Научная статья на тему 'Теоретические основы самообразования обучающихся'

Теоретические основы самообразования обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SELF-EDUCATION / OPTIMIZATION / MOTIVATION / INDEPENDENT ACTIVITY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ням Нгок Тан

В статье раскрыто понятие самообразования и его место в учебной деятельности обучающихся. Главной задачей самообразования, является самостоятельное развитие и совершенствование личности. Определено место мотивации в самообразовании. Выделены критерии оптимизации самообразования обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF SELF-EDUCATION OF THE BEING TRAINED

In article the concept of self-education and its place of educational activity of the being trained is opened. The main task of self-education, independent development and personality improvement is. The motivation place in self-education is defined. Criteria of optimization of self-education of the being trained are allocated.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы самообразования обучающихся»

и часть новых знаний и понятий, которые обучаемые узнают именно через игру. Это будет предпосылкой уважения к игре, что с ее помощью они узнали что-то новое, необычное. Такая компьютерная учебно-деловая игра заинтересует более развитых в компьютерных играх и подтянет всех остальных.

Компьютерные обучающие игры преследуют конкретную цель - научить играющего чему-либо полезному: быстрому счету, чтению электронных схем или дорожных знаков, созданию различных моделей, иностранному языку, печатанию на клавиатуре, оптимальному взаимодействию с деловыми партнерами и др. Все обучающие игры принадлежат к классу «добрых», так как предполагают вдумчивое и целенаправленное использование их для обучения.

Классификация компьютерных игр в западной литературе является достаточно размытой в силу большой субъективности критериев, используемых авторами. Практически отсутствует собственно психологическая классификация компьютерных игр, в основе которой лежали бы психологические функции, включенные в процесс игры. Такая классификация позволяет хотя бы в первом приближении оценить степень и качество воздействия компьютерной игры на пользователя. В российской историографии первая классификация была предложена А.Г. Шмелевым [2].

Хотя, сейчас на рынке компьютерных игр много привлекательных игр, но обучающих игр, по сравнению с развлекательными играми, все еще мало. Эти обучающие игры позволяют играющему воздействовать на объект, преобразуя его. Например, в обучающей игре ребенок знакомится с геометрическими фигурами, геометрическими понятиями пространства, арифметическими действиями, счетом, дробями и т.д. Обычно эти игры носят контролирующий характер и построены по одной схеме: чтобы дойти до финиша игроку необходимо решить ряд задач (выполнить арифметические действия, составить слово из букв, перевести слово, угадать слово или фразу как в «Поле чудес», назвать геометрические фигуры и.т.д.). Есть игры по физике, химии, медицине, истории, которые требуют определенных знаний по этим дисциплинам. Например, компьютерные учебные игры сайта Nobelprize.org.

Компьютерные учебно-деловые игры в вузе наиболее часто и успешно могут быть применены, например, на занятиях по информатике. Эта дисциплина изучается в блоке общеобразовательных дисциплин во всех специальностях. В дальнейшем подобные игры могут применяться в старших курсах при изучении методики обучения конкретных предметов. О.Н. Польщико-ва указывает, что «В литературе также встречаются разработки уроков по информатике с применением деловых игр. Большинство из них реализуют межпредметные связи, когда, например, основное содержание игры - экономическое, а расчеты производятся в электронных таблицах, т.е. идет закрепление материала, определенной темы по информатике. Также есть деловые игры, которые отличаются обширной сферой применимости -как по возрастам, так и по учебным предметам. Перечисленные разработки не носят систематического характера, поэтому говорить о существовании методики преподавания информатики, основанной на деловых играх, не приходится» [3, с. 3].

Библиографический список

Организация и проведение компьютерных учебно-деловых игр отличаются своеобразием от традиционных деловых игр [4]. Требуются навыки использования компьютера, Интернет, различных компьютерных программ, электронных учебных ресурсов.

Если для ребенка игра - жизненно важная потребность, то для старшеклассника игра - это пространство для развития способностей. Для студента 1-курса, в дополнение к этому, игра -способ самовыражения. Именно на первых курсах формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессии, усиливается активный «поиск себя», начинается становление личности будущего специалиста. В вузе студент проходит одновременно два вида адаптации: учебную и социально-психологическую.

Развитие личности студента на различных курсах имеет некоторые особенности. Поэтому, при использовании компьютерных учебно-деловых игр необходимо учитывать это обстоятельство. На первом курсе - процесс адаптации. На втором курсе - период более напряженной учебной деятельности. Имеет место формирование более широких культурных запросов и потребностей. Третий курс чаще всего связан с началом специализации, проявлением более глубокого интереса к научной работе, и вместе с тем - сужения сферы разносторонних интересов. На 4-курсе у студента происходит более глубокое практическое знакомство со специальностью на учебно-производственной практике. В этот период у студента происходит переоценка многих ценностей жизни и отношения к духовной культуре. Так как в этом курсе перспектива скорого окончания вуза приводит к формированию четких практических установок на будущую профессиональную деятельность, то так же наблюдается постепенный отход от коллективных форм студенческой жизни.

Компьютерные учебно-деловые игры, применяемые в обучении студентов, эффективны в следующих случаях:

- если участники впоследствии будут иметь дело с процессами, которые необходимо заранее «проигрывать»;

- когда у участников имеются необходимые знания для индивидуального решения проблем;

- когда есть необходимость в соединении индивидуальных и фрагментарных решений задач в комплексное и совместное решение проблемы.

Таким образом, существует потребность в совершенствовании методики преподавания многих дисциплин в направлении большего использования активных методов обучения, включая компьютерные учебно-деловые игры. Компьютерные учебно-деловые игры как новый подход в подготовке будущих специалистов будут способствовать повышению не только познавательной активности, но и информационной компетентности будущих специалистов. Система электронного обучения может оказать кумулятивное воздействие на всю сферу образования: в детских садах используются компьютерные игровые методы, в средних школах - электронные учебники, в колледжах и профессиональных лицеях - виртуальные тренажеры, а в вузах -электронные научно-исследовательские лаборатории.

1. Лозанов, Г.К. Суггестопедия в преподавании иностранных языков // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. - М., 1979.

2. Шмелев, А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии // Компьютеры и познание. - М.: Наука, 1990.

3. Польщикова, О.Н. Использование деловых игр в преподавании школьного курса информатики: автореферат дисс. ... кандидата пед. наук. - М., 2005.

4. Федорова, Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. - М., 2009.

Bibliography

1. Lozanov, G.K. Suggestopediya v prepodavanii inostrannihkh yazihkov // Metodih intensivnogo obucheniya inostrannihm yazihkam. -M., 1979.

2. Shmelev, A.G. Psikhodiagnostika i novihe informacionnihe tekhnologii // Kompjyuterih i poznanie. - M.: Nauka, 1990.

3. Poljthikova, O.N. Ispoljzovanie delovihkh igr v prepodavanii shkoljnogo kursa informatiki: avtoreferat diss. ... kandidata ped. nauk. - M., 2005.

4. Fedorova, L.I. Igra: didakticheskaya, rolevaya, delovaya. Reshenie uchebnihkh i professionaljnihkh problem. - M., 2009.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК: 378.147.88

Nyam Ngok Tan THEORETICAL BASES OF SELF-EDUCATION OF THE BEING TRAINED. In article the concept of self-education and its place of educational activity of the being trained is opened. The main task of self-education, independent development and personality improvement is. The motivation place in self-education is defined. Criteria of optimization of self-education of the being trained are allocated.

Key words: self-education, optimization, motivation, independent activity, professional development, educational activity.

Ням Нгок Тан, аспирант Российского университета дружбы народов, факультет физикоматематических и естественных наук, каф. высшей математики, г. Москва, E-mail: rudnmatem@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье раскрыто понятие самообразования и его место в учебной деятельности обучающихся. Главной задачей самообразования, является самостоятельное развитие и совершенствование личности. Определено место мотивации в самообразовании. Выделены критерии оптимизации самообразования обучающихся.

Ключевые слова: самообразование, оптимизация, мотивация, самостоятельная деятельность, профессиональное развитие, учебная деятельность.

Проблема самообразования обучающихся в настоящее время является актуальной. Многие психологи, ученые и видные деятели образования занимаются решением этой проблемы. Поскольку правильно поставленное самообразование обучающихся позволяет решить ряд образовательных и воспитательных задач: расширить кругозор, обогатить знаниями, стимулировать волю, целеустремленность, развить познавательные интересы и совершенствовать профессиональное развитие. Однако проблемы самообразовательной деятельности обучающихся не получили достаточно полного научно-методического обоснования, что оказывает неблагоприятное развития для дальнейшей профессиональной деятельности специалистов и отрицательно сказывается на качестве деятельности.

Остановимся подробнее на раскрытии понятия «самообразование». Самообразование (англ. self-education) - образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности. Известен ряд блестящих имен в науке и культуре, не получивших систематического образования. Автодидактами (самоучками) были, например, археолог Генрих Шлиман, антрополог Эдуард Тайлор, художник Нико Пиросмани и другие. Встречаются случаи, когда основной вид деятельности человека не совпадает с полученным (формальным) образованием. Например, антрополог Франц Боас получал образование физика; его ученица, антрополог М. Мид по образованию была психологом; психолог Л. С. Выготский получил юридическое образование [1].

Важность самообразования как возможность дополнения формального образования понималась во многих странах. В 1893 г. в России возникли организации, ставящие своей целью содействие самообразованию, так в Москве появилась «Комиссия для организации домашнего чтения» (включающая четырехлетнюю программу для систематического чтения по разным наукам); в Санкт-Петербурге «Отдел для содействия самообразованию при Педагогическом музее» [2].

Многие исследователи отрицают включение самообразования в категорию учебной деятельности. Выделяя следующие слабые стороны: отсутствие руководства, обратной связи, несисте-матичность.

На наш взгляд, главной задачей самообразования, является самостоятельное развитие и совершенствование личности. Личность проявляется в единстве духовности и реальных отношений к миру. Культурно-образовательная характеристика идеального человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенствования. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал всесторонне развитого и подготовленного к реальной жизни человека. В отличие от идеала, цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается, возможно, более полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.

Общая стратегия самообразования гуманной, демократической, максимально подготовленной личности заключается в обеспечении себе возможности всестороннего духовного развития, формирующего внутреннюю интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции.

Рассмотрим вопросы оптимизации самообразования. Если рассматривать оптимизацию применимо к учебному процессу, то тогда оптимизацией самообразования можно назвать - поиск таких форм и методов индивидуальной (персональной) работы, повышающих собственное самообразование в той или иной профессиональной области. Таким образом, для оптимизации са-

мообразования необходимо сформировать набор компетенций, а так же определить набор навыков и действий для повышения собственного образования, ведущего к самореализации, успешности, и к самоопределению и самоутверждению.

Овладение обучающимися методами самообразования является одним из основных показателей качества современного процесса обучения.

Результативное самообразование возможно при выполнении следующих условий:

- при устойчивой мотивации индивида на достижение образовательной цели и высокой степени его самоорганизованности и самоответсвенности в выполнении поставленных учебных задач. В противном же случае индивид в силу своей природной любознательности может достаточно легко изменить цель обучения и переключиться на другую дисциплину, тем самым прекратить систематическое образование в выбранном ранее направлении;

- при наличии навыков систематической, самостоятельной учебной деятельности, умения учиться, исследовать логические закономерности изучаемого материала;

- при наличии необходимого числа методических материалов, учебных планов, что создает обучающемуся возможность самостоятельного планирования и оптимизации последовательности учебных действий от обзорных и установочных курсов к углубленным знаниям по выбранным направлениям;

- при наличии рекомендаций по выбору учебного материалы по различным дидактическим основаниям, в том числе по назначению (учебная, научная, монографическая литература), по составу (обзорный, полный, расширенный курс), по содержанию (логически-строгое сухое изложение материала, комментированное изложение) и т.д.;

- при наличии базового образования в выбранном направлении.

Главной проблемой самообразования является некорректность понимания обучающегося, т.е. даже если ученик выбрал себе предметную область, поставил цель, сформулировал критерии и проанализировал направление движения по обучению, то это не значит, что, в конце концов, самообразование приведет к хорошим точным профессиональным знаниям. Потому что выбор движения, траектории движения обучающегося может изменяться путем перехода из одного близкого предмета в другой, особой разницы учащийся не заметит, но отойдет от намеченной цели в начале пути, что уже приводит к некорректности самообучения. В любом случае все это может закончиться либо распылением на огромное количество областей, либо незаконченным самообразованием, либо же процесс самообразования может затянуться на очень долгое время (бесконечное). Чтобы сделать самообразование эффективным целесообразно использовать в начале самообразования тьютера, или наставника, который сможет правильно выстроить процесс движения по самообучению и не даст сбиться с намеченного пути. В его обязанности должны входить:

- установка точной цели и уровень притязаний обучающегося, претендующего на самостоятельное обучение в той или иной области, а так же определение уровня его базовых знаний по той или иной программе обучения;

- знакомство обучающегося с технологией самостоятельного обучения, примерными учебными планами и необходимым для их реализации дидактическим, методическим и технологическим обеспечением;

- оказание помощи в составлении плана самостоятельного обучения с возможностью консультаций у специалистов и осуществление самоконтроля и внешнего контроля полученных знаний.

Таким образом, эффективным самообразованием будет являться контролируемое самообразование, поскольку происходит четкое построение целей, формируются пути достижения,

14З

критерии достижения, так же проводится анализ полученных знаний, оптимизируется процесс самообучения путем введения четкой структуры обучения. Самостоятельное или индивидуальное самообразование носит почти всегда более хаотичный порядок, поскольку контролировать обучение в одной области или смежных областях очень трудно, всегда можно углубиться в другую сторону, что повлечет за собой нарушение процесса образования, и намеченная изначально цель может стать размытой или исчезнуть вовсе.

Критериями эффективного самообразования является эффективность профессиональной или учебной деятельности, творческое развитие обучающегося, получение и адаптация новых знаний в повседневной работе. Самообразование предусматривает расширение и углубление профессиональных знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки. Самообразование не возможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных и значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.

Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов - внимания, памяти. Совершенствует критическое и аналитическое мышление, помогает адаптироваться в меняющейся образовательной и профессиональной среде, а так же является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации учащегося [3].

Таким образом, самообразование - это одна из эффективных форм повышения квалификаций, которое дает возможность проявить человеку свои творческие способности, нестандартность мышления и профессиональное мастерство.

Одной из актуальных проблем является необходимость мотивации обучающихся к самообразованию, что определяется:

Библиографический список

- ориентацией образовательной политики РФ на качество образования и повышение уровня подготовки выпускников ВУЗов;

- необходимостью перехода к стандартам третьего поколения, предполагающим гораздо большим удельный вес самостоятельной работы обучающихся;

- снижение качества образования и уровня подготовки обучающихся и их нежелание работать по специальности [4] .

Подлинное самообразование невозможно без хорошо сформированной культуры умственного труда системы рациональных способов умственной деятельности, состоящей прежде всего из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний.

Для этого необходим достаточно высокий уровень развития восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, креативности, всех компонентов саморегуляции. Поэтому формирование культуры самообразования немыслимо без развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей. По мнению Г.М. Коджаспировой под культурой самообразования принято понимать как высокий уровень развития всех компонентов самообразования, так и систему способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления целостной по-знавательно-созидающей деятельности (от самообучения до формирования определенных качеств личности) [5].

Стремление к новым знаниям, духовное этическое развитие, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков и определённых умений - совершенно необходимо для современного человека.

Необходимо заметить, что человек, повышающий уровень своего самообразования, имеет богатый внутренний мир и выглядит более полезным в глазах окружающих его людей. Это значит, что самообразование необходимо каждому человеку.

1. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. - М., 2000.

2. Аниськова, Л.П. Самообразование как процесс самосовершенствования [Э/р]. - Р/д: mpek.mogilev.by>uploads/005.doc

3. Бороздина, А.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. - 1992. - № 4. - Т. 13.

4. Фролова, С.Л. Мотивация профессионального самообразования студентов // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 1.

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2002.

Bibliography

1. Podlasihyj, I.P. Pedagogika: novihyj kurs ucheb. dlya stud. ped. vuzov: v 2 kn. - M., 2000.

2. Anisjkova, L.P. Samoobrazovanie kak process samosovershenstvovaniya [Eh/r]. - R/d: mpek.mogilev.by>uploads/005.doc

3. Borozdina, A.V. Chto takoe samoocenka? // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1992. - № 4. - T. 13.

4. Frolova, S.L. Motivaciya professionaljnogo samoobrazovaniya studentov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2011. - № 1.

5. Iljin, E.P. Motivaciya i motivih. - SPb., 2002.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 378

Skvortsov K.V. THE HUMANISTIC GOALS OF MODERNIZATION OF EDUCATION. The article is devoted to the study of social problems of modernization of Russian education, the identification of humanistic orientations of the reforms in the sphere of education. The article considers a wide range of issues of social protection of the subjects of the educational system, the rights of citizens to quality education and social stability in connection with their education. The outlines of the humanitarian ideals of the development of education in the context of modern society.

Key words: pedagogics, education, modernization, humanization, reforms, society.

К.В. Скворцов, канд. пед. наук, доц. каф. «Политология, история и социальные технологии»

ФГБОУ ВПО Московский гос. университет путей сообщения (МИИТ), E-mail: skv-kv@mail.ru

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена исследованию социальных проблем модернизации российского образования, выявлению гуманистических ориентиров реформ в сфере образования. В статье рассматривается широкий круг вопросов социальной защищенности субъектов образовательной системы, прав граждан на качественное образование и социальную стабильность в связи с полученным образованием. Намечаются гуманные идеалы развития образования в контексте современного общества.

Ключевые слова: педагогика, образование, модернизация, гуманизация, реформы, общество.

Российское образование, испытывающее в настоящее время ряд проблем, связанных с социально-политическими и социально-экономическими трансформациями страны, переживает период реформирования и модернизации, пути которых в настоящее время не могут быть названы

полностью определенными и выверенными. Поэтому обращение к аксиологическим ориентирам реформ образовательной системы - важное условие и основание конкретизации направлений и задач модернизации образовательной системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.