технологии способствуют повышению мотивации школьников при обучении иностранному языку и тем самым реализуют аффективный подход, цель которого - формировать положительные мотивы учения. Школьник должен оцениваться как активный субъект образовательного процесса, который способен овладеть навыками общения на межкультурном уровне, а также имеющий свои преференции, интересы и ценностные установки, характеризующийся определенным набором мотивационных пристрастий. Невозможно требовать от учащихся знания языка в одинаковой степени, требовать от всех одного и того же, не учитывая личностные установки и интересы. Необходимо обратить особое внимание на разнообразие мотивационной сферы учащихся при планировании занятий и подборе упражнений. Эмоциональная составляющая играет важную роль в обучении и
проявляется в выборе материалов и средств для достижения целей, в поиске путей решений проблемных ситуаций, в заботе о развитии у обучающихся самоуважения, самоконтроля, уверенности в себе, высокой самооценки, в желании у обучающего создать благоприятные условия для овладения иностранным языком.
Правильно организованный образовательный процесс можно представить в виде следующего цикла:
(1) Учащийся желает учиться - технологии критериального оценивания и аффективный подход стимулируют его использовать мышление при овладении иностранным языком; (2) -учение успешно; (3) - у учащегося формируется иноязычная коммуникативная компетенция: (4) - полученные навыки и умения помогают более быстро и эффективно овладевать иностранным языком; (5) - учение становится увлекательным и удовлетворяющим процессом; (6) - ученик желает учиться вновь; (7) - повторение цикла по спирали [4].
5. Один из способов, который существенно бы облегчил освоение иностранного языка, и тем более второго иностранного языка, и тем самым повышал бы интерес и мотивацию школьников - является обучение распознаванию когнатов при чтении. Когнаты - это однокоренные слова, имеющие общее происхождение и, часто, схожее звучание в двух и более самостоятельных языках. Когнаты появляются в результате исторического взаимодействия языков и подразделяются на полные и частичные. Умение распознавать когнаты призвано формировать у учащихся интерес к познавательной деятельности и развивать самостоятельность. Примерами когнатов могут служить:
Таблица 1
Примеры когнатов в русском и английском языках
Английское слово Русское слово
banana банан
coffee кофе
crocodile крокодил
architect архитектор
actor актер
computer компьютер
music музыка
mathematics математика
basketball баскетбол
address адрес
gallery галерея
office офис
Составлено автором
Вышеуказанные слова подтверждают необходимость обучения умению распознавать когнаты, так как они составляют значительную часть основного лексического фонда, которым должны овладеть учащиеся основной школы. Кроме этого, сопоставление значений слов в разных языках помогает более глубоко узнать свою культуру и культуру изучаемого языка. Однако необходимо обратить внимания на так называемые «ложные друзья переводчика» типа: a magazine (англ.) - журнал (рус.) при обучении и объяснять различия в значениях [2].
6. Содержание иноязычного образования должно быть разработано не только на основе интересов и преференций учащихся для того, чтобы формировать положительные мотивы учения, а также с учетом современных методов и подходов. Например, 21st Century skills (умения 21 -ого века) предполагают сформированность таких компетенций при обучении, которые необходимы обучающимся для эффективной самореализации в современном
https://mir-nauki.com
технологичном, глобализированном мире. Они состоят из нескольких категорий: умения необходимые для обучения и инноваций (включают в себя творческий подход и новаторство, критическое мышление, способность решать проблемы, коммуникабельность, готовность к сотрудничеству и другие), умения связанные с современными технологиями и средствами массовой информации (предполагают цифровую грамотность, информационную грамотность и медиа грамотность), умения необходимые в жизни и в работе (гибкость и способность адаптироваться, инициативность и самостоятельность, вовлеченность и продуктивность, лидерство и ответственность и другие). Данные умения должны формироваться на всех уроках в школе, в том числе и на уроках иностранного языка. Однако знание иностранного языка не должно являться целью образования. Предполагается, что язык может усваивается интенсивнее, когда он является не целью, а средством обучения, так как учащиеся не концентрируют свое внимание на запоминании грамматических правил или слов, а увлечены изучением других интересных тем из области географии, биологии, философии, литературы, искусствоведения и других предметов, но в то же время пропускают через себя больший объём языкового материала. Язык усваивается естественным образом. Данный метод лежит в основе подхода CLIL (Content and Language Integrated Learning) который предполагает изучение содержания из какой-либо области знаний средствами иностранного языка. Данный подход способствует естественному усвоению иностранного языка, расширению кругозора, развитию критического и творческого мышления, а если учение успешно, то и формированию устойчивой внутренней мотивации к изучению иностранного языка5.
7. Необходимо уделить особое внимание здоровьесберегающим технологиям, в частности проблемам сохранения и укрепления физического, психического, социального и нравственного здоровья школьников. Целесообразно оптимизировать расписание в общеобразовательных школах согласно необходимым требованиям, регулировать объем домашнего задания, ликвидировать обучение во вторую и третью смены для того, чтобы исключить фактор утомляемости и чрезмерной усталости школьников. Данные положения могут благоприятно повлиять на формирование положительной мотивации учения.
Безусловно, вышеуказанные способы повышения мотивации школьников при изучении иностранного языка не претендуют на решение всех проблем модернизации системы образования Российской Федерации, однако во многом могли бы поспособствовать более успешному управлению учебным процессом, в частности в иноязычном образовании. Невозможно реализовать все поставленные задачи перед модернизации школьного образования сразу, на это потребуется время. Однако формирование положительных мотивов учения школьников при помощи методичного совершенствования целей, содержания, средств обучения и оценивания, а также создания благоприятных организационно-дидактических условий для развития мотивации, учащихся школы видится вполне реализуемой задачей.
5 What is CLIL or Learn the World Through English. [Электронный ресурс]. 2016. - URL: http://proenglish-blog.ru/metody-i-metodiki/chto-takoe-clil-ili-poznaem-mir-cherez-anglijskij.html (дата обращения 15/03/2017).
Страница 11 из 13
04PDMN118
ЛИТЕРАТУРА
1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Проектирование лингвоинформационных технологий обучения иностранному языку // Начальная школа плюс До и После. 2013. №6. С. 62-66.
2. Безукладников К.Э., Штиглуз Л.Б., Мансурова Е.Ф. О необходимости обучения распознаванию немецко-английских когнатов при обучении немецкому языку как второму иностранному // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2016. №12. С. 108114.
3. Гальскова Н.Д., Тарева Е.Г. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность // Иностранные языки в школе. 2012. №1. С. 2-9.
4. Жигалев Б.А., Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Технологии критериального оценивания и рефлексии как способ повышения мотивации при овладении иностранным языком в школе и вузе // Язык и культура. 2017. №37. С. 153-165.
5. Карпушин Н.Я., Колесников А.К., Безукладников К.Э., Захарова В.А., Крузе Б.А. Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае: региональный сетевой проект. Учебное пособие. Пермь: ПГПУ, 2009. - 168 с.
6. Крузе Б.А. Концептуальные основы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка: монография / Б.А. Крузе; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. - Пермь, 2014. - 200 с.
7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
8. Пассов Е.И. Концепция Российского образования. - Липецк: ООО «Издатель», 2017. - 56 с.
9. Раскладкина М.К. Интернет как средство организации информационно-политического пространства России: дис. ... канд. полит. наук: 10.01.10. - СПб., 2006. - 183 с.
10. Рыжов, В.В. Иноязычные способности. - Нижний Новгород, 2001.
11. Сафонова В.В. Коммуникативная концепция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях [Текст] / В.В. Сафонова. - М.: Изд-во НИЦ «Еврошкола», 2004. - 236 с.
12. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход [Текст]: монография / Е.Н. Соловова. - М.: Глосса-Пресс, 2004. - 336 с.
13. Царева М.В., Безукладников К.Э. Самостоятельная работа как основа речемыслительной деятельности младших школьников // Вестник пермского государственного гуманитарного-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки. 2015. №2. С. 194-199.
Gotlib David Leonidovich
School №10, Perm, Russia Perm state humanitarian-pedagogical university, Perm, Russia
E-mail: dgot@mail.ru
Formation of positive motivation of pupils to studying foreign languages as one of the priorities of modernization of school education
Abstract. In the current article, the formation of the intercultural communicative skills is considered as one of the most important competences of a student in the modern, globalized world. Today foreign language appears to be not only as a means for communication with people of different cultures, but also as a means for promoting ideas, interests, commercial offers and scientific achievements into a unified multilingual and multicultural space. That is the reason for an arising need for a high-quality foreign language education in school. Basing on the results of the conducted research in Russian schools, many problems in foreign language education were revealed by the author. As a result, there is an urgent need in modernization of the school foreign language educational system according to the challenges of the 21st century. In the present article, the terms "motivation" and "motive" are observed. The most important motives, which advisably should be formed at the lessons of foreign language, are presented in current article. The author suggests possible ways to form positive learning motives at the lessons of foreign language. Some of the specific ways are development of cognitive abilities throughout all educational stages, criteria related assessment and reflection, affective approach and others. All the above-mentioned ways do not claim to a full observation of the problem of motivation of students, but they are aimed to help teachers of foreign languages to make the educational process more interesting and effective.
Keywords: modernization; foreign language education; motivation; motive; competence; multilingualism; multiculturalism; criteria related assessment; affective approach; educational process; self-activity; self-organization; self-development