Научная статья на тему 'Мотивация в процессе обучения математике'

Мотивация в процессе обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2533
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИОННЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / MOTIVATION IN MATHEMATICAL ACTIVITY / MOTIVATION TECHNIQUES IN ACADEMIC ACTIVITY / MOTIVATIONAL MATHEMATICAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юракова М. В.

В статье на основе анализа места мотивации в учебном процессе, приемов мотивации на каждом этапе изучения темы, определения мотивации выделяются признаки мотивации математической деятельности и требования, предъявляемые к математическим заданиям, выполнение которых обеспечивает мотивацию деятельности студентов при обучении математике в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юракова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study is undertaken of motivation in academic activity, motivation techniques at each stage of studying the subject and the definition of motivation. As a result of the study the characteristics of motivation in mathematical activity are distinguished as well as the requirements for mathematical tasks. The completion of the latter provides motivation of students` activity in the process of teaching mathematics in a technical university.

Текст научной работы на тему «Мотивация в процессе обучения математике»

УДК-378.14.

МОТИВАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

М.В. Юракова

В статье на основе анализа места мотивации в учебном процессе, приемов мотивации на каждом этапе изучения темы, определения мотивации выделяются признаки мотивации математической деятельности и требования, предъявляемые к математическим заданиям, выполнение которых обеспечивает мотивацию деятельности студентов при обучении математике в техническом вузе. Ключевые слова: мотивация математической деятельности, приемы мотивации учебной деятельности, мотивационные математические задания.

В психолого-педагогических исследованиях по проблемам высшей школы одним из актуальных направлений является изучение факторов, способствующих повышению качества обучения и развитию студентов. Среди таких факторов в учебном процессе педагоги и психологи выделяют мотивацию. A.M. Романов отмечает, что мотивация обеспечивает формирование критериально-нормативных ценностных ориентаций студентов, высокую эффективность обучения, личностного и профессионального развития, успешную профессионализацию после окончания вуза [10, с. 9]. H.A. Мамаева считает, что «мотивация является одним из наиболее действенных средств повышения эффективности и качества учебного процесса» [5, с. 2]. М.А. Родионов полагает, что мотивация может рассматриваться как основополагающее условие реализации деятельности учения [9, с. 64]. Результаты исследований, проведенных Е.П. Ильиным, В.А Якуниной, H.H. Мешковым доказывают, что фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта [3, с. 268]. М.А. Приходько отмечает, что «посредством учебной мотивации можно ... достичь требуемого уровня сформированное™ знаний, умений навыков и сформировать профессиональные знания, умения, навыки» [8, с. 5].

Также не менее важным является роль мотивации в управлении самим учебным процессом. По мнению Е.И. Евстафьевой, изучение и развитие мотивации раскрывают механизмы методического воздействия на личность обучающегося [1, с. 53].

Таким образом, педагоги и психологи отмечают существенную роль мотивации в процессе обучения как для самих обучающихся, так и для обучающих.

Интерес педагогов и методистов вызывают вопросы о месте мотивации в процессе обучения и о возможных способах мотивации учебной деятельности.

Традиционно мотивации отводится место в начале учебной деятельности. Начальный этап учебной деятельности называется мотивационным. Его цель заключается в создании у обучающихся установки на необходимость подготовки к изучению материала. На мотивационном этапе обучающиеся должны узнать, почему и для чего изучается данный раздел, какова основная учебная задача данной работы [3, с. 263]. Часть педагогов только в начале учебной деятельности видят роль и место мотивации. Так, М.А. Родионов отмечает, что «часть учителей, признавая необходимость осуществления определенных стимулирующих воздействий на ученика, ограничивает временные рамки этих воздействий лишь начальным этапом изучения программных вопросов» [9, с. 9].

Согласно теоретическим исследованиям, мотивация должна сопровождать учебную деятельность не только на начальном этапе учебного процесса. А.К. Маркова и др. утверждают, что «общая задача учителя состоит в том, чтобы ученик постоянно был мотивирован к действиям - ив начале урока, и в ходе его, и в конце урока» [12 ,с. 60]. Психолого-педагогические исследования мотивации обосновывают это следующими положениями. Помимо побуждения к деятельности на начальном этапе ее выполнения, мотивация требуется при переходе к каждому отдельному действию в процессе выполнения деятельности (А.К. Дусавицкий). Каждое предыдущее действие подкрепляет своим результатом доминирующий мотив, который вместе с опытом обучающегося и условиями задачи вызывает потребность в выполнении последующего действия [9, с. 68]. При успешном выполнении действия и результат, и способ его достижения приобретают для субъекта мотивационное значение (М.А. Родионов). Мотивация регулирует последовательность операций в реализуемом методе и обуславливает также переход к новому способу деятельности [2, с. 26].

Для обучения и на начальном этапе учебного процесса, и в ходе выполнения учебной деятельности, и на этапе подведения итогов этой деятельности необходимы компоненты, сопутствующие мотивации такие, как: побуждение к деятельности, стремление к успеху, эмоциональные переживания, познавательный интерес, активная позиция обучающихся. При этом на протяжении всего учебного процесса они играют важную роль. На начальном этапе они позволяют обучающимся осознать значимость данной учебной деятельности и сформировать готовность к ее выполнению. В ходе учебного

троцесса - побуждают обучающегося к выполнению запланированной системы действий, способств^ достижению поставленной цели. При подведении итогов - побуждают к оцениванию результатов своей работы и выделению полезного для себя опыта.

Идеи о развитии и поддержании мотивации на протяжении всего учебного процесса придерживаются многие педагоги и психологи (О.С. Гребенюк, H.H. Иванова, H.A. Мамаева, А.К. Маркова, М.А. Приходько, М.А. Родионов, Н.Г. Свириденкова и др.).

Описанию места мотивации в процессе обучения помогает раскрытие функций мотивации. Согласно исследованиям психологов, выделяется ряд функций мотивов: побуждающая, направляющая, регулирующая, стимулирующая, управляющая, организующая, структурирующая, смыслообразующая, контролирующая, защитная. В учебном процессе мы рассмотрим четыре из них: побуждающую, направляющую, регулирующую, смыслообразующую. В обучении реализации каждой из функций способствуют определенные приемы деятельности обучающегося.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что побуждению к учебной деятельности через принятие учебной задачи способствуют следующие педагогические приемы:

- демонстрация актуальности тех знаний, умений, которые будут изучаться в данном разделе (Н.Г. Свириденкова), поскольку «именно актуализация знаний позволяет ученику осознанно определить важность предстоящей деятельности, оценить ее субъективную значимость, сопоставить со своими возможностями и в результате принять (или не принять) задачу, поставленную учителем [11, с. 26]»;

- создание условий, способствующих установлению связи задачи с жизненным опытом обучающихся, демонстрация недостаточности имеющегося опыта, включение задачи в личностный план ученика, опора на индивидуальный стиль деятельности, привычки и предпочтения ученика, формы предъявления задачи, вызывающие положительную эмоциональную реакцию ученика [7, с. 66].

Также на начальном этапе использовать можно следующие виды побуждений обучающихся:

- активизация мотивов предыдущих достижений, мотивов относительной неудовлетворенности (А.К. Маркова, H.A. Мамаева);

- создание практической ситуации, в которой обучающийся сталкивается с индивидуальными затруднениями (А.К. Маркова);

- сосредоточение внимания учащегося на учебной ситуации, получение информации о предмете потребности (актуализация познавательной потребности), осознание потребности (выбор мотива), выбор решения (постановка учеником цели) (О.С. Гребенюк).

Формулирование, осознание конкретной цели обучающимися позволяет им осуществить выбор определенной линии поведения, то есть способствует реализации направляющей функции [3, с. 123].

Регулирующую функцию в ходе учебного процесса выполняют контроль и оценка результатов действия (А.Н. Леонтьев, М.А. Родионов). В случае соотнесения результатов действий с соответствующими оценочными критериями они начинают выступать в качестве ситуативных мотивов выполнения последующих действий [9, с. 59].

Регуляцию учебной деятельности с помощью мотивационных компонентов описывает в своем исследовании М.А. Родионов. По его мнению, если побуждение входит в область взаимодействия структуры индивидуального опыта и восприятия предметного содержания, то оно начинает играть регулирующую роль, способствуя составлению программы деятельности и отдельных действий, а также их реализации. «В противном случае соответствующий сигнал поступает по принципу обратной связи в регулятивный элемент, инициирующий последовательность циклов уточнения и коррекции содержания познавательного и компетенциального компонентов с целью выработки вариантов согласования имеющейся системы знаний и усвоенных способов действий с результатами познавательных процессов. При осознании невозможности выявления таких вариантов происходит изменение сознательной регуляции с выработкой новых субъективных критериев значимости познаваемого объекта и изменением содержания деятельности» [9, с. 131].

Получение оперативной информации о процессе выполнения деятельности, согласно исследованиям О.С. Гребенюк, корректирует действия и способствует подкреплению уверенности в правильности выполняемых действий.

Также мотивируют деятельность и способствуют достижению цели такие факторы, как очевидность и понятность выполнения всех действий и операций; самоанализ и самооценка учебной деятельности; сопоставление полученных результатов с поставленными учебными задачами [7, с. 71].

Таким образом, действие регулирующей функции мотивации основывается на восприятии предметного содержания, его связи с индивидуальным опытом, возможности выполнить указанные действия и операции, анализе и оценке информации об их выполнении в направлении достижения цели. Поэтому мы читаем, что способствовать реализации данной функции мотивации будет такая организация учебной деятельности, при

которой устанавливаются связи между данным предметным содержанием и индивидуальным опытом, основе определяется программа реализации отдельных действий, выделяются ориентиры в их выполнении. Для обеспечения получения корректирующей информации о выполнении действий определяются критерии оценки результатов деятельности в направлении достижения цели, реализуется контроль, обеспечивается самоконтроль и оценка результатов выполняемых действий.

Слыслообразующая функция мотивации оценивает личностный смысл для обучающихся результатов деятельности, приемов деятельности, условий достижения этих результатов. Они определяются как значимые, если способствуют успешности и развитию обучающегося. Определение успешности происходит на этапе оценки и качественного анализа учебной деятельности: выявляются причины имеющихся недочетов и ошибок, выделяются положительные моменты [7, с. 67], достигнутые результаты сопоставляются с поставленной задачей, определяются трудности и выбираются пути их решения (H.A. Мамаева). Также в результате оценки и анализа учебной деятельности, индивидуальный опыт обогащается обобщенными приемами деятельности, которые сами впоследствии могут мотивировать учебную деятельность.

Рассматривая мотивацию математической деятельности, необходимо учитывать специфику этой деятельности. Специфика математической деятельности вызвана спецификой предметного содержания, большой степенью его абстрактности, отдаленной перспективой использования в профессиональной деятельности и жизни, часто скрытой системой связей с жизненным опытом и другими дисциплинами. Специфика математического содержания влияет на опыт обучающегося по его усвоению. Таким образом, математическое содержание и индивидуальный опыт обучающихся обуславливают выполнение ими математической деятельности.

Несмотря на различные подходы к понятию «мотивация», ключевыми позициями понятия, согласно проведенному нами анализу определений, является то, что мотивация отражает совокупность причин, которые обуславливают возникновение деятельности, выбор направления деятельности и способов ее осуществления.

Поэтому под мотивацией математической деятельности будем понимать совокупность причин, связанных с математическим содержанием и индивидуальным опытом обучающихся, побуждающих к возникновению математических действий, выбору направленности и способов осуществления математических действий.

Согласно этому определению, можно судить о наличии мотивации в процессе обучения математике по следующим признакам: возникло ли у обучающегося побуждение к деятельности, определено ли направление осуществления деятельности, выбраны ли способы ее осуществления.

Мы предлагаем в качестве способа осуществления мотивации в процессе обучения математике использовать мотивационные задания.

Чтобы задание являлось мотивационным, оно должно отвечать признакам наличия мотивации математической деятельности: наличию математического содержания и обращения к индивидуальному опыту, на основе которых возникает побуждение к деятельности, выбор направления и способа ее осуществления.

В учебном процессе такие задания могут быть использованы для реализации различных целей: в начале изучения темы - для мотивации изучения содержания, в процессе изучения темы - для мотивации поисковой деятельности, в конце изучения темы - для мотивации систематизации, обобщения. Место задания в учебном процессе определяет подбор необходимого математического содержания, опыта, способ установления их взаимосвязи.

Поэтому, чтобы составить мотивационное задание, необходимо:

1. Определить место мотивационного задания в процессе изучения темы.

2. Определить, на каком математическом содержании эта цель будет реализовываться (математическое задание).

3. Выделить три этапа работы над заданием:

- начальный этап, побуждающий к выполнению задания,

- процессуальный, в результате которого реализуются основные шаги выполнения задания,

- этап подведения итогов, на котором делаются основные выводы о достижении цели задания, о полученном опыте.

4. Для каждого этапа работы с заданием определить математическое содержание и индивидуальный опыт, которые будут являться основой реализации функций мотивации и побуждать к выполнению задания, определять направление и способы его выполнения.

5. В организацию работы с заданием включить приемы деятельности, которые на основе выделенного математического содержания и опыта обучающихся обеспечивают реализацию каждой функции мотивации.

Приведем примеры мотивации математической деятельности с помощью мотивационных заданий.

В начале изучения темы: «Интегрирование тригонометрических функций» - мы предлагаем рассмотреть задание I, цель которого мотивировать студентов к изучению приемов интегрирования тригонометрических функций методом замены с предварительным преобразованием тригонометрического выражения.

Задание I. Даны два примера: / SÍn2 X COS xdx, f SÍn2 X COS3 xdx.

1. Проанализируйте условия данных примеров и определите, какой из двух интегралов можете решить известным методом. Решите выбранный пример.

2. Сравните свое решение с предложенным.

Методом замены переменной можно вычислить интеграл:

I CO, Л -J s^sin = = а-- 3+С -

Sin3 X

+ С

3

3. Проанализируйте фрагмент другого примера и определите основную идею его решения. Заполните пропуски в решении:

I c°S3xdx = --Jsm2x(l- *)-...

4. Сравните свое выполнение с предложенным.

Основная идея решения примера: с помощью преобразований «подготовить» подынтегральное выражение к введению новой переменной:

f ^ X со^ xdx - ¡ SiA coS^* coS * dx - I Sin2,(l - Sin2,)d(Sin -=[t-slnx ]- ft2 (l-t2)& - 'j-'j + С - £flp-£íií£ + c

5. Составьте свои примеры интегралов, которые можно решить аналогичным способом. Обобщите конструкцию подынтегрального выражения.

6. Сравните свое выполнение задания с предложенным.

Примеры, которые можнорешить аналогичным способом:

1)\ Sin2 х c°S5 xdx,2) Г cos„ xdx, 3) Г Sin5 xdx, 4) Гsin * dx, 5) Г Sin2 3xdx. J J sin2x J J cos6x J

Конструкция их подынтегральных выражений может быть представлена в виде:

Í

Sinn X c°Sm xdx, где ,

п и т - целые числа.

Рассмотрим, как данное математическое задание побуждает к математической деятельности, обеспечивает выбор направления этой деятельности и выбор способа ее осуществления.

Побуждение к изучению новых приемов интегрирования тригонометрических функций обеспечено двумя примерами схожей конструкции, один из которых можно решить методом замены переменной, не прибегая к дополнительным преобразованиям. Таким образом, индивидуальный опыт интегрирования простых тригонометрических выражений, успешное решение первого примера, схожая конструкция второго примера задания, требующего новых знаний, способствует возникновению побуждения к выполнению задания.

На основе анализа математического содержания и имеющегося индивидуального опыта происходит определение основной идеи решения (пункт 3), способа его выполнения, в результате чего у студентов формулируется цель ближайшей деятельности: изучить приемы интегрирования тригонометрических функций и определяется направление деятельности: установить в чем должно состоять преобразование подынтегрального тригонометрического выражения, чтобы способствовать дальнейшему интегрированию выражения методом замены переменной.

Выбору способа преобразования данного выражения с целью применения метода замены переменной способствует задание на составление примеров, рассмотрение и последующее сравнение с предложенным преобразованием. При этом неуспешность в составлении подходящих примеров может служить мотивом дальнейшему изучению соответствующих приемов

Чтобы убедится в том, что с помощью задания можно обеспечить мотивацию, полезно проанализировать задание с позиции реализации мотивационных функций. Вызывая побуждение к математической деятельности и определяя ее направление, мотивационные задания, очевидно,

реализуют побуждающую и направляющую функции.

Действие регулирующей функции мотивации в процессе выполнения задания предусмотрено благодаря математическому содержанию (фрагмент решению примера), индивидуальному опыту (основная идея вычисления). В результате определения их взаимосвязей студентами выделяются ориентиры, задающие направление предстоящей деятельности, и способы их реализации. Также способствует регулированию деятельности студентов возможность получить ими корректирующую информацию о правильности выполнения действий. Это осуществляется с помощью предложения сравнить свое выполнение с образцом, заранее продуманным преподавателем, внести при необходимости коррективы в свою работу.

Смыслообразующая функция мотивации реализуется в задании благодаря использованию полученного опыта в новой ситуации (составление аналогичных примеров, составление обобщений) и удовлетворению от успешно выполненного задания.

В ходе изучения рассматриваемой темы мотивировать студентов к овладению приемами интегрирования тригонометрических функций, сводящими интеграл к использованию метода замены переменной, мы предлагаем с помощью задания II.

Задание II.

1. Проанализируйте возможность вычисления интегралов (задание I, 4.) с позиции основной идеи: с помощью преобразований «подготовить» подынтегральное выражение к введению новой переменной. В случае затруднений, перейдите к пункту 2. Если затруднений нет, перейдите к пункту 3.

2. Определите назначение пропущенных преобразований в каждом интеграле и восстановите пропуски.

1) / sin2 х cos5 xdx = — = /(1 — sin2x)2 sin2xd(sin x) = —

rcos3x . r l-sin2x . N

2) \ ——ax = ••• = I ———d(sinx) = •••

3) / sin5 xdx = ••• = — J(1 — cos2x)2 d(cos x) =

4) = -Stg4xd(tgx) = •••

5) / sin23xdx = ••• = -/(! — cos 6x)dx = •••

3. Обобщите результаты работы с примерами, для этого: определите вид подынтегрального выражения; выделите соответствующие ему преобразования тригонометрических выражений; укажите цель преобразования - общий вид интеграла, к которому нужно привести данный; укажите номера примеров для каждого вида.

4. Сравните свое выполнение задания с предложенным.

Вид подынтегрального выражения Преобразование Вид преобразованного интеграла Номер примера

/sln"* cosm*d* n, m -нечетные Отделение от нечетной степени множителя, выражение подынтегральной функции через кофункцию этого множителя j R(cosx)d (cosx) j R(cos(mx))dx 1) 2) 3)

/sln"* cosm*d* m,n -четные Понижение степени косинуса или синуса j R(cos(lx))dx 5)

Г sinnx -——dx cosn+/X Выделение в подынтегральной функции произведения функции от тангенса и его производной R(tgx)d(tgx) 4)

Прокомментируем задание с позиций, выделенных ранее.

Побуждение к выделению приемов интегрирования тригонометрических функций происходит на основе: математического содержания примеров определенной конструкции (задание I), для которых определена идея интегрирования; индивидуального опыта преобразования тригонометрических выражений, опыта интегрирования методом замены переменной, ясности основной идеи интегрирования тригонометрических выражений, выделенной в предыдущем задании; установления значения приемов преобразования тригонометрических функций (определение назначения пропущенных преобразований) для интегрирования.

Побуждение к деятельности с данным математическим содержанием, наличие опыта для

шределения способов осуществления деятельности приводит к формированию цели: выдех необходимые преобразования подынтегрального выражения для основных случаев интегрирования выражений данно конструкции.

В соответствии с этой целью задается направление деятельности: на основе анализа конструкции исходного выражения выделить такое преобразование тригонометрического выражения, которое позволяет впоследствии воспользоваться интегрированием методом замены переменной.

Определению способа выделения таких преобразований тригонометрических выражений способствует задание на обобщение результатов вычисления примеров (пункт 3), в котором выделены ключевые позиции для обобщения. Возможность сравнить свой вариант выполнения задания с указанным позволяет студентам увидеть свои затруднения и успехи, в случае трудности скорректировать свои действия

Действие регулирующей функции мотивации обеспечивается благодаря следованию ориентирам при поиске преобразований (роль таких ориентиров играют выделенная основная идея преобразования и промежуточный результат при вычислении интегралов) и благодаря получению информации о правильности выполнения отдельных шагов задания (которое предусмотрено наличием заданий тиа: «Сравните с предложенным...»).

Личностный смысл результатам выполнения задания придает их успешность и возможность использования в качестве вспомогательных материалов таблицу, полученную в ходе его выполнения. Анализ решенных примеров и их обобщение, которые осуществляются при выполнении задания, способствуют формированию способов деятельности интегрирования тригонометрических функций.

После изучения нескольких тем, связанных общей идеей полезно обобщить и систематизировать накопленный опыт. Для систематизации опыта по вычислению интегралов с помощью преобразования подынтегральных функций с дальнейшим применением интегрирования методом замены переменной мы предлагаем задание III.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание III.

1. Проанализируйте с позиции реализации основной идеи («Выполнить преобразование подынтегрального выражения так, чтобы можно было применить метод замены переменной») свои результаты работы по темам: «Интегрирование с помощью введения вспомогательного аргумента», «Интегрирование тригонометрических выражений», «Интегрирование иррациональных выражений».

Результаты анализа оформите в виде таблицы.

Вид подынтегральной функции Особенности конструкции подынтегрального выражения Прием преобразования интеграла Пример

3. Ответьте на вопрос: «Какие приемы организации работы над заданиями помогли освоить вычисление интегралов с помощью сведения их к методу замены переменной?»

4. Сравните свое выполнение задания с предложенным.

В качестве приемов организации работы, которые помогали освоить вычисление интегралов, сводящихся к методу замены переменной, можно назвать следующие: выделение общей идеи интегрирования для данной группы выражений, определение признаков применения метода интегрирования для интегралов данной конструкции, выделение цели преобразования выражения для интегрирования выражения, систематизация и обобщение полученного опыта в виде вспомогательных материалов (схем, таблиц, правил, рекомендаций).

Побуждение к систематизации накопленного опыта в задании достигается за счет наличия общей идеи при интегрировании математического содержания ряда тем, ее значимости для студента при вычислении интегралов и опыта работы с таким содержанием.

Направление систематизации опыта задается с помощью выделения основных идей интегрирования в изученных темах и анализа приемов обобщения математического содержания этих тем.

Выбор способа деятельности по обобщению и систематизации опыта вычисления интегралов с помощью сведения их к методу замены переменной определяется с помощью задания на выделение приемов работы с математическим содержание изученных тем.

Регулирующая функция мотивации в задании определяется наличием ориентиров в направлении систематизации и в выборе способов организации; возможностью убедиться в успешности своих рассуждений.

Новый личностный смысл приобретает имеющийся опыт студентов, поскольку позволяет им формировать общий прием организации систематизации знаний.

Представленные задания являются мотивационными. Они удовлетворяют выделенным требованиям: задают побуждение к действию на основе предлагаемого математического содержания и имеющегося опыта, определяют направленность деятельности на основе поставленной цели и

тобуждают к выбору способа действий с данным математическим содержанием в соответстви: имеющимся опытом. На каждом этапе работы над заданием активизируются мотивационные механизмы и действуют функции мотивации, побуждая, направляя, регулируя деятельность и придавая ей личностный смысл.

The study is undertaken of motivation in academic activity, motivation techniques at each stage of studying the subject and the definition of motivation. As a result of the study the characteristics of motivation in mathematical activity are distinguished as well as the requirements for mathematical tasks. The completion of the latter provides motivation of students' activity in the process of teaching mathematics in a technical university.

The key words: motivation in mathematical activity, motivation techniques in academic activity, motivational mathematical tasks.

Список литературы

1. Евстафьева, E. И. Методическая система формирования и развития внутренней мотивации изучения химии в условиях начального профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02/ Евстафьева Е. И. СПб. : 2001. 199 с.

2. Иванова, Н.Н. Мотивационная технология обучения физике в основной школе: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02 / Иванова Н.Н. М., 2004. 240 с.

3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 512 с.

4. Мамаева, Н.А. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов: дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Мамаева Н.А. Великий Новгород, 2007. 203 с.

5. Мамаева, Н.А. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Мамаева Н.А. Великий Новгород, 2007. 18 с.

6. Минорский, В.П. Сборник задач по высшей математике: Учеб. Пособие для втузов. 13-е изд. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. 352 с.

7. Приходько, М.А. Учебная мотивация как средство управления личностно-ориентированным обучением математике студентов аграрного университета : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/ Приходько М.А. Омск, 2008.229 с.

8. Приходько, М.А. Учебная мотивация как средство управления личностно-ориентированным обучением математике студентов аграрного университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/ Приходько М.А. Омск, 2008.20 с.

9. Родионов, М.А. Теория и методика формирования мотивации учебной деятельности школьников в процессе обучения математике: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 /. Родионов М.А. Саранск, 2001. 381 с.

10. Романов, A.M. Педагогические условия и средства формирования смыслообразующей мотивации студентов в информационно-образовательной среде: автореф. дис. д-ра пед. наук. 13.00.01/ Романов, A.M. Нижний Новгород, 2009. 48 с.

11. Свириденкова, Н.Г. Вариативные учебные технологии как средство формирования положительной мотивации учебной деятельности на уроках физики: дис. .канд. пед. наук : 13.00.02 / СвириденковаН.Г. Екатеренбург, 1998. 175 с.

12. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. 192 с.

Юракова М.В. -И.Г. Петровского

Об авторе

аспирант Брянского государственного университета имени академика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.