Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / МАТЕМАТИКА / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MOTIVATION / MOTIVE / MATHEMATICS / CROSS DISCIPLINE CONNECTION / CONTEXT LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резвых А.В.

Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы обучающихся. В статье представлен анализ понятия «мотивация». Проведено рассмотрение внешней и внутренней мотивации. Выделены пути формирования положительной мотивации обучающихся колледжа в процессе изучения математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF POSITIVE MOTIVATION FOR COLLEGE PUPILS TO STUDY MATHEMATICS

Nowadays the most urgent problems of education and upbringing are connected with demotivation of the main part of pupils. There is analysis of the term 'motivation' in the article. The review of external and internal motivation is provided. The ways of positive motivation formation for college students in the process of studying mathematics are highlighted.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Резвых А.В.

преподаватель математики БПОУ УР «Можгинский агропромышленный колледж», студентка магистратуры по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение, Удмуртский Государственный Университет

THE FORMATION OF POSITIVE MOTIVATION FOR COLLEGE PUPILS TO STUDY MATHEMATICS

Rezvykh A.V. a teacher of mathematics BPEI UR "Agro-industrial college of Mozhga", A master student of course 051000 Professional education Udmurt State University

АННОТАЦИЯ

Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы обучающихся. В статье представлен анализ понятия «мотивация». Проведено рассмотрение внешней и внутренней мотивации. Выделены пути формирования положительной мотивации обучающихся колледжа в процессе изучения математики.

ABSTRACT

Nowadays the most urgent problems of education and upbringing are connected with demotivation of the main part of pupils. There is analysis of the term 'motivation' in the article. The review of external and internal motivation is provided. The ways of positive motivation formation for college students in the process of studying mathematics are highlighted.

Ключевые слова: мотивация, мотив, математика, межпредметные связи, контекстное обучение.

Keywords: motivation, motive, mathematics, cross discipline connection, context learning.

В связи с неблагоприятной демографической обстановкой, возникшей в результате снижения рождаемости в 1990-х годах, а также смещения общественных предпочтений в пользу высшего образования, за последние 7-10 лет в государственной системе подготовки рабочих кадров наблюдается тенденция ежегодного сокращения числа учреждений среднего профессионального образования, сокращения приема и сокращения численности выпускников учреждений среднего профессионального образования [9, с.5]. Одновременно с этим отмечается «недостаточный масштаб и снижающееся качество подготовки квалифицированных рабочих и служащих, низкий престиж соответствующих программ» [7, с.60]. В связи с этим, в государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" говорится о необходимости увеличения «вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося» [7, с.66].

Для радикального повышения качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью необходима своевременная актуализация содержания обучения в соответствии с требованиям рынка труда и практико-о-риентированность образовательных технологий [9, с.19].

Компетентность будущего рабочего складывается в процессе его профессиональной деятельности. Но такие надпрофессиональные качества, как ответственность, требовательность, дисциплинированность, мотивированность, гибкость, которые повышают адаптационные способности личности в любой деятельности, возможно развивать ещё в процессе обучения средствами всех учебных дисциплин, и, особенно, математики, которая является основой всего естественнонаучного знания. С развитием науки возрастает сложность изучаемого материала в обра-

зовательных организациях среднего профессионального образования. Для осуществления связи теории с практикой у обучающихся должны быть развиты такие компоненты как воображение, наблюдательность, логическое мышление. Системообразующую роль в этом играет математика, которая развивает «познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин» [4, с.1].

В процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования. В концепции математического образования в Российской Федерации в качестве первой проблемы развития математического образования названа проблема мотивационного характера [4, с.2]. О необходимости повышения мотивации студентов к учебе, в связи с повышающимися требованиями в экономике к компетенциям выпускников, отмечается и в государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" [7, с. 26] .

Наблюдения за обучающимися показывают, что отличительной чертой нынешнего поколения обучающихся колледжа является ярко выраженное потребительское отношение к жизни. Что мне даст это знание, зачем оно нужно, когда понадобится, выгодно ли и насколько выгодно мне это учить - вот вопросы, которые задают ребята себе и преподавателю, и в зависимости от ответа строят отношение к учебной дисциплине.

Согласно опроса, проведённого среди обучающихся первого курса, причины отсутствия мотивации к изучению математики различны:

- неосознанный выбор профессии;

- разница в уровне базовой подготовки по математике;

-сложность дисциплины;

- отсутствие навыков самостоятельной работы;

- непонимание роли математики в современном обществе;

- непонимание необходимости математических знаний в будущей профессии.

Таким образом, перед преподавателем колледжа возникает нелёгкая задача - вернуть обучающемуся интерес к изучению математики посредством формирования у обучающихся такой мотивации, которая помогала бы им в учебной работе, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности.

Вопросам формирования мотивации было уделено внимание такими известными учёными как И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, Л.С. Выготский, которые в своих работах раскрыли понятия «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера». Проблемы формирования и повышения мотивации исследовались в работах педагогов: Т.М. Артишевская, Н.А. Мамаева, О.В. Ведута, И.А. Белых, Л.Г. Семёнова. В Удмуртии вопросами мотивации учебной деятельности занимались О.В. Солодянкина, А.В. Никулин, В.А. Шиляева, на уровне средней школы Е.С. Гущина, И.П. Лузянина.

А.А. Вербицкий в теории контекстного обучения рассматривал вопросы трансформации в процессе учебной деятельности познавательных мотивов в профессиональные. Проблемы формирования мотивации к изучению математики в логике контекстного подхода также изучались в работах: А.Н. Картежникова, Н.А. Бурмистрова (для студентов экономических специальностей); Ю.В. Пудовкина (для студентов аграрных ВУЗов); С. А. Татьяненко, Н.А. Мамаева (для студентов технических ВУЗов); М.С. Аммо-сова (для студентов горных факультетов ВУЗов); И.В. Прохорова (для студентов исторических факультетов).

Однако, несмотря на широкий диапазон работ по проблемам мотивации обучения, анализ показывает, что проблема формирования мотивации наиболее широко освящена в области преподавания дисциплин гуманитарной направленности и у обучающихся школ или высших учебных заведений. При этом работ, направленных на формирование мотивации при изучении математики в учреждениях среднего профессионального образования недостаточно. При этом недостаточно освящены практические механизмы по формированию учебной мотивации обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений. При формировании мотивации у обучающихся средних профессиональных учреждений мы должны учитывать специфику образовательного учреждения и разработать такой педагогический инструмент, который был бы эффективен именно в колледже с учётом особенностей обучающихся, что и определяет актуальность исследования.

В научной литературе встречаются различные подходы к определению понятия «мотивация».

И.П. Подласый определяет мотивацию как «общее название для процессов, методов, средств побуждения педагогов и обучаемых к продуктивной познавательной деятельности» [6, с.666]. Как процесс изменения состояний и отношений личности, мотивация основывается на мотивах [6, с.666]. С другой стороны, Е.П. Ильин считает, что мотив - это продукт мотивации [3, с.84]. Мотивация — это динамический процесс формирования мотива (как основания поступка), проходящий через определенные

стадии и этапы [3, с.67].

В учебно-воспитательном процессе достижение любой цели также начинается с мотивации. Н.А. Мамаева считает, что «мотивация является одним из наиболее действенных средств повышения эффективности и качества учебного процесса» [5, с.3]. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность.

В отличие от традиционной педагогики, где мотивацию обычно относят к обучению, И.П. Подласый считает, что мотивация - это не обучение, а воспитание [6, с.74-76]. Е П. Ильин в свою очередь говорит, что «нельзя извне в процессе воспитания формировать мотивы, на что уповают многие педагоги. Можно только способствовать этому процессу. Мотив — сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект» [3, с.89].

Часто мотивы подразделяют на внешние и внутренние мотивы. Источником внешних мотивов выступают педагоги, родители, общество в целом. Внешние мотивы - это мотивы престижности, долга, собственного роста, признания и пр. Внешние мотивы очень действенны, но часто вступают в борьбу с внутренними качествам личности обучающегося. К внутренним мотивам относят: интерес к содержанию изучаемого материала, желание познать лучше учебный материал, стремление преодолеть трудности учения и получить удовлетворение и радость от достигнутого результата [8, с.14]. По мнению И.П. Подласого «истинный источник мотивации человека находится в нём самом, именно поэтому «решающее значение придаётся не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам» [6, с.668]. Внутренняя мотивация направлена на развитие личности, её интеллектуальный и моральный рост.

Интересна точка зрения Е.П. Ильина, который считает, что «внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация — процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутреннее побуждение» [3, с.63]. Мотивы, говорит Е.П. Ильин, «всегда внутренние, в отличие от стимулов, вызывающих процесс мотивации, которые могут быть и внешними, и внутренними. Когда же говорят о внешней мотивации и мотивах, то имеют в виду либо внешние воздействия других лиц, либо привлекательность каких-то объектов» [3, с.114].

Важнейшим источников мотивации являются потребности и интересы учеников [6, с.671]. По мнению Е.П. Ильина, «учебный интерес формируется на фоне обязательного усвоения учебного материала, контроля за усвоением, что может вызвать первоначально негативное отношение к предмету, т.е. «отрицательный» мотив учения, который необходимо побороть» [3, с.174]. Поэтому основная задача педагога - вызвать и развить мотивы, соответствующие цели и сущности познавательной деятельности обучающегося.

Математика - одна из самых сложных дисциплин общеобразовательного цикла и при изучении взывает трудности у большинства обучающихся колледжа, что подтверждает анализ входного контроля по математике за последние несколько лет, который показывает, что в колледж на первый курс поступают учиться ребята, не

имеющие элементарных базовых знаний по математике. Сложность вызывают уже простые задания на выполнение арифметических действий. Специфика математической деятельности характеризуется такими факторами как абстрактность предметного содержания, отдалённая перспектива использования в профессиональной деятельности, отсутствие связи с другими дисциплинами.

К сожалению, в современной системе образования, обучение математике, как правило, сводятся к тому, что ученика знакомят с определениями, правилами, формулами, типовыми задачами. При таком подходе развитие мышления происходит только у небольшой части обучающихся, обладающих математическими способностями. Большая же часть обучаемых просто заучивает формулы и правила наизусть, тем самым развивая, в лучшем случае, только память. Такой подход приводит к тому, что обучающийся не видит смысла в изучаемом материале лично для себя, не видит важности и необходимости полученных знаний и умений, вследствие чего обучающийся не понимает для чего ему нужно работать на уроке, выполнять домашнее задание.

В настоящее время, количество часов, предусмотренных учебным планом на изучение математики, в организациях среднего профессионального образования сокращается, при этом остаётся неизменным объём содержания дисциплины. Поэтому перед преподавателем возникает ряд проблем: заинтересовать обучающихся изучением предмета, обеспечив стойкую мотивацию; организовать самостоятельную работу обучающихся вне аудитории. При этом, реализация содержания учебной дисциплины «Математика» должна быть ориентирована «на приоритетную роль процессуальных характеристик учебной работы, зависящих от профиля профессионального образования, получения опыта использования математики в содержательных и профессионально значимых ситуациях по сравнению с формально-уровневыми результативными характеристиками обучения» [1, с.5].

Однако, проанализировав учебники по математике, с целью выявления задач прикладной направленности мы обнаруживаем, что таковых заданий очень мало. Задачников, содержащих задачи профильной направленности, для учреждений среднего профессионального образования нами не обнаружено. Низкое процентное содержание задач прикладного характера не способствует развитию внутренней познавательной мотивации у обучающихся.

Анализируя вышесказанное мы можем говорить о существовании противоречий между абстрактной дисциплиной математика и реальным предметом будущей профессиональной деятельности обучающихся; между объективной необходимостью формирования мотивации у обучающихся учреждений среднего профессионального образования к изучению математики и недостаточно разработанными практическими механизмами и способами реализации этого процесса; между повышающимися требованиями общества к математическому образованию и недостаточной мотивацией обучающихся к изучению математических дисциплин.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы условия и педагогическая технология

формирования положительной мотивации обучающихся колледжа к изучению математики?

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка комплекса педагогических средств формирования положительной мотивации у обучающихся колледжа к изучению математики в условиях учебного процесса.

Вся учебная деятельность обучающихся организации среднего профессионального образования подчинена общей цели - будущей профессиональной деятельности. Поэтому, чтобы заинтересовать обучающегося учебным предметом, необходимо показать ему личностную смысловую ценность освоения знаний. Одна из содержательно-процессуальных закономерностей учебно-воспитательного процесса гласит «результаты обучения прямо пропорциональны значимости для учеников усваиваемого содержания» [6, с.216].

Одним из направлений применения умений в математике стаёт применение заданий практической направленности, задач на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни. Данные задачи позволяют показать связь математики с жизнью, что обуславливает повышение мотивации к изучению самого предмета и позволяет развивать метапредметные компетенции. При этом необходимо, чтобы математика «возникла ни в качестве абстрактной схемы, а в первую очередь в качестве орудия действия» [12, с.2].

Метапредметные требования к результатам обучения включают освоенные обучающимися межпредметные понятия [10, с.4]. И.П. Подласый отмечает, что «мировая педагогика возвращается к интеграции учебных предметов вокруг общих стержневых идей» [6, с.118]. Одним из видов интеграции является межпредметная интеграция, основанная на общих принципах для родственных учебных предметов [6, с.608]. Межпредметные связи способствуют повышению мотивации обучающихся, активизируют познавательную деятельность, повышают уровень овладения знаниями, умениями и навыками. В результате у студентов повышается интерес к изучаемым дисциплинам, улучшается показатель выполнения домашних заданий, вырабатывается навык решения практических задач. Так как математика является универсальным языком науки, то в учебном процессе возможна интеграция математики с профессиональными модулями. Чем чаще знания математики будут необходимы для достижения целей профессиональной подготовки, тем выше будет эффективность математических знаний.

Наиболее согласуется с новыми требованиями теория контекстного обучения А.А. Вербицкого, считающего, что трудности мотивационного обеспечения учебной деятельности снимаются, если в учебном процессе представлены элементы профессиональной деятельности. В этом случае «создаются реальные возможности для переходов от познавательной мотивации к профессиональной и обратно» [2, с.60].

Так как одним из главных направлений личности обучающихся является будущая профессиональная подготовка, то, используя материал, имеющий ярко выраженный прикладной характер, можно оказывать влияние на пси-

хологический аспект познавательной деятельности. Изменяя характер учебного материала, можно добиться такого уровня познавательного интереса обучающегося, когда получаемые им знания не удовлетворяют его потребностей по объему или содержанию, и тогда предъявляемый материал может способствовать развитию мотивации обучающегося к изучению учебной дисциплины.

Таким образом, анализ сложившейся в современном обществе ситуации показывает, что стране нужны профессионалы, владеющие новейшими передовыми технологиями, способные к саморазвитию и самосовершенствованию, мобильные и реализующие личную траекторию успеха. Важная роль в подготовке такого специалиста отведена профессиональному образованию. Согласно концепции развития математического образования в Российской Федерации «без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития» [4, с.1]. В связи с растущими требованиями к компетенциям выпускников учреждений среднего профессионального образования, растёт и сложность изучаемого материала. Для того, чтобы произошла адаптация к возникающим перед обучающимися задачам необходима достаточная мотивация [11, с.119]. Если ребёнок увлечён выполнением задания, то создаётся ситуация успеха, обучающийся испытывает эмоциональный подъём, радуется собственным познаниям и своей удаче от решения вопроса. Поскольку мотивация имеет сложную и многогранную структуру, то «одна из ключевых педагогических задач решения проблемы развития мотивации учения - правильный выбор направления влияния» [8, с.16].

Способствовать формированию мотивации к изучению математики будут такие факторы как:

- организация учебной деятельности на основе связи между предметным содержанием учебной дисциплины математика и предметным содержанием дисциплин профессионального модуля;

- личностный смысл для обучающихся результатов и приёмов деятельности;

- очевидность и понятность выполнения всех действий и операций;

- контроль и самоконтроль учебной деятельности, оценка результатов выполняемых действий.

Таким образом, мы можем предположить, что мотивация к изучению математики у обучающихся колледжа в условиях учебного процесса будет развиваться, если:

- уточнено понятие мотивации обучающихся к изучению математики;

- выявлены педагогические условия и разработана структурно-содержательная модель построения педагогической технологии, основанная на контекстно-компетент-ностном и креативно-деятельностном подходах, включающая ценностно-смысловой, теоретико-методологический, процессуально-технологический и диагностический блоки;

- разработана педагогическая технология, задачник по математике и рекомендации по её изучению в контексте будущей профессиональной деятельности обучающихся.

В дальнейшем планируется разработать педагогическую технологию, предусматривающую решение математических задач в контексте будущей профессиональной деятельности обучающихся и провести опытно-экспериментальную проверку предложенной технологии в условиях учреждения среднего профессионального образования.

Ссылки:

1. Башмаков, М.И. Примерная программа общеобразовательной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для профессиональных образовательных организаций. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 25с.

2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.

3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - Спб.: Питер, 2002 - 512 с.

4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р).

5. Мамаева, Н.А. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Мамаева Н.А. Великий Новгород, 2007. - 203с.

6. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 696 с.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 г. Москва "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы".

8. Пустовойтов, В.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов на уроках математики и информатики: Монография. - Брянск: Издательство БГУ 2002. - 120 с.

9. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрено коллегией Минобрнауки России, протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012г. № 413).

11. Фресс, П., Пиаже, Ж. Экспериментальная психология. Под редакцией П.Фресса и Ж.Пиаже. Вып. 5, Прогресс, М., 1975. С.119-125.

12. Шин, Н.Э. О состоянии межпредметных связей: математика - общепрофессиональные дисциплины -практическое обучение. / Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2012. № 6 (61). С.176-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.