Научная статья на тему 'Формирование положительного образа России на занятиях по русскому языку как иностранному'

Формирование положительного образа России на занятиях по русскому языку как иностранному Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
169
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИМИДЖ / POSITIVE IMAGE / ИНОСТРАННЫЕ КУРСАНТЫ / FOREIGN CADETS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вашутина Ольга Юрьевна, Закарлюка Валентина Андреевна

В статье анализируется роль русского языка в формировании положительного имиджа России у иностранных военнослужащих, приводятся примеры из опыта работы, демонстрирующие возможности общения и познания культуры, литературы, языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Вашутина Ольга Юрьевна, Закарлюка Валентина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING OF A POSITIVE IMAGE OF RUSSIA AT THE LESSONS OF RUSSIANAS A FOREIGN LANGUAGE

The article analyses a role of the Russian language in building of a positive image of Russia in foreign military men. The authors provide examples from professional experience that show possibilities of communication and perception of culture, literature and language.

Текст научной работы на тему «Формирование положительного образа России на занятиях по русскому языку как иностранному»

ISSN 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2015. № 3 (17)

УДК 372.811.1 ГРНТИ 14.35.09

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

О.Ю. Вашутина, В.А. Закарлюка

Омский автобронетанковый инженерный

институт (филиал) Военной академии

материально-технического обеспечения

имени генерала армии А.В. Хрулева

Россия, 644098, г. Омск, 14 военный городок; otiu@mail.ru

В статье анализируется роль русского языка в формировании положительного имиджа России у иностранных военнослужащих, приводятся примеры из опыта работы, демонстрирующие возможности общения и познания культуры, литературы, языка. Ключевые слова: Россия, положительный имидж, иностранные курсанты.

BUILDING OF A POSITIVE IMAGE OF RUSSIA AT THE LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

O.Yu. Vashutina, V.A. Zakarlyuka

Omsk Tank -Automotive Engineering Institute (branch) of General Khrulev

Military Academy of Logistics and Transport

Russia, 644098, Omsk, 14 voenny gorodok, otiu@mail.ru

The article analyses a role of the Russian language in building of a positive image of Russia in foreign military men. The authors provide examples from professional experience that show possibilities of communication and perception of culture, literature and language. Keywords: Russia, positive image, foreign cadets

Радикальные перемены в жизни современного российского общества, постоянное расширение сфер международного, межнационального общения, в том числе и в сфере образовательных услуг, со всей очевидностью показывают, что дальнейшее развитие международных связей возможно только в условиях диалога представителей разных национально-культурных сообществ, способных понять и принять другую культуру в качестве равноценной своей родной культуре.

Интересы России в обеспечении национальной безопасности требуют интенсивных внешнеполитических отношений государства. Сотрудничество Российской Федерации в военной области представлено в области

подготовки военных специалистов. К примеру, только в Омском автобронетанковом инженерном институте обучаются военнослужащие из 28 стран.

Происходящие в последнее время в России и в мире изменения предоставляют все больше возможностей общения и познания культуры, литературы, языка. Это, в свою очередь, способствует тому, что начали преобладать эстетические и эмоциональные мотивы, связанные с культурными и духовными ценностями страны изучаемого (русского) языка [5, с. 326].

Трудно не согласиться со словами, утверждающими, что «стремление знать русский язык... всегда прямо пропорционально тому

Духовное и физическое здоровье нации

месту, которое занимают в мире российская наука, культура и политика» [2, с. 117].

Изучение русского языка в мире пережило много всплесков и падений, обусловленных социально-политическими событиями и формируемым ими образом страны, которые переживал русский язык как иностранный. Резкий скачок произошел во время хрущевской оттепели, когда у молодых европейцев пробудился интерес к событиям, происходящим за железным занавесом. Времена брежневского застоя заморозили на время эти процессы. Затем в 1968 г. коммунистически настроенная молодежь вновь обратилась к русскому языку. Следующий бум русский язык пережил в связи с горбачевскими преобразованиями, с перестройкой и гласностью. Сегодня Россия в глазах иностранцев ассоциируется скорее с «новыми русскими», прославившимися во всем мире своим цинизмом и богатством, с криминалом, коррупцией и чеченской войной [3, с. 314].

Сегодня в мире, по статистике, интерес к изучению русского языка в Западной Европе падает примерно на 10 % в год. Это может быть связано с падением популярности России, не оправдавшей надежд мирового сообщества, с нашими неудачами в области политики и экономики [4, с. 39].

Как утверждают исследователи, образ страны изучаемого языка является важным мотивационным фактором в процессе его изучения. В нашем понимании, понятие образа России подразумевает совокупность знаний и представлений о стране, включающих политические, социально-экономические, исторические составляющие, а также знания и представления о культуре (литературе, музыке, кино и т.д.), бытовой жизни, национальном характере жителей страны. Помимо традиционных источников формирования имиджа страны изучаемого языка (средства массовой информации; русская культура; общение с русскими), сам процесс обучения таит в себе огромный потенциал для формирования имиджа России.

Одна из главных задач преподавателей русского языка Омского автобронетанкового инженерного института — формирование положительного образа России, усвоение курсантами элементов культуры России с опорой на собственные национальные культуры, формирование у иностранных курсантов гуманистических и духовно-нравственных ценностей и навыков их применения в профессиональной сфере по отношению к своему народу и окружающему миру.

Омск — огромный российский город, находящийся в самом центре Сибири. Один американский консул сказал: «Странно видеть такой большой город, выскакивающий внезапно из густой тайги. Словно прячущийся медведь из берлоги» [6]. Население города — 1154 тысячи человек. Русских — 90 %, украинцев и казахов — по 3 %, татар — 2 % и немцев — 2,9 %. Город был до 90-х годов закрытым, тщательно соблюдалась секретность.

Как верно заметил писатель Петр Вайль, «в Сибири все большое». Принятая единица измерения — среднее по величине европейское государство. Территория Омской области — 141,1 тыс. кв. км. Она спокойно вмещает в себя 3 Дании (43 094 кв. км.). Можно измерять наш регион и в Швейцари-ях (41 000 кв. км). Расстояние от Омска до Москвы — 2696 км, от Омска до Владивостока — 6401 км.

Если спросить иностранца, что такое Россия, он, без сомнения, ответил бы: «Огромная страна». Однако все, о чем он мог бы рассказать, это что в России есть Москва, Санкт-Петербург, Сибирь, Транссибирская магистраль. Некоторые ответили бы, что это страна, располагающаяся на двух континентах — Европе и Азии. Ещё Россия — это культура и искусство, в частности литература и музыка, а также балет и опера, шахматы и матрёшки.

Курсантов уже на первом курсе знакомим с фильмом Алёны Олейник и Бориса Мамлина «Омск. Город, где я» (Продолжительность: 00:31:10). После просмотра фильма курсанты единодушны во мнении: если бы они увидели этот фильм до поступления в наш институт, то захотели бы жить и учиться в нашем городе. С чем-то можно не согласиться, но всё же фильм задаёт настроение и желание диалога, потому что, опять же со слов курсантов, снят с любовью и патриотизмом к родному городу.

Знакомство с историей нашего института начинается, конечно же, с посещения музея института, в котором рассказывают об истории создания нашего военного вуза и его доблестном пути.

С целью формирования межкультурной компетенции, знакомства с историей России, Омска и Омской области курсанты посещают экспозицию Музейного комплекса воинской славы омичей и выставку военной техники времен Великой Отечественной войны. С волнением слушают рассказ об установленном напротив музея символе-памятнике матери русского воина, прообразом которого

/ББМ 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2015. № 3 (17)

стала жительница Омской области Анастасия Аркадьевна Ларионова, потерявшая на фронтах Великой Отечественной войны семерых сыновей.

Эффективным методом знакомства иностранных курсантов с культурой России, её традициями, героями и просто людьми является подготовка и выступление с докладами на студенческих научно-практических конференциях. Помимо научной ценности и познавательного интереса, знакомство с известными учеными формирует у курсантов представления о приоритете нравственных устоев личности.

Интересными для них показались экскурсии в историко-культурный комплекс «Старая крепость», в Сибирский культурный центр, в Историко-краеведческий музей и в Омский музей изобразительного искусства. Художники романтизировали это пространство, запечатлев на своих полотнах и суровый климат, и суровый характер покорителей природы. Ведь это не только художественная фиксация времени, но и окультуривание пространства.

Не остаётся без внимания и литературная жизнь Омска. Знакомство с писателями и поэтами, участие в праздновании Дня Пушкина в России стало традицией для иностранных курсантов.

В рамках окончания подготовительного курса проводим праздник знатоков русского языка «Великий, могучий русский язык», конференцию «О России по-русски».

Предлагаем описание тематического вечера «Загадочная русская душа», проведенного нами по окончании подготовительного курса в прошлом году.

1. Вступительное слово

Добрый день! Сегодня мы с вами проведем заключительное (последнее) занятие по русскому языку на подготовительном курсе. Тема занятия «Загадочная русская душа».

Многие иностранцы пытаются понять Россию, понять русского человека, его национальный характер. Словосочетания «русский характер», «русская душа» в сознании гостей нашей страны — что-то секретное, тайное, загадочное. Но что это такое — «русская душа»? Чем русская душа отличается от других? И отличается ли она? Мы другие?

Тайны нет. Но почему мы все разные? Наверное, потому, что у каждого народа своя история, свои традиции, которые передаются из поколения в поколение, и которые мы храним. Сегодня мы вспомним наши (русские) традиции, о которых вы читали и

были их участниками. Может быть, сегодня вы чуть-чуть больше узнаете о характере, душе русского человека.

2. Традиции России (кубинские курсанты рассказывают о Старом Новом годе, Пасхе, Масленице).

3. Русские считают, что гости несут в дом радость и веселье, и они — подарок, который дан Богом человеку.

Встреча гостей в России (о встрече гостей с хлебом-солью рассказывают курсанты из Мали).

4. Народные музыкальные инструменты (о балалайке рассказывают курсанты из Лаоса).

5. Русская народная песня.

6. Русские сувениры (о матрёшке, валенках, хохломе рассказывают курсанты из Гвинеи).

7. Народные приметы, суеверия (рассказывают курсанты из Анголы).

8. Заключение. Пусть навсегда останется загадкой загадочная русская душа.

Курсанты приглашаются к праздничному столу с традиционным русским угощением к чаю: пирогами, блинами, пряниками, бубликами. За столом, в дружеской обстановке курсанты рассказывают о традициях своей страны и исполняют национальные песни.

Таким образом, ещё на подготовительном курсе курсанты узнают реалии национальной жизни народа изучаемого языка, через экскурсии и различные внеаудиторные мероприятия приобщаются к культурному наследию русского народа.

А введение новой лексики перед каждым мероприятием, трансформация ее в новые формы речевой деятельности в сочетании с живым иллюстративным материалом формирует у иностранных курсантов на начальном этапе обучения адекватное представление о стране пребывания и способствует успешному усвоению русского языка.

Общие ассоциации, которые касаются России, очень сильно меняются за время пребывания иностранных курсантов в России. Все впечатления о России сводятся к тому, что люди в основной своей массе такие же, как и повсюду в мире, независимо от культурных различий, русские люди дружелюбны, даже если они не выглядят таковыми на первый взгляд. Многое из того, что другие народы квалифицируют как грубость, на самом деле просто знак определенной сдержанности русского характера. Россия - это также народ, способный посвятить всего себя, чтобы

Духовное и физическое здоровье нации

защитить свою землю. Русские — очень гордые люди. Они гордятся тем, что их страна огромная, что для них является показателем могущества нации. Русские женщины действительно так красивы, как мне об этом рассказывали. Русская культура восхитительна, многие об этом и раньше слышали. Русская кухня многим не нравится, несмотря на искренние попытки понять ее.

Россия, получившая в наследство советскую систему, остается очень бюрократизированной страной и очень централизованной. Ее огромные размеры являются препятствием для реформ. Но многие думают, что бюрократы и простые люди совершенно не хотят, чтобы что-либо изменилось. Почему? Потому что получившие власть используют ее в своих интересах (коррупция). В России власти предержащие используют ее в своих интересах. И люди давно смирились с этим, никто не пытается изменить ситуацию.

Удивляет индивидуализм людей. Каждый делает в своем уголке свое дело, и нет дела до соседа. В России достаточно грязно. Ещё достаточно вольготно чувствуют себя «новые русские».

Таким образом, формирование ценностного отношения к представителям иной культуры, являясь условием нравственного воспитания российских и иностранных курсантов, выступает не только в качестве диалога культур, но и в качестве взаимодействия, умения адекватно реагировать на проявления другой культуры, развивать собственную личную культуру, обогащать свой духовный мир.

Хочется верить, что иностранные курсанты после окончания нашего института будут гордиться тем, что получили образование в России. И доказывают это страницы в социальных сетях, посвященные, например, великой дате нашего народа — Дню Победы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бердичевский А.Л. Является ли русский язык международным // Мир русского слова. — 2000. - № 1.- С. 32.

2. Ёсикадзу Накамура. О русистике в Японии // Русский язык за рубежом. — 2003. — № 3. — С. 114—117.

3. Пфандль Х. Зачем изучать русский язык в XXI веке? Размышления о выборе иностранного языка // Русское слово в мировой культуре: материалы X конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (Санкт-Петербург, 30 июня — 5 июля 2003 г.). — Круглые столы: сборник докладов и сообщений / под ред.

П.Е. Бухаркина и др. — СПб., 2003. — С. 309—315.

4. Хачатурова С.С. Русский язык: объект изучения или средство общения? // Мир русского слова. — 2000. — № 1. — С. 39.

5. Шепелевич Л. Повышение мотивации студентов-филологов при обучении русскому языку с использованием сети интернет // Русистика и современность: материалы VII международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 17—18 сентября 2004 г.). Т. 2. Диалог культур в обучении русскому языку и русской словесности. — СПб., 2005. — С. 325—330.

6. http://www.infokart.ru/omsk-na-karte-rossii/

REFERENCES

1. Berdichevsky A.L. Yavlyaetsya li russkiy yazyk mezhdunarodnym // Mir russkogo slova. — 2000. - № 1. - S. 32.

2. Yosikadzu Hakamura. O rusistike v Yaponii // Russkiy yazyk za rubezhom. — 2003. — №

3. — S. 114—117.

3. PfandT H. Zachem izuchat4 russkiy yazyk v XXI veke? Razmyshleniya o vybore inostrannogo yazyka // Russkoe slovo v mirovoy kulture: Materialy X Kongressa Mezhdunarodnoy assotsiatsii prepodavateley russkogo yazyka i literatury. Sankt-Peterburg, 30 iyunya — 5 iyulya 2003 g. — Kruglye stoly: sbornik dokladov i soobscheniy / Pod red. P.E. Buharkina i dr. — SPb., 2003. — S. 309—315.

4. Khachaturova S.S. Russky yazyk: ob4ekt izucheniya ili sredstvo obscheniya? // Mir russkogo slova. - 2000. - № 1. - S. 39.

5. Shepelevich L. Povyshenie motivatsii studentov-filologov pri obuchenii russkomu yazyku s ispoPzovaniem seti internet // Rusistika i sovremennost4: Materialy VII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 17-18 sentyabrya 2004 g. T. 2. Dialog kuPtur v obuchenii russkomu yazyku i russkoy slovesnosti. - SPb., 2005. - S. 325-330.

6. http://www.infokart.ru/omsk-na-karte-rossii/

Вашутина Ольга Юрьевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных и русского языков Омского автобронетанкового инженерного института.

Закарлюка Валентина Андреевна — старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков Омского автобронетанкового инженерного института © О.Ю. Вашутина, В.А. Закарлюка, 2015

Статья поступила в редакцию 4 сентября 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.