Научная статья на тему 'Организационная культура как детерминанта повышения эффективности управления опорного университета'

Организационная культура как детерминанта повышения эффективности управления опорного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КУЛЬТУРА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МОДЕЛИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров В. М.

В статье исследованы составляющие эффективности организационной культуры опорного университета. Обобщены и сгруппированы критерии оценки эффективности организационной культуры, установлено, что организационная культура может выступать в качестве индикатора эффективности внутриорганизационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL CULTURE AS A DETERMINANT OF IMPROVEMENT OF MANAGEMENT EFFICIENCY OF THE SUPPORT OF THE UNIVERSITY

The article examines components of key university's organizational culture effectiveness, summarizes and groups the criteria of effectiveness evaluating of organizational culture and states that organisational culture can act as an indicator of the internal organizational processes effectiveness.

Текст научной работы на тему «Организационная культура как детерминанта повышения эффективности управления опорного университета»

1. Требования к содержанию комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Для иностранных граждан, оформляющих разрешение на работу или патент. СПБ.: Златоуст, 2015. 48 с.

УДК 37.02

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОПОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

В статье исследованы составляющие эффективности организационной культуры опорного университета. Обобщены и сгруппированы критерии оценки эффективности организационной культуры, установлено, что организационная культура может выступать в качестве индикатора эффективности внутриорганизационных процессов.

Ключевые слова: образовательные организации, культура, эффективность, модели, управление.

Одним из основополагающих механизмов повышения эффективности управления опорным университетом является организационная культура.

Определенные концептуальные представления об организационной культуре существуют в нашей стране достаточно давно. Уже в советский период акцентировалось внимание на совершенствовании таких ее элементов, как психологическая атмосфера, дисциплина и принципы рабочего распорядка. В связи с переходом к рыночному укладу экономики, многие достижения в этом направлении были утрачены и позабыты. По мнению Т. О. Соломанидиной, «новые условия хозяйствования потребовали трансформации систем управления организаций, изменений в целях и методах развития культуры, в частности, формирование идеологии отдельных организаций» [1]. В настоящее время термин «организационная культура» воспринимается многими исследователями как некая концепция единого представления, и эта характерная черта отличает одну организационную систему от другой. Рассмотрим два ключевых подхода к определению понятия «организационная культура»:

1. Организационная культура - комплекс различных компонентов, охватывающих ценности, общепризнанные нормы, принципы действия, мировоззренческие взгляды и символическую систему [2, с. 25].

2. Организационная культура - организационные процедуры ведения деятельности и методы их осуществления [3, с. 49].

Равно как и почти все понятия организационно-управленческих дисциплин, термин «организационная культура» не имеет единого универсального определения. Возможны

2. Гурина Р. В. О фреймовом представлении знаний // Фреймовые опоры: метод. пособие / под ред. Р. В. Гуриной. М.: НИИ шк. технологий, 2007. С. 3-9.

© Мурашкина А. В., 2016

В. М. Федоров V. M. Fedorov

ORGANIZATIONAL CULTURE AS A DETERMINANT OF IMPROVEMENT

OF MANAGEMENT EFFICIENCY OF THE SUPPORT OF THE UNIVERSITY

The article examines components of key university's organizational culture effectiveness, summarizes and groups the criteria of effectiveness evaluating of organizational culture and states that organisational culture can act as an indicator of the internal organizational processes effectiveness.

Keywords: the educational organization, culture, performance, model, management.

только различные многофункциональные описания культурной области, но сущностное определение культуры, получившее общепринятое признание, отсутствует.

Большинство исследователей [4-7] определяют организационную культуру как органичную систему существенных базовых предположений, полностью разделяемых сотрудниками организации. Е. В Грива и А. Э. Капитонов определяют организационную культуру как разделяемые большинством сотрудников организации общие взгляды и воззрения, мнения, ценностные ориентации, верования, установки и тенденции [8; 9]. Необходимо отметить, что свойства культуры организации в значительной степени обусловливаются менталитетом общества с учетом сложившейся в текущее время социально-экономической ситуации. Организационная культура обладает своеобразными свойствами и атрибутами в соответствии с направлением деятельности и организационной - правовой формой.

В образовательных организациях высшего образования организационная культура имеет специфические черты, не только отличающие ее от культуры в других сферах деятельности, но и от культуры в других учреждениях образования.

Важнейшей отличительной чертой системы высшего образования, оказывающей влияние на организационную культуру, является многогранность носителя этой культуры. Основными носителями культуры опорного университета являются руководители, работники, а также различные категории обучающихся. Сложившаяся в вузах социальная ситуация актуализирует потребность в целенаправленном поиске новых подходов к формированию и реализации организационной культуры в вузе, созданию благоприятных

условий для достойной жизни и развития преподавателей и сотрудников [10].

Организационная культура опорного университета определяется как платформа педагогической деятельности, предполагающая содействие и развитие вуза. По словам О. В. Андомина, «организационная культура, влияя на поведение и отношения между преподавателями, сотрудниками и студентами, является предпосылкой успешного взаимодействия с общественностью, определяет место организации в окружающем мире, олицетворяя собой те законы, нормы и правила, которые объединяют ее членов» [11].

Природа организационной культуры опорного университета выражается в концепции отношений:

1. оценка членом организации эффективности собственного труда;

2. его отношение к университету как к среде самореализации;

3. функциональные и межличностные взаимоотношения работников.

Сущность организационной культуры обуславливается уровнем индивидуальной важности профессиональной деятельности для большинства сотрудников опорного университета. Важной и значимой является функциональная деятельность, посредством которой сотрудник опорного университета:

- реализует собственный потенциал;

- отражает рефлексивное отношение к профессиональной практике.

Таким образом, организационная культура опорного университета представляется нам как своеобразная скоординированная система, включающая в самом общем виде: совокупность ценностей, превалирующих в организационной среде опорного университета, и способы их укоренения и реализации в опорном университете.

Необходимо отметить, что основной проблемой, с которой столкнулись вузы при их преобразовании в опорный университет, явилось огромное количество стандартов и процедур реорганизуемых вузов, слияние культур разного профиля (к примеру, технического и гуманитарного), насаждение новых подходов в менеджменте вновь организуемого учебного заведения. Вместе с тем, организационная культура опорных университетов требует конкретной инкорпорации и использования комплекса мероприятий, содействующих внедрению корпоративных стандартов на практике. Поэтому для успешного и эффективного функционирования опорного университета необходимы меры по совершенствованию организационной культуры, дающей возможность достичь востребованных корпоративных амбиций.

В процессе реорганизации перед руководством опорного университета возникает проблема повышения эффективности его управления. Высокая эффективность управления опорного университета сможет обеспечить конкурентные преимущества, а значит, и благополучие вуза. Влияние организационной культуры на жизнедеятельность опорного университета заключается в том, что сотрудники адаптируются к измененяемым обстоятельствам, касательно которых они дают оценку и выстраивают модификации собственных образов действий. Реализуя данные модификации в собс-

твенной работе, они форсируют те или иные стремления и ориентации и создают, таким образом, соответствующие им обстоятельства.

Об организационной культуре, как о детерминанте увеличения эффективности управления организацией, пишут многие исследователи. Е. В. Корчагина свидетельствует о прямом воздействии организационной культуры на стабильность организационных процессов организации. В своих трудах автор исходит из того, что гибкая организационная культура позволяет организации адаптироваться к изменениям внешней среды, а также предлагает модель измерения вклада организационной культуры в развитие организации [12]. По утверждению Т. А. Иванычевой, самый действенный способ влияния на организационную культуру - формирование благожелательной обстановки, основанной на невзыскательности к инакомыслию и различиям сотрудников, содействующей утверждению общечеловеческих ценностей, эффективной деятельности организаций в современных условиях [13].

По мнению О. Г. Тихомировой, влияние организационной культуры на повышение эффективности организации «проявляется в создании положительной репутации и привлекательного имиджа» [14, с. 118].

В настоящее время существует ряд подходов зарубежных исследователей, которые можно использовать для характеристики воздействия культуры на опорный университет.

1. Т. Питерс и Р. Уотерман в своих работах доказывают непосредственную связь между организационной культурой и эффективностью управления; при этом они указывают ряд общих характеристик, свойственных преуспевающим организациям с развитой оргкультурой:

• управленческие решения утверждаются даже в условиях недостатка сведений и данных;

• поощрение самостоятельности и инициативности;

• человек воспринимается как важнейшая ценность и актив организации;

• руководители организации регулярно посещают управляемые ими объекты и непосредственно общаются с подчиненными на местах их работы;

• строгая ориентация на основную деятельность, диверсификация не поощряется;

• простота организационной структуры, немногочисленный штат управления [15].

2. В. Сате акцентирует внимание на семи процессах, посредством которых организационная культура оказывает воздействие на жизнедеятельность организации:

• кооперация между индивидами, частями организации;

• принятие решений;

• контроль;

• коммуникации;

• приобщенность организационной среды;

• восприятие организационной среды;

• оправдание своего поведения [16].

3. Т. Парсонс создал универсальный образец корреляции культуры организации и достижений организации - модель AGIL, состоящую из целей, которые организация, для того чтобы быть преуспевающей, обязана осуществлять: адаптация (Adaptation), достижение целей

(Goal achievment), интеграция (Integration) и легитимность (Legitimate) [17]. Основная идея модели: для эффективного функционирования и развития компания обязана постоянно приспосабливаться к перманентно изменчивым обстоятельствам экзогенной среды, добиваться исполнения поставленных ею целей, объединять свои части в единое целое и быть общепризнанной людьми и иными организациями.

Учитывая изложенное, для анализа организационной культуры как фактора повышения эффективности управления опорного университета автор предлагает использовать следующий показатель оценки :

К эф = VK1 xK2 х K1 xK3 x Kn,

где К эф - коэффициент эффективности организационной культуры опорного университета;

n - количество параметров оценки уровня организационной культуры;

K1, K2, K3,... Kn - параметры оценки организационной культуры, представленные в виде коэффициентов.

K1 - коэффициент степени общего уровня образования сотрудников опорного университета:

K1= (I a /*Ч ij)/ 4j,

где a i - балл, соответствующий i-му образовательному уровню;

4ij - численность сотрудников опорного университета с i-м образовательным уровнем в j-м году;

4j - общая численность работников опорного университета в j-м году;

k - количество образовательных уровней.

Каждой степени присваивается конкретный балл. Например, степень доктора наук -10 баллов, кандидата - 9 баллов, высшее и второе высшее образование - 8 баллов и т. д.

K2 - коэффициент устойчивости персонала опорного университета, непосредственно сопряженный с показателем текучести кадров:

K2 = 1- К тек, К тек= (I К тек!* Ч ij)/ Ч j,

где К тек - коэффициент текучести кадров в i-м диапазоне стажа работы;

Ч //-численность работников опорного университета i-го диапазона в j-м периоде;

Ч]j - численность работников опорного университета в j-м периоде;

m - число выделенных диапазонов стажа работы.

K3 - коэффициент трудовой дисциплины,

K3=(1- I D i)/ N,

где D i - число нарушений i-го вида;

n - число учитываемых видов нарушений трудовой и технологической дисциплины;

N - среднесписочная численность сотрудников опорного университета.

Для оценки организационной культуры как детерминанты повышения эффективности управления опорного университета можно использовать и другие показатели, например, показатель индивидуальных взаимоотношений, показатель конфликтности и др.

Кроме этих показателей, исследователи С. Ю. Ляпина, Е. Е. Первакова и Е. В. Снесарева рекомендуют к использованию также следующие:

- соотношение аппарата управления к профессорско-преподавательскому составу (ППС) - характеризует экономичность аппарата управления;

- показатель управленческой нагрузки - определяет уровень нагрузки руководителей по осуществлению функций управления;

- степень полноты данных - определяет способности руководителей осуществлять рациональные решения на основе наличия необходимой и достаточной информации;

- уровень общности сотрудников управления - определяет уровень совместимости сотрудников управления на определенный момент времени;

- степень стабильности руководящего состава организации - определяет сменяемость в совокупном числе сотрудников управления [18, с. 105].

Уместным дополнением оценки организационной культуры как фактора повышения эффективности управления опорного университета будет предложение Д. А. Маркова, который отмечает, что «оценить действие организационной культуры можно также по степени проявления некоторых явлений и процессов, таких как уровень текучести кадров, степень управляемости коллективом, степень конфликтности» [19].

Следует также отметить и то, что для повышения эффективности управления опорного университета организационная культура должна стать неотъемлемой составляющей вуза и соответствовать современным условиям. По словам Н. Н. Богдана, «организационная культура университета, формируя в вузовском сообществе такие ценности, как профессиональная компетентность, творческая устремленность, готовность к работе в команде, коллективизм, повышает сплоченность сотрудников, согласованность их действий, что положительно отражается на качестве профессионального образования» [10].

Таким образом, анализ оценки эффективности организационной культуры опорного университета позволяет провести обоснованные изменения в вузе и уметь оценить затраты на проведение мероприятий по развитию организационной культуры.

1. Соломанидина Т. О. Организационная культура компании: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. 624 с.

2. Абрамова С. Г. О понятии «организационная культура» // Кадры. 2012. № 8. С. 24-27.

3. Колос А. Л. Место и роль организационной культуры в антикризисном управлении предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 48-51.

4. Кондратьев Э. Организационная культура: понятие, механизмы и методы управления // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 11. С. 56-64.

5. Кремнева Н. Ю. Формирование организационной культуры: инновации и стереотипы // Социологические исследования. 2012. № 7. С. 52-59.

6. Максименко А. А Организационная культура: системно-психологические описания: учеб. / А. А. Максименко. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. 168 с.

7. Семенов Ю. Г. Организационная культура: учеб. / Ю. Г. Семенов. М.: Логос, 2012. 256 с.

8. Грива Е. В. Социально-психологические условия формирования организационной культуры управления современным предприятием РФ // Управление персоналом. 2011. № 8. С. 29-33.

9. Капитонов А. Э. Организационная культура в организационно-управленческой сфере: анализ и разработка модели // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 8. С. 43-46.

10. Организационная культура: теория, исследование, практика: моногр. / Н. Н. Богдан, М. Г. Масилова, И. Ю. Парфенова; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. 228 с.

11. Корпоративная культура преподавателя вуза: учеб. пособие / О. В. Андомин. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. 131 с.

12. Корчагина Е. В. Роль корпоративной культуры в обеспечении эффективного управления и перехода к ус-

УДК 372.881.116.11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» (для курсантов военных вузов)

В статье рассмотрены дидактические возможности электронного учебника по дисциплине «Русский язык и культура речи». Описаны его структура, технические характеристики, функции.

Ключевые слова: электронный учебник, культура речи, электронная образовательная среда.

Идея гуманизации образования требует изменений в его структуре как за счет введения новых гуманитарных дисциплин, так и путем увеличения гуманитарного компонента в содержании традиционных учебных дисциплин, в том числе и языковых. В системе военного образования наблюдается тенденция к увеличению часов на обучение по курсу «Русский язык и культура речи». И если еще три года назад этот учебный предмет отсутствовал в системе высшего военного образования, то сегодня речь идет о том, что необходимо увеличивать курс с 2 до 4 зачетных единиц. Учитывая сложившуюся ситуацию и современные требования к организации учебного процесса, в 2016 г. на кафедре иностранных и русского языков Омского автобронетанкового инженерного института был подготовлен электронный учебник по дисцип-

тойчивому развитию компании. Проблемы современной экономики // Евразийский междунар. науч.-аналит. журн. 2009. № 1(29). С. 255-260.

13. Иванычева Т. А. Ценности организации как элемент формирования организационной культуры // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 4 С. 62-63.

14. Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ИНФРА-М., 2011. 151 с.

15. Питерс Т, Уотерман Р. Мл. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. М.: Альпина Паблишер, 2011. 528 с.

16. Sathe V. Culture and Related Corporate Realities. Richard D. In/ in, Inc., 1985.

17. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.

18. Ляпина С. Ю., Первакова Е. Е., Снесарева Е. В. Организационная культура и инновации // Инновации. 2012. № 12. С. 102-106

19. Марков Д. А. Организационная культура как фактор повышения эффективности управления персоналом // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 356-357.

© Федоров В. М., 2016

O. n. 0eceHKO O. P. Fesenko

POSSIBILITIES OF THE ELECTRONIC

TEXTBOOK ON DISCIPLINE "RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE" (for cadets)

The article deals with the didactic possibilities of the electronic textbook on discipline "Russian Language and Speech Culture". Its structure, technical characteristics and functions are described.

Keywords: electronic textbook, speech culture, e-learning environment.

лине «Русский язык и культура речи» (коллектив авторов: О. П. Фесенко, О. Ю. Вашутина, С. С. Лаухина, А. Н. Попова). Учебник был составлен в программе SunRavBookOffice 4, охватывает основное содержание учебной программы по курсу «Русский язык и культура речи» (нормы русского литературного языка, функциональные стили языка, особенности деловой коммуникации и т. д.) и содержит как теоретическую, так и практическую части для более прочного усвоения материала и формирования необходимых компетенций. Структура учебника позволяет реализовать самые разные учебные задачи. Прежде всего, он интересен тем, что предназначен одновременно как для российских, так и для иностранных курсантов, приехавших получать военное инженерное образование из стран Организации Догово-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.