Научная статья на тему 'Лингвообразовательная среда как обязательное условие эффективного формирования самостоятельности взрослых в иноязычном обучении'

Лингвообразовательная среда как обязательное условие эффективного формирования самостоятельности взрослых в иноязычном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ СРЕДА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ / COMPUTER TECHNOLOGIES IN TEACHING / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEARNING ENVIRONMENT / TEACHING ENGLISH / DIGITAL LEARNING / LEARNER AUTONOMY / ESL LEARNER AUTONOMY / ELT ENVIRONMENT / IT IN ELT / INFORMATION TECHNOLOGIES IN ELT / ADULT LEARNER AUTONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онорин Дмитрий Евгеньевич

Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования лингвообразовательной среды как неотъемлемой части процесса формирования высокого уровня учебной самостоятельности взрослых учащихся при овладении иностранным языком. Автор раскрывает проблему структурного подразделения понятия образовательной среды, выделяя информационный, социальный и технологический ее компоненты. Далее выделяются три характеристики, присущие каждой лингвообразовательной среде: широта, обогащенность и открытость. Отбор средств, позволяющих создать лингвообразовательную среду, необходимо производить на основании значимости этих средств для результатов обучения взрослых. Средства обучения подразделяются на два вида в зависимости от доступности информационных ресурсов: локальные и сетевые. Автор делает акцент на использовании сетевых средств для достижения инновационности процесса обучения, а также указывает факторы, учет которых ведет к повышению эффективности средств в процессе формирования учебной самостоятельности взрослых людей, изучающих иностранный язык. Описываются возможности мультимедийной среды как разновидности лингвообразовательной среды при обучении взрослых при овладении иностранным языком и обосновывается формирование лингвообразовательной среды, которая позволяет целесообразно применять как локальные информационные ресурсы, так и сетевые ресурсы, доступные благодаря информационным технологиям, включающим в себя возможности компьютера и ресурсов Веб 2.0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign language education environment as a means to raise adult learner autonomy

The article is dedicated to studying the Educational Environment in Foreign Language Teaching as a means of increasing adult learner autonomy. The opportunities that the educational environment provides adult learners with nowadays are vast and need to be considered fully for the educational process to be as efficient as possible. The author talks about the components that the Foreign Language Education Environment consists of, then the characteristics of such an environment are described. Later, the article cover the two kinds of Educational Means including the Local and the Network ones. The Educational Environment in Adult Foreign Language Teaching has to incorporate the use of both in order to provide Effective Foreign Language Learning.

Текст научной работы на тему «Лингвообразовательная среда как обязательное условие эффективного формирования самостоятельности взрослых в иноязычном обучении»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol5-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/58PDMN317.pdf Статья опубликована 05.07.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Онорин Д.Е. Лингвообразовательная среда как обязательное условие эффективного формирования самостоятельности взрослых в иноязычном обучении // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3 http://mir-nauki.com/PDF/58PDMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37

Онорин Дмитрий Евгеньевич

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Пермь, Россия1

Аспирант кафедры «Методики преподавания иностранных языков»

E-mail: tmetheionorin@gmail.com

Лингвообразовательная среда как обязательное условие эффективного формирования самостоятельности взрослых в иноязычном обучении

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования лингвообразовательной среды как неотъемлемой части процесса формирования высокого уровня учебной самостоятельности взрослых учащихся при овладении иностранным языком. Автор раскрывает проблему структурного подразделения понятия образовательной среды, выделяя информационный, социальный и технологический ее компоненты. Далее выделяются три характеристики, присущие каждой лингвообразовательной среде: широта, обогащенность и открытость. Отбор средств, позволяющих создать лингвообразовательную среду, необходимо производить на основании значимости этих средств для результатов обучения взрослых. Средства обучения подразделяются на два вида в зависимости от доступности информационных ресурсов: локальные и сетевые. Автор делает акцент на использовании сетевых средств для достижения инновационности процесса обучения, а также указывает факторы, учет которых ведет к повышению эффективности средств в процессе формирования учебной самостоятельности взрослых людей, изучающих иностранный язык. Описываются возможности мультимедийной среды как разновидности лингвообразовательной среды при обучении взрослых при овладении иностранным языком и обосновывается формирование лингвообразовательной среды, которая позволяет целесообразно применять как локальные информационные ресурсы, так и сетевые ресурсы, доступные благодаря информационным технологиям, включающим в себя возможности компьютера и ресурсов Веб 2.0.

Ключевые слова: лингвообразовательная среда; обучение иностранному языку; формирование самостоятельности; мультимедийная среда; компьютерные технологии в обучении; иноязычное обучение взрослых; дополнительное образование

1. Введение

Важной стороной преподавания иностранного языка взрослым людям является формирование вокруг учащихся особой лингвометодической среды, способствующей их

1 614067, г. Пермь, ул. Хабаровская, 165-1

всестороннему развитию как личности, готовой и способной осуществлять самостоятельную образовательную деятельность по усвоению иностранного языка. В методике преподавания иностранного языка целесообразно говорить о лингвообразовательной среде, нацеленной на успешное формирование не только неотъемлемых компетенций взрослых учащихся при изучении иностранного языка, во главе которых в контексте методики преподавания мы ставим иноязычную коммуникативную компетенцию, но и такого качества полилингвальной и поликультурной личности, как самостоятельности в освоении иностранного языка.

Мир Науки

2. Компоненты лингвообразовательной среды

С целью описать особенности лингвообразовательной среды обратимся к вопросу ее компонентного разделения. Проведя анализ литературы, посвященной решению проблемы выделения компонентов лингвообразовательной среды в процессе формирования самостоятельности, объединив полученный опыт преподавания иностранного языка обозначенной психолого-возрастной группе с теоретическими находками, автор статьи присоединяется к мнению С.Ю. Полуйковой, которая в своих исследованиях пришла к разделению образовательной среды на три компонента. Дополняя принятую точку зрения исследователя, мы считаем необходимым выделять следующие составные части лингвообразовательной среды:

• Информационный компонент;

• Социальный компонент;

• Технологический компонент (С.Ю. Полуйкова, 2000).

1. Информационный компонент проявляется в использовании в процессе обучения множества ресурсов, подразумевающих и классические источники информации (учебно-методический комплект/авторская разработка/учебная программа/учебный план), и инновационные ресурсы мулитимедиа (электронный учебник/специальное сообщество в сети Интернет, например, Moodle/неспециальная электронная социальная сеть/другие вебсайты с иноязычным содержанием/форумы и т.д.).

2. Социальный компонент лингвообразовательной среды нацелен на создание возможностей совместной активности разных субъектов процесса усвоения иностранного языка (учитель/учащийся/другие участники). Исходит данный компонент из принципов диалогичности обучения иностранному языку, взаимодействия в процессе осуществления иноязычной образовательной деятельности, партнерства участников процесса обучения. Сюда также входит самостоятельная образовательная деятельность взрослых учащихся при овладении иностранным языком, многостороннее предоставление помощи на базе электронных социальных сетей, других сервисов в сети Интернет во время выполнения заданий в парах и мини-группах, а также подготовки к текущему и итоговому тестированию в рамках курса иностранного языка, к экзаменам по иностранному языку.

3. Далее следует говорить о техническом компоненте лингвообразовательной среды, ведь он подразумевает собственно учебную активность взрослых обучающихся по усвоению иноязычного материала. С другой стороны, в этот компонент входит и деятельность учителя: формулирование цели обучения, выявление содержания и форм обучения. Немаловажными аспектами являются стиль преподавания конкретного человека и выбор методов контроля результатов преподавания иностранного языка; Технический компонент детерминирует определение способа формирования необходимых учебных компетенций, направленных на усвоение иностранного языка, способствует межкультурному

взаимодействию взрослых учащихся и готовит к созданию контекста иноязычной деятельности.

3. Характеристики лингвообразовательной среды

Следуя за ученым Э.Р. Хакимовым в изучении лингвообразовательной среды как средства обучения, мы выделяем три характеристики, присущих любой лингвообразовательной среде:

• Широта;

• Обогащенность (наполненность);

• Открытость (Э.Р. Хакимов, 2011).

1. Лингвообразовательной среде свойственна такая характеристика, как широта. Такая среда может расширяться с ходом обучения, распространяясь на постоянно увеличившееся число мест, предоставляющих возможности для ведения иноязычной образовательной деятельности. Взрослые люди, участвующие в этой деятельности, могут свободно изменять место своего пребывания по сравнению с обучающимися более молодого возраста, то есть, они гипотетически склонны к созданию среды, которая будет шире, чем у учащихся школ и ВУЗов. В связи с этим утверждением, процесс формирования у взрослых людей учебной самостоятельности при изучении иностранного языка посредством лингвообразовательной среды получает измерение по территориальному признаку. Этот процесс - своего рода образовательный маршрут взрослого учащегося, который он сам в силах преследовать. Лингвообразовательная среда по необходимости расширяется, что возможно при ее создании в процессе усвоения иностранного языка взрослыми, которые, будучи особой возрастной группой учащихся, не ограничены географическими границами. Преподавателя иностранного языка должен волновать вопрос лингвометодического сопровождения процесса иноязычного обучения взрослых, ведь он может указать на уже имеющийся у обучаемых доступ к инструментам для их иноязычной самоактуализации учащихся. Правильное понимание этой ответственности преподавателем ведет к пониманию взрослыми учащимися важности своей самостоятельности в изучении иностранного языка, способствует ведению самостоятельной учебной деятельности по усвоению иноязычного материала из разных точек планеты.

2. Итак, мы выяснили, что лингвообразовательной среде как особому виду среды, создаваемой вокруг взрослого учащегося во время изучения иностранного языка, свойственна широта. Далее следует говорить о такой ее характеристике, как обогащенности, подразумевающей наполненность процесса иноязычного обучения аутентичным содержанием, представляющим значение в рамках каждого конкретного случая.

Лингвообразовательная среда образует систему, а различные виды и формы иноязычного взаимодействия обучающихся определяют то, на основании каких правил создается эта система, а также то, какой будет ее структура. Согласно А.Я. Данилюку, выделять конкретную образовательную среду в общей системе представляется возможным благодаря определенным смыслам, внедряемых культурой в процесс обучения, а сознание обучающихся видится исследователю как смыслы, которые обучаемые выносят из данного процесса (А.Я. Данилюк, 2001).

3. В силу того, что в образовательной системе, в которой преобладают традиции в обучении, доминируют такие свойства, как линейность образовательного процесса и его закрытость, что сильно ограничивает обучающихся в возможностях построения и организации лингвообразовательной среды вокруг себя. В связи с этим, третьей важной

характеристикой лингвообразовательной среды мы предлагаем считать открытость, а в разрезе иноязычного образования взрослых людей открытость подразумевает степень включенности учащегося в процесс ведения своей образовательной деятельности. Благодаря данной характеристике создаваемой в процессе иноязычного обучения среды взрослые учащиеся могут контролировать включение отдельных элементов, актуальных конкретно для него, а те элементы, которые он считает ненужными в рамках собственных потребностей в иноязычном обучении, он может исключать. Открытая лингвообразовательная среда позволяет взрослому человеку быть активным участником процесса получения иноязычного образования, в ходе которого он проявляет себя как субъект, способный формировать содержание среды с высоким уровнем самостоятельности, принимая во внимание личные ситуативные и учебные потребности. Данная характеристика лингвообразовательной среды способствует созданию системы внутренней мотивации взрослых учащихся к ведению иноязычной учебной деятельности. Взрослый человек формирует такую систему на базе собственного видения практичности усваиваемого материала на иностранном языке. Закрытая лингвообразовательная среда, свойственная традиционной образовательной системе, ведет к получению учащимися знаний и умений в узкой конкретной области; открытая же среда способствует получению знаний и умений осуществления эффективной деятельности сразу в нескольких областях, в силу реализации внутри такой среды принципов междисциплинарного подхода (А.Я. Данилюк, 2001).

Мир Науки

4. Отбор средств для создания лингвообразовательной среды

Для успешного создания лингвообразовательной среды в процессе иноязычного обучения взрослых требуется произвести отбор средств, необходимых для формирования высокого уровня учебной самостоятельности у указанной психолого-возрастной группы учащихся.

Для поиска и отбора средств формирования самостоятельности в ходе обучения взрослых иностранному языку был произведен анализ понятия учебной самостоятельности в усвоении иностранного языка, которое следует подразделять на структуру из четырех компонентов. Каждый отдельно взятый обучающийся взрослого возраста в ходе формирования самостоятельности в изучении иностранного языка является системой со своими особенностями развития. Можно говорить о том, что эффективно развивать каждый из компонентов учебной самостоятельности при усвоении иностранного языка можно только при условии обеспечения минимального объема средств, которого будет достаточно для формирования следующих компонентов самостоятельности взрослых: проектировочного, организаторского, оценочного и рефлексивно-корректировочного.

Согласно А.С. Елизарову, на основании доступности информационных ресурсов как средств иноязычного обучения взрослых, все средства можно условно разделить на два вида:

1. Локальные средства. Этот вид включает в себя информацию, которую можно найти локально, без выхода в сеть Интернет. Например, локальными средствами формирования учебной иноязычной самостоятельности взрослых являются все элементы УМК, представляющие собой печатный материал, а также материал, хранящийся на диске или кассете для локального воспроизведения. К таким средствам также можно отнести методические разработки преподавателей и электронные учебники.

2. Сетевые средства. Данный вид средств обучения подразумевает информацию, которая становится доступной при использовании инструментов выхода в сеть Интернет или, в меньшей степени, в локальную сеть. Сетевые средства (онлайн-средства) включают в себя

различные сайты в сети Интернет, в том числе форумы и неспециальные социальные сети, например, Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Twitter (А.С. Елизаров, 2005).

Использование всего многообразия описанных выше средств обучения способствует формированию у взрослых людей учебной самостоятельности при ведении иноязычной образовательной деятельности. Отбор средств, значимых в рамках конкретного курса иностранного языка у взрослых, следует производить при учете следующих факторов:

• системность, которая оправдывает место и связь каждого элемента (средства) с другими в процессе обучения, который рассматривается как система;

• развитие личности взрослых учащихся со всех сторон в процессе иноязычного обучения;

• междисциплинарность, что в системе дополнительного образования как этапа концепции непрерывного обучения выражается в применении накопленного взрослыми обучающимися опыта в процессе иноязычного обучения; кроме того, междисциплинарность проявляется и в использовании усвоенного иноязычного материала в профессиональной деятельности;

• индивидуализация процесса получения иноязычных знаний, предполагающая предпочтение взрослыми учащимися определенных форм иноязычной образовательной деятельности, оправданное включение в процесс изучения иностранного языка различных средств обучения на разных уровнях сформированности самостоятельности взрослых учащихся в ведении иноязычного образования;

• интерактивность, то есть степень взаимодействия учащихся с новыми информационными технологиями в ходе изучения иностранного языка.

5. Мультимедийная среда как часть лингвообразовательной среды

Учет всех вышеописанных факторов ведет к повышению эффективности выбранных средств в процессе формирования учебной самостоятельности взрослых людей, изучающих иностранный язык. Относительно недавнее включение информационных технологий, а именно возможностей компьютера и ресурсов Веб 2.0, в процесс иноязычного образования, их использование как средств обучения иностранному языку и средств, способствующих повышению уровня учебной самостоятельности, позволяет говорить о неполном раскрытии потенциала таких технологий в иноязычном образовании. Невысокие темпы информатизации обучения позволили лишь на данном этапе развития современной системы иноязычного образования говорить о возможностях компьютерных технологий и информационной мультимедийной среды как об эффективных средствах модернизации условий обучения взрослых, оптимизации процесса усвоения иностранного языка взрослыми людьми. Еще недавно такая эффективность не могла быть достигнута по причине отсутствия этих технологий, а также скептического настроя исследователей по отношению к информационным технологиям как средству обучения. На сегодняшний день мультимедийная среда, являющаяся частью лингвообразовательной среды, представляющая собой совокупность всех мультимедийных средств, которые можно использовать в иноязычном образовании, открывает перед современным взрослым, заинтересованным в овладении иностранным языком, бесконечный объем аутентичного и актуального текстового, аудио- и видеоматериала.

Соглашаясь с Б.А. Крузе, мы считаем, что самой быстроразвивающейся и доступной информационной средой на данном этапе развития системы иноязычного образования взрослых является мультимедийная среда. Мультимедийная среда - это современный тип пребывания полилингвальной и поликультурной личности взрослого учащегося в технологическом, психофизическом и социокультурном аспектах, поэтому создание такой среды является самой важной частью процесса эффективного формирования учебной иноязычной самостоятельности взрослых людей (Б.А. Крузе, 2010).

Мир Науки

6. Заключение. Возможности лингвообразовательной среды в иноязычном обучении взрослых

Лингвообразовательная среда, предоставляющая участникам иноязычного образовательного процесса возможности традиционных и инновационных средств обучения, позволяет целесообразно применять как локальные информационные ресурсы, так и сетевые ресурсы, доступные благодаря информационным технологиям, в ходе формирования самостоятельности взрослых при обучении иностранному языку. Лингвообразовательная среда предоставляет учащимся и преподавателю обширные возможности, которые обусловливают значимость формирования такой среды в ходе иноязычного обучения:

• Интеграция лингвистического материала и материала, который представляет собой культурную значимость;

• Использование бесчисленного количества единиц аутентичного иноязычного материала в процессе изучения иностранного языка;

• Высокая скорость осуществления рутинных лингвопознавательных операций;

• Анализ информации, необходимой для достижения цели обучения;

• Одновременное усвоение письменной и устной форм речевого взаимодействия (при использовании видеоматериалов);

• Мгновенность получения появляющегося в свободном доступе материала (Евдокимова, 2004).

ЛИТЕРАТУРА

1. Безукладников К.Э. Содержание и организация самостоятельной работы учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время [Текст] / К.Э. Безукладников // Иностранные языки в школе. 1993. № 5. С. 17.

2. Безукладников К.Э. Методологические основы построения системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка [Текст] / К.Э. Безукладников, Б.А. Крузе // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 120-132.

3. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Проектирование лингвоинформационных технологий обучения иностранному языку [Текст] / К.Э. Безукладников, Б.А. Крузе // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 6. С. 62-66.

4. Безукладников К.Э. Формирование лингводидактических компетенций в инновационной развивающей среде [Текст] / К.Э. Безукладников, Н.С. Рубина // Педагогическое образование и наука. 2011. № 6. С. 95-98.

5. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования [Текст] / А.Я. Данилюк - Ростов на/Д.: Изд-во Ростов. пед. ин-та, 2001. - 440 с.

6. Елизаров, А.С. Информационно-технологическая поддержка деятельности преподавателя по организации самостоятельной работы студентов [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.С. Елизаров. - СПб., 2005. - 172 с.

7. Колесников А.К. Современные образовательные технологии для будущего учителя [Текст] / К.Э. Безукладников, А.И. Санникова, А.К. Колесников // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 1. С. 34-38.

8. Крузе, Б.А. Мультимедийная компетентность учителя [Текст] / Б.А. Крузе // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 82-85.

9. Полуйкова С.Ю. Организационно-педагогические условия освоения студентами профессионально-образовательной среды факультета. [Текст] Автореф. дисс. канд. пед. наук. / С.Ю. Полуйкова - Омск, 2000.

10. Санникова А.И. Технологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей иностранного языка [Текст] / К.Э. Безукладников, А.И. Санникова // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 43-50.

11. Хакимов Э.Р. Этнопсихология и этнопедагогика в проектировании педагогического процесса: [Текст] учебно-методическое пособие / Э.Р. Хакимов - Ижевск: Изд-во ИУУ УР, 2003. - 104 с.

12. Хакимов Э.Р. Появление и развитие понятия «Поликультурное образование» в российской педагогике [Текст] / Э.Р. Хакимов // Вектор науки ТГУ, №3(6), 2011 С. 317-320.

Onorin Dmitriy Evgen'evich

Perm state humanitarian pedagogical university, Russia, Perm

E-mail: tmetheionorin@gmail.com

Foreign language education environment as a means to raise adult learner autonomy

Abstract. The article is dedicated to studying the Educational Environment in Foreign Language Teaching as a means of increasing adult learner autonomy. The opportunities that the educational environment provides adult learners with nowadays are vast and need to be considered fully for the educational process to be as efficient as possible. The author talks about the components that the Foreign Language Education Environment consists of, then the characteristics of such an environment are described. Later, the article cover the two kinds of Educational Means including the Local and the Network ones. The Educational Environment in Adult Foreign Language Teaching has to incorporate the use of both in order to provide Effective Foreign Language Learning.

Keywords: educational environment; learning environment; teaching English; digital learning; computer technologies in teaching; learner autonomy; esl learner autonomy; elt environment; IT in ELT; information technologies in ELT; adult learner autonomy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.