Научная статья на тему 'Возможности электронного учебника по дисциплине «Русский язык и культура речи» (для курсантов военных вузов)'

Возможности электронного учебника по дисциплине «Русский язык и культура речи» (для курсантов военных вузов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фесенко О.П.

В статье рассмотрены дидактические возможности электронного учебника по дисциплине «Русский язык и культура речи». Описаны его структура, технические характеристики, функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фесенко О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF THE ELECTRONIC TEXTBOOK ON DISCIPLINE "RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE" (for cadets)

The article deals with the didactic possibilities of the electronic textbook on discipline "Russian Language and Speech Culture". Its structure, technical characteristics and functions are described.

Текст научной работы на тему «Возможности электронного учебника по дисциплине «Русский язык и культура речи» (для курсантов военных вузов)»

5. Кремнева Н. Ю. Формирование организационной культуры: инновации и стереотипы // Социологические исследования. 2012. № 7. С. 52-59.

6. Максименко А. А Организационная культура: системно-психологические описания: учеб. / А. А. Максименко. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. 168 с.

7. Семенов Ю. Г. Организационная культура: учеб. / Ю. Г. Семенов. М.: Логос, 2012. 256 с.

8. Грива Е. В. Социально-психологические условия формирования организационной культуры управления современным предприятием РФ // Управление персоналом. 2011. № 8. С. 29-33.

9. Капитонов А. Э. Организационная культура в организационно-управленческой сфере: анализ и разработка модели // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 8. С. 43-46.

10. Организационная культура: теория, исследование, практика: моногр. / Н. Н. Богдан, М. Г. Масилова, И. Ю. Парфенова; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. 228 с.

11. Корпоративная культура преподавателя вуза: учеб. пособие / О. В. Андомин. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. 131 с.

12. Корчагина Е. В. Роль корпоративной культуры в обеспечении эффективного управления и перехода к ус-

УДК 372.881.116.11

ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» (для курсантов военных вузов)

В статье рассмотрены дидактические возможности электронного учебника по дисциплине «Русский язык и культура речи». Описаны его структура, технические характеристики, функции.

Ключевые слова: электронный учебник, культура речи, электронная образовательная среда.

Идея гуманизации образования требует изменений в его структуре как за счет введения новых гуманитарных дисциплин, так и путем увеличения гуманитарного компонента в содержании традиционных учебных дисциплин, в том числе и языковых. В системе военного образования наблюдается тенденция к увеличению часов на обучение по курсу «Русский язык и культура речи». И если еще три года назад этот учебный предмет отсутствовал в системе высшего военного образования, то сегодня речь идет о том, что необходимо увеличивать курс с 2 до 4 зачетных единиц. Учитывая сложившуюся ситуацию и современные требования к организации учебного процесса, в 2016 г. на кафедре иностранных и русского языков Омского автобронетанкового инженерного института был подготовлен электронный учебник по дисцип-

тойчивому развитию компании. Проблемы современной экономики // Евразийский междунар. науч.-аналит. журн. 2009. № 1(29). С. 255-260.

13. Иванычева Т. А. Ценности организации как элемент формирования организационной культуры // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 4 С. 62-63.

14. Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ИНФРА-М., 2011. 151 с.

15. Питерс Т, Уотерман Р. Мл. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. М.: Альпина Паблишер, 2011. 528 с.

16. Sathe V. Culture and Related Corporate Realities. Richard D. In/ in, Inc., 1985.

17. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.

18. Ляпина С. Ю., Первакова Е. Е., Снесарева Е. В. Организационная культура и инновации // Инновации. 2012. № 12. С. 102-106

19. Марков Д. А. Организационная культура как фактор повышения эффективности управления персоналом // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 356-357.

© Федоров В. М., 2016

O. n. 0eceHKO O. P. Fesenko

POSSIBILITIES OF THE ELECTRONIC

TEXTBOOK ON DISCIPLINE "RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE" (for cadets)

The article deals with the didactic possibilities of the electronic textbook on discipline "Russian Language and Speech Culture". Its structure, technical characteristics and functions are described.

Keywords: electronic textbook, speech culture, e-learning environment.

лине «Русский язык и культура речи» (коллектив авторов: О. П. Фесенко, О. Ю. Вашутина, С. С. Лаухина, А. Н. Попова). Учебник был составлен в программе SunRavBookOffice 4, охватывает основное содержание учебной программы по курсу «Русский язык и культура речи» (нормы русского литературного языка, функциональные стили языка, особенности деловой коммуникации и т. д.) и содержит как теоретическую, так и практическую части для более прочного усвоения материала и формирования необходимых компетенций. Структура учебника позволяет реализовать самые разные учебные задачи. Прежде всего, он интересен тем, что предназначен одновременно как для российских, так и для иностранных курсантов, приехавших получать военное инженерное образование из стран Организации Догово-

88

Гуманитарные исследования • 2016 • № 4 (13)

ра о коллективной безопасности (ОДКБ). Безусловно, уровень владения русским языком курсантов из стран ближнего зарубежья не настолько высок, как у тех, для кого он является родным. При этом стандарт по специальности одинаков для всех обучающихся. В связи с этим в структуре электронного ресурса был выделен самостоятельный раздел с упражнениями, позволяющий в более упрощенной и поступательной форме осваивать содержание курса.

Учебник состоит из нескольких крупных разделов:

1. рабочая программа и тематический план. В ней отражено содержание дисциплины «Русский язык и культура речи».

2. теоретическая часть. Раздел раскрывает содержание основных понятий курса в их взаимосвязи. Кроме традиционного теоретического материала в разделе представлен интересный иллюстративный языковой материал, позволяющий расширить представление о богатстве русского языка (примеры жаргонизмов, в т. ч. военных; иллюстративный материал, демонстрирующий особенности жестикуляции в деловой и военно-профессиональной сферах). В структуру учебника включен большой раздел по риторике и речевой коммуникации. Это связано с тем, что в число компетенций входит умение грамотно и убедительно строить свою устную речь. Теоретическая часть сопровождается видеоматериалами и презентациями. Видеоролики расширяют представление курсантов по теме, позволяют разнообразить обучение. К части видеоматериалов предложены дополнительные задания по анализу содержания фильмов, поиску ошибок и т. д. Презентации в значительной степени облегчают процесс усвоения теории особенно тем курсантам, для которых прочитать предложенный объем информации по темам проблематично в силу слабого владения русским языком. Презентации оформлены в виде гиперссылок. Все теоретические разделы снабжены вопросами для самоконтроля.

3. практическая часть. В этот раздел учебника включены упражнения по каждой из тем теоретической части. Причем, как мы уже отмечали выше, разделены они на два блока: для российских курсантов и для курсантов из стран ОДКБ. Блок заданий для тех, для кого русский язык не является родным, обеспечивает освоение не только материала стандарта по дисциплине «Русский язык и культура речи», но и совершенствует навык владения языком с уровня В2 до С1-С2.

Упражнения предполагают возможность использования словарей (особенно по теме «Нормативный аспект культуры речи»). Ссылки на словари (как общеязыковые, так и военные терминологические) в сети Интернет включены в структуру учебника. В качестве материала упражнений в разделе чаще всего используются отрывки из художественных произведений русской и зарубежной классики, реже - отрывки публичных речей военачальников и выступлений политических лидеров разных эпох. Благодаря такому выбору текстов

практикум может использоваться студентами и курсантами разных специальностей и направлений подготовки.

Кроме того, обучающимся предложены видеоматериалы, в которых опытные ораторы и тренеры по ораторскому мастерству демонстрируют самые разные упражнения на технику речи, что обеспечивает возможность каждому из курсантов в своем индивидуальном режиме осваивать предложенные упражнения.

В практической части, предназначенной для российских курсантов, отдельно выделен блок самостоятельных работ по различным темам.

4. глоссарий. В глоссарии имеется система гиперссылок на те фрагменты учебника, в которых подробно рассмотрено каждое конкретное понятие.

5. тесты включают в себя тренировочный и контрольный (отдельно для российских курсантов и для курсантов ОДКБ). Эти материалы помогут как на занятии, так и при самостоятельной проверке уровня освоения материала. Тест для самоконтроля содержит систему выплывающих подсказок для более успешной проверки полученных знаний.

6. дополнительные материалы предназначены для того, чтобы курсант мог в режиме самостоятельной работы подготовиться к некоторым темам курса (перечень интернет-ресурсов по дисциплине, высказывания о русском языке, фотогалерея, содержащая информацию о наиболее значимых для истории русского языка ученых). Кроме того, этот раздел учебника содержит олимпиадные задания, выполнение которых расширяет представление курсантов о русском языке. Необходимость введения такого рода заданий связана с регулярным участием курсантов во всероссийских олимпиадах по культуре речи.

Таким образом, электронный учебник дает возможность наиболее продуктивно использовать ресурсы дисциплины, организовать не только аудиторную, но и самостоятельную работу курсантов, обеспечивает индивидуальный дифференцированный подход в обучении. Однако надо хорошо понимать, что электронный формат учебных материалов не может в полной мере заменить живое общения курсантов и преподавателей, поскольку именно в нем формируются те коммуникативные компетенции, которые необходимы каждому специалисту в профессиональной деятельности. Электронный учебник может стать одним из средств обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи», но никогда не единственным, использоваться он должен очень дозирован-но и методически грамотно. В противном случае результат обучения может быть ниже ожидаемого [1].

1. Митясова Е. А. Электронный учебник как основной инструмент для работы преподавателя // Учен. зап. ИСГЗ. 2015. № 1. С. 368-375.

© Фесенко О. П., 2016

Гуманитарные исследования • 2016 • № 4 (13)

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.