СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
А. К. АНДРИАНОВ
В статье рассматривается структура и содержание технологии профессиональной подготовки студентов педагогического вуза при обучении плаванию студентов.
Представлены психолого-педагогические аспекты построения процесса обучения плаванию, применяемые в опытно-экспериментальной работе, проведенной за период с 2004 по 2011 г. на кафедре физического воспитания со студентами в рамках учебной образовательной программы педагогического вуза.
Ключевые слова: мотивационно-ценностный, психоэмоциональный компоненты, обучение плаванию.
Современный период развития высшего образования в России требует совершенствования физкультурного образования. В сфере физической культуры и спорта идет адаптация к новым условиям и социальным потребностям, в связи с этим предъявляются более высокие требования и к специалистам по физической культуре. Это, в свою очередь, вызывает необходимость усиления социально-педагогической направленности системы высшего профессионального физкультурного образования (Е. В. Утишева, [18]).
В государственном образовательном стандарте Высшего профессионального образования (1999) определены требования к содержанию профессиональной подготовки бакалавра. Причем он должен понимать роль физической культуры и развития человека, хорошо ориентироваться в вопросах физической культуры и здорового образа жизни; получить знания в сфере физического воспитания, спорта, оздоровительной работы с населением; владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих укрепление здоровья, развития психофизиологических способностей и качеств (В. И. Григорьев [8]; В. И. Ильин [11]); а также уметь организовывать мероприятия по формированию потребностей студентов в здоровом образе жизни и самосовершенствовании в соответствии со ст. 12 «Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Целью физического образования является удовлетворение объективной потребности студентов в освоении системы специальных знаний,
приобретении профессионально значимых умений и навыков.
Среди основополагающих целей образования выделяют следующие ориентиры: создание необходимых условий для развития личности; запуск механизма развития и саморазвития самой системы образования; превращение образования в действенный фактор развития общества.
Преобразования в стране существенно изменили отношение молодежи к физической и психологической подготовке, к профессиональной деятельности (Ф. Г. Хайрулин [19]). Общая тенденция состоит в том, что требования к физической культуре остаются высокими, а время на обучение и возможности студентов уменьшаются (М. Я. Виленский [5]).
Несмотря на то, что большинство людей понимает, что физическая культура - важное средство укрепления здоровья и восстановления физических и духовных сил, не все обладают достаточными знаниями в этой области. Чаще всего такое отношение складывается в учебные годы (И. В. Беринская [4]).
Необходимое условие формирования физической культуры личности - это стремление к овладению системой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие способностей (В. К. Бальсевич [1]); самое основное требование - практическое применение знаний и умений в своей жизни; регулярные занятия физической культурой и спортом, дости-
жение определенного уровня тренированности (Ю. Н. Евсеев [4]).
Физическая культура характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы (В. И. Ильинич [9]).
Человек, по И. П. Павлову (К. К. Кардя-лис [12]), обладает «рефлексом цели», причем не отдаленной и общей, а непосредственной и конкретной. Видимо, поэтому опосредованные и отдельные цели, такие как укрепление здоровья, физическое совершенствование и т. п., не всегда достаточный стимул для сознательного и активного двигательного поведения.
Однако, как отмечает ряд ученых-практиков (Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов [7]), физкультурно-оздоровительная работа не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Проблема дефицита физической активности становится все более острой не только в профилактической медицине, но и в системе обучения и воспитания молодежи.
Однако в существующих педагогических технологиях комплексное изучение данной проблемы не получило должной разработки. В частности, недостаточно освещенными остаются вопросы структуры мотивов и потребностей к занятиям физической культуры и различным видам спорта. Недостаточно изучены методы и приемы формирования мотивации и стимулирования физкультурно-оздоровительной деятельности учащейся молодежи; влияние сформированных мотивов, потребностей и знаний в области физической культуры на показатели физического развития, физической подготовленности, эмоционально-волевые свойства личности и здоровье молодежи.
Данный комплекс нерешенных проблем обусловливает необходимость определения качественно новых организационно-методических условий формирования физической культуры личности студентов.
По мнению Л. И. Лубышевой [13], одной из причин создавшегося положения является отсутствие у молодежи сформированного интеллектуального и мотивационно-потребностного компонентов физической культуры.
Главным условием достижения такой цели является высокая мотивация и положительный эмоциональный и функциональный эффект от затраченных волевых, эмоциональных усилий студенток.
Мотивационно-ценностный компонент отражает активное положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мо-
тивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельности по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование (В. К. Вилюнас [6]).
В отечественной психологии (С. Л. Рубинштейн [17]) мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности.
Мотивационная сфера, или мотивация, в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики (А. А. Реан [16]; Е. П. Ильин [10]).
Согласно А. А. Реану [16], Е. П. Ильину [10], в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства, переживания, словом все то, в чем нашла воплощение потребность.
Потребности и мотивы в физической культуре - главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Выделяют: потребность в движении и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечении, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиции своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте (В. И. Ильинич [9]).
Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности (С. Л. Рубинштейн [17]).
Т. В. Хромина, Д. Ю. Яковлев [20], изучая потребности в занятиях физической культурой у молодежи и доминирующие мотивы выявили, что юноши и девушки руководствуются разными мотивами посещения занятий физической культуры. У девочек преобладает стремление к социальному престижу (у 32 % подростков (14-15 лет)) и 40 % юношей (16-18 лет); стремление к соперничеству у 24 % подростков (14-15 лет) и 14 % юношей (16-18 лет); стремление к достижению цели у 48 % подростков (14-15 лет) и 60 % юношей (16-18 лет). Юноши считают занятия физической культурой и спортом более важными, чем девушки, однако и те, и другие, идя на занятия физической культуры, не задумываются о значении физической активности для их здоровья.
А. К. АНДРИАНОВ
155
В побуждении студентов к занятиям физической культурой важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. В структуре интереса различают эмоциональный компонент, познавательный и поведенческий компоненты (А. А. Реан [16] ).
Перед молодежью необходимо ставить не только общие, но по возможности и конкретные, непосредственные, пусть даже условные цели и задачи мероприятий, раскрывая их смысл (О. Н. Баранков [2]).
Отношения задают предметную ориентацию (С. Л. Рубинштейн [17]), определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни. Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности.
Исследованиями Т. В. Хроминой и Н. М. Киселевой [21] установлено, что потребностно-мотива-ционная сфера студентов детерминирована уровнем их агрессивности. Уровень враждебности выше у студенток, чем у студентов. У студенток преобладают такие агрессивные реакции, как вербальная агрессия и раздражение. Вместе с этим установлено, что уровень агрессивности тесно связан с личностной тревожностью у студентов.
Личностная тревожность - это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению (Е. А. Рогов [14] ).
Ситуативно-изменчивые проявления тревожности характеризуются субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичной по времени.
Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т. е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным (Е. В. Боченкова [3]). Чем выше
уровень личностной тревожности, тем выше уровень агрессии.
Склонность приписывать недоброжелательность и дурные намерения другим лицам, является важной чертой, которая может привести студенток к более частым, чем обычно, агрессивным столкновениям с окружающими (Т. В. Хро-мина [22]). «Больное» агрессией, нетерпимостью общество заражает агрессией и свое молодое поколение.
Наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными студентами обнаруживаются не в предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Развитие навыков общения, занятия физической культурой и спортом могут повысить уровень социальной адаптации личности.
Необходимо не отрицать наличие агрессивных импульсов у молодежи, а видеть принципиальную разницу между: агрессивными импульсами, агрессивным поведением и свободным (зрелым) поведением личности. Игнорирование относительной свободы личности, ее поведение от собственных же импульсивных влечений ведет к фатальной агрессии. Импульсивно-инстинктивная сфера есть сфера обеспечивающая, но не управляющая (А. А. Реан [16] ). Регулятивный контур связан с другой сферой - сознание, самосознание, система отношений и установок личности.
Одним из средств определения психоэмоционального состояния студентов является тест на самочувствие, активность, настроение (САН), который позволяет на основании полученных результатов внести коррективы и повысить качество учебно-тренировочных занятий. Тест САН в качестве экспресс-метода для определения текущего психоэмоционального состояния благодаря своей информативности широко используется и в практике спорта высших достижений (А. В. Родионов [15] ).
Физическая нагрузка может быть подобрана дифференцированно без нарушения требований учебных программ по плаванию в зависимости от исходного психоэмоционального состояния студентов.
На занятиях по плаванию в условиях бассейна степень воздействия на психоэмоциональное состояние занимающихся определяет характер и режим нагрузки, а также подтверждена целесообразность планирования физических нагрузок в процессе физического воспитания студентов 1-2-го курсов с учетом их исходного психоэмоционального состояния.
Результаты теста показывают, что с помощью соответствующим образом подобранных средств
в плавании можно направленно изменять психоэмоциональное состояние студентов.
Сопоставление результатов теста показывает, что при повышенном исходном психоэмоциональном состоянии студента, характеризующемся хорошим самочувствием, высокой активностью, оптимистическим настроением, его активность понижали средствами повышенного объема или интенсивности, в зависимости от поставленных целей, а при пониженном, характеризующемся плохим самочувствием, утомленностью и усталостью, сонливостью, унылым настроением, - повышали.
Следовательно, при организации процесса обучения плаванию студентов необходимо учитывать всю систему их личности. В основу должен быть положен мотивационно-ценностный компонент (знания, убеждения, потребности, мотивы, интересы, отношения, ценностные ориентации, эмоции). Прежде всего, необходимо формировать активное положительное эмоциональное отношение у студентов к занятиям физической культурой, в частности к занятиям плаванием, а также воспитывать потребность в них.
Литература
1. Бальсевич В. К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. К., 1987.
2. Баранков О. Н. Пути и методы резкого повышения уровня общефизической подготовки детей в школе, располагающей обычной спортивной базой // Теория и практика физической культуры. 1991. № 2.
3. Беринская И. В. Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000.
4. Боченкова Е. В. Формирование позитивного самоотношения студентов в процессе физического воспитания (на примере экономического вуза): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2000.
5. Виленский М. Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. № 10.
6. Вилюнас М. Я. Психологические механизмы мотивации. М., 1990.
7. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.; 2000.
8. Григорьев В. И. Физическая культура студентов // Теория и методика физической культуры (курс лекций): учеб. пособие / под. ред. Ю. Ф. Курамшина, В. И. Попова. СПб., 1999.
9. Ильин В. И. Дифференциальная психофизиология. 2-е изд., доп. СПб., 2001.
10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
11. Ильинич В. И. Физическая культура студента. М., 2005.
12. Кардялис К. К. Повысить уровень физкуль-турно-спортивной грамотности // Теория и практика физической культуры. 1991. № 11.
13. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. М., 2001.
14. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. Спб., 1999.
15. Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие. М., 1995.
16. Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов. М., 2004
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. 2.
18. Утишева Е. В. Физкультурное образование: социально-педагогические проблемы: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999.
19. Хайрулин Ф. Г. Некоторые проблемы формирования профессиональных интересов молодежи. Таллин, 2000.
20. Хромина Т. В. Потребностно-мотивационная сфера студентов- спортсменов с различным уровнем агрессивности // Проблемы образования в области физической культуры. Хабаровск, 1999.
21. Хромина Т. В. Индивидуальные детерминанты агрессии: психология и практика. Хабаровск, 1999.
22. Хромина Т. В., Яковлев Д. Ю. Изучение потребности в занятиях физической культурой у молодежи // Проблемы физической культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке. Хабаровск, 2004. Вып. 6.
* * *
POSITIVE MOTIVATION-VALUABLE FORMATION AND PSYCHO-EMOTIONAL COMPONENTS IN SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING IN PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION
A. K. Andrianov
In article the structure and the content of technology of vocational training of students of pedagogical higher education institution is considered at training to swimming of students.
Psychological-pedagogical aspects of creation of process of training to the swimming, applied in skilled and experimental work carried out from 2004-2011 at the physical training department with students within a training educational program of pedagogical higher education institution are presented.
Key words: motivational and valuable, psychoemotional components, training to swimming.